07.04.2012 3912

Психолого-педагогические основы обучения детей безопасному поведению в дорожном движении

 

Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он будет теоретически подготовлен к этому. В дошкольном возрасте он находится на дороге, как правило, в сопровождении взрослых: родителей, воспитателей, родственников. Но когда становится учеником-первоклассником, его безопасность в первое время будет определяться в основном тем уровнем подготовленности к самостоятельному движению по улицам города или поселка, которого он достиг в детском саду и в семье. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе его нужно готовить к тому, чтобы он как можно быстрее смог ориентироваться в ближайшем пространственном окружении (двор, дом, улицы и дороги, территория школы, детские внешкольные учреждения, учреждения культуры и спорта и т.д.), умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в них.

Учитывая то, что педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке, всю работу по подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении необходимо строить в контексте трех основных направлений теории и практики: инженерия, психология и педагогика. При этом, безусловно, учитывать особенности физиологии человека.

Такой подход к подготовке юных пешеходов не случаен. Только на стыке педагогики с другими науками о человеке, по нашему мнению, можно дать научно обоснованные ответы на поставленные вопросы по подготовке участников дорожного движения и, в первую очередь, детей.

Инженерия, основываясь на законах естественных и технических наук, объясняет условия инженерно-технического и организационного обеспечения безопасности дорожного движения, а также взаимодействие технических средств и инженерных сооружений дорожно-транспортной системы.

Но, как известно, управляет процессом движения и участвует в нем человек. Это и является основанием для опоры на данные инженерии, психологии и педагогики при рассмотрении вопроса подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.

Педагогика органически связана с психологией. «Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них - предмет этих наук, - утверждает П.И. Пидкасистый. - Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Второй узел связи этих наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативными способностями использовать знания в практических целях, владению приемами примитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многими другими показателями. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в памяти, мышлении и поведении учащихся».

Педагогика органически связана с физиологией, которая раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности.

Исходя из того, что педагогика, равно как и педагогическая практика должна опираться на психологию, рассмотрим педагогические основы определения содержания предмета «Безопасное поведение на улицах, дорогах и в транспорте» в свете таких отраслей психологии, как личностная психология, психология безопасности и др.

Последние психолого-педагогические исследования приводят к выводу, что основной причиной нарушения правил дорожного движения является отсутствие внутренней убежденности в необходимости их выполнения. Таким образом, причины деструктивного поведения на дороге лежат в плоскости сознания и своими корнями уходят в сферу мотивации человека.

Психология рассматривает мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение и обуславливающих его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения имеет как внутренние, так и внешние причины. В первом случае говорят о психологических свойствах субъекта поведения (потребности, цели, мотивы, намерения), называемых личностными диспозициями, во втором - о внешних стимулах, представляющих ситуационную мотивацию. То есть любое действие нужно рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Таким образом, мотивация выступает как циклический процесс непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией, результатом которого становится реальное поведение.

Из всех личностных диспозиций наиболее существенной является понятие потребности, которое определяется как состояние нужды, принявшей определенную форму.

Исходя из классификации потребностей человека по уровню их развития очевидно, что первичной по происхождению является потребность в самосохранении и безопасности. Однако в реальном поведении на дороге внешние стимулы (ситуационная мотивация) зачастую оказываются сильнее внутренних диспозиций, подавляют их, результатом чего является нарушение правил безопасности.

Однако потребность в самосохранении не единственная диспозиция, определяющая безопасное поведение человека. Перенося основной акцент мотивации на более высокий уровень развития потребностей, формируются духовные потребности как основной фактор безопасного поведения. Таким образом, безопасное поведение на дороге определяется актуализацией потребностей, направленных на сохранение жизни и здоровья человека как наивысшей ценности.

Главная задача школы, как ведущего звена в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма, заключается в том, чтобы добиться не только знания, но и выполнения правил безопасности на дороге, которое возможно только через единство сознания и поведения.

Немецкий ученный Карл Марбе, автор теории предрасположенности к несчастным случаям, утверждал, что некоторые люди от рождения фатально подвержены несчастным случаям не имеет смысла: все равно он (несчастный случай) неизбежен.

