21.05.2012 3672

Эзотеризм в России конца XX- начала XXI веков

 

По нашему мнению, в данном параграфе следует проанализировать специфику современного эзотеризма в России, его динамику и перспективы развития, что позволит в дальнейшем рассмотреть влияние эзотерических учений на гуманитарную культуру общества, выявить специфику нового культурного образования - «эзотерической культуры».

По нашему мнению, правомерно рассмотреть предпосылки возрождения эзотеризма в России, т.е. парапсихологические направления в СССР.

В 70-е годы известный американский обозреватель Джон Стивенсон писал: «Западному миру пришлось пересмотреть свое мнение о науке в СССР за последние годы. Второе событие, на этот раз связанное не с завоеванием космоса, а скорее всего с природой самого человека, придется приписать советской науке». Речь шла о работе исследовательской парапсихологической лаборатории, организованной в Ленинградском университете под руководством профессора Л.Л. Васильева по исследованию телепатии. Возникало огромное количество вопросов в советском научном сообществе о наличии аномальных явлений, информационно-энергетическом обмене, экстрасенсорных взаимодействиях. В основном, внимание ученых акцентировалось на энергоинформационном обмене, в котором участвуют биосистемы, так сформировалась энергоинформатика. В современности под энергоинформатикой понимается парапсихология.

В конце семидесятых годов в Москве под руководством А. Спиркина стала работать секция по биоэнергетике. В 1986-м ее возглавил В. Казначеев. Подобные лаборатории создавались во многих городах: в Киеве, Минске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Алма-Ате. Но работы велись крайне разрозненно, не было единой программы исследований. В 988 г. был создан Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе. Он ставил своей задачей изучение необычных возможностей человека, аномальных явлений, регистрацию и моделирование биоизлучений техническими средствами. В состав Комитета наряду с его региональными группами, охватившими практически всю территорию страны, входили созданные комиссии по биоэнергоинформатике, экстрасенсорике и биоэнергетике, нетривиальным методам коррекции состояния организма, по исследованиям полтергейста.

В декабре 1989 г. в Москве состоялась организованная Комитетом Всесоюзная конференция «Энергоинформационный обмен в природе. Концепции». В этом же году на относительно независимой финансовой основе была создана Ассоциация прикладной эниологии (энергоинформационного обмена). С декабря 1992 г. появилась Академия энергоинформационных наук.

В массах населения возникла симпатия к парапсихологии, в частности к телепатии и психокенезу, психическом «исцелении на расстоянии». На вершине славы были феноменальные эксперименты Алана Чумака и Анатолия Кашпировского, но сам A.M. Кашпировский категорически отрицал какое бы то ни было «телепатическое» воздействия на пациентов. Его метод, как он утверждал, «заключался в формировании подсознательных установок у пациентов, мобилизирующих регенерационные и реабилитационные резервы организма, направляемых механизмом саморегуляции на устранение соматических дефектов. Для этого нужен визуальный или слуховой контакт психотерапевта с пациентом. Впрочем, механизмы возникновения установок еще недостаточно изучены. В принципе, не исключено, что при определенных условиях (создание атмосферы коллективного доверия врачу) установки могут возникать и без чувственного контакта. Тогда процесс создания установки очень трудно отличить от классической телепатии по внешним признакам». Однако не всегда дар целительства мог проявиться по «заказу», и проблема создания аналогичных сверх способностям технических устройств все больше и больше привлекала к себе внимание своими позитивными и негативными последствиями. Создание таких технических систем связи, состоящих из индуктора и перципиента, в принципе, возможно. Но экстрасенсы отражают и воспроизводят взаимодействия, которые не всегда измеряются известными физическими приборами. Так, Г. Гуртовым и А. Пархомовым была экспериментально доказана возможность дистанционного воздействия человека. Оказалось, что результат такого воздействия принципиально не зависит от расстояния. Улучшение экранировки объекта воздействия от внешних электрических, магнитных, акустических, тепловых и прочих влияний не только не сказывается отрицательно на результатах воздействия, но и делает их еще более выраженными.

