15.11.2011 9769

Источниковедение как теоретическая база организации исследования по истории образования

 

Получить информацию о прошлом человека, общества, государства, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только, опираясь на исторические источники, - произведения, создаваемые людьми в процессе осознанной, целенаправленной деятельности и заключающие в себе информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Историк, антрополог, социолог, психолог, педагог - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами. Но все они черпают свою информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. При этом исторический источник одновременно служит и для сохранения информации, и для ее активизации, передачи. Именно он обеспечивает преемственность в истории, выполняет функцию социальной памяти.

Соответственно, для специалиста в области истории образования важно понимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры.

Общие вопросы изучения исторических источников составляют предмет особой отрасли исторической науки - источниковедения.

Теория и методика источниковедения тесно, связаны с общей методологией исторического исследования и определяются ею, поскольку именно историческая наука систематически использует для целей познания исторические источники:

«Исторические источники - все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества» (Л.А. Дербов).

«Под историческим источником понимается всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человечества» (М.Н.Тихомиров).

«Исторический источник - всякое явление, могущее быть использованным для познания прошлого человеческого общества, все, что может нести историческую информацию» (Гегель).

«Исторические источники - все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов».

Коренные вопросы источниковедения - природа и сущность исторических источников, закономерности отражения в них исторической действительности. Решение этих вопросов имеет важное гносеологическое значение. Историко-педагогические источники могут быть правильно поняты и истолкованы только тогда, когда сами они будут рассматриваться как определенные исторические явления, исторические, педагогические факты, возникшие в известной общественной обстановке и несущие печать этой обстановки. В настоящее время источниковедение представляет собой особый метод гуманитарного познания, которое имеет целью приращение и систематизацию знаний о человеке (во всей полноте и целостности этого феномена) и обществе (феномене человечества в его временном и пространственном единстве). Источниковедение совершенствует свои методы и познавательные средства в соответствии с общими эпистемологическими (теоретико-познавательными) принципами гуманитарного познания и, в свою очередь, обогащает знание о человеке и человечестве специфическими познавательными средствами. Методология источниковедения представлена системой знаний, сложившихся в исторической науке, а также в других гуманитарных науках. Она обладает единством теоретических постулатов, историко-практическим опытом развития и исследовательским методом.

Источниковедение имеет свой специфический предмет и использует особый метод познания объективной реальности. В объективной реальности существуют как природные объекты, возникающие вне человеческой деятельности и независимо от нее, так и объекты культуры, созданные в процессе целенаправленной, осознанной деятельности людей. Объекты культуры создаются людьми, преследующими при их создании конкретные практические цели. Именно эти объекты несут особую информацию о людях, их создавших, и о тех типах общественных организаций, человеческих сообществ, в которых эти цели ставились и реализовались. Главная задача источниковедения - изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе.

Понятие «исторический источник» уточняет не специфику источника, а особенность той области знания, которая привлекает источники для своих исследовательских целей - для познания прошлого, изучения истории человечества. А.С. Лаппо-Данилевский, определяя исторический источник как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением», стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора - человека прошлого. Далее на этой основе осуществляется историческое построение, т.е. осмысливается исторический факт не только в коэкзистенциальном (сосуществующее), но, в первую очередь, и в эволюционном целом. Другими словами, с позиций современности можно выявить ценность и действенность какого-либо факта, его историческое и педагогическое значение.

Рассматривая сущность исторического источника как носителя информации о прошлом, важно учитывать, что информация содержится не только в тексте, но и в контексте, в личности создателя. Поэтому при работе с источниками большое внимание должно уделяться характеристике автора, обстоятельствам создания педагогического источника, его значению в контексте породившей его действительности. И только исследование всего комплекса проблем, связанных с происхождением педагогического источника и его функционированием в породившую его эпоху, позволяет перейти (в аналитическом, а не во временном смысле) к интерпретации содержания, оценке информации и источника в целом.

Данная эпистемологическая (теоретико-познавательная) система дает адекватный способ решения наиболее актуальных проблем современного гуманитарного познания: «принцип признания чужой одушевленности» в концепции Лаппо-Данилевского позволяет повернуть историю лицом к человеку. Признание продукта культуры в качестве общего объекта гуманитарных и социальных наук (при этом их предметы различаются) дает основу для сравнительно-исторических и междисциплинарных исследований. Идея историко-педагогического источника как реализованного продукта человеческой психики, открывает гуманитарному знанию путь к различным интерпретациям.

