24.08.2011 54087

Содержания современного среднего профессионального образования в сфере дизайна (статья)

 

Разработка современных подходов к инновационным технологиям обучения связана, прежде всего, с формированием профессиональной составляющей содержания образования на базе учета характера предстоящей трудовой деятельности. Наиболее рациональным и последовательным является; сочетание компетентного и деятельного подходов. В основе последнего лежит прогностический анализ, выявление умений, необходимых для успешного выполнения трудовых функций, и знаний, обеспечивающих осознанное овладение этими умениями.

Система среднего профессионального образования обладает рядом уникальных характеристик.

Во-первых, специалист в области дизайна должен владеть, в отличие от техника, способностью правильно применять эстетические навыки в своей работе, с одной стороны, а с другой, не имеет такой необходимости как инженер анализировать эстетические категории в области применения разработок объектов и тем более процессов дизайна.

Во-вторых, возраст учащихся как раз попадает в главный фокус рассматриваемых проблем ювенологии и педагогики, что делает учебно-воспитательный процесс более прогнозируемым.

В третьих, в рамках среднего профессионального образования обучается значительная часть студентов, а выпускники наиболее востребованы рынком.

В четвертых, объем навыков и умений, получаемых в системе СПО, больше, чем в начальной, но в меньшей, чем высшей школе. Причем, если техник должен лишь применять их, а инженер уметь анализировать, то специалисту в области дизайна требуется и то и другое. Все эти и ряд других факторов позволяет рассматривать среднее профессиональное образования как базовое в рамках непрерывного дизайн-образования.

Специальность 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 2801 «О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования», (а 20 декабря 2007 г. № 370).

Подходы к концепции обучения дизайну в системе СПО базируются на программе обучения, существовавшей в СССР, которая объединяет в себе не только весь основной свод базовых законов и принципов дизайна, но, также, связывает среднюю общеобразовательную школу с последующим обучением студентов в системе профессионального образования РФ. Связь эта выражается в приобретение навыка работы на компьютере, освоение ИТ, что, в свою очередь, связывает школьный курс «Информатика» с комплексом дисциплин средней профессиональной и высшей школ. Программа предусматривает активное использование компьютера в процессе обучения и дальнейшее работе по специальности дизайнера любого направления.

Но, в отличие от большинства других дисциплин, полный перевод обучения на компьютер невозможен. Это обусловлено двумя моментами: Первый, технический - экран монитора не способен полностью передать ни всю гамму оттенков цвета, ни нюансы дизайнерской работы, ни донести до пользователей всю архитектонику работы дизайнера. Во-вторых, многие направления дизайна требуют объекта приложения усилий дизайнера: лист бумаги, волосы и одежда человека, флора, мебель и многое другое. В связи с выше перечисленными моментами, требуется сбалансированный подход к использованию компьютера и других технических средств в процессе обучения и приобретения навыка их использования. Это благотворно скажется и на эффективной работе дизайнера в процессе его дальнейшей работы по специальности. Как отмечает Б.С. Гершунский, исходя из потребностей науки, техники, производства, следует выяснить, каким должно быть содержание образования с необходимым упреждением (поисковый этап). После этого определить средства его достижения в реальном учебном процессе (нормативный этап).

Нормативный аппарат и его составляющие рассматривались выше. Рассмотрим нормативный этап.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека. Советский психолог Платонов отмечал: «... профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящийся ее выполнить...». Рассмотренный ниже действующий стандарт ориентирован на личностно-ориентированный подход к обучению студентов основам дизайна в системе среднего профессионального образования.

