24.08.2011 14605

Психофизиология, эргономика и эргодизайн как основные функции качества обучения дизайну (статья)

 

Стремление к комфорту занимает одно из первых мест среди человеческих ценностей. Поэтому одна из главных задача дизайнера - сделать объект дизайна как можно более комфортным как на стадии его проектирования, так и на стадии его использования. Учет этого аспекта достигается различными способами: на стадии проектирования - использованием различного типа технологий, на стадии идеи, задумки - выбором эстетики и философии объекта дизайна. Контроль над выбранными способами или определением их самих для учета и создания комфорта (или, состояния, определенного задачей дизайна) осуществляется с помощью методов трех наук - психофизиологии, эргономики и эргодизайна. Все они взаимосвязаны, так как эргодизайн выделился в самостоятельную науку из эргономики, а та, в свою очередь, из психофизиологии. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые не позволяют рассматривать каждую из них по отдельности. Только совокупный учет всех наук может дать полный контроль над процессом создания и эксплуатации объекта (процесса) дизайна в рамках заданных состояний.

Психофизиология занимается изучением воздействия окружающего мира на психический мир человека, посредством органов чувств. Это достаточно узкое определение, однако оно позволяет определить круг задач рассматриваемых при применении психофизиологии в дизайне. Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное-психическое-физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии. Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.

Среди основных задач, применительно к дизайну, необходимо отмстить следующие: восприятие цвета и формы окружающих предметов, а, также, обратное воздействие на предметы (недавние направления в дизайне).

Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Любое произведение искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.

Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакций человека на цвет и о цветовых ассоциаций. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов, зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. Значение формы объекта на психофизиологические реакции человека также огромны. Среди основных аспектов - форма и направленность формообразующих линий, тектоника и архитектоника формы, визуальная устойчивость и гармония (баланс) композиции, ритмика. Часть практических вопросов применения психофизиологии рассматривает наука эргономика.

Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Она изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ и включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.

Среди основных задач эргономики можно назвать следующие. Во-первых, это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы. Во-вторых, это задачи проектирования новых средств деятельности, относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, компьютерные системы, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.

За 50 лет существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые специфические направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий. Основной задачей эргономики является обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия человека со средствами труда и производственной средой за счет учета специфических возможностей, как человека, так и технических средств. В реальной действительности эргономистам приходится решать задачи профессионального отбора и/или адаптации человека к условиям функционирования технических средств. Однако оптимальным способом обеспечения взаимодействия «человек-техника-среда» является полный учет человеческого фактора на всех этапах создания, эксплуатации и утилизации продукции. При таком подходе, контрольной функцией дизайна становится соответствие эргонометрических показателей целям и задачам объекта (процесса) дизайна.

Зарубежная наука всегда отводила эргономике достойное место, как в научной теории, так и в повседневной практике, обеспечивая комфортные и безопасные условия для эффективной деятельности человека в промышленности, в военной сфере, при использовании различных транспортных средств, в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве и архитектуре, в авиации и космонавтике. Значительное внимание уделялось при этом подготовке квалифицированных кадров: так в 1994 году подготовку эргономистов осуществляли 60 университетов США и 9 английских университетов. Не случайно прогнозы зарубежных ученых о роли этой науки в наступившем столетии весьма оптимистичны.

Во-первых, на эргономику возлагаются большие надежды в решении множества глобальных проблем, встречающих человечество на рубеже двух веков и двух тысячелетий.

Во-вторых, первостепенную роль специалисты отводят макроэргономическому направлению исследований, высказывая предположение о том, что XIX век знаменует собой начало эры макроэргономики.

Иначе обстоит дело в России. Один из парадоксов заключается в том, что специалистов в области эргономики никогда и нигде не готовили. Вместе с тем есть кандидаты и доктора наук в данной области. Другой парадокс состоит в том, что осуществлено значительное количество теоретических разработок в области эргономики, получивших признание и высокую оценку за рубежом, но не востребованных в самой России. Исключение составляют предприятия оборонных отраслей промышленности.