Изучение исторических источников в глубоком диалектическом единстве содержания и формы является основой любого исторического исследования. Общее количество их (в широком смысле слова) практически безгранично, однако крайне неодинаково для различных периодов. Между тем, именно от изучения последних непосредственно зависят полнота и точность исторического познания.

Методы современного источниковедения позволяют изучать историко-педагогические источники как целостную совокупность произведений, созданных в ходе исторического процесса, педагогической деятельности людей, стремившихся посредством их решать важные для себя проблемы. Соответственно, эта совокупность источников имеет общечеловеческую однородность, взаимосвязанность, типологические характеристики. Данный метод позволяет понять типологию педагогических источников, исходя из целей их создания и функций в социальной реальности, и находить общие подходы к их изучению.

Таким образом, источниковедение представляет собой метод познания, направленного на созданные людьми культурные объекты: произведения (документальные, художественные, мемуарные), записи-документы, вещи, предметы. Поскольку произведения создаются люди целенаправленно, то в этих произведениях отражены и цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми располагали авторы в конкретное историческое время, в определенных условиях.

Источниковедение изучает не просто исторический источник, а систему отношений: человек - произведение - человек. Эта триада выражает общечеловеческий феномен: один субъект общается с другим не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения, созданного другим субъектом и отражающего его личность. Изучая свойства источников, источниковедение на реальной основе разрабатывает методы получения разнообразной информации (в нашем случае педагогической), ее критической проверки и истолкования, формирует критерии оценки произведений как явлений педагогической культуры. Поэтому для педагога источниковедение - не только вспомогательная дисциплина, но и самодостаточная область знания, наука о педагогических источниках, которая разрабатывает специфические теоретико-познавательные проблемы, имеющие фундаментальное значение. Педагогические источники тесно связаны с историческими, так как создавались в ту или иную историческую эпоху. Они составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его педагогической деятельности.

Ключевым моментом источниковедения в области педагогики является понимание педагогического источника как'продукта целенаправленной педагогической человеческой деятельности, как явления культуры. В свою очередь, это ориентирует на системное изучение педагогических источников, на обращение ко всему объему произведений культуры, созданных в процессе педагогической деятельности человека и отразивших в себе социальные, психологические, управленческие, педагогические и другие аспекты развития общества и личности, власти и права, нравственности, мотивов и стереотипов человеческого поведения в определенных условиях.

Перед источниковедением стоят две основные задачи - эвристическая и аналитическая. Эвристическая задача - это ориентирование в многообразии историко-педагогических источников, их классификация, изучение совокупности источников, отложившихся в ходе исторического процесса, как в целом, так и в частности - для отдельных исторических эпох. Аналитическая задача - это разработка методов анализа историко-педагогических источников, получения из них достоверной и возможно более полной информации, а также методов оценки этих источников с данной точки зрения. Ясно, что учение об источниках, ставящее столь масштабные, цели, может и должно опираться на весь комплекс современного знания о человеке и обществе. В то же время источниковедение как наука, изучающая исторические источники (т.е. произведения, созданные людьми целенаправленно и используемые для получения необходимых сведений), выступает как необходимый компонент любой науки о человеке и обществе. Все это определяет и объясняет многообразие и широту междисциплинарных контактов источниковедения.

В работе «Введение в историческую науку» Э. Бернгейм отражает разнообразие форм источников, в которых «иные наблюдения, кроме наших собственных, становятся доступными». Это - речь, письмо, изображение. Все источники данного типа объединяются под общим названием «известия» (традиция). Среди них выделяются: устная традиция (рассказ, крылатые слова, выражения, пословицы); письменная традиция (исторические надписи, биографии, мемуары, брошюры и газеты); изобразительная традиция (планы помещений, рисунки, учебные модели, макеты, живопись).

Другой тип исторических источников - «остатки», т.е. непосредственные результаты самих событий, среди которых Бернгейм выделяет такие виды: существующие обычаи, нравы какого-либо учреждения; произведения всех наук, искусств, ремесел как свидетельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, словом, степени всего развития их творцом и его времени; деловые акты, протоколы и всевозможные административные документы и т.п.

Будучи междисциплинарной областью науки, источниковедение кроме тесной связи с педагогикой, входит в тесные взаимодействия и с другими областями знания и практики: архивистикой, библиотековедением, библиографией, информатикой. Обращаясь к происхождению и содержанию различных видов источников, источниковедение взаимодействует также с теми науками, которые имеют своим предметом соответствующие области гуманитарного знания.