Приведенная ниже статистика научных конференций подтверждает признание того, что в России ярко выражен интерес к современным эзотерическим учениям, спецификой которых является соотношение науки и эзотеризма.

В ноябре 99 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся международный семинар «Проблема первоначала мира в науке и теологии», на котором присутствовали специалисты из России, Германии, Испании, Бельгии, Китая: теологи, богословы и ученые. С докладом выступил профессор

У. Крейг (Бельгия), который заявил, в частности, следующее: «Конечно, человек и Вселенная могут существовать сами по себе, но не могут претендовать на самостоятельное значение. Если Бога нет, жизнь можно считать абсурдной, она не имеет ни смысла, ни ценности, ни цели. В мире без Бога теряет значение понятие нравственности».

Большое внимание на семинаре было уделено рассмотрению вопросов Абсолюта, Физического вакуума, рождению вещественного мира из физического вакуума. Этому были посвящены доклады доктора физико-математических наук А.А. Старобинского, доктора физико-математических наук В. М. Мостепаненко и доктора философских наук И.З. Цехмисто.

В 1993 году в апреле в «Обществе А.С. Попова» прошла научная конференция «Сверхслабые взаимодействия в технике, природе и обществе», связавшая все аспекты бытия. В августе на конференции «Геофизика и современный мир» более чем в двадцати докладах была представлена информация о глубинном строении Земли и процессах, определяющих энергетику, связанную с превращением гравитационной субстанции в вещество.

В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый, а 1995 году - Второй Международные Конгрессы «Реальность Тонкого Мира». В 1997 году в Санкт-Петербурге состоялся международный Конгресс «Планета-2000». Президент Конгресса профессор Г. Н. Дульнев утверждал, что сделан акцент на главном - включении в новую картину мира активнейшего фактора - феномена человеческого сознания, т.к. сознание, и это многократно доказано, влияет на материальный мир.

В 1996 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась конференция «Наука на пороге XXI века - новые Парадигмы». Цель конференции - формирование программы выхода общества из нравственно-экологического кризиса на основе новых научных концепций. На конференции неоднократно подчеркивалась необходимость объединения науки и религии с целью совместного поиска путей выхода общества из кризиса. Как писал академик Н.Н. Моисеев, «...религия приобретает особое значение в «минуты роковые», когда над человеком или над народом нависает грозная опасность. Тогда люди ищут ответы там, где «пасуют рациональные знания» - в религии и эзотерике»

В 1998 году в Свято-Даниловом монастыре в Троицко-Сергиевой Лавре собрался Всемирный Русский Народный Собор во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, на котором присутствовали крупнейшие представители отечественной науки. Состоялись слушания по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий». В.Б. Мейстер в свою очередь отмечает, что «в охваченной перманентным кризисом постперестроечной России заметно оживились религиозно-мистические настроения. Какие только «чудеса» не творятся ныне в бывшей стране «государственного» атеизма, ещё недавно гордившейся торжеством единственно «научного» мировоззрения и «монолитным» идейным единством народа. Вполне серьезно обсуждаются проблемы «живого» космоса, проводятся коллективные медитации в целях позитивного изменения «психосферы» (для ликвидации военных конфликтов и снижения уровня преступности), «Наука и религия» печатает отрывки «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, массовыми тиражами издаются произведения К. Кастанеды, Р. Моуди, Д. Лилли, Д. Андреева и им подобных авторов, постоянно публикуются пособия по астрологии, колдовству, гаданию, каббале и иным оккультным «наукам».

Следовательно, в данном параграфе важно обратить внимание на специфику современных эзотерических учений, которые играют огромную роль в формировании массового и индивидуального сознания и самосознания, выявить их позитивные и негативные стороны.

