22.03.2012 4956

Заговорно-обрядовая культура на Кубани

 

Архаические культы восточных славян пронизаны общей идеей смерти. Архетип смерти имеет отношение к культу Солнца и Луны, поэтому неслучайно многие магические действия привязаны к лунному календарю и солнцестояниям. Архитепические переживания смерти обнаруживаются в культе инициации. Посвящение обязательно включало акт символической смерти. Новое рождение, с которым отождествлялось посвящение, имело точку перехода через смерть-небытие. Смерть есть рубеж, преодоление которого необходимо для того, чтобы войти в новое состояние. Превращая смерть в обряд перехода, человек архаики пытался победить ее, видя в этом начало нового существования.

К ушедшим в мир иной всегда относились со страхом. Культ предков включал различные формы поколения и умилостивления. Предполагалось, что мертвые способны не только на благо, но и зло. Переход из одной жизни в другую сопровождался ритуалами проводов и превращений. О том, как умерший, превратившись в огненного змея, являлся жене в обличии живого человека, народное предание гласит следующее. Целый год летал змей, пока она не забеременела. Побудет до первых петухов и опять улетит. Знающие люди научили ее, что делать. «Змей плюнул и задом стал к печи отходить. Она вцепилась в него и просит: «Покажи спину, я узнаю, муж ты мне или нет». Змей бросился в трубу и с тех пор не бывал.

По народным представлениям, контакт с существами нечеловеческой природы умеют устанавливать колдуны и ведьмы. Они же способны принимать обличье волка, кошки, собаки, ужа, жабы, змеи и т.д. Нечисть бродит по земле с полуночи и до первых петухов. По народным поверьям, ведьмы доят чужих коров и, обпившись молоком, обмирают. Тогда на землю обрушиваются ураганы, смерчи и землетрясения. Ведьмы и колдуны могут делать окружающим и другие «капости» (пакости). Со слов станичниц, Л. К. Розенберг в начале ХХ века записал следующее. Однажды дала соседка деду свежую выпечку, а сама ушла со двора. Видит дед, а вместо «перепички» в руках у него - дымящаяся куча коровьего помета.

Колдуны и ведьмы способны портить скот. Лечение домашних животных основывалось на законе соприкосновения (контагиозная магия). Хозяйки, выдоив остатки молока, наливали в сковороду и ставили на горящие без пламени угли. Затем, взяв в руки нож и, окропив Богоявленской водой, резали и кололи молоко. В тех местах якобы появляется кровь ведьмы. Каждый укол отзывается в теле нестерпимой болью. Ведьма обязательно придет и будет молить о прощении.

По народным поверьям, апотропейной силой обладает борона, под которую необходимо лечь, чтобы увидеть ведьму и наказать за проделки. Если кто-либо захочет повелевать ведьмами, должен в последний день Масленицы оставить на ночь во рту кусочек сыра, утром вложить его в прорезь ладони и подождать пока кожа зарастет. В первый день Пасхи можно увидеть в церкови ведьм с подойниками на голове - они будут умолять, чтобы отдали сыр.

Народ верит, что ведьмы и колдуны знаются с дьяволом. Чтобы дьявол навсегда поступил в услужение, ему дают расписку, написанную собственной кровью. Место обитания нечистой силы - «нижний», подземный мир. Распространено представление о черте в образе вихря, кружащегося по земле; если бросить нож в середину воронки, на лезвии покажутся капли крови.

Для наказания черта Бог создал Гром. Господь посылает громовые стрелы, стараясь убить «неумытого» (черта), прячущегося среди ветвей деревьев, в домах, в телах животных и человека. Стремясь уничтожить его, Бог не щадит ни растения, ни жилища, ни людей. Пораженный стрелами человек, идет в царство небесное, получив прощение во всех грехах.

К проделкам колдунов и черта относили заломы на хлебных нивах. Народ верил, что если из такой пшеницы испечь хлеб, можно умереть. Оберегом служила молитвы «Да воскреснет Бог» и «Отче наш», читаемые на заре в пост с конца в обратном порядке, пятясь задом.

