16.11.2011 2567

Развитие системы кадетских корпусов и военных гимназий в официальных документах

 

Официальные документы на государственном уровне содержат общие для кадетских корпусов положения, регламентирующие их деятельность как образовательной системы военного ведомства. Управление кадетскими корпусами на государственном уровне осуществлялось путем издания высочайше утвержденных приказов, указов, постановлений, циркуляров, которые имели законодательный характер и предписывали кадетским корпусам соблюдать и выполнять все их положения. При этом «действительный успех выполнения издаваемых вообще постановлений, - подчеркивалось в Положении о кадетских корпусах, - существенно зависит от качества исполнителей; в деле же воспитания юношества - от личных достоинств; знание, усердие и добросовестность каждого из руководителей и наставников всегда будут представлять коренное условие плодотворности применения на практике данной регламентации».

Стилистические особенности - структурированность материала, краткость, четкость изложения, «канцелярский» язык определяют высокую степень сжатия заключенной в них информации и, как следствие, - их высокую информационную насыщенность.

Педагогическая ценность их заключается прежде всего в четком определении нормативных (государственных) целей рассматриваемого явления (создания кадетских корпусов, организация жизни, быта, кадрового состава; регулирования учебно-воспитательного процесса и т.д.) и принципов их реализации.

В 1826 г. был образован организационный комитет под руководством генерала К.И. Оппермана. Целью комитета было подробное рассмотрение организации учебной работы во всех существовавших тогда военно-учебных заведениях и проектирование для них единого учебного плана. Результатом работы комитета стали проекты Общего Положения и Устава для военно-учебных заведений, которые были высочайше утверждены Императором Николаем I в апреле 1830 г. Устав подробно определял цель учреждения, состав заведений, порядок внутреннего их управления и устройства по частям: воспитательной, учебной, фронтовой, медицинской и хозяйственной, а также, правила приема и выпуска воспитанников.

По Уставу 1830 г. цель умственного образования кадетских корпусов состоит в том, чтобы, «побуждая собственную деятельность ума учащихся, изощряя их умственные способности, довести их до той степени знаний, которая признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника гражданских и общественных добродетелей». Для этого ставилась задача «постепенно развивать умственные способности учащихся и сообщать им основательное знание истин веры и общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего специально военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности». В «Положении для постоянного определения оценки успехов в науках», Высочайше утвержденном 8 декабря 1834 г. подчеркивалась необходимость адекватного оценивания успешности в обучении: «Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а, следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому образом».

Положением 1836 г. преподавателям кадетских корпусов были дарованы такие права и преимущества, которые открывали для военно-учебного ведомства широкую возможность привлечения на постоянную службу в эти заведения лучших педагогических деятелей того времени. Это Положение, несомненно, способствовало успеху тех мер, которые принимались в кадетских корпусах как для более правильной постановки учебного курса, так и для постепенного усовершенствования способов обучения воспитанников.

В 1848 г. было издано «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», с подробными указаниями относительно «духа, цели, направления, методов и объема нравственно-умственного воспитания в военно-учебных заведениях». Наставление это удостоилось Высочайшего утверждения и, следовательно, получило силу закона. Подробно рассмотрев и утвердив его, Император Николай Павлович, собственноручно наложил такую резолюцию: «Желать должно, чтобы все было хорошо понято и всеми выполнено не из послушания одного, а с убеждением».

Контент-анализ официальных источников позволяет заключить, что характер процесса развития системы военного образования внимательно отслеживался на самом высоком уровне. Это находило отражение в своевременных постановлениях, рекомендациях и т.д. Так, в 1857 г. в Отчете Совета о военно-учебных заведениях было отмечено, что «при весьма способных и достойных преподавателях, новое поколение воспитанников стало гораздо образованнее своих воспитателей». Как определенная реакция на такое положение дел по повелению Императора было составлено «Соображение об улучшении быта воспитателей».

В 1859 г. был издан второй полный Свод Законов по военно-учебному ведомству, в котором подробно излагалась организация всех существующих тогда военно-учебных заведений.