Противоречив статус эргономики как науки. Одни ученые относят ее к числу неклассических наук (В.К. Зарецкий, 1989г.), другие - считают ее комплексной научно-технической дисциплиной (В. М. Мунипов, В.П. Зин-ченко, 2001г.), третьи - рассматривают ее как системную междисциплинарную науку (П.Я. Шлаен, В.М. Львов, 1999г.). В номенклатуре ВАК эргономика сначала была отнесена к техническим наукам с шифром специальности 05.02.20 (машиностроение и машиноведение). Теперь под шифром 19.00.03 она стоит в одном ряду с психологией труда и инженерной психологией, поскольку все три науки посвящены изучению тех или иных аспектов человеческого труда.

Тем интереснее успешный опыт синтеза дизайна с эргономикой, сделанный в стенах ВНИИТЭ под руководством Л.Д. Чайновой.

Эргодизайн - так стали называть новую науку, как и сам дизайн, развивался параллельно за рубежом и в СССР. При общей схожести целей и задач имелись существенные отличия. На западе, термин «эргодизайн» появился в процессе революционного изменения организации проектирования в конце 70-х гг. в компании «Ксерокс», когда только создание единой «команды» из 25 дизайнеров и 25 эргономистов позволило создать действительно конкурентоспособное изделие и вновь вернуться компании на вершину экономического успеха после нескольких лет катастрофических неудач на рынке. В тот же исторический период (1979г.) произошла серьезная авария на атомной электростанции в США, анализ причин которой впервые высветил проблему учета требований эргономики при проектировании сложных технологических объектов. С начала 80-х гг. количество научных публикаций по проблеме эргономического дизайна постоянно росло и достигло максимума в 1993 г., когда состоялась международная эргономическая конференция «Design for Everyone». С тех пор количество публикаций, на эту тему, снизившись, остается примерно постоянным. Но с середины 90-х гг. в развивающихся странах наблюдается рост числа научных и проектных учреждений (институтов) дизайна, в которых эргономические подразделения играют ведущую роль.

В СССР эргодизайн начала развиваться с 50-х гг. и была подчинена дизайну, то есть была изначально ориентирована на использование теоретических и практических разработок в дизайнерской деятельности. Начало этому процессу положил первый директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев.

Дизайн - комплексная научно-практическая деятельность по формированию гармоничной, эстетически полноценной среды жизнедеятельности человека и разработке объектов материальной культуры средствами и с использованием технических и иных средств, которые, при определенных условиях к ним можно отнести. По целям и методам воздействия, дизайн является формой проектируемого объекта, технологией производства этого объекта, воздействием на пользователей этого объекта в частности и на ноосферу в целом, а эргодизайн - дизайном интерфейса взаимодействия объекта или процесса дизайна к окружающему его миру.

В отличие от традиционных подходов, при котором последовательно предполагалось сначала параллельность использования, затем совместное, - такое определение взаимно обусловливает необходимость их одновременного применения при разработках объектов дизайна. При таком подходе реализация формулировки: «человек - мера всех вещей», становится полной и комплексной. Становится возможным в дальнейшем перейти к формулировке «человек лишь часть общего мира, которое и является общим случаем частного приведенного определения» (но это из области будущих возможностей дизайна). Эргодизайн, согласно концепции выдвинутой советскими учеными, способен обеспечить максимальный учет человеческого фактора при проектировании модели деятельности человека и окружающей его предметной среды. Задача такого проектирования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное использование человеком предметных, технических, информационных, организационных средств в соответствии с их назначением и требованиями.

Согласно общим принципам эргономики, проектирование конкретного вида деятельности предусматривает изучение внутренних средств деятельности человека: его опыта, знаний, навыков и умений, представлений, восприятия, мышления, памяти. Участие эргономистов и дизайнеров в создании внешних средств деятельности (орудий, средств и условий) выражается в придании им высокого потребительского качества - социальной значимости, полезности, эргономического и эстетического совершенства. Предусматривается также согласование субъективных и объективных факторов, внутренних средств с внешними средствами деятельности - документами, техническими средствами, элементами предметно-пространственной среды, окружающей человека и постоянно влияющей на его эмоциональную сферу и характер деятельности.

При идеальном варианте проектирования деятельности те и другие средства должны быть приведены в полное взаимное соответствие. Такая позиция в строгом смысле касается эргономической теории и опирается на концепцию функционального комфорта.

