Система межфункциональных связей, существующих на предприятии, как объект дидактической интерпретации
Основной задачей экспериментальной части нашего исследования является разработка содержания и технологии реализации междисциплинарного практикума. Проектируемая интегрированная форма организации обучения направлена на повышение уровня именно профессиональной адаптации субъекта. Дали характеристику двум важнейшим элементам системы адаптации субъекта к профессиональной деятельности - предприятию (организации) и образовательному учреждению СПО.
На данном этапе нам необходимо обозначить место и роль разрабатываемого междисциплинарного практикума «Учебная фирма» в рассматриваемой системе.
Учитывая, что профессиональная адаптация - это, прежде всего, адаптация к содержанию профессиональной деятельности, следует обозначить связь между упоминаемым содержанием и содержанием образования.
К важнейшему нормативному документу, являющемуся носителем содержания образования в ОУ СПО на сегодняшний день, относится Государственный образовательный стандарт СПО. Он отражает государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности.
При этом мы должны учитывать, что в разрабатываемых Федеральных государственных образовательных стандартах СПО нового поколения отсутствует требования к минимуму содержания, который был зафиксирован в старых стандартах с точностью до дидактических единиц. Акцент в новых стандартах делается на требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной профессиональной образовательной программы СПО в разработке которой принимают участие, в т.ч., представители объединений работодателей. Это не значит, что содержанию образования не будет уделяться должного внимания, наоборот - оно, а также соответствующие ему методы, формы и средства обучения должны будут представлены в таком объеме и качестве, чтобы выпускник смог максимально соответствовать требованиям работодателей. Этой же цели служит разработанная нами практическая форма обучения междисциплинарный практикум «Учебная фирма».
В действующем Государственном образовательном стандарте СПО для специальности «Менеджер (по отраслям)», подчеркивается, что выпускник должен «быть способным к системному действию в профессиональных ситуациях». Сформировать такие способности возможно только при использовании системного подхода к организации учебного процесса, в рамках которого происходит адаптация студента образовательного учреждения СПО к профессиональной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях своей деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности (курсив наш. - Н.К.).
Формированию высокого уровня профессиональной адаптации студентов и выпускников ОУ СПО могут способствовать специально спроектированные дидактические условия.
Понятие «условие» относится к общенаучным категориям и его рассматривают как с точки зрения философии, так и педагогики.
Философский энциклопедический словарь определяет «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое)». В философском словаре под «условием» понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова предлагается следующая трактовка понятия «условие»: это - «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит». В других словарях русского языка предлагаются схожие трактовки рассматриваемого понятия. Условие - это:
- обстоятельство, от которого что-то зависит;
- обстановка, в которой что-то происходит;
- основа, предпосылка для чего-либо;
- среда, в которой пребывают, и без которой не могут существовать предметы, явления.
В данных определениях условие рассматривается как нечто внешнее для предмета, непосредственно влияющее на процесс его формирования и развития.
В Большой советской энциклопедии дается более обобщенное понимание данного термина. Условие - это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существования данного явления. Весь этот комплекс называется достаточным. В данном определении условие рассматривается не как отдельное обстоятельство, отношение предметов, а как целый комплекс объектов, влияющих на исследуемое явление.
Мы понимаем под понятием «условие» «все то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое)».
Следует отметить, что условия должны быть необходимыми и достаточными для существования изучаемого предмета или явления.
В логике к необходимым относят те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие, а к достаточным - только те, которые непременно вызывают данное действие.
В.Ф.Берков в своей работе «Философия и методология науки» достаточным условием некоторого события называет условие, наличие которого гарантирует осуществление этого события, а необходимым - условие, отсутствие которого препятствует осуществлению рассматриваемого события.
Ю.К. Бабанский отмечает, что «эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает».
С точки зрения М.И. Ерецкого педагогические условия - «это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов». «Педагогические условия - это среда, обстоятельства в которых реализуются педагогические факторы»: отмечает М.Е.Дуранов.
Для нас значима позиция С.В.Боровской которая определяет педагогические условия, как комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, который способствует переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности.