Форма освоения основной профессиональной образовательной профессии по специальности 0514 Дизайн (по отраслям): очная; очно-заочная; заочная; вечерняя; экстернат. Предложенные формы перекрывают весь спектр заложенных в Законе об образовании форм обучения, однако имеют свои особенности при обучении дизайну. В связи со сложностью обучения значительной части дисциплин, посвященных формированию у личности эстетических норм, чувства прекрасного, психологических и физиологических приемов создания и восприятия объектов дизайна, последние четыре формы обучения предъявляют значительные требования к учебному процессу.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего полного образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения, на базе среднего полного общего образования составляет 8 семестров. Это обусловлено следующими факторами: обучение по дисциплинам блокам ОД составляет не менее 1 семестра; обучение по дисциплинам блока ОГСЭ составляет не менее 2 семестра; обучение по дисциплинам блока ОПД составляет не менее 2 семестра; обучение по дисциплинам блока СД составляет не менее 2 семестра; практика по специальности не менее 1 семестр. Это является явно не достаточным, для того чтобы выпускник был готов к профессиональной деятельности по проектированию и созданию объектов дизайна в соответствии со специализацией в качестве дизайнера, практикующего как индивидуально, так и в составе творческих коллективов. В качестве примера можно сравнить дисциплины, посвященные эстетике в СССР и в РФ. В СССР их было пять (5!) каждая с минимальном объемом в 36 часов (суммарное рекомендованное количество часов - 500!). В РФ только с недавнего времени было введена только одна. Причем не обязательная и по усмотрению учебного заведения, либо посвященная «Истории дизайна», либо «Эстетики в дизайне», - с тем же объемом в 36 часов.

Основными видами деятельности дизайнера, подготовленного в системе среднего профессионального образования, являются проектная и исполнительская. Они заключаются: в разработке концептуального решения, дающего представление о системе и принципах эстетического и технологического формирования объекта дизайна и его взаимосвязи со средой его использования; выполнение эскизного дизайн-проекта на бумаге; либо самостоятельное технологическое исполнение дизайн-проекта, либо авторский надзор за его реализацией в натуре, т.е. процесс создания объекта дизайна.

Выпускник должен уметь: владеть изобразительными средствами (уровень владения определяется специализацией дизайнера); на основе изучения особенностей объекта дизайна проводить сбор и анализ необходимых материалов и документов; осуществлять процесс создания дизайн-проекта (определяется специализацией дизайнера); выполнять проектную часть дизайн-проекта. Выпускник должен знать: законы архитектоники формы, закономерности ее построения и особенности ее восприятия; пластические и конструктивные свойства, способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов и создания объекта дизайна (определяется специализацией дизайнера); принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом; принципы, методы и приемы работы над объектом дизайна (уровень владения определяется специализацией дизайнера); принципы, методы и приемы технологических процессов создания объекта дизайна (определяется специализацией дизайнера); области применения (использования) объекта дизайна и его органическую связь с ними; особенности применения (использования) объекта дизайна в тех или иных условиях.

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности «Дизайн», должен быть подготовлен: к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования; к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля в сокращенные сроки.

В общих требованиях к образованности выпускника указывается, что он должен: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач; обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой; элементарными умениями общения на иностранном языке; владеть широким кругозором и быть готовым к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; проявлять ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; быть готовым к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм (по специализации); владеть профессиональной лексикой; знать принципы научной организации своего труда; знать и быть способным к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации; иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

По окончании теоретического обучения студент должен пройти профессиональную практику. В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) выпускник должен быть готов к выполнению проектной и исполнительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности включает в себя: требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу профессиональной практики, программу итоговой государственной аттестации, - и разрабатывается на основании требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности и ее специализациям. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит: 1. Из дисциплин федерального компонента, в том числе дисциплин по выбору студента, а также, из дисциплин которые должны быть включены, по мнению автора, в этот список 2. Дополнительной работы над завершением программного задания под руководством преподавателей дисциплин: национально-регионального (регионального) компонента; факультативных дисциплин и консультаций; а также, дисциплин «Композиция» (с цветоведением), «Психология», «Информационные компьютерные технологии», «Физиология» и «Эргономика» (определяется специализацией дизайнера).

Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени дисциплин федерального компонента. Исключением являются дисциплины: культура России; русская философская школа. Включение этих двух дисциплин в обязательный федеральный блок является задачей не только стратегической в условиях сложившейся мировой обстановки и ситуации в нашей стране, но также будет являться одним из решений задачи поднятия самосознания личности специалиста в области дизайна.

