Учебные материалы по литературе


«Базаровщина» и «хлестаковщина» как бесовские черты характера Петра Верховенского

«Двойное сознание» героя и эволюция пространственных форм в повестях «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Смех и горе», «Загон»

«Европейская» сказка-аллегория начала 1940-х годов

«За далью - даль» и «По праву памяти»: от сатирико-драматического начала к сатирико-трагической инвективе в творчестве А.Т. Твардовского

«Кромешный мир» войны и смеховая культура «Василия Теркина» в творчестве А.Т. Твардовского

«Кромешный мир» режима и смеховая культура «Теркина на том свете» в творчестве А.Т. Твардовского

«Обратная» повествовательная перспектива в повестях Н С. Лескова как средство онтологизации «жанрового стиля»

«Положительно прекрасный» Иван Шатов как альтернатива прогрессирующей безнравственности в романе Достоевского «Бесы»

«Чужое» «слово» в повести Н.С. Лескова как средство онтологизации субъектного сознания

«…И давно мои уста не целуют, а пророчат» (страницы истории в лирике А. Ахматовой)

Автобиографическое начало в позднем творчестве Э. Хемингуэя

Автожитийные тенденции в «Педагогической поэме» А.Макаренко

Авторская концепция адресата в цикле В.Ф. Ходасевича «Путем зерна»

Авторское и «чужое» слово в произведениях Э. Хемингуэя 40-50-х годов. Роль диалогов и монологов в структуре образа героя

Анадиплосис как поэтическая фигура в идеостиле русских поэтов

Англо-американизмы в русской лексике

Антидеспотическая сказка Е.Шварца «Дракон»

Античная литература (тексты лекций)

Баллада «Авдотья-рязаночка», ее жанровые особенности

Внутрижанровая полифония и подтекст в сказке Т.Габбе «Город Мастеров»

Возникновение жанра постмодернизма. Предпосылки и влияния

Вопрос о догреческом бытовании мифо-эпической традиции об Атланте и Атлантиде

Восприятие истории в постмодерную эпоху. Новый историзм

Время «кризиса» и время бытия: жанровые основы синхронизации время-пространственных планов в повестях Н.С. Лескова

Время в художественном мире Томаса Манна (статья)

Выражение тотального несогласия с миром, развивающего проблему свободы: «все не так» в песнях B.C. Высоцкого

Высшая степень несвободы - состояние затравленного зверя в песнях об охоте в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Генеалогия Атланта: принадлежность к доолимпийской династии богов

Гений русской литературы - Л.Н. Толстой

Гора Атлант в системе мифо-эпических представлений об Атланте и Атлантиде

Детская литература (тексты лекций)

Диалектизмы в художественной речи - на материале романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» (статья)

Драма литературная и драма сценическая

Драматическое искусство

Европейские истоки Ирландского Литературного Театра

Жанровая специфика пьес Л. Петрушевской и драматургии «новой волны» (статья)

Жанровые изменения русской народной баллады XVII - XIX вв. Типы циклизаций жанра русской народной баллады

Жанровые традиции послания в сонете как способ создания образа современника

Жанровый эксперимент в ранней прозе С.Беккета - роман «Больше замахов, чем ударов» (автореферат)

Загадки прошлого - нестабильность - поиск/побег. Детективная линия исторического романа

Заимствования в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова (статья)

Зарождение социально-психологической прозы К.Хайна (новелла «Чужой друг»)

Идея личности в композиционно-образной структуре сонета XVIII-XIX веков

Идея нравственного движения героя и эволюция пространственных форм в повестях «Островитяне», «Запечатленный ангел», «Детские годы», «На краю света, «Юдоль»

Изменения жанровой структуры русской народной баллады в XVI веке

Изначальная пространственно-психологическая модель тюрьма/несвобода в песнях тюремно-лагерной тематики B.C. Высоцкого

Изображение «нового советского человека» в творчестве Н. Эрдмана

Импрессионистические приемы в творчестве Э. Хемингуэя позднего периода. Роль детали

