29.03.2012 5329

Правовые и технические особенности процедуры (порядка) регистрации транспортных средств

 

Систему производств, образующих административный процесс, в котором они располагаются «параллельно», объединяет главное: каждый вид производства в сфере государственного управления предназначен, прежде всего, для достижения юридического результата, подчас весьма существенного в своей значимости, например, как регистрация прав на недвижимое имущество или приравненного к нему ГК РФ морского либо воздушного судна. Достаточно напомнить, что при существовании частной собственности на средства производства, это имущество может быть значительным по своей стоимости, размерам и т.д.

Сегодняшнее расширение и определенное усложнение правового поля, где действуют административно-процессуальные нормы, свидетельствует о заметном возрастании их социальной роли. С точки зрения В.Д. Сорокина, упомянутые производства по своей природе содержат в себе немалую долю административной юрисдикции.

Сложившуюся административную процедуру регистрации ТС можно отнести к общепризнанному факту. Ее цель понятна - обеспечить достижение юридического результата. Она осуществляется в сфере государственного управления уполномоченными на то органами исполнительной власти, ее регулирование обеспечивается соответствующими нормативными актами, прежде всего федеральными законами. Принадлежность к сфере государственного управления и ее юридически законный характер позволяют В.Д. Сорокину однозначно квалифицировать регистрацию как производство в административном процессе. Несмотря на значительное разнообразие общественных отношений, связанных с этим производством, им присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства.

Государственная регистрация ТС имеет определенное действие в пространстве - правила ее проведения для всех ТС распространяются и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта, хотя и не всегда одинакового по своей сути. Так, в соответствии со ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке». Аналогичный подход к морским судам прослеживается в п. п. 2, 3 ст. 33 КТМ РФ. Здесь отражается их принадлежность к недвижимым вещам, установленная ст. ст. 130, 131 ГК РФ.

П. 9. ст. 33 ВК РФ устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним также осуществляются в соответствии со статьей 131 ГК России. В то же время изданные позже Гражданского кодекса РФ Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ вводили, что государственная регистрация гражданских воздушных судов - это лишь акт документального подтверждения государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями ВК РФ и международных соглашений при условии, что процесс оформления выполнен в полном соответствии с Правилами. Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна РФ - документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов России. Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном. Это положение даже дублируется в п. 3.6. упомянутых Правил: «Акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна является судовым документом и не может удостоверять право собственности юридического или физического лица на воздушное судно». Свидетельство о регистрации государственного воздушного судна выдается на весь календарный срок эксплуатации только для целей его государственной регистрации, такое судно допускается к полетам в установленном порядке.

Государственная регистрация автомототранспортных средств (АМТС) и других самоходных машин также имеет отношении только к предмету сделки, то есть к автомобилю (трактору и т.п.) и не связана с самим договором - сделкой по их приобретению и возникновением права собственности. Это есть акт допуска их к эксплуатации, не имеющий значения для перехода или прекращения прав собственности на ТС. В соответствии с ПС РФ право собственности на ТС возникает из сделок дарения, купли-продажи, мены и т.п. после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации органами внутренних дел, регистрация ТС не является государственной регистрацией имущества в том смысле, которая в силу закона порождает право собственности.

В процессе регистрационной деятельности по поводу ТС как объекта регистрации участвуют субъекты, определяемые как органы, которым государством поручено осуществлять регистрацию, а также физические и юридические лица, имеющие право либо обязанность постановки на учет и снятия с учета ТС.

Органы, которым поручено осуществлять регистрацию ТС, в соответствии с международными правовыми актами могут быть как государственными органами, так и объединениями, уполномоченными национальным законодательством. При этом регистрация может производиться в национальном либо региональном масштабе. В России регистрационные органы определяются федеральными нормативными актами, и это государственные органы - органы исполнительной власти РФ и их подразделения. Несмотря на это, встречаются и исключения - например, регистрационные знаки АМТС «Транзит» могут выдаваться торговыми организациями (в т.ч. индивидуальными предпринимателями), хотя фактически государственная регистрация не производится.

В отношении воздушных судов субъектами регистрационной деятельности являются Главная инспекция по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ, Главное командование ВВС Министерства обороны РФ.

Субъектами регистрации судов водного транспорта в России являются капитаны морских торгового и рыбного портов, капитаны расположенных в устьях рек речных портов, государственные речные судоходные инспекции бассейнов, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Государственная инспекция по маломерным судам РФ.

Государственную регистрацию АМТС и других видов самоходной техники осуществляют Государственная инспекция безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция) Министерства внутренних дел РФ, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзор РФ), таможенные органы РФ, военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Такое положение не совсем соответствует п. 4. ст. 35 Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., где рекомендуется создание «органа, которому было бы поручено регистрировать в национальном или региональном масштабе сдаваемые в эксплуатацию автомобили и вести централизованный учет по каждому транспортному средству».