В педагогической литературе встречаются понятия «педагогические условия» и «дидактические условия», которые часто имеют одинаковый смысл. Понятие «дидактические условия» обучения ввел В.И.Андреев, рассматривая их с позиции целенаправленного отбора, конструирования и применения содержания, методов и организационных форм обучения.
Мы рассматриваем дидактические условия как важный элемент комплекса педагогических условий, определяющих эффективность педагогического процесса.
В контексте нашего исследования к организационно-педагогическим условиям мы относим те условия, которые целенаправленно создаются в рамках учебного процесса, и реализация которых обеспечивает высокий уровень профессиональной адаптации студентов и выпускников на всех ее этапах. Учитывая выше упоминаемый подход В.И.Андреева, к подобным условиям мы относим реализацию в учебном процессе разработанного в рамках исследования междисциплинарного практикума. Алгоритм по его формированию включал следующие мероприятия:
- Систематизацию внутри предметных связей, характерных для дисциплины и выстроенных в соответствии с содержанием осваиваемой управленческой функции.
- Систематизацию меж дисциплинарных связей, имеющихся в рамках специальности «Менеджмент (по отраслям)» в соответствии с содержанием меж функциональных связей, существующих на предприятии.
Использование в качестве способа реализации меж предметных связей (в рамках экономико-управленческих специальностей) - способ дидактической интерпретации организационно-управленческих (меж функциональных) связей, существующих на предприятии.
Разработку и реализацию междисциплинарного практикума как интегрированной формы обучения, основывающейся на меж дисциплинарных связях и отражающей особенности меж функциональных связей, существующих на предприятии.
Выявление системообразующей дисциплины междисциплинарного практикума, структура которой позволяет выстроить практические работы в соответствии с логикой создания и функционирования коммерческого предприятия.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о необходимости формирования у обучающихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности (курсив наш. - Н.К.).
Мы пришли к выводу, что вхождение выпускника в профессию - будет осуществляться более эффективно на основании меж дисциплинарных знаний и комплексных умений и навыков, сформированных в соответствии с меж функциональными связями, существующими на предприятии.
Как и большинство столичных мегаполисов Москва - это город сферы услуг: финансовых, телекоммуникационных, медицинских, образовательных, коммунальных, бытовых, торговых и т.д. Важнейшее значение в продвижении на рынке товаров и услуг имеют специалисты-менеджеры по продажам, персоналу и рекламе. Поэтому эта специальность является востребованной во всех отраслях. Это заставляет образовательные учреждения внимательно относиться к требованиям и рекомендациям потенциальных работодателей.
Среди претензий, которые работодатели предъявляют образовательным учреждениям СПО, часто звучат следующие: отсутствие у выпускников экономико-управленческих специальностей интегрированного видения своей профессии, представления о связях, существующих внутри фирмы, незнание логики развития предприятия. Зная свои функции в рамках определенной специальности, умея выполнять конкретные операции, молодой специалист долго адаптируется на рабочем месте, поскольку незнаком с целями предприятия, подразделения, конкретного рабочего места, с системой меж функциональных связей, существующих на предприятии.
С точки зрения П.Н.Новикова, в НПО и СПО разделение трудовых функций базируется на технологических процессах. В ВПО основным полем деятельности является оперирование и переработка информации. При этом отслеживается ориентация на следующее разделение труда:
- предметное (НПО);
- функциональное (СПО);
- проблемное (ВПО) [курсив наш. - Н.К.
П.Н. Новиков и В.М.Зуев отмечают, что «целью труда являются не операции, а технологический цикл, технологическая цепочка, как единое целое, требующее от человека понимания общего конечного результата, и, что принципиально, заданного в виде программы (образа). Образ цели и только он делает человека труда субъектом осмысленных, творчески выполняемых действий, субъектом контроля и наладки (переналадки) технологии материального и духовного производства. Но это требует еще одного - расширения поля зрения и профессиональных функций» (курсив наш.- Н.К.).
Профессиональные функции для конкретной специальности отражаются в должностных инструкциях. «Должностная инструкция - это организационно - правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер, и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта».
Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих, утвержденные Министерством труда и социального развития РФ.
Главным нормативно-правовым документом, содержащим квалификационные характеристики, является постановление Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». В этом справочнике содержатся все характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики.