Ирландский Литературный Театр как самостоятельное явление

Ирландское Литературное Возрождение. Генезис и семантика

Испытание философских идей в пьесе Н. Эрдмана

Истоки и современное состояние постмодернизма

Историзмы и их роль в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Историко-поэтическая стилизация как предмет лингвостилистического исследования романов И. Новикова «Пушкин в изгнании» и В. Гроссмана «Арион»

Историософская аллегория в романе-сказке Ю.Олеши «Три толстяка»

Историческая русская песня и народная балладная поэзия

Исторические и мировоззренческие основания романа Достоевского «Бесы»

Исторические предпосылки становления жанра русской народной баллады

Исторический роман на фоне изменений в исторической науке и литературном процессе в конце XIX - начале XX вв.

Исторический роман постмодернизма после В. Скотта

История и сущность метафизической поэзии и влияние Джона Донна на ее развитие

История летописания XIII-XVII веков (курсовая)

История литературной драмы

История развития корейской литературы (учебное пособие)

К.Хайн как писатель-хроникер современной эпохи

Карнавальная основа сюжета пьесы Н. Эрдмана «Мандат»

Карнавальная типология персонажей в творчестве Н. Эрдмана

Карнавальное изображение новой советской эпохи в творчестве Н. Эрдмана

Карнавальный гротеск в осмыслении темы смерти в творчестве Н. Эрдмана

Карнавальный характер эпохи 1920-х годов в России

Категория свободы в идеологии Просвещения в культурно-историческом контексте России последней трети XVIII - начала XIX века

Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов

Кириллов и его «мука о Боге» в романе Достоевского «Бесы»

Ключевые слова и их концептуальная роль в сознании индивида и текста

Комические жанры в лирике М.Ю. Лермонтова (автореферат)

Коммунистическая агиография как метажанр литературы 1920 - начала 1940-х годов

Конкретно-исторический план романа Э. Хемингуэя «Острова в океане»

Конфликт в романе Э. Хемингуэя «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой»

Конфликтность как принцип реализации проблемно-тематического потенциала текста в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Концепция личности конца XIX - начала XX века и ее выражение в жанрово-строфической форме сонета

Кржижановский С.Д. «Салыр-Гюль. Узбекистанские импрессии» (статья)

Критика постмодернистских установок

Культурологические истоки идеи движения в творчестве А.С. Грина

Лев Толстой детям о природе (статья)

Лексика и фразеология произведений Пушкина как средство завуалированной историко-поэтической стилизации в романе И. Новикова «Пушкин в изгнании»

Лиризация русской народной баллады

Литература и историческая реальность в Восточной Германии: эволюция эстетики и проблематики. Кристоф Хайн в контексте литературы ГДР и ФРГ

Литература о В.И.Ленине 1920 - начала 1930-х годов: возрождение житийного канона

Литературные традиции в творчестве К. Хайна

Литературный процесс в Восточной Германии после воссоединения страны

Манипуляции понятием свободы в политике и литературной деятельности Екатерины II

Между двумя мифами: вектора комического в «Стране Муравии» в творчестве А.Т. Твардовского

Место Кристофа Хайна в немецкой литературе последней четверти ХХ века

Метажанр «европейской» сказки-аллегории в литературе 1920 - начала 1940-х годов

Микрополе «Растения» в семантическом поле природы поэзии Б.Пастернака

Мифо-эпические функции Атланта

Мифопоэтическое пространство личности в сонетах русских модернистов

Мотив алых парусов в творчестве А.С. Грина

Мотив Бегущей по волнам в творчестве А.С. Грина

Мотив географической удаленности Атланта и Атлантиды как указание на древность предания

Мотив золотой цепи в творчестве А.С. Грина

Мотив побега как попытка преодоления ограниченного пространства тюрьмы в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Мотив серого автомобиля в творчестве А.С. Грина

Незавуалированное художественно-стилистическое использование поэтических текстов Пушкина в романе И. Новикова «Пушкин в изгнании» и В. Гроссмана «Арион»

Необходимые параметры анализа карнавализованных произведений 1920-х годов в трудах М. Бахтина

Неоклассический сюжет освобождения в цикле В.Ф. Ходасевича «Тяжёлая лира»

Николай Ставрогин как философско-этический центр романа-трагедии Достоевского «Бесы»

Образно-символическая семантика линии как основной преграды в творчестве поэта В.С. Высоцкого

Обретение полноты и всеединства в сюжете цикла В.Ф. Ходасевича «Путем зерна»

Онтологизация образа человека и действительности в повестях Н.С. Лескова как определяющий фактор специфики жанровой структуры

Особенности решения Достоевским трагической проблемы своеволия

Особенности функционирования мотивов пути и дома в творчестве А.С. Грина

Острое ощущение несвободы после физической смерти в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Отчужденный стиль в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х гг.

