Готовые рефераты, контрольные, курсовые и дипломные. Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике
    рефераты, контрольные,
курсовые и дипломные работы

ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ – ГОТОВЫЕ И НА ЗАКАЗ

ПОИСК НА САЙТЕ

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТАМ:

Понятие «патриотизм», его сущность и виды

 

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);

- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);

- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);

- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);

- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);

- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);

- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);

- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);

- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967).

Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Достаточно привести следующий пример. В педагогике «патриотизм» в недавнем прошлом употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество». В связи с этим возникают определенные затруднения в понимании сущности изучаемого феномена.

Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, на наш взгляд, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).

- Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.

- Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Как общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).

С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:

- личность;

- группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.);

- классы и этносы (нации);

- народ данной страны.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

- Анализ современной отечественной литературы по данной теме показывает, что нет единого мнения и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка зрения, согласно которой объектом патриотизма является единое Отечество. Так, В. Нахушев утверждает, что объект патриотизма - единое для всех народов Отечество. Тем самым не допускается обращенность патриотизма к структурным и иным элементам Отечества. Эта точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих чувств и идей. Кроме того, действия и поступки субъектов патриотизма - это лучшее средство патриотического воспитания, объектом которого являются личность, социальные группы, общество.

Другой исследователь В. Макаров, противопоставляя патриотизм и коллективизм, только за последним признает обращенность к большому числу социальных общностей: семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность. Более того, даже нации как наиболее крупной социальной общности в многонациональном государстве отказывается в праве быть объектом патриотизма. Имеют место попытки установить иерархию объектов патриотизма по их значимости.

Между тем в последнее время получили распространение попытки отождествления единого Отечества с каким-либо из его элементов. Тиражируется утверждение, что с изменением общественно-политического строя России в 1917 г. произошла «подмена» Родины, ее не стало. Так, в газетном материале, посвященном 125-летию со дня рождения И. Бунина, используется цитата писателя о России, «погибшей... в такой волшебно короткий срок». Действительно, почти 90 лет назад произошли коренные изменения в конкретно-историческом содержании Отечества, однако остались относительно неизменными его «вечные» элементы и русский народ не прекратил своего существования. Как правило, невозможно изменить какому- то одному элементу Отечества, не предавая его в целом. Неправомерно также и отождествление Отечества с одним или несколькими его элементами, даже такими важными, как политическая, экономическая и социальная среда.

Учитывая коренные изменения в нашей стране, которые произошли в процессе проводимых реформ, и различное отношение людей к ним, на сегодняшний день следует признать в качестве самостоятельных и равноправных объектов патриотизма следующие содержательно-структурные элементы Отечества:

- пространственно-территориальные характеристики (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик и т. д.);

- основные факторы (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая среда);

- временные характеристики (его прошлое - исторические и культурные традиции, вклад соотечественников в мировой прогресс).

Такой подход обусловлен осознанием того, что Отечество имеет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому субъект-объектные патриотические связи возникают и функционируют по-разному: будь то сохранение культурных памятников, гордость героизмом защитников Родины, либо же деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения - будущего страны.

- Анализ важнейших субъектов и объектов патриотизма обеспечивает его научную классификацию. В многочисленных исследованиях по данной теме осуществлялось в основном разграничение патриотизма по типам.

Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности):

- определенный пространственно - территориальными характеристиками, включающий в себя патриотизм по отношению к стране - российский (государственный), а также региональный (местный) патриотизм (школы, завода, города, района, области, республики);

- направленный на совершенствование конкретной сферы (среды) Отечества - политической, экономической, социальной, культурной, природной (экологический патриотизм) и т. д.;

- определенный временными характеристиками, например, культурно-исторический.

