24.08.2011 11124

Зарубежный опыт дизайн-образования (статья)

 

Отличительной чертой систем профессионального образования и обучения в странах ЕС является их разнообразие и вариативность. Обусловлено это следующим.

По Маастрихтскому договору страны ЕС сохраняют суверенитет своих образовательных систем, которые имеют сильные национальные традиции и развиваются под воздействием таких факторов, как местные и отраслевые особенности и участие социальных партнеров.

В то же время, общее развитие Европейского Союза основано на совместном соглашении о праве граждан на свободное передвижение капиталов, людей, идей, знаний и товаров. Этот же принцип относится и к области образования, порождая практические перемены в данной области.

Стоит отметить важную черту - возможность обучения в течение всей жизни. Это стало особенно актуально в настоящий время, когда в большинстве стран ЕС наблюдается демографическое старение населения и повышается потребности людей в знаниях в любом возрасте.

Стоит отметить, что при этом наблюдается отток рабочей силы в более наукоемкие или более престижные отрасли и отсутствие значительных успехов в комплексном решение возникающих при этом вопросов как со стороны робототехники, так и в социальной сфере. В этих условиях особое значение приобретает в настоящее время начальное профессиональное образование и обучение, поскольку именно оно закладывает фундамент, на котором человек сможет строить последующую профессиональную карьеру и продолжать обучение с одной стороны, и, с другой, обеспечить рабочей силой предприятия.

Рассматривая решения перечисленных выше аспектов, в области дизайн-образования стоит выделить наиболее их успешное решения, которые также наглядно показывают динамику глобализации дизайна.

В 1990 году Университет искусства и дизайна в Хельсинки и Королевский колледж искусств в Лондоне объединили шесть ведущих культурных и дизайнерских организаций и создали CUMULUS - систему дизайнерского образования, которая отражает стремление к накоплению знаний и способностей, необходимых для решения новых проблем и исследований новых рубежей искусства и дизайна. Данная система настроена на достижение высокого качества и инноваций, созданных культурным разнообразием европейских народов. В настоящее время CUMULUS насчитывает свыше 40 членов, представляющих страны Европейского Союза. Проводится обмен студентами, преподавателями, идеями, в том числе будущего развития дизайнерского образования и дизайнерской профессии.

Для решения новых задач, в свете развития человеческих ресурсов, в ЕЭС создана система общего образования - от начальных школ до беспрерывного обучения - SOCRATES. Высшее образование в ней представлено системой ERASMUS. Данная система дифференцирует выбор курсов, давая студентам возможность следовать разными путями к получению специальности.

Германия. Эта страна относится к числу лидирующих стран в области дизайна. В Германии существуют свои дизайнерские традиции, развиты предпринимательская культура, система содействия развитию и обучению дизайна. «Союз немецких дизайнеров» был создан в 1959 году при поддержке Министерства экономики ФРГ. В конце 60-х годов в связи с усилением влияния государства произошли значительные изменения организационной структуры дизайнерской деятельности в общенациональном масштабе. Наряду с уже существовавшими «Центрами формы» в 1969 году был организован Международный информационный центр ИКСИД, главной задачей которого стало накопление международной информации по актуальным проблемам современного дизайна. Был создан целый ряд государственных институтов, предоставляющих дизайну необходимую информацию, в том числе Институт рынка и рекламы, Институт домашнего хозяйства, Институт контроля качества товаров, Институт психологии цвета и т.д. В 1970 году были созданы научные институты по проектированию среды во Франкфурте-на-Майне и в Дармштадте. Их задача - исследования в области планирования окружающей среды, а также создание новых ее моделей. Сегодня финансовая поддержка немецкого дизайна со стороны государства значительно слабее, чем в других странах. Наиболее распространенной формой организации дизайнерской деятельности являются крупные дизайн-службы на промышленных предприятиях. Международный форум дизайна в Ганновере - один из старейших дизайнерских институтов Германии и один из ведущих центров дизайна международного значения. Всемирное признание он приобрел благодаря дизайнерскому конкурсу, который проводится ежегодно, начиная с 1954 года. Для многих промышленных фирм и дизайнеров разных стран мира эта премия является престижной наградой.

