15.11.2011 7045

Система профессионального отбора сотрудников ОВД России

 

Тенденция снижения физических нагрузок, испытываемых современным человеком в процессе жизни, значительно затрудняет выявление именно тех физических и психических качеств, от которых зависит уровень профессиональной пригодности. Все более возрастает опосредованное влияние физической подготовленности на профессиональную деятельность. Отсюда возникает необходимость теоретического обоснования взаимосвязи физической подготовленности и профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел. Одним из основных положений указанной проблемы является установление степени соответствия между объективными требованиями, предъявляемыми к профессионально-значимым качествам сотрудников ОВД и успешностью их профессиональной деятельности. А также, направленностью профессионального отбора на определение индивидуальных особенностей человека и соотношением их с предстоящей профессиональной деятельностью.

Ведущий принцип профессионального отбора - комплексность, которая определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способностей. Отбор сотрудников органов внутренних дел должен базироваться на всестороннем изучении личности кандидатов, а решение об их профессиональной пригодности должно выноситься с учетом совокупности физических, физиологических, психологических характеристик, а также состояния здоровья и мотивации.

Принцип этапности отбора обусловлен целесообразностью решения его задач в строго определенной последовательности, что в значительной степени уменьшает объем необходимых исследований и облегчает определение профессиональной пригодности.

Принцип динамичности отбора предполагает необходимость оценки способностей человека к конкретной работе с позиций их развития и изменения в процессе воспитания, обучения, тренировки, работы по специальности. Динамическое (пролонгированное) наблюдение за обучаемыми позволяет накапливать информацию о профессиональной пригодности их как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях служебно-боевой деятельности. Эти сведения необходимы для уточнения прогноза успешности обучения и работы по специальности, а также при выборе вида деятельности.

Дифференцированность отбора - один из важных его принципов, в соответствии с которым определяется целесообразность разработки мероприятий профессионального отбора на конкретные специальности. Показаниями к проведению отбора являются экстремальные условия и сложность деятельности: высокие требования, предъявляемые профессией к человеку; зависимость успешности обучения по специальности от состояния профессионально значимых качеств личности, выражение различия в эффективности работы специалистов и т.д. Дифференцированное прогнозирование предполагает разработку мероприятий по отбору не на одну, а на группу специальностей, объединенных по критерию общности основных элементов структуры деятельности профессионально значимых качеств личности.

В соответствии с принципом изменчивости критериев отбора предусматривается их уточнение при накоплении данных об эффективности прогноза успешности обучения и работы по специальности.

Принцип активности отбора предполагает использование результатов комплексного обследования кандидатов для разработки физиологически обоснованных методов обучения, формирования и тренировки служебно-прикладных навыков и профессионально важных качеств личности (данные психофизиологического обследования).

В основе взаимосвязи физической и профессиональной подготовленности лежит явление переноса физических качеств и двигательных навыков на профессиональную деятельность. Данное положение основывается на общности ведущих уровней функциональных систем и преимущественных режимов их функционирования, развиваемых средствами физической подготовки и наиболее активируемых в профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор в силовых ведомствах России, в том числе и в учебных заведениях, с включением в него средств физического воспитания начал целенаправленно проводиться с 1978 года. Однако официальный статус в Вооруженных Силах России он получил в приказе МО РФ № 140 (НФП-87), а в Министерстве Внутренних Дел России с 1989 года (приказ МВД РФ № 136). До этого времени требования к физической подготовленности абитуриентов носили рекомендательный характер. Например, в 1974 году вышло Положение о приеме в военно-учебные заведения, в котором предусматривалась проверка физической подготовленности абитуриентов, но при этом не указывались виды испытаний, нормативы и степень учета результатов в конкурсном отборе. Однако данные НИР «Унификация» выявили, что только в 33 % проверяемых вузов проводят испытания по физической подготовки и лишь в 22 % вузов результаты используются приемными комиссиями. С 1978 года поступают указания о необходимости обследования по физической подготовленности абитуриентов вузов в подтягивании на перекладине, беге на 100 метров, кроссе на 1000 метров и плавании на 100 метров. Следует отметить, что в положении о приеме в вуз военнослужащие оценивались по военно-спортивному комплексу, а гражданские по комплексу ГТО, требования которого были значительно ниже. Данное явление прослеживается и в настоящее время.