Международными актами (конвенциями), законами и подзаконными актами России определена другая сторона рассматриваемой здесь группы правоотношений - собственники ТС, а именно: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Кроме них в данных отношениях могут участвовать эксплуатант, доверительный управляющий, судовладелец, правообладатель, владелец - физические и юридические лица, от имени собственников либо по договору с ними владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами. Здесь проявляется заявительный характер государственной регистрации ТС, поскольку только по заявлению данной стороны может быть начата процедура регистрации.

Также заявительный характер регистрационных действий ярко обнаруживается в том, что, например, снятие с регистрационного учета АМТС на основании решений судов об их отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на ТС может осуществляться только при представлении заявлений должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством РФ.

Именно вторая сторона обладает правом инициировать регистрационные отношения по поводу транспортных средств, если желает реализовать свои права и обязанности, в первую очередь, связанные с владением источником повышенной опасности (как отмечает Ю.А. Тихомиров: «В сфере транспортных отношений регистрация имеет особое значение, поскольку речь идет об использовании источников повышенной опасности»), а во-вторых, с правом собственности на имущество. Такую последовательность в иерархии правоотношений на сегодня обусловливает общий характер регистрации для воздушных, водных и наземных ТС, который предусмотрен:

1. Международными актами - юрисдикция и контроль государства над ТС, безопасность и облегчение международного общения ставятся выше прав и проблем собственности.

2. Законами России - условия допуска ТС к полетам, плаванию и дорожному движению обязательно связаны с вопросами безопасности, а для автомобилей и других наземных механических ТС вообще по закону не имеют прямого действия к отношениям собственности. Здесь стоит особо обратить внимание на формулировки Кодексов - «судно, используемое в целях торгового мореплавания», «для промысла водных биологических ресурсов» или «суда эксплуатируемые на внутренних водных путях», «суда, предназначенные для выполнения полетов» и т.п. Но, как отмечают отдельные ученые, критерии «предназначенности» в законах не приводятся, что дает основание толковать ее по-разному и создает почву для споров.

Судебные органы России не раз отмечали, что собственник авто- мото-транспортного средства, приобретенного соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать ТС в дорожном движении, должен в соответствии с требованиями Закона РФ «О безопасности дорожного движения» обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов.

Кроме того, до сих пор существует в России не государственная, а ведомственная регистрация ТС, зона эксплуатации которых ограничена по техническим условиям. По-видимому, это досталось в наследство от монополии на них государства, существовавшей в СССР. Так, на борта трамваев и троллейбусов ведомственные номера наносятся администрацией служб городского электротранспорта, на карьерные самосвалы, погрузчики - администрацией соответствующих предприятий.

Исходя из изложенного, обязательность регистрации ТС воспринимается неоднозначно, в т.ч. прав собственности на них. Здесь можно отметить прямое исключение законом из числа таких объектов права на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Производство регистрационных действий с водными транспортными средствами носит открытый характер. П. 7. ст. 16 КВВТ РФ гласит, что Государственный судовой реестр России и реестр арендованных иностранных судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц. Ст. 50 КТМ РФ также подтверждает открытый характер реестров судов для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов.

Однако об открытости реестров воздушных судов не упоминает ни ВК России, ни федеральные авиационные правила их регистрации.

Информация о совершенных регистрационных действиях в отношении автомототранспортных средств и прицепов к ним, их собственниках и владельцах на основании письменного запроса выдаются только:

- судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым и другим органам и лицам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;

- подразделениям ГАИ при выполнении возложенных на них задач.

Кроме этих органов по требованию собственников и владельцев ТС предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и законные интересы, а также предоставлять иную информацию, послужившую основанием для принятия решений о производстве регистрационных действий или об отказе в их совершении.

Сотрудникам регистрационных подразделений МВД РФ запрещается разглашать сведения, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России. Аналогично требование к государственным инженерам-инспекторам Гостехнадзора - для них дополнительно запрещается оглашать и документы, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных действий. В этом органе справки о совершенных регистрационных действиях выдаются только владельцам машин, а о действиях, зарегистрированных машинах и их владельцах выдаются на основании письменного запроса:

- судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами;

- арбитражному суду в связи с находящимися в его разрешении спорами;

- органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- подразделениям ГИБДД МВД РФ и государственным инспекциям Гостехнадзора при выполнении возложенных на них задач.

Как видно в указанных правилах субъектами получения информации Гостехнадзора являются органы, осуществляющие ОРД и владельцы ТС, но не учитывается возможность предоставления ее при производстве по делу об административном правонарушении. Последний недостаток устранен для регистрационных подразделений ГИБДД МВД России, однако в числе субъектов не указаны прямо оперативно-розыскные органы (хотя есть подразделения Госавтоинспекции), а также собственники (владельцы) автомототранспорта. Такое положение требует внесения соответствующих изменений и дополнений в нормативные акты, определяющие регистрационные действия с ТС, участвующими в дорожном движении, в целях упорядочивания субъектов, имеющих допуск к информации о совершенных регистрационных действиях.

