29.03.2012 4340

Основные направления военно-экономического сотрудничества СССР и Канады, 1942-1945 гг.

 

В довоенный период Канада очень осторожно относилась к любым отношениям с СССР, в том числе экономическим, из-за опасности распространения коммунизма. Еще в 1931 г. консервативный кабинет Р. Беннета установил запрет на импорт из СССР угля и других товаров, который был снят только через пять лет с приходом к власти либералов. В 1937 г. новое правительство вступило в торговые переговоры с СССР, но к началу войны в Европе никакого соглашения так и не было достигнуто. Статус государственных отношений между странами оставался на уровне признания СССР Канадой де-юре, принятого еще 24 марта 1924 г. С того времени и до установления прямых дипломатических отношений в 1942 г. все связи между двумя странами осуществлялись при посредничестве Великобритании.

Ситуация еще более ухудшилась с заключением советско-германского пакта о ненападении и началом советско-финской войны. Либеральный кабинет М. Кинга воздерживался, правда, от такой акции, как эмбарго на советские товары. Но некоторые довольно резкие шаги в этом направлении все же были предприняты.

До 1940 года Канада экспортировала в Россию приблизительно 750,000 бушелей пшеницы ежегодно. Но пакт 1939 года заставил канадцев в ином ракурсе рассматривать эти поставки, поскольку предполагалось, что канадская пшеница может быть отправлена в Германию, с которой Канада находилась в состоянии войны. В силу возможности такой ситуации канадское правительство приняло решение о контролировании экспорта в нейтральные страны, находящиеся под оккупацией или граничащие с вражеской территорией. Теперь на осуществление таких экономических операций требовалось специальное разрешение. Это непосредственно затрагивало интересы СССР по важнейшим статьям советского экспорта из Канады - пшеницы и цветных металлов. Сообщение об этом решении было опубликовано в иностранной прессе применительно к советскому экспорту 1 250 бушелей манитобской пшеницы из Канады, могущей быть реэкспортированной в Германию, согласно комментариям прессы. Снова прибегать к эмбарго, как это было в 1931 г., которое Н. Робертсон характеризовал, как «плохо продуманную меру, обязавшую нас в течение ряда лет придерживаться изолированной и неэффективной политики», Канада не хотела. Поэтому в связи с рекомендацией военного комитета кабинета министров, вынесенной 22 января 1940г., Советскому Союзу было лишь отказано в выдаче лицензий на экспорт нескольких партий канадской пшеницы.

Несколько позже в итальянской газете «Иль Соле» появилось дальнейшее развитие этого вопроса. 31 января 1940г. газета указывала, что запрещение экспорта зерна и сырья из Канады в нейтральные страны, граничащие с Германией, не будет применяться к продажам американским экспортерам, даже если бы последние реэкспортировали в Германию и Советский Союз». Это сообщение указывало на возможность для СССР закупок канадской пшеницы на рынках США, а также на колоссальную заинтересованность Канады в рынке США.

В английской газете «Файнейшнл Ньюз» было напечатано сообщение о больших закупках Советским Союзом меди в США, причем указывалось, что не исключена возможность реэкспорта канадской меди в СССР. Газета писала: «Конечно, можно надеяться, что этому источнику снабжения будет положен конец системой лицензирования экспорта в страны, граничащие с Германией».

Реакция на этот запрет внутри самой Канады, как мы выяснили, была неоднозначна. Представители пшеничной кампании утверждали, что «не было ничего неверного в торговле с Россией, так как Канада всегда торговала пшеницей, медью и цинком с Данией, Швецией, Голландией, Италией, Грецией и Турцией», то есть со странами, которые имели торговые отношения с Германией. Кроме того, потерять Россию как торгового партнера означало потерять ее свободные рынки сбыта. Глава канадского правления по зерну указывал,, что если Канада не будет продавать излишки пшеницы России, то это сделают Соединенные Штаты.

Таким образом, мнения канадских правящих кругов разделились. С одной стороны, путем торгового запрета Оттава пыталась обезопасить себя и британское содружество в целом от СССР, находящегося в довольно близких отношениях с Германией. Но с другой, введение торговых ограничений отрицательно сказывалось на экономике страны. Ведь прежние рынки сбыта зерна сокращались, в то самое время, когда крупные остатки прошлых лет должны были быть дополнены излишками нового урожая. Несмотря на эти аргументы, запрет все же не был снят.

Отношения между странами изменились только с вторжением Гитлера в Советский Союз. Премьер-министр М. Кинг поддержал слова У. Черчилля, произнесенные в день нападения Германии на СССР, сказав, что Канада придет на помощь русским людям. Уже 25 июня, то есть через несколько дней после нападения, канадский министр торговли МакКиннон строил прогнозы относительно возможных поставок в СССР пищевых продуктов и вооружения, а также о возможном расширении экспортных привилегий России в ближайшем будущем. Министр справедливо высказал предположение, что русский урожай пшеницы, особенно на Украине, будет поврежден военными действиями, а Канада с ее излишками пшеницы была бы в состоянии помочь России, если понадобится. Будучи достаточно осведомленным, МакКиннон указывал, что на Украине и Кавказе, которые, как полагают, будут немедленными объектами наступления немцев, находится около половины советских посевов зерновых (из общих 100 миллионов акров под посевы 47,5 миллионов приходится на упомянутую территорию). В Канаде имелось приблизительно 500 миллионов бушелей излишков пшеницы при том, что, работая на полную мощность, заводы могли переработать около 50 миллионов бушелей, если было бы необходимо снабдить Россию пищевыми продуктами. Позже эти сведения были учтены в решениях Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании в 1941 г. 1 октября А. Гарриман, У Би-вербрук и В. Молотов подписали Первый московский Протокол о снабжении Советского Союза до конца июля 1942 г. В секретном протоколе конференции при планировании поставок в Советский Союз предполагался ежемесячный ввоз 200 тыс. тонн пшеницы, прежде всего - из Канады. Помимо пшеницы, в течение девяти месяцев, начиная с октября 1941 г., Канада должна была поставлять по 2 тысячи тонн алюминия в рамках поставок Великобритании. Но до начала конференции реальный объем поставок был настолько минимальным (Канада поставила в СССР кожаные подметки на сумму 258 тыс. амер. долл.) что позволило заместителю министра иностранных дел Н. Робертсону назвать это единственной значительной сделкой между странами на тот период.

После московской конференции английское правительство проинформировало канадское о результатах переговоров, и 2 октября Военный комитет Канады одобрил предложение о поставках медикаментов Советскому Союзу из фондов канадского Красного Креста на сумму 10 тыс. долл. Чуть позже -15 октября - было также одобрено предложение о продаже СССР канадской пшеницы. Тогда же, в октябре, министр вооружения и снабжения К. Хау заявил, что Канада будет производить все, что может быть необходимым. Кроме того, он отметил, что будет запущен дополнительный двигатель для производства танков для России и первые сто «Валлентайнов» будут отправлены в СССР еще до рождества.

Не имея на тот момент прямых дипломатических отношений с СССР, Канада испытывала трудности в определении того, в чем именно нуждается Советский Союз. В основном Оттава полагалась на Лондон и на сведения канадского посла в Вашингтоне X. Ронга, который, в свою очередь получал информацию от Объединенного американо-английского комитета, а позже - от Комитета по Ленд-лизу в Вашингтоне.

Поддержав принципы «Атлантической Хартии» 1941 года, закрепленные в «Декларации Объединенных Наций» от 1 января 1942 г., Канада и СССР стали союзниками. Образование антигитлеровской коалиции стало важным событием второй мировой войны. На пути экспансии фашистского блока встал союз государств, обладавших колоссальным экономическим потенциалом. Следует отметить, что вступление США в войну повлекло за собой и изменение концепции Ленд-лиза, который сначала косвенно, а затем непосредственно будет затрагивать интересы Канады. С этого времени из метода оказания помощи без участия в военных действиях он становится гигантским «снабженческим резервуаром». В него каждый союзник вливал, по возможности, свои ресурсы и брал то, что ему было необходимо для ведения войны. Контроль за распределением ресурсов возлагался на специальные структурные подразделения. Последовавшее правовое оформление новой концепции осуществлялось главным образом США: с каждой из стран союзниц они заключали соглашение о взаимопомощи (или обратном Ленд-лизе).