В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Современная эзотерическая Школа «Этол». В основу Школы легла интегральная система знаний о строении Земли, ее духовной эволюции, истории человечества. Материалы Школы позволяют овладеть уникальной методикой самосовершенствования. Е. Анопова, основательница этой школы, рассуждает, что каждому по плечу многое, в его воле - сколько на себя брать. Но сегодня все «тайные» силы и возможности человека должны быть востребованы не только для решения личных проблем, но и для решения задач, стоящих перед человечеством... Идут и будут происходить процессы взаимного проникновения и синтеза различных эзотерических, научных и религиозных знаний, школ и систем, течений и направлений, которые всё чаще на переломном этапе для эволюции Алее (Земли) и Вселенной в целом снимают завесу своей таинственности и изолированности, проникая активно в различные сферы деятельности современного человека. Система знаний и техник Школы «Этол» является тем инструментарием, с помощью которого человек сможет познать себя и окружающий мир, раскрыть свои творческие потенциальные возможности, почувствовать и ощутить внутреннюю гармонию и радость жизни на Земле. «Этол» - это живая и динамично развивающаяся система, не претендующая на свою исключительность. Данное Учение дает равные возможности познания логикой и интуицией. И опирается, в основном, на сегодняшнее состояние сознания современного человека, учитывая уникальное местоположение России, как условно третьей цивилизации между Западом и Востоком. Программа направлена на биоэнергетическое развитие и психосоматическую коррекцию человека, взаимосвязи ментала и психики, основана на материалах исследований, трудов таких авторов, как А. Бейли, Д. Радьяр, Е. Блаватская, Е. Рерих, И. Ульрих, Е. Анопова и собственно внутренних разработках, во многом апеллируя к менталитету современного человека. В современном мире человек, опираясь на существующие подходы и методы познания и изучения окружающего пространства, не справляется с переработкой и анализом поступающей к нему информации. В этих условиях Школа «Этол» уделяет особое внимание новым нетрадиционным техникам работы с такими категориями, как «время», «подсознание», «бессознательное», «эмоции» и т.д.

Одной из основных задач Школы является развитие индивидуального творчества человека, это положение связано со вступлением человечества в заключительный этап эволюции сознания. Каждый из нас имеет сейчас возможность доделать то, что мы не успели сделать за всю историю наших бесчисленных инкарнаций. Человек, овладевая учением, получит максимально открытое сознание, наполненные светом и любовью, без оторванности от жизни, от этого прекрасного и удивительного мира, получить полную свободу творческого индивидуального совершенствования, самовыражения.

Вторая задача Школы - закончить Учение о Лучах, теории Лучей - Качеств. Это Учение возникло очень давно, развивалось вначале в Древнем Египте и на Востоке, а как стройная система знаний активно проявилась у Е.П. Блаватской, а затем у Алисы Бейли. Школа завершает, полностью оформляет эту теорию, систематизирует и адаптирует ее для современного сознания людей. Это космогоническая концепция, дающая представление о космических объектах, планетах, о Космосе вообще и о Земле в частности, как о живых сущностях. Человек рассматривается в единстве с Космосом: как он вписывается в него, какое место там занимает. Теория Качеств изучает эволюцию Космоса и Человечества. Третья задача Школы - начало оформления теории Фантомов. Впервые использовать фантомы научились, опять-таки, в Египте. Учителем египтян был великий Тот (Гермес Трисмегист). Сейчас эта теория только начинает прорисовываться, структурироваться. Е. Анопова пишет: «Разрешите мне познакомить Вас с философско-эзотерическим Учением «Третьего Луча» и некоторыми вопросами, освещаемыми в нём, которые непосредственно связаны с будущим Земли и Человека. Эзотерическое учение уже по определению - «тайное». Его апологеты не имеют учёных званий, а различаются по степени своей посвященности в тайные, доступные только высоко духовным людям знания. В настоящее, не случайно выбранное судьбоносное время нам даётся уникальная возможность эти эзотерические знания перевести в область экзотерических, т.е. открытых, и использовать их в практических целях. Собственно, это и является одной из задач Учения «Третьего Луча». С этой задачей в большей мере связано и само название Учения, полученного с помощью ясно слышания от Великих Учителей Небесной Иерархии».

