Готовые рефераты, контрольные, курсовые и дипломные. Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике
    рефераты, контрольные,
курсовые и дипломные работы

ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ – ГОТОВЫЕ И НА ЗАКАЗ

ПОИСК НА САЙТЕ

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТАМ:

Организация деятельности полиэтнического образовательного учреждения по формированию этнического самосознания школьников

 

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных подходов к гуманизации образовательной деятельности. Подлинная гуманизация образования связана с приобщением школьников к мировой культуре. Гордость за национальную культуру должна органично сочетаться с уважительным отношением к этнокультурным традициям других народов. Этнокультурное содержание образования должно обеспечивать молодое поколение не только знаниями, направленными на формирование его гражданских качеств, но и личных черт нравственной, интеллектуальной культуры. Высокая нравственно-духовная и интеллектуальная культура в сочетании с такими качествами, как толерантность, милосердие, терпимость, уважение к чужой собственности, а также навыки конструктивного общения, чувства эмпатии, юридических норм, как показывает анализ литературы, способны создать благоприятные условия для нормального функционирования и взаимодействия личности с микро- и макросредой в полиэтническом регионе.

Мы предположили, что, работая с полиэтническим ученическим коллективом, необходимо не только обеспечить учащимся общее образование, но и реализовывать этнокультурное образование, формируя этническое самосознание, приобщая детей к родному языку, истории, этнической культуре, духовным ценностям, воспитывая у школьников толерантность, культуру межнациональных отношений. При этом формирование этнического самосознания осуществлялось с ориентацией на толерантное отношение к представителям других этнических групп.

«Декларация принципов толерантности определяет толерантность как уважение, принятие и понимание многообразия культур мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

При этом под толерантностью мы понимаем отрицание нетерпимости, сдерживание неприязни, способность к признанию или практическое признание и уважение культуры, убеждений и действий других людей.

В то же время этническая толерантность является неразрывной составной частью этнического самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения какой-нибудь личности, она не может существовать отдельно, без реального носителя - субъекта этнических и межэтнических отношений.

В нашем понимании, этническая толерантность, с одной стороны, представляет собой постоянно развивающийся процесс, который включает в себя и собственно эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этносам, и широкий набор знаний о других культурах, языках, поведенческие установки, мировоззренческие взгляды применительно к другим этносам. С другой стороны, этническая толерантность, как явление, намного шире, чем просто терпимое отношение. Сюда входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении нрав всех народов мира, в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в особенности - с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Образование способствует формированию этноориентированной личности, личности способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе. Мы предположили, что приобщение детей разных этносов к своей национальной культуре, языку, истории, традициям, должно сопровождаться изучением культуры сопредельных народов, культуры тех этносов, дети которых обучаются, проживают рядом с ними. Это, в свою очередь должно способствовать формированию чувства равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных этносов.

Мы также предположили, что решение обозначенных выше задач возможно, если будут созданы такие пснхолого-педагогические условия, которые через организацию соответствующих воздействий на мотивациошгую сферу ребёнка способствуют осуществлению его собственной активной деятельности, в процессе которой происходит осмысление общечеловеческих ценностей, перевод их во внутренний план, когда они, трансформируясь в убеждения и качества личности, в свою очередь начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков школьников, в том числе и старшеклассников.

Философский энциклопедический словарь трактует «условие» как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); а также как существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными условиями.

Если из всех возможных достаточных условий отобрать общие, можно получить необходимые условия, то есть те, которые представлены каждый раз, когда наблюдается обусловливаемое явление. Полный набор условий, из которого нельзя исключить ни один компонент, не нарушив обусловленности, и которому нельзя добавить ничего, что не было бы изменением с точки зрения обусловленности данного явления, называют необходимым и достаточным. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества.

При этом под организационно-содержательными условиями мы понимаем такую управляемую психологами, педагогами и самоуправляемую старшеклассником среду, в которой в соответствии с сегаитивностью возраста наиболее полно удовлетворяются его ведущие возрастные потребности.

Мы допустили, что создание необходимых организационно-содержательных условии будет способствовать успешному формированию у старших школьников этнического самосознания как в процессе целенаправленной учебной деятельности, так н в организуемой расширенной и углублённой предметной деятельности, совместной работе детей и родителей, работе с родителями и жителями микрорайона, в социуме.

При разработке подходов к организации деятельности полиэтнической общеобразовательной школы, в данном случае лицея №10 г. Ставрополя, мы учитывали как общие принципы общеобразовательной подготовки старшеклассников, так и специальные, которые затрагивают проблемы этнопедагогики и этнопсихологии.