Канада, став членом антигитлеровской коалиции, помимо общей цели борьбы с врагом, преследовала еще и свои. Материалы, выработанные лидерами государств, в ходе встречи в Вашингтоне, легли в основу задач на 1942 г. Главная задача - удержать Россию в войне. Это способствовало сохранению советско-германского фронта и, одновременно, уменьшало риск установления немецкого превосходства в Европе, а значит, гарантировало достаточную безопасность Британскому Содружеству. К тому же, стремясь к проведению самостоятельной внешней политики, Канада укрепляла свой международный статус перед мировой общественностью. Для нее это было очень актуально.

Канада, поддержав основные позиции англо-американской политики, сделала ставку, прежде всего на экономическое сотрудничество с СССР. Оттава придерживалась той точки зрения, что улучшение экономических отношений является одним из наиболее эффективных средств, для развития дружбы и взаимопонимания между странами. Об этом свидетельствует тот факт, что первый канадский посланник в СССР был экономистом и это не случайно. Важнейшим фактором для его назначения послужил предыдущий опыт работы Д. Уилгресса в качестве специального торгового уполномоченного в Омске и Владивостоке, где он изучал возможности торговли с Россией. В своих ранних отчетах из Москвы Д. Уилгресс настаивал на том, что, как торговая нация, заинтересованная в международной стабильности, Канада должна проявлять больший интерес в мировых делах. Две северные страны (Канада и СССР) должны рассматриваться как дополняющие друг друга в экономическом отношении. Канадцы могли получить выгоду, используя советский опыт в развитии Арктики, СССР в свою очередь, мог учиться у Канады ее сельскохозяйственным методам. Непосредственными излишками продовольствия Канада могла покрывать советские нехватки. Забегая вперед, следует отметить, что Уилгресс никогда не выражал беспокойства по поводу того, что коммунистическая экономическая система с ее централизованным экономическим планированием вредила бы торговле между их странами. Он согласился с президентом торговой палаты США Эриком Джонстоном в том, что бизнесмены хотели продавать и покупать независимо от социальных систем и социального кредитования.

Канадская экономическая помощь СССР осуществлялась по двум каналам: правительственному и неправительственному (общественному). Первый включал в себя разработку и заключение различных соглашений, программ, протоколов помощи между двумя государствами и их осуществление на высшем уровне.

Этот канал начал работать непосредственно со вступлением СССР в войну. По данным канадского ученого Балауайдера, в течение первых четырех месяцев немецкого вторжения Канада отправила в СССР муку стоимостью 41.140 тыс. долл., алюминиевых слитков стоимостью 793 656 тыс. долл. и армейского обмундирования на сумму 58 тыс. долл. из канадского миллиарда долларов, подаренного Великобритании безвозмездно.

Будучи, прежде всего аграрной страной, Канада имела большие излишки пшеницы, и именно ей отводилась особая роль в поставках. Кроме стратегических соображений, которые давали возможность помочь СССР, Канада могла избавиться от своих излишек. Находясь в Куйбышеве, Уилгресс отмечал: «Несмотря на высокоразвитые промышленность и сельское хозяйство, Канада имеет ограниченные возможности сбыта вследствие узости внутреннего рынка». С начала 1942 г. между канадским и советским правительством начали вестись переговоры по заключению кредитного соглашения на покупку СССР в Канаде пшеницы и муки.

Первоначально Канада предполагала оказывать помощь Советскому Союзу, требуя от него расплачиваться наличными деньгами. Но после принятия Соединенными Штатами закона о Ленд-лизе была вынуждена пересмотреть свою политику. Заместитель министра иностранных дел Н. Робертсон на заседании военного комитета 28 мая 1942 года сообщил, что позиция, касающаяся канадских зерновых поставок в СССР, будет осложнена подписанием Англо-американского Второго Протокола по поставкам в Россию. В список поставок была включена пшеница объемом в 2.400.000. тонн. В это время в Лондоне между Канадой и СССР еще шли переговоры по кредитному соглашению. Канада была обеспокоена тем, захотят ли русские покупать канадскую пшеницу после первого июля, когда станет доступной ленд-лизовская. Канадский Военный комитет после дискуссий подвергал сомнению целесообразность по продлению кредитных переговоров с СССР в Лондоне. Общественность Канады также выдвигала требование о безвозмездной передаче ее советскому союзнику. Канадские поставки пшеницы, предшествующие 1-му июля, вероятно, должны были быть расценены как подарок. Окончательное урегулирование вопроса было поручено Министерствам иностранных дел, финансов и торговли.

В итоге было решено продолжать переговоры, а результатом явилось подписание 8 сентября 1942 года кредитного соглашения с СССР. Принцип безвозмездной передачи одобрения не получил. По нему Советскому Союзу предоставлялся кредит на сумму 10 миллионов канадских долларов для закупки в Канаде 9 миллионов бушелей твердой весенней пшеницы и муки. Соглашение регулировало порядок советских закупок и условия погашения данного кредита. Он предназначался для оплаты Советским Союзом как уже поступивших партий пшеницы, отправленных через советское агентство Британским министерством продовольствия, так и будущих поставок из Канады, на которые СССР мог рассчитывать в течение трехлетнего срока действия соглашения. Кредит подлежал возмещению через шесть месяцев после трехлетнего периода, начинающегося со дня подписания соглашения который должен осуществляться четырьмя равными полугодовыми взносами.

В Лондоне от имени СССР соглашение подписали посол в Великобритании И. Майский, от Канады - верховный комиссар в Великобритании В. Мэсси. Было также подписано соглашение, оговаривающее процедуры и цены, касающиеся поставок Канадской пшеницы и муки согласно данному кредитному соглашению.

На момент подписания соглашения часть пшеницы была уже отправлена в СССР. По официальным советским данным, Канада, в соответствии с кредитным соглашением, отправила в СССР до 30 апреля 1944 г. пшеницу и муку на сумму 10 миллионов канадских долларов. Соглашение имело большое значение, подтвердив стремление обеих стран к сотрудничеству. К моменту заключения вышеуказанного соглашения страны установили официальные дипломатические отношения, что значительно облегчало контакты.

По данным Наркомата иностранных дел СССР, с июня 1941 до августа 1942 г. из Канады через Великобританию в СССР поступило 576 танков «Валлентайн», 600 танкеток «Ю.Г.К.», 180 станков, 89 922 тонн муки, 15524 тонны пшеницы. Отгружено без прямого указания на канадское происхождение 16 т. т. алюминия, 6 201 т. цинка, 21 006 т. меди, 1 469 т. ферросилиция, 774 т. феррохрома. Английский заказ на танки оплачивался за счет безвозмездного займа в 1 млрд. долларов, предоставленного в 1942 г. Канадой Англии. Из указанной суммы английское правительство на оплату вооружения и военных материалов для СССР израсходовало лишь небольшую долю, а именно - 61 млн. дол. Вплоть до весны 1943 года канадские поставки продолжали идти в счет британских.

1943 г. - год коренного перелома в ходе Второй мировой войны - начался выдающейся победой Вооруженных сил СССР под Сталинградом. Как отмечает Л. В. Поздеева, премьер-министр М. Кинг воспринял капитуляцию немецких войск на Волге как крупнейшее поражение одной из самых отборных армий Гитлера, как «начало конца» фашистской Германии. Практически сразу после указанных выше событий в экономическом сотрудничестве между СССР и Канадой произошли существенные сдвиги.

