28.08.2010 7392

Нарушения связной монологической речи у дошкольников с ЗПР и пути коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной моно¬логической речи. Это прежде всего необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Кроме того, адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно из¬лагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточ¬ного уровня развития связной речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР обусловлены отклонениями в развитии ведущих психических процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения). Кроме того, недостаточная сформированность как произносительной, так и семантической (смысло¬вой) сторон речи со¬здает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов со¬временной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связ¬ную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смыс¬ловое и структурное целое. Особенности развития связной речи изучались Е.А. Бариновой, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Е.А. Тихеевой, О.С. Ушаковой и другими учеными. Все авторы указывают, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Вопросы формирования монологической формы связ¬ной речи в целом в теории и практике изучены. Но в то же время стоит отметить, что и сегодня остается ряд недостаточно изученных актуальных проблем. К ним можно отнести вопросы обуче¬ния монологам-описаниям [В.В. Гербова], связным высказываниям типа рассуждений [М.М. Алексеева, В.И. Яшина]. Нет системной методики обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется сразу несколькими моментами:

– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;

– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с комбинированным психоречевыми нарушениями (ЗПР в сочетании с общим недоразвитием речи);

– содержание коррекционной логопедической работы с детьми с задержкой психического развития, в частности, по разделу: «Формирование связной речи», недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане;

В связи с вышесказанным, объектом исследования является связная монологическая речь у дошкольников с задержкой психического развития.

Предметом исследования является уровни сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Проблема исследования заключается в разработке оптимальных путей формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития в системе комплексного логопедического воздействия по коррекции данной патологии.

Целью исследования является изучение особенностей и уровней сформированности связной монологической речи в различных видах связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по преодолению выявленных нарушений.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:

1) На основании изучения научной и специальной лингвистической, логопедической и психолого-педагогической литературы определить научно-теоретические основы методики констатирующего исследования.

2) Разработать методику изучения связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

3) Проанализировать в сравнительном плане количественные и качественные результаты экспериментального исследования, выявить уровни сформированности связной монологической речи в различных видах речевой деятельности у детей с ЗПР и детей с нормальным психическим развитием.

4) На основании сравнительного анализа определить особенности нарушений связной монологической речи у детей с ЗПР.

5) Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Для реализации поставленных задач методами исследования явились: биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации); организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (экспериментальное исследование связной речи детей в разных формах ее реализации); обрабатывающие (метод количественной обработки данных экспериментального исследования); интерпретационные (обсуждение результатов и формулирование обобщающих выводов).

Гипотеза исследования. Учитывая этиологию и симптоматику задержки психического развития, а также тесную взаимосвязь между неречевыми психическими функциями и устной речью, можно предположить, что у детей с ЗПР имеются специфические и качественные неоднородные проявления нарушений связной монологической речи, которые необходимо учитывать в коррекционно-логопедической работе.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о сущности и симптоматике ЗПР и об особенностях связной монологической речи при данной патологии. Полученные экспериментальные данные позволят также определить общие и специфические особенности развития связной монологической речи у дошкольников с нормальным и нарушенным психическим развитием.

Практическая значимость исследования. Сравнительные результаты исследования уровней сформированности связной речи у исследуемых детей будут способствовать ранней диагностике, позволят найти наиболее оптимальные пути коррекции нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что в значительной степени обеспечит разностороннее развитие личности детей с ЗПР и более качественную их подготовку к обучению в школе.