Наше предположение, что для эффективной работы с детьми по развитию их этнического самосознания, толерантности в первую очередь необходимо выявить национальный состав учащихся. Проведённый анализ национального состава учащихся лицея №10 г.Ставрополя показал следующее:

дети из однонациональных семей: русских-69%; армянских -18%; грузинских -0,9%; греческих-2%; азербайджанских-1%; украинских и даргинских - по 0,4%; -0,4%; кумыкских и лакских по 0,2%; карачаеввских и ногайских-по 0,1%.

дети из разнонациональных семей: русско-украинские -2.:%; русско-армянские -0,6%; русско-грузинские - 0,5%; русско-азербайджанские, русско-осетинские и русско-белорусские - по0,4%; русско-татарская, русско-удмурская, русско-польская, азербайджанско-армянская - по 0.2%; русско-болгарская, русско-казахская, украинско-латышская, удянско-армянская, украинско-армянская, русско-мордвинская - по 0,1%.

Кроме этого была осуществлена диагностика, результаты которой явились основой изменения в организации и содержании.

Анализ результатов изучения этнопсихологических особенностей школьников, иx родителей определил изменения в образовательном процессе лицея, в подходах к работе не только в школе, но и в микрорайоне образовательного учреждения.

Мы полагаем, что формирование этнического самосознания старшеклассников будет проходить эффективно, если внести организационные изменения на всех структурных уровнях: администрации, педагогических работников, ученического коллектива. С этой целью в должностные инструкции заместителей директора были внесены обязанности, связанные с организацией и контролем по реализации этнокультурного компонента в учебном процессе и востпитательного процесса, в методической работе с педагогами, в работе с родителями, жителями микрорайона.

Значительные изменения были внесены в должностные инструкции социального педагога и педагога-психолога с учётом полиэтничности социальной среды образовательного учреждения.

В настоящее время должность социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеурочное время, либо социального работника. Однако реальная практика работы школ убедительно показывает, что этот специалист имеет свой специфический объём профессиональной деятельности. Социальный педагог - это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может построить воспитательную, социально-педагогическую и этнокультурную работу с учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями. Его деятельность направлена на гармонизацию взаимоотношений личности и среды.

Он оказывает помощь:

а) учителю в:

- разработке индивидуалыюй методики работы с учеником по его обучению и воспитанию;

- организовации социально-педагогической работы с классом;

- планировании и разработке методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;

- разрешении конфликта между учителем и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.

б) ученику - советами (консультацией) в работе по самосовершенствованию; в преодолении (предупредить в будущем) конфликтных ситуаций, отношений в классе, с учителем, с родителями;

в) родителям - в налаживании взаимоотношений с ребёнком;

- в корректировке социально-педагогической работы со своим ребёнком;

- в развитии (согласовании) отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребёнком.

Как показывает педагогический опыт, в современных условиях поликультурной среды социально-педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах.

В должностные инструкции социального педагога (социального этнопедагога) были включены обязанности:

- изучение и анализ национального состава учащихся лицея и жителей микрорайона, выявление беженцев и вынужденных переселенцев;

- выявление детей - мигрантов, их родителей, нуждающихся в социально-медищшской, юридической, психолого-педагогической и иной помощи;

- установление причины возникающих у детей-ми фантов трудностей в учёбе, общении, конфликтных ситуаций, оказание им содействия в их разрешении и социальной защите;

- оказание помощи в семейном воспитании родителям, испытывающим трудности в связи переездом в другую этническую среду, возникшим языковым барьером;

- организация социально значимой деятельности по месту жительства детей, подростков, молодёжи, взрослых;

- привлечение различных культурно-просветительских учреждений, в том числе национальных культурных центров, общественных организаций, национальных диаспор, общин для проведения межкультурного диалога среди населения микрорайона, работы в лицее с учащимися по формированию этнического самосознания школьников, толерантности.

В должностные обязанности педагога-психолога также были внесены дополнения и включены следующие направления деятельности:

оказание помощи обучающимся, родителям в вопросах межэтнических отношений;

- проведение психологической диагностики межличностных отношений в классах с разноэтническим составом;

- проведение тренингов по формированию взаимопонимания, толерантности;

- оказание помощи классным руководителям, педагогам в работе с детьми и семьями разных этносов.

