22.11.2011 7709

Теория гражданского воспитания в социально-историческом контексте

 

Результаты педагогических и социологических исследований последних лет свидетельствуют о том, что в студенческой среде сегодня не просматривается главный мотив образованного человека, который составляет истинную духовность личности: проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в стране, способность к сопереживанию и заинтересованному диалогу. Общение и интересы молодежи в основном укладываются в простую поведенческую модель, замыкающуюся целями приземленного прагматизма.

ВУЗ сегодня призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отвергая общественно значимые ценности.

Серьезной проблемой в воспитании студенчества является отсутствие культуры организации воспитания, единых технологий и методологии воспитательной работы, психолого-педагогических установок, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям развития общества.

Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах позитивной направленности воспитания и культурного развития. Для значительной части студенчества этот период становится рабочим временем и основным способом выживания.

ВУЗ должен помочь будущим специалистам преодолеть барьер социальной неустойчивости и неуверенности, социальной ответственности и творческой активности, что требует радикального пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе гражданского воспитания студенческой молодежи в практике высшей школы.

Рассматривая проблему гражданского воспитания молодежи, необходимо отметить ее исторический характер. В западно-европейской античной и классической педагогике гражданское воспитание связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего, с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. В зарубежной педагогике наиболее полно теория гражданского воспитания была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

Цели и задачи гражданского воспитания в российской педагогике нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина России.

Гражданские качества личности определялись набором базовых ценностей, исходя из господствующего в данном обществе мировоззрения, понимания сущности и предназначения человека, которое оно провозглашает и проводит в социальной жизни. Классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что каждый народ имеет свой язык, свою культуру, традиции, свой собственный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием.

Целью гражданского воспитания в дореволюционной педагогике являлось формирование «верного сына Отечества». Жизнь и деятельность великих государей, святых подвижников, защитников Отечества и сильных духом, терпеливых страдальцев за общее дело из простого народа - были идеалом гражданина в системе воспитания учащихся в то время (П.Ф. Каптерев). Историческое развитие России складывалось так, что государство было вынуждено играть ведущую роль в жизни человека и общества. Совместное развитие общества и государства привели к тому, что «государственность» стала чертой личности россиянина, наложив сильный отпечаток на систему образования в России и процесс гражданского воспитания молодежи. Идея государственности была характерна как для дореволюционной, так и для советской систем воспитания.

Основоположниками советской педагогики в области гражданского воспитания были Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский. Они рассматривали гражданское воспитание как воспитание, прежде всего, политическое. Наиболее подробно и целостно, хотя и с ограниченных позиций классового подхода, пути воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, коллективизма и дисциплинированности были разработаны в трудах А.С.Макаренко.

В книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Учебно-воспитательный процесс педагог выстраивал таким образом, чтобы воспитанник имел возможность выразить себя как думающая, мыслящая личность; как гражданин; как труженик; и, наконец, и что, быть может, самое главное, как человек. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Сущность и цели воспитания молодежи в советский период нашей истории были обусловлены теми задачами, которые в ходе своего развития ставило перед собой общество. Так, сущность всестороннего воспитания и развития личности определялись как процесс достижения гармонии между умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием человека, в гармонического взаимодействия его биологической, психологической и социальной структуры (Г.Н. Филонов).

Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного. Воспитать юного гражданина - это, прежде всего, обеспечить ему возможность реализации потенциалов своей личности на пользу другим людям, коллективу, обществу (Б. 3. Вульфов).

Современная российская педагогика определяет целью гражданского воспитания подготовку молодого поколения к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе.

Содержание гражданского воспитания определяется его целью, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами глобального характера.

В связи с идеологической переориентацией общества изменился и подход к формированию гражданских качеств личности. К ним относят политическую грамотность, понимание того, что происходит в мире и в стране в настоящее время и что нас ожидает в ближайшем будущем, общественную активность, бескорыстие в защите общественных интересов, долг и ответственность перед народом и Родиной, гражданскую совесть, гражданское мужество. Эти качества органически связаны с такими категориями нравственности, как патриотизм, гуманизм, коллективизм, честность.

Воспитание гражданских качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь, достойная человека. Не менее важно гражданское воспитание молодого поколения и для прогресса общества, чему способствуют такие качества, как убежденность, инициатива, бескорыстная защита общественных интересов со стороны граждан.

Для нас важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого: подлинный гражданин - не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, которая осознает свое предназначение в нем.

Задача современного гражданского воспитания в том, чтобы, учитывая личные интересы и потребности, интересы и цели общества стали составной частью собственных убеждений каждого человека.

В связи с этим перед университетом сегодня актуализируются следующие основные задачи гражданского воспитания:

1. Развитие гражданского самосознания личности студента (углубление представления о себе как гражданине государства и члене общества, а также своей роли в их развитии, процветании и защите).

2. Воспитание политической и правовой культуры студента.

3. Воспитание студенческой молодежи в духе патриотизма, веротерпимости и культуры межнационального общения.

4. Развитие навыков социальной активности и формирование гражданской позиции студентов, обогащение их социального опыта по общению с представителями других культур и вероисповеданий.

