15.11.2011 5349

Этапы развития педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий

 

С момента возникновения в 1731 г. кадетские корпуса прошли долгий путь становления как «элитные» образовательные учреждения. В истории их развития исследователи, опираясь, в основном на официальные исторические документы, выделяют несколько этапов. Так, в «Истории педагогики сегодня» рассматриваются три таких этапа развития кадетских корпусов дореволюционной России:

1. (1732 - 1805) - этап создания и развития первых российских кадетских корпусов с направленностью их на общее образование и дворянское (не в государственном, а в общественно-сословном смысле) воспитание;

2. (1805 - 1864) - этап распространения корпусов с направленностью на приобретение специальных знаний и формализованным офицерским воспи- танием;

3. (1864 - 1917) - этап реформирования и контрреформирования корпусов, окончательная их «притирка» в системах государства, общества, образования.

Привлечение для исследования более полного круга источников (как официальных, так и неофициальных) позволяет нам предложить иную периодизацию, в основе которой - совершенствование характера учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и военных гимназиях:

1. (1731 - 1800) - период возникновения кадетских корпусов, зарождения в них учебно-воспитательной системы;

2. (1801 - 1830) - период становления и расширения сети кадетских корпусов; развитие кадетских корпусов как педагогической системы;

3. (1830 - 1863) - период накопления педагогического опыта;

4. (1863 - 1882) - период инновационного развития, реформы, преобразование кадетских корпусов в военные гимназии;

5. (1882 - 1914) - период стабильного функционирования кадетских корпусов.

1. (1731-1800) Первые школы интернатного типа в дореволюционной России появились в XVIII столетии. Ведущее место среди них принадлежало кадетским корпусам, в которых воспитывались сыновья дворян. Первый в России Сухопутный Шляхетский кадетский корпус возник в 1732 г. Идея его создания принадлежит генерал-прокурору П.И. Ягужинскому, но осуществил ее фельдмаршал К.Б. Миних. (Указ об организации кадетского корпуса был издан 29 июля 1731 г., официальное открытие состоялось 17 февраля 1732 г., а организованные занятия начались только с июня месяца того же года). Указом Анны Иоанновны 29 июля 1731 г. был определен штат корпуса и предметы обучения в нем.

Затем последовал Указ Императрицы Анны о записи дворян в кадетский корпус (1731), в котором определялся количественный состав кадет, их возраст, перечень изучаемых наук. Также оговаривались некоторые моменты благоустройства кадет:

"Для учения и житья им с не малым покоем определен в Санкт-Петербурге особливой каменный дом бывшего князя Меньшикова."

2. В том же доме жить при них священнику с приставленным офицером, учителям и надзирателям, которые всегда над ними, и сверх того из генерали-тетских особ смотрение иметь будут.

3. На содержание их и на жалованье надзирателям и учителям определена из собственной казны нашей особливая немалая сумма, а кроме оной никаких им кадетам убытков не будет.

4. Из оной же... трапеза им будет довольная, каждому классу в особливых покоях.

5. Книги и инструменты, и прочие всякие припасы будут казенные.

6. Для всяких работ и шитья и мытья белья имеют быть особливые люди на нашем жалованье.

7. Из оного учения каждый кадет со свидетельства командиров имеет при армии нашей и к гражданским делам, смотря по наукам их и достоинству (не быв в солдатах и матросах и других нижних чинах), определен быть в унтер -и обер-офицерские чины и ранги».

Большинство кадет не знали нужды. Их больше всего тяготили условия обучения, дисциплина и телесные наказания, казавшиеся крайне тяжелыми после той привольной жизни, которая была в доме родителей, где они с малых лет привыкали к своеволию, капризам, немедленному осуществлению всех своих желаний и прихотей. Таким воспитанникам пребывание в академии казалось тяжелым бременем, от которого они пытались избавиться путем побегов. Беглецов ловили, сурово наказывали, били батожьем, гоняли сквозь строй и водворяли на место. За непойманных несли ответственность их родители, на которых обрушивалась немилость Петра I, доходившая до лишения их поместий и ссылки в отдаленные губернии России. Однако эти меры останавливали от побегов только немногих юношей.

