17.11.2011 6565

Проблема эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью

 

Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования (биологическом, социальном, психологическом). Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое.

Важнейшей психологической характеристикой поведения человека является характер мотивов, побуждающих его к тому или иному поступку, действию. Следовательно, существенно важным при изучении уровня культуры является выявление мотивационной основы поведения людей в природе и социуме.

Ведущими мотивами поведения человека являются осознанные мотивы, среди которых центральное место занимают убеждения, как побуждения к деятельности, непосредственно связанные с мировоззрением человека. «Взгляды и убеждения составляют основные структурные единицы целостного мировоззрения». Мировоззрение представляет собой сложное образование, связанное с самыми разнообразными сторонами личности человека (Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.В. Кудрявцев, Я.В. Леверовская, В.М. Лейбин, Л.М. Митина и др.). Так Н.А. Менчинская считает, что мировоззрение является системообразующим компонентом структуры личности, а основная закономерность его формирования заключается в устремленности ко всё более и более широкому синтезу, органическому слиянию различных компонентов мировоззрения - знаний, отношений, готовности действовать. Стержень мировоззрения, его главный элемент составляют убеждения.

Одним из важнейших качеств убеждения является глубокая уверенность человека в истинности своих знаний, отношений, идеалов, на основании которой строится вся система его поведения (Б.С. Братусь, П.П. Гайденко, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев, В.А. Ядов и др.). Так Г.Е. Залесский определяет убеждение как «...устойчивое свойство личности, выражающее ее готовность к применению знаний (понятий, норм, оценок) в качестве регуляторов своего сознания и поведения». Убеждения могут находиться на различных уровнях сформированности: житейские и научные (эмпирические и теоретические) убеждения.

В большинстве исследований убеждение рассматривается как сложное системно-структурное образование, в котором выделяют интеллектуальный, эмоционально-чувственный и действенно-практический элементы (А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина - Аболина, В.М. Лейбин, А.В. Сухарев, В.А. Ядов и др.). Элементы убеждения тесно взаимосвязаны, и их исследование должно быть построено на основании системно-структурного подхода. Его основным требованием является рассмотрение целостного предмета как единства взаимосвязанных компонентов и как элемента структуры более высокого порядка. Такой подход к анализу явлений признан в психологии (П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкий, М.В. Каневская, И.Ф. Клименко, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, О.Н. Пахомова и др.). В соответствии с ним личность рассматривается как совокупность различных подсистем (О.Г. Дробницкий, И.С. Кон).

Несмотря на некоторое различие в подходах к системному исследованию личности общим мнением является представление о неразрывной связи и иерархической зависимости всех подструктур личности и их элементов.

Для нашего исследования это положение является принципиально важным, так как ценностное отношение мы рассматриваем как элемент убеждений, которые в свою очередь входят в систему потребностно-мотивационной сферы личности. Специфика убеждений определяется путем анализа особенностей, составляющих их элементов: интеллектуального, эмоционально-чувственного и практически-действенного, а также характера сочетания этих особенностей. Как отмечалось выше, психологическим показателем поведения человека является то, какие мотивы побуждают его к тем или иным поступкам.

Итак, предметом данного исследования являются психологические особенности ценностного отношения к здоровью и механизмы формирования установки на здоровый образ жизни. В подходе к изучению этого предмета мы базировались на основных положениях современной психологии о развитии психики и на теории отношений.

Формирование отношения человека к природе, окружающему миру, к себе является одним из аспектов развития личности. В отечественной психологии духовное, психическое развитие трактуется как процесс превращения индивида в социальное существо, в личность. Л.С. Выготский называл этот процесс культурным развитием ребенка, врастанием в цивилизацию. Он считал, что «... при вхождении в культуру ребенок не только берет нечто от культуры, усваивает нечто, прививает себе что-то извне, но и сама культура глубоко перерабатывает природный состав поведения ребенка и перекраивает совершенно по-новому весь ход его развития».

Формирование отношения к миру постоянных вещей начинается с раннего детства путем овладения ребенком функциональным значением созданных предметов и становления понимания необходимости бережного обращения с ними. В результате, у ребенка вырабатывается ценностное отношение к окружающему его миру.

Признано, что целостная система отношений человека включает в себя целый ряд составляющих: отношение к труду, к другим людям, к самому себе и т.д. (Б.Г. Ананьев, А.С. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Барцалкина, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, Д. Лотон, Н. И. Непомнящая, О.Н. Пахомова и др.).