Дальнейшим шагом на пути укрепления канадо-советских отношений стало решение Канады принять прямое участие в программе Ленд-лиза. В связи с этим по заявлению министра финансов Илслей от 9 февраля 1943 г. значительная часть продукции, вооружения - в первую очередь танков и артиллерийских орудий - впредь должна была поступать без оплаты в общий фонд Объединенных Наций на началах Ленд-лиза. Для выполнения возросших в связи с этим обязательств канадский министр потребовал ассигнования одного миллиарда долларов. Изначально самостоятельные поставки Оттава осуществлять не могла из-за своей зависимости от Великобритании. Поэтому канадские товары, главным образом танки, продовольствие и металлы, поступали в счет британских поставок. Но были и исключения. Так, в честь открытия первой канадской миссии в СССР Канадское правительство продемонстрировало акт доброй воли, предоставив Советскому Союзу ледокол «Монкальм» для использования в северных водах. Готовность Канады помочь русским была омрачена четырехмесячной задержкой отправки ледокола. После трех неудачных попыток пересечь Атлантику «Монкальм», наконец, достиг Мурманска 5 мая 1942 г. Ввиду задержки доставки ледокола и на фоне свободных поставок по Ленд-лизу канадское правительство решило пожертвовать ледокол вместо продажи или аренды. Соответствующий случай для такого пожертвования представился в марте 1943 года, когда Д. Уилгресс предоставил свои верительные грамоты в качестве канадского посланника Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину.

Как свидетельствуют источники, 10 апреля 1943 г. на приеме у заместителя народного комиссара иностранных дел С.А. Лозовского в Куйбышеве Л.Д. Уилгресс вручил советскому представителю Памятную записку о дарении ледокола. Тогда же Канада выступила со встречным предложение к СССР о желании получить из Советского Союза одну тонну семян кок-сагыза и всевозможную литературу по вопросам выращивания каучуконосов, объясняя это большой заинтересованностью канадского правительства в получении каучука из кок-сагыза. Эти первые прямые двусторонние контакты свидетельствовали, как видим, о заинтересованности стран прежде всего в экономических отношениях.

Помимо этого, важным шагом в области военно-экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции стало принятие Канадой 14 мая 1943 г. закона о военных ассигнованиях, иначе называемого «Закон о взаимной помощи Объединенных Наций».

Военные поставки в Канаде занимали более 70% экспорта. По заявлению К. Хау, 70% всех производимых в Канаде военных материалов и оборудования отправлялись Объединенным Нациям и только 30% использовалось канадскими вооруженными силами. 14 мая 1943 г. Канада ассигновала 1 млрд. долл. для предоставления военных поставок Объединенным Нациям. До принятия этого закона канадское правительство не имело юридических оснований для передачи своей продукции Объединенным Нациям. Передача ее могла быть осуществлена только через Великобританию или США. Так, например, в 1942 г. часть канадских военных поставок, переданных Канадой Великобритании в виде прямого подарка (в размере 1 млрд. долларов) была затем передана через Великобританию другим странам. Министр вооружения и снабжения К.Д. Хау, обосновывая целесообразность принятия этого закона, сказал: «Так, например, мы отгрузили России вооружение и другие товары на 70-80 млн. долларов, но мы не могли их отгружать непосредственно России. Нужно было сначала передать их Британии и предоставить ей право передать эти поставки России».

Правительство Канады, принимая этот закон, ставило перед собой задачу передать союзникам, в соответствие со стратегическими нуждами, военное снабжение, которое Канада могла производить сверх потребности ее вооруженных сил.

При обсуждении законопроекта о Взаимопомощи подчеркивалось, что политика оказания помощи Объединенным Нациям должна проводиться со стороны Канады и в послевоенный период. Так, например, консерватор Томас Черч указывал: «Я должен подчеркнуть, что политика Ленд-лиза должна проводиться не только в этом году, но и после окончания войны - на базе коллективной безопасности. Если мы должны помочь восстановлению Европы, то следует проводить это на принципах Ленд-лиза». Член партии социального кредита Блекмор заявил: «Некоторые могут говорить, что этот закон распространяется всего лишь на один год. Но настоящее мероприятие является лишь началом серии законов, которые будут основаны на принципах Ленд-лиза. Когда наступит мирное время, необходимо будет осуществлять взаимную помощь для блага тех стран, ресурсы которых недостаточны для обеспечения жизненного уровня своего народа».

При рассмотрении Закона возник вопрос о принципах предоставления помощи. К.Д. Хау отметил, что это всецело будет зависеть от «способности страны-получателя заплатить». Это надо по-видимому понимать так: если получатель был в состоянии оплатить поставки в канадских долларах, то они должны быть оплачены; если получатель совсем не сможет оплатить, то товары должны быть предоставлены в виде дара; если получатель смог бы оплатить часть поставок, то остальная часть была бы предоставлена в виде подарка. Таким образом, нам становится понятным, что основной целью закона являлось предоставление правительству Канады права передавать военное снабжение тем странам, которые могут его наиболее целесообразно использовать вне зависимости от их платежеспособности. В качестве органа, обеспечивающего исполнение упомянутого Закона, был создан Канадский Комитет Взаимной помощи в составе пяти министров под председательством министра вооружения и снабжения.

Правительство уполномочивалось затратить в 1943-1944 гг. 1 млрд. долл. на военные поставки любой стране Объединенных Наций, существенно важных для «обороны и безопасности Канады и дела свободы всего мира».

Этот закон естественным образом закладывал качественно новую основу для развития торговых отношений между Канадой и СССР. Позже, на его основании, 11 февраля 1944 г. состоялось подписание соглашения между Канадой и СССР «О принципах, относящихся к предоставлению Канадой канадских военных поставок СССР согласно закону Канады о военных ассигнованиях (Взаимопомощи Объединенных Наций)».

Важнейшая роль в реализации союзнических концепций завершения войны и послевоенного устройства мира принадлежала системе экономической помощи на принципах Ленд-лиза. Вовлечение через нее Советского Союза в мировую экономическую систему, по мнению разработчиков, становилась одним из гарантов послевоенного мира. Поэтому союзники делали, по возможности, все, чтобы выполнить свои обязательства по поставкам. Этому способствовало и снятие многочисленных барьеров, вызванных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. В полной мере заработали принципы, отладили свою работу административные структуры, увеличилось производство оружия и материалов. Не случайно Третий протокол стал кульминацией предшествующих.

Переговоры о поставках по очередному Протоколу на период с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 г. начались почти за полгода до окончания действия предыдущего и продолжались почти весь 1943 г. В затягивании переговоров нашла отражение вся сложность межсоюзнических отношений, характерная для переломного периода войны. Порой переговоры походили, как заметил историк Р. Лукас, «на пересвист в темноте».

На переговорах, которые США и Англия начали в Вашингтоне с СССР о заключении Третьего протокола, канадское правительство сочло наиболее целесообразным перейти к прямым поставкам Советскому Союзу. Канадский Военный комитет рассмотрел доклады ряда ведомств и принял их с уточнениями по процедуре запросов на поставки. Представитель Канады на этих переговорах Л. Пирсон получил инструкции для уведомления государственного департамента о желании Канады участвовать в Третьем Протоколе. Аналогичные инструкции были даны Л.Д. Уилгрессу в Москве и В, Мэсси в Лондоне для уведомления России и Великобритании соответственно. 16 апреля 1943г. Д. Уилгресс поставил в известность советское правительство о желании Канады участвовать в переговорах в Вашингтоне и подписать в качестве самостоятельной стороны Третий Протокол о военном снабжении СССР по причине того, что объем поставок возрастает. Уилгресс отметил, что Канада уже передала через Англию для СССР военное снаряжение на сумму в 100 млн. долл., в числе поставок имелись также мототехтранспорт, алюминий и другие товары.

Вопрос об участии Канады в Третьем Протоколе и о ходе Вашингтонских переговоров вновь обсуждался Военным комитетом 21 апреля. Выявились некоторые разногласия между Англией и Америкой, касавшиеся форм оказания их помощи Советскому Союзу. Англия, в отличие от США, предлагала обеспечивать поставки, не беря на себя обязательств по доставке грузов в СССР морем. Исключение делалось только для грузов, подлежавших отправке из тихоокеанских портов США. В этой связи Третий Протокол, как об этом были информированы члены военного комитета в Оттаве, мог принять форму отдельных заявлений, которые сделают США и Англия, и общей сопроводительной ноты. Канадское же правительство могло либо подписать совместный с двумя западными странами Протокол, либо сделать отдельное заявление и подписать общую сопроводительную ноту. В итоге, приняв за основу британский проект, Канада высказалась за оформление Третьего Протокола в виде отдельных заявлений США, Англии и Канады.