По нашему мнению, следует рассмотреть так называемые «глубинные практики», которые очень популярны среди россиян. Занятия глубинными практиками не требуют принадлежности к какой-либо религии, конфессии или секте и доступны любому человеку. Практики просты в исполнении, и начальный уровень можно освоить, даже не имея никакой предварительной подготовки. Основой практики является работа с той или иной формой внутреннего внимания. Регулярные занятия глубинными практиками дают, прежде всего, оздоравливающий эффект - улучшается самочувствие, выравнивается эмоциональный фон, реализуются скрытые возможности человека. С определенного уровня эти практики дают возможность встать на путь духовного развития, как бы человек ни понимал, что это такое и какой бы вариант пути он ни избрал. К глубинным практикам можно отнести занятия йогой различных видов, но мы остановимся на системе естественного исцеления Рейки.

Рейки - не просто целительская практика, но сложившаяся организация коммерческо-пирамидального типа. Рэйки - это оккультно-религиозная практика, основанная в том числе на буддийско-синтоистском мировосприятии. Она включает в себя языческие ритуалы и элементы оккультизма, которые «пробуждают скрытые силы в человеке», а также «священное тайное знание» - символы и ритуалы. Рейкисты уверяют, что рейки - это древнейшая техника исцеления, практиковавшаяся в самых различных культурах, но забытая в новой истории. Рэйки является оригинальной терапией, которая строится на духовной энергии Вселенной. Через нее человек сначала обретет здоровье, а затем успокоение ума, и радость в жизни будет возрастать».

Рей кисты верят в безликую динамичную субстанцию, управляющую миром и вселенной. Рейки - это исходящая из нее «невидимая вибрирующая духовная энергия» или «излучение, подобное радиоволне. Оно может действовать избирательно или как коротковолновое излучение. Поэтому возможно успешное лечение и на расстоянии». Традиция рейки - это способ взаимодействия с этой энергией, которая понимается как направленный поток некой силы, который можно «проводить», «усиливать», «концентрировать», «направлять», придавать ему те или иные качества. Часто говорят и о «космической энергии», с которой «соединяется» практикующий рейки человек. Вот что пишут об энергии рейки некоторые мастера: «Рейки - это энергия самого космоса... Мастер передает ученику энергию Рейки в ее чистом, концентрированном виде, и в теле ученика открывается канал для ее проведения». Мастер Рейки Микао Усуи утверждал, что «у каждого из нас есть потенциал для получения божественного, дара, который приведет к объединению души и тела. Посредством Рэйки великое множество людей смогут почувствовать божественное благословение. Прежде всего, наше целительство Рэйки является оригинальной терапией, которая строится на духовной энергии Вселенной. Через нее человек сначала обретет здоровье, а затем успокоение ума, и радость в жизни будет возрастать».

Большой интерес в массах вызывает система медитационных техник, созданных «мастером» Ошо Раджнишем. Ошо считает: «Если вы будете следовать Будде, вы попадете в беду - миллионы уже попали. Если следовать Христу, то тоже попадешь в беду. Посмотрите на любых последователей - они неизбежно попадают в беду, потому что жизнь ежеминутно изменяется, а они держатся мертвых принципов. Запомните единственное золотое правило: «Золотых правил нет!»

Чтобы достичь наполненной духовно и телесно жизни «здесь и сейчас», нужно «быть спонтанным», поскольку «жизнь спонтанна». Главное препятствие, мешающее человеку быть богом и наслаждаться каждым мгновением жизни, Раджниш видел в разделенное разума на два враждующих начала: сознательное и бессознательное. Человек отождествляет себя только со своим сознательным разумом, и это не дает ему достичь внутренней целостности. Только тогда, когда потенциальному, бессознательному будет позволено расцвести, человек сможет почувствовать «блаженство бытия». Страсти и бессознательные импульсы должны не подавляться и не преодолеваться, а интенсивно и исчерпывающе проживаться. Следование своим страстям и похотям есть, по Раджнишу, путь к достижению божественной свободы. Погружение в бессознательное, отключение рефлексирующего ума и снятие всех нравственных ограничений привело впоследствии некоторых учеников Ошо, особенно если они были невротиками, психопатами, наркоманами или алкоголиками, к серьезным психическим заболеваниям. Сам Раджниш, однако, считал, что истинное сумасшествие - это раздвоение сознания на две неравные и взаимно враждебные половины, сознание и бессознательное: «Вы - безумец, и нужно что-то с этим делать. Старые традиции говорят: «Подави свое безумие. Не позволяй ему выйти наружу, иначе твои действия станут безумными». Но я говорю: «Позвольте своему безумию выйти наружу. Осознайте его. Это - единственный путь к здоровью». Высвободите его! Внутри оно станет ядовитым. Выбросьте его, полностью освободите от него вашу систему. Но к этому катарсису нужно подходить систематически, методично, потому что это, значит, сойти сума с методом, стать сознательно сумасшедшим».