Действуя во вред человеку, колдуны и ведьмы нарушают мировую гармонию. Владея секретами черной магии, они имеют огромную власть над людьми: насылают порчу и мор, мстят тем, кто относится к ним без должного уважения. Нанести вред могут из корысти, за плату. В результате ссорятся некогда дружные родственники и соседи, супруги теряют способность к деторождению, богатые разоряются. Народные предания гласят, что колдуны могут в отместку передать роды от распутных женщин, мужчинам. «Ночью Михей и заходился рожать. Три дня ревел, как бык разродиться не может е т. Спасибо привезли знахаря. Он тот час смекнул, в чем дело. Наговорил воду, дал выпить. Через час из Михеева живота пар пошел».

Искусством чародейства овладевал тот, кто отрекался от Бога и передавал себя во власть дьявола. Колдунов делили на сильных и слабых. Чтобы избавиться от козней слабого искали сильного. Колдовскими средствами служили вода, спиртное, шерсть, носовые платки, рубашки и пр. Заговоренные вещи закапывали во дворе жертвы, дарили, оставляли на дороге, не всегда зная, кому они достанутся. Жертва, выпив наговоренную воду или взяв «поклад», могла сделаться «икотницей» (кликушей). Колдун способен сделать «спорченной» любую здоровую женщину и даже мужчину. Икотников отчитывали в церкви или обращались к сильному колдуну. «Пособием» для чародеев служила книга «Петромила». «Из этой книги он прочитает, бывало и «всякую планиду расскажет, и все, что хошь изделает. Та книга - старая-престарая червями объеденная. И бумага не нонешняя, а как будто кожа гладкая.». Сверхзнание могло явиться магу неожиданно извне. Старые колдуны, умирая, передавали свою науку родным или даже случайным людям. Для этого достаточно лишь прикосновения руки. Чернокнижникам приписывалось умение повелевать природными стихиями. Подозреваемых в бездожии «заложных» покойников и «облакопрогонников» обливали водой, рушили на крышах печные трубы, боясь, что те заморят людей и скотину.

Если колдуны свое порочное ремесло прятали, то знахари лечили открыто: без молитвы и креста к делу не приступали. Читая тайные слова шепотом, полагали, что заговоры потеряют силу, если будут услышаны кем-либо. Среди знахарей были «специалисты» разного профиля. Женские и детские болезни лечили бабки. Мужчины врачевали боли в суставах, пояснице, правили кости, выгоняли лихорадку. Заговорами оберегали домашний скот, останавливали кровь, отвращали от пьянства, лечили порчу и сглаз, болезни желудка, простуду. Знали «тайные слова» от диких зверей, от пули, шашки и копья. Заговорами регулировали любовно-брачные отношения. Тайные заклинания помогали посвященным находить подземные клады. В их поисках использовали змей, которых народ считал солярными существами, способными беспрепятственно проникать в подземные царства. В 1901 году корреспондент газеты Кубанские областные ведомости Г.Маликов сообщал, что на хуторе Каменномостском Майкопского отдела появился маг, имевший при себе двух гадюк. Хозяин кормил их хлебными крошками и после остатки пищи доедал. Это стало поводом к заключению, что маг - «шайтан». Чародей занимался раскопками древних курганов. Если раскопка обещала быть успешной, псалтырь и ножницы при прочтении псалма, обращались сами собой на восток. По словам хуторян, труды мага не оказались напрасными. Ему удалось выкопать золото. Никто не решился помешать «археологу», так как тот заранее предупредил, что напустит змей полную хату или выморит скот.

Корни представлений о защитных свойствах заговоров уходят во времена первобытной истории. Простой народ верил, что всякое зло имеет своего царя или царицу и пребывает в глухих местах, где петухи не поют и не ступает нога православного человека. Для народных верований характерна персонификация болезней. Так, из 77 разновидностей лихорадки большинство знахарей лечили лишь семь самых страшных «сестриц», обитающих в сырых местах и появляющихся в полночь. Народная фантазия создала их в облике девушек в белых рубахах и с распущенными волосами.

Традиционные формулы заговоров начинались с обращений или требований: «Заря, зарныця, Божа помощныця! Освяти своими лучами орданьску воду». «Гей кынь, нечыстый, из (имя рек) опой, та не будэ ему тоди. Опою ни в ричках, ни в балках, ни в озэрах» (от пьянства).

Заговоры испытали на себе сильное влияние Православия. Знахари обычно начинали и заканчивали лечение словами молитв «Отче наш», «Во имя Отца и Сына и Святого духа». Чудесными спасителями считались святые Петр и Павел, Исаакий, Пантелиймон, Варвара, Екатерина.