Принудительное обучение под страхом сурового телесного наказания, взгляд правительства на школу, как на повинность; недостатки педагогики того времени, - все это вырабатывало среди кадет «своеобразную форму противодействия - побег примитивный, еще не усовершенствованный способ борьбы школяров со своей школой. Школьные побеги вместе с рекрутскими наборами стали хроническими недугами русского народного просвещения и русской государственной обороны».

Воспитательная работа в первый период существования кадетских корпусов по сути сводилась к практике суровой муштры, базировалась на использовании системы изощренных наказаний. Поощрений практически не существовало. Воспитатель по сути дела выполнял функцию надзирателя: выявить нарушителя и как можно суровее наказать. Воспитанники, в свою очередь, были озабочены тем, как избежать наказания; при случае досадить воспитателю, в лице которого они видели тирана и мучителя.

Трудности учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях этого периода были связаны, прежде всего,» с кадровым составом, а также с неразработанностью педагогических основ учебно-воспитательного процесса, отсутствием методических материалов, опыта организации и управления в учебно-воспитательных учреждениях подобного типа в целом.

О наказаниях, часто недопустимых, вспоминают не только бывшие кадеты-выпускники. Упоминаются они и в официальных материалах. Однако если в мемуарах-воспоминаниях бывшие кадеты пишут о различных мерах наказания как жестоком, непристойном явлении, и часто осуждают, то в официальных источниках о них упоминается либо вскользь, как о методе воспитания, либо эта проблема вообще не затрагивается. Это еще раз убеждает, что изолированное использование источников одного типа для подтверждения какого-либо факта неубедительно.

Занятия в классах кадетского корпуса проводились в соответствии с Регламентом, который предусматривал наличие в корпусе четырех классов. Регламент указывал на необходимость повторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его в следующих классах. «Все науки, - говорится в Регламенте, - которым в нижних классах обучаются, те и в вышних твердятся и далее произведутся», т. е. повторятся. Это требование было тогда особенно необходимым, так как несовершенные методы обучения, применяемые в корпусе, более всего основывались на заучивании учениками учебного материала на память, без достаточного понимания смысла и назначения научных знаний. Повторение служило средством удержания в памяти пройденного.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что разрешение ряда вопросов, связанных с преподаванием наук, вызывало значительные трудности из-за неразработанности их в теории и практике обучения. Многое проводилось ощупью и с неизбежными ошибками.

Ведомости об успехах кадетов и о науках, изучаемых ими в 17321742 гг., позволяют восстановить развитие системы обучения. Сначала каждый воспитанник корпуса занимался только одним предметом. Но уже в 1736 г. делаются первые попытки группировать изучаемые науки по возрастам кадет. Для 13-15-летних воспитанников устанавливаются обязательными к изучению российский, французский, немецкий языки, арифметика, рисование и танцы. Для 15-20-летних - геометрия, история, география, мораль, иностранные языки, верховая езда и другие предметы.

Итак, уже в первое десятилетие своего существования в кадетском корпусе обращалось внимание на изучение воспитанниками общеобразовательных предметов, которым посвящались первые два класса. Военные науки начинали изучаться со второго класса и ими особенно занимались кадеты первого класса. В этот же период принимались энергичные меры к изоляции кадетских корпусов от общественной жизни.

В историко-педагогической литературе и, в частности, в книге П. В. Петрова, посвященной истории кадетских корпусов, утверждается, что «пока кадетский корпус находился в руках военных, таких как знаменитый полководец граф Миних, принц Гессен-Гамбургский и 'князь Репнин, военный дух все-таки преобладал в корпусе. Но с назначением 7 марта 1765 г. главным его начальником И.И. Бецкого педагогические идеи последнего взяли верх над прямым назначением военно-учебного заведения, и оно стало энциклопедическим».

Развитие учебного дела в корпусе зависело не столько от Миниха, Репнина или другого директора корпуса, сколько от получивших распространение в ту или иную эпоху педагогических взглядов. Кадетские корпуса не были исключительно военными учебными заведениями. Они заменяли дворянам начальное, среднее и высшее учебное заведение, так как здесь им давали общеобразовательную и специальную подготовку.