Гражданское воспитание является особым направлением в общей 'системе воспитания, так как оно призвано подготовить молодежь к такой жизнедеятельности, в которой знания соединяются с позицией гражданского долга, личные интересы - с общественными, в которой процесс личностной и групповой идентификации проходит через посредство привязанности и уважения к своему Отечеству.

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения молодежи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному населению, к обычаям и традициям народа, любви к малой родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

В воспитании патриотизма и интернационализма большую роль играют предметы гуманитарного и естественного циклов. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается человеком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Изучение архитектуры - искусства, неотделимого от повседневной жизни человека, одновременно доставляет радость, создает настроение, воздействует на эмоции молодых людей. Достаточно хотя бы раз испытать чувство возвращения в родные места, где тебя встречают знакомые и близкие сердцу и взору улицы, площади, дома, чтобы осознать и признать значение этого искусства в жизни каждого человека. А как много может оно рассказать об эпохе, ушедшей в далекое прошлое, о людях и их образе жизни. Это искусство, которое справедливо считают летописью истории, зеркалом эпохи.

Архитектура - специфическое единство материальной и духовной культуры народа. В этом ее величайший смысл и назначение. Дело в том, что каждый социальный процесс затрагивает сферу не только материальной, но и духовной жизни человека. Поэтому в формировании материальной среды, предназначенной для этих процессов, всегда присутствует духовная сторона, конкретно выражающаяся в эстетических качествах архитектурного сооружения.

Архитектура формирует эстетические представления человека, воспитывает чувство прекрасного, чувство патриотической гордости, любви к своей родине. Однако, предостерегал В.А. Сухомлинский, «Красота открывается только мудрому и думающему». Чувствование, творение прекрасного Сухомлинский называл «драгоценными упражнениями юной души», так необходимыми для того, чтобы учащиеся стремились видеть красоту и утверждали прекрасное и человечное в самих себе, в окружающем их мире. Акцентируя внимание на гениальной мысли Ф. М. Достоевского, касающейся роли красоты, ученый заметил весьма важную закономерность воспитания: «Через красивое к человечному».

Патриотизм как нравственный аспект гражданственности, если он будет внутренним состоянием человека, очищает социальное, смысловое пространство от многочисленных внутренних перегородок и границ, связанных с разнообразными частными интересами.

Гражданское воспитание тесно связано с трудовым воспитанием молодежи, поскольку труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности.

Между тем, последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодежи значимости труда, об очень низкой направленности их интересов на трудовую деятельность. Происходит рост значения для молодежи ценностей материально-бытовой сферы, значимое место занимает забота о личном благополучии. Доминируют жизненные личные мотивы и преобладают экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. В новых условиях происходит существенная перестройка ценностно-мотивационных оснований труда. Выявлена низкая внутренняя готовность к труду, к производственной деятельности. Сама трудовая деятельность, интересная работа уже не является в молодежной среде показателем «хорошей жизни». Для части молодых людей это уже не признак удачно сложившейся личной судьбы и не является столь значимой жизненной ценностью в общей структуре их ценностных ориентации. В их оценках жизненного успеха трудолюбие, профессиональные возможности отходят на второй план, уступая место облегченному, поверхностному восприятию смысла и целей жизни. В сознании некоторых молодых людей трудовая деятельность связывается не с любимой работой и развитием своих способностей, а с материальной обеспеченностью и высокими денежными доходами, которые могут способствовать реализации гедонистических потребностей.

Знакомство молодежи с отношением к труду как духовно-нравственному служению способствует, в противовес пропаганде идеалов «общества потребления», выработке такого качества, как желание активно участвовать в производительном труде для личностной самореализации и процветания всего общества.

Основная цель гражданского воспитания - свободное усвоение личностью мировоззренческих, исторических и нравственных идеалов и ценностей российского общества, которые складывались на протяжении веков, в том числе под духовным влиянием традиционной религиозной культуры. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация, произошла переоценка роли религии в культуре и истории России, в духовно-нравственном развитии человека. Неуклонно растет число верующих среди детей, подростков, молодежи, духовная сфера все больше и притом определяющим образом влияет на другие сферы жизни современной России.

Именно духовность позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, внести смысл в собственную жизнь, соотнести ее с жизнью своих соотечественников, сограждан.

Важнейшим результатом воспитания выступает гражданственность, как сложное интегративное качество личности, которое можно рассматривать в 4-х аспектах: социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом.

В социально-правовом аспекте гражданственность определяется, как достаточный уровень демократического сознания, принятия будущими гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством. В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, как приближение общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие. В социально-психологическом аспекте гражданственность - это чувства единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине, решительность и стойкость в преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.

Гражданское воспитание - один из путей предотвращения нравственной и духовной деградации студенчества в сегодняшнем кризисном состоянии общества, поскольку именно гражданственность определяет место личности в системе общественного целого. Мерой гражданственности является степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей, в рамках которых он и выбирает вариант поведения, проявляя политический, нравственный и интеллектуальный облик. Гражданское воспитание как способ конкретизации социального воспитания формирует ценностную нормативность, в контексте которой реализуются полученные знания. Эта нормативность выражается в видении реальности с более значимых позиций - государственных, общественных, национальных.

