28.08.2011 4523

Вопросы разработки структурных элементов учебной деловой игры

 

Учебная деловая игра в системе вузовской подготовки студентов к самостоятельной деятельности - это активная деятельность по имитационному моделированию системы организации самостоятельной работы и ее подсистем и игровому моделированию будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических вузов в этих системах.

В свою очередь, имитационное моделирование организации самостоятельной работы студентов - это процесс конструирования модели реальной системы организации этой самостоятельной работы с учетом постановки и решения профессиональных задач путем имитации конкретной педагогической деятельности с вытекающей отсюда четкой системой знаний, умений, навыков, черт творческой личности студента-исследователя, которую должна обеспечивать вузовская подготовка.

А игровое моделирование организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов - процесс принятия и исполнения роли, адекватной педагогической деятельности в моделируемой обстановке и воспроизведения межличностных взаимоотношений в соответствии с поставленной целью.

Анализ исследований, проведенных в последние годы в области разработки учебная деловых игр, передового педагогического опыта, накопленного в стране и за рубежом, а также собственной практики создания учебная деловых игр, с учетом вышеприведенных определений, позволил выделить основные структурные элементы учебной деловой игры. В учебной деловой игре предполагается разработка двух структурных элементов: имитационного и игрового.

В структуру имитационной модели входит модель организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, опирающаяся на модель самой самостоятельной деятельности. Игровая модель содержит такие элементы, как: цели игры, сценарии игры, комплект ролей и функций игроков, правила игры, систему оценивания игры, методическое обеспечение.

Принцип имитационного моделирования, заложенный в структуру УДИ, предполагает построение в целях обучения моделей, отражающих в упрощенном виде выбранный объект реальной действительности. Выбор такого объекта для учебной деловой игры должен быть обусловлен общими целями подготовки студентов педагогических вузов. Описание объекта имитации предполагает его определенную дидактическую обработку, выделение того содержания, которое должно быть усвоено обучающимися. В нашем исследовании в качестве объекта имитации выступает самостоятельная деятельность.

Имитационная модель представляет собой результат анализа разработчиком игры объекта имитации. Для ее описания используют два подхода: формальный и эвристический. Эвристический предполагает неформальное, как правило, словесное описание объекта с указанием его качественных параметров. Иногда в некоторых отраслях знаний возможно формальное описание объекта имитации с помощью аналитико-математических методов и машинного моделирования. В настоящее время психолого-педагогические процессы с трудом поддаются такому описанию.

Учебная деловая игра (в большей степени исследовательская) сама по себе не является моделью (здесь мы вступаем в противоречие со многими авторами, трактующими само понятие деловой игры, она выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре самой учебной деловой игры. Так в предлагаемой нами учебной деловой игре «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» в качестве имитационной модели выступает таблица ранжирования параметров. Эта модель начинает функционировать с момента сопряжения этих параметров друг с другом, мысленной их группировкой, а затем вычленением наиболее значимых внутри групп с последующим ранжированием. Этот процесс можно отнести к так называемому мысленному моделированию, учитывающему целевые функции, функции ограничения проводимого исследования. Этапы работы с предложенной нами таблицей ранжирования параметров (с. 97 - 106) можно рассматривать как некий разминочный момент в учебной деловой игре, который позволяет вникнуть в исследуемую проблему, опираясь на имеющийся опыт и знания, которые на этом этапе систематизируются, позволяет охватить проблему в целом. Здесь можно говорить о построении модели «сущего».

После многократного проигрывания учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов», мы постарались вычленить из многообразия предложенных на исследовательском этапе параметров, блоки, которые при определенном объединении образуют модель, которую в дальнейшем можно использовать для модернизации системы вузовской подготовки студентов.

При разработке структуры имитационной модели организации самостоятельной работы студентов большое внимание уделялось отражению реальной ситуации и возможно более полной имитации объекта действительности. Конструирование собственно игровой деятельности было отодвинуто на второй план. Тем не менее, мы считаем, что отказываться от последнего не следует, поскольку мы имеем дело с игрой, а, следовательно, необходимо использовать все то положительное, что в ней заключено (эмоциональный настрой, игровой азарт и т. д.).

Необходимость специально конструировать игровую деятельность, направленную на изучение и практическое освоение имитационной модели, заставила нас обратить особое внимание на разработку именно элементов игровой модели. К ним относятся:

– Цели игры.

– Сценарий игры.

– Комплект ролей и функции игроков.

– Правила игры.

– Система оценивания игры.

– Методическое обеспечение.

