14.11.2011 16860

Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности

 


Квалификационные требования предъявляемые к учителю безопасности жизнедеятельности учитывают специфику его профессиональной деятельности. Анализ работ по рассматриваемой проблеме позволяет прийти к выводу о том, что в современной научной литературе содержится материал по исследованию различных аспектов деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, которая протекает в специфических условиях по сравнению с деятельностью других учителей.

Данная деятельность:

- связана со значительными нагрузками, вызывающими ощущение утомления сенсорных систем - зрительного, слухового, голосового аппарата; различных частей тела - спины, ног, рук, а также субъективное ощущение нервно-психического утомления;

- влечет за собой различные несчастные случаи на занятиях, возникающие вследствие утомления, несоблюдения техники безопасности, недостаточной психологической подготовленности, несоблюдения правил личной гигиены;

- разнообразна по своему содержанию и требует знаний, умений и навыков прикладного характера, базирующихся на хорошей психологической подготовленности.

По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя безопасности жизнедеятельности можно отнести к 4-ой группе, самой психически напряжённой по основным характеристикам деятельности, к которым относят:

- число объектов наблюдения более 25-ти;

- длительность сосредоточенного наблюдения более 75-ти % от времени работы;

Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключаться с одной возрастной категории на другую (смена ролей, которые педагог как актер играет в разных классах, учитывая психологию людей разного возраста). Учителю одновременно необходимо следить за многими объектами и моментами в своей деятельности, за содержанием и формой изложения материала, доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой, пантомимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу учащихся, что вызывает повышение психического напряжения специалиста в процессе реализация деятельности.

Для понимания сущности профессиональной устойчивости педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности необходимо разобраться в специфике деятельности и требованиях, предъявляемых к его личности обществом и государством. Функциональные обязанности учителя безопасности жизнедеятельности определены нормативно-правовыми источниками общего и специального назначения. К ним, прежде всего, относятся: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «О безопасности». Закон РФ «Об образовании», где излагаются основные принципы государственной политики в области образования, ориентирующие учителя безопасности жизнедеятельности на приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается гуманистический характер образования России, подчеркивается приоритет сохранения жизни и здоровья человека, отмечается обеспечение свободного и всестороннего развития личности. Этим законом установлена объективная оценка грамотности любого специалиста, получившего образование.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

- преподавательская;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- воспитательная;

- культурно-просветительская;

- коррекционно-развивающая;

- управленческая.

Работа учителя безопасности жизнедеятельности, согласно Закону «Об образовании» и выполнение им определенных специальных функций представляют собой различные формы в разных сферах жизнедеятельности человека, работа в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, начального среднего, среднего профессионального, также ведомственных детских учреждениях, центрах безопасности жизнедеятельности, центрах военно-патриотического и гражданского воспитания, кружках аналогичной направленности в учреждениях по подготовке и переподготовке специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и в военное время.

Л.Трубина отмечает: «в настоящее время учитель - организатор безопасности жизнедеятельности должен быть организатором учебно-пространственной среды, а поэтому должен быть не только носителем информации, проводником предметно-дисциплинарных знаний, учить разнообразным формам мышления, но и помощником в становлении личности безопасного типа».

Таким образом, функции, выполняемые учителем безопасности жизнедеятельности, достаточно специфичны, сложны и многообразны. Они отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой курса ОБЖ и современными требованиями к нему.

Организаторская

- формирование мировоззрения у школьника по мере его перехода из класса в класс, подготовка учащегося к участию в общественной деятельности;

- осознание единства природы, общества и человека;

- утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих ценностей;

- формирование законопослушного гражданина;

- влияние на формирование эстетических идеалов, взглядов современного школьника, но не навязывание ему своих;

- осознание необходимости физического совершенствования.

- передача технологий оптимального взаимодействия с природой, техникой, людьми;

- развитие навыков защиты от угроз природе, обществу, самому себе;

- передача знаний, взаимозависимости физического, психического и социального здоровья личности;

- формирование навыков поведения и действий во всех областях безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и коммуникативной;

- обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в сложных социальных условиях, нестандартных жизненных ситуациях;

- подготовка школьников к действию в ситуациях называемых экстремальными: служба в армии, правоохранительных органах и т.д.

- планирование индивидуальных программ формирования личности безопасного типа;

- участие в составлении комплексного плана формирования личности безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;

- интегрирование курса основы безопасности жизнедеятельности в другие предметы школьной программы;

-использование принципов безопасной жизнедеятельности в организации внутри коллективных связей и отношений в школе;

- организация сотрудничества и обмен опытом работы с другими государственными и общественными структурами по безопасности жизнедеятельности.

От содержания функциональных обязанностей целесообразно перейти к основным требованиям к уровню образованности выпускника высшего учебного заведения по специальности «Безопасность жизнедеятельности», которые изложены приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 3 июня 1995 года.

Решение этих задач составляет содержание профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности. Структура требований, вытекающих из содержания деятельности, образует профессиограмму педагога данного профиля.

