24.08.2011 2750

Некоторые модели образования и их пригодность для обучения дизайну (статья)

 

Модернизация образования, объективно обусловленная радикальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности людей, является основной характеристикой глобальных процессов, идущих в образовании. Рубеж между двумя столетиями отмечен активными поисками на глобальном и национальном уровнях новых идей, способных придать процессу модернизации образования ускоренный и эффективный характер, отвечающий требованиям меняющегося мира. Достижение высшего качества образования как основная цель модернизации является одной из наиболее актуальных, широко дискутируемых глобальных проблем образования. Не случайно на собрании Европейской унии (Нидерланды, г. Маастрихт, 1993г.) именно «качество образования» было обозначено как существенная задача любого образования, обращенного в XXI век. Российское образование развивается в русле общемировых тенденций. В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2010 года главной задачей российской образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Понятие «качество образования» весьма сложно, многоаспектно и не имеет однозначного раскрытия. Одна из широко принятых точек зрения - что качество свидетельствует о том, насколько хорошо организация удовлетворяет потребности клиентов, и насколько хорошо предлагаемые услуги соответствуют возможным группам клиентов. С этих позиций качество профессионального образования включает в себя способность, как всей системы образования, так и отдельного образовательного учреждения, удовлетворять требованиям общества, сферы труда, заинтересованных групп клиентов и студентов. С общегосударственной точки зрения важно обеспечение единого минимального уровня качества образования. Отсюда - для последнего десятилетия XX века характерна стандартизация образования, идущая в большинстве стран.

К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели профессионального дизайн-образования (следует отметить, что в ряде стран данные модели действуют параллельно):

– модель, основанная на результатах (содержит описание навыков, которые должны быть освоены, критерии оценки качества, выполнение экзаменационных требований является официальным доказательством достижения квалификационного стандарта; стандарт не регулирует процесс обучения);

– профессиональная модель (модель ориентирована на процесс с контролем результата, основной акцент делается на обучение профессии и освоение целостной профессиональной компетенции, позволяющей работать по целому ряду профессий; содержит указания относительно содержания, организации и продолжительности учебного процесса, требования к экзаменам и форме их проведения; в ряде стран содержит требования к преподавательскому составу и учебным заведениям; может содержать указания на вступительные требования; предусмотрены стандарты «ключевых профессий», каждая из которых относится к группе связанных с ней специализированных профессий и предполагает разные уровни освоения; стандарт содержит «ключевой учебный план плюс специализированные «обязательные» модули и дополнительные модули);

– модульная модель (точкой отсчета при разработке являются специфические виды трудовой деятельности, стандарт содержит перечень необходимых знаний и умений; экзаменационные требования связаны с уровнем компетенции; содержит описание учебных целей, содержания, рекомендации о сочетании и последовательности учебных блоков и, иногда, вступительные требования).

В настоящее время практически во всех странах происходит дальнейшее развитие и, в определенной мере, переосмысление требований, предъявляемых к умениям работников, и, следовательно, к стандартам профессионального образования и обучения. Следует сразу же подчеркнуть, что подход к формированию стандартов в западных странах до последнего времени был отличным от российского, поскольку там лидирующую роль играет профессиональный стандарт, т.е. те требования, которые предъявляет к выпускнику отрасль, работодатель и конкретная область трудовой деятельности. Именно на этих требованиях к умениям строится образовательный стандарт и обучение в системе профессионального образования. Общие концептуальные требования к основным стандартам нового века, как правило, предполагают, что стандарты:

– должны содержать уровни «достижений» и иметь градации (различные уровни) в рамках каждой компетенции;

– не должны быть привязаны к возрасту или временному аспекту; часть стандартов может быть единой для всех, другие же стандарты, которые обучающиеся реализуют в рамках удовлетворения собственных интересов и развития собственных способностей, должны оставаться открытыми;

– должны предоставлять определенный (хотя и ограниченный) выбор; преподаватели, студенты и родители должны иметь возможность выбора стандартов сверх тех, которые государство или сообщество устанавливает как обязательные;

– должны иметь такое сопровождение в плане образовательного процесса, которое бы позволяло студентам тратить на их освоение столько времени, сколько им нужно;

– должны обеспечивать «успешность студентов», а не быть инструментом разделения студентов на успешных и неуспешных;

– должны быть достаточно конкретными с тем, чтобы их можно было измерить.