Императивные заговоры обращены к объекту воздействия и выражены в повелительном наклонении. Структурная композиция заканчивается требованием. На императиве строятся как зачины заговоров, так и эпическая часть. В общей структуре требование доминирует.

Особенность художественного стиля традиционных заговоров - наличие «сквозного симпатического эффекта» - неоднократно повторяющихся эпитетов, используемых для характеристики симпатических средств: «железное», «золотое», «огненное», «белое». «. На том море -океане стоит столб каменный, на том столбе каменном стоит муж каменный, надевает рубашку каменную на раба Божия». В заговорной поэзии нередко встречается полилогия - ступенчатое строение текста. Один из распространенных мотивов - остановка кровотечения с помощью шитья. Традиционные заговоры содержали запреты, налагаемые на те хозяйственные работы, которые не следует выполнять в воскресенье до восхода солнца. Наказание ждет всех, кто в день отдыха православных рубит дрова или сеет муку.

Для текстов, сопровождающих ритуал, характерен императивный тон, вызванный стремлением запугать, подчинить своей воле и уничтожить смерть или болезнь. Специфическим способом внушения служило многократное повторение заговорных формул в сочетании с материальными (вода, хлеб, кожух) и ритуальными формами магии (окуривание, умывание, сбрызгивание, зализывание, сплевывание, загрызание). Каждый знахарь знал и пользовался только ему известными тайными приемами. Одни наговаривали воду и давали больному. Другие выплескивали на перекресток, считая, что вместе с водою уйдет и болезнь.

Примером сложного по структуре ритуального действия можно считать лечение «морщий-заключки». Для выполнения процедуры требовались определенные магические и актерские навыки. Больного ребенка ставили в проем двери и знахарка, приставив поверх его головы долото, ударяла по нему деревянным «ополоныком» (половником), затем делала отметки под ногами и вытянутыми руками, одновременно читая заговор. По народным понятиям, когда больной перерастал обозначенные границы, то, якобы вновь рождался для новой жизни, но уже здоровым.

В ритуале «запекания» болезни, описанном Л.К. Розенбергом, ярко проявляется драматургическая основа действия, где слово и акция выполняют знаковую функцию. Лечение сопровождалось диалогом знахарки и матери ребенка и основывалось на веровании в очистительную силу огня. Сцена купли-продажи больного указывает на связь с обрядами жизненного цикла. Выкупая ребенка, мать как бы ограждала его от враждебных сил. Возвращение больного через окно продиктовано было желанием обмануть смерть. Магические слова, движения, реквизит, руководящая роль «режиссера» не были рассчитаны на зрительское восприятие. Ритуал имел самодавлеющее значение и возникал как единая структура, в которой магия предметов, действа, ритма, слова слиты воедино и несут еще и эстетическую нагрузку. В практике народных целителей магическое свойство приписывалось симпатическим средствам (костям, кольцам, цепочкам, ниткам, веревкам, камням, булавкам и пр.). Обереги носили на теле или прикладывали, полагая, что болезнь исчезнет.

Некоторыми тайными приемами владели не только знающие, но и обычные люди. Особая роль в ритуально-магической практике отводилась женщинам, которые чаще чем мужчины прибегали к «приворотам», «присушкам», молитвам. До замужества эта деятельность осуществлялась вне семьи. Став матерью, женщина получала знания по уходу и лечению детей. С возрастом ритуальная деятельность ее расширялось. Магическими обрядами и заговорами сопровождались домашние работы, огородничество, уход за скотом. Так, для увеличения урожая огурцов, арбузов, подсолнечника и т.п. женщины сеяли семена в полночь непременно в «костюме прародительницы Евы». Во время цветения, взяв в руки мужские штаны, водили ими по грядкам. По народным представлениям, после этого завязей становится больше.

В советскую эпоху свобода атеизма подразумевала свободу идейного наступления на традиционное мировоззрение. Однако, несмотря на запреты и гонения магия в различных ее формах сохранялась. Не утратила она своего значения и сегодня.

Тема таинственных явлений, необъяснимых фактов и феноменов стала обсуждаться в средствах массовой информации и научной среде лишь в период гласности. После семидесяти лет господства коммунистической идеологии, утверждавшей атеистические догмы, область необычного и сверхъестественного стала доступной для научных исследований и открытого обсуждения.