5 мая секретарь военного комитета А. Хини доложил министрам, что правительства США, Англии и СССР приветствуют участие Канады в Третьем Протоколе, а также о том, что готовится список тех предметов, которые Канада включит в этот документ (пшеницу, муку, индустриальное оборудование, станки, взрывчатые вещества, алюминий и никель). На следующий день советский посланник в Оттаве Ф. Гусев с официальным визитом посетил заместителя министра иностранных дел Канады Н. Робертсона. В ходе этой встречи Робертсон отметил, что отдельное участие Канады в Третьем Протоколе существенным образом не изменит систему поставок. «Наиболее важная особенность новой договоренности, вероятно, будет связана с политическим и психологическим аспектами», - отметил он. Но при переходе к прямым поставкам Советскому Союзу экономические соображения Оттавы, как известно, также сыграли свою роль.

Изначально советская делегация запросила то, чего как по количеству, так и по номенклатуре союзники явно не могли предоставить. Последующие переговоры перманентно переросли в сложную дипломатическую игру, в которой увеличение поставок было напрямую связано с уступками советской стороны по наиболее сложным вопросам предстоящей конференции министров иностранных дел в Москве и встречи «Большой тройки» в Тегеране. Поэтому не было случайностью то обстоятельство, что официальное подписание Протокола состоялось строго в день открытия Московской конференции, 19 октября 1943 г. Протокол получил название «Лондонский» по месту подписания. Как и в случае со Вторым Протоколом, очередное соглашение вступило в силу еще до его подписания, то есть 1 июля.

Об участии Канады в Третьем Протоколе премьер-министр М. Кинг объявил парламенту 11 мая. Он заявил, что, в соответствии с новым Протоколом США, Англия и Канада направят в СССР определенное количество вооружения, военных материалов и продовольствия, резервируя за собой право вносить после консультации изменения, обусловленные «некоторыми обстоятельствами, которые могут возникнуть в ходе войны». Прямым участием в Третьем Протоколе Канада, как подчеркнул премьер-министр, выразит еще раз «высокую оценку чрезвычайной важности вклада СССР в общее дело и воздаст должное жизненно важному советскому фронту».

Правительства США, Англии и Канады обязывались на период его действия с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г. предоставлять для отправки в СССР внесенные в список предметы. Правительство СССР, со своей стороны, давало обязательство обеспечивать на этот же период для отправки правительствам трех стран те виды сырья и поставок, которыми оно будет располагать и которые потребуются этим правительствам для ведения войны.

Хотя основными торговыми партнерами для СССР в военные годы оставались США и Англия, рост канадского экспорта в СССР неуклонно увеличивался. Для Канады экспорт играл немаловажную роль. Расширение торговли было всегда ключевым фактором в канадской внешней экономической политике. В частности она являлась активным участником ЮНРРА. «Канада живет экспортом», - подчеркивал министр торговли и промышленности А. МакКиннон; «Все зависит от экспорта», - писал один из печатных органов канадских деловых кругов «Вестерн Бизнес Индастри»; «Вся будущность Канады зависит от экспорта», - отмечала «Монетари Тайме».

В годы войны Канада выдвинулась на второе место в международной экспортной торговле, что усилило ее интерес к советскому рынку. 75-80% общей суммы экспорта Канады за 1943-1944 гг. представляло собой снабжение Объединенных Наций военными материалами, стратегическим сырьем и продовольствием. Из них в 1942-1943 гг. поставки военных материалов в СССР составляли главную часть канадского экспорта в страны Европы, не считая Англии.

Об интересе к СССР свидетельствовал и рассмотренный нами меморандум Н. Робертсона от 31 декабря 1943 г. По его мнению, альтернативой системе взаимной помощи могли стать поставки на основе кредита, но тогда пришлось бы предоставить долларовые займы. Однако выплата после войны этих долгов могла отрицательно сказаться на восстановлении экспортной торговли. К тому же, прекращение поставок могло серьезно повредить международному престижу Канады. Поэтому Н. Робертсон рекомендовал одобрить соглашение Канады с СССР о принципах и условиях, на которых осуществлялись поставки.

Двустороннее соглашение между правительствами СССР и Канады о принципах, относящихся к предоставлению канадских военных поставок СССР, согласно Закону Канады о военных ассигнованиях (о Взаимопомощи Объединенных Наций) от 1943 г., было заключено 11 февраля 1944 г. в Оттаве. От имени правительства СССР Соглашение подписали заместитель народного комиссара внешней торговли СССР В.А. Сергеев и поверенный в делах СССР в Канаде Г.И. Тункин, от имени правительства Канады - премьер министр и министр иностранных дел М. Кинг и министр вооружения и снабжения К.Д. Хау. Соглашение вступило в силу со дня его подписания и имело обратную силу в отношении поставок, предоставленных Канадой Советскому Союзу до заключения настоящего соглашения на основании закона о Взаимопомощи 1943 г. Аналогичные документы были заключены Канадой с Великобританией и Австралией.

В основу Соглашения был положен принцип взаимной выгодности помощи, оказываемой друг другу обеими странами. Зафиксированы некоторые положения и принципы, в силу которых договаривающиеся стороны обязались взаимно оказывать помощь в борьбе против общего врага. Канада предложила поставить около 490 тыс. тонн грузов, из которых 100 тысяч соответствовали недопоставкам по Третьему Протоколу. Предложение Канады даже несколько превышало запрос советской делегации СССР. Однако советской стороне предлагалось выбрать из представленного объема те материалы, под которые удастся найти транспорт. Таким образом, даже на завершающем этапе войны масштабы помощи Советскому Союзу во многом определялись транспортными возможностями сторон.

В статьях 1 и 2 соглашения зафиксированы принципы взаимовыгодной помощи. «Правительство Канады будет предоставлять военные поставки, правительство СССР будет продолжать содействовать обороне Канады и ее укреплению и будет предоставлять такие предметы, услуги, льготы или информацию, которые оно будет в состоянии предоставить».

Кроме того, в статье 7 оговаривалось, что при условии прекращения военных действий на любом из остальных театров войны любые военные поставки переданные, но все еще находящиеся в Канаде, вновь переходят в ее же собственность, за исключением тех, которые предназначены для театра войны - где военные действия не прекратились.

Еще в ходе переговоров по данному соглашению между странами возникли трения по статье 8 о возвращении Канаде пригодных еще для использования самолетов, самодвижущихся средств, предметов вооружения и военного снаряжения, поставленных по настоящему соглашению, если они потребуются для целей Канады. Канаде пришлось приложить немало усилий, чтобы она была включена. Так, Н. Робертсон в меморандуме от 9 февраля 1944 г. доводил до сведения М. Кинга о необходимости сообщить советскому правительству о том, что Канада рассматривает маловероятным применение на практике статьи 8.

Особое значение уделим статье 9, в которой оба правительства подтверждали свое желание развивать взаимовыгодные экономические отношения путем международных соглашений для содействия достижению экономических целей, изложенных в «Атлантической Хартии». Остальные статьи соглашения устанавливали порядок и условия использования военных поставок.

Под военными поставками, упомянутыми в тексте соглашения, понимались всякого рода оружие, боеприпасы, самолеты, станки, оборудование, материалы, любые продукты сельского хозяйства, различные товары, предметы или виды обслуживания и пр.16 марта 1944 г. М. Кинг выступил в Палате Общин по разъяснению целей и содержания данного соглашения. Премьер-министр отметил, что соглашения с Великобританией и Австралией незначительно, но отличаются от такового с СССР, поскольку: «С момента нападения на Советский Союз военные поставки, предоставляемые его правительству, устанавливаются особым порядком, который не применяется ни в каком другом случае. Ежегодно между Россией и снабжающими странами подписываются протоколы, к которым прилагаются списки, перечисляющие поставки. Канада является участником текущего Третьего протокола, который окончится 30 июня. Ввиду существующей необходимости эти протоколы имеют чрезвычайно секретный характер, поскольку они содержат информацию, которая может быть очень ценна для врага».

