03.09.2010 21312

Нарушения внимания у детей, страдающих аутизмом

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Ранний детский аутизм - особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Как отмечают исследователи /В.М. Башина, 1980, 1993; К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1987, 1988, 1990; М.М. Либлинг, 1990, 1997 и др./, самая главная особенность детей с аутизмом - это стремление избегать контакта с другими людьми. Ребенок ни на кого не смотрит, не общается с окружающими. У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг /1990/ в своем исследовании указывают, что при аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерным признаком является то, что обычно ребенок играет один, предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он может длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой, выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.

Н.Г. Манелис /2001/ указывает, что для детей с аутизмом характерны разнообразные нарушения психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, отсутствии содружественных движений, а с другой - в появлении однообразных, стереотипных движений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, взмахиваний кистями рук, подпрыгивании, вращения вокруг себя, бега на цыпочках и т.п. Особенно характерны вращающие движения кистями рук около наружных углов глаз. Такие движения появляются или усиливаются при волнении, при попытке взрослого вступить в контакт с ребенком. В.М. Башина также пишет, что у детей с аутизмом, «моторика угловатая, движения неритмичные, «закостенелые», или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню» /1993, с.154/.

Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд мимо или «сквозь» собеседника.

В.Е. Каган /1981/ отмечает, что многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей /К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1989/.

В.М. Башина указывает, что «голос у детей с РДА то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разное — от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь развивается с отставанием. В речи часты фразы-штампы, мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной» /1993, с.156/.

Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Таким образом, для детей с РДА характерна неравномерность созревания психической, речевой, моторной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности, когда одни факторы реального окружения становятся резко значимыми, другие почти индифферентными, третьи — вовсе несущественными для аутиста, при равной их значимости для нормального ребенка.

Среди психических нарушений все исследователи указывают на особенности развития внимания у детей, страдающих аутизмом. Так, например, В.М. Башина, Н.В. Симашкова проведя экспериментальное исследование, показали, что «у детей с РДА обнаруживался дефицит зрительного и слухового направленного внимания» /1993, с.164/. Авторы указывают, что внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно.

В.В. Лебединский /1985/ указывает, что внимание детей – аутистов почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.

В.Е. Каган /1981/ пишет, что произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих аутизмом, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

Е.М. Мастюкова /1992/ отмечает, что дефекты внимания детей с РДА обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.

Г.Т. Красильников в своем исследовании также пишет, что «внимание детей с РДА всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно мало устойчиво, дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание аутичного ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно сложно» /1996, с.108/.

К.С. Лебединская, О.С. Никольская указывают, что для детей - аутистов характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности /1988, с.13/.

Слабость произвольного внимания, по мнению Л.М. Шипицыной /2001/, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении аутиста обойти трудности, не пытаясь их преодолеть. Слабостью же произвольного внимания объясняется стремление ребенка с РДА к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.

Зарубежные исследователи К. Гилберт и Т. Питерс /2002/ отмечали адинамичность внимания аутичного ребенка в смысле привлечения его к нужным объектам, при этом имелось в виду сложность привлечения внимания именно к нужным объектам. Авторы указывают, что внимание детей, страдающих аутизмом, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредотачивается на них, как бы скользит по поверхности. Поэтому многие авторы, как было показано выше, отмечают, что внимание ребенка данной категории не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормальных детей.

В.М. Башина /1999/ экспериментально вывила, что дети с аутизмом существенно отстают от нормы в показателях объема внимания. Вместе с тем узость объема внимания отмечается многими исследователями. Так, Т. Грэндин и М.М. Скариано пишут о том, что «узость объема произвольного внимания аутиста проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он называл ранее» /1999, с.113/.

Е.М. Мастюкова /1992/ отмечает, что основной источник нарушения внимания – это колебание психической активности, являющаяся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой (даже у детей с нормальным психическим и эмоциональным развитием). Однако у многих детей-аутистов колебания тонуса психической активности возникает очень часто.

Как отмечает Е.М. Мастюкова /1992/, у некоторых детей с аутизмом, особенно осложненной умственной отсталостью, сложно бывает вызвать даже пассивное непроизвольное внимание: это удается сделать, применяя лишь сильные, действующие продолжительное время раздражители – яркий звучащий предмет, громкий звук. Иногда внимание ребенка может привлечь ненадолго самый незначительный раздражитель (стук, шорох, свет), однако сосредоточиться на чем-либо в течение более продолжительного времени он не в состоянии. У аутичных детей нарушения внимания выступают в самых разнообразных формах: «непроницаемости» или своего рода застывании, «повторяемости», когда дефект внимания проявляется в навязчивых повторных действиях, неспособности направлять и фиксировать свой взгляд вследствие либо непрерывной подвижности глаз, либо, наоборот, направленности взгляда в одну точку и трудности и замедленности его перемещения. Слабость внимания и его малый объем приводят к тому, что внешние сигналы не воспринимаются.

Н.Л. Белопольская /2000/ указывает, что при аутизме у ребенка очень часто отмечается невнимательность, которая проявляется в: – неумении сосредоточиться на деталях; – неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; – беспомощности в доведении задания до конца; – отрицательном, а чаще равнодушном, отношении к заданиям, требующим напряжения; – забывчивости (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); – потери предметов, необходимых для выполнения задания.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, практически во всех исследованиях, так или иначе связанных с проблемами нарушения психики при аутизме, можно найти указания на серьезные отклонении в функционировании внимания. В то же время данные об особенностях внимания аутичных детей позволяют более оптимистично прогнозировать результаты работы по коррекции и развитию внимания у данной категории детей.

Список литературы:

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240с.
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление», 1993. - С.154-160.
3. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление», 1993. - С.161-165.
4. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 2-е изд. – М.: Когито-Центр, 2000. – 351с.
5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. Деряевой О.В. – М.: Владос, 2002. – 144с.
6. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - 228с.
7. Детский аутизм: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений: 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. Л.М. Шипицына. – М.: Дидактика Плюс, 2001. – 365с.
8. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 206 с.
9. Красильников Г.Т. Аутизм и аутистический синдром // Журн. невропатологии и психиатрии, 1996, Т. 96, вып. 2. - С.105-110.
10. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 1 // Дефектология. 1987. № 6. - С.10-16.
11. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология, 1988. №2. - С. 10-15.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 167с.
13. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с.
14. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы// Сб. науч.-практической конф. «Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний». – М., 2001. – С.18-21.
15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95с.
16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 341с.
17. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002. – 240с.