Несмотря на определенную степень закрытости, собственно государственная регистрация любых ТС является без сомнения публичной процедурой, устанавливаемой государством для неопределенного круга лиц. Непосредственное участие в государственной регистрации ТС субъекта права, наделенного государственно-властными полномочиями, свидетельствует о наличии публичных, общественных, общегосударственных интересов. Поскольку государство в лице своих институтов призвано выразить, осуществить, защитить единые для всех членов социума коренные, долговременные интересы нередко через подавление чисто эгоистических интересов отдельных лиц, то здесь целью является главным образом реализация некоего общего блага, публичных интересов, достижение общественно значимых результатов. Органы государственной регистрации ТС, как любой государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом. Являясь инструментом осуществления публичных дел, орган регистрации всегда должен действовать в целях социальной системы, элементом которой он является, а не в собственных интересах. Таким образом, все субъекты регистрации ТС, как органы исполнительной власти, осуществляя государственные функции, реализуют публичный интерес, подчинены принципу публичности.

Платность государственной регистрации ТС принципиальна для всех рассматриваемых видов транспорта только с ноября 2004 г., когда раздел VIII Налогового кодекса РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина». В исследуемой сфере, исходя из положений статей 333.16 и 333.17 НК РФ, под государственной пошлиной понимают сбор, взимаемый с любых организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, в число которых входит и государственная регистрация. В этих целях выдача регистрационных документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. При этом указанные органы и должностные лица не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией ТС, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Государственная пошлина при регистрации ТС уплачивается в наличной или безналичной форме при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов); а при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме должен подтверждаться платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, а в наличной - квитанцией, выдаваемой банком либо должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. П. 1 ст. 333.33 НК РФ устанавливает конкретные размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Федеральный закон РФ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ в статьях 12 и 15 внес отвечающие НК РФ изменения в ВК РФ и в КТМ РФ, изложив новые редакции соответствующих положений кодексов: «За государственную регистрацию, выдачу регистрационных документов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Однако не внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта России, который в п. 6 ст. 16 по-прежнему требует за государственную регистрацию судов взимать плату, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством РФ, что явно противоречит п./п. 50-54 п. 1 ст. 333.33 и другим положениям НК России. Не внесены соответствующие изменения и в правила регистрации воздушных и водных судов. Так, п. 25 Правил государственной регистрации судов предписывает «вместе с заявлением о государственной регистрации и правоустанавливающими документами на судно предъявлять документ о внесении платы за государственную регистрацию». П. 35 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах - «документ об оплате сбора за регистрацию судна, а также о внесении платы за регистрацию ипотеки судна».

Ни ФЗ «О безопасности дорожного движения», ни постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 не включают никаких положений об оплате государственной регистрации ТС. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ даже в редакции от 19 января 2005 г. в п. 13 содержат понятие «установленных платежей за выдачу и замену регистрационных документов, ПТС, государственных регистрационных знаков ТС и другой специальной продукции», в иных пунктах Правил есть ссылки на явно устаревший нормативный акт, определяющий данные платежи до ноября 2004 г.

Очевидно, что положения КВВТ России и всех правил регистрации ТС должны быть приведены в соответствие с главой 25.3 НК РФ и включать следующее требование: «За государственную регистрацию, выдачу регистрационных документов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Выполнение всех установленных законодательными и иными актами и правилами правовых особенностей регистрации ТС создает возможность следования принципу законности, относящегося к общеправовым, конституционным принципам государственного управления наряду с соблюдением прав и свобод граждан. Органы исполнительной власти вправе отказать в государственной регистрации ТС (приостановить, а в определенных случаях даже аннулировать уже состоявшуюся регистрацию) при несоответствии ТС либо документов о праве собственности на ТС требованиям нормативных актов, но и граждане (организации) вправе обжаловать действия указанных органов на основании административно-процессуальных норм российского и международного права.

Принцип достоверности в государственной регистрации ТС весьма тесно связан с заявительным ее характером. Заявления о государственной регистрации должны содержать определенную информацию о регистрируемом объекте, что возлагается на заявителя. Так, ст. 5 Конвенции об условиях регистрации судов от 7 февраля 1986 г. устанавливает, что собственники судов соблюдают принципы регистрации судов в соответствии с законами и правилами государства регистрации и положениями Конвенции. Для этого государство может требовать предоставления всей соответствующей информации, необходимой для полной идентификации и подотчетности в отношении судов, плавающих под его флагом. П. 1 и 2. ст. 11 Конвенции требуют, чтобы в регистр судов государства, имеющих право плавать под его флагом, на имя собственника или, если это предусматривается национальными законами и правилами, фрахтователя судна без экипажа, в частности, вносились следующие сведения:

- название судна и его предыдущее название и регистрация, если таковые имеются;

- место или порт регистрации, порт приписки и официальный номер или опознавательный знак судна;

- описание основных технических характеристик судна;

- имя, адрес и, в надлежащем случае, гражданство собственников;

- имя, адрес и, в надлежащем случае, гражданство фрахтователя судов, фрахтуемых без экипажа, если национальные законы и правила предусматривают регистрацию судов, фрахтуемых без экипажа.