Традиционные учения не могут излечить человека от конфликта в его сознании, потому что сами являются виновниками возникновения этого разделения. «Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность. Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом».

Следует отметить систему Норбекова, которая признана Международной Ассоциацией независимых экспертов как самая эффективная среди известных на сегодняшний день альтернативных оздоровительных систем. По мнению экспертов, система не лечебная, а учебная - на семинарах учат, как самостоятельно справляться с болезнями и проблемами. Результаты удивляют, т.к. восстанавливается зрение, уходят шрамы, морщины, седые волосы начинают темнеть, исчезают воспалительные процессы в организме, системы органов начинают функционировать нормально, тело становится здоровым и молодым. Улучшается память, стабилизируется эмоциональный фон, нормализуются отношения с окружающими. Люди избавляются от болезней и изменяют свою жизнь к лучшему.

Еще один интересный пример, но имеющий негативный оттенок, синтезированного эзотерического знания - «Ассоциация Космического Сознания» (другие названия этой организации: «Международная Общественная Экологическая Служба Безопасности Человека, Земли и Космоса», «Объединение Светлых Духовных Сил России для устранения Экологического кризиса на Земле и в Космосе»).

Представители этой организации утверждают о необходимости духовной свободы и раскрепощенности. Проповедуют «новую мораль», а по сути дела - вседозволенность. В их понимании весь род человеческий происходит из космоса, Земля является лишь тем «материнским лоном», которое вынашивает «интеллектуалов космоса». Своей настоящей родиной они считают различные космические миры, где они якобы неоднократно перевоплощались, и теперь по воле космического разума им приходится воплощаться на этой планете. Центральным в секте является культ НЛО. Основу вероучения «Международного центра космического сознания», по словам Е. Печаткина, составляет переданная «по телепатической связи» пришельцами программа и различные методики: «Телепатически нам была передана программа совершенствования, довольно объемный труд, куда вошла вся комплексная система «Космической подготовки человека XXI века». Говоря о разных религиях, они воспринимают их основателей представителями различных «космических десантов», посетивших нашу землю и, выполнив свое вселенское спецзадание, отбывших назад, на свою планету. Адепты считают, что только они могут раскрыть истинный смысл мировых религий как проявление единого космического галактического разума.

Православная Церковь воспринимается как некая оккультная организация. Так А.Н. Сонина последовательница «Международного центра космического сознания», на оккультной конференции 994 года в г. Монино высказывала следующее мнение: «Церковь - это телебашня, связь с Высшим Разумом Вселенной (приемник и передатчик). Инструкция к применению этой системы - молитва... Ритуал крещения переворачивает с головы на ноги. Из отрицательного мира сюда приходят вниз головой. Чтобы перевернуть на ноги, нужно крещение... Икона - энергетическая привязка, канал, по которому приходит энергетика. Если иконы громили, или иконы держат в подвале где-то, то они не работают».

Некоторое время назад Е. Печаткин стал называть свою организацию как «Международный Центр Космического Разума», а себя стал именовать псевдонимом Вселенский. Именно под таким псевдонимом Печаткин участвовал в прошедшей в Москве 6-7 апреля 1999 г. «2-й конференции народной дипломатии России» под высокопарным названием «Нравственно-правовая программа строительства России XXI века», которая объединила целый ряд оккультистов. На конференции присутствовали представители Партии духовного возрождения России, пропагандирующие оккультизм Айванхова, известнейший проводник оккультизма в школы Талгат Акбашев, рериховцы, представители неоязыческой антисемитской концепции «Мертвая вода», сама себя величающая магом Алла Дан и представители иных, столь же сомнительных организаций.