А.В.Матвеев пишет, что профессиограмма учителя безопасности жизнедеятельности базируется на следующих положениях:

- учитель-это прежде всего образованный человек с высоким уровнем нравственных и морально-волевых качеств;

- учитель-это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого-педагогических, медико-биологических наук, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний;

- учитель-это специалист профессионал, владеющий всем арсеналом средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной готовности.

Следует отметить, что работа по созданию профессиограммы учителя безопасности жизнедеятельности пока еще не завершена, но для выяснения ее научных основ уже многое сделано.

В соответствии с потребностями процесса подготовки учителя безопасности жизнедеятельности и повышения его квалификации профессионально-педагогическая готовность служит категорией целевого ориентира и является предпосылкой профессиональной устойчивости специалиста. Следовательно, для определения содержания образования педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности

- формы и методы патриотического воспитания молодежи;

- психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения и методы организации работы с населением в чрезвычайных ситуациях.

- составить психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей, поведения), дать интерпретацию собственного психического состояния и др.

- оценивания риска появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций, применения своевременных мер по ликвидации их последствий;

- формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде;

- обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

- организации спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

- использования приборами радиационного, химического и дозиметрического контроля и др.

Необходимо познание профессиональной готовности. Если рассматривать проблему профессиональной готовности специалиста в целом, то необходимо отметить, что в теории и практике деятельности под ней понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния психики физического здоровья специалиста, качеств личности требованиям выполняемой деятельности. Профессиональная готовность является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.

Профессиональная готовность к педагогической деятельности включает в себя уровень умений и навыков, уровень физического здоровья, развитость необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.

В профессиональной готовности специалиста М.И.Дьяченко и А.М.Столяренко выделяют две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психологических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений, в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности.

Так А.К.Маркова отмечает, что профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добивается профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии. Она также подчеркивает, что в сегодняшнем обновляющемся обществе становлению профессионала способствуют такие черты личности как:

- следование профессиональной этике;

- индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

- внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах);

- гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе);

- внутренняя диалогичность личности;

- адекватная самооценка;

- готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.;

- стрессоустойчивость и конкурентоспособность.

Тем самым определённая роль в личности профессионала отводится устойчивости.

В работе И.А.Щеголева  дана характеристика комплексной системы развития профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности, определен уровень влияния методов активного обучения на ее развитие. Рассматривая структуру профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности, автор отмечает это особое состояние в виде процесса и результата овладения студентом педагогического вуза определенным уровнем знаний, умений и навыков деятельности по специальности

Безопасность жизнедеятельности, направленной на воспитание, обучение и образование школьников в процессе формирования, развития и совершенствования личности безопасного типа.

В содержании профессионально-педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности автор выделяет следующие показатели:

- умение передавать знания;

- владение основами знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности;

- знание возрастной психологии школьников;

- способность к самосовершенствованию;

- осознание личной ответственности и социальной значимости профессии;

- владение приемами информационной защиты;

- знание правовых основ безопасности жизнедеятельности;

- физическая подготовленность;

- общая культура речи, мышления;

- психологическая готовность к общению, взаимодействию. Связывая изменения в обществе с профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности, В.Гафнер подчеркивает, что «диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, появляются новые разделы, углубляются межпредметные связи, усиливается интеграция разных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, повышаются требования к педагогу, как к личности, так и к профессионализму».

Под профессиональной компетентностью понимается общая способность к какой-либо деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, но не сводимая ни к знаниям, ни к умениям. Это общая настройка человеческого поведения, связанная со способностью «мобилизовать» в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Учитывая должностную функцию, «педагог-организатор», учитель безопасности жизнедеятельности, кроме уроков проводит различные внеклассные внешкольные мероприятия, занятия в отрядах «Юных спасателей», кружках «Помоги себе сам», «Школа безопасности», «Школа выживания» и т.д., организовывает командно-штабные, тактико-специальные учения и тренировки по гражданской обороне, организует соревнования по допризывной военной и прикладной подготовке. Сюда же относятся просветительская работа с учащимися, родителями, проведение семинаров с учителями начальных классов, классными руководителями по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности. В процессе проведения различных мероприятий учителю безопасности жизнедеятельности приходится больше, общаться со своими учениками, чем преподавателям других предметов, что предъявляет высокие требования к нему в плане нахождения надлежащей формы взаимоотношений со своими воспитанниками, контроля и руководства их деятельностью.

Таким образом, деятельность учителя безопасности жизнедеятельности требует знаний, умений и навыков междисциплинарного характера, базирующихся на высокой физической, практической и методической готовности, так как курс ОБЖ является интегрированной дисциплиной. Профессиональная деятельность связана со значительными нагрузками, вызывающими ощущение утомления сенсорных систем, различных частей тела - спины, ног, рук, а также субъективное ощущение нервно-психического утомления. При этом данная деятельность может повлечь за собой различные несчастные случаи на занятиях, возникающие вследствие утомления, несоблюдения техники безопасности, недостаточной психологической готовности, несоблюдения правил личной гигиены. В этой связи для успешного выполнения профессиональной деятельности учитель безопасности жизнедеятельности должен обладать определёнными личностными качествами, которые во многом определяют его профессиональную устойчивость к педагогической деятельности.

 

Автор: Клюшникова И.А.