На основе расширения должностных обязанностей ряда педагогических сотрудников в лицее была созданы медико-психолого-педагогическая служба, совет лицея. Действующая в лицее №10 г. Ставрополя медико-психолого-педагогическая служба включает в себя следующих специалистов: педагог-психолог и психолог, социальный педагог и социальный этнопедагог, врач психотерапевт и врач школьный (педиатр), логопед-дефектолог.

В своём исследовании мы исходили из того, что повышешю этнического самосознания старших школьников в учебно-воспитательном процессе предполагает задействование всех сфер личности старшеклассника: когнитивную (знания об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего этноса и других, их культуре, ценностях, об общечеловеческих ценностях), эмоционально-ценностную (этнокультурные и этнопсихологические потребности, мотивы, интересы, отношение к своему и другим этносам, их культуре, ценностям, развитие этнической толерантности) и поведенческую (овладение основными способами и приёмами поведения в соответствии с принятыми нормами).

Опираясь на исследования учёных (Л.С.Выготский., И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.), мы рассматривали основные требования к содержанию и методам работы с детьми старшего школьного возраста, исходя из того, что они способны чётко определять существующие между народами различия и сходства. У них постепенно формируется система представлений об этнических явлениях, которая позволяет соотносить себя с этносом на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков (особенности традиционно-бытовой культуры, этногенез и этническая история, преобладающий тип этнической идентичности). Старшеклассники постепенно осваивают достаточно сложную научную терминологию, у них преобладают более устойчивые навыки анализа и обобщения; однако отсутствие наглядного образа и излишняя «академичность» могут затруднять усвоение материала.

Опираясь на это, мы внесли изменения в содержание, которое нашло отражение в учебных планах. В первую очередь, в учебные предметы гуманитарного цикла: («Литература», «Иностранный язык», «Мировая художественная культура»), уроки истории, обществознания, входящие в Федеральный компонент Базисного учебного плана (БУП).

В процессе изучения истории России (10 - 11 класс) поликультурный компонент включался при рассмотрении ряда тем. Так, при изучении темы «Славяне легендарных времён» (2-й урок) учитель включает материал из этнической истории Северного Кавказа в IV -X веках, о тюрских племенах на юге России, об отношении славян с сарматами, готами, гуннами и аварами; при изучении темы «От татарского царства к Московскому» (1-й урок) учитель рассматривает с учащимися этногенез народов Северного Кавказа: происхождение адыгов, происхождение карачаевцев и балкарцев, абазин, нагайцев, осетин, кумыков, поселение на Нижнем Поволжье и Северном Кавказе калмыков.

Одновременно в учебные программы, в первую очередь гуманитарного направления, были введены модули, способствующие более глубокому раскрытию отдельных вопросов истории, культуры, обычаев и традиций народов Северного Кавказа. Так, на уроках литературы при изучении творчества Л.Н.Толстого, Л.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова включаются модули, отражающие их пребывание и творчество на Кавказе.

Наше исследование показало, что эффективность формирования этнического самосознания учащихся старших классов в немалой степени зависят от того, насколько региональный и школьный компоненты БУПа используются в усвоении учащимися этнокультурных традиций региона. С этой целью педагогами лицея были пересмотрены учебные планы и введены за счёт регионального и школьного компонентов спецкурсы этнокультурной направленности.

В учебный план (вариативную часть) 9-11 классов вошли дисцднтлины, которые напрямую способствуют решению исследуемой проблемы. Это спецкурсы: «История Ставропольского края» (10 кл.). «Основы народного и декоративно-прикладного искусства».(10-11 кл.). «Материнство и детство» (11 кл.) В рамках данных спецкурсов рассматриваются такие проблемы как «Территория и население», «Национальный состав Ставрополья». «Малые этнические группы, их быт, обычаи и обряды». «Нравственная культура человека», «Особенности разноэтнической семьи» и др.

Введение этих спецкурсов способствовало повышению нравственно-психологической подготовленности старшеклассников к жизни в полиэтнической среде, формированию у них этнической толерантности. В ходе эксперимента у учащихся отмечалось формирование способности сочувствовать, сопереживать, способности к кооперации и сотрудничеству в межэтническом общении. В процессе поликультурного образования у старших школьников формируется этническое самосознание, способность к сотрудничеству с людьми своего и других этносов, формируются положительные установки на других людей, подавление своих эгоцентрических тенденций.

В содержательном плане учебные программы учитывали такие социальные потребности личности: возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры в единый общероссийский контекст образования и возможность включиться в современную мировую цивилизацию. При этом самосознание гражданина новой России рассматривалось нами как единство трех начал, трех компонентов:

- во-первых, это чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой;

- во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности;

- в-третьих, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому) сообществу, чувство ответственности за судьбу не только своего народа, своей страны, но и всего мира.

