03.09.2010 15017

Мозговая организация письма

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Мозговую организацию психических функций изучает такая область науки как нейропсихология. Основополагающим в отечественной нейропсихологии является принцип системной мозговой организации психических функций. В соответствии с ним любая высшая психическая функция (в том числе и письмо), как сложная функциональная система, опирается на работу системы взаимно связанных мозговых зон. Согласно Л.С. Выготскому, «функция никогда не связана с деятельностью одного какого-либо центра, но всегда есть продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой зон мозга» [1960, с.352].

С другой стороны, В.Б. Швырков акцентирует внимание на том, что любой из «узловых механизмов функциональной системы имеет... вполне конкретное нейро-налыюс обеспечение» [1978, с. 41]. Иными словами, каждый структурный компонент психической функции локализуется в определенном участке мозга и входит в состав одного из трех блоков мозга. По мнению А.Р. Лурия [1969, 1973], в анатомическом и функциональном планах можно выделить а) I блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; б) II блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации; в) III блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль психической деятельности.

Такой компонент письма, как избирательная активация, входит в состав блока регуляции тонуса и бодрствования и обеспечивается работой стволовых и подкорковых образований мозга. Эти отделы создают оптимальный тонус коры, энергетическую базу, необходимую для целенаправленной деятельности. При дисфункции стволовых и подкорковых структур ухудшаются динамические характеристики деятельности: снижается ее скорость, возникают колебания работоспособности, быстрая истощаемость.

В состав блока приема, переработки и хранения информации входят следующие функциональные компоненты письма: переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной (зрительно-пространственной) информации. Анатомическую основу II блока составляют задние отделы коры головного мозга: височная, постцентральная, теменная и затылочная области. Эти области обладают выраженной иерархической организацией: над первичными, проекционными зонами коры, обеспечивающими прием информации определенной модальности, надстраиваются вторичные, гностические зоны, в которых происходит переработка получаемой информации. Третичные зоны данного блока представляют собой зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов и регулируют совместную деятельность анализаторных систем в переработке полимодальной информации.

Переработка слухоречевой информации осуществляется, главным образом, височной областью коры головного мозга. Прием слуховой информации обеспечивается первичной, проекционной слуховой зоной (поля 41, 42 по К. Бродману), переработка - вторичной зоной (поля 21, 22 по К. Бродману). Хорошо известно, что с работой именно гностических зон височной области связан процесс выделения смыслоразличительных признаков речевых звуков, т.е. фонематическое восприятие, и определение их последовательности, т.е. фонематический анализ, а также слухоречевая память. Клинические исследования больных с очаговой патологией ЦНС, показали, что поражение, так называемой, зоны Вернике (поле 22), вызывает при сохранном физическом слухе нарушение дифференциации фонем по оппозиционным признакам (глухости - звонкости, твердости - мягкости, огубленности -неогубленности и др.). Долгое время считалось, что в восприятии речи участвует только левое полушарие. К сегодняшнему дню накоплены убедительные данные относительно того, что переработка слухоречевой информации - результат совместной работы обоих полушарий, каждое из которых вносит в этот процесс специфический вклад. Левым полушарием выделяются смыслоразличительные признаки фонем, правым полушарием обеспечивается помехоустойчивость речевого слуха, анализируются просодические характеристики речи. Более того, наблюдения Э.Г. Симерницкой [1978] указывают на наличие функциональной асимметрии в восприятии согласных и гласных звуков: в распознавании согласных ведущая роль принадлежит левому полушарию, а в распознавании гласных - правому.