Несмотря на отсутствие законодательной базы, физические упражнения в диагностических целях применялись психотехниками еще в 20-30-х годах (А.П. Нечаев и др.). Положительные результаты внедрения физических упражнений в систему отбора получили К.И. Брыков, Т.Т. Джамгаров, Н.К. Меньшиков, П.П. Пархоменко, В.К. Хухлаев, В.А. Щеголев и другие. При этом отмечаются сомнения и трудности в их практической реализации в плане фоновых проявлений физической подготовленности кандидатов, что приводит к мысли о сомнении точного прогноза становления профессиональных способностей. Одной из задач профессионального отбора является определение того проходного уровня развития физических способностей, который бы обеспечил достижение целей профессионального обучения при минимизации индивидуального планирования тренировочного процесса. Кроме этого, заслуживает внимание объем и содержание физических упражнений, выполняемых на проверке, с целью определения наиболее информативного комплекса.

Анализ подобных исследований показал то, что многие авторы рекомендуют применять физические упражнения соответствующие специфике профессиональной деятельности специалиста. При этом в большинстве рекомендации основываются на данных об отчислении по профессиональной непригодности обучаемых. И подчеркивается, что применение в профессиональном отборе физических упражнений узкопрофессиональной направленности вызывает трудности реализации в массовом их использовании.

Следует отметить, что особое место профессиональный отбор занимает в тех специальностях, в которых особую роль играет человеческий фактор и взаимосвязь «человек - техника». Данное положение основывается на компенсируемых и некомпенсируемых профессионально-значимых качествах специалиста ввиду того, что любая сфера человеческой деятельности требует проявления минимального и максимального уровня их развития. Учитывая данное обстоятельство Ю.К. Демьяненко подчеркивает, что профессиональный отбор средствами физического воспитания преследует две цели. Во-первых, проведение его в интересах самой дисциплины «Физическая подготовка», во-вторых - обеспечение успешности профессионального обучения в учебном заведении. При этом возникает необходимость использовать данные начального уровня физической подготовленности абитуриентов для дальнейшего распределения по специальностям

Учету данных о двигательном опыте абитуриентов в системе профессионального отбора посвящены также работы Т.Т. Джамгарова, В.Л. Ма-рищука и другие. Проведенные исследования Лебедевым А.В. свидетельствуют о том, что на успешность обучения в учебном заведении и профессиональную деятельность существенное влияние оказывает имеющийся двигательный опыт (спортивная подготовленность кандидатов на службу и учебу). Кроме этого, экзамен по физической подготовке создает условия для реализации личностного подхода путем наблюдения за выбором способа деятельности в ситуациях, требующих напряжения функциональных систем организма человека (вопросы психологического отбора).

В профессиональном отборе существует такое понятие, как профессиональная пригодность человека. Одной из индивидуальных психологических особенностей, имеющих отношение к успешному выполнению профессиональной деятельности, выступает двигательная способность человека, которая не является врожденной, а формируется в процессе развития на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей, т.е. задатков. Таким образом, можно сделать заключение о том, что профессиональная пригодность определяется целым рядом врожденных и приобретенных качеств (способностей).

По временным параметрам формирование профессиональной пригодности можно разбить на три этапа: ранняя профессиональная ориентация молодежи, цель которой в формировании предпосылок к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному обучению (мотивационно-ориентировочная сфера); отбор кандидатов на учебу и службу (испытательно-экзаменационный); становление и совершенствование профессионального мастерства специалиста (самоактуализации и самореализации).

Изучению проблемы профессиональной пригодности поступающих в учебные заведения МВД России постоянно уделяется пристальное внимание. В частности, данные вступительных экзаменов часто демонстрируют недостаточную физическую подготовленность немалого количества абитуриентов, несоответствующую современным требованиям и условиям учебы и службы в органах внутренних дел, что затрудняет освоение ими программы не только по физической культуре, но и по другим дисциплинам. У обучаемых с низкими исходными показателями, не занимающихся дополнительно уже сразу после выпуска наблюдается резкое снижение показателей физической подготовленности по сравнению с лучше тренированными курсантами.

Как отмечалось выше, профессиональная ориентация является исходной составляющей процесса определения профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности. Чем раньше начнется эта работа, тем успешнее функционируют остальные звенья: профессиональный отбор и профессиональная деятельность специалиста. Четверо из пяти выпускников общеобразовательной школы не имеют представления о своей деятельности после получения среднего образования. Такая же картина наблюдается и среди поступающих в учебные заведения силовых ведомств.