Как отмечалось, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. После внесения в соответствующий реестр или регистр сведений о ТС собственнику либо владельцу должен быть выдан подтверждающий факт регистрации документ. Это устанавливается как национальным законодательством, так и международными правовыми актами. Например, п/п. «а» п. 1. ст. 35 Конвенции ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. предусматривает, что водитель автомобиля должен иметь свидетельство о регистрации, где должны быть указаны:

- порядковый номер, именуемый регистрационным номером;

- название или фабричная марка завода-изготовителя ТС;

- порядковый номер шасси (заводской или серийный номер завода-изготовителя);

- дата первой регистрации транспортного средства (или год выпуска);

- разрешенный максимальный вес, если речь идет о транспортном средстве, предназначенном для перевозки грузов;

- фамилия, имя и местожительство владельца свидетельства;

- срок действия, если он ограничен.

При этом соответствующие органы любого подписавшего Конвенцию государства вправе требовать подтверждения права водителя на владение находящимся в международном движении транспортным средством, которое не зарегистрировано на имя находящегося в нем лица.

Вышеуказанный документ и первые три реквизита позволяют произвести идентификацию ТС, проверить его принадлежность, если достоверно указаны определенные признаки ТС в процессе регистрации. Очевидно, что здесь идет речь об административно-правовой (административно-процессуальной) идентификации, которая в отличие от криминалистической идентификации практически не исследовалась.

В Словаре иностранных слов под идентификацией (от ср.-лат. identiflсаrе - отождествлять) понимается отождествление, приравнивание, уподобление», установление совпадения чего-либо с чем-либо». По толковому словарю русского языка идентифицировать означает установить совпадение, идентичность (или тождественность - полное сходство, совпадение), и соответствующее значение имеет прилагательное идентификационный», которое сегодня часто упоминается в сочетании со словом номер: идентификационный номер налогоплательщика, идентификационный номер ТС и т.д.

Указанные выше филологические издания практически одинаково излагают смысл слова «номер» (от лат. numerus - число) - 1) порядковое число предмета в ряду однородных, цифровое обозначение такого числа; знак (№), предшествующий такому обозначению; 2) предмет или лицо, обозначенное определенным числом по порядку; 3) размер предмета (например, одежды, обуви), обозначенный определенным числом или цифрой; 4) отдельное помещение в бане, гостинице и т.п.; 5) отдельно исполняемая часть эстрадного, циркового представления, концерта и т.д.; 6) боец расчета (орудийного, пулеметного и т.п.) 7) То же, что и номерок (во 2-м значении).

Буквально синтезируя рассмотренные выше филологические определения, идентификационный номер можно понимать как порядковое число (или цифровое обозначение порядкового числа) предмета в ряду однородных, позволяющее устанавливать полное сходство этого предмета с чем-либо. Такой буквально-абстрактный синтез, вычленяющий единственный, математический признак из всего содержания, не дает нам необходимого отражения свойства предмета, порождает ряд вопросов. Например, с чем можно установить сходство объекта по порядковому номеру кроме самого себя? Почему ведется речь о числах, цифрах, хотя существуют буквы, символы и другие знаки?

В юридических науках проблемы идентификации занимают не последнее место. Логический метод отождествления применяется в любой науке, но особое развитие он получил в криминалистике, где исследования направлены на выявление, изучение различного рода отражений. Для определения тождества параметров, свойств объектов (предметов) по обнаруженным следам и используется метод криминалистического отождествления. Причем здесь осуществить отождествление объекта - значит доказать его индивидуальность, тождественность самому себе.

В философии, гносеологии, логике знак - это материально-чувственно воспринимаемый объект, который символически отсылает нас к реальному объекту, обозначает его». И цифры, и буквы, и символы являются знаками, которые условно присваивает определенный человек (уполномоченный субъект) физическому или мысленному явлению, объекту.

Взяв более широкое, нежели «номер», определение «нумерация» во втором его значении - обозначение предметов последовательными номерами - и криминалистическое понимание отождествления, получим (в широком смысле): идентификационный номер предмета - это уникальное символическое обозначение предмета, условно присвоенное ему правомочным субъектом в последовательном порядке в ряду однородных и позволяющее устанавливать его индивидуальность.

Однако такая дефиниция лишь частично отражает ныне существующее значение идентификационного номера ТС. Отметим, что этот термин сегодня не определен ни уголовным, ни гражданским или ни административным законодательством России, а связан только с вопросами стандартизации.