Оценка лирики В.Ф. Ходасевича в литературно - критическом контексте первой трети XX века

Пастернак в творческом восприятии А.Галича на примере песни «Памяти Б.Л.Пастернака»

Переработки новеллистического эпоса русской народной баллады

Писатель-хроникер - Мартин Вальзер (статья)

Платоновский миф об Атлантиде и античная традиция об Атланте

Полемика о самоубийстве в топосе русской культуры

Поливариантность конфликта человек/машина в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Политические аллюзии и философия свободы в русской трагедии

Потомки Атланта и их связь с древнейшей атлантической традицией

Поэма В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин» - канонический текст ленинской агиографии

Поэма-сказка М.Цветаевой «Крысолов»: контексты иносказательности

Поэтика заглавия жанрово-строфической формы сонета эпохи модернизма

Поэтика одноактной драматургии Л.С. Петрушевской (автореферат)

Праздник утопии. «Сельская хроника» и «городской цикл» А. Твардовского 1930-х годов

Предпосылки возникновения замысла романа Достоевского «Бесы»

Признаки эпического синкретизма в предании об Атлантиде

Проблема героя в романе Э. Хемингуэя «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой»

Проблема исторических уроков реальности ГДР в романе К. Хайна «Смерть Хорна»

Проблема хронотопа в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х годов

Проблемы литературоведения: теория литературы (монография)

Пространственно-временная парадигма личности сонета эпохи романтизма и второй половины XIX века

Противостояние пути и дома в творчестве А.С. Грина

Противостояние христианской истины и бесовства нигилизма в миропонимании Достоевского

Путь к дому в творчестве А.С. Грина

Путь формирования сюжетно-нравственной роли Ставрогина в творчестве Достоевского

Путь, лишенный дома в творчестве АС. Грина

Развитие жанра русской народной баллады в XIV - XVII вв. Старшие баллады XIV - начала XVI вв.

Разная художественная интерпретация образной символики поэтических текстов Пушкина в романах И. Новикова и В. Гроссмана

Распространение категории свободы на реалии животного мира в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Реализация структурно-содержательных компонентов портретной зарисовки в художественной системе сонета

Реальность/вымысел, История/истории постмодернизма

Рецепция теории карнавала Бахтина в трудах русских учёных

Рождение «житийного» портрета: очерк «В.И.Ленин» М.Горького

Роль мифологических образов в художественной системе жанрово-строфической формы сонета

Роман «Парфюмер» как «программное» произведение постмодернизма

Роман Д.Р. Локка «Демагог» как образец сатирической биографии

Роман Достоевского «Бесы» в оценке литературной критики ХХ века

Роман Н. Островского «Как закалялась сталь» как коммунистическое автожитие

Русская народная баллада «Козарин»

Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг. (автореферат)

Сверхфразовые стихотворные единства как важнейшее средство незавуалированной историко-поэтической стилизации

Свобода и долг в художественном пространстве русской трагедии последней трети XVIII - начала XIX в.

Свобода и любовь в художественном пространстве русской трагедии последней трети XVIII - начала XIX в.

Свобода и честь в художественном пространстве русской трагедии последней трети XVIII - начала XIX в.