Акустико-артикуляционный механизм восприятия звуков речи и фонематического анализа и синтеза подтверждается данными о тесной связи вторичных отделов височной области с корковыми аппаратами кинестетического анализа. Переработка кинестетической информации обеспечивается теменной областью коры. Первичные проекционные зоны находятся в постцентральных отделах (поля 1, 2, 3), гностические отделы представляют собой поля 5, 7 и 40. Следствием поражения вторичных зон кинестетической коры являются расстройства афферентной основы двигательного акта: нарушается возможность отбора тонких дифференцированных движений участвующих, например, в письме. А.Р. Лурия [1969, 1973], Е.Н. Винарской [1971], Сумченко Г.М. [1974], М.К. Бурлаковой [1991, 1997] показано, что дисфункция нижних отделов этой области левого полушария приводит к трудностям нахождения нужных положений органов речи, смешениям близких артикулем. Это отражается как на устной речи, так и на письме в виде замен звуков, близких по месту и способу артикуляции, и букв, их обозначающих.

Необходимая для письма переработка зрительной информации является функцией затылочных отделов полушарий мозга. Прием зрительных возбуждений производится первичной зоной коры (поле 17), анализ и синтез, хранение зрительной информации - вторичной гностической областью (поля 18, 19). Типичными симптомами поражения полей 18, 19 оказываются: нарушение зрительного гнозиса, сужение его объема, снижение зрительной памяти. Следует обратить внимание на неодинаковый характер расстройства зрительного восприятия при поражении левой и правой затылочной областей. О.Л. Красовская [1980], Л.И. Леушина с соавторами [1982], Э.Г. Симерницкая [1978], Я.Л. Меерсон [1986, 1997], Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина [2001] пишут о том, что при правополушарных дисфункциях имеются расстройства холистического, «сканирующего» способа, который предполагает объединение деталей в целостный образ, а при левополушарных - расстройства аналитического, «классификационного» способа восприятия, который предполагает тонкий анализ деталей. При этом в онтогенезе значение левого полушария для зрительного восприятия постепенно повышается.

Столь важный структурный компонент письма как переработка полимодальной информации обеспечивается третичными полями II функционального блока, которые находятся на границе височной, теменной, затылочной областей (зона ТПО - поля 39, 40, 37) и интегрируют деятельность слухового, кинестетического, зрительного анализаторов. Анализ литературных данных свидетельствует, что поражение зоны ТПО приводит к нарушению зрительно-моторных и слухо-моторных координации, пространственного и квазипространствениого анализа и синтеза. Такие авторы, как М. Газзанига [1974], Е.П. Кок [1967], О.А.Красовская [1980], Н.Г. Манелис [1999], Э.Г. Симерницкая [1985] Т.В. Ахутина [2001], связывают грубые нарушения переработки полимодальной информации, прежде всего, с дисфункцией височно-теменно-затылочпых отделов правого полушария. Действительно, зрительно-пространственные трудности выступают более отчетливо при правополушарной недостаточности. Возникают дизметрическис ошибки, проявляющиеся в несоблюдении соответствий углов, расстояний и пропорций воспринимаемого объекта. Характерны также структурно-топологические ошибки, которые выражаются в распаде общей пространственной схемы строения объектов, разрушении их целостных образов. При левополушарной недостаточности пространственные нарушения носят менее грубый характер - при сохранении целостного образа предмета имеется изменение или пропуск деталей.

Итак, изучение локализации функциональных компонентов письма, входящих в состав блока приема, переработки и хранения информации, позволяет сделать вывод о том, что они обеспечиваются совместной работой обоих полушарий головного мозга. По мнению Э.Г. Симерницкой [1985], Я.А. Меерсона [1986, 1997], представления о левом полушарии как о «речевом», а о правом как «неречевом» устарели. Каждая гемисфера реализует особую стратегию обработки информации. Для левого полушария характерно сукцессивное восприятие; категориальный, аналитический способ переработки информации, для правого - симультанное восприятие, целостный, синтетический способ переработки информации.