Международным сообществом уже выработаны и признаны определенные требования к процессу разработки стандартов и самим стандартам. Прежде всего, стандарты профессионального образования должны базироваться на анализе рынка труда и перспективной оценке потребностей рынка. В этой связи необходимы надежные механизмы оценивания и измерения потребностей рынков труда, которые в настоящее время еще находятся в процессе разработки и становления. По определению Европейского Фонда Образования, стандарты профессионального образования и обучения содержат перечень трудовых операций, которые должны выполняться в рамках определенной профессиональной деятельности, а также связанные с ними знания, умения и навыки, что определяет общие принципы разработки стандартов.

Стандарт профессионального образования включает в себя следующие инвариантные компоненты:

– профессиональный профиль (перечень действий, которые должны выполняться и их последовательность для успешной работы по данной профессии или выполнения какого-либо вида профессиональной деятельности);

– экзаменационные требования (набор трудовых операций, освоенных в процессе обучения, перечень минимальных знаний и умений, которые должны быть продемонстрированы на выпускных экзаменах);

– вступительные («входные») требования;

– образовательная программа.

Помимо этого в образовательном стандарте должны содержаться такие составляющие, как: уровень квалификации; содержание обучения; продолжительность обучения; система контроля; обучающие средства для преподавателей и учащихся; материалы и техническое оснащение; квалификационные требования для преподавательского состава.

Новая ситуация выдвигает следующие требования образовательным стандартам: гибкость и адаптивность к быстро меняющейся ситуации на рынке труда (по мере изменений в технологиях и характере труда стандарты должны также изменяться); концептуальное единство для всех секторов и учет специфики региональных условий; участие в разработке социальных партнеров и широкого круга экспертов (учителей, ученых, управленцев и т.д.); простота структуры, четкость и ясность. Прозрачность квалификационных требований, содержащихся в стандарте, необходима в интересах возрастающей мобильности на рынке труда. И, следовательно, при разработке стандартов важно определить главные функции или параметры, необходимые для выполнения какой-либо конкретной работы и описать знания и умения, необходимые для выполнения деятельности в рамках конкретной профессии, приблизив эти описания к международной норме.

Следует обратить особое внимание на то, что, с одной стороны, существует классификация профессий на рынке труда, а с другой - есть перечень профессий, по которым ведется обучение. Эти два классификатора не идентичны. Так, если в Международном классификаторе профессий имеется 15000 профессий, то количество профессий обучения намного ниже и колеблется по странам от 250 до 350. Профессии обучения более сложные и широкие по сравнению с профессиями рынка труда. Различие между образовательными и профессиональными стандартами, заключается в том, что образовательные стандарты описывают основные умения и знания и являются педагогической категорией, предполагающей определенный уровень образовательных достижений в конкретной области, а профессиональные стандарты связаны с характеристикой конкретной деятельности и содержанием профессий. Поэтому, можно сказать, что стандарты профессионального образования находятся в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования, занятости и экономики.

Для связи сферы труда и сферы образования в рамках стандартов профессионального образования нужен либо общий язык, либо способ перевода (языка одной сферы на язык другой сферы). Опыт показывает, что поиски общего языка не дают желаемых результатов, т.к. каждая из двух сфер имеет свои приоритеты, мотивацию и цели, или, как иногда говорят, свою логику. В этой связи более перспективным является поиск способа «перевода» потребностей сферы труда на язык, который был бы понятен сфере образования. Предпринимателю важно: что люди должны делать; как они должны это делать; насколько хорошо они должны это делать. Именно это имеется в виду, когда речь идет о конечных результатах в сфере труда. Обучение - это тоже занятость (но не трудовая) труда. Образование же традиционно говорит на языке учебных программ и планов, предметов, процесса обучения (методики) и оценки. Для образования важно: чему люди должны научиться; как они этому научатся; как будет оцениваться содержание и качество обучения. Это логика сферы образования. Построение «мостика» между двумя сферами начинается с формулировки конечных результатов обучения, которые описывают, что люди научатся делать по завершении программы обучения. Таким образом, осуществляется связь конечных результатов, требуемых на начальном этапе в сфере труда.