Также в базисный учебный план был введён разработанный нами спецкурс «Этнический мир человека». Его программа рассчитана на 34 аудиторных часа. Содержание учебной программы учитывало особенности Ставропольского края, как поликультурного, а также полиэтничность лицея № 10.

Разработанная программа учебного спецкурса носила комплексный характер. В нее включены сведения ш таких наук, как философия, социология, психология, конфликтология, культурология, этнология. Материал подобран с учетом возраста учащихся. Нами была предпринята попытка как можно полнее раскрыть содержание таких понятий как «общество», «человек», «личность», «индивид», «сознание», «самосознание», «этнос», «культура», «этническая культура» и т.д. Так, например, на занятии, посвященном этнической культуре, учащиеся знакомились с основными факторами формирования этнической культуры. Затем в ходе дискуссии старшеклассники определяли значение каждого из этих факторов в формировании культуры народов, проживающих на территории Ставропольского края. Занятие «Обычаи и традиции народов Северного Кавказа и Закавказья» проводилось в форме презентации. Учащиеся самостоятельно готовили материал на заданную тему и в творческой форме представляли его. Все это позволило старшеклассникам более глубоко изучить быт и традиции отдельных этносов. Они слушали национальный литературный язык, этнические песни, знакомились с этническими обрядами. Такие уроки помогали учащимся изучать культуру различных этносов, которые были представлены одноклассниками. На лекциях по теме «Этнические конфликты, их сущность» учащимся были даны понятия конфликта, типологии конфликтов, их причины и способы урегулирования. При проведении практических занятий по данной теме старшеклассники самостоятельно по заданным ситуациям определяли типы конфликтов и способы их разрешения. Также получили знания о мировой и этнической культурах, об особенностях культуры народов Кавказа. Таким образом, программа построена по принципу «от общего к частному», что позволяет создать у школьников полное представление об этнических особенностях каждого народа и отдельного человека как его представителя.

Мы полагали, что образовательный процесс в лицее N «10 г. Ставрополя будет успешным, если он будет строиться с учетом этнокультурных особенностей социализации детей - представителей народов, проживающих в Ставропольском крае и определённого баланса в популяризации и пропаганде любой культуры в урочное и внеурочное время.

В своей работе мы придерживались позиций исследователей С.Н.Артановского, С.Н.Венекявичуса и др. по проблеме общечеловеческого в национальной культуре. Основой единства общего и специфического в человеческой культуре, по их мнению, является в первую очередь наличие единых социологических законов, функционирующих в различных социально-экономических формациях.

Опираясь на результаты исследования Мубиновой З.Ф., а также на опыт собственной деятельности, мы предположили, что в младшем школьном возрасте формирование этнического самосознания осуществляется эффективно через изучение сказок, поговорок, этнофольклора, этнических праздников. Эти традиционные методы этнопедагогики и этноэтики у младших школьников формируют эмоционально-чувственные представления о народах, детям прививаются навыки хорошего поведения при общении с другими людьми.

При формировании этнического самосознания учащихся второй ступени в учебной и внеучебной деятельности возрастает информационная составляющая этнонациональной социализации, основанная на обширных эмпирических знаниях по истории культурологии и этнологии «своего» и «других» народов на уроках. Технология воспитательно-образовательной деятельности на этом возрастном уровне самая разная и варьируется как на уровне отдельных дисциплин, так и на уровне межпредметных связей.

Особенностью формирования этнического самосознания старшеклассников средствами учебных дисциплин является то, что процесс преподавания приобретает комплексный и системный характер. Овладение старшеклассниками знаниями в области этнонационального развития становится более теоретическим, чем на других этапах школьного образования. Здесь изучаются теоретические проблемы этнических знаний, основные понятия и определения. Также одной щ особенностей является включение в образовательный процесс материала, ориентированного на изучение объективных и субъективных причин, основных факторов и различных примеров межнациональных конфликтов, с целью снижения эмоционально-чувственных оценок этих конфликтов и формирования взвешенного и рационального подхода к их оптимизации.