Обозрению правительственных постановлений, распоряжений, законов и т.п., в которых отражался официальный процесс становления и развития кадетских корпусов и военных гимназий, много места уделяют журналы и газеты того времени. В основном, суть всех официальных источников излагалась в протоколах заседаний и циркулярах по военно-учебным заведениям. (Циркуляр - ведомственный правовой акт, содержащий определенные предписания подчиненным органам; протокол - официальный документ, в котором фиксируются какиелибо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебные заседания).

Протоколы и циркуляры по военно-учебным заведениям часто публиковались в «Педагогическом сборнике» Н.Весселя и «Русском педагогическом вестнике», издаваемом Н.Вышнеградским и П.Гурьевым.

Так, в журнале «Русский педагогический вестник» за 1858 г. дается обозрение по всем ведомствам правительственных постановлений и распоряжений по учебной части и по воспитанию вообще в военно-учебных заведениях, за последние месяцы 1857 г. и за январь 1858 г.

На основании рапорта Военного министра, в котором излагались и обсуждались вопросы по кадетским корпусам, был составлен и опубликован в «Русском педагогическом вестнике» за 1857 г. Приказ по Военно-учебным заведениям следующего содержания:

«Государь Император Высочайше повелеть соизволил:

а) Экстернов (подпрапорщиков и унтер-офицеров), во время нахождения их в кадетских корпусах, считать на действительной службе, наравне с подпрапорщиками и унтер-офицерами, состоящими в войсках армии.

б) Время нахождения экстернов в кадетских корпусах зачитать им в действительную службу (с 16-летнего возраста) со всеми правами и преимуществами, какими пользуются служащие в нижнем звании.

Права и преимущества эти предоставлять только тем экстернам, которые после успешного выпускного экзамена получат офицерский чин. Но тем же экстернам, которые выбудут из корпусов (по каким бы ни было причинам), до окончания курса, в действительную службу не зачитать и, по увольнении их из корпусов звание подпрапорщиков и унтер-офицеров им не сохранять.

в) Документы экстернов отсылать директорам в Инспекторский Департамент для разрешения прохождения службы на общем основании. Но эти разрешения Инспекторским Департаментом имеют обязательную силу только для тех, которые по каким бы то ни было причинам, будут уволены из корпусов до выпуска в офицеры; производство же их в офицеры из кадетских корпусов исполнять на одном положении с кадетами.

г) Увольняемым экстернам по собственному желанию, или по распоряжению начальства, причин увольнения в аттестатах не указывать, а указы-вать только время нахождения их в корпусе.

д) Экстернам, уволенным из одного кадетского корпуса, предоставить право поступать экстернами в другой корпус, не иначе как по особому разрешению Начальника Главного Штаба.

е) Экстернов принимать в корпуса только в начале учебного курса, при общем приеме».

С преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии появляются соответствующие приказы: «устройство... военных гимназий согласовать с современными требованиями педагогики, как по воспитательной части, так и по учебной, допустив к воспитательным должностям военные и гражданские чины, которые имеют надлежащее образование, и по возможности необходимо улучшить их служебное положение, по сравнению -с прежним».

В 1863 г. было образовано Главное Управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), с целью упорядочения управления военно-учебными заведениями. В 1869 г. к общему составу ГУВУЗа присоединился Педагогический комитет, с целью координации, обобщения учебной, воспитательной, методической деятельности учебных заведений.

В каждой военной гимназии создавался свой педагогический комитет, в состав которого входили не только воспитатели, но и учителя. Цель этих комитетов заключалась в следующем: 1) предварительное обсуждение всех вопросов по учебной и воспитательной частям, 2) рассмотрение учебных программ, руководств, пособий и приведение к единству всех методов преподавания, 3) испытание определяемых в заведения преподавателей, 4) наблюдение за изданием «Журнала для чтения воспитанниками Военно-Учебных Заведений» и за всеми появляющимися в России и за границей учебными книгами и пособиями, а также указание на те из них, которые были полезны для той или иной категории военно-учебных заведений. Педагогический комитет издавал циркулярные распоряжения.