Эффективность использования такой сложной формы обучения как деловая игра, определяется четкостью выбора целей ее применения, которые представляют первый важный шаг в разработке игровой модели. Это положение согласуется как с общедидактическими требованиями, так и с практикой педагогов-разработчиков конкретных игр.

Целевая направленность учебной деловой игры связана с системой мотиваций. Поскольку деловая игра по своей природе двупланова, то структура и технология игры должны обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов -реальных и условных.

В связи с этим в учебных деловых играх должны ставиться как педагогические цели, так и игровые. Педагогические цели в нашем исследовании должны включать в себя основные параметры прогностической модели подготовки педагога к будущей профессиональной деятельности и формулироваться кратко в терминах действий. В разработанной нами учебной деловой игре «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» мы вводим так называемые исследовательские цели, что позволяет вводить параметры, неучтенные разработчиком игры, самими игроками.

Введение исследовательского этапа в учебную деловую игру способствует не только корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации, но и учитывать мнение различного контингента играющих (преподавателей, студентов), а главное творчески подойти к решению проблемы организации самостоятельной работы с освоением навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных высказываний.

Установка на исследование способствует достижению в деловой игре целей развития личности, что представляет особое значение и одновременно трудность для разработчиков учебных деловых игр, так как часто цели развития личности не конкретизируются в описаниях и рекомендациях по учебным деловым играм и, следовательно, недостаточно осознаются преподавателями и обучаемыми. К таким целям можно отнести развитие рефлексии, приобретение опыта общения, выработку положительной установки на восприятие нового и др. Важно обеспечить объективные условия для реализации таких целей на всех этапах игры, в том числе и с помощью конструктивных элементов учебной деловой игры, прежде всего правил и систем оценивания.

Игровые цели ставятся перед всеми играющими. Это вполне реальные и понятные для участников учебной деловой игры цели, которые не всегда воспринимаются как игровые. Они тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в роль, конкретизируют обстановку в игре. Единственным видом игровых целей, осознаваемых игроками как таковые, служат цели выигрыша определенного числа баллов, очков либо иных показателей, начисляемых или снимаемых с игрока или команды за те или иные удачные (неудачные) действия в ходе игры. Ряд авторов считает, что без таких целей игра не может состояться (И.С.Ладенко [94], ВЛ.Платов [154], В.В.Подиновский [155]). Наш опыт проведения игр свидетельствует, что не следует отказываться от балльной системы оценивания действий игроков. Однако необходимо не допустить возникновения у студентов негативного отношения к деловой игре из-за большого количества ошибок. При этом следует учитывать, что данный факт может объясняться не отсутствием у студента знаний по исследуемой проблеме, а особенностями восприятия предлагаемых понятий, или расцениваться как исследовательский акт.

Остановившись на этом факторе, нельзя не сказать об игровом интересе. Имитационная игра является действительно игрой в том главном значении, которое связывается с этим словом в обыденной речи. Игрок, вовлеченный в имитационную игру, начинает действовать в соответствии с исполняемой им ролью. Главной движущей силой при этом, как и в любой другой (например, детской) игре, становится игровой интерес. Природа игрового интереса изучена мало. Помимо таких факторов как удовольствие от контактов с партнером по игре; удовольствие от демонстрации своих возможностей как игрока партнерам; азарт ожидания непредвиденных игровых ситуации; необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного, к составляющим игрового интереса в случае имитационных игр добавляются еще некоторые специфические компоненты:

– удовольствие от интерпретации событий в терминах и понятиях системы прототипа;

– интерес к необычной форме получения знаний, умений, навыков;

– стремление к демонстрации собственных способностей адаптации к роли и исполнению ее разумно и правдоподобно.

Стержнем игровой модели является сценарий. Понятие «сценарий» в настоящее время широко используется в разных сферах деятельности. Среди деловых игр отсутствует четкое и однозначное понимание данного термина. Во многих работах авторы вообще не пользуются этим термином, а заменяют его, например, таким понятием как «последовательность игры и ролевого взаимодействия» [131; с. 15]. Многие авторы в понятие «сценарий» включают роли и функции игроков, правила игры. В своей работе мы остановимся на следующем определении: сценарий - это описание в словесной форме предметного содержания игры и в виде блок-схемы - описание последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру и управляющих игровой деятельностью. Таким образом, сценарий состоит из следующих подструктур:

1. Предмет игры.

2. Содержание противоречия или конфликта.

3. Способ генерирования событий в деловой игре.

4. Общая последовательность игры (блок-схема).

5. Характер двуплановости.