В последнее время все чаще говорится о том, что в соседстве с людьми находятся некие сущности, имеющую не биологическую, а иную природу. Высказываются гипотезы о возможности существования полевых форм, тонких структур в виде частиц или газа, из которых состоят неизвестные людям феномены. Предполагается, что мысли и эмоции представляют собой энергетические сгустки на полевом уровне, имеющие массу и концентрирующиеся в определенных местах. Там, где возникают негативные эмоции (ненависть, зависть, страх), люди испытывают дискомфорт. Такие места называют гиблыми, проклятыми. Находиться в них человеку опасно. Верят люди и в пагубность словесного проклятия. По народным представлениям, помочь может только священник или знахарь.

Стойка в народе вера в «шумный дух» (полтергейст). С 1987 по 2001 год нам удалось собрать более трех десятков рассказов информаторов. Большую часть из них составляют истории о проделках домового. Описывая внешний вид сущности, информатор назвала его коренастым старичком с седой бородой и длинными до плеч волосами в белой шляпе. «Он смотрел на меня добрыми глазами и улыбался. Я поняла, что это домовой. С тех пор, начиная какое-нибудь дело, сначала говорю об этом «хозяину». Как утверждают респонденты, домашние животные чутко реагирует на присутствие духа.

В домах индивидуальной застройки местом обитания домовых служат чердаки и печи, в многоэтажных домах - мебель, антресоли, углы квартир. Напоминают о себе стуком или пропажей вещей. Часто приходят во сне и душат. По рассказам очевидцев, у домового сильные лохматые руки, а сам он на ощупь как меховой комок. Одно из любимых занятий «хозяина» -плетение косичек. Присутствие домового в семье представляется явлением обыденным и потому удивления не вызывает.

Живучи на Кубани предания об оборотнях. Оборотень не использует тело другого существа, а сам выворачивается наизнанку, приобретая облик животного. По народным преданиям, те, что похожи на волков («вовкулаки»), гораздо более по величине и с кольцом поперек туловища. Человек, обращенный колдовством в «вовкулака», остается в этом виде несколько лет, потом опять возвращается в прежнее состояние от удара, нанесенного кем-либо по опоясывающему кольцу. Узнать оборотня можно по отметине на теле, оставленной, например, острым предметом. По сообщениям наших информаторов оборотни способны превращаться и в неодушевленные предметы.

В народе распространено убеждение о том, что колдуны знают тайные заклинания и ими оберегают свое добро. Все без исключения рассказчики подчеркивали, что, оказавшись во дворе колдуна, не могли выбраться оттуда: на пути возникали непреодолимые препятствия. Спастись удается лишь, выбросив украденное.

Надежным оберегом от сглаза и порчи считаются острые предметы. При посадке лука и чеснока на краю делянки в землю втыкают нож. Чтобы в дом не вошел непрошеный гость, в порог или над дверью втыкают иголки, колючки, лезвие старого ножа. Верной защитой от порчи считаются булавки, спрятанные в складках одежды.

По словам информаторов, образы живущих могут являться окружающим наяву. Появление двойников, как правило, ставит очевидцев в затруднительное положение. Все, кто видел прижизненных двойников, констатировали, что произошедшее выходит за рамки понимания феномена. «О том, что на выходных хозяина богатейшего подворья не будет дома, знали вся станица. Нашлись и искатели приключений - местные подростки. Забравшись во двор, увидели спокойно расхаживающего хозяина. Они не поверили своим глазам, потому что видели, как все семейство уехало в город. Воришки уверяли, что хозяин их тоже видел, но ничего не сказал, только как-то странно запрыгал».

Есть мнение, что фантомные существа, имеющие внешность «оригинала» и неотличимые от своих создателей, вызываются осмысленным и направленным действием. Способность создавать двойника демонстрируют люди, знакомые с магической практикой.

В среде простого народа бытует представления о призраках - образах умерших, не нашедших упокоения в виду несоблюдения необходимых обрядов при захоронении. Информаторы утверждают, что избавиться от наваждения удается с помощью молитвы. Шумы и явление призраков прекращались и после того, как в могилу захоронили вещи умершего. Распространено поверье, что в гроб нужно вбить осиновый кол, тогда дух не будет беспокоить живущих.

Чародеи свои способности от окружающих прячут и потому даже родственники долго ничего об этом не знают. Информатор сообщила нам, что о колдовских проделках своего мужа она узнала случайно. Перед смертью их передал ему прадед. «Только взял за руку, и с тех пор началось».