Говоря о пригодности той или иной из названных выше моделей, включение в нее требований и составляющих, пригодных для дизайна - необходимо учитывать мыогоаспектность и многовариатность профессии «дизайнер». Насчитывается около 40 направлений и несколько сотен видов дизайна, зачастую предъявляющие к качеству образования, составляющим учебного процесса прямо противоположные требования. В связи с подобной сложностью, а, также учитывая накопленный опыт, в качестве основной модели необходимо использование модульной системы. Существует целый блок дисциплин (модулей) содержание которых пригодно к использованию в дизайн-образовании. Среди них: композиция, эстетика, физика, химия, история дизайна, культурология и множество других. Также существует целый блок дисциплин, связанных, прежде всего, с изучением технологий дизайна, требования которых существенно разняться в зависимости от вида дизайна. (Характерный пример - издательское направление в дизайне имеет в числе прочих видов компьютерную верстку и web-дизайн. Требования к освоению технологий у них в корне противоположны: один вид рассчитан на использование дизайнерских разработок на твердом носителе, другой - на виртуальном).

Исходя из этого многообразия, рассмотрим далее вопросы обучения дизайну на различных образовательных уровнях, приведенных на рис.

Обучение дизайну в общеобразовательной школе. Процесс обучения дизайну в общеобразовательной школе затрагивает ряд интересных и сложных тем, среде них: развитие мышления и образного восприятия; развитие эстетики и нравственности; использование технологического аспекта; сопутствующие знания из различных областей науки.

Фактически уроки дизайна вводят в увлекательный, творческий и захватывающий мир конструирования вещей. Придавая эстетические качества создаваемым вещам, школьник развивает себя как личность. Именно со школьной скамьи начинают осваивать нелегкую науку постижения художественной, эстетической сущности окружающего нас предметного мира. «А где, как не в школе,- говорилось на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС,- может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?».

Не случайно, поэтому в Основных направлениях реформы советской школы вопросам улучшения художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения уделялось большое внимание. Еще К. Маркс подчеркивал, что «развитое чувство прекрасного, высокий эстетический вкус - без этого невозможна истинно творческая, созидательная работа, жизнь «по законам красоты».

Программа советской общеобразовательной школы предусматривала знакомство с особенностями художественного конструирования, историей дизайна, выполнение отдельных практических заданий (эскизы различных костюмов, моделей, сувениров, аппликация, изготовление игрушек, вышивка, столярное дело и т. п.) как на уроках и факультативных занятия, так и на уроках труда.

И сейчас, когда происходит взаимное проникновение элементов и навыков дизайна, макетирования, верстки, используемых при разработке, как традиционных, публикаций, так и современных электронных изданий, включая Internet-приложения, данная программа не потеряла своей актуальности. В центре внимания художественного конструирования (дизайна), направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда оказывается человек с его общественными и индивидуальными потребностями, утилитарными и духовными запросами.

Круг проблем, при рассмотрении вопросов обучению дизайну в общеобразовательной школе можно разделить на 3 самостоятельных области: в первой рассматривается круг вопросов по обучению дизайну в младших классах, так называемом пропедевтическом уровне обучения; во втором рассматривается круг вопросов по обучению дизайну в средних классах; в третьем - в старших классах. Первые два круга вопросов решают: адаптированная программа обучения дизайну, принятая в советских школах, и ряд современных разработок. Последний круг вопросов касается подготовки школьников к профессиональной деятельности, знакомству с их будущей профессией. Разработанные для решения этих вопросов примерные рабочие программы базируются на их преподавании в школах на факультативных занятиях. Ряд из них может быть включен (или уже принят) в общеобразовательный стандарт (повышенной трудности). В качестве одной из таких примерных рабочих программ может быть дисциплина «Издательское дело. Компьютерная верстка», предназначенная для знакомства и изучения издательского дела в СОУЗах.

Обучение дизайну в начальной профессиональной школе. Основная цель профессионального образования всех уровней - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

В системе начального профессионального образования ситуация с процессом подготовки по всем видам направлений дизайна выглядит весьма плачевной. Разберем основные причины: отсутствует единая концепция подготовки специалистов в области дизайна в РФ; слабая востребованность на рынке труда специалистов, подготовленных в рамках начального профессионального образования; непрестижность; малое количество видов дизайна, пригодных для подготовки молодежи в рамках системы начального профессионального образования. Вместе с тем, если опираться на подход, изложенный в данной работе, то можно: во-первых, подготовить перечень видов дизайна, пригодных для подготовки кадров в начальном профессиональном образовании; во-вторых, четко обозначить основные позиции формирования и реализации учебного процесса. Все это позволит повысить престижность и тем самым обеспечить рынок наиболее востребованными работниками, специалистами. Сейчас на рынке труда эту нишу занимают специалисты со средним и высшим профессиональным образованием, что является недопустимым расходованием интеллектуальных ресурсов нашей страны.