Данная классификация патриотизма, базирующаяся на выделении его субъекта и объекта, позволяет увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве и тем самым подтвердить, что всякое общее существует не иначе как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей. В связи с этим имеет большое научное и практическое значение их обоснованная классификация. Следует признать необходимость выдвижения на первый план общенародного содержания патриотизма; любовь к родной земле, забота о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре и технике и т.д. - всего, что составляет национально-этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально-этнического имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, правовое государство и т.д.) и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий фактор, способный консолидировать общество. Особо отметим нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны, но по сути своей безадресного. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее жизненную основу. Патриотическая формула «земля ради земли» не имеет смысла без тех людей, которые населяют эти просторы. Это значит, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека, - понятие мертвое, схоластическое. Следовательно, все разновидности патриотизма (в политической, экономической, социальной сферах и т.д.) направлены на улучшение жизненных условий населения, т.е. массовых его субъектов (носителей) и объектов патриотического отношения. Необоснованные изменения той или иной сферы Отечества, приводящие к ухудшению уровня жизни людей, являются антипатриотичными. И потому необходимо обратить внимание на то, что, характеризуя разновидности патриотизма, следует делать это через призму интересов и потребностей людей. Отметим, что известно немало примеров «странной» любви к России, которая сочеталась с полным безразличием, презрением и даже ненавистью к народу.

- На сегодняшний день в Российской Федерации объективно возникла необходимость учета и достижения органического единства общегосударственного, этнического и регионального патриотизма. Учитывая сложность переживаемого Россией исторического периода, наше общество должно подойти к признанию в качестве приоритетного державного (государственного) патриотизма, который понимается как патриотизм, направленный на страну, ее людей, историю, землю и т.д. На значимость данного вида патриотизма указывал Г. Гегель: «В основе патриотизма лежит... сознание абсолютности государства». Причем в патриотизме философ особо выделяет стремление к общим целям и интересам государства: «Оно образует субстанцию... любви к Отечеству - этого стремления к общим целям и интересам государства». Вообще же речь идет о том виде патриотизма, который народник Степняк-Кравчинский назвал общегосударственным патриотизмом. Он занимает особое место в судьбе нашего народа и страны. Это обусловлено тем, что русский человек всегда относился к государству как к институту власти, способствующему его выживанию и защите, что определялось особенностями отечественной истории.

Бескрайние просторы Руси во все времена нуждались в надежной государственной защите от внешней опасности.

В час беды для Отечества россиянин готов был играть роль колесика и винтика в защитном государственном механизме. Такую роль, например, выполняли дворяне и крепостные крестьяне в 1812 г., когда все социальные слои общества вместе поднимали «дубину народной войны». Одна из причин этого заключается в том, что патриотизм есть явление наиболее древнее, а в период смертельной опасности для страны - и более прочное в сравнении с иными явлениями общественной жизни. Для русского национального характера свойственно стремление к сильному государству, отвечающему чувству патриотизма: государству передовой науки, культуры и техники; государству, которое гарантирует защиту многомиллионному народу и т.д.

Казалось бы, весь исторический опыт России свидетельствует о значимости державного (государственного) патриотизма. Однако некоторые наши современники придерживаются иной точки зрения. Попытки умалить значение общегосударственного патриотизма достаточно распространены на сегодняшний день. Главный аргумент сторонников такой позиции в том, что патриотизм - это чувство любви к Родине, которое присуще всякому нормальному человеку, но при этом не выставляемое напоказ. Однако любовь к Родине, пусть даже не выставляемая напоказ, должна включать в себя и готовность постоять за интересы державы, в противном случае это будет уже искажение патриотизма (исходя из его определения). Противопоставляя свою любовь к Родине, присущую всякому нормальному человеку, и государственный патриотизм, некоторые авторы тем самым пытаются усомниться в нормальности человека, исповедывающего любовь к стране. Указывая на недопустимость отождествления Родины с государством, они при этом нигилистически относятся к государственной составляющей Отечества, что, разумеется, недопустимо для патриота, который является таковым не только на словах, но и на деле.