Члены семейств, где нет мира и согласия, нередко подозревают друг друга в связях с колдунами, ищут подтверждения своим догадкам. Обстановка накаляется. Дело заканчивается ссорой. Бабки, к которым обращаются в таких случаях, говорят: «Кто первым придет, тот и «сделал».

По народным представлениям, более всего от порчи страдают дети, поэтому в первые месяцы младенцев чужим не показывают. Но и после, взглянув на дитя, всякий должен сплюнуть и сказать: «Тьфу, на тебя»! Если кто-то чересчур расхваливает и восхищается чужим ребенком, знающие люди советуют родным сказать про себя: «Соль в глаза». Надежный способ оберега от злодеяний колдуна - показ «дули» (кукиша).

По народным поверьям, ведьмы портят домашний скот. Информатор из станицы Вышестеблиевской Темрюкского района сообщила, что ее бабушка лечит коров так: берет стакан воды, шепчет молитву и бросает в воду зажженные спички. Если спички потонут, корову сглазили. Тогда просит у хозяина ношеные брюки и водит ширинкой по крупу больного животного от головы до хвоста. Ширинку пропитывает наговоренной водой. Чтобы корову не сглазили, сдоенное молоко накрывают.

На хуторе Адагум Крымского района нами зафиксированы отдельные компоненты древнего обряда опахивания, который выполняется в надежде, что коровья смерть уйдет от границ домашнего подворья. Охранный обряд исполняют женщины в глухую полночь перед отелом. Апотропеем служит не только магический круг, но и лопата, которой хозяйки копают вокруг сарая лунки. Весной перед выгоном скота в «череду» (стадо) механизаторы опахивают плугом пастбище. Если корова отелится ночью, будят детей, чтобы они первыми взглянули на теленка. Говорят: «Детский взгляд чистый». В описании информатора словесные тексты не упоминаются.

Перед тем, как дать молоко чужим людям, читают «Отче наш». За молоко полагается расплатиться мелкой монетой или положить на дно ведра кусочек хлеба. В день отела чужих людей к себе не пускают, ничего не вносят и не выносят из дома. У дойной коровы пропадет молоко, если отрезать кисточку на хвосте.

Охранная сила придается веткам калины и чабрецу, которые развешивают над порогом сарая и курятника. В первый день выгона коровам у основания хвоста крепят иголку с ниткой, чтобы не сглазили. или привязывают на шею красную ленточку.

К корове-кормилице относятся с большим уважением. Если корова случайно наступит ногой в ведро, молоко выливают домашней птице с приговором: «Тебе молочко, нам яичко». Тексты, сопровождающие доение, бывают чаще простейшие, двучленные, реже с распространенным повествованием и перекликается с духовными стихами.

Охранную функцию выполняет мужской пояс, который кладут на воротах, прежде чем завести купленную корову во двор; животное должно через него переступить, тогда болеть не будет. Новые хозяева уводят ее на «налыгаче» (веревке) прежних хозяев. В этот день ничего не дают чужим (к убытку).

В вербальных формах - заговорах и приговорах - по-прежнему сохраняются обращения императивного характера: «Божья Мать! Меня заступают и покрывают злые и лихие люди. Божья Мать! Сцепи им губы и зубы на рабу Божью (имя рек). Святые Гурий, Самуил и Аверий! Помолите Господа Бога и устройте мою семейную жизнь». По-прежнему в заговорах сохраняются ритмически организованная структура, а временами и рифма: «Выгоняя скотину в первый раз на пастбище, хозяйки говорят: «Чистое поле, вольное раздолье. Пройдите Сорок Святых тем полем, тем вольным раздольем. Окрестите мою скотину крестом, гоните хлыстом. Поднимите ее от худа-беды. Крест Господний, хлыст пастуший. Аминь, аминь, аминь».

Как и в прошлом, в заговорах фигурируют архаические образы «ночниц», «зари», «солнца красного», «месяца», «ветра», «звезд». В составе календарных обрядов последний день февраля рассматривается временем, удобным для прошения о приплоде домашнего скота. Старший мужчина, выйдя во двор, трижды крестится и читает: «Засветись, звезда ясная, на радость крещеным, церковью освященным. Заглянь, звезда ясная, на двор (имя рек), ты освети огнем негасимым белоярских его овец. Как в небе Господнем нет числа звездам, так бы у раба Божьего (имя рек) уродилось овец более того. Аминь». Лечебные заговоры также начинаются с обращений к персонифицированным недугам: «Привстрит, Привстрит, водяной, чоловичий, жиночий, дивочий. Я тэбэ вызываю, я тэбэ выклыкаю, з очей, з плэчэй, з рук, з ног».