Отсутствие ранней профессиональной ориентации сводится к большому проценту отчисленных в течение первых лет по нежеланию учиться. Как отмечалось выше, эта категория обучаемых не готова к перенесению трудностей, в том числе и физических нагрузок, которые встречаются в учебном заведении силового ведомства, затягивается процесс адаптации. Учитывая данное обстоятельство, следует отметить, что значительное внимание уделяется профессиональному отбору при поступлении в учебное заведение и начальному этапу обучения, так как в данный период определяет успешность дальнейшего профессионального становления.

Современной наукой широко исследуется и процесс адаптации обучаемых к новым социальным условиям. Особое внимание в этом процессе уделяется выпускникам средних образовательных учреждений, не имеющих опыта службы в Вооруженных Силах России. Данная категория кандидатов в наибольшей степени подвержена трудностям адаптационного процесса, а именно дидактическим, социально- психологическим, профессиональным и психофизиологическим. Причины психофизиологических трудностей видятся в недостаточной степени формирования профессионально-значимых психологических качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также низком уровне физического развития и физической подготовленности. В начальный период обучения происходит процесс адаптации к условиям службы (учебы), новому режиму труда и отдыха, физическим нагрузкам.

При этом отмечается, что наибольший эффект имеют формы педагогического воздействия на всю группу обучаемых, в связи с сближением уровня физической подготовленности обучаемого контингента. Однако, по мнению В.П. Беспалько, на современном этапе необходимо в большей степени персонифицировать процесс образования, в том числе и на этапе профессионального отбора. Это вывод сделан на соблюдении требований индивидуального подхода в воспитании.

На первых месяцах обучения в учебном заведении у большинства обучаемых происходит коррегирование отстающих физических качеств до минимального уровня физической подготовленности, обеспечивающего освоение программы по дисциплине «Физическая подготовка». Физическая подготовка на этапе формирующего начального обучения значительно влияет на процессы адаптации к условиям обучения.

Принцип комплексного подхода в выделении физических и психологических качеств проявляется в пролонгированном отборе. На первом этапе (при поступлении кандидатов на службу и учебу) отбор производится по материалам обследования уровня физического развития, состояния здоровья и на основе имеющихся документов о спортивной квалификации. На втором этапе производится экзамен по физической подготовке для определения уровня физической подготовленности абитуриентов. Затем, имея данные о физическом развитии, состоянии здоровья и физической подготовленности делается заключение об уровне физической подготовленности кандидатов, их пригодности к профессиональной деятельности. Этот принцип получает дальнейшее отражение на протяжении всего периода службы и учебы в изучении профессиональной пригодности и возможности её формирования.

Для определения прогностичности данных о текущем состоянии физических способностей и оценки их дальнейшего развития в процессе профессиональной деятельности рекомендуется использовать данные о возрастных особенностях их развития и генетической обусловленности. На момент поступления на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России у большинства кандидатов паспортный возраст лежит в границах от 17 до 23 лет, позволяющий спрогнозировать возможные темпы прироста многих физических способностей под влиянием систематической тренировки. Практика использования средств физического воспитания в системе отбора показывает, что результаты их выполнения несут и обширную неспецифическую информацию о проверяемом контингенте. Специально организованные физические испытания позволяют оценить развитие волевых качеств, координации движений, эмоциональной устойчивости, пространственного восприятия, быстроты в действиях и т.д.. В основу конструирования комплексных физических упражнений, используемых в профессиональном отборе, положены представления о полиструктурности и полифункциональности человеческого организма и всех движений, совершаемых человеком. При этом в силу трудности установления прогноза успешности профессиональной деятельности по фоновому срезу физических тестов особое место отводится психологическому и психофизиологическому обследованию. Не отрицается, а находит постоянное подтверждение положительное влияние уровня физической подготовленности и физического развития поступающего контингента на успешность обучения в силу теории переноса и общности функционирования регуляторных систем. Сопоставление результатов вступительных экзаменов по теоретическим дисциплинам и экзамена по физической подготовки обнаруживает наличие положительных связей. Данный факт можно трактовать как проявление феномена общей одаренности человека, рассматривая его как комплекс психических и физических качеств человека, способствующих успешному овладению различными видами человеческой деятельности. Следует констатировать, что профессиональный отбор средствами физического воспитания в силовых ведомствах России направлен на отсев не способных в полной степени к обучению и освоению профессиональной деятельности. Использование данных вступительных экзаменов по физической подготовки в интересах прогноза успешности предстоящей профессиональной деятельности должны основываться на возрастных и природных особенностях становления и реализации физических способностей кандидатов, уделяя особое внимание начальному периоду профессионального обучения. Однако это следует расценивать только как функционирование начальной ступени профессионального отбора. В дальнейшем функции профессионального отбора возлагаются на учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. При этом функции отбора сводятся к отсеву по неуспеваемости, неспособности адаптироваться к новом социальным условиям и т.д., что указывает на недостаточно эффективное функционирование существующей системы профессионального отбора в начальной стадии. Кроме этого, профессиональный отбор средствами физической подготовки в вузах силовых ведомств является единовременным мероприятием.