Концепция функционального комфорта была разработана в эргономике применительно к трудовой деятельности и являлась теоретическим основанием для ее оптимизации. В дальнейшем главной ориентацией концепции стало совершенствование любой активной человеческой деятельности (трудовой, спортивной, игровой и др.).

В основе совершенствования деятельности лежит механизм гармонизации всех ее средств: внешних, внутренних, средовых, обеспечивающих адекватный человеческим потребностям уровень жизнедеятельности индивида. Концепция функционального комфорта предусматривает использование теории функциональных состояний при оценке степени оптимизации или не оптимальности деятельности.

Функциональное состояние - это целостная многокомпонентная характеристика внешних поведенческих и внутренних функции организма человека, которая позволяет оценить присущий ему в данный момент уровень активности высших психических функций и функциональных физиологических систем, обусловливающих осуществление деятельности человека.

Функциональный комфорт определяется как оптимальное функциональное состояние активно действующего человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании. При функциональном комфорте у человека формируется благоприятное отношение к деятельности, выражающееся в удовлетворении процессом, условиями, результатами деятельности, а также техническими характеристиками, эстетическими свойствами реализуемых средств деятельности. Положительное эмоциональное отношение к деятельности обусловливает адекватную мобилизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций.

Психофизиологическим обоснованием функционального комфорта служит продуктивная напряженность, когда при минимальных энергозатратах организма и при высокой результативности деятельности обеспечивается длительная высокоэффективная работоспособность человека. Следовательно, для функционального комфорта характерно сочетание высокого уровня успешности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой деятельности), что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека. Функциональный комфорт может рассматриваться как обобщенный критерий оптимизации системы «человек - предмет или процесс - среда». Понимаемый одновременно как оптимальное психофизиологическое состояние человека в процессе деятельности, проявляющееся в виде положительных эмоциональных реакций, и как критерий адекватности предметного окружения индивидуальным возможностям человека, функциональный комфорт выступает мерилом эргономического совершенства, как отдельных дизайнерских решений, так и дизайн-проектов в целом.

Оценить степень эргономического совершенства предметно-пространственной среды, то есть соответствия последней функциональным возможностям человека, можно, с помощью критерия функционального комфорта, утвердившегося в эргономике. Критерий функционального комфорта основан на методологическом принципе - «законе соответствия». Согласно этому принципу, средства деятельности должны быть адекватны функциональным возможностям человека, осуществляющего эту деятельность. Помимо него необходимо также учитывать степень соответствия духовного и интеллектуального уровня реципиента, т.е. рассматриваемого человека, предметно-пространственной среде, в которой применяются средства деятельности, которые в свою очередь можно и нужно рассматривать как объекты дизайна. Многолетние исследования функционального состояния реципиента в целях оптимизации его деятельности, проводившиеся в лаборатории функциональных состояний ВНИИТЭ, привели к возможности установления закономерных связей между функциональным состоянием, психофизиологической ценой и эффективностью деятельности. Именно они и позволили сформулировать «принцип соответствия», который основан на системном представлении о сущности функционального состояния как «целостной интегральной характеристике» состояния человека, как «системной реакции индивида», как качественно своеобразном ответе функциональных систем на внешние и внутренние воздействия в процессе деятельности.

Сущность «принципа соответствия» раскрывают следующие важные положения:

– социальная значимость, цель и содержание деятельности, а также эстетические свойства объекта (или процесса) дизайна, используемого при ее осуществлении, должны удовлетворять психологическим требованиям человека, обеспечивая высокий уровень мотивации;

– условия деятельности и форма объекта (процесса) дизайна должны соответствовать психофизиологическим возможностям человека;

– всякая эффективная деятельность должна быть организована или спроектирована таким образом, чтобы обеспечивалась ее минимально возможная психофизиологическая цена, которая не должна превышать для данных условий некоторый критический уровень, определяемый психофизиологическими возможностями человека.

Если психологически значимые факторы деятельности удовлетворяют требованиям человека, а условия эксплуатации и конструкция технического средства соответствует в полной мере его психофизиологическим возможностям, то это обеспечивает возникновение функционального комфорта, характеризующегося минимальной психофизиологической ценой деятельности. Нарушение указанных закономерностей приводит к дискомфортным состояниям с высокой психофизиологической ценой деятельности.