При выявлении условий формирования этнического самосознания мы исходили из того, что это процесс длительный, все звенья в котором диалектически взаимосвязаны. Он включает в себя как процесс обучения, так и воспитание в родительском доме и внеурочную работу. Необходимым педагогическим условием формирования этнического самосознания старших школьников, как показало наше исследование, является активное вовлечение старшеклассников во внеклассную и внешкольную общественную и культурную деятельность. Решению этой задачи способствовала деятельность открытых в лицее клубов и детских объединений научной, спортивной, туристической, патриотической, трудовой и эстетической направленности. В них вошли дети разных этносов в зависимости от своих интересов: это детские объединения «Патриот», «Поиск», «Милосердие», фольклорный ансамбль «Кундюбочка», ансамбль русских народных инструментов, объединение «Возрождение русской культуры», туристический клуб «Азимут», спортивный клуб «Олимп», музей прикладного искусства. Деятельность детских объединений «Патриот» и «Поиск» была направлена на воспитание патриотизма, этнической толерантности, этических норм (Почему плохо убивать?), ответственности за будущее своего лицея, города, страны, то есть формированию надэтнической идентичности. Старшеклассники, вошедшие в эти объединения, организовывали поисковую работу в микрорайоне школы, осуществляли сбор воспоминаний ветеранов для создания книги памяти, ухаживали за могилами участников войны. Они проводили беседы на темы: «Защита Родины - долг каждого», «Что я могу сделать для своего Отечества» и др. организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в классах 1-ой и 2-ой ступеней обучения. Старшеклассники наряду с другими членами этих объединений активно участвуют в проведении спортивно-военизированных игр во время проведения месячника оборонно-спортивной работы.

Деятельность объединения «Милосердие» направлена на формирование у учащихся этических норм, эмпатических и коммуникативных способностей, толерантности через включение их в работу но оказанию помощи одиноким и престарелым людям, проживающим в микрорайоне лицея, по проведению благотворительных акций, операций «Забота» и т.п. по сбору вещей для детей из малообеспеченных семей, подарков воинам и др. В процессе общения старшеклассников с различными категориями детей, взрослых, представителей различных этносов формируются навыки конструктивного общения, чувства дружелюбия, отзывчивости и сострадания.

Туристический клуб «Азимут», спортивный клуб «Олимп» объединяют детей, увлечённых спортом, туризмом. В процессе проведения тренировок, спортивных соревнований и туристических походов происходит не только физическое развитие детей, но и формируются чувства уверенности в себе, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Одной из задач объединения «Возрождение русской культуры», фольклорного ансамбля «Кундюбочка», ансамбля русских народных инструментов являлось повышение этнокультурной компетентности учащихся посредством изучения русского и казачьего фольклора. Через народные песни, танцы, музыкальные произведения у детей формировалась позитивная этническая идентичность, формировались знания о русской культуре. Народные пляски и танцы способствовали приобщению детей к народной культуре, заражали их положительными эмоциями. Все народные песни, предназначенные для совместного исполнения, совершенствовали навыки общения детей между собой, формированию способности к пониманию, к социальному чувствованию другого человека, способности к сотрудничеству.

Социальный заказ на воспитание современной молодёжи в духе взаимопонимания, толерантности, взаимоуважения можно выполнить только при широком использовании в образовательном процессе поликультурной среды. Важным условием формирования этнического самосознания школьников и межэтнических отношений является сотрудничество лицея с семьёй. Главенствующая роль в этнической социализации детей признаётся именно за семьёй, в рамках которой представление об этнической принадлежности тесно связано с бытовыми ситуациями, семейными традициями и семейными преданиями. В процессе общения с родителями, родственниками ребенок с раннего возраста усваивает стереотипы этнического поведения, нормы и ценности этнической культуры родителей.

Проблема поиска условий оптимального взаимодействия семьи и школы в целях успешного формирования личности ребёнка давно находится в центре внимания общей и социальной педагогики. О взаимосвязи школьного и семейного воспитания писали Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др. Проблемы социально-педагогической работы с семьями освещены в трудах Л.С.Алексеевой, Б.З.Вульфова, В.Н.Гурова и др.

Исходя из этого, педагог должен знать особенности каждой семьи, её традиции, обычаи, этнопсихологические особенности каждого ребёнка, использовать этнопедагогические подходы в работе с семьёй, обладать высоким педагогическим тактом и гибкостью в работе с родителями. Одним из средств решения данной проблемы является специально организованная психодиагностика. В ходе эксперимента нами была разработана анкета для родителей, которая позволяла получить не только общие сведения о семье, но и выявить её этнопсихологические и этнопедагогические особенности.