Широко известно отношение к воспитанию любви к своей стране в США, по существу подтверждающее то, что патриотизм - общечеловеческая ценность. Следует многое сделать, чтобы сформировать у россиян уважительное отношение к государственному флагу и гимну, гордость за свою страну, которые присущи американцам. Не случайно в одном из обращений к нации президент США Б. Клинтон в качестве высших ценностей назвал Всевышнего, Родину, семью. Не только США, но и многие другие страны давно уже культивируют патриотизм, верность государственным интересам. И. Ильин, философ начала XX века, так определял формулу истинного патриотического гражданства: «Мое дело есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом; а с другой стороны, дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы они касались меня самого и моей судьбы». Для выхода нашей страны, как утверждают многое ученые, из всеобъемлющего кризиса необходимо выдвинуть и реализовать лозунг сохранения и укрепления российской государственности, выражающей интересы народа. Отмечая значимость державного (государственного) патриотизма, следует указать и на необходимость дальнейшей теоретической проработки данного понятия. Это объясняется тем, что в него может вкладываться различное содержание, либо же, наоборот, абстрактный смысл. То есть данная проблема нуждается в специальном исследовании. Мы же лишь выскажемся о том, что державный (государственный) патриотизм нами определяется как патриотизм по отношению к Родине, к государству. Подчеркивая важную роль государственного патриотизма, нельзя ее абсолютизировать. Патриотизм подлинный, не имеющий ничего общего с декларативным, проистекает из глубокого чувства любви к своему Отечеству, его историческому прошлому, традициям, культуре, к историческим корням и деяниям предков. Гордость поступками и вещами, имеющими непреходящее значение, а не показная приверженность элементам быта, обычаев, фольклора и т.д., - именно так следует рассматривать культурно-исторический патриотизм, тесно связанный с государственным. Он обращен ко всему лучшему в прошлом Отечества. Обусловленный его временными характеристиками, культурно-исторический патриотизм имеет свои объекты в более чем тысячелетнем пути развития России. Остается лишь обратить внимание на следующие моменты. История нашего Отечества искажается и с точки зрения высказывавшихся сомнений относительно «полноценности» русской нации, ее вклада в достижение мировой цивилизации. Наиболее убедительно опровергает эти измышления вклад наших соотечественников в мировую культуру. Имеется огромное поле деятельности для людей, исповедующих культурно-исторический патриотизм. Невозможно назвать ни одной области культуры, которая не была бы представлена громким русским именем. Очень важно сегодня показывать наши духовные корни, заложенные в былинах, летописях, преданиях, иконописи. Необходимо приветствовать и возвращение имен деятелей культуры, которые замалчивались по идеологическим причинам. Нужно знать и историю быта нашего народа, детали этнографического порядка. Важно только, чтобы эта работа не сводилась к чрезмерному увлечению национальной самобытностью и не привела к консервированию любых традиций в истории культуры народа. Иначе такой специфический вид патриотизма может превратиться в его деформацию.

Следует подчеркнуть, что с помощью данного вида патриотизма наиболее полно раскрываются его консолидирующая и воспитательная функции. У нас единая история, которая должна объединять, а не разъединять людей по каким-либо мотивам. Подлинный патриотизм имеет глубокие исторические корни, питается традициями и культурой прошлого. Приступая к характеристике территориального аспекта патриотизма, необходимо зафиксировать понятие территории в двух смыслах:

- родной край (физические свойства местности, географические и климатические особенности и т. д.);

- территория как признак государства, в этом смысле понятие территории шире понимания ее в качестве родного края, так как здесь она выступает как средство социальной связи людей.

Патриотизм, обусловленный пространственными характеристиками, в соответствии с которым мы и определяем державный (государственный), патриотизм, имеет и иной уровень. Территория государств состоит из регионов, являющихся самостоятельными объектами патриотизма, и соответственно им адресован региональный (местный) патриотизм. Национально- территориальное устройство России свидетельствует о наличии многочисленных субъектов федерации, которые взаимосвязаны друг с другом и субординированы в определенном порядке. Различают территории, руководимые органами государственной власти - республики, края, области, автономные округа и область, с другой стороны - органами местного самоуправления - районы, города, поселки и т.д. То есть существуют различные уровни конкретного патриотического отношения человека к своей Родине. В связи с этим считаем (в этом смысле мы разделяем точку зрения ряда исследователей) правомерным включение в научный аппарат термина «местный патриотизм». Патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам, и наоборот, любовь к Отечеству находит свое воплощение в местном патриотизме.