Характерной национальной особенностью, в том числе и в образовании, Германии является развитые связи с социальными партнерами - сотрудничество правительства на федеральном и земельном уровне с промышленностью, с одной стороны, и такими организациями социальных партнеров, как объединения работодателей и профсоюзы, с другой, обеспечивает баланс интересов и ответственности сторон. Социальные партнеры активно участвуют в разработке стандартов профессионального обучения, которые в Германии называются «положения об обучении». Социальные партнеры инициируют обновление существующих стандартов и разработку новых, которые в дальнейшем разрабатываются Министерствами образования земель.

Это позволяет обеспечить комплексное дизайн-образование и организацию разноплановых дизайнерских услуг, начиная на местном земельном уровне и заканчивая на федеральном, обеспечивая тесное взаимодействие между местными (земельными) компаниями, социальным заказом и крупными корпорациями.

Кроме того, вопросами исследований изменений в профессиях и умениях занимаются два института: Федеральный институт профессионального образования и обучения и Институт исследований по вопросам рынка труда и профессий при Федеральном институте занятости. Для усиления позиций на рынке образовательных услуг, в 1998 году, по инициативе Федерального министерства образования и науки была принята «Система раннего обнаружения тенденций в развитии умений». Стержнем ее является анализ потребностей рынка труда и соответствие ему учебных программ (напомним, в

Германии как ни в одной стране мира сильны местные земельные традиции в образовании, особенно сильно они сказываются в дизайн-образовании - земельный дизайнерский институт, существующий за счет тесной интеграции с экономикой приютившей его областью Германии оказывает сильное влияние на все стороны жизнедеятельности страны и ее населения).

Великобритания. Национальная стратегия развития английского дизайна существует с 1944 года, когда при правительстве был создан Совет по дизайну, деятельность которого субсидируется государством.

Регулярное образование как форма подготовки дизайнеров в Великобритании имеет сложившиеся традиции и ярко выраженную преемственность. Система образования в этой стране не только пользуется активной государственной поддержкой, но и направляется, регулируется централизованным образом. Количество принимаемых в дизайнерские ВУЗы примерно соответствует потребности в молодых специалистах этого профиля и ограничивается строго определенными цифрами. Система английского дизайнерского образования охватывает сегодня более тысячи курсов по различным аспектам и отраслям дизайна, которые ведутся в 188 учебных заведениях. Дизайн и дизайнерское образование в Великобритании отличаются приверженностью традициям, и за этим стоит богатый опыт в подготовке специалистов. Одним из старейших учебных заведений Великобритании является Королевский колледж искусств в Лондоне, основанный еще в 1837 году для подготовки студентов по специальности, которая именовалась тогда «искусством орнаментации». В нем издавна в тесной взаимосвязи преподавались живопись, графика, прикладное искусство и моделирование одежды. Специальный факультет по подготовке дизайнеров был открыт здесь в 1954 году, ежегодно он выпускает около 40 студентов для работы в промышленности и 3-х аспирантов для научно-исследовательской работы.

Следует отметить три принципа дизайнерского образования, которые отличают английский дизайн: во-первых, акцентируется, что студенты будут работать в различных отраслях промышленности и сами должны быть инженерами; во-вторых, их особая роль при создании образцов изделий будет состоять в заботе о внешнем виде, удобстве в обращении и легкости эксплуатации; в-третьих, от них ждут творческого отношения к своей работе, что предполагает наличие социальной ответственности за формирование окружающей среды.

На протяжении многих лет в Англии были выработаны принципы инженерно-дизайнерского обучения, опирающегося на тезис о врожденном у каждого человека чувстве формы и цвета. Обучение непрерывно и начинается с детского сада и проходит на протяжении все жизни человека. В Великобритании считают, что задача обучения детей основам дизайна - не просто овладение элементами проектирования, но высвобождение таящихся в ребенке способностей, которые в обычных условиях остаются невостребованными. Легко и естественно ребенок при этом усваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к природе и окружающей среде. Он учится ставить задачи и решать их. Как правило, при работе над проектами, у ребенка выявляется особая эстетика, которую можно обозначить как эстетику человечности.