Чем большее количество лет существовало данное учебное заведение, тем более возникала потребность в педагогическом обосновании его учебно-воспитательной деятельности. Опыт работы учителей и воспитателей кадетского корпуса или показывал ошибочность некоторых мер, принимаемых в корпусе, или подтверждал правильность других. Обобщить этот опыт, привести его в систему - являлось одним из основных направлений методической работы в кадетских корпусах. Однако осуществление этой задачи нередко затруднялось тем, что сами руководители корпуса, как и многие учителя и воспитатели, не имели достаточной педагогической подготовки.

В итоге вопросы, относящиеся к учебно-воспитательной работе корпуса, разрешались по личному усмотрению директора корпуса, вкладывавшего в него свои идеи, вкусы, желания, не всегда согласуемые с прежним опытом.

Особенно часто исследователи ссылаются «на материалы, характеризующие деятельность И. И. Бецкого как директора кадетского корпуса, которому он придавал большое значение как рассаднику новой породы людей, руководителей государственной жизни, стремясь практически реализовать педагогические взгляды французских просветителей.

Ознакомившись с кадетским корпусом и найдя его учебную деятельность не соответствующей своим взглядам, Бецкой принялся за составление «Устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» (1766 г.), в котором были отражены следующие основные вопросы:

- главной целью корпуса определено воспитание человека здоровым, способным переносить все тяготы военной службы, «украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину»;

- общеобразовательные предметы признавались необходимыми в военной подготовке, так как для победы на поле брани необходимо знание и других предметов;

- признавалось, что успех воспитания во многом зависит от подбора воспитателей, наделенных здравым разумом, соответствующим образованием и опытом работы, воспитателям и педагогам вменялось в обязанность изучать воспитанников, знать их положительные и отрицательные стороны;

- исправление нерадивых возможно личным примером, кротостью и лаской;

- внутренний порядок должен быть нацелен на упразднение праздности и приучение кадетов к уходу за собой;

- офицеры корпуса должны иметь соответствующее образование и практический опыт работы.

Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов и каждому возрасту определены предметы обучения. Устав пытается разделить родителей воспитанников на группы и первоочередное право на определение в кадетский корпус отдать детям дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка.

Взгляды Бецкого на цели и задачи образования юношей в корпусе и практическая реализация этих взглядов подготавливали почву для уяснения такого принципиально важного вопроса, как взаимоотношение общего и специального образования, ставшего предметом больших споров в русской литературе XIX столетия и, особенно, в педагогических статьях Пирогова и Ушинского. Уже во времена Бецкого некоторые педагоги начинали понимать, что специальной или профессиональной подготовке молодежи должно предшествовать общее образование. Бецкой заставлял думать о том, что такое общее образование, из каких наук оно может складываться.

Бецкой принял меры к некоторому улучшению в кадетском корпусе воспитательной работы. В 1772 г. он составил «Наставление воспитателям», в котором определил их задачи и высказал мысли о воспитании молодежи, представляющие значительный интерес. Бецкой ставил перед воспитателями обширный круг обязанностей, обращая внимание, прежде всего, на моральное воспитание юношей, подчиняя этой цели умственное их образование. Однако, отмечают исследователи, далеко не всегда было возможным достижение этих целей, учитывая условия того времени. К тому же наличный в кадетском корпусе состав воспитателей не был подготовлен к практическому осуществлению этих целей, смысл которых был недоступен многим офицерам-воспитателям.

П.Н. Милюков, высоко оценивая роль директора корпуса И.И. Бецкого, много сделавшего для того, чтобы воспитанники овладели энциклопедическими знаниями, писал: «Целью нового начальника было сделать из кадет не «искусных» офицеров, а «знатных граждан», и современники заметили, что со времен Бецкого из корпуса стали выходить не военные, а энциклопедически образованные люди».

Однако, по мнению В.О. Ключевского, в этом заключался и серьезный недостаток: корпус более напоминал светский университет, нежели военное заведение, хотя большинство воспитанников выпускалось офицерами.

