Внимание! С 12:00 16 сентября до 12:00 18 сентября 2014 года перерыв в работе сайта, и в этот период заказы выполняться не будут!
Приносим свои извинения за временные неудобства.

Готовые рефераты, контрольные, курсовые и дипломные. Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике
    рефераты, контрольные,
курсовые и дипломные работы

ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ – ГОТОВЫЕ И НА ЗАКАЗ

ПОИСК НА САЙТЕ

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТАМ:

Профессиональная деятельность: понятие и признаки

 

Основные вопросы изучения профессиональной деятельности отразилась в положениях акмеологического подхода, основным содержанием которого является личностно-профессиональное развитие и становление профессионализма работника. Основные теоретико-методологические предпосылки данного направления разработаны в трудах Б.Г.Ананьева, КА. Абульхановой, О.С. Анисимова, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и др. При этом, в качестве основных рассматриваются такие понятия как «профессионализм», «акмеологические факторы и условия», «продуктивность деятельности» и др. Н.В.Кузьмина в своей работе даёт определение акмеологии: «Акмеология - та новая междисциплинарная область научных знаний, которая предметом своих исследований и делает высоко продуктивных людей, опираясь на сравнительный принцип, т.е. сравнивая их с менее продуктивными. Это, с одной стороны, обеспечивает возможность сравнить природные потенциалы тех и других, с другой, выявить своеобразие восприятия, понимания, стратегии самодвижения к искомым результатам, чтобы их моделировать. Согласно определению А.А. Бодалёва, «акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии». Т.В. Зобнина говорит о том, что «акмеология как наука изучает возможности самореализации творческого потенциала человека на пути к вершинам профессионализма и мастерства». Границы акмеологической зрелости связываются авторами с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к продуктивности. «Предметом профессиональной акмеологии являются процессы профессионального становления, саморегуляции и самоактуализации личности в профессиональной сфере деятельности на разных возрастных этапах онтогенеза личностной зрелости специалиста: от профессионального самоопределения, получения профессионального образования до самоактуализации в самостоятельной профессиональной деятельности и развития творческой индивидуальности». Н.В. Кузьмина подчеркивает, что «акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека, прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте деятельности», «предметом акмеологии является исследование зависимости между уровнем результатов деятельности, с одной стороны, и способом решения задач, с другой, а также установление факторов (субъективных, объективных и субъективно-объективных), обеспечивающих тот или иной уровень результатов». Изучение акмеологических факторов уровней продуктивности профессиональной деятельности является актуальным направлением психолого-акмеологических исследований.

Центральным понятием акмеологического подхода выступает понятие «профессиональная деятельность». Н.В.Кузьмина подчёркивает: «Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созиданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как решение задач репродуктивных и творческих-интуитивное, сознательное, сверхсознательное.... В связи с этим мы вводим понятия: уровень продуктивности, вершины деятельности, факторы продуктивности».

К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, в понятие деятельности включают направленность субъекта на удовлетворение своих потребностей и достижение поставленной цели. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что деятельность - это особая целостная система, включающая различные компоненты: мотивы, цели, задачи, действия, результат.

С.Л. Рубинштейн, развивая положение о единстве психики, деятельности и сознания, отмечает, что психика и сознание, формируясь в деятельности, проявляются в поведении человека, что все эти понятия «образуют органическое целое - не тождество, но единство».

Е.А. Климовым были выделены конкретные психологические признаки профессиональной деятельности, способствующие достижению реального результата в разных профессиях: сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда, осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию); сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности, переживание ответственности); владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности, практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности); ориентировка в межличностных производственных отношениях (понимание - знание вариантов взаимоотношений, переживание взаимоотношений).

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека, как организма и как члена общества. Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить всю свою деятельность достижению целей, которые могут не только не удовлетворять сиюминутную потребность, но не редко и противоречит ей. Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности, делает его доступным наблюдение со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, наблюдаться не могут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям мы судим о личности. В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит т.н. «вторую природу», создает материальные и духовные ценности. В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности. В-пятых, деятельность не только проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, но одновременно она усваивается личностью и влечет за собой изменения в ее психике. Например, в деформации личности профессионала, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную сущность деятельности. В-шестых, деятельность не только удовлетворяет потребности и оказывает воздействие на оба полюса - личность и объект, на который направлена активность, но и реализует социальные роли, поскольку личность, осуществляя деятельность, выполняет различные социальные роли. Собственно-психологический анализ заключается выделением из деятельности ее предмета (то на что она направлена), цели (предполагаемый результат деятельности), мотивы (мысли и чувства, побуждающие к активности), действия, результат деятельности. Эта схема относится ко всем видам деятельности.

Существуют разные основания профессиональной деятельности. Ее классифицируют по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами); по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств); по мотивам: альтруистическая, эгоистическая; по результатам: завершенная, незавершенная и т.д.