Одно из направлений расширения междисциплинарных связей источниковедения - изучение отдельных видов и разновидностей источников, в качестве которых выступают самые разнообразные типы и виды произведений. Это определяет необходимость создания различных классификационных систем, группировок историко-педагогических источников. Другое направление - теоретическое обоснование междисциплинарных контактов источниковедения - связано со спецификой объекта и отдельных этапов и методов источниковедческого анализа и синтеза.

Развитие теории и методики источниковедения находится в тесной связи с последовательным введением в сферу специального исследования новых исторических документов. Это дает материал для наблюдения, выявления общего и особенного в природе источников, специфики их формы и содержания.

Непосредственным предметом изучения источниковедения являются письменные источники, но его общие принципы применимы при критическом анализе всех исторических источников. Основной задачей источниковедения в области истории педагогики и образования является извлечение из источников историко-педагогических фактов. Природа и сущность историко-педагогических источников, закономерности отражения в них педагогической действительности - коренные вопросы источниковедения, решение которых имеет важное гносеологическое значение. Педагогические источники могут быть правильно поняты и истолкованы только тогда, когда будут рассматриваться как историко-педагогические явления, педагогические факты, возникшие в определенной обстановке и несущие печать этой обстановки.

С развитием человеческого общества и совершенствованием научных исследований количество исторических источников, вводимых в научных оборот, непрерывно возрастает, состав их становится разнообразнее и сложнее. Поэтому один из главных вопросов источниковедения - классификация исторических источников, которая является познавательным средством для осмысления всего их многообразия.

Классификация - упорядоченная система объектов какой-либо области знания; представляет собой совокупность деления объема понятия на классы, подклассы, группы, разряды, обладающие общими признаками. Классификация педагогических источников необходима для ориентирования в многообразной среде педагогических произведений, официальных документов и для выявления связи и различий между ними как классами определенной системы. Из-за того, что существует педагогических источников огромное количество, целесообразно предусматривать возможность нескольких вариантов моделей общих классификаций всех историко-педагогических источников, классифицируя главный традиционцый комплекс источников исторического происхождения. Так как, источники возникают в целенаправленной человеческой деятельности как средства для достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных, человеческих потребностей, то в основу классификации следует положить именно цель, направленность, назначение произведения.

Различение источников, содержащих первичную и вторичную (полученную из вторых рук) информацию, а также споры о преимуществах документальных источников перед повествовательными восходят к XVII-XVIII вв.

Немецкий методолог и историк И.Г. Дройзен в своей «Историке» в основу классификации источников положил принцип соотношения источника и факта: одни исторические факты дошли до нас непосредственно (исторические остатки), а другие - в свидетельствах о них других людей (исторические предания). Дройзен не исключал, однако, смешение этих признаков.

Большой интерес к упорядочению самих объектов - исторических источников - является характерной чертой другого классического методологического труда - «Учебника исторического метода» Э. Бернгейма. Автор разработал классификацию исторических источников по степени близости источника к фактам, соответственно различая исторические остатки и историческую традицию (предания). Эта классификация стала в концепции Бернгейма основополагающей для выработки методов проверки достоверности источников. В отношении остатков необходимо было проверить их подлинность. При проверке опосредованных источников-свидетельств на первый план выступают все возможные исследовательские приемы.

Существует два основных варианта моделей (схем) общих классификаций исторических источников.

1. Первый из них простой, четкий, без подгрупп (подклассов). Он тесно связан с классификацией наук вообще и определяется предметом, которым занимается данная наука, и методикой, которая используется ею при анализе изучаемого материала. В соответствии с ней все исторические источники делятся на шесть больших групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, или фольклорные, лингвистические и кино-фоно-фотоматериалы.

2. Другая схема предусматривает деление всего комплекса исторических источников на большие классы (группы) - типы и подтипы: вещественные источники во всем их многообразии; изобразительные источники (художественно-изобразительные, изобразительно-натуральные, изобразительно-графические); словесные источники (разговорная речь, памятники устного творчества, письменные памятники); конвенциальные (условные) источники во всем их многообразии; поведенческие источники; звуковые или аудиовизуальные источники.

Педагог-исследователь в своей работе может пользоваться всеми видами исторических источников, но основными для него являются источники письменные, классификация которых неразрывно связана с задачами и целями историко-педагогического исследования. Поэтому единой классификационной схемы, пригодной для всего многообразия исторических источников всех эпох и народов, быть не может. Возможны различные системы классификации письменных источников в зависимости от того, какой принцип классификации положен в ее основу. В практике современного источниковедения утвердились три таких принципа: по содержанию; по происхождению; по видам исторических источников.