Можно и, по-видимому, нужно исследовать вопросы административно-правовой идентификации всех ТС, но поскольку на сегодня самым распространенным и в то же время проблемным является вопрос идентификации ТС, участвующих в дорожном движении, наиболее подробно будет рассмотрено это направление.

Определенные средства идентификации (индивидуализации) ТС появились только с момента их массового распространения, промышленного производства. В первые годы появления автомобилей и других видов наземных ТС каждый из них был продуктом индивидуального творчества, единичным в своем роде экземпляром. Конвейерный заводской выпуск ТС потребовал их унификации, внешней и внутренней тождественности весьма значительного количества образцов - у одного производителя модель (форма) автомобиля или мотоцикла, внешняя покраска и цвет отделки салона (сидений, потолка), тип комплектующих частей может совпадать полностью - экономически это очень выгодно. Эффективный административный контроль государства, да и собственников, за эксплуатацией и. оборотом таких «близнецов», относящихся к автономно перемещающимся источникам повышенной опасности, стал возможен только при наличии индивидуальных отличительных знаков, присваиваемых в административном порядке и обеспечивающих их распознавание.

Совокупность административно-идентифицирующих признаков транспортного средства можно условно разделить на 4 вида:

- предупреждающие;

- функциональные;

- конструктивные;

- индивидуальные».

Предупреждающие знаки (или надписи) предназначены для выделения в транспортном потоке средств, опасность которых потенциально выше остальных вследствие конструктивных особенностей (например, длинномерное транспортное средство, ограничение максимальной скорости движения), перевозимого груза (опасный или крупногабаритный) и пассажиров (дети), а также особенностей водителя (ученик, инвалид и т.п.). Кроме того, для обозначения участников международного дорожного движения используются знаки (таблички) с обозначением страны регистрации.

К функциональным знакам относят обозначения, призванные повысить эффективность выполнения специальных функций, возложенных на водителя, пассажиров или оборудование ТС, в том числе в условиях отступления от общих требований нормативных актов, регулирующих поведение людей на дорогах общего пользования. Такими знаками могут быть специальные надписи («милиция», «МЧС») и таблички (например «Врач», «TIR»), цветографические схемы, проблесковые маяки и иные специальные осветительные приборы, звуковые сигналы. И первая, и вторая группа знаков установлена нормами правил дорожного движения в большинстве стран мира.

К конструктивным отличиям ТС можно отнести внешние и внутренние особенности, заложенные при их производстве - цвет общей окраски видимых частей и внутренних полостей (в т.ч. салона, кунга), тип кузова (фаэтон, седан, купе, самосвал, рефрижератор, рамный, вагонный, омнибус и т.п.), тип двигателя (внутреннего сгорания - поршневой или роторный, бензиновый, дизельный или газовый, - или электрический, или комбинированный), марка (производитель или его фирменный знак), модель (или ее модификация), осветительные приборы (их форма, размещение, компоновка), конструкция и количество дверей, стекол, панель приборов и расположение на ней индикаторов состояния транспортного средства, комплектующее специальное (навесное) оборудование и т.д. Конструктивные особенности могут быть также привнесены в процессе эксплуатации ТС - дополнительное оборудование (противоугонные и иные электронные устройства, противотуманные фары, молдинги, решетки радиатора, рекламные надписи и т.д.), механические повреждения, последствия ремонта. Эта группа признаков обычно отражается в сопровождающей ТС производственной и эксплуатационной документации, позволяет быстро идентифицировать ТС при различных (не только административных) правовых процедурах.

Указанные три идентифицирующих признака ТС при определенных условиях могут совпасть полностью. Так, несколько новых автомобилей «Ока», произведенных в одном производственном цикле одним российским автомобильным заводом одного цвета, дооборудованных ручным управлением, табличками «Инвалид» и «Врач» по заказу органов социального обеспечения г. Курска, которые были одновременно переданы во владение курским инвалидам с медицинским образованием имеют в момент реализации одинаковые конструктивные, функциональные и предупреждающие отличительные знаки.

В целях однозначного опознания, административно-правовой идентификации участвующего в дорожном движении ТС используются индивидуальные признаки, из которых внешними являются присваиваемые государственными органами государственные регистрационные знаки (ранее - номерные знаки, что до сих пор проявляется и в популярной, и в научной литературе).

По государственному регистрационному знаку Российской Федерации, который присваивается в процессе государственной регистрации можно идентифицировать такие свойства ТС, как ведомственная принадлежность, вид ТС, субъект РФ (либо воинское формирование), на территории которого зарегистрировано ТС, а также конкретного владельца - с использованием соответствующих картотек и учетов (реестров) регистрации.