Основным видом деятельности человека является профессиональная деятельность - социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд. Существует множество определений труда и трудовой деятельности. К.К. Платонов считает, что труд человека представляет собой единство психического и физического. Согласно определению Н.С. Пряжникова, труд - это целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. С.Л. Рубинштейн отмечает историческую роль труда как первичный вид человеческой деятельности. В своих исследованиях он определяет влияние труда на развитие личности. Труд, по его мнению, основной путь формирования личности. «В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде». В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки, его мировоззренческие принципы. Труд, считает С.Л. Рубинштейн, это выполнение определенного задания, где весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата. Он отмечает, что труд требует планирования и контроля исполнения, поэтому он всегда включает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. Цель же трудовой деятельности лежит в ее продукте. Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата. В.Д. Шадриков выделяет следующие три взаимосвязанные аспекты трудовой деятельности: предметно-действенный (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологический (как «функции человеческого организма»); психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В.Д. Шадриков отмечает, что «в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль».

Итак, труд является разновидностью деятельности, он включает в себя все её» основные структурные компоненты и является основным видом человеческой деятельности. Трудовая деятельность представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных аспектов и их составляющих, направленных на существенный результат, продуктивность.

Е.А. Климов отмечает, что наиболее общим признаком соответствия человека профессиональной трудовой деятельности является ее успешность и удовлетворенность избранным трудовым путем, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой). Среди наиболее важных структурных компонентов пригодности к профессиональной деятельности он выделяет следующие: гражданские качества (отношения к обществу, моральный облик). Так в некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель); отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально - трудовая направленность личности); дееспособность общая (физическая и умственная). К.К. Платонов, характеризуя возможности человека выполнять определенную профессиональную деятельность, отмечает, что его профессиональная дееспособность зависит от качеств его личности, целей деятельности, обучения и воспитания, конкретных условий труда и состояния организма. «Профессионал владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию». Значимое место в структуре профессиональной деятельности отводится профессиональным способностям. «Традиционно способности понимаются как возможность успешного освоения конкретным человеком того или иного вида общественно заданной деятельности. К.К. Платонов определяет специальные профессиональные способности как «совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими, определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней». Далее он делает вывод, что для определения профессиональных способностей человека, прежде всего, необходимо знать психологические особенности той деятельности, способности к которой определяются. Для определения профессиональных способностей не менее хорошо должны быть изучены также и индивидуально-психологические особенности человека, у которого определяются способности к данной деятельности. Необходимо помнить, что «личность-это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения», что проявляется в деятельности и, соответственно для оценки профессиональных способностей человека, его надо изучить в различных видах деятельности. Изучая специфику профессиональных способностей, он продолжает мысль о том, что они развиваются только в процессе той деятельности, для выполнения которой они нужны, и в процессе выполнения которой они активизируются. К.К. Платонов считает, что деятельность, активизирующая профессиональные способности, должна постепенно, но непрерывно усложняться и вместе с тем быть посильной, хотя и трудной. Выполнение этой деятельности должно быть сознательным, кроме того, выполняющий ее должен стремиться к совершенствованию ее результатов и обязательно должен знать результаты выполняемой им деятельности.

Таким образом, любая профессиональная деятельность стихийно формирует профессионально значимые качества, личность изменяется в результате приобретения профессиональных знаний, умений навыков и профессиональных привычек.

Для осуществления профессиональной деятельности необходимо наличие ряда специфических способностей, которые совершенствуются в ней, преобразуя, изменяя, развивая и формируя личность человека.

Среди основных структурных компонентов профессиональной деятельности Е.А. Климов выделяет также такие, как: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности); образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы, деятельностно-ориентированные мотивы, широкие, конкретные мотивы, обращенные на смежные предметные области; отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность (творческость), ее особенности, проявления; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности (умение, готовность к действиям, исполнительские способности); эмоциональность, ее особенности и проявления; и) особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими; представления о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала (иногда противоположных, казалось бы, несовместимых); осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека, каким дает возможность проявляться и какие подавляет; представление о своем месте в профессиональной общности.

К составляющим профессиональной деятельности относится: моторика (движения, координация движений, статистика); в) умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда (исполнительский аспект); умения, навыки, действия организационно-производственные, коммуникативные, социально - Бездейственные; умения информационно-преобразовательные (исполнительский аспект); умения, навыки, действия саморегуляционные; прием информации: внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия их, профессиональная специфика; переработка информации и принятие решений: память, ее профессиональная специфика, представления (включая и представления воображения), их профессиональная специфика: мышление, его профессиональная специфика, понимание как проявление мышления и его профессиональная специфика, сложные качества ума (возможно, его профессиональная специфика; принятие решений, профессиональная специфика принятия решений); гностические умения, навыки, действия: разновидности гностических действий и их профессиональная специфика (распознает, следит, отбраковывает, находит причины неисправностей, разбирается в нестандартных операциях и др.). Кроме того, в структуру профессиональной деятельности входит информированность, знания, опыт, культура профессионала; специфические черты, отраженные в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных словесных характеристиках, порожденных и бытующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки; области теоретического знания, в которых профессионалы считают важным иметь ориентировку; профессиональные (специфические) знания о предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда, достижения успеха, об условиях своего профессионального развития; психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области. Важным моментом ориентировки и исполнения профессиональной деятельности является осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии: осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (как все это осознается в профессиональной общности, как это фактически выглядит в отношении данного работника в смысле его соответствия профессии).