По нашему мнению, тесная взаимосвязь индивидуального и массового сознания не вызывает сомнений. Настроения, преобладающие на индивидуальном уровне, находят свое отражение на уровне коллективном, и если удается установить, что определенные феномены или симптомы являются характерными для некоторого числа различных индивидов, можно начинать исследовать их как массовое явление. Именно на этом фоне сложился и получил широкое распространение интересный социально-культурный и, в первую очередь, психологический феномен - возрождение эзотеризма в форме массового увлечения оккультными практиками Запада, духовными дисциплинами Востока, шаманизмом и т.п. В рамках параграфа очень сложно проанализировать все эзотерические системы в современной России, но изучение научно-популярной и эзотерической литературы дает возможность выделить основные направления в современной эзотерической практике. По нашему мнению, прослеживаются три основных направления: мантика, магия и оккультизм, духовные практики Востока.

Традиционно выделяют две группы мантики: практики, опирающиеся на объективные данные. В первой группе в качестве основы используются объективные данные о человеке, т.е. параметры, не подлежащие изменению: дата рождения, форма и линии ладони и т.д. к этим дисциплинам относятся в первую очередь астрология, хирология, нумерология и графология. Вторая группа оперирует субъективными данными, т.е. материалом, который человек предоставляет сам о себе. Сюда включаются все техники мантики, т.е. различные способы гадания: от гадания на картах, гексаграммах Ицзин, древнегерманских рунах, кофейной гуще и до предсказаний судьбы по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или клубам дыма, поднимающегося над жертвенником.

В первом случае имеет место толкование сугубо объективных параметров, символическое значение которых задано традицией. В астрологии - знаков Зодиака, «аспектов», «домов», асцендента; в нумерологии - числовых значений букв имени и цифр даты рождения; в хиромантии - геометрических фигур, образованных пересечением линий ладони; в графологии - формы букв в рукописном тексте.

Во втором случае выход на символику бессознательного носит непосредственный характер. Толкователь сталкивается со сложной задачей выделения доминант в потоке бессознательных содержаний. Мантические традиции прошлого в основном утрачены. Исключением является тщательно разработанная и стройная система гексаграмм, основанная на принципах, изложенных в «Книге перемен», фундаментального труда классической китайской философии. Характерная черта этой методики - оценка любой ситуации как целого, которому подчинены все детали. Они рассматриваются исключительно на космическом фоне - применительно к взаимоотношениям «инь» и «ян», женского и мужского начал. Данный мантический метод заключается в сортировке 49 стебельков тысячелистника наугад на две кучки, после чего из каждой кучки отсчитывается по три или по пять стебельков, или в шестикратном подбрасывании трех монет, причем каждая линия гексаграммы определяется ценностью лицевой и оборотной сторон. В результате применения троичного принципа (две триграммы) получаются различные комбинации сплошных и прерывистых линий. Максимальное число возможных вариантов - 64. Каждый из них соответствует определенной психологической ситуации, все они подробно описаны в тексте книги и прилагаемых комментариях.

Смысл всех без исключения магических практик заключается в толковании символов, имеющих архетипическую природу.

Магия представляет собой практику использования сверхъестественных, «надмирных» сил для установления контроля над явлениями и процессами материального мира и воздействия на них. Это также форма общения со сверхъестественными силами и объяснение физических процессов, основанное на вере в эти силы. Наибольшее распространение получили следующие магические практики: оккультная магия; натуральная магия; теургическая магия, шаманизм.

По мнению Дж. Фрезера, «психологическая основа магии - ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида». Б. Малиновский, утверждает, что «магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; магия создает церемониальную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковый феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общественных отношений; магия - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, так как всякий язык имеет магическую функцию; магия укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; магия подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой».

Оккультное направление основывается на традициях и ритуалах западноевропейского оккультизма, Каббалы, древнегерманской рунической магии.

