24.08.2011 6716

Личностно-деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности (статья)

 

Огромный прогресс в исследовании отношений был достигнут в рамках «личностного подхода» в психологических исследованиях. Описывая сущность и развитие личностного подхода в отечественной психологии, К.К. Платонов отмечал глубинную связь этого подхода с психологией отношений: «Одним из наиболее глубоких корней личностного подхода являются объективно складывающиеся межличностные отношения людей. «...» Каждый человек, вступая во взаимоотношения с другими людьми, отражает этих людей не только в качестве объектов своих воздействий, но и в качестве субъектов их сознательных целенаправленных воздействий на него. Объективно это значит, что каждый из вступающих во взаимоотношения отражает другого человека как личность. Ведь личность - это и есть человек, как носитель сознания. Причем, отражая других людей как личностей, сам человек это может осознавать с различной степенью ясности».

Эмпирические исследования таких феноменов, как избирательность, активность (в теории В.П. Мясищева было доказано, что эти феномены характеризуют отношения человека), привели С.Л. Рубинштейна к необходимости сформулировать личностный принцип в психологии: «Мы исходим из того,- писал он,- что внешние причины (внешние воздействия) всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С этим пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает личность как целостная совокупность внутренних условий для понимания закономерностей психических процессов... - и, развивая свою мысль, подчеркивал: При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые презюмируются все внешние воздействия. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий... Внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта – через сложившийся у него строи мыслей и чувств».

Личностный подход в психологии, сформулированный Рубинштейном имел свою историю развития и основывался на отечественной медико-психологической теории и практике. Впервые в истории отечественной психологии о личностном подходе сказал психолог-клиницист- В.М. Бехтерев. Так, в 1907 г. в своей речи на Международном съезде врачей в Амстердаме он сформулировал тезис, по-новому прозвучавший в мировой психологии, увлеченной тогда психометрией отдельных функций. «Если мы будем подвергать несколько лиц определенным экспериментам,- сказал Бехтерев,- то окажется, что каждое лицо даст свои особые результаты, вытекающие из особенностей его личности. Иначе говоря, при совершенно одинаковых внешних условиях различные лица будут испытывать неодинаковые переживания, что с некоторым сожалением отмечается психологами, как обстоятельство, затрудняющее перенесение результатов, полученных при исследованиях одного лица, на другое».

Эта идея В.М. Бехтерева, идеи А.Ф. Лазурского об экзопсихике побудили Л.С. Выюгского к конкретным психологическим исследованиям, реализующим тезис об общественно-исторической природе личности и сознания. В результате он выдвинул теорию культурно-исторического развития, неотъемлемой частью которой является понимание «межфункциональных связей». Факты, полученные Л. С. Выготским и его учениками (1932 г.) при изучении речевого мышления, логической памяти, произвольного внимания, привели его к выводу, что «развитие высших психологических функций заключается не столько в процессе их внутрифункционального изменения, сколько в изменении тех межфункциональных связей и отношений, которые определяют место и значение каждой функции в системе личности в целом» (Выготский Л.С. Нарушения понятий при шизофрении. // «Избранные психологические исследования», стр. 493). Так психолог вплотную подошёл к пониманию индивида как целостной личности. В ею концепции категория отношений заняла место внутриличностного регулятора различных психических и психологических функций и свойств.

В наиболее общем ею значении личностный подход как принцип отечественной психологии заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, которыми является структура ее свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия.

Но личностный подход - это не только понимание человека в целом, но и его деятельности, любого отдельного психического явления. В соответствии с личностным подходом ни одно психическое явление, будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а, следовательно,- и сама эта деятельность, и ее элементы - действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета личностной их обусловленности. Отношения как бы «цементируют» личность, придавая ей целостность, уникальность и неповторимость.

А.Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» использует категорию «отношение», преимущественно в контексте «общественных отношений»: «При всём своём своеобразии деятельности человеческого индивида она представляет собой систему, включённую в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческой деятельности вообще не существует».

Однако необходимость описать некое образование, которое бы представляло во внутреннем мире субъекта его внешний, объективный опыт, приводит выдающеюся психолога к термину «личностный смысл». «Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний, интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением» - пишет А.Н. Леонтьев. Таким образом, несмотря на то, что учёный не ставит своей задачей рассмотрение места отношений в психике и деятельности конкретного индивида, объективная необходимость в подобных конструктах ощущается им довольно отчётливо.

В настоящее время психологическая мысль идёт по пути конкретизации свойств отношений. Учёными исследуются пути и средства их формирования в различных областях жизнедеятельности человека. Эти проблемы являются узловыми в дискуссиях, разворачивающихся на научных форумах и в публикациях.