Объем практической подготовки студента: профессиональная практика, практические занятия и пр. - должен составлять 40-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Обусловлено это: большим объемом теоретического материала в блоках ОГСЭ и ТОР; специализацией дизайнера; условиями, предъявляемыми системой среднего профессионального образования, к требованиям знаний и практических умений, которые должен получить выпускник.

При рассмотрении минимальных требований к уровню содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям):

1. По общеобразовательным дисциплинам: владеть знаниями, предъявляемыми федеральным компонентом к общеобразовательным дисциплинам; владеть знаниями, входящими в теоретический материал специализации выпускника.

2. По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен:

2.1. Иметь представление: об взаимосвязях окружающего мира и сопоставлять их с объектом дизайна; о науках, чьи области знания соприкасаются с наукой о дизайне.

2.2. Знать: воздействия композиции и отдельных ее элементов; цветовое воздействие, художественные и эстетические свойства цвета; основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики.

2.3. Уметь: сопоставлять и применять полученные знания.

3. По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:

3.1. Иметь представление: об основных методах пространственных построений на плоскости; о различных методиках проектирования объекта дизайна на бумаге и компьютере, их взаимосвязи и различии; о свете и цвете с точки зрения различных научных дисциплин.

3.2. Знать: законы построения композиции; основные закономерности создания цветового строя; основы пластической анатомии.

3.3. Уметь: осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка и живописи; использовать основные изобразительные техники и материалы.

4. По специальным дисциплинам выпускник должен:

4.1. Иметь представление и знать: основы композиции, архитектонику формы; психофизиологические особенности восприятия объекта дизайна; основы цветоведения (колориметрию по специализации); особенности дизайнерского проектирования; современные принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом; пластические конструктивные свойства, способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов и объектов дизайна (по специализации); профессиональную терминологию.

4.2. Уметь: осуществлять целевой сбор и анализ исходных данных, подготовительного материала, проводить необходимые предпроектные исследования; осуществлять процесс дизайнерского проектирования; использовать разнообразные изобразительные и технические приемы и средства при выполнении дизайн-проекта и создания объекта дизайна (определяется специализацией дизайнера); принципы, методы и приемы технологических процессов создания объекта дизайна (определяется специализацией дизайнера).

5. По дисциплинам национально-регионального (регионального) компонента выпускник должен:

5.1. Иметь представление: о национальных культурах народов Земли.

5.2. Знать: традиции национальной культуры; обычаи национального использования объектов дизайна.

5.3. Уметь: проектировать объекты дизайна, согласно национальным традициям и обычаям.

6. По отдельным дисциплинам, дополнительно выпускник должен:

6.1. В области философии: иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; понимать роль культуры в развитии цивилизации и современного общества; понимать закономерности освоения человеком среды обитания; иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; иметь представление о мировых философских концепциях лежащих в основе науки о дизайне.

6.2. В области права и правового обеспечения профессиональной деятельности: иметь представление об основах государственной политики и права в области социально-культурной деятельности и художественного творчества; иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации; знать историю и современное состояние законодательства о культуре; знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения; знать права и обязанности работников социально-культурной и производственной сфер; знать основные положения Конституции Российской Федерации; знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы; владеть основами малого предпринимательства (в зависимости от специализации).

6.3. В области русского языка и культуры речи: знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; уметь пользоваться словарями русского языка; знать специфику словарного состава своей профессии.

6.4. В области иностранного языка: владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

6.5. В области физической культуры: иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни; уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

6.6. В области социальной психологии: знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности; уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать о воздействиях объектов дизайна и его значение в области социальной психологии.

6.7. В области экономики (требования к уровню подготовки выпускника являются обязательными для выполнения только в случае освоения дисциплины): знать общие положения экономической теории; иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике; уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию; владеть основами в области малого предпринимательства.

6.8. В области социологии и политологии: иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности; иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношений и процессах (в России и в мире в целом); знать о социальном воздействии объектов дизайна.

6.9. Основы эстетики: иметь представление об этических и эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; знать основные этапы развития, направления и школы этической мысли; знать об эстетическом отношение человека к миру; иметь представление об эстетики как философии искусства; знать природу эстетического, основные эстетические категории и основные закономерности эстетического освоения человеком действительности; иметь представление о социальной природе и функции искусства; творчество и вклад в П.А. Флоренского и других деятелей науки и культуры, в формирование науки о дизайне.