Больше всего в России распространена натуральная магия, подразумевающая применение заговоров, приворотов, траволечения и других методик, связанных, в основном, с языческими традициями и ритуалами. Она представлена разного рода целителями и деревенскими знахарями. Теургия предполагает активное использование религиозных ритуалов и молитв. Представители этого направления пытаются действовать в рамках существующей религиозной традиции. Формально (например, по крещению) они могут принадлежать к лону Церкви, но, по сути, не воцерковлены и поэтому особенно страдают от неприятия и осуждения со стороны священнослужителей, считающих их деятельность богопротивной.

Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую, в первую очередь, анимизм и сосредоточенную вокруг фигуры шамана, могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по «иным» мирам. Для осуществления магических действий шаманы часто впадают в особые пограничные психосоматические состояния - экстаз или транс. Вхождение в эти состояния достигается различными способами: частыми ударами в бубен, исполнением ритмичного ритуального танца, приемом галлюциногенов, содержащихся в растительных и животных тканях и т.п.

По мнению И.Т. Касавина, «магию можно охарактеризовать, как попытку помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с ними. Чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроецированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы». Вера в магию предполагает бессознательное как искомое начало. Магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности и имеют своей целью установление психического равновесия.

Главной отличительной чертой духовных практик Востока является их тесная связь с религиозно-философскими учениями. Восточная религиозно - философская мысль, несмотря на предельную ориентацию к абсолютной абстракции, отличается практичностью в силу того, что глубина постижения абстракции коррелирована с состоянием психики человека, которая может совершенствоваться только через деятельность, предоставляемую реальной жизнью, специальной практикой. Такая связь теории и практики, согласно древней мудрости, и обеспечивает бесконечность познания - раскрытие новых, ранее неведомых глубин истины через постоянное расширение сознания посредством тренинга мышления и всей психики. По сути, каждая из практик представляет собой прикладной аспект соответствующей религии. Религии, о которых идет речь, - индуизм, буддизм (включая дзен-буддизм), даосизм - в отличие от христианства, ислама и иудаизма опираются не на догму, а на мистический опыт, подразумевающий непосредственное духовное постижение истин, выходящих за рамки обыденного понимания, и достижение единства человеческой души с Богом. Именно это позволяет называть их с достаточной степенью условности эзотерическими. В рамках трех мировых религий, конечно, были и есть мистические направления. Однако они в силу известных причин отвергаются ортодоксами. В отличие от первых двух разновидностей эзотеризма, преследующих, главным образом, сугубо практические цели, духовные дисциплины Востока направлены на достижение равновесия, гармонии души и тела и переживание мистического опыта.

Наибольшее распространение в России получили различные школы индийской йоги и медитации; медитативные практики буддизма (в том числе ламаизма и дзен-буддизма); цигун, даосская система работы с энергиями; многочисленные школы восточных боевых искусств, главным образом, так называемых внутренних стилей. Метод концентрации, а точнее, медитации служит средством очищения сознания (лат. meditatio - размышление). Существует ряд определений медитации. Это и средство, расширяющее наш внутренний опыт, и форма самогипноза, и прием, усиливающий открытость личности, освобождение сознания от семантической скованности, раскрепощение спонтанности. Иначе говоря, возможность сосредоточения в своем внутреннем пространстве-времени, которое тут же может предстать трансцендентным. С. Гроф систематизировал возможности медитирующего сознания и предлагал различать: временное расширение сознания, включающее переживание пределов, постинкарнационный опыт, эволюционный опыт; пространственное расширение сознания, включающее идентификацию с другими личностями, идентификацию с растениями и животными, планетарное сознание, сознание неорганической материи; пространственное сужение сознания до уровня отдельного органа; ощущение реальности, выходящей за границы «объективной реальности»; опыт переживания других вселенных и встреча с их обитателями; восприятие сложных мифологических сюжетов; интуитивное понимание сложных символов; восприятие сознания Ума универсума; восприятие сверх космической и метакосмической пустоты.

Невозможно не рассмотреть в исследовании форму существования эзотеризма - парапсихологию. Центральной проблемой парапсихологии является взаимодействие и взаимозависимость психического и физического, идеального и материального, духа и материи, субъективного и объективного, что так же всегда было объектом философского анализа.