Комфортная предмета о-пространственная среда стимулирует инновационную активность, стремление к освоению новых средств деятельности и алгоритмов ее осуществления. А это, в свою очередь, является фактором побуждения к личностно-профессиональному развитию. Наряду с традиционными исследованиями в области эргономики и эргодизайна, совсем недавно начало развиваться такое научное направление как эргономика образования, в задачу которого, в частности, входят две макроэргономические модели - модель образовательного (рабочего) пространства и модель профессиональной культуры педагога (специалиста любой профессии).

В условиях, когда психофизиология и эргономика, в частности, уже являются одними из главных составных частей процесса обучения, необходимы разработка системы учета взаимодействия возрастной психофизиологии на учебно-воспитательный процесс обучения дизайну и системы контроля практических работ учащегося согласно нормам и правилам эргодизайна. Первые шаги в этом направлении были сделаны А.С. Макаренко.

Учитывая все вышесказанное, в дизайне, в частности, и в более широком и полном объеме в методиках учебно-воспитательного процесса обучения дизайну необходимо учитывать все аспекты эргономики, эргодизайна, эргономики образования. Под контролем и с учетом частей, которые не вошли из областей научного знания психофизиологии и социологии. Необходимо создать механизмы учета данного взаимодействия в учебном процессе и применения его в дальнейшей практике дизайнера, как непрерывного процесса.

В связи с подобной постановкой задачи, необходимо также обратиться для учета всех требований к такой науке как акмеология, которая имеет различные междисциплинарные связи, в том числе с дизайном и эргономикой. Данные связи обусловлены, прежде всего, предметным полем акмеологии, в котором главной задачей является исследование личностно-профессионального развития субъекта труда.

Акмеология (от греч. акме - «вершина», «цветущая пора») - наука, возникшая на стыке естественных и общественных наук, изучающая закономерности, условия и факторы развития зрелой личности при достижении вершин в своем развитии. В настоящее время наиболее интенсивно развивающимся направлением в акмеологии является изучение формирования профессионализма как высшего проявления профессионального мастерства и личностно-профессионального развития. Акмеология тесно связана с такими важными отраслями психологии, как психология труда, психология личности и развития, возрастная и дифференциальная психология, социальная психология.

Личностно-профессиональное развитие в акмеологии рассматривается как процесс и результат формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в профессиональной деятельности и межличностных профессиональных взаимодействий. В содержательном отношении такая деятельность многоаспектна. Принципиально важным является следующий факт - многое из того, что входит в систему личностно-профессионального развития, осуществляется непосредственно с помощью предметно-пространственной среды, которая как сама, так и входящие в нее элементы, являются сложной системой объектов и процессов дизайна. Следовательно, сама предметно-пространственная среда должна способствовать личиостно-профессиональному развитию. С этой точки зрения, она может являться значимым акмеологическим фактором.

Для того, чтобы предметно-пространственная среда стала акмеологическим фактором, она должна обладать свойством акмеологичности или ее должен характеризовать высокий акмеологический уровень. Акмеологичность как качество и результат проектирования предметно-пространственной среды предполагает обеспечение высокой степени удовлетворенности условиями труда, эффективности и надежности деятельности, работоспособности, эстетических чувств, гармонизацию отношений, стремление к саморазвитию в данной сфере деятельности. Все это, как свидетельствуют акмеологические и эргономические исследования, создает устойчивую сильную положительную мотивацию к деятельности и профессиональному самосовершенствованию. Оптимальная и эстетически значимая среда рассматривается как проявление положительного отношения к субъекту трудовой деятельности, что вызывает соответствующую мотивационную реакцию.

В то же время достижение высоких результатов и положительной динамики личностно-профессионального развития возможно при оптимальных энергетических и психологических затратах субъекта труда, а это является следствием создания условий функционального комфорта, когда достигнуто соответствие между возможностями личности и возможностями предметно-пространственной среды. Для того чтобы функциональный комфорт и эстетика предметно-пространственной среды стали функционал ьными факторами, необходимо, чтобы их действие соответствовало основным методологическим принципам акмеологии. Основополагающим методологическим принципом при этом процессе является принцип системности, хорошо известный в психологии.