Сущность патриотизма, а следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня, заключается в том, что, проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы тем самым проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу...». Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты. Большое значение имеет осознание этого каждым человеком. То есть патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, практически более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. При этом происходит диалектический процесс взаимоперехода терминов: «патриот большой Родины», «патриот малой Родины», «патриот большой и малой Родины».

Таким образом, следует подчеркнуть, что любовь к малой Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны, от которого зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность. Антиподами местного патриотизма являются местничество, региональный эгоизм, корпоративный патриотизм и др. Источником их проявления служит противопоставление местных, своих и общегосударственных интересов и нужд. Особенно остро такие процессы протекали в нашей стране в последнее десятилетие XX века. Не раскрывая экономических, политических, социальных и иных причин данного явления, отметим, что указанные негативные тенденции далеко еще не преодолены. Разумеется, местный (региональный) патриотизм не имеет ничего общего с местничеством как разновидностью деформированного национализма. Сложнее отличить подлинный патриотизм, органически включающий в себя любовь к малой Родине, от мнимого патриотизма, который такой любовью и ограничивается.

Философской основой проповеди сепаратизма является извращение диалектики части и целого. Исторический же опыт свидетельствует о том, что процветающие регионы могут быть только в процветающей стране. Недопустимо вести речь о малой Родине в отрыве ее от большой Родины. Особенно неприемлем такой подход в понимании патриотизма для военнослужащих, призванных защищать единое Отечество.

В государственном и местном патриотизме следует подчеркнуть территориальный аспект. Почитание земли предков является одним из исторически древних феноменов патриотизма. Именно в этом смысле можно утверждать о зарождении предпосылок патриотизма еще до появления его объектов - обособленных отечеств. Многие исследователи отмечают, что у древних народов наиболее отчетливо понимание Родины связывалось с родовыми усыпальницами. Отвечая на вопрос, как человек должен относиться к своей земле, Н. Бердяев писал: «Образ родной земли не есть только образ матери, это также образ невесты и жены... и образ дитяти. Без любви к своей земле человек бессилен что-либо сотворить, бессилен овладеть землей».

Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.

Перечисленные основные положения, которые касаются сущности патриотизма, его объекта и субъекта, типов, являются значимыми в плане обоснования философской и научно-методической основы проводимой нами военно-патриотической подготовки офицеров запаса, поскольку позволяют 1) четко определиться с сущностью, целями и задачами данной работы; 2) обосновать содержание военно-патриотической подготовки офицеров запаса; 3) влиять на выделение структурных компонентов подготовки.

Суммируя все вышеизложенное по проблеме сущности и типов патриотизма, мы можем сделать вывод о том, что необходимо понимать под содержанием патриотического воспитания. Это воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

- военно-патриотическое воспитание;

- героико-патриотическое воспитание;

- национально-патриотическое воспитание;

- гражданское воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание.

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия.

Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время, на наш взгляд, это направление особенно актуально в силу тенденций падения престижа военных профессий, нежелания многих молодых людей служить в армии, пересмотра истории страны и, в частности, военно-исторических фактов и места в них отдельных личностей. Поле деятельности педагогов и воспитателей в направлении военно-патриотического воспитания огромно, а роль не переоценима.

Проблемами военно-патриотического воспитания занимаются историки, педагоги, психологи, юристы, философы, экономисты, представители социально-политических дисциплин, а также многие специалисты других отраслей научных знаний. Общий объект исследуется с позиций предмета и метода данной конкретной теоретической системы познания явлений действительности.