Оценивая педагогическую деятельность И.И. Бецкого в кадетском корпусе Н.И. Алпатов приходит к выводу, что, с одной стороны, эта деятельность вносила в учебную и воспитательную практику много нового и полезного, что в большей или меньшей мере поддерживалось в последующее время его преемниками, с другой стороны, она отрицательно влияла на задачи военного обучения и воспитания кадет.

Таким образом, со второй половины XVIII.века намечались определенные изменения в учебно-воспитательной работе кадетских корпусов. Главная особенность этого периода заключается в том, что начинает повышаться интерес дворян к кадетским корпусам: количество дворян, желающих отдать в них своих сыновей, значительно превышало наличие вакантных мест.

2 этап (1801-1830) В 1801 г. шеф первого кадетского корпуса П.А. Зубов, последний фаворит Екатерины II, представил Проект создания губернских военных училищ. Последние мыслились как подготовительные военно-учебные заведения, в которых дворянские дети проходили бы курс общеобразовательных

дисциплин. Дети принимались с 7-летнего возраста и учились и течение 5 лет. Окончившие училища могли направляться либо в столичные кадетские корпуса для собственно военной подготовки, либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Проект Зубова был одобрен Александром I. Специальной комиссии, в состав которой входил министр народного просвещения Завадовский, поручено было разработать «План организации военного обучения» дворянских сыновей, который был утвержден в 1805 г. По этому плану военные училища намечено было открыть в 10 губерниях. Период до 1805 года был временем зарождения и апробации этой формы на российской почве.

Для руководства работой учреждений военного воспитания Приказом 29 марта 1805 г. учреждается особый Совет о военно-учебных заведениях, впоследствии переименованный в Главный штаб. Открываемые в губерниях военные училища (в некоторых губерниях они назывались дворянскими училищами) являлись общеобразовательными подготовительными школами для столичных кадетских корпусов. После 1835 г. многие из них были преобразованы в кадетские корпуса. Так, например, Тульское, Тамбовское дворянские училища, Хабаровское, Оренбургское военные училища послужили базой для создания кадетских корпусов.

Правительство заботилось не только о развитии и расширении сети военно-учебных заведений, но и об усилении и них учебно-воспитательной работы, ставя задачу растить дворянскую молодежь в духе православия и верности самодержавию.

К середине XIX века в стране была создана довольно разветвленная сеть, насчитывающая 19 кадетских корпусов.

В это же время, в кадетских корпусах наблюдается кризис воспитательной системы. Воспитательная работа становится малорезультативной. Продолжительный кризис воспитательной системы наблюдается и в Первом кадетском корпусе (1800-1820), когда во главе корпуса стоял генерал Клингер, который «и по внешности, и по характеру был угрюм, суров и вселял страх.

Делал он все молча и ни с кем из кадет никогда не говорил. Розга же у него царила вовсю. Грубость нравов в корпусе была последствием такого режима».

Приказом 9 апреля 1830г. были введены «Общие положения для всех военно-учебных заведений». В этом же году был введен Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса. В это период встал вопрос о предоставлении кадетам достаточного времени для самостоятельных учебных занятий. Не следует видеть в этом традиционное домашнее задание, это была самоподготовка, усовершенствование знаний с помощью воспитателя: домашних заданий как таковых не существовало в корпусах. Во второй половине XIX века данный вопрос был окончательно положительно разрешен с психолого-педагогических позиций: ограничить число занятий в классах, не приносящих должной пользы, ведущих к переутомляемости.

В целом, как отмечают исследователи, существовавшие в первой четверти XIX века военно-учебные заведения, далеко не удовлетворяли потребностям армии, и что эти учреждения, возникавшие в разное время, имевшие разные цели и средства, развивались отдельно друг от друга. Они не имели еще единообразной, прочной организации, и управление каждым из них происходило по личному усмотрению непосредственного начальника.

Положение требовало серьезных перемен в учебно-воспитательном процессе во всех существующих кадетских корпусах, которые и последовали в 60-е годы.