Типы регистрационных знаков для различных ТС устанавливаются приказами МВД России, но основополагающим документом является национальный стандарт - ГОСТ Р 50577-93. Данный стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства. Однако с июня 2003 г. по новому законодательству о техническом регулировании « применение ГОСТа осуществляется в соответствии с принципами стандартизации в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей указанного законодательства:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Обязательные требования к регистрационным знакам, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни, здоровья, сохранности имущества населения и охраны окружающей среды, изложены в 3.6, 3.8, 4.6-4.8 ГОСТа. Они включают в себя следующее:

- требования к форме, характеру начертания, высоте букв, цифр и окантовки на плоской поверхности лицевой стороны регистрационного знака, а также к толщине линий цифр, букв и окантовки, применяемых на знаках;

- требования к цвету, световозвращающим свойствам и иным качественным характеристикам поля регистрационного знака;

- требования к покрытию поля регистрационных знаков: адгезия, прочность и атмосферостойкость покрытия, которые должны обеспечивать их эксплуатацию не менее 2 лет в сложных условиях.

П. 4.18 ГОСТа, который устанавливает, что требования к местам установки регистрационных знаков на транспортных средствах приведены в Приложении И, не относится к обязательным. Именно в приложении И (введено Изм. № 2, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 19 ноября 2001 г. № 465-ст) предусмотрены места установки знаков (кроме знаков типа «Транзит», располагаемых за стеклами автотранспорта или у водителя мототехники): одного переднего и одного заднего - на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах; одного заднего - на прочих ТС. Здесь определено, что место для установки должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции ТС, загрязнение при эксплуатации ТС и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит ТС. Знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии ТС или слева от нее по направлению движения. Высотный диапазон заднего регистрационного знака ТС от 30 до 120 (в исключительных случаях до 200) см. Предусмотрены и углы видимости знака, и то, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем освещения. Для крепления должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия, допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надписи или окантовку. Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами и сверлить дополнительные отверстия в любых целях.

Проведенное в ходе исследования анкетирование владельцев авто-мото-транспорта показало, что 86 % из них не имеют представления об указанных требованиях к установке регистрационных знаков, но лишь 5 % и не хотят об этом ничего знать и не собираются их придерживаться. При этом только в Правилах регистрации тракторов и иных самоходных машин эти вопросы отражены, а положения постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, Правила регистрации АМТС и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ и иные нормативно-правовые акты в сфере дорожного движения имеют лишь ссылку на ГОСТ. В целях предупреждения административных правонарушений (глава 12 КоАП РФ) представляется необходимым внести ключевые требования к установке государственных регистрационных знаков в Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В показанном выше случае с партией автомобилей «Ока» при отсутствии регистрационных знаков (до момента регистрации, при их утрате или умышленном снятии с ТС) единственными отличиями транспортных средств являются такие индивидуальные знаки, которые получили следующие названия: маркировка ТС, идентификационные номера ТС и его составных частей. Данные средства индивидуальной идентификации располагаются в большинстве случаев на внутренних, скрытых от визуального восприятия частях ТС, а их размер невелик. Естественно, различить по ним ТС, не принимая во внимание иных отличительных знаков, в процессе дорожного движения невозможно, но для процедуры государственной регистрации они имеют очень важное значение.

Специальный термин «идентификационный номер транспортного средства» впервые был разработан в 70-х годах прошлого века под руководством Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) и имеет общеупотребляемую во всей мировой автомобильной и мотоциклетной промышленности английскую аббревиатуру - VIN (Vehicle Identification Namber). В целях его использования в 1976-1977 годах 22-м Техническим комитетом организации были изданы стандарты:

- ISO 3779 Road vehicles - Vehicle identification number (VIN) - Content and structure. (Дорожный транспорт - Идентификационный номер транспортного средства - Содержание и структура.);

- ISO 3780 Road vehicles - World manufacturer identifier (WMI) code. (Дорожный транспорт - Международный идентификационный код изготовителей);

- ISO 4030 Road vehicles - Vehicle identification number (VIN) - Location and attachment. (Дорожный транспорт - Идентификационный номер транспортного средства - Место расположения и способ нанесения).

Эти стандарты, определяющие соответствующие требования для идентификации таких транспортных средств как автомобили, прицепы (трейлеры), мотоциклы и мопеды, обновлены в 1983 году и используются поныне. Под VIN здесь понимается структурированная комбинация отличительных признаков, установленных для транспортного средства изготовителем в целях его идентификации.

Стандарты СССР и российский, соответствующие указанным международным, являлись отраслевыми стандартами автомобильной промышленности. На сегодняшний день действует утвержденный в августе 1996 г. Техническим комитетом по стандартизации «Дорожный транспорт» (ТК 56) и Центральным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) стандарт ОСТ 37.001.26996 «Транспортные средства. Маркировка». Этот отраслевой стандарт устанавливает технические требования и содержание основной и дополнительной маркировок транспортных средств (ТС): авто-, мото-транспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, автопогрузчиков, троллейбусов, а также их составных частей, изготовленных после даты введения в действие стандарта.