Одним из основных требований, предъявляемых к сценарию, является связь между предметом игры в учебной деятельности и предметом будущей профессиональной деятельности, очевидная для студентов педагогических вузов. Сценарий конструируется для использования как обучаемыми, так и преподавателями, поэтому включение в него указания на предмет игры позволяет четко зафиксировать те процедуры, которые будут отрабатываться в игре. В определенной степени можно сказать, что, будучи связанным с объектом имитации, данный элемент сценария способствует созданию целевой установки на игру.

Важным элементом сценария должно стать описание содержания противоречий или конфликтов как первый шаг к реализации принципа проблемности. Этот параметр, связанный с природой объекта имитации, - один из самых сложных при конструировании, особенно с точки зрения его методологического обеспечения. Конфликт позволяет обеспечить динамику игровой процедуры. В качестве причин конфликтов выступают предметно-деловые разногласия. Возникающий при этом конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности, а расхождение личностно-прагматических интересов легко переходит в неприязнь и вражду.

Учитывая вышеизложенное, под игровым конфликтом понимается такое противоречие, которое специально создается с учетом содержания профессиональной деятельности (так называемый содержательный конфликт) и поведенческих характеристик (поведенческий конфликт). Это конфликты, как правило, не ведут к разрыву межличностных отношений, что обеспечивается характером двуплановости деловой игры. То есть, участники деловой игры одновременно являются специалистами в какой-либо области и игроками, исполняющими определенные роли, заложенные в игровую модель.

Способ генерирования событий в учебной деловой игре. Данный элемент определяет динамику и характер развития процесса игры и зависит от свойств объекта имитации и дидактических целей игры. Существует три принципиально возможных способа генерирования событий в деловой игре: детерминированный, спонтанный и смешанный. Мы в своих разработках отдаем предпочтение последней направленности генерирования событий в деловой игре и весь ход игры разбиваем на основные этапы и подэтапы и представляем их в виде блок-схемы, которая сопровождается текстовыми рекомендациями методического характера.

Блок-схема игры - основной документ, на котором прослеживается ее ход, что важно как для игрока, так и для руководителя учебной деловой игры. Мы считаем, что о характере двуплановости деловой игры (последнего элемента сценария) необходимо заявить на организационно-подготовительном этапе проведения игры, отметив, что обучаемые должны действовать сознательно и в любой момент отдавать себе отчет, что они делают как игроки, а что - как специалисты. Это позволит им удержаться от нарушения равновесия между реальными и условными планами деловой игры, опасность которого всегда присутствует в игре. При конструировании учебной деловой игры необходимо учитывать этот элемент при разработке остальных элементов игровой модели, что дает возможность реализовать сугубо профессиональные цели в игровой форме.

Итак, описав структурные части сценария, мы переходим к следующему обязательному элементу игровой модели-комплекту ролей и функциям игроков.

Выбор ролевой структуры зависит от объекта имитации и целей обучения, поэтому в учебной деловой игре «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» все участники сотрудники НИИ образования и одновременно студенты. Допускается групповое исполнение ролей, привлечение участников игры к исполнению ролей экспертов, руководителей групп. В качестве способа представления ролевой структуры мы использовали словесное описание в свободной форме возможных действий.

Немаловажное значение при конструировании учебных деловых игр имеет определение количества участников и числа игровых групп. Как показывает анализ методических разработок по деловым играм, далеко не все авторы указывают оптимальное число игроков в целом и по группам. В нашей учебной деловой игре принимает участие, как правило, учебная группа в составе 15-30 человек, которая разбивается на малые группы по 5 - 7 человек в каждой.

Важным элементом игровой модели, сопрягающимся с природой естественной игры, о чем мы говорили в начале этого параграфа, являются правила. Они придают учебной деловой игре характер организованной и управляемой учебной деятельности.

Этот параметр игровой модели не имеет в литературе четких определений и границ. Собственный опыт конструирования и применения учебных деловых игр, а также анализ методических и теоретических разработок других авторов убеждает, что в целях удобства пользования этими материалами, а также более гибкого управления игровым процессом «правила» следует выделить в самостоятельный параметр, отделив его как от комплекта ролей, так и от блок-схемы игры. Кроме того, правила можно считать ограничениями в проявлении интересов игроков согласно представлениям конструктора игры о моделируемом объекте.

Правила, как и другие элементы учебная деловой игры, реализуют психолого-педагогические принципы учебная деловой игры. Исходя из принципа имитационного моделирования, источник правил следует искать в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают закономерности организации самостоятельной работы студентов, воспроизводимые в игре. При этом необходимо помнить, что как создаваемые для деловой игры модели, так и сама игра являются упрощением действительности, что проявляется в правилах.