Цели обучения дизайну на каждом из этапов четко определены, так, например, в английских школах - стремление научить детей вести исследование доступных им проблем, развивать их мышление и воображение, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, воплощать их в жизнь, представлять и защищать их. Учащиеся занимаются дизайном в комплексе с разнообразной клубной деятельностью - музыкой, танцем, театром, научными и техническими исследованиями, составлением компьютерных программ. Цель этих мероприятий - сделать дизайн неразрывной частью системы образования и развития национальной культуры, что приводит к формированию у будущих поколений «врожденного чувства дизайна». В Великобритании предусматриваются, в частности, специальное финансирование разработки учебных программ для дизайнерских вузов, дополнительное субсидирование мероприятий по выпуску обучающих средств по дизайну, совершенствованию производственной практики студентов-дизайнеров и т.д.

Правительство Великобритании учредило должность еще одного заместителя министра по торговле и промышленности - по вопросам дизайна. Принято решение о создании первого в мире международного дизайнерского комплекса. Успешно реализуется проект «Атлас дизайна», который финансировался совместно Советом по дизайну Великобритании, Шотландским советом по дизайну, Валлийской консультативной службой дизайна и Управлением по дизайну Северной Ирландии. Он был разработан в сотрудничестве с Центром научных исследований в области дизайна при Университете Брунеля. По замыслу разработчиков, проект «Атлас дизайна» обращен к малому и среднему бизнесу и должен дать ответы на следующие вопросы: с чего начать внедрение дизайна, как перевести такое абстрактное понятие, как «дизайн», в реальные деньги, как с помощью дизайна совершенствуются деловые качества, появляются концептуальные идеи, каким образом дизайн оказывает реальное воздействие на коммерческий успех фирмы и т.д. Уровень подготовки дизайнеров в Великобритании, его гуманистический характер составляет гордость английской духовной культуры. Стоит отметить постоянный поиск сбалансированной системы образования, в том числе и профессионального, которое бы отвечало реалиям уже сегодня завтрашнего дня. В частности, в 1993 году было принято решение о создании единой национальной системы колледжей, а затем о слиянии Министерства образования и Министерства занятости. Примером успешного реформирования стала система продолженного образования и развитие колледжей продолженного образования, которое составляет важнейшую часть системы послесреднего образования в Великобритании. Она состоит из трех основных элементов: продолженного обучения/образования, образования взрослых и высшего образования.

Основой оценки качества образования является кредитная система, несколько отличающаяся от принятой в США -акцент дан на эффективность самих учебных заведений, а не на количество оказанных студентам образовательных услуг.

Франция. Специфика развития дизайна во Франции состоит в том, что правительство выступает основным заказчиком на крупные дизайн-проекты. В июле 1980 года правительством Франции было принято постановление о долгосрочном развитии художественного конструирования промышленных изделий и подготовке дизайнерских кадров в стране. Особое внимание в постановлении уделялось необходимости использования методов дизайна для улучшения качества и внешнего вида продукции, ее потребительских свойств, снижения себестоимости изделий. С этой целью с 1980 года в состав Союза объединений по общественным закупкам была введена группа «Художественное конструирование изделий и система сбыта», в задачи которой входило исследование возможностей снижения себестоимости изделий широкого потребления средствами дизайна. При Министерстве промышленности и научного развития был организован Высший совет по промышленному дизайну, а также финансируемый государством Институт формирования предметной среды. Основная задача Совета - разработка и представление на рассмотрение государственных органов конкретных предложений, направленных на повышение художественно-конструкторского уровня изделий французской промышленности.

В соответствии с постановлением Французская ассоциация технических норм и стандартов проводит систематическое изучение соответствия существующих стандартов требованиям дизайна и эргономики. Подготовка профессиональных дизайнеров осуществляется в 8-ми государственных и частных учебных заведениях, в том числе в Высшей школе промышленного дизайна, Высшем национальном художественно-промышленном училище, Высшей национальной школе декоративного искусства, Высшей национальной школе прикладного искусства и художественных ремесел, на отделении дизайна Технологического университета в Компьене. Показательно, что в решении актуальных вопросов художественно-конструкторского образования участвуют государственные учреждения. Так, в состав административного совета Высшего национального художественно-промышленного училища включены представители семи министерств - культуры, промышленности, высшего и специального образования и др., обеспечивая высокий уровень подготовки и условия для проведения исследований в области создания концепций и реализации проектов изделий и дизайнерских разработок.