В редакции постановления Минтруда России от 21 января 2000 года № 7 квалификационный справочник был дополнен новыми специальностями, в т. ч. «менеджер», «специалист по маркетингу», «аудитор» и т.д.
Квалификационные характеристики по каждой специальности состоят из трех разделов:
- «Должностные обязанности». В этом разделе приводятся основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
- «Должен знать». В этом разделе приводятся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов; методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
- «Требования к квалификации» В данном разделе определяются: уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей; требования к стажу работы.
Указанные разделы служат основой для разработки должностных инструкций служащих.
Анализ практических пособий по разработке должностных инструкций и должностных инструкций для менеджеров ряда конкретных коммерческих организаций показал, что положения о взаимодействии менеджера со структурными подразделениями организации обобщается в отдельный раздел «Взаимоотношения». При этом примерная должностная инструкция менеджера по продажам имеет следующую структуру:
- Общие положения.
- Менеджер должен знать.
- Должностные обязанности (функции).
- Взаимоотношения. Связи по должности.
- Отчетность.
- Права менеджера.
- Ответственность менеджера.
- Ожидаемые результаты.
-Критерии оценки.
Для экономико-управленческих специальностей, как показали результаты теоретического исследования характерны следующие функции:
- прогнозирование; планирование;
- организационно-распорядительные функции; функции, связанные с финансированием и кредитованием; снабженческо-сбытовые функции; учет и отчетность;
Функциональная неграмотность выпускников СПО, будущих специалистов является серьезным препятствием для их успешной профессиональной адаптации. «По мнению многих экспертов, в частности экспертов ЮНЕСКО, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации. Она оборачивается большими потерями для общества. Под функциональной неграмотностью понимают неумение гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные, жизненные обязанности».
По мнению специалистов в области управления организацией, между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми.
Структура управления создает механизмы координации, взаимодействия, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Она обладает всеми признаками системы - в ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные курсив наш.- Н.К.).
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления: прогнозирования, планирования, организация продаж, учет и отчетность и т.д. При этом под функцией мы понимаем вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разнородностью, определенностью, сложностью и гибкостью.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно - права и ответственность за их выполнение.
В соответствии с этим построение организационной структуры управления требует:
- группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам;
- формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей;
- установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач;
- установления каналов коммуникации и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали.
Анализ организационно-управленческих связей существующих на коммерческом предприятии, позволил нам выделить их следующие уровни:
- Функциональные связи отражают процесс обмена информацией и принятия решений внутри подразделения. Например, менеджер по продажам - менеджер по закупкам.
- Межфункциональные связи отражают процесс обмена информацией и принятия решений между подразделениями. Например, отдел маркетинга - отдел продаж.
- Межфункциональные связи, имеющие место на уровне организации стратегического планирования в рамках соответствующих разделов бизнес- плана.
При этом были выявлены документы, которые официально, на уровне локальных актов, фиксируют наличие меж функциональных связей: положения об отделах и подразделениях, а также должностные инструкции.
Таким образом, в нашем понимании, межфункциональные связи - это форма интеграции управленческих функций, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей предприятия.
Используя предложенный П.Н.Новиковым деятельностно-дидактический переход от содержания трудовой деятельности к содержанию профессионального образования, мы подошли к первому (формальному) этапу дидактической интерпретации понятия «межункциональные связи».
Под интерпретацией понимается - истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значение чего-либо. Под дидактической интерпретацией организационно-управленческих связей, существующих на предприятии, мы понимаем истолкование этих связей с точки зрения дидактических (обучающих) целей, задач, методов и форм профессиональной обучения.
Работа по выявлению меж функциональных связей (МФС) была проведена нами не только с целью изучения особенностей процесса управления предприятием (организацией). Выявленные связи лежат в основе профессиональной деятельности менеджеров и практически всех специалистов экономико-управленческого профиля. Это позволило нам двигаться дальше и приступить к следующему (содержательному) этапу дидактической интерпретации МФС. Нами было зафиксировано содержательное соответствие меж функциональных связей, существующих на предприятии и междисциплинарных связей, характерных для специальности «Менеджмент (по отраслям)».
Функциональные связи осуществляются по линии движения информации и управленческих решений в рамках конкретного подразделения, следовательно, меж функциональные осуществляются по линии движения информации и управленческих решений между подразделениями.