3 этап (1830-1863) В первой половине XIX века в среде российского офицерства начала создаваться параллельная ветвь - офицеры военно-учебных заведений. Ее основными звеньями были: офицер, бывший кадет-выпускник, оставляемый при корпусе или же быстро туда возвращающийся из армии. Эта особенность корпусных воспитателей сказывалась на ходе педагогического процесса; не случайно от директоров руководство постоянно требовало привлечения на воспитательские должности, прежде всего, боевых офицеров приказом 1832 г. состоялось учреждение штаба по управлению военно-учебными заведениями.

В кадетских корпусах того времени господствовало «отрицательное воспитание», выражающееся в стремлении отыскивать дурное в воспитанниках и преследовать его запрещениями и наказаниями. Поэтому воспитатели превращались в надзирателей, не пользовавшихся среди молодежи авторитетом и любовью. Между воспитанниками и их воспитателями существовало взаимное отчуждение. Кадеты обычно смотрели на своих наставников, как на людей, способных причинять им зло и насилие, и в близкие разговоры с ними не вступали. Чаще всего они объединялись в группы, в которых культивировалась круговая порука, и развивались многие пороки. Во главе таких групп обычно находились юноши, отличавшиеся дикими манерами, физической силой и ленью к умственным занятиям. В связи с эти, в 1835 г. Приказом были учреждены Воспитательные комитеты. А в 1848 г. утверждено «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», которое заключало в себе подробные указания относительно общей цели воспитания и обучения в кадетских корпусах.

В 50-х гг. появляются первые попытки глубже вникнуть в причины проступков воспитанников. Воспитателей обязывают вести характеристики на детей и при оценке поведения ссылаться на их психологические особенности. Первые характеристики были далеко не совершенными, но составление их привлекало внимание воспитателей к личности мальчика, особенностям его характера и поведения и тем самым заставляло более внимательно изучать детей. Все эти характеристики касались только внешних проявлений характера и поведения воспитанников, страдали общими местами и отсутствием даже попыток вскрыть причины, пробуждающие воспитанников к той или иной форме поведения. По таким характеристикам трудно составить суждение о развитии нравственных и характерологических качеств воспитанников, так как содержание их повторялось из года в год.

Обилие, наказаний, в том числе и телесных, казарменная дисциплина и некоторые другие обстоятельства вызывали иногда в среде кадетов организованный протест против произвола воспитателей или системы воспитания. Протест проявлялся в различных формах: индивидуальных или групповых беспорядках, открытом или скрытом непослушания, грубом обращении к корпусным служителям, особенно дядькам, на которых вымещались все обиды и т. д. К концу 50-х г. XIX в. и особенно в период проведения крестьянской реформы в корпусах стало возрастать неповиновение воле начальства. Участились групповые беспорядки.

Особо учрежденной правительственной комиссией были названы следующие недостатки существующих кадетских, корпусов: перегруженность учебных программ, совместное обучение и воспитание кадет разного возраста, раннее применение к кадетам жестких дисциплинарных требований, отсутствие в корпусах хорошо подготовленного учительствующего состава.

4 этап (1863-1882)Реформы России второй половины XIX века затронули и армию, и систему образования. Новые обстоятельства заставили вновь искать лучшее сочетание хорошей образовательной базы с иной системой воспитания, которая подвергалась трансформации, прежде всего в постановке новых задач. Результатом стало создание на базе кадетских корпусов военных гимназий и юнкерских училищ (1862 г.), когда разные типы учебных заведений давали последовательно общее среднее образование, но с раннего возраста своей воспитательной системой готовили питомцев к военной службе (военные гимназии), и специальное военное образование, даваемое в юнкерских училищах.

Сближение учебных программ военных и гражданских гимназий, привлечение в бывшие кадетские корпуса гражданских учителей - все это делало систему военно-учебных заведений более демократичной, расширяло социальную базу офицерского корпуса.

Военные гимназии были предназначены для общеобразовательной подготовки подростков, имеющих намерение посвятить себя военной службе. Принимались в них главным образом дети дворян и военных чиновников с 10 лет. Срок обучения составлял 7 лет. Выпускники направлялись в военные училища для специальной подготовки и получения офицерского звания. В 60-е годы на базе кадетских корпусов было создано 12 военных гимназий, в 70-е годы к ним добавилось еще шесть.

Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку. Значительную роль в их обустройстве, как и во времена создания губернских военных училищ при Александре I, сыграло земское дворянство и купечество.

Характерной особенностью периода существования военных гимназий является широкое использование в учебно-педагогическом процессе достижений современной педагогической науки, чему- активно способствовал, созданный в военном ведомстве «Педагогический сборник» - журнал, ставший в короткий срок одним из лучших в России. В военном ведомстве стали сосредоточиваться лучшие педагогические кадры, именно «оно фактически становится центром развития педагогической науки в России на протяжении многих лет второй XIX столетия».

Этот период был отмечен разными педагогическими исканиями. Например, учебный курс разделялся на элементарный и систематический. Приказом ГУВУЗа (1880 г.) преподаватели могли выбирать учебники по своему усмотрению (из рекомендованных главным управлением военно-учебных заведений), в младших классах практиковался метод живого рассказа.

Основной задачей преподавателей, офицеров-воспитателей, командования военных гимназий являлось создание научно-обоснованной системы учебно-воспитательной деятельности, поиска ее методов, форм, стиля, опирающихся на «знание психологических особенностей детских возрастов, на тщательный анализ положительных и отрицательных сторон в работе, глубоко продуманную методику воспитания».

30 мая 1882 г. Новый военный министр П.С. Ванновский представил Александру III обширный Доклад о преобразовании военно-учебных заведений. Документ этот представляет большой интерес. В докладе министр писал, что настало время оценить достоинства и недостатки существующей системы военного образования. В негласном порядке Ванновский приступил к выработке тех положений, на основе которых должны быть реформированы военно-учебные заведения. Ванновский дает характеристику военных гимназий и прогимназий. Он писал, что необходимо изыскать средства к сокращению числа учеников, бросающих гимназии до окончания ими сроков обучения, для чего следует вести борьбу с второгодничеством, соотнести программный материал со временем, отводимым для его прохождения, лучше и больше помогать воспитанникам, прежде всего младших классов, в их внеклассных занятиях. Необходимо также усовершенствовать контроль знаний учеников со стороны преподавателей; увеличить число наглядных пособий, развивать умственную самодеятельность учащихся, улучшить весь строй жизни учреждения, особенно в отношении правильной смены умственного и физического труда и необходимых в юном возрасте развлечений, поддерживать у воспитанников постоянную бодрость тела и духа, следовательно, и «восприимчивость» как в области мышления, так и добрых чувствований; улучшать учебники и учебные пособия; заниматься подготовкой учителей и воспитателей и чаще контролировать работу и жизнь учебных заведений.

Практика скоро сама показала, что гимназии недостаточно хорошо в профессионально-психологическом плане подготавливают учащихся к переходу в военные училища. Поэтому Приказом от 22 июля 1882 г. было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты, строевые занятия в старших классах, расширить военный штат, ввести должности офицеров-воспитателей в каждое отделение, то есть снова вернуться к кадетским корпусам.

Изучение литературных и архивных материалов приводит к выводу, что в восстановлении кадетских корпусов (Приказ 1882 г.) был свой смысл, который не учитывался многими критиками того времени, да и позднее не всегда оценивался правильно. Смысл этой меры заключался в том, что тем самым объективно улучшались условия подготовки для армии офицерского состава, так как воспитанники средних общеобразовательных военных школ ставились в более близкое отношение к будущим своим обязанностям.

Опыт старых кадетских корпусов показал, что совмещение в одной детской школе задач общего и специального образования приносило ущерб тому и другому, так как такое совмещение мешало приобретать достаточные общеобразовательные и военные знания, без которых нельзя было мыслить пополнение армии офицерским составом. Действительно, если в XVIII столетии кадетский корпус давал дворянским сыновьям и общее, и военное образование, которого в условиях того времени было достаточно, то в XIX веке делать это стало невозможно в силу большего развития научных знаний, усложнения видов вооружения, тактики военных действий и многих других подобного рода причин. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии явилось закономерной мерой.