Большое внимание уделяется разработке программы обмена и взаимосвязи с различными фирмами и промышленными предприятиями, зарубежными учебными заведениями. В 1983 году было создано межведомственное Управление по содействию развитию дизайна и Высшая школа художественного конструирования в Париже. На Министерство иностранных дел возложено решение вопроса о включении дизайна в перечень приоритетных областей профессиональной подготовки, на которые выделяется специальный фонд для организации ежегодных стажировок студентов за рубежом.

Большое внимание уделяется дальнейшему развитию и совершенствованию пропаганды дизайна. Важная роль в этом предназначается Центру художественного конструирования, входящему в состав Национального центра культуры и искусства им. Ж. Помпиду. Основной целью подготовки специалистов является возможность для каждого студента обнаружить свой талант и развивать способности, определить индивидуальные методы организации и решения проблем, приобрести высокий уровень технических и теоретических знаний. При поступлении все студенты, независимо от их образования и практического опыта, распределяются по проектным группам, где они организуют свою работу, определяют программу деятельности над проектами, зачастую в контакте с промышленностью. Студенты также учатся исследовать - подбирать информацию, анализировать источники и полученные данные, устанавливать личные контакты, определять свой уровень знаний и оценивать уровень знаний других. Учебная программа построена на основе «модульных элементов» различной продолжительности и насыщенности. Она выполняется под контролем координатора программы при содействии экспертов с учетом разнообразных индивидуальных особенностей студентов. Каждый студент имеет индивидуальную программу. Общего ежегодного учебного плана не существует, студенты создают свои программы в соответствии с их индивидуальными задачами и потребностями, определенными при поступлении и впоследствии одобренными куратором. На государственном уровне введена система прогнозирования, в которой обучение, умения и квалификации и профессиональная мобильность рассматриваются во взаимосвязи, и проводимый анализ направлен на выявление механизмов, управляющих динамикой адаптации рабочих мест, квалификаций и умений. Большое распространение получили исследования потоков потенциальной рабочей силы, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда. Подобный подход привел к отказу от образовательного стандарта в пользу референциональной профессиональной рамки, которая описывает методологические и сертификационные аппараты образования в профессиональных ситуациях.

Стоит отметить, что для дизайн-образования референциальная рамка предпочтительнее, чем образовательный стандарт. Подтверждением этого являются дизайнерские разработки выпускников французских учебных заведений, традиционно креативных и художественных.

Скандинавские страны. В этих странах, и, прежде всего, в Швеции сильно развит корпоративный дизайн, в меньшей степени в Дании, в которой он больше склоняется к академизму и решению социальных вопросов. Цель дизайн-образования в этих странах подготовить корпоративных дизайнеров для работы в компаниях по трем основных направлениям - транспорт, бытовые изделия, компьютерные технологии.

Стоит отметить существующую в Дании уникальную для малых (по площади и населению) стран систему прогностического исследования. В числе прочего, она позволяет проводить социологический анализ квалификаций, определяющий социальный заказ учебным заведениям на специалистов.

Финляндия. Классическим примером отношения к дизайну как одному из «определяющих элементов национальной идентичности» является политика правительства Финляндии. Финляндия всегда прибегала к дизайну, архитектуре и искусству в критические моменты своей истории (20-30-е годы, послевоенный период), используя их как инструменты национальной политики, как конструктивного фактора повышения благосостояния страны и улучшения качества повседневной жизни населения. В 1993 году, когда правительством Финляндии определялся перечень основных стратегических направлений развития страны, демонстрирующих ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, в число этих направлений был включен дизайн. Разработана и реализуется государственная программа «Дизайн 2005», стратегия которой - вывести финский дизайн в мировые лидеры, а финскую экономику сделать конкурентоспособной. В стране создана вертикаль дизайна. Предусмотрено развитие всех видов образования в области дизайна: фундаментального университетского, практического политехнического и прикладного среднего. Одной из лучших в мире дизайнерских школ является Университет искусства и дизайна в Хельсинки, где обучаются 1600 студентов из 40 стран. Правительством предусмотрено создание вокруг Университета нового города - «Города искусства, дизайна и средств коммуникации», в котором будут проживать 15 тыс. жителей, располагаться административные здания 200 фирм, Музей дизайна и СМИ, два политехникума. Повышение квалификации дипломированных специалистов осуществляется в созданной при Университете в 1995 году Школе усовершенствования специалистов, которая, на сегодняшний день, подготовила более 100 кандидатов наук.

