28.08.2011 13078

Подходы и современные классификации деловых игр

 

Несмотря на то, что в последнее время появился ряд работ, посвященных проблемам игрового обучения в образовательном процессе, о удовлетворительного решения вышеназванных проблем нет. Но прежде всего следует остановиться на том, что же понимается под деловой игрой.

В настоящее время не существует универсального определения деловой игры. Так И.М.Сыроежин понимает ее как модель процесса принятия решения [46]. Другие авторы (С.В.Емельянов, А.Г.Ивановский [58]) определяют деловую игру как модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей экономического, политического или престижного характера [58]. Ряд авторов [42] отмечает, что деловая игра представляет собой моделирование избранных аспектов конфликтной ситуации, выполняемое в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками. Таким образом, все исследователи данной проблемы так или иначе отмечали, что деловая игра является моделью.

Здесь же говоря о деловых играх мы имеем в виду прежде всего учебные деловые игры и исходим из того, что учебная деловая игра сама по себе не является моделью, а выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре деловой игры.

История существования деловых игр насчитывает несколько тысячелетий. Первое упоминание о них можно найти в папирусах древнего Египта, где описываются широкомасштабные учения египетской армии с элементами ситуационного моделирования - одна из противоборствующих сторон должна была применять тактические приемы, характерные для того или иного противника.

Первое упоминание деловой игры в Европе (XVII - XVIII вв.) значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». Интересно, что в XIX веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров. Развитие предпринимательских игр продолжает традицию плановых упражнений военных. Члены американской Ассоциации Менеджмента после посещения Военно-морской академии обнаружили, что они как менеджеры сталкиваются с аналогичными ситуациями принятия решений. С тех пор деловые игры в США используются в различных областях знания.

Первые игры были разработаны в США в 1955 году американской Ассоциацией Менеджмента. Первые примеры деловых игр с использованием компьютера были предложены английским кибернетиком Стаффордом Биром [23] в конце 60-х годов. В своей книге «Мозг фирмы» он описывает принципы построения систем, позволяющих участникам управлять виртуальной корпорацией, холдингом и даже целой страной.

Примерно в это же время другим ученым - Д.У.Форрестером - были разработаны основы новой науки - динамики систем, позволяющей строить интерактивные модели экономических, политических, социальных ситуаций.

Широкое распространение деловые игры получили в западных школах менеджмента в 80-е годы. С появлением средств виртуальной реальности деловые игры вышли на качественно новый уровень, подчас заставляя участников испытывать настоящий стресс в наиболее критические моменты игры. Новейшие системы визуализации фирмы позволили оснастить интерактивными комплексами для ситуационного моделирования тренинг-центры многих крупных корпораций.

В России первая деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году М.М.Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» [21].

Возрождение игротехнической культуры в России связано, прежде всего, с именем Г.П.Щедровицкого. В 1950-е годы им был организован Московский методологический междисциплинарный семинар, который носил элитарный, закрытый характер. Идеи и методы, разработанные Г.П.Щедровицким [228], легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника приносило известный результат: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства. Введение целевого менеджмента, группового обучения, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели «человеческие отношения».

Именно в этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К.Тарасова [196], ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились вузы. Насчитывается более 1000 различных обучающих игр.

В 1980-90-е годы в России наступил этап экономических реформ, связанный с введением новых форм хозяйствования, а затем появлением различных форм собственности. С помощью деловых игр выявлялись варианты решения крупных проблем. Например, игра «Выпуск», моделирующая процесс разработки и оперативного регулирования выполнения более напряженного плана производственного объединения по росту производительности труда, снижению себестоимости продукции и дополнительному ее выпуску за счет более рационального использования мощностей [224]. Игровые модели различных бизнес-ситуаций активно разрабатываются специалистами и сейчас.

Большой вклад по внедрению учебных деловых игр в образовательный процесс высшей школы принадлежит преподавателям кафедры методов интенсификации процесса обучения Московского педагогического государственного университета В.А.Трайневу [201], Л.Н.Матросовой [103], определявшим учебную деловую игру как «специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность учителя, направленную на формирование и отработку его профессиональных умений и навыков» [204, с. 6]. При этом говоря о деловой игре как о методе, обеспечивающем большую эмоциональную включенность учащихся в образовательный процесс. Кроме того, кафедрой была разработана новая методология педагогической деятельности - преобразование, то есть модификация деловых игр в учебная деловые игры; обоснованы ведущие принципы и комплексная модификация традиционных деловых в учебные деловые игры.

Таким образом, деловые игры как метод активного обучения, пройдя длительный путь развития, в настоящее время занимают прочные позиции в образовательном процессе высшей школы. Данный метод переживает свое второе рождение: игра служит повышению эффективности вузовского образования, позволяя экономить временные затраты, средства для проведения эксперимента, моделировать будущую самостоятельную профессиональную деятельность, а также развить творческий потенциал выпускника высшего учебного заведения.