Правомерность теории Марбе в научном плане никто не подтвердил. В целом к ней выработалось отрицательное отношение. В свою очередь, профессор психолог М.А. Котик предложил заменить понятие «подверженность» термином «защищенность», как способность человека не создавать опасных ситуаций, а в случае их появления успешно им противодействовать. Научными исследованиями установлено, что люди обладают разной защищенностью от опасностей, потому что они имеют разные психологические качества. «Как показывают многочисленные исследования, утверждает М.А. Котик, - именно психологические качества предопределяют разную защищенность людей от их профессиональных опасностей. Среди них можно выделить такие устойчивые качества человека, как темперамент, внимание (объем, концентрация и распределение), координация движений, эмоциональная устойчивость».

Особого отношения при рассмотрении проблемы обеспечения безопасности движения людей требуют внутренние, психические свойства личности. Психическое состояние человека следует рассматривать в виде совокупности таких его внутренних характеристик, как внимание, чувства и воля. В оценке восприятия дорожной ситуации и способности ее анализа будет правильным учитывать каждую из них.

Рассматривая внимание как умение сосредотачиваться на чем-либо, чувство как отношение человека к действительности (к тому, что он познает и делает), а волю - как сознательное регулирование человеком своего поведения и способность целенаправленно действовать, можно с уверенностью сказать, что, начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным, человеку необходимо с целью своего самосохранения развивать и совершенствовать эти свойства. Безусловно, маленьким детям в этом нужна помощь взрослых.

Определяя направленность личности как систему взглядов на развитие общества, природы, сознания и убеждений, психологи выделяют такие ее элементы как потребности, мотивы поведения, склонности, интересы, идеалы.

Российские ученные О.Н. Русак и В.К. Зайцева утверждают, что причины опасного (деструктивного) поведения нередко являются следствием психологических особенностей человека: склонность к риску, неловкость, медлительность, эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, импульсивность и т.д.

К условиям, способствующим возникновению дорожного происшествия, на наш взгляд, относятся «опасные» состояния людей - утомление, заболевания, стресс, состояние опьянения. К таким состояниям могут приводить внешние факторы (активность Солнца, фазы Луны, погодные условия), плохие условия труда, нездоровый климат в коллективе, злоупотребление спиртными напитками, неблагополучная домашняя обстановка и другие неблагоприятные факторы.

С точки зрения психологии безопасности предпосылка опасного поведения в дорожном движении существует тогда, когда человек считает, что такое поведение не повлечет наказания, т.е. «сойдет ему с рук». Мотивация противозаконного акта может быть чисто психологической. Человек может совершить опасный поступок не потому, что он нуждается в чем-либо, а потому, что он убедил себя в том, что ему что-то необходимо.

Исследования, проведенные В.А. Варламовым совместно с психологами С.Н. Богомоловой, В.В. Таракановым, показали, что поведение пешехода в первую очередь определяется стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Ими установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопление» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по вине пешеходов.

Отношение к несоблюдению мер безопасности подразумевает, что человек может оправдывать для себя свое поведение. Для обоснования своего поведения люди со слабой сознательностью, как правило, подбирают множество предлогов. Часто используется при этом предлог: «Все так делают». Противоположно этому, люди с высокой сознательностью, как правило, не пытаются оправдывать свое непродуктивное поведение.

Очевидно, что если один из трех приведенных компонентов опасного поведения - предпосылку, потребность и отношение - исключить или заменить другим, то число случаев опасного (деструктивного) поведения в дорожном движении можно значительно снизить. Исключить элементы - предпосылку и отношение - возможно только при воспитании высокой «транспортной» культуры и формирования устойчивой мотивации осознанного выполнения правил дорожного движения.

Производственные психологи для снижения аварийности в кратчайшие сроки предлагают избегать приема на работу людей, потенциально предрасположенных (со слабой защищенностью) к деструктивному поведению.

У некоторых людей, по определению М.А. Якупова, имеется так называемое «внешне ориентированное представление об управлении поведением и событиями их жизни». Они считают, что несчастные случаи вызываются такими неподдающимися контролю факторами, как удача или судьба. Такие люди реактивны, безответственны, с выраженной мотивацией избежание неудач. В стрессовой ситуации у человека такого типа вероятность происшествия становится очень велика. А это, в свою очередь, еще больше усиливает тревожность и вероятность возникновения других происшествий.