В акмеологии в настоящее время системный подход нацелен на описание профессионализма как системы. Вполне обоснованно можно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее обязательно входит субъект деятельности, предмет деятельности и взаимодействия, структурные компоненты, связи, средства взаимодействия, а также системообразующий фактор. Субъект деятельности, с акмеологической точки зрения, может быть объектом воздействия и самовоздействия в процессе саморазвития. Структурные компоненты в акмеологической системе также могут выступать в разных качествах: как уровни профессионального мастерства с соответствующим акмеологическим содержанием, в виде профессиональных знаний, умений и навыков. Системообразующим фактором могут стать эталоны или идеалы «акме», движущей силой - смыслообразования личности, потребности в самореализации, что находит свое отражение в категориально-методическом аппарате дизайна. Следует указать еще на один методологический принцип акмеологических исследований, состоящий в изучении двух равноценных, с акмеологической точки зрения, объектов - человека и деятельности. В акмеологии, как и психологии, нельзя изучать деятельность в отрыве от человека как субъекта труда и человека вне деятельности. При разработке акмеологической концепции важно учитывать принцип развития. Субъект труда как личность должен развиваться в процессе профессиональной деятельности. Данное развитие должно осуществляться как в сфере потенциального, так и актуального, через усложнение системы отношений и взаимодействий, приобретение новых знаний и опыта. Поэтому-то организация предметно-пространственной среды должна не только соответствовать возможностям личности, но и предусматривать условия для личностно-профессионального развития.

Принцип взаимной адаптации был разработан в инженерной психологии и эргономике и успешно применяется при оптимизации информационного взаимодействия человека с технической частью системы. Адаптация осуществлялась как со стороны специалистов в процессе обучения, освоения навыков и приспособления условий деятельности, так и со стороны техники. Согласно данному принципу, предметно-пространственная среда должна обладать возможностями, позволяющими осуществлять различные уровни адаптации, но, прежде всего, индивидуальную адаптацию. Что в переводе на язык дизайна означает создание объектов и процессов либо новых, либо изначально меняющих свою форму, удовлетворяющую возросшим потребностям личности. Как видно из вышеизложенного, развитие факторов контроля идеи, проектирования и эксплуатации объектов или процессов дизайна идет по нарастающей спирали. Постоянно идет взаимосвязь с ранее накопленными знаниями, они обогащаются и учитываются в более точном и широком аспекте, учитывающим все большее количество связей. И тем более становится очевидной главенствующая роль образования в системе контрольных функций дизайна. А.С. Макаренко говорил: «...Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре.... Бить на красоту, - значит бить наверняка.... Красота - самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат...».

А ведь красота это: главный критерий дизайна - функциональный комфорт в эргодизайне - основной формообразующий фактор в акмеологической системе - и показатель энтропии предметно-пространственной среды. Последний фактор позволяет обеспечить связь с инфокоммуникационными технологиями, как актуальной проблематикой в век информатизации всех процессов дизайна, а также является одним из способов математической обработки ожидания комфортных условий нахождения человека в данной предметно-пространственной среде в данный момент времени. Это подводит нас к казалось бы парадоксальному суждению о том, что образование является специфической формой дизайнерского процесса.

Образование как специфический процесс дизайна. Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Педагогический прогресс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Любое явление, имеющее в своей основе в качестве основных составляющих, помимо прочих, неразрывно связанные технологию и эстетику, можно рассматривать как процесс дизайна.

Следовательно, процесс образования в аспекте нашего исследования можно рассматривать и как специфический процесс дизайна - т.к. в нем есть технологии обучения (иначе не было бы движения от цели к результату) и эстетика, как основная категория в процессе воспитания человека, определяющая осмысление им окружающего его мира.

«...Диалектичностъ педагогического действия настолько велика, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним...».

«...Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных...», - А.С. Макаренко.

Такими же словами, только по отношению к объекту или процессу дизайна, выражается главный принцип эргодизайна. Это свидетельствует о схожести методов к решению проблем рассматриваемых в эргодизайне, педагогике и андрагогике.

 

Автор: Елочкин М.Е.