Раздел 5 стандарта дает российское техническое понятие идентификационного номера ТС: комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемый в целях идентификации. Он является обязательным элементом основной маркировки, осуществляется производителем и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет. Идентификационный номер ТС имеет особую структуру, в которую входят три самостоятельные части:

1. World Manufactures Identification (WMI) - международный идентификационный код изготовителя, позволяющий устанавливать производителя ТС (фирму или общество, которое отвечает за выпуск ТС и однозначность идентификационного номера) и состоящий из трех знаков в виде букв или букв и цифр. Первые два знака закрепляются за страной и контролируются международным агентством - Обществом автомобильных инженеров (SAE), работающим под руководством ISO.

2. Vehicle Description Section (VDS) - описательная часть идентификационного номера, в качестве которого в России должен применяться индекс ТС, являющийся составной частью его обозначения, присвоенного в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) или АО «Мотопром» г. Серпухов (для мототранспортных средств). VDS состоит из 6 знаков в виде букв и цифр и при необходимости отражения вариантности и (или) комплектности ТС представляет собой условный код, определяемый предприятием - держателем подлинников конструкторских документов. Как правило, в этом коде обозначают тип ТС, его конструкцию, тип кузова, тип и разновидности двигателя, конструкцию привода.

3. Vehicle Identification Section (VIS) - указательная (отличительная) часть идентификационного номера, состоящая из 8 знаков в виде букв и цифр (из которых 4 последних должны быть только цифрами) и представляющая собой заводской порядковый номер изготовленного ТС, который не может повторяться производителем на протяжении 30 лет для одного типа ТС. В России стандартом установлено, что на первом знаке VIS должен быть указан код года изготовления (более часто применяется понятие «год выпуска») транспортного средства в соответствии с международными правилами кодирования.

Столь подробное описание идентификационного номера ТС необходимо для понимания, что совокупность описательной и указательной его частей обеспечивают однозначную идентификацию (отождествление) каждого из ТС, которые были выпущены одним производителем на протяжении 30 лет. Изменение именно этих частей идентификационного номера ТС может привести к невозможности индивидуализации конкретного автомобиля: в идеальном варианте появляется второй тождественный произведенному, при определенных обстоятельствах - автомобильная промышленность такого транспортного средства просто не создавала.

Кроме идентификационного номера ТС, тем же стандартом ОСТ 37.001.269-96 к основной маркировке отнесен идентификационный номер составной части (СЧ) который должны иметь двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей. Идентификационный номер СЧ должен состоять из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны описательной (VDS) и указательной (VIS) частей идентификационного номера ТС. Это правило соблюдается не всегда: на многих моделях автомобилей и мотоциклетной техники при маркировке двигателей, шасси и рам описательная часть отсутствует, а указательная - содержит 4-6 знаков.

Как видно, требования стандарта несколько отличаются от используемых законодательными актами понятий «номера шасси (кузова, двигателя)»: в последних, например, не охватываются кабины грузовых автомобилей.

В автомобильной промышленности действительно все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, условно по своему назначению разбивают на три основные части: двигатель, шасси и кузов. Здесь под кузовом понимают часть ТС предназначенную для размещения в нем полезного груза и людей. Причем в грузовых автомобилях различают грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров, а легковые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из салона для размещения водителя и пассажиров, багажного отделения и моторного отсека. Мотоциклы вообще не имеют кузова. Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения транспортного средства. Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, а также для управления транспортным средством и его передвижения. Шасси при этом состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления.

В филологическом понимании кузов - это корпус перевозочного средства, повозки, экипажа, двигатель - машина, преобразующая какой-нибудь вид энергии в механическую работу, шасси - основная часть автомобиля, трактора или другого транспортного средства - рама, на которой укреплены кузов, двигатель, все механизмы и детали. Но многие ТС не имеют шасси в таком понимании, поскольку все составляющие их детали монтируются на «несущем кузове». Несущую часть мототехники, ряда автомобилей и иных транспортных средств называют рамой, а не шасси.

Очевидно, что при общей схожести применяемых филологами и автомобилестроителями толкований используемых сегодня в правовой сфере понятий, они имеют существенную разницу для юридико-технического применения в практике. Эта разница усиливается если учесть, что основные части ТС содержат множество узлов, в свою очередь состоящих из соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений нескольких деталей. И только под деталью понимают неразделимый элемент конструкции, выполненный из целой заготовки (куска металла). Основу любого узла, механизма, агрегата или системы составляют детали, с которых начинается их сборка. Такие детали называют базовыми (например, блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания).

Еще больше способны запутать правоприменителей Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД Российской Федерации, которые используют обобщающий термин «номерные агрегаты транспортного средства» без какой-либо расшифровки. В автомобильной промышленности под агрегатом понимают несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью (например, коробка передач с базовой деталью - ее корпусом). При этом определенную заводскую маркировку (номер), которая используется для идентификации комплектующих частей в технологическом процессе производства, имеют все основные детали, узлы и агрегаты ТС корпус (картер) раздаточной коробки и коробки переключения передач, картеры переднего и заднего мостов и т.д. и т.п.