Италия. Развитие дизайнерского образования в Италии происходило под влиянием складывающихся в стране социально-экономических условий. На протяжении прошлого столетия оно сформировалось из разбросанных по стране художественных школ в довольно стройную систему учебных заведений и образовательных программ. Интерес к вопросам дизайнерского образования приходится в Италии на период послевоенной реконструкции в 40-50 годы XX столетия.

Проблема высшей дизайнерской школы рассматривалась с двух позиций. Во-первых, как одна из центральных проблем общей реформы архитектурно-художественного образования, направленной на преодоление академизма, сближение обучения с жизнью, превращение высшей школы в экспериментальный центр по разработке широких социокультурных программ переустройства общества. При этом предполагалось, что именно школа дизайна сможет стать образцом творческого ВУЗа нового типа. Во-вторых, как центр консолидации профессии, где происходит формирование целостного профессионального сознания и стержневых положений дизайнерской методологии. Наиболее эффективной формой организации дизайнерского образования может быть школа, действующая внутри производства, занимающаяся реальным, а значит, и оплачиваемым проектированием, то есть школа, в которой реализуется, а не имитируется дизайн-процесс.

Таким образом, существующие в Италии формы дизайнерского образования по своему характеру и структуре выпадают из академической схемы, базирующейся на накопленном опыте. В большинстве своем эти педагогические эксперименты ориентированы не столько на усвоение определенного комплекса навыков и знаний, сколько на формирование предрасположенности к познанию («познающему проектированию»).

Именно такая форма обучения предопределила те черты, которые составляют своеобразие итальянской линии в дизайне. Во-первых, это широкая гуманитарная ориентация, отсутствие корпоративного духа; во-вторых, чрезвычайно высокий творческий потенциал, дух тотального эксперимента, сопряженный с идеей полной свободы творчества, раскованности творческого сознания, не признающего ни норм, ни авторитетов; в-третьих - высокий, практически безупречный профессионализм и реализм дизайнерского проектирования, что вкупе придает лучшим образцам итальянского дизайна своеобразную классичность.

Результатом такой системы дизайнерского образования в Италии стало то, что итальянская школа дизайна приобрела свою самобытность и самостоятельность - итальянский дизайн поистине уникален по смелости реального проектирования. Она занимает исключительное место по степени внедрения концептуальных, авангардных проектов, внедрения как непосредственного - в промышленное производство, так и опосредованного - в мировую проектную культуру.

США. Единое профессиональное общество дизайнеров было основано в США в 1965 году. Оно содействует разработке профессиональных требований к дизайнеру, защите его интересов, повышению уровня дизайна, проведению конкурсов, налаживанию связей. Правительство США выделяет значительные средства для включения дизайна в национальные программы. Центром обучения дизайну в этой стране является Филадельфийский университет искусств. Здесь можно получить образование более чем по 100 специальностям в области дизайна, изобразительных искусств, художественных ремесел, музыки и по другим дисциплинам. Главным, центральным и наиболее развитым - инфокоммуникационный дизайн, рассматривающий все аспекты взаимодействия среда-машина-человек, с технологической точки зрения, т.е. эргономический, а не эргодизанерский, какой был в СССР и существует в странах ЕЭС, подход. С 1986 года в Нью-Йорке функционирует крупнейший в мире Международный Дизайн-центр.

Основу образовательной политики составляют национальные программы, кредитная система и на ее основе сертификация выпускников учебных заведений. Основанием сертификации является выдача кредитов студентам за освоение любого одного курса. В большинстве случаев студент не ограничен их в количестве и выборе. К ним добавляется блок обязательных дисциплин. Подобный подход обеспечивает высокие креативные способности, но не дает фундаментальных знаний.