В основу формирования содержания учебного процесса может лечь гот факт, что начальное профессиональное образование означает подготовку учащихся, окончивших 9-ой класс, и включающую, помимо дисциплин, входящих в блок СД, также и общеобразовательную программу за 10-11 классы. Кроме того, в основу технологической предметной области (трудовой подготовки) могут лечь технические виды и подвиды направлений в дизайне, такие, например, как «техническая компьютерная верстка», «декорирующий дизайн», «фито-дизайн», «нон-дизайн». В большинстве направлений дизайна можно выделить, либо целиком технический вид или подвид, либо технико-эстетический. Все это позволяет внедрить в начальное профессиональное образование концепцию, изложенную в данной работе, сосредоточив основное внимание именно на технологическом аспекте и излагая в блоках ОД, ОГСЭ и ОПД основы владения той техникой и теми знаниями, с которыми обучающимся придется иметь в дальнейшем дело. В блоке СД, в связи с его ограниченностью по часам учебного плана, предлагается изложение будущей профессии, в том числе путем сосредоточения основного внимания на практике будущей специализации.

Проблема профессиональной направленности, профилирования общеобразовательных дисциплин в начальной профессиональной школе возникла по двум причинам. Первая - дефицит времени на подготовку специалиста в условиях усложняющихся практик. Вторая, традиционно сложившийся разрыв между образовательными дисциплинами и дисциплинами, непосредственно готовящими специалиста. В связи с этим и актуализируется общий вопрос; чему учить и как учить?

Обсуждая этот вопрос, А.А. Дорогов в свое время писал: «Материал каких существующих в настоящее время фундаментальных наук (математика, механика, физика, химия, биология) нужен им и в каком виде?».

Эти науки для художественно-конструкторских учебных заведений образуют непрофилирующие общеобразовательные учебные дисциплины. Обычная практика такова: сначала даются так называемые теоретические знания, совсем не связанные со специализацией студента или же с какой-либо дизайнерской практикой. Эти теоретические знания (зачастую на бумаге) «прикладываются» к решению практических задач. Такая практика негодна, особенно для школ дизайна - дизайн, как уже было сказано, не теоретическая, не чисто научная деятельность, а проектная деятельность, и поэтому все обучение надо строить исходя из проектных задач (в том числе и в науке!).

В настоящий момент в РФ положение с блоком дисциплин ОД еще более плачевно: многие предметы просто не дают, либо дают в сильно урезанных рамках школьной программы. С учетом того, что содержание школьной программы, по сравнению с СССР, было сокращено, это приобретает поистине катастрофический характер - преподаватель-практик вынужден помимо своего предмета, также давать им необходимый материал из блока ОД за счет и без того немногочисленных часов, отведенных под его предмет.

Требования к содержанию дисциплин должно строго придерживаться профиля работы будущего выпускника, но в то же время его необходимо знакомить и с эстетической стороной выбранной профессии. В качестве одной из подобных примерных учебных программ, можно привести дисциплину «Издательские системы», разработанную автором для ССУЗов. Для ее использования в рамках начального профессионального образования необходимо: увеличить количество часов для работы со стилями; в качестве вспомогательных дисциплин (блок ДВ) ввести в учебную программу материал дисциплин «Компьютерная графика» и «Типографика». Все это позволит использовать ее как базовую (основную) для подготовки кадров в области технической компьютерной верстки в рамках начального профессионального образования. Специалисты этого подвида дизайна (вид «Компьютерная верстка», направление «Издательско-полиграфические процессы») крайне востребованы на рынке труда в крупных городах РФ и, особенно, в г. Москве.

В результате включения этой дисциплины в содержание подготовки выпускник НПО, специализирующийся в области технической верстки должен:

– Иметь представление: о роли, значении и месте знаний компьютерной верстки при освоении смежных дисциплин по выбранной профессии и в сфере своей будущей профессиональной деятельности; о направлениях в дизайне, и, в частности, областях компьютерного дизайна; об информационных технологиях в области компьютерного дизайна; о полиграфической индустрии и, в частности, полиграфической технике и технологиях.

– Знать: основные правила и приемы вёрстки; возможности текстовых процессоров в области издательских процессов в объеме, необходимом для верстки несложных публикаций; стили: их предназначение и использование; полиграфические термины; полиграфическую систему счисления; форматы файлов и цветовые модели; особенности платформ в области компьютерной верстки.

– Уметь: грамотно использовать основные правила оформления книг; правильно применять программное обеспечение компьютера в области компьютерного дизайна; осуществлять макетирование издания, создавать шаблонные страницы, форматировать символы и абзацы, разрабатывать таблицу стилей; верстать несложные публикации, грамотно используя программное обеспечение компьютера для компьютерной верстки.