Однако, кроме вышесказанного, существует и другой источник правил - закономерности развертывания собственно игровых действий, игровой деятельности. Если правила игры не будут этого учитывать, то произойдет перерождение игры в традиционное занятие тренажерного типа.

Однако четкость формальных правил игры не должна исключать свободы индивидуального поведения игроков. Более того, эти правила должны стимулировать развитие творческой инициативы, выработку наиболее эффективных стратегий поведения. Ограничения, налагаемые формальными правилами учебная деловой игры, не должны быть слишком узкими, в то же время при проведении игры нельзя представлять полную свободу действий ее участникам, так как в своей основе учебная деловая игра опирается на реальную деятельность, которая всегда ограничена существующими нормами и положениям.

Система оценивания деловой игры как структурный элемент игровой модели - наиболее трудоемкий и сложный для разработчика, что усугубляется недостаточной теоретической проработкой этого вопроса в педагогической литературе, отсутствием надежных способов оценивания некоторых педагогических и психологических явлений. В разработанной нами учебной деловой игре оценивается игровая и имитационная деятельность игроков. Игровая деятельность оценивается по степени вхождения в роль и раскрытия социально-психологического и профессионально-должностного портрета. Сюда же мы относим и соблюдение правил игры и регламента, то есть вводим поощрительные и штрафные санкции. Оценка имитационной деятельности представляет собой оценку определенных найденных в ходе игры решений или рекомендаций по исследуемой проблеме, что отражено в исследовательском этапе деловой игры, их сравнительную эффективность и значимость по разработанным критериям.

Мы оценивали имитационную и игровую деятельность каждого участника игры и группы в целом. Роль экспертов в этом случае выполняют руководители группы, которые, в случае необходимости, могут объединиться в экспертную группу, руководимую главным экспертом.

Методическое обеспечение игры представляет собой ее текстовое и графическое оформление. Структура методического обеспечения однозначно в литературе не определяется, в зависимости от опыта, традиций и профессиональной принадлежности различные авторы по-разному называют те методические материалы, которые мы обобщаем термином «методическое обеспечение деловой игры». Чаще всего сюда относят подготовку необходимой документации; подготовку технических средств обучения и наглядных пособий; разработку руководства по применению системы оценивания деятельности участников; разработку методики проведения игры; пояснительную записку; проект игры; руководство по ведению игровой обстановки.

В своем исследовании мы остановились на следующем варианте методического обеспечения УДИ, который включает:

а) исходную информация об игре, позволяющую преподавателям и студентам быстро составить представление о ее содержании и направленности.

В исходную информацию об игре мы включили классификационные признаки описываемой игры. Они могут следующими:

– по целенаправленности (назначению);

– по форме взаимодействия участников деловой игры;

– по динамике моделируемых ситуаций;

– по способам обработки и передачи информации;

– по скорости игрового времени;

– по типу коммуникации;

– по конечному продукту игры.

б) набор форм бланковой документации, необходимой для выполнения и фиксации игроками всех действий в игре - также обязательный материал в методическом обеспечении учебной деловой игры. Степень детализации методических рекомендаций зависит не только от сложности объекта имитации, но и от контингента обучаемых, а также от намерения разработчиков тиражировать и передавать игру другим пользователям.

Коротко остановимся на основных выводах, полученных нами в ходе изучения вопросов разработки структурных элементов учебной деловой игры:

1. Учебная деловая игра в системе вузовской подготовки студентов к самостоятельной деятельности - это активная деятельность по имитационному моделированию системы организации самостоятельной работы и ее подсистем и игровому моделированию будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических вузов в этих системах.

2. В учебной деловой игре предполагается разработка двух структурных элементов: имитационного и игрового. В структуру имитационной модели входит модель организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, опирающаяся на модель самой самостоятельной деятельности. Игровая модель содержит такие элементы, как: цели игры, сценарии игры, комплект ролей и функции игроков, правила игры, систему оценивания игры, методическое обеспечение.

3. Учебная деловая игра (в большей степени исследовательская) сама по себе не является моделью (здесь мы вступаем в противоречие со многими авторами, трактующими само понятие деловой игры [21, 35, 201 и др.], она выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре самой учебной деловой игры.

4. Для того чтобы созданная игра могла использоваться в различных условиях обучения и разными преподавателями, необходимо предусмотреть возможность и определить направление изменения ее основных элементов.

 

Автор: Змиевская Е.В.