В колдовских заклинаниях традиционно действуют представители темных сил: «Черт идет водой, волк идет горой. Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, плоду не плодят, плодовых речей не говорят. Так бы и (имя рек) мыслей не мыслили, речей не говорили, а все бы как кошка с собакой жили».

Довольно часто встречаются заклинания, основу которых составляют сопоставление и уподобление - реального и желаемого. Так, чтобы отучить петуха бегать по соседским дворам и огородам, забивают в первую от двери половицу гвоздь и говорят: «Как этот гвоздь держится полу, так петух держался бы своего дому». Приведенный заговор - пример двухчленной формулы, широко используемой в календарных обрядах, народной медицине, обрядах жизненного цикла, для оберега домашнего скота. Для того чтобы избавиться от ведьмы, превращающейся в ужа и сдаивающей молоко у чужих коров, берут хозяйского кота, с ним обходят углы сарая и говорят: «Домовому и коту, а не болотному ужу. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». В одно блюдце наливают молоко домовому, в другое коту. Уходя, добавляют: «Кота с собой забираю, а корову на домового оставляю».

Рубежом, отделяющим «свой» и «чужой» мир, служит порог дома. Через порог не здороваются, не прощаются, не дают взаймы и не возвращают долг, иначе случится несчастье. На пороге «выливают» испуг, лечат порчу, за порог выбрасывают предметы туалета больного. Наговоренную воду выплескивают на улицу. Читают заговоры и над проточной водой, считая, что вместе с нею уйдет недомогание.

В простонародье сохраняется вера в магию действия. Чтобы не болела спина, в первую летнюю грозу прикладываются спиной к дверному косяку. Скорлупу пасхальных яиц дают курам, тогда лучше будут нестись. Чтоб всегда водились деньги, смотрят на молодой месяц, держа в руке монету.

Собранный нами фактологический материал и исследования других ученых, в частности, М.В. Семенцова, А.М. Дьяченко позволяют утверждать, что за два последних столетия заговорно-обрядовая культура Кубани претерпела изменения, но по-прежнему находится в состоянии активного бытования. Как и прежде, традиционное мировоззрение составляют архаические верования в очистительную силу огня и воды, в магический круг, сохраняются представления о болезнях как антропоморфных существах. Простые люди верят, что белая магия направлена на упорядочение мира, в то время как колдовство стремится к дисгармонии. Передаются магические знания и умения от старших к младшим, большей частью, в семье.

Доминирующая функция вербальных форм - направленное действие словом с целью получения желаемого результата. Словесные формулы состоят из простых и сложных ритмически организованных фраз. Магическую роль выполняют и предметы-символы. Заговоры охватывают наиболее важные сферы народной жизни. В зависимости от тематической направленности они делятся на: любовные, лечебные, хозяйственные.

Все три группы заговоров обеспечиваются:

1. традиционной диагностикой (приметами и гаданиями: любит-не любит; здоров - болен; желательно или нежелательно выполнять те или иные работы);

2. апотропейными мерами для достижения успеха в любви, хозяйственной деятельности, в охране жизни и здоровья;

3. практическими приемами и средствами (ритуалы по регулированию добрачных, супружеских и семейных отношений, лечение и помощь в ведении домашнего хозяйства.

Советская наука игнорировала суеверные и сверхестественные аспекты традиционной культуры, огульно порицая магию и оккультизм. Ситуация с тайным знанием кардинально изменилась к концу ХХ века. Наблюдается взрыв интереса к религиозно-мистическим и магическим ритуалам.

Возрождение явления во многом связано с актуализацией этнического и национального самосознания. При наличии проблем в официальной медицине востребованны траволечение, костоправство, гадание, ясновидение. Профессионально запущенные в оборот с использованием богатого арсенала современных информационных технологий, они ориентированы на вкусы широкой публики и стереотипы массового сознания.

Итак, можно сделать некоторые выводы:

В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеология этнического сообщества.