6.10. В области информатики и информационного обеспечения профессиональной деятельности: знать состав функций и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; уметь использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; уметь применять компьютеры и средства периферии компьютеров.

6.11. В области безопасности жизнедеятельности: знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; уметь организовывать и проводить мероприятия по за- щите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных си- туаций; знать основы военной службы и обороны государства; иметь пред- ставление о медицинских знаниях; уметь оказывать первую медицинскую помощь.

6.12. Психологии и физиологии: понимать психофизиологические и биосоциальные основы жизнедеятельности человека, его интеллектуальной деятельности, знать о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о роли эмоций, стресса, адаптации в жизни человека, представлять роль человека в эволюции Земли; знать особенности психофизиологии человека, закономерности работы его мозга при приеме и переработке информации и разных родах практической деятельности, иметь представление о закономерностях интегративной деятельности мозга, формировании условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий.

6.13. Русская философская школа: иметь представление об славянофилах и западниках; знать о мировом вкладе в философию и науку представителей русской философской школы: Вернадского, Циолковского, Бердяева, Чернышевского и других; иметь представление о вкладе в развитие дизайна представителей русской школы философии, представителей русской культуры и науки; философия B.C. Соловьева; философия П.А. Флоренского и его вклад в становление и развитие науки о дизайне.

6.14. Знать по дисциплине «Операторское мастерство»: единицы измерения в светотехники; композиция кадра; трансформация формы и пространства; принципы и технология освещения; психология восприятия зрительных образов; виды и особенности фотографии; геометрическая оптика, оптические системы со сферическими поверхностями и их погрешности; фокусное расстояние, угол поля зрения, глубина пространства.

6.15. По другим дисциплинам требования к содержанию определяются федеральными и региональными требованиями, спецификой и условиями обучения в конкретном учебном заведении.

Для обеспечения учебного процесса учебное заведение должно располагать, в зависимости от специализации:

1. Кабинетами: гуманитарных дисциплин; русского языка и литературы; мировой культуры, изобразительного искусства, философии; иностранного языка (включая лингафонный класс); информатики и информационных технологий в области дизайна; черчения, перспективы, композиции, цветоведения; пластической анатомии и физиологии; по специализации.

2. Лаборатории: техники и технологии живописи и черчения; технических средств обучения; компьютерный класс; химии; физики; анатомии; эргономики; кино и фотографии; по специализации.

3. Мастерские: рисунка и живописи; макетирования; по специализации.

Указан примерный список обеспечения помещений, которыми должно быть укомплектовано учебное заведение. Он может варьироваться в зависимости от видов направлений дизайна, по которым ведется обучение в учебном заведении.

Учебное заведение в обязательно должно комплектоваться: методическим и библиотечным фондами, как в области дизайна, так и для организации учебного процесса и общего культурного развития студентов; иллюстративным фондом.

Иметь: выставочный и спортивные залы.

Итоговая работа студента должна соответствовать: виду направления, по которому велось обучение; знаниям и практическим навыкам, приобретенным в процессе обучения.

Желательно при работе над дипломным проектом следовать духу феномена русского дизайна или учитывать иные философские концепции при использовании объекта дизайна в региональных условиях.

Исходя из компетентности модели ФГОС нового поколения, приведенные положения предлагается сформировать в следующем виде:

Специальность - инфокоммуникационный дизайн (сейчас, компьютерный дизайн)

Специализации:

– Web-дизайнер - проектирование (создание) сетевых интерфейсов.

– Дизайнер-по-мультимедиа - проектирование виртуальных мультисредовых интерфейсов.

– Специалист по компьютерной верстке - макетирование книг и других печатных материалов, разработка стилей (шаблонов) их, создание и макетирование печатных рекламных материалов (как отдельный факультатив).

– Дизайнер по компьютерной графике - специалист по созданию и обработке компьютерных графических композиций, подготовка графических материалов для специалистов других отраслей экономики (дизайна).

 

Автор: Елочкин М.Е.