Фундаментом историко-педагогического исследования являются факты. Любые педагогические, исторические факты отражаются именно в источниках, в основном, письменных. Для того чтобы исследователь-педагог мог использовать все факты, он должен иметь в своем распоряжении и все возможные педагогические источники. При их выявлении в архивах, библиотеках и музеях используются различного рода описи, картотеки, каталоги, путеводители, обзоры документов и т. д. Большую помощь оказывают библиографические указатели документальных публикаций. Сведения об источниках берутся также из предшествующих исследований.

Вопросы происхождения источников решаются на основе критического изучения их содержания и внешних особенностей. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать историко-педагогические произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Обстоятельства, диктующие необходимость быстрых и решительных действий, существенно влияют на способ изложений, структуру документов. На полноту и достоверность содержания педагогического произведения (например, мемуаров), влияет и та оценка, которую дают событиям1 прошлого современники.

При выявлении всего этого используются методы и приемы, которые разрабатываются как источниковедением, так и другими вспомогательными историческими дисциплинами.

Таким образом, при организации историко-педагогических исследований важно использовать все виды источников, всю совокупность свидетельств, подвергая их критике и проверке, сопоставляя их друг с другом, делая из добытого фактического материала необходимые выводы и обобщения.

Практические цели, вызвавшие к жизни те или иные виды источников, могут быть обусловлены различными, разнопорядковыми закономерностями общественного развития. В процессе деятельности государственных учреждений (в нашем случае кадетских корпусов) создаются разнообразные виды деловой документации в области образования. В тех случаях, когда устойчивость структуры и внешней формы такого источника особенно важна в практических целях, она устанавливается юридически, на официальном уровне. Эта устойчивость структуры, способов утверждения, воспроизведения, особенно хорошо прослеживается на примере таких видов источников, как акты, уставы, циркуляры и т.п.

В ходе источниковедческого анализа (герменевтика) исследователь ставит ряд вопросов, чтобы понять личность автора - создателя источника, его цели и обстоятельства создания данного произведения. Ответ на эти вопросы позволяет лучше понять структуру информации, заложенной в источнике его автором, намеренно и ненамеренно. В процессе источниковедческого анализа раскрываются информационные возможности источника, интерпретируются сведения, которые, намеренно или непреднамеренно сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму.

Источниковедческий анализ источника также включает в себя установление полноты сообщаемых сведений, степени их точности и достоверности, определение классовой сущности и политической направленности источника. Полнота и точность изображения действительности зависят от вида источника, его целевого назначения, от условий наблюдения исторической действительности автором. Неполнота, недостоверность и неточность сообщений могут быть сознательными - в этом случае речь идет о преднамеренном искажении автором источника исторической действительности, объясняемом разными причинами (личной пристрастностью, соображениями секретности и т.д.). Причины неполноты и недостоверности сообщений могут быть и объективными, не зависящими от желания автора источника: невозможность наблюдения события в полном объеме, значительная временная отдаленность события от момента его описания (особенно в мемуарах); неосознаваемая автором избирательность в отборе деталей, произведших на него сильное эмоциональное впечатление; неспособность к правильному наблюдению и точному истолкованию фактов.

Итак, основой для установления полноты и достоверности сообщений источника является понимание условий его возникновения. Сам источник и содержащиеся в нем сведения должны рассматриваться в неразрывной связи с экономической, политической и культурной жизнью породившей его эпохи, сопоставляться с другими источниками и другими фактами. Одна из задач интерпретации источников - установление существенного в них, вскрытие причин явления. Оценка их с точки зрения корпоративных интересов, в свою очередь, должна содействовать объективному, научному воспроизведению фактов прошлого.

При изучении происхождения и анализе содержания источников они рассматриваются в известной мере изолированно друг от друга. Опираясь на результаты проведенного исследования, специалист обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез.

Синтез - завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании его структуры и содержания. Произведение рассматривается не только в его непосредственной, эмпирической данности как реально существующий объект (вещь), но более полно и более обобщенно - как явление культуры своего времени, определенной социокультурной общности, народа.

Исследователь-педагог должен ясно осознавать, в какой исследовательской ситуации он в данный момент находится; отделять ситуацию, когда он репродуктивно истолковывает педагогическое произведение (т.е. стремится понять смысл, который вкладывал в произведение его автор), от другой, когда он по-своему интерпретирует полученную информацию в связи с современной ему реальностью (т.е. выстраивает свое, современное понимание реальности настоящего, опираясь на полученную информацию, дает свое когнитивное истолкование). Именно в этом смысле можно говорить о двух субъектах гуманитарного познания.