Стоит отметить, что подобная система рассчитана под экономику США и не рассчитана без серьезных доработок быть внедрена в иной стране. Классический пример подобной практики Франция, в которой попытались ее внедрить согласно букве и духу Болонской декларации. В результате, в тех учебных заведениях, где она была введена, начался массовый отток студентов-дизайнеров. В РФ она была адаптирована под специфику российской экономики и стала больше напоминать английскую кредитную систему. Стоит заметить высокий показатель эффективности в экономических ВУЗах и полный ее провал в творческих (как во Франции). [79]

Канада. В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого столетия резко ухудшилось экономическое положение Канады. Канадская промышленность не выдерживала конкуренции на внутреннем и международном рынках. Возникла острая необходимость в использовании эффективных средств стимулирования национальной экономики, повышения качества и конкурентоспособности канадской продукции. В 1973 году федеральное правительство Канады приняло программу содействия развитию и внедрению методов дизайна в промышленность страны. В рамках программы предприятиям и фирмам оказывалась финансовая помощь, размер которой достигал 50% расходов, связанных с использованием дизайна при проектировании и эксплуатации изделий. Основанием для оказания помощи служила технологичность новых проектов и их коммерческая эффективность. В число сумм, предоставленных фирмам, входили расходы по оплате труда консультантов-дизайнеров. Помощь осуществлялась в виде одноразовой или многоразовой выплаты определенной суммы.

Подобный опыт эффективного экономического развития в дальнейшем был использован в Южной Корее, и, в настоящий момент, в Китае.

Ведущей дизайнерской организацией Канады является Канадский центр дизайна и инноваций.

Бразилия. В стране существует ряд правительственных программ развития дизайна, созданы общества, занимающиеся вопросами дизайна. В этой стране, одной из трех, в которых дизайн направлен на решения социальных задач, сложилось уникальное дизайн-образование. Лаборатория дизайна Бразилии (ЛБД) разработала программу краткосрочных дизайнерских курсов, рассчитанную на три года. Первый год посвящен «анализу и размышлепиям», второй - выработке стратегий и третий - практической деятельности. Главной задачей курсов является всесторонний анализ дизайнерской деятельности в отношении «уплаты социального долга». Каждый курс включает 40 часов лекций, которые читают специалисты конкретных областей знаний. Лабораторией организовано 15 курсов, занятия на которых ведут дизайнеры Бразилии, Мексики, Аргентины, Колумбии, США, Италии, Бельгии и Германии. На курсах изучается широкий круг дисциплин, таких как дизайн-менеджмент, семантика, инжиниринг для дизайнеров, дизайн текстиля и др. Лаборатория планирует опубликовать ряд книг и сборник статей на тему «Дизайн и культурное разнообразие».

Южная Корея. В начале 80-х годов в Южной Корее более чем в 60-ти университетах были созданы факультеты промышленного дизайна, имеющих явный уклон в сторону теоретического обучения. В настоящее время около 3000 студентов специализируется в этой области. В числе мероприятий Корейского института дизайна и упаковки, являющегося центральным учебным заведением, по ускорению темпов и повышению уровня развития в Южной Корее было создание Международной школы дизайна для дипломированных специалистов. Основной ее задачей является выпуск элитарных дизайнерских кадров, которые бы успешно решали проблемы дизайна в стране и превратили Южную Корею в одного из лидеров мирового дизайна. Школа дает студентам глубокую практическую подготовку, возможность проходить производственную практику, разрабатывать конкретные проекты и проводить проектные исследования. Содействие в создании школы было оказано министерствами образования, торговли, промышленности и энергетики, Комитетом по образования национального парламента страны.

Открытию школы предшествовал анализ специалистами Института учебных программ ведущих дизайнерских школ европейских стран (Италии, Франции и др.). В рамках обучения, студент может выбрать темы для одновременного изучения дизайна в трех областях: две - транспорт, промышленное оборудования, электротехника, электроника, мебель и одну - стекло, обувь, текстиль, спортивная обувь. Одновременно студентам предлагается 24 курса для изучения таких предметов, как инжиниринг, маркетинг, материалы, психология, статистика, эргономика, английский язык, компьютерная графика, математика, технология литья, фотография, печатное дело и др. Начиная с 1994 года, день 2 мая был объявлен Днем дизайна.