В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, в литературе нет терминологической определённости и концептуальной общности исследований. В отечественной психологии это и самоуважение (Ю.Е. Алёшина., Л.Я. Гозман,

И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), и самопринятие (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, М.В. Кроз, В.В.Столин, СР. Пантилеев, М.А. Ха-занова и др.), и самоценность (М.С Каган, A.M. Эткинд, СР. Пантилеев, В.В. Столин), и эмоционально-ценностное отношение к себе (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, A.M. Эткинд), и самовосприятие (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, М.В. Кроз), и аутосимпатия (В.В. Столин), и самопривязанность (СР. Пантилеев, В.В. Столин), и самоотношение (М.В. Лукин, СР. Пантилеев, В.В. Столин), и самолюбие (К.А. Абульханова-Славская). В англоязычной литературе используются такие термины, как self-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщённая самооценка), self-feeling (самоощущение, самочувствие), self-love (любовь к себе), self-acceptance (самопринятие), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evalution (декларируемая, публичная самооценка), self-identicty (самоидентичность) и т.п.

Проблема эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью является значимой для современной психологии. В нашей культуре длительное время существовал запрет на себялюбие, когда любить других - добродетельно, а себя - грешно. И эти два смысла - любовь к себе и любовь к другим довольно долго противопоставлялись, когда «интересы каждого подчинены интересам всех», а «общественное мнение выше личного». «Если добродетельно - любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, раз я тоже человеческое существо. Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека».

Ряд авторов утверждает, что лишь высокий уровень самопринятия обуславливает положительное отношение к другим (Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., В. Сатир, Хазанова М.А., Rogers К. и др.). Самолюбие, как считает К. А. Абульханова-Славская, выступает как некоторое интегральное личностное образование, которое одновременно выражает движущую силу «Я», его активную сторону, но не замкнутую «в себе» и «для себя», а как способ соотнесения личности с социальным миром, другими людьми. Самолюбие как индикатор, критерий взаимодействия с миром играет важную роль в развитии ценностно-нравственной сферы личности. Это один из действенных источников повышения (понижения) мотивации, приобретения (утраты) смысла жизни.

Фрейд 3., исходя из представления об ограниченности запасов либидо, приходит к выводу, что положительное отношение к себе отрицательно связано с положительным отношением к людям. То есть, чем больше любви Я отдаёт миру вне себя, тем меньше ему остаётся любви к самому себе и наоборот. В противовес этой позиции К. Хорни, Э. Фромм, X. Салливан и другие представители неофрейдистского направления, считая способность к любви способностью развивающейся, утверждают, что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. Отношение к самому себе является той базой, на которой строится отношение к другим людям. Кроме того, отсутствие самоуважения, проявляющееся в конформности человека, его зависимости от оценок окружающих, потере чувства собственного достоинства, тревожности, ощущении себя обиженным, пренебрегаемым, оскорбляемым, беззащитным, незначительным, переживании чувства вины и сожаления (застревания на них) является признаком невротической личности. Готовность к общению, выбор партнёра, да и сам характер общения во многом зависят от того, относится человек к себе со спокойным достоинством, или преисполнен сознанием своей исключительности, или чувствует себя никчемным и жалким (М.С. Каган, В.В. Столин, A.M. Эткинд). Очевидно, что для каждой личности чрезвычайно важно ощущать себя самоценной, «...находиться в согласии с собой, для чего человек должен быть тем, чем он может быть». Именно высокий уровень самопринятия создаёт хорошие условия для общения, делая человека более сензитивным к достоинствам других людей и толерантным к их недостаткам.

Вслед за Сатир В., Пантелеевым С.Г., Сталиным В.В. и др. можно определить самоценность как ощущение ценности собственной личности, чувство собственного достоинства, силы своего «Я», характеризующееся доверием своим собственным чувствам, верой в себя и свои возможности, открытостью.

Анализируя взаимосвязь самопринятия и самооценки, Л.Я. Гозман отмечает, что в деятельности субъект с высоким уровнем самопринятия не боится выбирать для сравнения со своими собственными достижениями группу достаточно успешных людей.

Безусловное принятие является важнейшим условием развития личности в обучении, оно также способствует и гармонизации отношений человека с собственным «Я» (А.Б. Орлов, К. Роджерс, М.А. Хазанова). Это связано с тем, что в систему ценностей, по мнению К. Роджерса, входят убеждённость в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия. И такой тип учения, который направлен на усвоение смыслов как элементов личностного опыта, К. Роджерс называет свободным в отличие от принудительного, безличностного, интеллектуализированного.

А.В. Мудрик, анализируя значение проблемы отношения к себе, утверждает, что наравне с отношением к окружающему миру, а также с аспектами и способами самореализации, оно является главным результатом воспитательного процесса. Отношение к себе и отношение к другому взаимно влияют друг на друга. Причём, отношение к себе по мере взросления становится ведущим. Так выстраивается логическая цепочка: для оптимального развития ребёнка необходимо его позитивное отношение к себе, предполагающее чувство собственного достоинства, ощущение ценности своего «Я», вера в свои силы и возможности (то есть самопринятие). А процесс самопринятия ребёнка обусловлен принятием его личности взрослым - родителем, педагогом, принятие ученика учителем детерминировано самопринятием педагога. Внутренняя возможность предоставления себе права быть таким, как есть, позволяет и способствует искреннему предоставлению другому «быть» без каких-либо условий.