Обозначения наносятся различными способами: клеймами - ударным способом (вдавленные); путем литья (выпуклые); химическим красителем; наклейками (изготовленными в типографии); комбинированием указанных способов. В российской автомобильной промышленности широкое распространение получили механические методы маркирования (ударный и накатка).

Маркирование предприятием-изготовителем большинства комплектующих деталей, узлов и агрегатов по отношению к конкретному ТС - изделию в целом - носит обезличенный характер и не позволяет отождествить с ним ту или иную деталь. В настоящее время целям административно-правовой идентификации служат лишь те маркировочные данные, которые в обязательном порядке фиксируются в регистрационных документах на ТС и не меняются, как правило, в течение всего срока эксплуатации автомобиля (маркировочные данные кузовов, двигателей и заводских табличек). Маркировка кузова наносится на неотъемлемую часть моторного отсека под капотом, в месте, доступном для прочтения, с правой стороны (при левом рулевом управлении). Может наносится дублирующий номер в задней части кузова. Маркировка двигателей наносится на базовую (блок цилиндров) деталь на специальных площадках.

Весьма существенное значение для технической и торговой идентификации ТС имеет паспортная, чаще называемая заводской, табличка. Она может содержать сведения о стране производства, производителе (наименование), типе и модели (наименование), обозначении (марке), годе выпуска, порядковых номерах транспортного средства и его частей, технологических номерах (для запчастей), некоторых технических характеристиках. Способы нанесения этих сведений различны - методами фотохимического травления и окрашивания, клеймения, гравирования и штампования. Изготавливаясь из алюминия и его сплавов, крепиться табличка в подавляющем большинстве случаев при помощи обычных стальных, медных, а чаще алюминиевых заклепок, иногда - специальных «гвоздей» (например, Ульяновский автозавод). Отдельные изготовленные в 80-е годы 20 века за рубежом и имеющие обращение ныне в России ТС имели такую табличку в качестве единственного средства оборотной идентификации -только на ней отражался VTN. ТС, изготовленные до введения международных стандартов, вообще могут не иметь идентификационного номера в принятом сегодня понимании. Так, в методическом пособии 1994 года «, составленном по материалам зарубежных источников, нумерация кузова не упоминается, есть только номера шасси и двигателя, а также «табличка типа автомобиля» в отдельных моделях совпадающая с номером шасси.

Интересный момент возникает при изучении административно-правовой идентификации других самоходных машин, например, комбайнов. Порядковый номер комбайна наносится ручным клеймением на правой стороне балки управляемого моста. Он содержит 6 знаков и согласно техническим условиям должен также быть нанесен на паспортную табличку. На нее тоже клеймением наносится порядковый номер молотилки и год выпуска. Эти требования соответствуют ГОСТ 26828-86 «Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка», но очевидно, что не совпадают со структурой и иными признаками VIN. Также нет здесь и намека на номер шасси или кузова.

Регистрационные и иные документы самоходной техники могут содержать из маркировочных обозначений заводской номер всей машины, номер двигателя, номер коробки передач, номер (номера) основного ведущего моста (мостов). Заводской или серийный номер (в т.ч. двигателя, воздушного винта и т.п.) включается в регистрационные и иные документы на воздушные и водные суда. Термин «идентификационный номер ТС» используется в России, кроме автомототранспорта, только для обозначения заводской нумерации аэростатического воздушного судна, хотя и неожиданно упоминается в сертификате летной годности единичного экземпляра любого воздушного судна авиации общего назначения.

Необходимость дальнейшего исследования административно-правовой идентификации следует и из того, что ч. 2 ст. 13 КВВТ РФ предписывает: «Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер». В данном случае этот номер будет и государственным регистрационным знаком (в соответствии с частью 3 указанной статьи наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна выше названия судна) и идентификационным номером ТС. Таким образом, идентификационный номер в отдельных регистрационных производствах присваивается органом регистрации в ходе регистрационной процедуры, а не производителем ТС.

Представляется, что в целях единого подхода к административно-правовой идентификации и производственной маркировке ТС в процессе реформирования российской системы стандартизации необходима разработка технического регламента, который законодательно закрепит понятия различных идентификационных номеров ТС и их составных частей, имеющих значение для государственной регистрации ТС и иных правообразующих действий с ними. Очевидно, что правильнее было бы в правоприменительной практике использовать какой-либо обобщающий термин индивидуальных признаков, исключающий расхождение в их толковании. Таким термином может быть унифицированное понятие, сопровождаемое выделением его предназначения - «маркировка транспортного средства и его основных деталей, предусматриваемая регистрационными документами (процедурами)». Это существенно упростит как саму процедуру регистрации различных видов транспорта, так и правоприменение по нарушениям порядка в данной сфере государственного управления.

 

Автор: Попандопуло Д.В.