Япония. Япония по уровню развития дизайна в его современном понимании находится в числе ведущих стран мира, хотя в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия в Японии о дизайне фактически ничего не знали. Успехи в этой области в значительной мере обусловлены помощью государства. Следует отметить, что ни в одной из стран с развитой экономикой государство не уделяет такого внимания развитию дизайна, как в настоящее время в Японии. Министерством внешней торговли и промышленности была разработана государственная программа развития дизайна в Японии на 90-е годы. В ней предусматривалось создание системы государственных учреждений, через которые осуществляется государственная политика в области промышленного дизайна. В японском дизайне можно выделить три направления: соотношение традиций и современности; отношение к западному (евро-американскому) дизайну; отношение дизайнерского образования к современной культуре и промышленности. Традиции и высокие технологии, а также ориентация на экспорт, создают условия, в которых в каждом из серийных изделий японской промышленности виден не просто органичный для дизайна синтез техники и эстетики, но сочетание передовой техники и утонченного вкуса. Японский дизайнер должен иметь доскональные знания о производстве и, в то же время, иметь четкое представление о ситуации на рынке.

Поэтому в дизайнерских учебных заведениях делается упор на изучение промышленной технологии, маркетинга, как внутреннего, так и внешнего, а также международной экономики и международных финансов. Дизайнер обязан знать, как котируются его дизайнерские изделия на международном рынке, как зарабатывается им иностранная валюта, и т.д.

В настоящее время система дизайнерского образования в Японии внешне приобрела форму, схожую с такой же в других развитых странах. Система просвещения и образования в стране находится под сильным контролем со стороны государства. Это обстоятельство отражается на формировании программ дизайнерских заведений, например, в части интенсификации учебного процесса, ориентации на интересы промышленности. В Японии считают, что дизайнерский колледж или университет является местом для образования и исследований. Задача учащихся-дизайнеров - ориентироваться на нужды промышленности, на гуманитарные потребности общества, на культуру. В дизайнерских школах Японии стремятся творчески и в полной мере развивать индивидуальные качества студента, бережно относиться к мыслям и чувствам каждого студента.

Отсюда и некоторые организационные особенности: в дизайнерских учебных заведениях студенты объединяются в немногочисленные группы, что дает возможность преподавателям уделять больше внимания каждому из них. Японские педагоги дизайна воспитывают в учащихся стремление проникнуть в сущность, дух вещей. Но в дизайне сущность вещей, образные представления о них воплощаются в форме. И на работу с формой обращается самое пристальное внимание. Трактовка формы в японской школе дизайна отличается от таковой в классических европейских системах подготовки дизайнеров. В Японии считают, что дизайн - это среда передачи сообщений об идеях, закладываемых в каждый продукт при решении его формы. Для того чтобы выразить идею через форму, дизайнерам требуется целостное мировоззрение. В их работах выражаются представления о современном образе жизни.

Иными словами, произведения дизайна являются средоточием сущности не только собственно вещи, но и социально-культурной среды ее существования, а форма - каналом выражения этой сущности. И как следствие, характерная для дизайнерской школы Японии черта - отношение к работе с материалами, глубокое понимание возможностей природных материалов, овладение тонкостями технологии их обработки. Органическое усвоение основных категорий и специфической дальневосточной эстетики, национальных художественных традиций, воспитание художественного вкуса, чувства формы, умения понимать природу материала и, наряду с этим, общая гуманистическая ориентация специалиста - все это отражается в японской дизайнерской школе. Устойчивость педагогических установок и концепций этой школы на фоне социально-экономических противоречий современного японского общества - лучший показатель ее жизненности.

КНР. Последние 10 лет стали временем активного развития дизайнерской системы в Китае. Правительством принята программа по поддержке промышленного дизайна, которая включает в себя исследовательские проекты, развитие образования, взаимодействие с торговыми организациями, международные контакты, использование СМИ для продвижения дизайна.

 

Автор: Елочкин М.Е.