Разработка подобных программ для начального профессионального образования не представляет сложности, но требует четкого представления о роли, месте и значении выпускника, подготовленного в рамках этой системы для экономики РФ.

Обучение дизайну в средней профессиональной школе. Среднее профессиональное образование согласно статье 23 Закона «Об образовании» имеет целью подготовку специалиста среднего звена, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования на базе основного общего среднего (полного) или начального профессионального образования.

Требования к образованности выпускника колледжа определяются ГОС СПО второго поколения. ГОС СПО дает общую характеристику специальности, перечисляет формы освоения основной профессиональной образовательной программы, содержит квалификационную характеристику выпускника, его основные знания и умения, возможности продолжения образования, требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам. ГОС СПО второго поколения предоставляет академические свободы учебному заведению. Государственный образовательный стандарт СПО ставит перед средними специальными учебными заведениями задачу поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, применения новых технологий обучения студентов.

Реализация государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования предусматривает значительное повышение качества подготовки специалистов, способных успешно решать свои профессиональные задачи в современных условиях. Выпускник со средним профессиональным образованием должен: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в обществе; знать основы Конституции РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой; владеть целостным, системным мышлением, обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному видению профессиональной реальности и системному действию в профессиональной ситуации; к анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; к проектной деятельности в профессиональной сфере; владеть профессиональным языком; быть готовым брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы; быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм; знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере; уметь научно организовать свой труд, применять компьютерную технику в сфере профессиональной деятельности; быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; стремиться к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, в том числе и в различных областях; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации; иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования, вести здоровый образ жизни.

Требования к уровню общей образованности, как и к знаниям и умениям, обозначают состав признаков, по которым можно судить о готовности выпускника ССУЗа к профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием. Однако если ответственность за уровень знаний и умений несет конкретный преподаватель или группа преподавателей, то уровень общей образованности студентов зависит от направленности деятельности всего педагогического коллектива. Эти проблемы актуальны и методически сложны, и выходят за рамки данного исследования.

Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов. Этой деятельности во многом присущи черты конструирования решений, поисков и технического творчества. Поэтому специалисты со средним специальным, равно как и с высшим образованием, входят в категорию работников, профессионально занятых преимущественно умственным трудом.

Важность среднего профессионального образования обусловлена особым положением по отношению к начальной, профессиональной и высшей профессиональной школами. Важно еще раз отметить, что в дизайне, понимание основ эстетики объекта дизайна и среды его использования, а также этики и всех сопутствующих аспектов требует высокого развития личности и ее глубоких познаний в соответствующих областях. Что соответствует требованиям, предъявляемым инженерам и специалисты подобного уровня, должны готовится в ВУЗах. С другой стороны, знание технологии проектирования и использования объекта или процесса дизайна в большей мере, чем эстетических законов, лежащих в его основе, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам начальной профессиональной школы. Следовательно, основные требования к выпускнику системы СПО ставят перед нами проблемы подготовки специалистов, равно владеющих как теоретическим знаниями на определенном уровне, так и их практическим применением, что соответствует требованиям профессиональной деятельности в большинстве видов и направлений дизайна. Поэтому, именно система СПО должна, по нашему мнению, стать основой подготовки дизайнеров в РФ.

Обучение дизайну в высшей профессиональной школе. В высшей профессиональной школе программ и авторских разработок, как по организации учебного процесса, так и по отдельным дисциплинам, насчитывается несколько сотен. Одним из основных недостатков подобных программ является недостаточная проработка аспектов гуманитарного развития личности студента. Полностью отсутствует изложение философских концепций Л.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и других русских и советских философов, заложивших основы эстетики в русском дизайне. Не предусмотрена возможность плавного перехода из начального, среднего в высшее профессиональное образование - в полной мере не созданы механизмы восполнения отсутствующих знаний, согласно общей концепции эстетизации высшего образования. Проблема соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких специальностей и специализацией также остается нерешенной. Не внедряются эффективные технологии, формы и методы обучения дизайнеров (например, проектные семинары разного типа). Студентов не учат новым методам и средствам дизайнерского проектирования, связанным с новыми технологиями и новыми материалами. Отсутствует методологическая база проектирования виртуальных пространств (существующие сейчас методики обучения web-дизайну не увязаны с теорией и методологией технической эстетики, а методология обучения мультимедиа, которая могла бы стать основой образовательной политики обучения дизайну, в том числе, в плане создания самой образовательной среде, не проработана).