Такие структурные компоненты письма как серийная организация движений и программирование, регуляция и контроль акта письма относятся к III функциональному блоку, анатомической основой которого являются передние отделы мозга. Эти области также имеют иерархическую организацию. Важным отличием от второго блока является то, что процессы идут здесь в нисходящем направлении - от центра к периферии. Первичная зона представлена предцентралыюй извилиной (поле 4) и является «выходными воротами» двигательных импульсов. Вторичная зона -иремоторная область (поля 6, 8) участвует в подготовке двигательных программ, в соответствии с которыми импульсы направляются в первичную кору. Третичная зона этого блока - префронтальная область (поля 9, 10, 11, 46) - наиболее поздно формирующийся отдел мозга, который обеспечивает программирование и контроль сложных форм деятельности, общую регуляцию поведения.

Исследованиями А.Р. Лурия [1969, 1973], В.В. Лебединского [1982], Е.Д. Хомской [1987], А.В. Курганского [1996], Т.В. Ахутиной [2001] показано, что при поражении лобных областей появляются, с одной стороны, расстройства программирования серии движений, с другой стороны - расстройства программирования произвольной деятельности. Нарушения серийной (эфферентной, динамической) организации движений возникают при дисфункции прсмоторных зон выражаются в трудностях реализации программы движений: нарушении плавного перехода от одного движения к другому, персеверациях или антиципациях элементов двигательной программы, упрощении программы движений вследствие пропусков ее элементов. Расстройства программирования произвольной деятельности носят более общий характер. Они возникают при поражении префронтальных областей и проявляются в трудностях составления и удержания оптимальной программы действий, нарушениях избирательности и контроля деятельности. Многие авторы обращают внимание на наличие асимметрии III функционального блока, а именно - особую роль в произвольной регуляции левой лобной доли.

Подводя итог описания мозговой организации письма, следует подчеркнуть, что письмо обеспечивается совместной работой мозга как целого, однако может быть нарушено при дисфункции практически любой области коры или подкорковых структур, в которых локализованы функциональные компоненты письма. Причем, по мнению А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и других авторов, очень важно то, что при нарушении любого из структурных компонентов, расстройства письма будут иметь особый характер.

Список литературы:

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петсрб. ун-та, 2001. - С. 195-213.
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М: МПСИ, 2001. - С. 7-20.
3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М.: Просвещение, 1991. - 190 с.
4. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997. - 280 с.
5. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. (Нейролингвистический анализ). - М: Медицина, 1971. - 216 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
7. Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг// Восприятие. Механизмы и модели. - М: Мир, 1974. - С. 47-57.
8. Кок Е.П. Зрительные агнозии. - М.: Медицина, 1967. - 223 с.
9. Красовская О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. Под ред. А.Н. Леонтьева и др. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 79-88.
10. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. 1996. № 2. - С. 58-65.
11. Лебединский В.В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга: [Сб. статей] / АН СССР, Ин-т психологии; [Под общ. ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия]. - М.: Наука, 1982. - С. 144-153.
12. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Асимметрия полушарий мозга с точки зрения идентификации зрительных образов // Сенсорные системы: Зрение. [Редкол.: Г.В. Гершуни (отв. ред.) и др.]. - Л.: Наука, 1982. - С. 76-92.
13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504 с.
14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. [Для фак. психологии гос. ун-тов]. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с.
15. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 1999. №1. - С. 8-25.
16. Меерсон Я.А. Нарушения зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушариой асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Наука, 1986. - С. 71-80.
17. Меерсон Я.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки информации // Методы нейропсихологической диагностики. - СПб: Стройлеспечать, 1997. - С. 194-202.
18. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - С. 40-51.
19. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 93 с.
20. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 190 с.
21. Сумченко Г.М. Сопоставление ошибок при повторении и записи согласных у больных с афазией // Расстройства слуха и речи. - М., 1974.
22. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М: Изд-во МГУ, 1987. - 288 с.
23. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Редкол.: Ломов Б.Ф., Швырков В.Б. и др. - М.: Наука, 1978. - С. 11-47.