Существуют различные классификации деловых игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства деловой игры, которые он исследует, а также немаловажно и понимание исследователем самого понятия игра. В своей работе мы придерживаемся классического определения игры, то есть игра - «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [89; с. 106].

Определено, что эффективность использования деловых игр зависит от определенных условий, одним из которых является наличие классификации последних.

Вклад в разработку классификации деловых игр внесли: М.М.Бирштейн [21], В.Я.Платов [152], А.М.Смолкин [182] В.А.Трайнев [201, 202, 203] и др. В настоящее время наиболее характерны следующие подходы к классификации деловых игр:

– по наличию имитационной модели осваиваемой деятельности и степени выраженности элементов игры (В.Я.Платов [152], В.В.Подиновский [155], А.П.Хачатурян [214], В.Б.Христенко [216]);

– по назначению в учебном процессе (А.М.Смолкин [182]);

– по характеру деятельности, имитируемой в игре (В.В.Хрипко [215]);

– по целевому предназначению (Е.А.Хруцкий [217]).

Во многих научных работах определяются многочисленные признаки игр (Н.В.Борисова [27], Л.Б.Наумов [121], А.М.Смолкин [182], П.И.Пидкасистый [148], Л.Н.Матросова [103], В.А.Трайнев [201]).

В современной литературе классификация игр представляется центральной проблемой теории игровой деятельности. Предложена общая классификация игр, где определено место деловых игр. Сама структура предложенной схемы свидетельствует о том, что данная классификация является базовой и может служить и служит основой для разработки новых классификаций, представляющих существенный интерес для теории игрового обучения.

Так Н.В.Борисова, рассматривая в своих исследованиях вопросы классификации деловых игр, останавливается на блиц-играх как «разновидности игровой деятельности, аккумулирующей в себе некоторые признаки форм активного обучения: конкретные ситуации, разыгрывание ролей, мозговой штурм и деловую игру» и выделяет следующие виды игр [29; с. 21-22]:

1. По степени выраженности контекста профессиональной деятельности:

А. Контекстно-ориентированные игры, суть которых - игровая деятельность по подготовке специалиста, но вне прямой связи с перспективной деятельностью.

Б. Косвенно контекстно-ориентированные игры, суть которых -квазипрофессиональная деятельность.

2. По функциональной направленности:

A. Исследовательские блиц-игры, в которых участники за определенное время осуществляют проверку гипотез, поиск и накопление данных, делают выводы по результатам проделанной работы.

Б. Дидактические блиц-игры, в ходе которых изучаются элементы теории и практики деятельности специалиста.

B. Рефлексивно-оценочные, в ходе которых осуществляется исследование деятельности, поиск и реконструкция выявленных затруднений, перенормирование деятельности, оценка процесса и результата.

Г. Диагностические, в которых осуществляется диагностика деятельности, личности или группы в интересах получения значимого результата.

Д. Мотивационно-побудительные, посредством и в ходе которых преимущественно формируется интерес, азарт, мотивация, а также потребность относительно деятельности, явления, информации.

Е. Психотехнические, посредством и в ходе которых осуществляется развитие и совершенствование умений специалиста в выполнении психотехнических и релаксационных упражнений, значимых для профессиональной деятельности.

Все игровые технологии в соответствии с классификацией находятся во взаимосвязи. Ни один вид сам по себе не обеспечивает решение задач организации самостоятельной работы обучающихся. Выбор блиц-игр из общей классификации осуществляется на основании дидактических задач (единиц), отображенных в модели специалиста и конкретизированных в программе подготовки обучаемого по предмету.

Известна еще одна классификация деловых игр как метода активного обучения. В зависимости от признака, положенного в основу деления, различают:

1. По функциональному назначению:

– учебные деловые игры;

– производственные;

– организационно-деятельностные;

– исследовательские.

2. По степени реальности игровой модели:

– конкретные (практические);

– абстрактные (теоретические).

3. По сложности игровых процедур:

– простые (ограниченное число участников, одна проблема);

– сложные (множество участников, проблемных ситуаций, внешняя экспертиза и т. д.).

4. По способу обработки информации:

– машинные (с использованием компьютеров и чисто компьютерные);

– ручные.

5. По степени формализации:

– формализированные (игровые процедуры математически описаны);

– неформализированные (с использованием только качественных характеристик).

6. По структуре участников игры:

– однотипные (студенческие группы, сотрудники одного учреждения и т.д.);

– смешанные (разнопрофильные участники игры).

7. По виду оценки деятельности участников игровых групп:

– без оценивания специальным арбитражем;

– с оцениванием специальным арбитражем;

– с самооценкой участников игры.

8. Степень регламентации:

– с жесткой регламентацией (последовательности действий участников, времени игровых сюжетов, ролей игроков и др.);

– мягкие деловые игры.

В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников. Игра как метод построения учебного процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты:

– игровые роли и их принятие;

– построенные по определенным правилам игровые действия;

– моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).