В статье «Доверие как метаотношение» И.В. Антоненко добавляет в структуру отношения такой компонент, как ожидания субъект а. Подробно рассматривается структура отношения, в которую включаются субъект отношения, объект отношения и собственно отношение, возникающее между ними. Важной характеристикой субъекта является его психическое состояние, реализующееся в возникающем отношении в форме более-менее явных манифестаций или осмысленных действий. Эта манифестация может быть латентной, скрытой, если объект отношения находится вне поля сознания и проявленной, актуальной, если объект отношений наличествует объективно или субъективно. В психологическом исследовании акцент, по мнению автора, делается на психическом состоянии субъекта, в социологическом - на безличном отношении, а в социально-психологическом - на личном отношении (где отношения рассматриваются через призму личностного подхода).

Таким образом, автор выделяет два полюса в отношении: внутренний, характеризующийся субъективным психическим состоянием и внешний, характеризующийся проявленным отношением.

В отношении выделяется ряд стадий ею формирования. На первом этапе потребности, желания, ценности, представления и идеи индивида соотносятся с объектами социальной действительности, то есть, с отдельными людьми и социальными группами, или же с социальными институтами и обществом в целом. На втором этапе происходит взаимодействие с ними или с их конкретными представителями (в случае больших социальных групп, социальных институтов и так далее). На третьем этапе результаты взаимодействия индивид воспринимает и сравнивает с результатами соотнесения, то есть, первого этапа. В результате формируется отношение к этим объектам как соответствующим или нет имеющимся потребностям, желаниям, ценностям, представлениям, целям.

Некоторая статичность предложенной схемы формирования отношений компенсируется новизной подхода автора к структуре самого отношения, в которой выделяются в качестве внутренних, субъективных компонентов ожидания и психические состояния субъекта отношений. Если рассматривать отношения как субъект-субъектный процесс (как было показано ранее), то можно говорить о соотношении взаимных ожиданий и о взаимодействии психических состояний субъектов отношений.

Проблема отношения получила дальнейшее развитие в работах В.Л. Зобкова в контексте проблемы отношения человека к деятельности. Развивая теоретические взгляды отечественных психологов, он определяет отношение как «целостную характеристику личности и деятельности». Категория «отношение», характеризуя устойчивую связь субъекта деятельности с её объектом (предметом) цементирует эти категории воедино, образуя при этом феномен «жизнедеятельности». Далее учёный отмечает, что отношение «как относительно устойчивая субъект-объектная взаимосвязь, выражающаяся в единстве индивидуальной формы деятельности и доминирующих особенностей личности (мотивации, самооценки, системы личностных качеств), зарождающееся в деятельности, реализующее её и проявляющееся в ней на всех ее уровнях (собственно деятельностный уровень, уровень действий, операций) в форме эффективности и надежности». Данное определение, по мнению автора, содержит все необходимые катеториальные признаки, присущие отношению: целостность, устойчивость, взаимосвязь субъективного и объективного, единство деятельности и личности.

Отношение к деятельности представляет исходную единицу психологического анализа личности, которая формируется в процессе деятельности, составляющей условие и способ её развития. Отношение и деятельность - это две неразрывно связанные психологические категории, позволяющие рассматривать личность во всем её многообразии. Основные психологические понятия, касающиеся деятельности и выделенные Л.Н. Леонтьевым, следует также рассматривать с позиции психологии отношений.

Деятельностный подход, принятый в отечественной психологии позволил В.А. Зобкову раскрыть структуру отношения, содержательную сторону отношения личности к деятельности, выявить типологию личности, считать возможным осуществление индивидуализации при обучении и воспитании детей, подростков и юношества. В.А. Зобков согласовал теорию отношений с системно-структурной организацией деятельности, что дало ему возможность раскрыть «отношения» на всех трёх уровнях деятельности.

На собственно деятельностном уровне отношение выступает как мотив деятельности, раскрывающий субъект-объектную взаимосвязь. На уровне действия отношение трансформируется в самооценочный механизм регуляции действия и выражается как взаимосвязь субъекта с предметом действия, оказывающей существенное влияние на его результат. Па операциональном уровне отношение проявляется в форме результатов действия и выступает как взаимосвязь субъекта с условиями и способами реализации цели действия.

При деятельностном понимании категории «отношение» психология связывает субъекта с объективной действительностью, что делает личность доступной объективному изучению. Без всестороннего анализа субъект-объектной взаимосвязи не может быть правильного изучения личности. Это обстоятельство даёт учёному возможность рассматривать исследование отношений как метод изучения личности в целом.