Таким образом, исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод, что структурные компоненты профессиональной деятельности включают в себя аспекты, которые определяются уровнем квалификации (уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивацией личности (ее профессиональной направленностью), ее эмоциональностью, коммуникативными навыками, уровнем развития психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы.

Большой вклад в разработку проблемы профессиональной деятельности как процесса становления и развития профессионала внесли исследования отечественных акмеологов А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, и др. Данные авторы описывали профессиональную деятельность как целостный, непрерывный процесс развития субъекта этой деятельности, выделяя как высшую точку развития -достижение профессионализма. Такой подход позволил осуществить анализ условий, факторов и закономерностей достижения человеком профессионализма при наличии противоречий между способностями, качествами, мотивами личности и требованиями конкретной профессиональной деятельности. Возникновение данного подхода во многом было обусловлено актуальными потребностями практики, необходимостью оптимизации и повышения продуктивности профессиональной деятельности. В качестве психологической структуры профессионализма рассматривается единство мотивационно-смысловой сферы, операциональной сферы и профессионально-важных психологических качеств. Психолого - акмеологическая модель личностно-профессионального развития включает две подструктуры - развитие профессионализма личности и развитие профессионализма деятельности. А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин дают следующие определения. «Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста». В акмеологии личностно-профессиональное развитие рассматривается как поэтапный процесс взаимосогласования требований профессии к человеку и человека к профессии, ведущий к достижению высоких профессиональных результатов, повышению продуктивности и успешности профессиональной деятельности, развитию ее психологических компонентов.

Профессионализм всегда характеризуется высокой эффективностью (продуктивностью). Ведущими акмеологами (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) были выделены следующие уровни продуктивности профессионализма:

высокий (творческо-мастерский) - высокопродуктивная деятельность - отличается высокими показателями личностно-профессионального развития, способствует сохранению здоровья специалиста и развивает его как личность, характеризуется постоянной рефлексией субъекта по поводу особенностей своей личности, способностью анализировать черты своего характера, мотивы поведения, результативность усилий в различных видах деятельности, стремлением к самореализации в профессиональной деятельности;

средний (репродуктивно-исполнительский) - среднепродуктивная деятельность - средние показатели личностно-профессионального развития, мало внимания уделяется сохранению здоровья, саморазвитию и самосовершенствованию специалиста, нет выраженного стремления к достижению социально-значимых целей, характеризуется устойчивым интересом субъекта к своему внутреннему миру, анализирует свои поступки, осознает необходимость целенаправленного саморазвития, но реально преобладает стихийное развитие;

низкий (формально-исполнительский) - непродуктивная деятельность - низкие показатели личностно-профессионального развития, отсутствует стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствуют социально-значимые цели, интерес к собственному внутреннему миру выражен слабо, не проявляет активности в самопознании, не анализирует поступки, не считает нужным заниматься саморазвитием.

Важной акмеологической задачей, имеющей отношение к проблеме достижения профессионализма является выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие профессионала. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями. А.А. Деркач даёт следующее определение: «акмеологическая технология - совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма». В.Н. Тарасова подчёркивает: «акмеологические технологии оптимизируют процессы саморазвития личности и повышают эффективность профессиональной деятельности».

Личностно-профессиональное развитие определяется психолого-акмеологическими условиями - значимыми обстоятельствами, от которых зависит успешность профессиональной деятельности и акмеологическими факторами - причинами, лежащими в основе достижения профессионализма.

Выделяются три вида акмеологических факторов:

объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата;

субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления, то есть личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта профессиональной деятельности, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу;

объективно - субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой (Н.В.Кузьмина и А.А. Реан).

Таким образом, профессиональная деятельность рассматривается нами с точки зрения акмеологического подхода, как целостный, непрерывный процесс личностно-профессионального становления и развития профессионализма субъекта этой деятельности. В качестве основных структурных компонентов профессиональной деятельности выделяются операционный (уровень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивационный (профессиональная направленность личности), когнитивный (уровень развития психических процессов, необходимых для выполнения деятельности), коммуникативный (коммуникативные навыки индивида), эмоциональный (эмоциональная устойчивость и саморегуляция) и поведенческий компоненты. Значимое место в структуре профессиональной деятельности отводится профессиональным способностям - совокупности достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности человека, которые определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.

Уровни выполнения профессиональной деятельности подразделяются по основанию ее продуктивности на высокий (уровень профессионального мастерства), средний (репродуктивно-исполнительский) и низкий (формально-исполнительский).

Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов - специфических способностей, знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств личности, условий организации деятельности и межличностных отношений.

 

АВТОР: Фёдоров А.Ф.

 

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru) обязательна.