С принятием закона о Взаимопомощи 1943г. и на его основе соглашения о военных поставах 1944 в Советском Союзе повысился интерес к Канаде. Канадские военные усилия стали полнее освещаться в советской прессе. В частности, регулярно появлялись статьи о Канаде в центральных печатных изданиях - «Известия», «Правда», «Внешняя торговля».

11 июня 1944 года были опубликованы данные Наркомата внешней торговли (НКВТ) СССР о поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия. А именно: «С начала войны по 30 апреля 1944 года Канада отправила в СССР 450 тыс. тонн вооружения, стратегических материалов и продовольствия на общую сумму 187.6 млн. канадских долларов. Из этого количества было отправлено в счет английских обязательств (до 1.07.1943 года) 93 т.т. грузов на сумму 116.6 млн. канадских долларов; по Соглашению о кредите между СССР и Канадой - 182 тыс. т. пшеницы и муки на сумму 10 млн. канадских долларов; и, в соответствии с Законом «О взаимопомощи Объединенных Наций» - в период времени с 1 июля 1943 года до 30 апреля 1944 года - 175 тыс. т. грузов на сумму 61 млн. канадских долларов.

Из отправленных Канадой грузов в Советский Союз прибыло 355 т. т., в том числе в 1942 г. - 125 т. т., в 1943 г. -124т.т. и за четыре месяца 1944 г. -106 тыс. тонн.

В Советский Союз из Канады доставлено: 1.188 танков, 842 бронетранспортера, 2.568 грузовиков, 827 т. снарядов, 34.8 млн. патронов, 5 т.т. пороха, 36.3 т.т. алюминия, 9.1 т.т. свинца, 223.5 т.т. меди, 6.7т.т. цинка, 1.324 т. никеля, 13.3 т.т. рельсов, 208.6 т.т. пшеницы и муки. На 1 мая 1944 года в пути из Канады в СССР находились 60 тыс. т. грузов». Из приведенных выше данных становится очевидным, что фактическое количество прибывших грузов было значительно меньше отправленного.

С 1944 года между странами активно велись переговоры о перспективах послевоенной торговли. Но и в ходе войны в Канаду из СССР поступали товары. Так, например, 28 ноября 1944 г. в Торонто была получена первая партия невыделанных русских мехов - соболя, белки, горностая на сумму 80 тысяч долларов, прибывших непосредственно из России. Прежде меха попадали в Канаду через Амторг в Нью-Йорке и обходились на 15-20% дороже. В результате переговоров атташе по торговым делам И.И. Кротова с канадскими представителями советское правительство организовало в Торонто фирму русских мехов «Рашен Фюр Компани» и согласилось продавать Канаде меха по той же цене, что и США. Аналогичные переговоры велись по закупке в СССР антрацита и другого сырья.

Дальнейшее развитие канадо-советских экономических отношений как по линии коммерческого товарооборота, так и на основе взаимной помощи способствовало тому, что Канада, наряду с США и Великобританией, стала главным партнером Советского Союза в этой области. И все же, по сравнению с собственным производством в СССР, поставки союзников в процентном соотношении были невелики. Так, например, общий объем американской и канадской пшеницы, муки и крупы с 1941 по 1945 гг. в пересчете на зерно составили лишь 2,8% среднегодовых заготовок в СССР.

Но выраженный в сравнительно небольшой сумме по сравнению с суммой экспорта в США и Великобританию, экспорт Канады в СССР, составлял существенную часть ее общего экспорта в Европу. Вообще необходимо отметить, что по ценности канадский экспорт за 1944 год достиг рекордной цифры - около 3,5 млрд. кан. долл., что в 3, 5 раза больше, чем в 1939 г. «Эта своеобразная внешняя торговля военного времени, - заявил Дж. МакКиннон,- если мы можем назвать ее «торговлей», является в высшей степени необычайным явлением».

В мировом хозяйстве Канада заняла четвертое место по пшенице и свинцу; третье - по меди, цинку, кобальту, серебру; второе - по золоту, продукции целлюлозы и алюминия; первое - по добыче платины, радия, асбеста, газетной бумаги и никелю.

Но именно по добыче никеля между СССР Канадой существовали определенные проблемы. До войны в Финляндии в области Петсамо (Печенга) находились никелевые рудники, право на эксплуатацию которых принадлежало Международной Никелевой Компании Канады. После того как Финляндия подписала перемирие в сентябре 1944 г., этот район был передан СССР. В результате переговоров проходивших в первой половине октября 1944 г., послу Д. Уилгрессу, совместно с британскими представителями, удалось добиться компенсации от советского правительства за эти никелевые рудники. 20 октября такое соглашение было подписано. Советское правительство согласилось выплатить Канаде 20 миллионов американских долларов в течение шести лет равными долями, причем американские доллары должны были быть рассчитаны по курсу 35 долларов за одну унцию золота. Соответственно никелевые рудники, включая все имущество и оборудование, переходили в собственность СССР. Характер канадо-советских отношений в последние годы войны определялся интересами совместного завершения таковой. Канада все еще продолжала рассматривать СССР как перспективного послевоенного партнера. Уже в марте 1944 г. канадский посол Д. Уилгресс имел беседы с И. Майским, бывшим послом в Великобритании, а на тот момент заместителем комиссара иностранных дел, по поводу послевоенных планов реконструкции. По мнению канадской стороны, она могла бы поставлять в СССР станки, железнодорожное оборудование, автотехнику суда,- в которых. СССР особенно нуждался. По канадским прогнозам, сельскохозяйственные продукты также должны пользоваться спросом, ведь из-за слабости своей послевоенной экономики СССР не смог бы в ближайшее время достичь того уровня развития, которым обладала Канада. Очевидным было и то, что восстановление будет медленным и болезненным. В свою очередь, Канада нуждалась в советском антраците, нефти, мехах, марганце и другом сырье. Банк Канады был настроен еще более оптимистически, предполагая, что экспорт в СССР может исчисляться 200 млн. кан. долл. В специальном сообщении в «Канадиэн Бизнес» торговый экспорт оценивался приблизительно в 100 млн. кан. долл. Длительная торговля, согласно «Канадиэн Бизнес», главным образом зависела от типа предлагаемых финансовых соглашений и размера канадского рынка в СССР. Исходя из этого, Канада считала, что в течение нескольких послевоенных лет СССР будет для нее одним из основных партнеров. Долгосрочные кредиты вместе с существенными канадскими закупками российских товаров должны были обеспечить стимул для быстрого развития торговли. Но сначала было необходимо выполнить первоочередную задачу - завершить войну.

Поэтому следующим шагом на пути военно-экономического сближения Канады и СССР стало подписание Четвертого протокола 17 апреля 1945 года в Оттаве. По нему произошла переориентация советских запросов на народнохозяйственные нужды. Надо сказать, что переговоры по Четвертому протоколу были не менее сложными, чем по предыдущему. Еще при выполнении Лондонского протокола Канада уже запросила у СССР предположительный список необходимой помощи. В беседе торгового атташе И. Кротова с директором администрации Канадского комитета взаимопомощи К. Фрезера и заместителем директора Г. Хисманом 17 апреля 1944 г. канадцы настойчиво рекомендовали СССР поторопиться в предъявлении заявки. Москва медлила, рекомендовали СССР поторопиться в предъявлении заявки. Москва медлила с ответом, объясняя невозможностью за столь короткое время подготовить заявку. Ведь нужно точно разработать списки с указанием нужных предметов и их количества, необходимые для бесперебойной работы советской военной промышленности.

Вообще процесс переговоров по Четвертому протоколу проходил очень медленно. В первоначальном списке СССР невоенные грузы более чем вдвое превысили их количество, запрошенное по предыдущему протоколу. Данное обстоятельство вызвало оживленную дипломатию, а затем и внутриполитическую дискуссию, совпавшую с начавшимися переменами в отношениях с Советским Союзом. Поводом тому во многом послужил скандал, вызванный заявкой ведомства А. Микояна на поставку на 1944 г. дополнительно пятидесяти дизелей для морских охотников. При посещении советских верфей было выявлено, что всего лишь три двигателя были применены по назначению, остальные 123 «ржавели за ненадобностью». В этой связи Отдел военного производства поручил изучить потребность СССР в алюминии, никеле, меди и спирте, которые были внесены в советскую заявку на дополнительные поставки в 1944 г. При подаче заявки СССР для Четвертого протокола Объединенный комитет начальников штабов, следивший по поставкам, выступил за ограничение, а потом и прекращение поставок в СССР по Ленд-лизу, если тот не вступит в войну с Японией.