Таким образом, традиционно основными задачами профессионального отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России являются:

- определение пригодности кандидатов на службу в органы внутренних дел;

- выявление степени пригодности к профессиональному обучению; долгосрочный прогноз эффективности профессиональной деятельности.

Исследуя опыт научного обоснования функций и содержания отбора в спортивной деятельности человека, специалистами выделяются две основные проблемы. Первая заключается в том, кого отбирать и в каком возрасте лучше это делать. Вторая состоит в том, на что ориентироваться производя отбор для занятий конкретным видом спортивной деятельности. Специфика спортивного отбора заключается в учете необходимости составления долгосрочного прогноза (до 10 лет) и направленность на поиск талантов в определенном виде спорта.

В виду этого, основные методологические принципы исследований в области спортивного отбора выражаются в детерминации, доминантного признака, пролонгированного контроля и накопления информации, надежности.

Детерминация выражается в необходимости выявления степени генетической и средовой обусловленности ведущих признаков спортсменов к конкретному виду спорта. Принцип доминантного потенциала развития реализуется за счет внедрения тренировочных программ и декларирован требованиями модельных характеристик. Пролонгация (продолжительность) контроля заключается в разработке систем накопления и обработки информации по многолетним данным контроля за перспективными спортсменами. Принцип надежности обеспечивается способностью противостоять повышенным физическим и психическим нагрузкам.

Ряд исследователей выделили следующие основные задачи спортивного отбора: определение модели, то есть поиск и систематизация требований, которым должен соответствовать спортсмен высокого класса; прогнозирование - предсказание путей развития спортивного достижения; классификация, заключающаяся в распределении контингента на четыре группы: способные, которых отобрали; неспособные, которых отчислили; способные, которых отчислили по ошибке; неспособные, которых по ошибке отобрали; организация - соотношение количества кандидатов и количества талантов, сложность и стоимость батареи тестов.

Для решения данных задач существуют основные положения эффективности спортивного отбора. Первое - комплексный подход к отбираемому контингенту, базирующийся на возрастной динамике показателей физического развития и уровню физических способностей, учитывающий биологический возраст, оценку генетических и средовых факторов. Второе - использование модельных характеристик. Третье - изучение закономерностей формирования двигательной функции. Четвертое - диагноз не навыков и умений, а задатков. При этом производить соотношение высокого исходного уровня задатков (на основе морфологических и психофизиологических характеристик) и способности к быстрому приросту физических способностей. Пятое - оценка поэтапной перспективности спортсмена и признание факта неравнозначности одних и тех же характеристик спортсмена с точки зрения перспективности в различных видах спорта. То есть, дальнейшая переориентация на другой вид спортивной деятельности. Шестое положение - учет уровня, направленности и мотивации спортсмена.

Проведение отбора в спорте обусловлено периодизацией спортивной подготовки с возрастными границами: предварительная подготовка, начальная, целенаправленная (специализированная) и совершенствование спортивного мастерства. При этом все этапы многолетней подготовки имеют взаимосвязь с этапами спортивного отбора. В спортивном отборе принято выделять три - четыре этапа.

