28.11.2010 17956

Проблема невменяемости в судебной психиатрии

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Теория проблемы невменяемости
2. Формула невменяемости
3. Общественно опасные действия психически больных
4. Медицинские меры в отношении лиц, признанных психически больными

 

1. ТЕОРИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕВМЕНЯЕМОСТИ

 

В судебной психиатрии по научной и практической значимости проблема невменяемости является центральной, так как в соответствии с основными положениями уголовного права нести ответственность за совершенное преступление может лишь лицо вменяемое. Вменяемость является предпосылкой вины. В соответствии с этим невменяемое лицо не может быть субъектом преступления и нести уголовную ответственность. Совершенное им противоправное действие не может считаться преступлением, а представляет собой общественно опасное действие психически больного человека, к которому могут быть применены лишь меры медицинского характера. Таким образом, правильное понимание вменяемости и невменяемости способствует соблюдению законности.

Для обоснования невменяемости принципиальное значение имеет понимание расстройств психики как нарушения деятельности головного мозга с искаженным восприятием окружающей действительности. Это лишает больного возможности правильно понимать и оценивать свои поступки и регулировать свое поведение. Болезненные расстройства психики могут приводить к общественно опасным действиям, за которые больные не несут юридической ответственности.

В судебной психиатрии проблема невменяемости является центральной по научной и практической значимости.

Необходимость определения вменяемости лиц, совершивших правонарушение и вызывающих сомнения в своем психическом состоянии, практически очевидна и для большинства зарубежных психиатров. Однако, по мнению некоторых из них, категория вменяемости-невменяемости лишена смысла, так как якобы отсутствует объективный критерий тяжести (глубины) психических расстройств. Различия во взглядах на проблему невменяемости и причины преступного поведения отражают различные методологические подходы к соотношению социального и биологического в детерминации поведения человека.

 

2. ФОРМУЛА НЕВМЕНЯЕМОСТИ

 

Условия невменяемости, которыми руководствуется суд и на основе которых строится судебно-психиатрическое заключение, определяются так называемой формулой невменяемости. Формула невменяемости имеет юридический и медицинский критерии.

Юридический критерий невменяемости сформулирован в законе как невозможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Таким образом, юридический критерий включает два признака: интеллектуальный (невозможность осознавать характер своих действий) и волевой (невозможность руководить своими действиями). Эти признаки отражают тяжесть болезненных расстройств психики, но оценку этой тяжести и глубины психических нарушений может дать только судебно-психиатрическая экспертиза, в основу заключения которой положен медицинский критерий невменяемости.

Медицинский критерий невменяемости включает 4 группы болезненных расстройств психики:

– хроническое психическое расстройство;

– временное психическое расстройство;

– слабоумие;

– иное болезненное состояние психики.

1-ю группу составляют прогрессирующие психические заболевания, приводящие к глубоким и стойким изменениям личности - шизофрения, старческое слабоумие, пресенильные психозы, органические поражения мозга при хронических заболеваниях, таких как сифилис, болезнь Альцгеймера и др.

Во 2-ю группу входят психические расстройства разной продолжительности, но заканчивающиеся выздоровлением - алкогольные психозы в форме «белой горячки», алкогольного параноида, галлюциноза, патологического опьянения и др.

3-я группа объединяет разнообразные болезненные расстройства психики, сопровождающиеся снижением интеллекта, т.е. мышления, памяти, критики к себе и своим поступкам, необратимой деградацией личности или невозможностью адекватного существования в общественной среде. Сюда входят все психические расстройства, сопровождающиеся развитием слабоумия.

4-я группа включает состояния, которые не являются психическими заболеваниями, но характеризуются теми или иными нарушениями психики. К ним относятся психопатии, неврозы, некоторые случаи глухонемоты.

Отнесение болезни к тому или иному признаку медицинского критерия часто является условным и не имеет решающего значения для определения невменяемости (например, для суда не столь важно, было у обвиняемого хроническое или острое психическое расстройство), но правильная квалификация заболевания важна для его прогноза, а, следовательно, для определения мер медицинского характера. Применение медицинского критерия невменяемости при проведении судебно-психиатрической экспертизы позволяет распознать психическое заболевание, установить его форму и определить прогноз.

Судебно-психиатрическое понятие вменяемости предусматривает способность к правильному суждению, пониманию значения своих действий и возможность свободного выбора мотива своих поступков. Вменяемый должен понимать противоправность своих действий и прогнозировать их результаты. Между тем судебно-психиатрическая экспертиза не всегда имеет для оценки данные, четко отражающие медицинские и юридические критерии вменяемости и невменяемости и их совпадение. Так, например, при эпилепсии с редкими судорожными припадками и незначительными изменениями личности имеется медицинский критерий невменяемости, но при этом отсутствуют оба юридических критерия невменяемости - невозможность осознавать характер своих действий и невозможность руководить ими. В результате, несмотря на наличие медицинского критерия невменяемости 1-й группы, больной признается вменяемым. Невменяемость может наступить уже после совершения преступления, во время которого больной был, очевидно, вменяем. Однако на момент судебного заседания подсудимый не может оценить сам факт наказания и нести ответственность. В связи с этим, несмотря на отсутствие и медицинского, и юридического критериев невменяемости в момент совершения преступления, обвиняемый признается невменяемым и освобождается от уголовного преследования. Возможны и другие ситуации несовпадения критериев невменяемости, что делает судебно-психиатрическую экспертизу весьма сложной процедурой, так как эксперты в своем заключении должны учитывать не только медицинский, но и юридический аспект проблемы.