Согласование статей затянулось более чем на год. Решались вопросы о количестве поставок, оценке их стоимости, но основные трудности вызвала проблема транспортировки грузов. Из-за этого Советский Союз не мог вовремя получить требуемую помощь и был вынужден уменьшать списки. Трения возникали также из-за того, что СССР хотел зарезервировать за собой право с появлением транспорта эти недоимки забирать. В свою очередь, Канада не желала переносить эти недоимки в счет следующих протоколов. В это время начала меняться политическая ситуация, связанная с окончанием войны, которая очень быстро отразилась на экономике.

В Москве, заметив перемены, А. Громыко в марте 1945 года выразил обеспокоенность по этому поводу. Одновременно посол Г.Н. Зарубин пытался повлиять на ход переговоров по Четвертому протоколу, добиваясь как предоставления кредита, так и проведения значительной части промышленного оборудования в качестве военных материалов. Однако американская делегация упорствовала. Дальнейшее затягивание переговоров грозило автоматическим прекращением поставок, что стало еще более очевидным со смертью Рузвельта.

Канада предложила провести подписание Четвертого Протокола в Оттаве, потому что, прежде всего это укрепило бы ее международный статус на фоне общего ослабления Британской империи. К тому же, она имела право претендовать на это, поскольку сама являлась активным участником предыдущих (хотя в первых двух и не была прямо представлена).

В меморандуме заместителя министра иностранных дел Н. Робертсона от 31 июля 1944 г. указывалось на возможность подписания документа в Оттаве при условии, если канадское правительство проведет определенные процедуры. Аргументация сводилась также к тому, что Первый Протокол был подписан в Москве, второй - в Вашингтоне, третий в - Лондоне, и вполне логично было бы подписать Четвертый в Оттаве. В результате Канада добилась поставленной цели. Согласование статей, длившееся более года, закончилось 17 апреля 1945 г. подписанием в Оттаве Четвертого протокола, что стало возможным благодаря взаимным уступкам союзников Его участниками стали США, СССР, Великобритания и Канада.

От имени СССР свою подпись поставил уполномоченный представитель в Канаде Т. Зарубин, Канаду представлял премьер-министр М. Кинг. Срок его действия устанавливался с 1 июля 1944 по 30 июня 1945 г.; фактически же условия соглашения проводились в жизнь с 30 июня 1944 г., и снабжение для целей ведения войны не прерывалось. Четвертый Протокол предусматривал перевозку грузов в СССР из Канады в объеме 356 т. коротких тонн из общего количества 490 тыс. коротких тонн.

Война заканчивалась, и опасность распространения коммунизма заставляла страны Запада говорить с СССР языком диктата. Наблюдалась тенденция к сближению Канады с США сначала по экономическим причинам, а потом и политическим. 5 мая 1945 г. из Вашингтона на имя канадского министра вооружения и снабжения пришла телеграмма под грифом «Конфиденциально», в которой сообщалось о том, что США не подпишут Пятый протокол, если СССР не вступит в войну против Японии. То же самое США советовали сделать и Канаде. В парламенте Канады прошли бурные дискуссии по поводу целесообразности продолжения помощи Советскому Союзу. В связи с этим 10 мая 1945 г. Канадский Комитет Взаимной Помощи представил рекомендации комитету министров относительно прекращения поставок СССР, пока тот не вступит в войну против Японии.

США, как нам стало известно, предприняли очередной шаг в этом направлении. 11 мая 1945 года, то есть еще до истечения срока действия Четвертого протокола, президент Трумэн санкционировал прекращение поставок по Ленд-лизу СССР, кроме средств, необходимых для ведения войны против Японии. Несмотря на то, что Канада полностью поддерживала политику США, ей было не выгодно терять российский рынок. Еще в августе 1944 г. Британский лорд Стрэболджи, указывая на необходимость развивать торговлю с СССР, сказал: «если Британское содружество еще не заняло место на российском рынке, то виновато в этом правительство и финансовые руководители. Я восхищен готовностью американцев выделить ссуду, чтобы облегчить экспорт в Россию».

17 мая 1945 г. Оттава сообщила в Вашингтон: «После выхода из войны Россия взяла на себя обязательство оплачивать поставки всего нашего промышленного оборудования. Поэтому мы продолжаем отправлять промышленное оборудование теперь на заказ. Мы также будем отправлять продукты и металлы в соответствии с Четвертым протоколом до конца июня текущего года».

Но в июне того же года кабинет предложил продлить программу поставок Советскому Союзу. В выдержке из заключения Кабинета министров под грифом «Совершенно секретно» констатируется факт, что после окончания войны в Европе комитет с одобрения правительства ограничил поставки СССР определенными категориями товаров. Впредь поставки должны направляться по специальной договоренности, а промышленное оборудование должно оплачиваться на условиях, согласованных обоими правительствами. Комитет пришел к выводу о необходимости пересмотра установленной практики, предложив разрешить некоторое послабление в отношении поставок, которые проводились в счет выполнения обязательств по Четвертому протоколу. После дискуссий Кабинет высказался за продолжение поставок по программе взаимной помощи. В итоге было принято решение в пользу продолжения программы взаимной помощи. Это распространялось на поставки ряда металлов (никель, марганец и др.) по условиям Четвертого протокола, отдельных видов сырья и продовольствия, услуг по ремонту и обслуживанию судов, которые доставляли грузы в СССР.

Однако еще до капитуляции Японии официальная Канада приняла решение прекратить с момента окончания войны поставки в СССР в порядке взаимопомощи. Отныне все поставки Канада будет осуществлять за наличный рас-чет либо по другой финансовой договоренности.

Усиление международного статуса СССР очень беспокоило Канаду, что отрицательно сказывалось на экономических отношениях между странами. К тому же, западные державы видели в СССР угрозу новой войны, которая могла прийти на западный континент именно через Канаду. Но правящие круги Канады к окончанию войны все еще не сомневались в целесообразности продолжения развития экономических канадо-советских отношений. Настроения, витавшие в Канаде, сводились лишь к сдерживанию роста коммунизма во всем мире, в том числе и в Канаде. Ведь, как видно из документов, за время войны канадское общество стало с уважением и симпатией относиться к СССР. На практике это вылилось в развертывание экономических, политических и культурных связей, налаженных по неправительственным каналам.

Сразу же после начала войны общественность Канады стала оказывать материальную помощь СССР. Были организованы кампании по сбору средств для советского народа. Так, 26 октября 1941 г. в Торонто прошел стихийный митинг помощи СССР, в котором приняли участие около 8 тысяч человек. В результате было собрано 4, 200 долларов. В декабре 1941 года такой же митинг прошел в Монреале. Как сообщили «Известия» от 22 декабря, в нем приняли участие свыше 11 тысяч человек. На митинге, организованном «Комитетом оказания медицинской помощи России» и Канадским Красным крестом, выступил бывший американский посол в Советском Союзе Дэвис, призывая оказать посильную помощь СССР.