В 1864 г. в структуре ГУВУЗа, был учрежден Педагогический музей, целью которого было «служить постоянно выставкой образцов учебных пособий, снабжать таковыми для временного пользования, как военно-учебные заведения, так и войсковые части, находящиеся в Петербурге, и содействовать изданию чтений для солдат».

С преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии было издано Положение о военных гимназиях (1869 г.). При этом Император Высочайше повелел «исключить из него все правила, долженствующие составлять предмет общих и частных инструкций и служащие лишь развитием законоположения». «Таковы правила, - сказано далее, - подвергаются часто изменениям не вследствие тех условий, которые влекут за собой изменения в законодательстве, а вследствие указаний опыта, новых открытий в науке, или, усовершенствований в искусстве и ремеслах, а потому и само изменение этих правил, может быть делаемо совершенно независимо от общего хода законодательства».

22 июля 1882 г. Император Александр III издал Указ о переименовании всех военных гимназий в кадетские корпуса и «Высочайше повелел, чтобы заведения эти продолжали руководствоваться действовавшими тогда постановлениями, впредь до изменения их в законодательном порядке».

В силу изменения системы военной кодификации того времени, в постановления о военных гимназиях не вошли программы преподававшихся в них учебных предметов и подробные правила для устройства внутреннего порядка, производства экзаменов, приема и сдачи заведений. В книге Свода военных постановлений указано было, что такие программы и правила определяются особыми инструкциями.

В 1882 г. были изданы Программы для кадетских корпусов. В основе их лежал материал, принятый в военных гимназиях, было увеличено время на Закон божий и сокращены требования в изучении математики, географии, русского языка. Некоторыми членами комиссии по пересмотру учебного плана и программы, созданной в 1882 г., даже предлагалось снять русский язык как специальный предмет на том основании, что ученики и так владеют им в совершенстве и с помощью его оцениваются результаты всего курса. Наоборот, иностранному языку должно отводиться основное время в занятиях. Такое мнение не было поддержано, хотя оно и повлияло на некоторое сокращение недельных часов по русскому языку.

В 1882 г. правительство приступило к разработке проекта нового Положения о кадетских корпусах, причем приняты были во внимание все прежние постановления о военно-учебных заведениях, изданные с 1830 г. Основными источниками вновь проектируемых постановлений о кадетских корпусах послужили: действовавшие с 1866 г. законоположения об этих заведениях (бывших военных гимназиях), со всеми изменениями и дополнениями, объявленными в приказах по военному ведомству того времени; изложенные в Докладе Военного Министра 30 мая 1882 г., главные основания необходимых преобразований в военно-учебных заведениях.

Особенное внимание в докладе обращено на то, что воспитанники военных гимназий, получая в них общее образование и воспитание, недостаточно подготавливались к переходу в военные училища, которые прямо предназначались для основательной подготовки строевых офицеров в войска. В виду этого соображения, тогда же было признано необходимым дать кадетским корпусам такое устройство, которое вполне соответствовало бы назначению их, как заведений, всесторонне подготовляющих своих воспитанников к переходу в военные училища.

Для достижения этой цели, при разработке проекта нового закона о кадетских корпусах были приняты следующие основные положения:

1. На должности воспитателей в этих заведениях назначать исключительно офицеров, удовлетворяющих требованиям как по нравственным качествам и полученному образованию, так и по служебному опыту;

2. Сохранив в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую из них ротного командира из числа более опытных наставников, который обязан направлять служебную деятельность отдельных офицеров-воспитателей вверенной ему роты, а также заведовать ее имуществом;

3. Подготовительное строевое обучение кадет следует возложить на отделенных офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров;

4. В летний период времени выводить кадет двух старших классов, в составе строевой роты, в лагерь, где под руководством ротного командира они обязаны заниматься преимущественно военно-подготовительными упражнениями;

5. Ввиду правильного военного воспитания усилить физические упражнения кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру;

6. Сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный учебный курс в прежнем его составе.