Этап предварительного (первичного) отбора - направлен на выбор вида спорта с учетом его требований. Основной задачей первого этапа является определение перспективы спортивного совершенствования путем выявления задатков, лежащих в основе развития спортивных способностей. На первом этапе отбора не следует ограничиваться лишь определением уровня развития физических качеств, так как он не всегда соответствует потенциалу развития. Лишь сочетание высокого исходного уровня физических качеств и высоких темпов их развития говорит о перспективности обучаемого. Необходимо при определении начального уровня развития физических качеств учитывать и консервативные признаки.

Второй этап (начальное обучение) направлен на углубленную проверку соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта, то есть выявление способностей к прогрессированию в процессе обучения и тренировки. Однако мнения авторов расходятся по срокам этапа (от 3-х -6-ти месяцев до 1-2 лет). По этому поводу необходим учет темпов развития физических способностей, опираясь на возрастные особенности их реализации. Согласно знаниям о сенситивных (чувствительных, критических) периодах развития, зависимость признака от среды (воспитания) в эти периоды доходит до максимума. Определение наиболее благоприятных возрастных периодов в развитии физических способностей имеет большое практическое значение.

Третий этап - спортивная специализация. Задачей этапа (несколько лет обучения) является определение наиболее подходящей конкретному спортсмену узкой спортивной специализации. Учет начальной специализации в избранном виде спорта и, по возможности, коррегирование отстающих физических качеств или их компенсации другими в процессе выполнения спортивной деятельности.

Четвертый этап отбора (квалификационный) направлен на комплектование сборных команд, то есть отбор спортсменов способных показывать результаты международного класса и достигать высокого уровня мастерства. Он основан на продолженном углубленном изучении спортивных способностей.

Можно констатировать, что на каждом этапе отбора необходимо учитывать свойства нервной системы и особенности его личности; уровень притязаний и мотивы деятельности; искать индивидуальный подход в обучении и учитывать успешность этого процесса.

Из вышеизложенного следует конкретизировать для практики спортивной ориентации и отбора следующие положения: развитие двигательных способностей человека в определенной мере лимитировано индивидуальным генотипом, а также прямой зависимостью между объемом тренировок и уровнем достигнутого результата. Для каждого человека необходимы оптимальные нагрузки, т.е. индивидуализация тренировочного процесса. Кроме этого необходимо учитывать мотивацию к спортивной деятельности. Формирование любых способностей включает вероятностные, случайные и детерминированные составляющие. При этом детерминированные составляющие должны определять основу прогнозирования способностей. Комплекс детерминированных относительно стабильных характеристик - предикаты - должен отражать морфофункциональные особенности, физиологические показатели, физические способности, данные состояния анализаторов, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и личностные особенности человека. Трудность прогнозирования состоит в недостаточном количестве сведений взаимосвязи между исходным и конечным результатом деятельности. Кроме этого необходимо учитывать социальную значимость ориентации и отбора, которая состоит в определении способности каждого индивида к конкретному виду деятельности и, что немаловажно, поиску противопоказаний (антикритериев) для занятий ей.

Для установления пригодности к определенному виду деятельности, помимо определения исходного уровня состояния физических способностей необходимо иметь представления о темпах их прироста под воздействием тренировки. При этом необходимо учитывать характер предыдущих занятий (двигательный опыт), их длительность, повторяемость (регулярность), интенсивность и специфику. Путем повторных обследований можно установить динамику изменений тренированности, что дает возможность судить о темпах прироста физических способностей. Так же необходимо произвести учет биологического и паспортного возраста обучаемых.

Специфика критериев пригодности на каждом этапе отбора преследует свои цели. Начальная стадия отбора определяет противопоказания для определенной деятельности. Вторая стадия отбора определяет пригодность к конкретному виду деятельности, используя характерные для этого вида деятельности методы. Третья стадия отбора - определение перспективности человека к дальнейшему совершенствованию в избранном виде деятельности и изменение специализации, если появляются более перспективные признаки пригодности к другому виду деятельности. Для этого необходимо учитывать мотивацию человека, иметь данные о антикритериях, выявленных по комплексу показателей - предикантам.

Итак, можно выявить основные задачи, решаемые для определения пригодности к спортивной деятельности. Первая - оценка стадии биологического развития и конституциональных особенностей человека в отношении перспективы дальнейших изменений; вторая - оценка функционального развития и перспектив изменений в будущем. Кроме этого, по мнению К.П. Сахновского современное качество спортивного отбора обусловлено недостаточной эффективностью его организации, то есть отсутствием системы отбора.

 

АВТОР: Кашин С.Н.