Проблеме позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе уделяли внимание многие авторы. Сложность феномена эмоционально-ценностного отношения к себе объясняет В.В. Столин, выделяя следующие аспекты:

- это интегральная характеристика личности, интегральный личностный смысл,

- оно имеет важное значение для поддержки психологического комфорта и здоровья личности, следовательно, чрезвычайно велик риск осознания своего негативного отношения к себе,

- оно связано с познанием других людей и взаимоотношений с ними, причём, с возрастом степень развития самосознания определяет содержание познания других. Как говорят, «не познать нам в других того, что в себе не познали»,

- это отношение связано с оценками, отношениями окружающих - как конкретных людей, так и обобщённых «других» в виде общественных норм и ценностей,

- оно проявляется не только непосредственно как переживание своего «Я», но и опосредованно - в виде отношения к другим и ожидаемых отношений других к себе.

В связи с проблемой генезиса эмоционально-ценностного отношения личности к себе рассматриваются вопросы обусловленности этого явления различными факторами. Исследователями выделены следующие факторы:

- социальная ситуация развития личности (объективные обстоятельства жизни, социальные роли, реализующие социальную позицию человека) (Эткинд A.M.);

- условия воспитания, положение ребёнка в семье (К Роджерс);

- отношение других людей к данному человеку (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Э. Берне, А.В. Мудрик, В.В. Столин, М.А.Хазанова, И.И Чеснокова и др.);

- степень открытости своему опыту переживаний, способность «услышать» и назвать для себя переживаемые чувства (Л.Я Гозман., К. Rogers);

- познание себя, самоанализ, осмысление себя (в том числе собственных интересов и способов их удовлетворения) (М.В. Лукин, В.В. Столин, Э. Фромм);

- познание других людей и взаимоотношений с ними (Э.В. Ильенков, В.В Столин, И.И. Чеснокова);

- способность к саморегуляции (снятию внутреннего напряжения) (М.В. Лукин, СР. Пантилеев);

- собственные достижения личности, её успешность в самореализации (Л.Н. Захарова, И.С.Кон, К. Хорни, И.И. Чеснокова);

- атмосфера принятия, доверия, открытости в микросоциуме (Л.Н. Лесохина, В. Сатир, К. Роджерс);

- открытое диалогическое общение (Л.А. Петровская, А.У. Хараш).

Если все вышеназванные факторы в зависимости от степени выраженности и своей позитивной направленности могут оказывать различное - как негативное, так и позитивное влияние на эмоционально-ценностное отношение личности к себе, то выделенный Хорни К. фактор - тревожность (не ситуативная, а как личностная характеристика) влияет на это отношение только разрушающе, негативно.

К характеристикам динамики процесса формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе можно отнести различную степень осознанности, стабильности и устойчивости, интенсивности переживаний, по-будительно-мотивационной силы и длительности ценностного процесса (Р.С Пантилеев, К. Роджерс, И.И. Чеснокова).

В литературе встречаются отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев (идея комплексного подхода в оценке психического здоровья). Относительно них можно сделать два общих вывода. Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Во-вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует как некоторую совокупность, так как в них не заложен какой-либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Критерии психического здоровья, распределенные в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы) приводит А.Л. Крылов.

Среди свойств здоровой личности - это оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), не леность, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина (управление мыслями).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированное™, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется выраженностью целеустремленности (обретением смысла жизни), энергичности, активности, самоконтроля, адекватной самооценки.

Социальное здоровье личности находит отражение в адекватном восприятии социальной действительности, интересе к окружающему миру, адаптации (равновесие) к физической и общественной среде, направленности на общественно полезное дело, культуре потребления, альтруизме, эмпатии, ответственности перед другими, бескорыстии, демократизме в поведении.

С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечность); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

Здоровье подрастающего человека - проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитания.. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении сохранения, укрепления и формирования как индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно понимание того, что активное отношение к собственному здоровью воспитывается с раннего возраста, что здоровье - величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Одной из главных проблем педагогики является задача инициирования в растущем человеке понимания необходимости выработки устойчивых культурных ориентации и форм поведения для его конструктивной, т.е. успешной и одновременно гармоничной, жизнедеятельности. При таком понимании и реальном ощущении преимуществ культурных способов жизни у подростка может произойти внутреннее принятие и активизация стремлений к их освоению. Поэтому воспитание и самовоспитание должны представлять собой в идеале процесс гармонизации всех компонентов личности и её культурологических тенденций.

 

АВТОР: Кабаева В.М.