Проведенное нами анкетирование среди родителей учащихся лицея (участвовали представители русской, армянской, греческой и других национальностей), показало следующее: на вопрос о знании языков детьми 70% родителей ответили, что их дети владеют только русским языком и 30% указали, что их дети владеют, кроме русского, своим национальным языком. Также было установлено, что все дети армянской и греческой национальностей знают свой родной язык. Среди опрошенных в 84% семей соблюдаются национальные обычаи и традиции. В семье на национальном языке общаются 84% респондентов. Необходимо отметить, что 16% не относящихся к русскому этносу семей (армянских, греческих, даргинских, грузинских и др.) используют в семейном общении не свой национальный язык, а русский. Вместе с тем, как среди родителей, так и учащихся оказалось высоким число тех, у кого друзья той же национальности, что и они (то есть осуществляются в основном собственноэтнические контакты). Только 12% родителей и 20% детей на первое место поставили дружбу с представителями другой национальности. Результаты опроса показали, что значительная часть опрошенных нуждается, как в материально-финансовой помощи, в педагогической, в морально-психологической и помогли в приобщении к достижениям своей национальной культуры.

В юношеском возрасте в связи с развитием и саморазвитием личности, её самоутверждением идёт относительно равномерное распределение роли социокультурных институтов в решении проблем формирования этнической социализации, однако влияние семьи при этом снижается незначительно и продолжает играть существенную роль. Вместе с тем, анализ педагогической практики показывает, что далеко не все учителя умеют правильно строить отношения с родителями, учитывать влияние семьи на процесс воспитания детей. Педагоги зачастую игнорируют то, что на духовное, нравственное воспитание ученика воздействует социокультурная и этнокультурная среда, традиционно-бытовой уклад семьи.

Деятельность лицея по пути открытости, превращение его в открытую социально-педагогическую систему дали возможность привлечения новых эффективных форм в содержании работы с семьёй, способствующих решению воспитательных задач: повышению воспитательных возможностей семьи, созданию благоприятного нравственно-психологического климата в семье. Анализ результатов опроса родителей об их включённости в социально-значимые виды деятельности показал, что 51% родителей участвуют в интеллектуально-познавательной деятельности лицея, класса, где учатся их дети (викторины, КВН, беседы, лекции); почти столько же (53% родителей) участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях (соревнования, конкурсы «Ловкий, смелый, умелый», «Мама, папа, я -спортивная семья». «Национальные ифшца»; в культурно-досуговой деятельности; 62% родителей принимает участие в походах, экскурсиях, праздниках); 45% - в трудовой деятельности лицея, класса, где учатся дети родителей, участвовавших в опросе. Проведённый анализ полученных результатов позволил организовать работу с семьями, направив её на повышение этнокультурной компетентности как у детей, так и у их родителей, росту вовлечённости родителей в общественно значимую деятельность, организацию необходимой помощи семьям, детям., в том числе старшеклассникам.

Анализ педагогической литературы и наше исследование показали, что формирование этнического самосознания учащегося в семье будет эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:

- личность родителей должна быть образцом с позиций морали и нравственности для подражания;

- сотрудничество как основной тип взаимоотношений родителей и старшеклассников;

- использование в воспитании нравственного потенциала народной педагогики;

- формирование духовных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами других этносов;

- сохранение в семье родного языка, национального фольклора, преемственность этнокультурных традиций;

- глубокое уважение к личности ребёнка, к его чувству собственного достоинства;

- совместное посещение детей и родителей школьных культурных мероприятий, воскресных школ, национальных клубов и обществ.

Важным условием эффективного формирования этнического самосознания старшеклассников явилось внедрение в деятельность лицея модели работы с семьёй, предложенной В.Н. Гуровым. Это позволило широко использовать возможности школы в работе с моно- и биэтническими семьями, в которых воспитывались старшие школьники.

Само название службы предполагает использование нескольких моделей помощи: модели педагогической, диагностической, социальной, медицинской, психологической помощи, при этом последняя может выступать как самостоятельная служба психологической помощи и поддержки.

Основными направлениями деятельности службы являются следующие:

- психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в психологических и этнопсихологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности;

- психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации обучающихся в лицее, в том числе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, которые не владеют или слабо владеют русским языком; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам по работе с детьми разных этносов, их родителями но оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, в подготовке к семейной жизни, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

- проведение тренингов - формирование толерантности, межэтнического взаимопонимания, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Целевая установка службы ориентирована на обогащение положительного социального опыта взрослых и детей для создания единой воспитывающей среды в школьном, семейном, семейно-соседском и общинном социуме. В своей деятельности служба, опираясь на взаимодействие семейных подсистем, родительской и супружеской, исходила из того, что оказание помощи родителям и детям так же, как и оказание помощи супружеской паре в отдельности, влияет на благополучие семьи в целом.