Раскрывая вопрос о том, как должно строиться подобное изучение личности, отмечается, что деятельностный подход позволяет рассмотрен, психологию отношений личности в единстве индивидуальной и общественной истории её развития и не позволяет отойти от исторического подхода, вместе с тем позволяя отойти от историзма и от абсолютизации объективно-исторических закономерностей. Исследование отношений - это исследование конкретной личности во всём многообразии её проявлений. Важнейшей характеристикой отношений при этом является их адекватность содержанию общественно-полезной деятельности. Обращается внимание на то, что отношения как целостная характеристика личности формируется, в основном, в старшем подростковом возрасте. Таким образом, изучая объективные характеристики отношений к деятельности, можно выявить динамику развития личности и дать прогноз её дальнейшего развития.

Включаясь в разнообразные виды деятельности, личность изменяет саму себя через свои отношения к деятельности. Эти мысли привели психолога к идее личностной саморегуляции, осуществляемой через систему объективно-деятельностных и субъективных проявлений отношений. В.А. Зобков делает выводу о ведущем значении саморегуляции в личностном развитии и о том, что формирование мотивационных и операциональных предпосылок к саморегуляции отношений к деятельности является важнейшей задачей образования. Критериями сформированности отношения учащихся к учебной деятельности являются: самостоятельность, активность, избирательность, инициативность и др.

Концепция отношений, представленная в работах В.А. Зобкова, на мой взгляд, отличается целостностью, универсальностью, она представляет возможности исследования многих аспектов психической реальности. Эта концепция отношений представляет собой значительный шаг вперёд в развитии идей В.Н. Мясищева и А.Н. Леонтьева, который состоит в следующем:

1. В едином комплексе рассматриваются проблемы личности, деятельности, отношения. Таким образом, решается вопрос о соотношении феноменов личности, деятельности и отношений, ограничивавших ранее поле исследований многих авторов.

2. Каждое психологическое явление, рассматривается В.Л. Зобковым как отношение. Исходя из определения отношения, это явление также рассматривается как связь субъекта и объекта, в единстве двух полюсов: субъективного и объективного. Учёным утверждается необходимость учёта соотношения и субъективного и объективного полюсов в психологическом эксперименте. Так психологическое исследование преодолевает существовавший на протяжении веков разрыв между изучением «внешнею» и «внутреннего» в человеке.

3. В.А. Зобков рассматривает личность как носителя отношений. Поскольку отношение личностно, то проявление личности в любом виде деятельности становятся предсказуемыми. Это обстоятельство позволяет не только продиагностировать личность по итогам её деятельности, но и проводить коррекцию личностных свойств индивида через организацию его деятельности.

Богатейший теоретический потенциал концепции отношения к деятельности В.А. Зобкова, возможно, потребует своего развития в двух направлениях. С одной стороны, этот потенциал может быть развит и дифференцирован применительно к разным видам деятельности (в широком и узком понимании этой категории). Речь идёт как о традиционно исследующихся игровой, учебной и трудовой деятельности, так и видах деятельности, связанных с какой-либо профессией или же с творчеством. С другой стороны, возможно, потребуется подробное описание взаимодействия каждого из различных психических феноменов с отношением личности к деятельности. Таким образом, теория отношения к деятельности В.А. Зобкова сама по себе является перспективным заделом для будущих психологических следований.

В настоящее время учёный предпринимает шаги, развивая второе из названных направлений. В.А. Зобковым предложена модель исследования структуры отношений личности с помощью объективных качеств (характеристик) деятельности субъекта. Объективными качества личности являются потому, что их можно внешне наблюдать и диагностировать как самим субъектом, так и экспертами, оценивающими степень выраженности этих характеристик в конкретном виде деятельности.

Сразу же встаёт вопрос о структурной организации качеств личности, характеризующих отношение к деятельности. Выше уже была отмечена неразрывность категорий личности и деятельности. Следовательно, можно предположить, что выполняемые виды деятельности влияют на организацию соответствующих качеств личности.

Эта идея позволила В.А. Зобкову и его ученикам относить выявляемые объективные качества личности испытуемых к следующим компонентам:

1. морально-нравственному,

2. интеллектуально-волевому,

3. эмоционально-волевому,

4. коммуникативно-эмоциональному.

Возникает ряд вопросов об основаниях отнесения того или иного психологического качества к конкретной группе качеств личности. За ним следуют вопросы о независимости структуры качеств личности, характеризующих её отношение к деятельности от личностных и профессиональных особенностей испытуемого и так далее.

Вместе с тем, но моему мнению, такой подход более объективен в исследовании особенностей отношения человека к конкретному виду деятельности, чем традиционные психодиагностические формы (например, опросники, анкеты и т.д.).

В целом, можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. «Характеристикой личности является система её субъективно-избирательных, оценочных отношений к окружающему миру, которая проявляется в системе мотивов, самооценках, системе личностных качеств» (В.Л. Зобков).

2. Через психолого-акмеологические проявления отношения личности, возможна психическая регуляция той деятельности, в которую включён субъект.

 

Автор: Глазков В.В.