При этом следует учитывать, что управленческие решения базируются на информации. Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, достоверность, точность, адресность, доступность для восприятия. Фиксируется управленческая информация с помощью документов. Процесс создания и оформления документов называется документированием.
В основе большинства практических работ по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов в рамках специальности «Менеджмент (по отраслям)» (как и всех экономико-управленческих специальностей) лежит работа над документами (информационными, управленческими, отчетными, учетными, правовыми). Однако в большинстве случаев эти практические работы систематизируются только в пределах внутри предметных связей.
На наш взгляд, для формирования у выпускников интегрированного видения своей будущей профессии и освоения смежных областей деятельности, целесообразно разработать систему практических работ, которые, с одной стороны, отражают меж предметные связи внутри специальности, а с другой - учитывают логику как функциональных, так и меж функциональных связей, существующих на предприятии.
Документы выступают в качестве обязательного элемента управленческой деятельности, являясь одновременно и средством труда, и его результатом. Такое место документы занимают благодаря своей полифункциональности, т.е. наличию множества функций, которые условно можно разделить следующие блоки: 1) информационные функции (собственно информационная, социальная, коммуникативная); 2) функции, обеспечивающие процесс управления (управленческая, правовая, учетная).
В контексте нашего исследования нас интересовала информационная, управленческая, правовая и учетная функции документов.
Информационная функция обусловлена тем, что в документе происходит материализация информации и она присуща всем без исключения документам, независимо от способа их изготовления и носителя информации, т.к. необходимость фиксировать информацию - причина появления любого документа.
В управленческой функции документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют все документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации, для обеспечения процесса принятия решений. Документы, обладающие управленческой функцией, являются основным источником информации, играют большую роль в информационном обеспечении управления. С их помощью производится сбор первичных данных, информации о фактическом положении дел. Затем эти данные подвергаются систематизации и обобщению, что реализуется в различных сводках, справках, отчетах. Результатом являются документы, содержащие анализ и оценку положения дел, варианты возможных решений.
В правовой функции документ выступает как регулятор различных сторон деятельности организации. Правовая функция документа выражается в фиксации, закреплении и применении правовых норм и правоотношений.
Учетная функция документа характеризует, прежде всего, количественную сторону содержащейся в нем информации. С помощью учетной информации, представленной в формализованном выражении, систематизируются и отражаются все явления хозяйственной деятельности предприятия. Документы, обладающие учетной функцией, как правило, имеют унифицированные формы, утвержденные государственными органами, в которых заранее разработана определенная структура представления информации.
Функциональные особенности документов были учтены нами при разработке содержания междисциплинарного практикума и его учебно-методического обеспечения.
Рассмотрев выше характер функциональных связей в рамках отдельных управленческих функций (на уровне конкретного подразделения), и первый уровень проявления меж функциональных связей (МФС) - в виде организации оперативного документооборота между подразделениями, мы приступили к характеристике следующего уровня, на котором проявляются МФС.
Это более высокий уровень - уровень организации стратегического планирования в виде разработки соответствующих разделов бизнес-плана, которые выполняются специалистами основных подразделений предприятия. Видение этого уровня МФС помогло нам систематизировать комплексы практических работ, отражающих внутри предметные и меж предметные связи в интегрированную форму обучения в виде междисциплинарного практикума «Учебная фирма».
- Бизнес-план представляет собой стратегический, системообразующий, четко структурированный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.
- План производства.
- Организационный план.
- Правовое обеспечение деятельности фирмы.
- Оценка риска и страхование.
- Финансовый план.
- Стратегия финансирования.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Рассматриваемый документ помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
- Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
- Сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения.
- Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации.
- Оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей.
- Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.
- Оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.
- Предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес- плана.
В том случае, если при организации междисциплинарного практикума «Учебная фирма» у студентов будет создана мотивация на достижение выше указанных целей их собственной учебной фирмы и решение соответствующих задач, то это позволит им получить интегрированное представление как о будущей профессиональной деятельности, так и о ее смежных областях. В конечном итоге такой подход, по нашему мнению, должен привести к успешной профессиональной адаптации выпускников на всех ее этапах, что будет проверено нами в рамках экспериментальной работы.
АВТОР: Крель Н.А.