Например, в ГОСе выделяется на обучение студентов теории и методологии дизайна всего два-три десятка часов за все время их обучения. Учебные заведения не имеют современных опытных производств, макетной базы, без которой невозможно обучать промышленному дизайну, опорных промышленных предприятий (фирм) с передовой технологией и организацией производства. Крайне слабо поставлена научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа. В учебных планах художественно-промышленных образовательных учреждений, исторически сложившихся на базе институтов прикладного искусства, не всегда выдерживается правильное соотношение между художественными дисциплинами, с одной стороны, и специальными дизайнерскими, инженерными, естественнонаучными, культурологическими - с другой. Заметный ущерб дизайнерскому образованию наносит его «чужеродность» в стенах учебных заведений, готовящих в основном по своему профилю художников для сферы изобразительного искусства, работников театра и т.п.

Необходима расширенная и сбалансированная по количеству часов и изучаемых предметов основная образовательная программа. Проведенная в ряде зарубежных стран реформа дизайнерского образования полностью сориентирована на переход к обучению в специализированных учебных заведениях. Это закономерно отражает факт окончательного выделения профессии дизайнера из других видов художественной и технической деятельности. Отсутствие у нас специализированных учебных заведений, полностью занятых подготовкой дизайнеров различного профиля, отрицательно сказывается на качестве образования. По сути дела, игнорируются глубокие качественные изменения в профессиографии дизайна. Они связаны с интеграцией в этой сфере деятельности художественно-творческих аспектов с научным анализом и синтезом, а также со все более расширяющимся использованием дизайнера в создании целостных в структурном, функциональном и эстетическом отношении систем жизнедеятельности (включая космическую технику, робототехнику, электронную технику, сложные производственные, бытовые и обслуживающие комплексы в разных сферах). Безусловно, это ставит перед образованием совершенно новые задачи, которые требуют, в частности, структурных изменений. Сегодня возникает острая потребность в специализированном дизайнерском образовательном учреждении, приближающемся по своему типу к университету (академии), с факультетами, охватывающими все направления проектно-художественного преобразования предметного мира - от одежды и жилища до материальной базы социально-культурной сферы, от производства до сложнейших систем обслуживания общегосударственного масштаба. Такой учебное заведение позволит развернуть систему специализированных кафедр, без которых невозможна подготовка специалистов дизайна: кафедры эргономики, социологии, экономики и организации проектирования и производства, теории и методов проектирования, истории материальной культуры и дизайна, истории искусств, общехудожественных дисциплин, технологии и материаловедения и прочих.

Подводя черту под основными проблемами подготовки дизайнеров в ВУЗах, отметим, что главным является недостаток в изучении и глубоком понимании синтагмы дизайна, причин и следствий ее всепроникновения в ноосферу. Это является неприемлемым в социально-ориентированной концепции системы непрерывного дизайн-образования (напомним, лишний раз, русское общество всегда было сориентировано прежде всего на социальные задачи и любые другие вопросы стоящие перед обществом успешно разрешались только тогда, когда к ним добавлялась понимание социума).

Дополнительное профессиональное образование дизайнеров. Данный аспект в нашей стране практически никогда рассматривался. Только на заре становления дизайна в 20-30-е годы можно было наблюдать процессы, похожие на форму дополнительного образования. Связанно это было с отсутствием профессиональных кадров в области дизайна при их огромной потребности. В дальнейшем, со становлением учебных заведений, этот процесс замедлился и окончательно прекратился в момент расформирования ВХУТЕМАСА. Вместе с тем, наглядный опыт зарубежных стран показывает не просто потребность в постоянном повышении уровня знаний дизайнера, но и прямую зависимость роста экономики страны от квалификации дизайнеров в ней. Кроме того, необходимо учитывать постоянный рост накопленных знаний. Смена знаний, т.е. время, за которое знания, которыми владеет специалист, устаревают, составляет примерно 2-5 лет. Для дизайна, областью которого является культура (эстетика), технологии и инфокоммуникационные технологии (последние выделены из общего массива технологий, которыми должен владеть дизайнер, в связи с общей информатизацией процессов дизайна), этот процесс разновелик для всех трех категорий, и составляет в среднем не более 2-х лет.

При созданной вертикали дизайна в стране на дополнительное образование возлагается еще одна важная функция, отраженное свое время в программе развития дизайна в СССР с 1988 по 2000гг, - периодическая переаттестация служащих в сфере дизайна.

 

Автор: Елочкин М.Е.