В календарный комплекс входили обычаи и традиции, приуроченные к памятным датам православных святцев и обряды производственного назначения, сопровождавшие важнейшие события народного быта. Сельская община, регулируя общественно-экономическую и культурную жизнь, следила за исполнением обрядово-праздничных установлений. В праздничные дни прекращались всякие работы. Нарушение традиций влекло за собой применение санкций морального и административного порядка.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что роли исполнителей обрядов четко регламентировались и рассматривались как жизненно важные, сакральные. До начала ХХ века календарная обрядность носила коллективный характер и строилась по принципу половозрастной иерархии. В компетенцию пожилых женщин входили ритуалы, связанные с культами воды и смерти. Мужчины и женщины зрелого возраста, имевшие опыт хозяйственной деятельности, исполняли обряды по обеспечению урожая. Холостая молодежь, подростки и дети участвовали в играх, хороводах, ряжении. В ритуальном общении внутри половозрастных групп и между поколенными группировками воспроизводились и передавались социально значимые формы поведения.

Анализ ритуального поведения в рамках календарных обычаев и обрядов проясняет смысл мифологических представлений раннего этапа этнокультурной эволюции, когда доминировали жесткие запретительные и разрешительные формы регуляции, относившиеся главным образом к родственным и соседским отношениям, к сфере жизнеобеспечения.

Основные календарные комплексы приходились на переходные моменты в годовом цикле. Их ядро составляли: подготовка реквизита, ритуальных блюд и символических атрибутов; исполнение фольклорных текстов; получение вознаграждения и коллективные трапезы. Темные силы символизировали стихийно-природные свойства молодежного возраста, отсюда проявления крайних форм поведения ряженых.

Культурная политика большевиков, направленная на уничтожение календарных, религиозных и семейно-бытовых укладов, привела к деградации традиций. Разделение массового праздника на парад-демонстрацию и народные гулянья было типичным для всех регионов страны. Санкционированные, срежессированные и отрепетированные зрелища вытеснили игру, импровизацию. На смену стихийному самовыражению пришли организованные формы межличностных общения. Утверждение общесоюзных стандартов, игнорирование многообразных местных этнокультурных традиций способствовали унификации культуры.

Проблема заключается в том, что с исчезновением носителей и сфер бытования фольклора, нарушается преемственность в сохранении, воспроизводстве и передаче культурного наследия. Сознательное включение в фольклор авторских приемов, ориентация на сценические формы пропаганды народного искусства ведут к эклектике и искажению самобытности празднично-обрядовой культуры региона.

В современном обществе ценностные системы все более приобретают личностно значимый характер. Массовый календарный праздник рассматривается как средство реализации индивидуальных культурных потребностей.

Народная заговорно-обрядовая культура Кубани в прошлом содержала в себя архаические воззрения - такие как анимизм, тотемизм. В том, что принято считать тайным знанием, есть как минимум три составляющие: религиозная, целительская и регулятивная. В прошлом лечением занимались многочисленные категории знахарей с конкретными специализациями (хотя врачевать умели и колдуны). Знахари были поборниками этических традиций: не имели права отказывать просителю и тем более требовать за услуги какой-нибудь платы.

Колдуны и ведьмы отличались тем, что умели осуществлять виртуальные контакты с нечистой силой и наносить вред окружающим. Для виртуальной практики требовались некие суперсенситивные и экстрасенсорные способности, которые они получали от других «специалистов» или свыше. Главное же, они умели входить в измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них.

У каждого колдуна или ведьмы известные только им специфические техники работы в измененном состоянии сознания. В лечебных сеансах используется психотерапия: больной человек должен поверить в то, что исцеление наступит обязательно. Во время сеансов в ИСС вводятся и перципиенты. В настоящее время есть научные подтверждения тому, что некоторые люди обладают паранормальными способностями, дающими им возможность воздействовать на окружающих, но многие тайны подобного воздействия остаются пока неизвестными.

Магическая практика, основанная на традиционных корнях, имеет многовековую историю, и это подтверждает ее реальность и большие возможности. Однако, перенесение заговорно-обрядовой культуры на неаутентичную социальную почву, не всегда благо для нее, что наглядно демонстрируют исполнительские жанры фольклора, освоенные художественной самодеятельностью и профессиональными мастерами. Востребованность аутентичного фольклора и его вторичных форм исходит из потребности в альтернативных парадигмах. Переосмысление многообразных пластов традиционной культуры означает расширение массового сознания, введение в него иных культурных стереотипов, обретение новых социальных связей и перспектив. Эти тенденции определяют необходимость бережного отношения к традициям и инновациям в календарном и заговорно-обрядовом фольклоре.

 

Автор: Чурсина В.И.