В 1886 г. было утверждено «Положение о кадетских корпусах». В нем твердо и определенно устанавливались «в закон основные цели и общее направление воспитания и обучения кадет, которые должны служить исходным началом для правильного развития всей учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов, призванных готовить верных и надежных слуг Престолу и Отечеству». Подчеркивалась необходимость развивать в каждом из кадетов «физические и душевные способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренять благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочивать задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера»... «Предметами преподавания должны быть: закон божий, русский язык с церковнославянским и церковная словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения из естественной истории, физика, космография, география, история, чистописание, рисование...». В каждом классе положено иметь не более 35 учеников.

В новый закон о кадетских корпусах вошли и все те частные дополнения к существовавшим законоположениям, необходимость которых была подтверждена почти двадцатилетним опытом применения их в бывших военных гимназиях.

В этом же 1886 г. опубликовано «Положение, штат и инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов», в 1889 г. - «Наставление для строевого обучения, физических упражнений и вообще внеклассных занятий», в 1903 г. - «Правила о приеме в кадетские корпуса».

Положением 1907 г. был определен круг обязанностей директора, инспектора классов, учителей и офицеров-воспитателей, а также установлена система деления воспитанников по ротам и отделениям, деятельность педагогического и хозяйственного комитетов и других организаций в деятельности кадетских корпусов.

К официальным источникам на уровне отдельного военно-учебного заведения относятся приказы директора, постановления педагогических комитетов, памятки, заповеди или правила поведения отдельного кадетского корпуса или военной гимназии. Необходимо подчеркнуть, что все приказы директоров, все постановления педагогических комитетов четко исполнялись должностными лицами и преподавательским составом заведения, несмотря на то, был ли данный приказ или постановление подтверждены или одобрены на более высоком уровне. Это объяснялось исключительной ролью директора в управлении своим заведением.

Например, в 1783 г. на должность директора Шляхетского кадетского корпуса был назначен генерал-майор П.И. Меллисино По делам управления корпусом, новый директор пользовался большой самостоятельностью: определение кадет зависело прямо от него, он сам предоставлял доклады и получал Указы на свое имя. Вскоре после вступления на должность Меллисино предоставил Императрице Екатерине II Проект преобразования корпуса, в виду увеличения его состава и введения необходимых улучшений, как в воспитании, так и в обучении кадет. Особое внимание в проекте обращается на нравственное воспитание кадет Шляхетского кадетского корпуса. В 1874 г. он был утвержден Императрицей.

В 1857 г. в результате анализа отчетов директоров корпусов, инспекторов классов и главных наблюдателей о замеченных недостатках в устройстве учебной части появилось Распоряжение, касающееся внутренней организации военно-учебных заведений: «об изменении, в некоторых частях, установленного для кадетских корпусов учебного плана», следствием которого были положительные изменения во многих кадетских, корпусах. Например, во 2-м Кадетском корпусе классные занятия были перенесены на утро, с целью предоставления кадетам послеобеденного время для самостоятельной работы и отдыха.

С 1863 г. в «Педагогическом сборнике» печатались протоколы заседаний педагогического комитета 2 Кадетского корпуса (директор Г.Г.Данилович), в которых подробно обсуждались все внутренние вопросы по учебно-воспитательной части корпуса. А в 1865 г. в официальной части этого журнала были помещены выработанные комитетом Правила, определяющие обязанности дежурных воспитателей корпуса, подробное распределение всех занятий в течение недели, а также результаты обсуждения некоторых частных вопросов из внутренней жизни данного заведения.