Также в ходе нашего исследования отдельно была выделена проблема работы с семьями мигрантов. Семьи мигрантов - это особый тип семьи, поскольку имеет ряд существенных социально-психологических особенностей. Это, прежде всего, маргинализация, в силу потери своих «территориальных корней», что оказывает влияние на физическое, психическое и соматическое здоровье человека. У учащихся из семей мигрантов были выявлены учебно-воспитательные проблемы, проблемы языкового общения, проблемы, связанные с отношением местного населения к детям других этносов, их семейному укладу, особенностям быта; проблемы гоменения психологических стереотипов местного населения и мигрантов по отношению друг к другу; проблемы приобщения детей к народным традициям, этнокультурным особенностям населешгя Ставропольского края.

Одним из важных направлений в работе с такими семьями является оптимизация процесса их интеграции и адаптации к новому полиэтническому социуму. В ходе деятельности медико-психолого-педагогической службы, как показали паши наблюдения, снижается конфликтность старшеклассников со сверстниками, повышается чувство социальной защищённости, мотивация к учебной деятельности, включённость детей в различные виды социально значимой деятельности. Также значимые изменения происходят в самой семье: нравственно-психологическая атмосфера становится более благоприятной, снижается конфликтность во взаимоотношениях с местным населением, происходит ориентации на школу как субъект реализации помощи.

Работа полиэтнической общеобразовательной школы требует иных подходов к образовательному процессу, готовности педагогов к поиску новых форм работы к взаимодействию с другими специалистами и социальной медико-психолого-педагогической службой школы, социума. Мы исходили из следующего предположения: использование внешних коммуникаций позволит лицею стать «открытой» системой, а широта и разнообразие социальных связей в такой школе позволит перенести центр тяжести в обучении и воспитании учащихся, в формировании этнического самосознания старшеклассников на творческие направления человеческой деятельности; школа создаст все необходимые условия для личностного развития ребёнка.

Наше исследование показало, что эффективность медико-психолого-педагогической службы, открытой в лицее, значительно повысилась, когда были установлены тесные контакты с городским Центром занятости населения, городским Орденом милосердия, с Ленинским районным женским советом, национальными диаспорами. Так, например, благодаря тесному взаимодействию лицея с городским Центром занятости населения была оказана помощь в трудоустройстве некоторых родителей го семей беженцев и вынужденных переселенцев, а в летний период - учащихся старших классов, что способствовало в определённой степени снятию напряжённости в семьях, созданию благоприятных взаимоотношений как в семье, так и во взаимоотношениях с окружающими. Городской Орден милосердия и Ленинский районный женский совет по обращению школы оказывали бесплатные юридические консультации, материальную помощь детям из семей мигрантов, что способствовало как формированию юридических норм и правил по правам человека, так и формированию навыков конструктивного общения.

Прошедшая в последнее десятилетие большая волна миграции населения привела к появлению в Ставрополе добровольных общественных объединений диаспор, национальных общин, культурных центров, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ и законом «Об общественных объединениях».

Для установления контактов и привлечения к сотрудничеству общественных организаций лицеем были заключены долговременные договоры о сотрудничестве с Абазинским культурным центром «АБАЗА», азербайджанской диаспорой «Орпар-Юрд», городской греческой национально-культурной автономией, армянской национально-культурной автономией в Ставропольском крае, Ставропольским казачьим кругом. Проведение «круглого стола» с приглашением представителей диаспор, национальных общин, педагогов лицея, родителей, членов Совета микрорайона позволило не только снять многие вопросы, но и определить те направления, в которых возможно взаимодействие: проведение праздников национальной культуры, открытие воскресной школы, просветительская деятельность, спонсорская помощь лицею, отдельным нуждающимся детям, семьям.

Всё вышеизложенное позволяет заключить, что важным условием решения исследуемой проблемы явилось превращение школы в открытую социально-педагогическую систему.

Существенными условиями деятельности общеобразовательной школы в поликультурной среде являются: повышение этнокультурной компетентности её руководителей и педагогов, организация и проведение научно-методических семинаров, конференций по исследуемой нами проблеме, повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам оказания помощи детям и семьям, в которых они воспитываются.