Современная парапсихология, рассматривая разновидности информационных взаимодействий, объединяет в себе практически все феномены, которые являются предметом изучения эзотериков. Информационные взаимодействия, рассматриваемые в рамках парапсихологии, можно объединить в три класс: Человек - Земля -Космос. Феномены человека:

а) экстрасенсорика, или психостатика: биосенсорная диагностика; коррекция, ситуационный поиск; телепатия, ясновидение, прогностика;

б) психодинамика, или психокинез: телекинез, или психокинез, полтергейст;

в) измененные состояния сознания: творческое озарение в искусстве, науке, религии (гениальность); техника дыхательного транса; медитации, молитвы, шаманизм, спиритизм; трансконтакты с подсознанием - с низшими уровнями информационных полей.

Феномены Земли:

а) георефлексия: геопатогенные и активные зоны;

б) информационно-энергетические эффекты формы: пирамидальные, полостные, сотовые структуры;

в) эффекты стихий: природные бедствия, тайфуны, землетрясения; экологические и технические аварии; социальные и биологические катастрофы (войны, революции, эпидемии); HJIO.

Феномены Космоса:

а) космобиоритмика: биомедицинская и социальная ритмология; астрология (общая, медицинская, метафизическая);

б) астрофизические парадоксы времени и пространства;

в) психоконтакты с высшими уровнями информационных полей по интуитивному каналу связи.

Научный подход к парапсихологии убедительно доказывает справедливость древних эзотерических представлений о природе человека, заставляет пересмотреть понимание природы человека как биохимической машины, снабженной сознанием как продуктом физиологических процессов в мозге. Бессознательная сфера человеческого разума не локальна относительно биологического организма и частично погружена в мир. Сознание в своей первооснове способно к трансценденции, что объединяет различные формы его проявления. Результаты парапсихологических исследований позволяют сделать вывод о доказанной достоверности пси-феноменов, что в свою очередь недвусмысленно свидетельствует о субстанциональной природе сознания.

По нашему мнению, есть основания выделить основные формы существования эзотеризма в современном российском обществе. Во-первых, это эзотерические духовные центры, которым свойственно признание всех религий и эзотерических направлений. Как правило, они имеют прочные связи с эзотерическими центрами. Мировоззренческие системы, проповедуемые в центрах, представляют собой, как правило, синтез восточных религиозных культов, теософии, оккультизма, современных эзотерических течений и обрывков некоторых психологических и философских теорий.

Во-вторых, философско-эзотерические сообщества, которые создаются для обсуждения широких вопросов философского и религиозного характера в рамках дискуссий. Группа постепенно превращается в арену выступления популяризаторов различных учений философии эзотеризма.

В-третьих, «магические» группы являются не столь идеологизированными, как прочие. Как правило, в подобных группах изучаются теоретические основы буддизма, эзотерических течений, проводятся медитации.

В-четвертых, глубинные практики, в частности, группа Рэйки, которая создавалась на основе людей, обучавшихся на семинарах, проводившихся «Учителями». Течение Рэйки - широко распространено, основа идеологии подключение к «духовному каналу Рэйки» и занятия целительством.

В-пятых, духовные практики Востока.

В-шестых, парапсихологические школы, к ним также можно отнести психологические тренинги и психотерапевтические направления в эзотеризме (например, трансперсональная психология).

В-седьмых, обобщенное направление - мантика, к этому классу относятся оккультная магия, натуральная и теургическая магия, шаманизм.

Рассмотрев «эзотерический портрет» современной российской культуры, можно сделать вывод, что эзотеризм приобрел массовый характер, произошла экзотеризация эзотеризма. Эзотерические учения современной России формируют эзотерическую культуру, которая основной особенностью имеет синтез эзотерических учений Теософского и Антропософского обществ, Восточных практик, магии, оккультизма и естествознания. Следует отметить, что между эзотерическим и экзотерическим существует некоторая логическая взаимосвязь, но невозможно говорить об их равноценности, так как суть вещей всегда преобладает над их внешней стороной. По нашему мнению, эзотеризм должен оставаться «тайным знанием», доступным только для узкого круга «посвященных», а не превращаться в «сакральный хаос» и сплетение различных путей к духовной истине.

 

АВТОР: Иванова О.А.