Изначально организатором кампании помощи стал Канадский Красный Крест, который объявил о сборе 500 тыс. канадских долларов. В сборе средств участвовали разные слои населения. Кроме того, наряду с частными лицами участие принимали целые организации. Некоторые крупные организации (например, такие как «Международный мех») объявили, что каждый из его членов вносит оплату за один рабочий день в фонд Красного Креста. Их примеру последовали многие профсоюзы, а также организации различных этнических групп - русской, украинской, литовской и др. Возникшая во время войны Федерация русских канадцев (ФРК) также внесла вклад в дело помощи СССР. Первый ее съезд состоялся 30-31 мая 1942 г., и на нем были определены основные цели и задачи организации. В его работе приняли участие представители 59 комитетов помощи. Один из участников (Рабухин) отметил: «первой задачей была помощь героическим братьям и сестрам, которые вели борьбу за независимость, свободу и прогресс всего человечества». На собранные к февралю 1942 г. средства в подарок Красной Армии Федерация приобрела 9 больших полевых амбулаторий и 30 тонн различной одежды. Многие члены ФРК жертвовали свой месячный заработок. По заявлению секретаря главного правления ФРК Г. Окулевича, около тысячи человек обязались платить ежемесячные взносы в фонд помощи родине от 1 до 30 долларов до окончания войны. По данным Государственного Архива РФ материальная помощь ФРК Советскому Союзу на 28 июня 1944г. составила 218.080. долл. 78 центов. На втором съезде ФРК, проходившем 9-12 ноября 1944г. в Торонто, было принято решение об обращении к канадскому правительству с просьбой разрешить проведение общерусской кампании по сбору 100 тыс. долл. на покупку семян для посылки в СССР. Канадское правительство дало такое разрешение. Средства удалось собрать за полтора месяца. Помимо ФРК, Украинская ассоциация по оказанию помощи родине внесла 133 тыс. долл., аналогичное хорватское общество-33 тыс. долл. Помощь поступала от чехов, словаков, поляков, болгар и народов других национальностей. Желание помочь СССР высказали и многочисленные представители духоборов, которые заявили, что примут активное участие в сборе денег и пшеницы. Их вклад был не столь значительным, как других русских общин, но, тем не менее, имел место. За годы войны канадские славяне собрали в помощь СССР более 750 тыс. долл., более 500 т. одежды, закупили 12 больших полевых амбулаторий, много медикаментов и медицинского оборудования, зерна и продовольствия.

24 марта 1942 г. выходящая в Торонто газета «Стар» сообщила, что, по заявлению уполномоченного Красного Креста Рутли, к этому времени в Канаде среди всего населения собрано свыше 757 тыс. долларов для оказания помощи Советскому Союзу, при том, что намеревались собрать 500 тыс. долл. В 1942 г. продолжали проходить стихийные митинги. Один из самых масштабных состоялся 25 июня в Торонто. С речами выступили имперский советник английского министерства информации Брокингтон, известная американская журналистка Д. Томпсон и др. Участники призывали к оказанию СССР максимальной помощи.

Для того чтобы упорядочить сбор материальных средств в пользу СССР, в ноябре 1942 года был создан общенациональный центр «Канадский фонд помощи России» (Canadian Aid to Russia). Он возник в ответ на требования общественных организаций и частных лиц, которые хотели путем сбора и отправки медикаментов, обмундирования, одежды и других средств выразить чувства солидарности с советским народом. Его учреждение приняло форму избирательной кампании. Среди учредителей были девять провинциальных лейтенант-губернаторов и ряд лидеров христианских церквей. Президентом этой кампании стал глава «Кэнада пакерз» Дж. С. Маклин, вице-президентом - адвокат Клифорд Сифтон, секретарем X. Скей. В состав учредителей входили представители СМИ: редактор «Монреаль Стар» Дж. Макконнел, издатель «Виннипег фри пресс» В. Сифтон, редактор «Торонто дейли Стар» Дж. Ат-кинсон, журналистка М. Гоулд, президент университета провинции Нью-Брансуик Н. Маккензи, руководители профцентров Канады А. Мошер, Т. Мур и А. Шарпантье.

По своему составу «Канадский фонд помощи России» был очень разнородным. В него входили представители различных слоев населения, независимо даже от религиозной принадлежности. Однако следует отметить, что к организации и управлению фондом официально не были допущены коммунисты.

Согласно утвержденному правительством уставу, данный фонд являлся единственной в стране организацией, через которую можно было направить помощь Советскому Союзу от населения Канады. Ему разрешалось проводить сбор средств, обращаясь ко всему населению, путем проведения специальных мероприятий. Были запрещены личные обращения, в частности, сбор денег путем обхода домов. Собрания, концерты, митинги и другие мероприятия разрешались только с согласия местных комитетов фонда и органов Департамента национальных военных служб.

Эта организация приобрела большую популярность в Канаде. По данным на 15 апреля 1943 г., существовало 252 местных комитета фонда. Наибольшее их количество было в провинции Онтарио - 79, в Квебеке - 62, в Британской Колумбии - 50. В 87 центральных населенных пунктах кампания проводилась добровольными организациями. Например, клубами «Ротари» и «Кивание», вспомогательными службами канадского легиона, местными комитетами военных служб и др. Руководителями местных комитетов зачастую являлись общественные и политические деятели, представители бизнеса и интеллигенции. Кампания приобрела массовый характер, о чем свидетельствует отчет, о ходе ежемесячных денежных пожертвований в фонд с момента его открытия до апреля 1943г.

Помимо сбора денег очень популярным стал сбор одежды. Совместно с отделом фонда по сбору одежды по стране работало 1 249 общинных групп. В 68 центральных населенных пунктах кампания проводилась специальными комитетами, созданными местными филиалами фонда. В других местах сбор одежды для СССР осуществлялся при сотрудничестве таких организаций как муниципальные советы, церкви, школы, клубы, братства и другие религиозные объединения, группы Армии спасения, организации «Дочерей Империи», женские организации и филиалы Красного Креста. Для удобства транспортировки было организовано три центральных склада в Торонто для восточных территорий, в Виннипеге для центра и Ванкувере для тихоокеанского побережья. Канадские железные дороги, а также американские на западе США перевозили грузы канадского фонда помощи России по заниженным тарифам. Всего к концу марта через Торонто в СССР было отправлено одежды приблизительно на сумму 633 тыс. долл., через Виннипег - на сумму около 275 тыс. долларов, через Ванкувер - на 69 тыс. долларов. Всего более чем на 976 тыс. долл. Следует сказать и о том, что симпатии канадцев к героизму советского народа были фактором, способствующим успеху этой компании. Подтверждением этому служит прошедший 19 января 1943 года митинг в Монреале, посвященный сбору средств для Советской России. Это был самый крупный митинг, собравший около 17 тысяч человек. В качестве почетных гостей были приглашены посол СССР в Канаде Ф. Т. Гусев, жена президента США Элеонора Рузвельт. Представляя ее публике, М. Кинг назвал кампанию «общенародной данью канадских людей храброму союзнику».

Особый интерес представляла позиция католической церкви по отношению к СССР. Несмотря на свое отрицательное отношение к Советской власти, она все же решила оказывать содействие фонду. Глава католической церкви Канады кардинал Вилльнев, как и главы других церквей, объявил себя покровителем кампании помощи России. Но при этом сам кардинал и католическая («Аксьен Католик», «Релясьон») заявили, что коммунистический строй по-прежнему должен оставаться достойным осуждения. В письме к министру юстиции Сен-Лорану кардинал указал, что лишь после долгих размышлений согласился на включение своего имени в число покровителей. «Само собой разумеется, что этим я не хочу ни прямо, ни косвенно оказаться покровительствующим коммунистической доктрине, а также коммунистическому режиму в России. Наоборот, именно потому, что, как заявляет манифест комитета помощи и особенно главного организатора, вышеуказанный комитет абсолютно чужд коммунистической партии, и что помощь будет распределена канадским посланником в России, я счел возможным принять предложение, с которым ко мне обратились». Поддерживая позицию церкви, премьер-министр М. Кинг констатировал: «Особо отрадным является поддержка кампании помощи России со стороны духовенства. Это одно из проявлений единства духа и целей канадского народа».

Активным участником кампании помощи России, как показывают материалы являлся Д. Уилгресс. Именно через канадское посольство в СССР, возглавляемое им, официальная Оттава получала сведения о советском союзнике. Посол считал, что народ способен снабдить СССР самым необходимым. Годом позже он представил свои подробные наблюдения по поводу того, насколько тщательно и точно распределяют материалы, присланные из Канады. Такие отчеты рассеивали страхи Оттавы о нецеленаправленном использовании помощи.