 

3. ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

 

Взаимосвязь психических нарушений и опасных действий психически больных важна не только для психиатров, но и для юристов. Решение этого вопроса необходимо для понимания механизмов и болезненной мотивации опасных действий, для определения степени опасности больных, чтобы проводить профилактику их противоправных действий.

Наиболее важное значение в происхождении опасных действий, совершаемых больными, имеют бредовые идеи, импульсивные побуждения, повелительные галлюцинации, двигательное возбуждение. Они обусловливают агрессивные, общественно опасные действия больных - убийства, причинение вреда здоровью, хулиганство и др. Бредовые синдромы наиболее опасны. Может быть прямая бредовая мотивация поступка, включающая бредовую защиту, преследование мнимых врагов, месть и борьбу, а может быть косвенная мотивация, когда такая бредовая идея, как страх, тревога, опосредованно влияет на поступки больных. Наиболее опасные поступки совершаются при прямой бредовой мотивации.

Наряду с этим в ряде случаев невменяемости прямая причинно-следственная связь между симптомами болезни и поступками больных отсутствует. В происхождении опасных действий решающее значение имеет не сама болезнь, а какие-то внешние воздействия, отрицательно влияющие на течение психического заболевания. Выявление таких отрицательных влияний очень важно для последующего исключения их в процессе лечения и для определения самих мер медицинского характера. Определенное значение имеют особенности личности и поведение человека до развития у него психического заболевания. Отмечено, что люди, которые до болезни отличались антисоциальным поведением, во время развития у них психических нарушений более склонны к совершению опасных действий, чем те люди, поведение которых до болезни не вызывало нареканий. Антисоциальное поведение людей, отличавшихся таким поведением до болезни, сохраняется и во время ремиссий, т.е. периодов улучшения состояния здоровья.

Все это указывает на необходимость наблюдения за психически больными с целью предупреждения опасных действий с их стороны. Профилактика таких действий является проблемой не только психиатров, но и юристов, работников органов внутренних дел и прокуратуры. Такие больные нуждаются в своевременном лечении, а также в последующих мероприятиях по реабилитации и устранению условий, приводящих к опасным действиям. Предупреждение первичных общественно опасных действий сводится к своевременному выявлению таких больных, систематическому наблюдению за ними и лечению в психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. В настоящее время во всех психоневрологических диспансерах имеются картотеки больных с общественно опасными тенденциями.

Специальному учету подлежат те больные, кто ранее уже привлекались к уголовной ответственности или находились на принудительном лечении в связи с опасными действиями, а также больные, уже подвергавшиеся неотложной госпитализации в связи с общественной опасностью. Все эти больные подлежат профилактическому осмотру не реже 1 раза в месяц. Надзор за такими больными помогают осуществлять органы милиции, которые должны своевременно информировать психиатра об изменениях в поведении больного. В профилактике опасных действий психически больных важен также запрет выписки их из психиатрических больниц на попечение родственников или опекунов, если больные могут представлять общественную опасность.

Весьма существенной мерой профилактики является недобровольная госпитализация психически больных, представляющих общественную опасность. Недобровольная госпитализация при тяжелом психическом расстройстве с одним из следующих трех признаков:

- непосредственная опасность для себя или окружающих, характеризующаяся враждебностью к окружающим, подозрительностью, агрессивностью;

- беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять жизненные потребности;

- существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния, который будет углубляться, если больной останется без психиатрической помощи.

В необходимых случаях психически больной, состоящий под наблюдением психиатра, может быть недобровольно госпитализирован без согласия родственников или опекунов. Непосредственную госпитализацию осуществляют медицинские работники. В связи с возможностью агрессии со стороны больного и его родственников сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам в обеспечении доступа к больному для его осмотра и в последующей транспортировке в больницу. Не подлежат недобровольной госпитализации люди, страдающие непсихотическими формами психических расстройств (психопаты с антисоциальным поведением, люди с последствиями черепно-мозговой травмы). Нельзя принудительно госпитализировать лиц, опасное поведение которых только вызывает подозрение на психическое расстройство. Такие лица должны быть сначала направлены на судебно-психиатрическую экспертизу для установления психического заболевания.