Работа с педагогами в рамках эксперимента была направлена на формирование этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической компетентности. Педагоги получили теоретические знания об обычаях, традициях, нормах, ценностях, стереотипах поведения представителей различных этносов, и в первую очередь проживающих на Ставрополье. Кроме этого был организован и проведён тренинг межкультурного взаимодействия. В результате данной работы педагоги лицея овладели знаниями:

- о существующих типах классификации народов мира (России и сопредельных стран);

- об особенностях социализации детей в различных этнокультурах;

- о быте и национальной культуре изучаемых народов, видах и жанрах устного поэтического творчества народов России и сопредельных стран;

- о степени влияния культурных традиций на процесс человеческого общения;

- об особенностях вербального и невербального общения в различных культурах;

- по психологии этнических миграций;

- о методах диагностики.

Также педагоги овладели умениями:

- анализировать конфликтные ситуации, возникающие на этнической почве и грамотно разрешать их;

- представлять и поощрять детей и их родителей любых этносов, владеющих национальными искусствами;

- вовлекать детей разных национальностей в проведение этнокультурных праздников;

- организовывать и проводить познавательные викторины, конкурсы в полиэтничном детском коллективе, а в работе со старшеклассниками организовывать и руководить разработкой проектов, обучать работе с первоисточниками (архивными документами, фольклорными произведениями и т.д.);

- организовывать дискуссии по просмотренным видеофильмам и прочитанным книгам, где рассматриваются ситуации межэтнического общения;

- проводить работу с детьми, их родителями с целью преодоления у них этнических предрассудков;

- привлекать учащихся, их родителей к работе школьного музея прикладного искусства.

В качестве важного направления можно выделить организацию педагогических практикумов, педагогических чтений, семинаров, конференций. Так, например, на семинаре по конфликтологии рассматривались вопросы: исходы и способы разрешения конфликтов, конструктивное разрешение конфликтов, переговорный процесс как способ разрешения конфликтов; прогнозирование, профилактика и предупреждение конфликтов; урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Успешному решению проблемы способствовала деятельность созданных творческих групп, объединивших педагогических работников лицея по направлениям: образовательно-развивающее, социально-адаптивное, культурологическое, коммуникативно-интеграционное и др.

Творческая группа по образовательно-развивающему направлению занималась поиском и разработкой путей развития образовательного пространства, внедрению интегративных технологий, технологий развивающего обучения и пр.

Группа педагогов, осуществляющая свою деятельность в рамках социально-адаптивного направления, изучала проблемы адаптации детей и их родителей, а также пути решения этих проблем как внутри образовательного учреждения, так и с привлечением социальных служб города и района.

Творческая группа культурологического направления занималась выявлением потенциала полиэтнического коллектива учащихся, их родителей в популяризации культур разных этносов, привлечением музеев, библиотек, других культурных центров города к формированию межкультурной компетентности детей, позитивной этнической идентичности.

Творческая группа коммуникативно-интеграционного направления занималась поиском и внедрением в практику работы лицея эффективных форм и методов, способствующих формированию навыков конструктивного общения, формированию института посредничества в школе среди детей.

Вовлечение педагогов в поиск и разработку форм и методов деятельности полиэтнического образовательного учреждения способствовало достижению необходимого уровня сформированности у учителя современных общекультурных и профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств и способностей. Это позволило организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп, что также является необходимым условием исследуемой проблемы, как и обеспеченность образовательного учреждения специалистами в области этнологии.

Все вышеизложенное позволяет представить содержание всего образовательного процесса, направленного на формирование этнического самосознания старшеклассников в полиэтнической школе, в виде модели, включающей следующие направления образования: этнокультурное, этическое, конфликтологическое, эмоциональное, правовое и межкультурное. Обобщение проведенных нами изменений в организации и содержании образовательного процесса позволило выделить именно данные направления, как наиболее эффективные в решении проблемы формирования этнического самосознания старшеклассников. Проанализировав научные подходы, содержание учебных программ, воспитательный потенциал полиэтнической школы и социума, мы выделили те задачи, решение которых имело важное значение при формировании этнического самосознания старшеклассников. Среди них можно выделить: формирование позитивной этнической идентичности, этнокультурной и межкультурной компетентности, навыков конструктивного общения, этнической толерантности, адекватной самооценки и уверенности в себе, эмпатических способностей, этических и юридических норм, а также создание в школе института посредничества из числа старшеклассников, деятельность которого направлена на самостоятельное решение учащимися доступных им проблем.

Внедрение данной модели, на наш взгляд, является одним из условий эффективного формирования этнического самосознания старших школьников в условиях полиэтнического образовательного учреждения.

 

АВТОР: Тысячная С.В.

 

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru) обязательна.