Противоположностью является человек «с внутренней ориентацией», который чувствует ответственность за свои действия и берет ситуацию под контроль. Такой человек проактивен, у него доминирует мотивация достижения успеха, он совершает превентивные действия во избежание негативных ситуаций.

Изменение большинства из этих качеств до уровня, способствующего максимальной защищенности человека в дорожном движении возможно при определенных условиях. Главным образом оно осуществимо в процессе обучения и воспитания участников дорожного движения. Наибольшая эффективность при этом может быть достигнута только при условии, что это будет проводиться комплексно, непрерывно и будет систематически согласовываться с требованиями, предъявляемыми закономерностями возрастного подхода к обучению и воспитанию, т.е. с учетом возрастной сензитивности обучаемых и воспитываемых.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние учащихся и их поведение в дорожных условиях, можно отнести: возраст ребенка, его индивидуальные психофизиологические особенности, функциональное состояние организма в определенный момент, воспитание и др. Среди перечисленных факторов функциональное состояние организма является часто решающим и результирующим.

В психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых был выявлен также целый ряд психологических качеств (некоторые являются производными указанных выше), которые негативно сказываются на результатах взаимодействия системы «человек-транспортное средство-дорожная среда». Назовем некоторые из них:

- плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий;

- плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность;

- повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность;

- высокая напряженность, взвинченность;

- несдержанность, склонность к конфликтам;

- безразличие к общественному мнению;

- неуважение к нормам, правилам, стремление к «свободе поведения»;

- чрезмерная самоуверенность и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность.

Как видно, неправильное (опасное) поведение на дороге, приводящее к возникновению дорожно-транспортных происшествий, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного участия в дорожном движении, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.

До последнего времени в России обучение и воспитание участников дорожного движения, в основном, строилось только вокруг изучения Правил дорожного движения. Очевидно, такой подход сложился исторически из-за ранее существовавшей государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения, т.е. до принятия в 10 декабря 1995 года Закона РФ «О безопасности дорожного движения».

Не вызывает сомнения то, что Правила дорожного движения надо знать и выполнять гражданам всех возрастов как государственную правовую норму. Не знание правил, в конечном счете, не снимает ответственности за их нарушение. Но практика показывает, знание только и выполнение только ПДД дает возможность лишь примерно на 10% обезопасить участников движения от несчастных случаев на дороге.

Это объясняется тем, что Правила излагают в основном лишь норму, т.е. то, как должно быть. Они устанавливают и регламентируют правовые отношения между участниками движения и определяют требования к техническому состоянию транспортных средств, средствам регулирования дорожного движения и т.д. Правила предписывают участникам выполнять только такие действия, которые не приведут к нарушению устойчивости или автономности движения транспортных средств: «пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них будет безопасен, пешеходы не должны создавать помехи для движения транспортных средств» и т.д. ПДД не объясняют, какими приемами и методами выполнять указанные требования (только «убедиться», «оценить», «не создавать помех» и т.п.), и не содержат «технологию» их выполнения. Вот почему при знании только ПДД и отсутствии специальных знаний, умений и навыков участники движения, в первую очередь дети, часто оказываются не в состоянии безопасно выполнять требования Правил дорожного движения.

Одним из ведущих факторов предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов, на наш взгляд, является наличие знаний о существующих опасностях в дорожном движении вообще и представление о той непосредственной опасности, которая существует в момент выхода пешехода на проезжую часть. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Анализ содержания условий, в которых протекает деятельность участников дорожного движения (и от состояния которых зависит вероятность возникновения ДТП и защищенность его участников), проведенный доктором юридических наук В.В. Майоровым, показывает, что они формируются в результате сложнейшего комплекса мер, охватывающих подготовку и организацию транспортного процесса, ликвидацию последствий происшествий. Особую роль в этом должна играть специальная подготовка всех участников дорожного движения к безопасному участию в нем.

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.