Как мы уже отмечали во введении, проблема патриотического и военно-патриотического воспитания нашла глубокое отражение в исследованиях В.П. Александровской, А.А. Аронова, В.В. Артеменко, В.А. Безродного, В.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова и других. О морально-политических и психологических аспектах подготовки молодежи к службе в армии говорят в своих работах А.Г. Базанов, А.В. Барабанщиков, JI.A. Бублик, И.Ф. Выдрин, В.Д. Кулаков и некоторые другие. В конце XX века в связи с изменениями условий развития общества проблема формирования готовности молодежи к службе в армии получила иную трактовку, обусловленную поисками новой педагогической парадигмы (Н.М. Конжиев, А.Н. Вырщиков).

Сравнительно небольшая часть работ посвящена военно- патриотическому воспитанию студентов вузов. В своих диссертационных исследованиях А.Н. Вырщиков, А.Д. Джаббаров, С.В. Домбровский, Д.Д. Ситловой, А.А. Черкасов основное внимание обращают на процесс формирования у студентов качеств, необходимых для выполнения воинского долга. Однако узкие, функциональные подходы к решению задач формирования патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга не позволяют увидеть проблему во всей сложности, многообразии ее аспектов, выявить внутреннюю зависимость ее различных сторон, в частности, соотношения патриотического и военно-патриотического. В педагогической теории и практике нередко происходит отождествление патриотического и военно-патриотического воспитания или, напротив, их чрезмерная дифференциация. Между тем, патриотическое и военно-патриотическое воспитание связаны между собой как целое и составная часть (А.А. Аронов, В.В. Артеменко, И.Ф. Выдрин, Н.М. Конжиев, А.А. Черкасов). Такое соотношение предполагает сходство и различие в целевых установках. «Если патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить учащихся к труду и обороне, - пишет А.А. Аронов, - то военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую целевую установку - готовить именно к обороне, к защите... Отечества».

Н.М. Конжиев, возражая против резкой дифференциации и в то же время против отождествления патриотического и военно-патриотического воспитания, предлагает искать различия между ними не только в целеполагании, но и в средствах достижения целей. Поэтому, по его мнению, в военно-патриотическом воспитании необходимо рассматривать «две взаимосвязанные стороны: воспитание патриотизма и приобщение к такому социально-политическому опыту, как защита Отечества».

В целом военно-патриотическое воспитание представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у человека высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально- психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. А также это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой нами системы. К ним, на наш взгляд, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у людей, подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга.

Во-вторых, это функция формирования готовности людей, особенно молодежи, к ратному труду, защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным силам, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.

В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.

В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико- нравственные духовные идеалы.

Подавляющее большинство исследователей рассматривают три основных направления в военно-патриотическом воспитании:

- воспитание патриотизма, которое зиждется на высоком образовании;

- физическая подготовка;

- военно-техническая подготовка, т.е. приобретение умений и навыков, необходимых будущему воину.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.

Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориентаций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др.

Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении и современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, не работают отдельные положения законов, затрагивающие интересы молодых. По мнению социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии, если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.

Объективно сложились предпосылки для более пристального изучения и совершенствования системы патриотического воспитания, которые обусловлены следующими факторами.

- Резкое снижение военно-патриотической работы в конце 80-90-х гг. XX в. вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту не желающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.

- Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.

- Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни.

- Появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных сил. В начале XXI столетия государство стало больше внимания уделять Вооруженным силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним, что вызвало рост патриотического самосознания молодежи.

- Необходимо улучшить деятельность по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений. Поэтому сегодня, исходя из реалий современной жизни, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания, созданную на основе принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи.

- Создана законодательная база, позволяющая реорганизовать и улучшить прежнюю систему подготовки молодежи к военной службе. Речь идет о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Военной доктрины Российской Федерации, Национальной доктрины образования, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и пр.

Отметим, что формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди молодежи сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства.

 

АВТОР: Кудря А.Д.

 

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru) обязательна.