Доставка помощи из Канады осуществлялась при посредничестве советской миссии в Оттаве. Через нее СССР запрашивал сельскохозяйственные и промышленные товары и деньги, в которых более всего нуждался. Практически сразу после организации фонда советский посланник Ф.Т. Гусев встретился с его представителями и объяснил, в чем именно нуждается СССР. Прежде всего - это были медикаменты, продукты питания, пшеница, мука, семена, рыболовные сети, мыло, обувь, одежда, обувь, спирт и др.

На встрече 2 ноября 1942 г. атташе по торговым делам миссии СССР в Канаде И. И. Кротова с представителем фонда Дж. Ф. Хансен последний заявил, что фонд имеет определенную договоренность с Канадским Красным Крестом о разграничении функций. «Канадский фонд помощи России» собирает деньги и проводит все необходимые с этим мероприятия, а Красный Крест покупает соответствующие вещи и отправляет в СССР.

Для эффективной работы фонда необходимо было разрешить вопрос с канадским правительством о порядке выдачи разрешений на вывоз различного рода вещей, приобретенных фондом для оказания помощи СССР. С этой целью 21 декабря 1942 г. И. И. Кротов посетил г-на Хисмана, начальника отдела экспортных разрешений Министерства торговли. Хисман заявил, что на такие товары, как одежда, белье и тому подобные предметы, они будут беспрепятственно выдавать экспортные разрешения с указанием лишь общих названий и приблизительных количеств. Что же касается бритвенных ножей, бритв, часов, кожаной обуви, семян овощей и клевера, то выдача разрешений на вывоз будет зависеть от того, какое количество по каждому будет отгружаться, а также от того, будут ли даны соответствующие указания от канадских контролеров. Кроме того, циркуляр Министерства земледелия предупреждал фирмы, чтобы они не подписывали никаких обязательств по поставкам в СССР семян, пока не будут покрыты внутренние потребности Канады и Англии.

На регулярных встречах в советском посольстве с представителями фонда обсуждались вопросы о количестве собранной помощи, решались проблемы по их доставке. Особые трудности, как и в правительственных поставках, возникали с транспортом. На встрече Ф. Гусева с заместителем министра иностранных дел Н. Робертсоном канадский чиновник поднял вопрос относительно невозможности выполнения желания канадских фермеров послать в Советский Союз пшеницу в виде помощи. Несмотря на то что продажа излишков для канадских фермеров была бы выгодной, из-за невозможности продавать эти излишки государству, правительство не смогло предоставить необходимые средства транспортировки.

Но в целом, можно утверждать, что работа фонда проходила очень результативно. Им удалось собрать больше денег, чем любой другой организации при сборе средств во время войны, за исключением кампании в помощь Великобритании.

9 января 1943 г. глава фонда Маклин прибыл в советское посольство по вопросу о ходе кампании сбора средств. Маклин указал, что кампания развернулась по всей стране. Ежедневно в фонд поступает от 15 до 20 тысяч долларов. Значительная часть суммы собрана в Онтарио как наиболее богатой провинции Канады Далее идут провинции Квебек (особенно Монреаль), Манитоба, Нью-Брансвик и т. д.К февралю 1943 г., по данным председателя Маклина и его заместителя К. Сифтона, общая сумма сбора в фонд достигла 1 900 тыс. долл. Несмотря на то что официально кампания закончилась, в провинциях средства еще собирались.

Официальная Оттава в определенной степени поддерживала фонд, имея при этом свои цели. Поставляя помощь в Советский Союз, она пыталась заручиться поддержкой СССР, для того чтобы отдельно от Великобритании участвовать в различных международных организациях и комиссиях. Особенно ее волновал вопрос о предоставлении ей соответствующего места в Администрации Помощи Восстановления Объединенных Наций. В ходе переговоров СССР препятствовал в этом Канаде.

Поэтому, не решив своих первоочередных задач, правительство Канады начало сворачивать кампанию фонда помощи России. Департамент национальной военной службы Канады указал руководству фонда на слишком большой размах кампании. Правительство объявило о намерении объединить все общественные организации такого рода и создать агентство по вопросам оказания помощи всем иностранным государствам. Против такого объединения высказалась часть представителей самого фонда в лице Г. Скей, а также Федерации Русских Канадцев в лице ее секретаря И. Малания. Другая часть активистов фонда, а также комитеты провинций Квебек, Манитоба и Альберта высказались за принятие правительственного проекта. В результате затянувшихся переговоров с правительством в начале 1945 г. был организован «Канадский объединенный фонд помощи союзникам», в который, наряду с «Канадским фондом помощи России», вошли еще десять общественных организаций: фонды помощи Бельгии, Греции, Китаю, Норвегии и другим странам. Было избрано новое руководство Канадского Фонда Помощи России, главой которой стал Дж. Норзи.

Но с начала 1945 г. влияние фонда стало падать. В феврале правительство вынесло постановление поставить под контроль все кампании по сбору одежды. Мотивировалось это тем, что их проведение в широком масштабе может «вызвать резервирование внутреннего снабжения». Поэтому Фонд был вынужден свернуть связанную с этим деятельность.

В целом же Канадский фонд помощи сыграл большую роль в организации помощи СССР, что способствовало укреплению канадо-советских связей. В силу специфики того военного времени до сих пор трудно определить итоговые и точные данные о размерах помощи канадцев Советскому Союзу. По данным канадского ученого Балауайдера, с начала ноября 1942 и до 30 сентября 1945 г. «Канадский фонд помощи России собрал и доставил в Советскую Россию в форме продовольствия и медикаментов на сумму 3 857 291 долл. наличными деньгами и 3 336 611 долларов одеждой. По неполным данным славянского комитета СССР, Канадский фонд помощи России до марта 1943 г. собрал более 5,6 млн. долл., и на эти деньги отправил в СССР одежду и продукты питания. Канадский Красный Крест направил в СССР свыше 100 тысяч простыней, 130 тыс. наволочек, 50 тыс. медицинских халатов, 14 тыс. военных палаток, 2 тыс. печей для них, 1 тыс. военных коек, а также разные продукты питания и медикаменты, в том числе 37,5 т. уротропина, 18 т. стрептоцида и т. д. на общую сумму 1,5 млн. долл. Вся сумма, затраченная на оказание помощи Советскому Союзу по данным президента фонда Дж. Норзи составила около 10 млн. долл. Следует далее отметить, что к окончанию войны отношения между Оттавой и Москвой ухудшились. Позже, из-за перехода стран к холодной войне, канадско-советское экономическое сотрудничество было практически свернуто.

В целом характер двусторонних канадо-советских экономических отношений первой половины 40-х г. определялся спецификой военного времени. Мы можем с уверенностью утверждать, что развитие экономических взаимоотношений было приоритетным направлением для обоих государств. Канаду интересовали свободные российские рынки сбыта, возможности которого она изучала еще в начале века. В свою очередь, Советский Союз, помимо перспективы на будущее, на тот момент был заинтересован в военных канадских поставках. И хотя они были не столь велики, как американские, для военного времени эта помощь была ощутима. Кроме того, характеризуя экономические взаимоотношения, нужно признать, что они развивались не бессистемно, как это было в межвоенный период. Если в начале войны канадская экономическая помощь шла в счет британских поставок, то к 1943 г. Оттава получила возможность оказывать экономическую помощь СССР напрямую, минуя Великобританию. Это произошло после принятия первой Закона о взаимопомощи 1943 г.

Канадо-советское экономическое сотрудничество в рассматриваемый период проходило по двум направлениям: правительственному и общественному. Первое включало в себя разработку и заключение различного рода соглашений, программ, протоколов на правительственном уровне. Он начал свою работу непосредственно с вторжением Гитлера в Советский Союз. На неправительственном уровне в Канаде организовывались различного рода фонды помощи СССР, которые внесли неоценимый вклад в общее дело победы.

Итак, на основе изложенного, мы можем констатировать, что годы войны сблизили Канаду и СССР прежде всего в экономическом отношении. И несмотря на то, что к 1945 г. между союзниками наметились некоторые разногласил, с точки зрения экономического сотрудничества период был плодотворным.

 

Автор: Щербина Т.А.