Изучение педагогического источника дает возможность представить его как явление культуры, как общечеловеческий феномен. «Всякий, кто стремится к познанию исторической действительности, почерпает свое знание о ней из источников (в широком смысле); но для того, чтобы установить, знание о каком именно факте он может получить из данного источника, он должен понять его: в противном случае, он не будет иметь достаточного основания для того, чтобы придавать своему представлению о факте объективное значение; не будучи уверен в том, что именно он познает из данного источника, он не может быть уверенным в том, что он не приписывает источнику продукта своей собственной фантазии».

Таким образом, источниковедческий анализ и источниковедческий синтез педагогического произведения имеют целью воссоздать это произведение как историко-педагогическое явление, и в этом 'смысле результат такого исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание исследователя на воссоздании целостности педагогического произведения как явления культуры, открывает возможность широких исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т.п.) явления культуры других времен и народов.

Педагогические источники могут давать разные сведения по одному и тому же вопросу, часто несхожие и даже противоречащие один другому. Требуется не только выявить расхождения между ними, но и установить их причины, определить показания каких источников более достоверны и точны. При анализе выявляются лишь единичные факты, чаще всего отдельные их стороны. В стадии синтеза восстанавливается педагогический факт в целом или сумма фактов, характеризующих более широкое педагогическое явление. Поэтому необходимо использовать весь комплекс документов, наиболее полно отражающих тот или иной историко-педагогический факт, явление или событие. При установлении всей суммы фактов, относящихся к теме данного исследования, может оказаться, что в цепи фактов, характеризующих явление, имеются пробелы. В этом случае необходимо попытаться реконструировать недостающие факты, используя метод исторической аналогии и других научных гипотез.

А.С. Лаппо-Данилевский рассматривает теоретико-познавательную основу единой науки истории, понятой как единое знание о человеке, а точнее -о человечестве.

Педагог как личность выражает себя через создание педагогических произведений, а они, в свою очередь, расширяют пространственные и хронологические рамки человеческого общения. Источник - «реализованный продукт человеческой психики», и в этом смысле действительность. Источники как эмпирическая данность и человечество как проблема если не адекватны друг другу, то, безусловно, фундаментально соотнесены. Для познания этой соотнесенности необходима единая методология. Поэтому в методологии истории (гуманитарном знании в целом) различаются два уровня. Каждый из них самодостаточен, но их синтез открывает новые качественные возможности понимания (построения) феномена человеческой культуры.

Первый уровень («методология источниковедения») представлен системой методов, воссоздающих произведение (источник) как явление культуры определенного времени. В ходе исследования источник изучается, анализируется и интерпретируется таким, каким задумал и осуществил его автор, и далее - как явление культуры. Второй уровень («методология исторического построения») состоит из системы методов, которые позволяют, исходя из реальности источника как части культуры, воссоздать ее самое. Например, установив, что в конкретное время создавались педагогические документы определенного вида, направленности, содержания, можно сделать вывод о состоянии педагогической культуры данного общества.

Фундаментальные принципы методологии источниковедения в области педагогического исследования таковы:

- обращение к педагогическому произведению (источнику познания) как предпосылка научности познания;

- изучение феномена человеческого общения преимущественно в его опосредованной, материализованной в источнике форме;

- обращение к педагогическому произведению как к источнику, позволяющему наблюдать личность в ключевые моменты целенаправленной педагогической деятельности, и, следовательно, в высшие моменты самовыражения.

Таким образом, анализ теоретических оснований источниковедения позволяет выделить следующие исходные позиции организации историко-педагогического исследования:

1. Исторический педагогический источник, создававшийся людьми в процессе целенаправленной деятельности, рассматривается как объект культуры, закономерно отражающий характер породившей его эпохи. Это предполагает изучение вопросов происхождения источника, функционирования его в эпоху возникновения, внимание к личности создателя;

2. Только целостная совокупность источников разного вида (официаль- ных и неофициальных) обеспечивает полноту и достоверность извлекаемых сведений и сделанных на их основе выводов;

3. Последовательная реализация этапов изучения историко- педагогических источников предполагает:

- классификацию совокупности источников по разным основаниям (полноте отражения фактического материала, целям создания, направленности, временному периоду и др.) в зависимости от цели проводимого исследования;

- источниковедческий анализ, в ходе которого оцениваются потенциальные возможности данного источника для получения необходимых сведений;

- источниковедческий синтез, результатом которого является определение конкретной значимости информации о прошлом для современности.

 

АВТОР:Климашкина Е.В.