Изучение источников показало, что управление кадетским корпусом на уровне отдельного заведения играет важную роль в организации не только учебного, но и в особенности воспитательного процессов. Особенную значимость при этом имеют традиции, правила поведения, заповеди, сознательно поддерживаемые в каждом корпусе. Кадетские традиции - это передающиеся от поколения к поколению кадет и сохраняющиеся длительное время в кадетской среде общественные и воинские ценности, правила и нормы поведения. Традиции возникали в недрах кадетской среды. Но помимо них существовали официальные традиции кадетских корпусов. Это, прежде всего их история, корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого корпуса своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты и спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свои девиз, выпускной жетон (нагрудный знак). Некоторые корпусные традиции смыкались с кадетскими, что особенно ярко проявилось в так называемых кадетских заповедях. Их авторами могли быть кадеты, воспитатели, даже сам директор. Авторство в данном случае значения не имело, лишь бы данное правило соответствовало общему настрою и разделялось кадетской средой. В наиболее полном виде эти заповеди существуют в виде «Правил Русского корпуса» или «Заветов генерала Адамовича своим кадетам».

Традиции имели официальную поддержку, без них в России не было ни одного военно-учебного заведения. Проявлялись они по-разному и частично отражались в различных официальных документах. Однако чаще всего это был сложный, неписанный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий сослуживцев в единую семью. В своей содержательной части большинство традиций были серьезны и требовательны. Они учили преданности отчизне, вере, начальникам, прививали любовь к армии и своей части, воспитывали молодежь с ранних лет уважать старших, уметь подчиняться, прежде чем получить право командовать. Они требовали неуклонного соблюдения законов войскового товарищества, личного достоинства и чести, развивали сообразительность, мужество и отвагу, побуждали жертвенность по отношению к своим товарищам, учили поступаться личными интересами. В своей внешней, обрядовой части традиции выражались по-разному и часто имели озорной, шутливый характер, что вполне соответствовало настроению молодежи. Они вносили в строгую казенную обстановку свежесть, разнообразие и юмор, причем немалую роль играл соблазн риска, так как их реализация нередко требовала нарушения существующего порядка со всеми негативными последствиями для участников.

Предметом особого внимания традиций являлась честь корпуса и охрана его репутации, в связи с чем, проступки, бросающие пятно на корпус, карались особенно строго. В них отражались характерные особенности, присущие кадетам конкретного корпуса.

Однако при различии корпусов существовали традиции, общие для всех, за соблюдением которых бдительно следила кадетская иерархия любой структуры. Основной общей традицией являлось подчинение младших кадет старшим. Этим отрабатывались главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, тот, который унижал достоинство младшего. За этим следили старшие кадеты, а за всеми ними - выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.

Даже в самую мрачную пору жизни российских кадетских корпусов в них не применялась жестокая система, регулирующая взаимоотношения старших и младших. В корпусах последней волны физическое насилие вообще было сведено к минимуму, что нашло отражение в кадетской заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же отчетливыми строевиками, лихими традиционерами, хранителями заветов старины. В иных критических ситуациях эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.

Если традиция послушания младших родилась с самого начала существования кадетских корпусов, то традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Но она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явлением и принимали подчас весьма трогательные формы.

Изучение официальных документов отдельных корпусов (в том числе кадетских заповедей) может дать исследователю интересный материал для сопоставительного анализа и выводов о наибольшей педагогической целесообразности тех или иных способов решения учебных и воспитательных задач.

Система обучения и воспитания в современных кадетских корпусах, безусловно, должна выстраиваться с учетом этих уважаемых каждым кадетом традиций.

Таким образом, в официальных документах в четкой и лаконичной форме законодательно закреплены цели, принципы, основные направления жизнедеятельности системы кадетских корпусов и военных гимназий.

Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа сотрудника Главного управления военно-учебных заведений генерал-майора М.С. Лалаева. В историческом очерке им впервые рассмотрена краткая история создания и дальнейших преобразований кадетских корпусов.

В исторических обозрениях и очерках 1-го Московского кадетского корпуса, Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского Военно-сиротского дома, 2-го кадетского корпуса, Пажеского его величества корпуса отражена история развития конкретного военно-учебного заведения со времен его возникновения до начала XX века. Анализ воспитательного процесса в данных работах отсутствует.

 

АВТОР: Климашкина Е.В.