5 этап (1882-1914)Период конца XIX начала XX веков - период стабильного развития кадетских корпусов - был связан с попытками глубокого теоретического осмысления проблем воспитания в кадетских корпусах.

После 1907 г. в Педагогическом музее был возобновлен педагогический отдел, где более всего решались вопросы педагогического образования. В обязанности отдела входило: систематизация и пополнение пособий, определение места, времени и методики использования каждого предмета и наблюдение за всеми отечественными и зарубежными новинками наглядного обучения. При отделе много лет существовал родительский кружок, занимавшийся вопросами семейного воспитания. Деятельность этого кружка послужила основанием для издания в начале XX века «Энциклопедии семейного воспитания», вышедшей под редакцией П.Ф. Каптерева, в которой большое внимание уделялось детской литературе, вопросам гигиены ребенка и др. Часть докладов по этим вопросам была опубликована в журналах или отдельными изданиями музея. П.Ф. Каптерев психологически обосновал особенности процесса обучения и воспитания в кадетских корпусах, дающие возможность педагогам иметь знания научных основ педагогической деятельности, что позволяло им строить взаимоотношения в ходе учебно-воспитательной работы на качественно новом уровне.

В этот период процесс педагогизации развития взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками кадетских корпусов продолжался; основными проблемами выступали их дальнейшая гуманизация и демократизация. Это выразилось в триединстве подготовки воспитательных кадров: общевойсковой, профессиональный (специальный) и психолого-педагогический. В военно-учебных заведениях начинают развиваться принципы самодеятельности и самоуправления, что свидетельствует о все большем повороте учебно-воспитательной работы к личности воспитанника. В числе ротных командиров было немало хороших руководителей, умело и с любовью занимавшихся выполнением порученных им обязанностей. Опыт их, как и офицеров-воспитателей, становился достоянием других кадетских корпусов и обсуждался на Первом съезде офицеров-воспитателей в 1908 г., а также на конференциях педагогических курсов Главного управления военно-учебных заведении, которыми руководил долгие годы А.Н. Макаров, и был представлен в их материалах.

В то же время, художественная литература, посвященная кадетским корпусам, в частности мемуары кадет, свидетельствует о том, что с каждым десятилетием состав ротных командиров заметно ухудшался. Среди них стало появляться все больше офицеров, обладавших весьма скромным образованием, не читавших педагогическую или научную литературу, имевших весьма смутное представление об особенностях психического и физического развития детей.

Таким образом, при изучении материала, посвященному «качеству» преподавательского состава кадетских корпусов, также нельзя опираться только на официальные источники, так как часто' их данные резко противоположны воспоминаниям бывших кадет.

В данный период (с 1882 г.) в стране насчитывалось 20 кадетских корпусов, к которым позже прибавилось еще четыре. Военные прогимназии были закрыты, а две из них - Вольская и Ярославская, преобразованы в военные школы, куда из кадетских корпусов направлялись неуспевающие и провинившиеся ученики. Впоследствии и они получили статус кадетских корпусов.

В соответствии с Инструкцией по учебной части и программами для преподавания учебных предметов в военных училищах (1883 г.) учебный курс кадетских корпусов, как и военных гимназий, рассчитывался на 7 лет. Позже программы гимназии подлежали пересмотру в сторону упрощения, -требовалось обеспечить более равномерное развитие духовных и физических сил юношей. Новые документы предлагали исходить из того, что непосильные умственные занятия в детском и юношеском возрастах при сидячей комнатном жизни воспитанников «неизбежно делают из них людей слабых телом и духом, бесхарактерных и нервно-раздражительных». На практике, однако, корректировка учебных программ оказалась незначительной. Усиление воспитательной работы произошло не в ущерб учебе, а за счет более строгой организации внутренней жизни корпусов. Установленный уклад жизни и учебно-воспитательный процесс с этого времени кардинально не менялись, осуществлялись только мероприятия, направленные на его совершенствование. В данный период произошло усиление физического воспитания кадет. В 1896 г. И.П. Старковым был составлен отчет о физическом развитии воспитанников военно-учебных заведений.

 

АВТОР: Климашкина Е.В.