Свобода как альтернатива своеволию в романе Достоевского «Бесы»

Свобода нравственного выбора в теплохладности покаяния и ложного смирения Ставрогина в романе Достоевского «Бесы»

Своеобразие древнерусской литературы (текст лекций)

Святитель Тихон. Роль исключенной главы в романе Достоевского «Бесы»

Семантика самоубийства в русской трагедии

Синг и европейская литературная традиция

Синг и его связь с «новой драмой»

Синг и литературный театр

Словотворчество В.В. Маяковского (статья)

Снижение образа прошедшей эпохи и её атрибутов в творчестве Н.Эрдмана

Современный исторический роман

Социология и философия смеха в поздней лирике А.Т. Твардовского

Сочетание завуалированной и незавуалированной форм историко-поэтической стилизации в романе В. Гроссмана «Арион»

Сочетание открытой и завуалированной форм историко-поэтической стилизации в романе И. Новикова «Пушкин в изгнании»

Специфика стилистической маркированности слов в языке и художественной речи (по творчеству М.А.Булгакова)

Спор современников Достоевского о романе «Бесы»

Сравнение Хагена в первой и второй части «Песни о Нибелунгах»

Степан Трофимович Верховенский и его первый шаг к «исцелению» в романе Достоевского «Бесы»

Стилевое своеобразие поэтической картины мира В.Ф. Ходасевича

Стилистическое использование составного глагольного сказуемого в романе Б. Акунина «Пелагия и Чёрный Монах»

Судьба и свобода в художественном мире поэта В.С. Высоцкого

Сущность терминов свобода, воля, свобода воли в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Сюжетно-композиционное воплощение онтологической проблематики в повестях Н.С. Лескова

Сюжетно-пространственная и рецептивная структура романов-притч Р. Баха (автореферат)

Творчество Э. Хемингуэя 40-50-х гг. в общественном и культурном контексте американской действительности этого периода

Тема дружбы в лирике Александра Блока

Тема любви в романе Ч.Айтматова «Тавро Кассандры»

Теория литературы (курс лекций)

Теория романа (курс лекций)

Типология комического романа в литературе США ХIХ века (монография)

Транспозиция временных значений глагола как одна из языковых особенностей прозы М.Ю. Лермонтова

Трансформация «диалектики души» в прозе Дины Рубиной

Трансформация карнавального гротеска в творчестве Н. Эрдмана

Трехчастная структура Ж.Дюмезиля в предании об Атлантиде

Утверждение материально-телесной стихии в творчестве Н. Эрдмана

Утрата гармонии в сюжете цикла В.Ф. Ходасевича «Европейская ночь»

Философская традиция проблемы свободы в 1950 – 1970-е гг.

Формы языковой стилизации в художественно-историческом произведении

Функционирование тюремных мотивов в песне социально-бытового содержания в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Характеристика творчества А.С. Пушкина - "Пушкин- это наше все" (реферат)

Художественная сила женских характеров в романе Достоевского «Бесы»

Художественная условность в русском романе 1970-х-1980-х годов (автореферат)

Художественно-эстетические принципы Рабле в творчестве Бальзака

Художественный синтез в прозе К.Хайна на рубеже тысячелетий - рассказ «Нет морского пути в Индию» и романы

Царство Атланта как особый дуалистический ареальный мир

Цикл русских народных баллад о безвремянном молодце

Цикл русских народных баллад о девушках-полонянках

Цикл русских народных баллад о злой жене

Черты экзистенциального героя в творчестве Э. Хемингуэя 20-х гг.

Черты экзистенциальной проблематики в романе Э. Хемингуэя «Острова в океане»

Эвгемеристическая традиция об Атланте

Эволюция концепции адресата в цикле В.Ф. Ходасевича «Тяжелая лира»

Эволюция мировоззрения героя Э. Хемингуэя 30-х годов

Эволюция мотивно-тематического комплекса «полет» в поэтическом творчестве B.C. Высоцкого

Эволюция общественно-политических взглядов К.Хайна в контексте литературного процесса после воссоединения страны

Эволюция психологизма в прозе Н.М. Карамзина (автореферат)

Экзистенциальные черты романа Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев»

Эпитет в творчестве М.И. Цветаевой: семантический и структурный аспекты (диссертация)

Эпическая поэма Гелланика «Атлантиада»

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! (тема поэта в мировоззрении Марины Цветаевой)

Язык драматургии Синга

Языковые репрезентанты концепта «любовь» в сборнике рассказов «And all for love» (диплом)