Очевидно, что многообразные деловые игры можно систематизировать по целому ряду признаков. Важнейшими из них в настоящее время представляются: целевое назначение игры, широта тематических рамок, имитируемые области, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, характер коммуникаций между участниками, степень открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения и др. Современные классификации, отражающие общие представления о разнообразии деловых игр в зависимости от их наиболее существенных формальных признаков, дает таблица 2 (с. 56 [158]).

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации:

1. Среди деловых игр в зависимости от их функций и целевого назначения различают:

– обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

– деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при интенсификации процесса обучения). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;

– проектные деловые игры. К ним обращаются при проектировании организационных систем (организаций, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень компетентности их участников;

– исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные ситуации в режиме «что будет, если?..». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений.

2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация деятельности по разрешению конфликта с заданными параметрами. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности студентов группы.

3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени. И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

4. В зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения. Вторые же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании деятельности по устройству на работу в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого университета). Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной. Некоторые игры могут иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимодействии участников.

6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра, с точки зрения функционального подхода. Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по выполнению определенной функции организации.

7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра «Экспедиция на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»). Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

8. В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

9. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистанционного обучения и распространением системы Интернет значительно расширяются возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.

Независимо от типологии деловые игры имеют ряд общих моментов в своей организации и построении. В результате анализа современных классификаций деловых игр, мы хотели бы предложить свой подход к данной проблеме, отраженный схематично. В основу нашей классификации положен признак целевого назначения, учитывая проблематику данного исследования, мы подходили к построению классификации с точки зрения применения игр в организации самостоятельной работы.

В зависимости от цели применения мы выделяем обучающие и исследовательские деловые игры. Обучающие деловые игры направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков и используются при подготовке студентов к самостоятельной работе. К ним относятся:

– дидактические - в ходе которых изучаются элементы теории и практики деятельности специалиста;

– эвристические - в данном случае педагог не сообщает студентам готовых знаний, а умело организуя ситуации, не содержащие прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к выводам.

В отличии от обучающих, исследовательские деловые игры подразумевают выдвижение проблемы и поиск путей ее дальнейшего изучения.

Мы предлагаем классифицировать исследовательские деловые игры по наличию или отсутствию объекта имитации на имитационные и неимитационные.

Неимитационные игры отличает ориентированность на проблемность, интенсификация поискового характера самостоятельной работы студентов, но в то же время отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. К неимитационные играм относятся:

– интеллектуальные игры, стимулирующие интеллектуально-творческие и познавательные способности студентов. Подобные игры включают в себя создание проблемной ситуации, генерацию идеи, анализ, проверку и выбор лучших идей и представляют собой единство двух составляющих - выдвижение идеи (одной или нескольких) и ее развитие;

– игры-упражнения - представляют собой планомерно осуществляемую программу разнообразных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности самостоятельной деятельности.

Сущность имитационных игр заключается в моделировании реальных объектов и условий. Среди имитационных игр мы выделяем:

– ролевые - в процессе организации самостоятельной работы участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации проявляют свои профессионально значимые черты, а также с помощью руководителя игры или друг друга критически их оценивают, анализируют и находят пути решения проблемы;

– ситуативные - в качестве объекта имитации выступает реальная ситуация, которая может возникнуть в профессиональной деятельности. Моделирование ее осуществляется на примере конкретного учебного заведения и должно быть максимально приближено к реальному положению дел. Между студентами, участвующими в игре, распределяются должности (роли) и предлагаются задачи по анализу проблемной ситуации и принятию соответствующих решений;

– блиц-игры - разновидность имитационных игр, непродолжительных по времени, где участники за определенное время осуществляют проверку гипотез, поиск и накопление данных, делают выводы по результатам проделанной работы. Блиц-игры динамичны, удобны при включении в структуру занятий, адекватны особенностям организации самостоятельной работы студентов.

Предложенная нами классификация не претендует на полноту и не представляет собой окончательный вариант.

Итак, можно сделать выводы, что:

1. Проблема классификации деловых игр актуальна и в настоящий момент.

2. Интерес к учебным деловым играм как к методу обучения актуален тем, что реализует задачу подготовки студентов педагогических специальностей к самостоятельной деятельности с использованием тех же игровых технологий с целью проведения экспериментов, для обработки результатов исследований и т. д.

3. Учебная деловая игра выступает как многофункциональный метод подготовки студентов, призванных осуществлять педагогическую деятельность, в целенаправленно структурированной самостоятельной работе, значимой для формирования и совершенствования у них педагогических способностей, знаний, умений и личностных качеств.

4. Все это дает основание предположить, что деловую игру целесообразно применять в процессе подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, путем приобщения их к проведению педагогического исследования, рассматривая деловую игру в качестве способа проведения педагогического эксперимента.

 

Автор: Змиевская Е.В.