После недобровольной госпитализации в течение 48 ч больной должен быть освидетельствован врачебной комиссией с целью определения его психического состояния и правомерности примененных мер. Заключение о необходимости недобровольной госпитализации должно получить санкцию судьи, который обычно для этого выезжает в психиатрическую больницу. После этого больные должны быть в обязательном порядке переосвидетельствованы врачебной комиссией не реже 1 раза в месяц для продолжения стационарного лечения. Заключение об этом через 6 мес. вновь направляется в суд для получения санкции. В случае длительного лечения эта процедура проводится ежегодно.

 

4. МЕДИЦИНСКИЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ

 

Уголовной ответственности не несет лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. К нему по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Как и уголовное наказание, они представляют собой меру государственного принуждения, но имеют существенные отличия. Наказание применяется к виновным в совершении преступления, а принудительные меры медицинского характера - к психически больным, совершившим общественно опасное деяние в силу своего психического расстройства. Меры медицинского характера лишены карательных признаков и не означают судимости. Лица, подвергнутые психиатрическому лечению, в отличие от осужденных не подлежат амнистии и не могут быть помилованы.

Больным, освобожденным судом от уголовной ответственности или наказания в связи с установленной невменяемостью, судом могут быть применены следующие виды принудительных мер медицинского характера:

- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Отмена принудительного лечения в случае такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость применения этих мер, санкционируется судом. Вообще, согласно процессуальным нормам, при назначении и отмене принудительного лечения необходимо судебное разбирательство с обязательным участием прокурора и защитника для доказательства совершенного опасного действия и определения принудительного лечения. Судебно-психиатрическая комиссия лишь рекомендует принудительное лечение, но выбор вида этого лечения принадлежит суду. Этим гарантируется защита прав больного, так же как и периодическое врачебное освидетельствование его с целью выяснения вопроса о возможности отмены принудительного лечения. Следует подчеркнуть, что принудительное лечение назначается только тогда, когда психическое расстройство больного может способствовать причинению существенного вреда себе или другим лицам.

Если такой опасности психически больной не представляет устанавливается возможность неприменения принудительного лечения. В этих случаях суд передает больного в органы здравоохранения, которые могут направить его в обычную психиатрическую больницу на общих основаниях или под наблюдение психоневрологического диспансера. В случае отсутствия социальной опасности больной может быть выписан из психиатрической больницы вне зависимости от состава его бывшего деяния и без санкции суда. Эти варианты не являются принудительным лечением, но относятся к профилактике повторных общественно опасных действий больного. Лица, помещенные в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением, содержатся под усиленным надзором, который исключает повторное общественно опасное действие. Критериями для помещения больного в такую больницу являются тяжесть совершенного деяния в сочетании с тяжестью психического заболевания, а также повторность и многократность таких деяний. Однако главным критерием в рекомендации формы принудительного лечения является клиническая картина заболевания. Основными клиническими показателями для направления на принудительное лечение являются следующие.

Галлюцинаторно-бредовые синдромы у больных, поведение которых полностью подчинено бредовым переживаниям, с направленностью бредовых идей против конкретных лиц и явным влиянием галлюцинаций на поведение, и такие больные нуждаются в направлении в специализированную психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением. Подобные синдромы наблюдаются при шизофрении, алкогольных психозах, эпилепсии, органических поражениях головного мозга.

Синдромы помрачения сознания, при которых возможны рецидивы с тяжкой агрессией, и таких больных необходимо направлять на принудительное лечение в специализированную психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением, особенно при нарастающем слабоумии. Подобные синдромы наблюдаются при повторных сумеречных расстройствах сознания при эпилепсии и органических поражениях головного мозга.

Психопатоподобные синдромы с возбудимостью, несдержанностью, снижением критики, подчеркнутым пренебрежением к социальным нормам, трудностью реальной оценки ситуации, своих возможностей и способностей. Социальная опасность таких лиц усугубляется их склонностью к злоупотреблению алкоголем, наркотикам, участию в криминальных группах. При повторных общественно опасных действиях следует рекомендовать направлять больных в психиатрические больницы специализированного типа без интенсивного наблюдения.

Синдромы, сопровождающиеся эмоционально-волевой и интеллектуальной недостаточностью. Такая симптоматика наблюдается при шизофрении, врожденном и приобретенном слабоумии, органических заболеваниях головного мозга с преобладанием потери памяти и интеллекта и является показанием для помещения больных на принудительное лечение в психиатрические больницы общего типа.

Если психическое заболевание развилось у обвиняемого после правонарушения, но до вынесения приговора, то он подлежит направлению на принудительное лечение до выздоровления. После выздоровления он вновь может предстать перед судом и нести ответственность, так как само правонарушение было совершено в состоянии вменяемости. В этом случае показания к выбору вида принудительного лечения, а также к его отмене те же, что и для признанных невменяемыми. Если после совершения преступления у обвиняемого развилось хроническое психическое заболевание, то по результатам принудительного лечения должно быть составлено врачебное заключение, в котором обосновывается невозможность обвиняемого (подозреваемого) предстать перед следствием или судом, и к нему должны быть применены принудительные меры медицинского характера. Вид принудительного лечения определяется особенностями психического состояния больного.