Гражданственность как качество личности формируется под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Объективными факторами, выступают социально-политические условия: уровень демократизации общественных отношений, развития и состояния институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе.

Субъективными факторами, влияющими на формирование гражданственности, являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, ценностные ориентиры, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности и социально значимой деятельности. С учетом этих факторов в содержании гражданского воспитания можно выделить два основных, тесно связанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью и основывается на позитивных, мировоззренческих взглядах и позициях по основным социальным, историческим, политическим и другим проблемам. Важнейших духовно-нравственных, деятельностных качествах: любовь к Родине, уважение к законности, ответственности за выполнение конституционных обязанностей. Социально-педагогический компонент является доминирующим и составляет ядро гражданского воспитания.

Второй компонент связан с уровнем профессиональной подготовки студенческой молодежи. Профессиональная компетентность достигается по определенно сформированной нравственной позиции.

Гражданственность созидательна, а значит, главным условием ее жизнеспособности будет формирование через деятельность.

Ориентиром в воспитании должны стать формирующиеся в российском обществе новые общественные идеалы и ценности.

При этом в массовом сознании сегодня демократические ценности носят противоречивый характер. Социально-экономические и политические преобразования в российском обществе вызвали изменения ценностных ориентации не только у молодежи, но и у старшего поколения. Этот процесс протекает болезненно в силу постепенного вытеснения на второй план традиционных духовных, гуманистических российских ценностей в столкновении с новыми западными ценностями, ориентированными на развитие индивидуализма и прагматизма, на культуру «общества потребления».

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой выражается отношение к окружающей природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом речь идет не только об оценке мира как объективной реальности, но и оценке своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

И ныне, при явном ожесточении межличностных отношений в условиях социального и экономического неблагополучия, знакомство с этими принципами взаимоотношений людей в обществе способно оказать на молодых людей благотворное нравственное воздействие, способствовать развитию позитивной культуры межличностных отношений в среде учащейся молодежи, улучшению психологического климата в ученических коллективах.

Не случайно Н.И. Пирогов говорил: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми».

В бережном отношении к окружающей среде, стремлении сохранять и благоустраивать природную и пространственную среду проявляется понимание единства и целостности мира.

Отсутствие единства взглядов на некоторые базовые мировоззренческие и этические принципы в современном российском обществе, вызывает сложность решения проблем гражданского воспитания молодежи.

Разрушая некоторые стереотипы тоталитарного мышления, сформированные в предшествующий исторический период, необходимо в содержании гражданского воспитания возродить историческую и культурную преемственность, сохранить все культурные ценности, сформированные духовно-нравственным опытом предшествующих поколений. Гражданин современной России должен остро чувствовать свое гражданское единство с предыдущими поколениями россиян, своими предками на протяжении более чем тысячелетней истории русской общественности и государственности.

Первым пунктом в проекте «Национальной доктрины образования» выделено требование: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России...».

Таким образом, сущность гражданских качеств личности в первую очередь определяется влиянием традиций отечественной культуры, ее духовными идеалами бескорыстного стремления к истине, добру и красоте в отношении к миру и окружающим людям.

Человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимает разрушительных идей и способен им противостоять в межличностных отношениях и социальной жизни.

Молодежь любого региона России - это главный социальный ресурс нашего государства. От того, как государство и общество в целом будут относиться к своим молодым людям, зависит будущее государства и общества.

Для закрепления положительных тенденций необходимо, во-первых, внедрить в сознание молодежи новые ценности созидания, творчества и общественного служения и, во-вторых, создать систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

Обретение активной гражданской позиции, духовно-нравственная устремленность молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, с преодолением негативных последствий многих неосуществившихся реформ и перестроек. Современное российское общество приобретет ценнейший потенциал, который будет определяться, прежде всего, готовностью молодежи взять на себя ответственность за будущее России. Важно, чтобы идея государственно-общественного воспитания подрастающего поколения в духе российской гражданственности находила все больше сторонников, побуждала молодежь к инициативе и добрым делам.

Таким образом, одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы углубления содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально - педагогическим реалиям.

В результате развития средств массовой информации и коммуникации, введения конституционного запрета на цензуру резко расширилось и трансформировалось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Существенно расширился доступ студентов к информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети, в том числе к материалам, наносящим вред их благополучию. В этих условиях духовное и психическое развитие существенно деформируется пропагандой секса, насилия, идеализирующей преступность, наркоманию, проституцию.

Новые черты приобрело и участие в воспитательном процессе общественных объединений. На федеральном и региональном уровнях зарегистрированы сотни молодежных общественных объединений. Требуется координация их деятельности с высшей школой, с возрождающей работой по месту жительства, профилактической деятельностью государственных и негосударственных субъектов воспитания.

С середины 90-х годов наметилась тенденция к созданию отечественной концепции, способной решить острые проблемы воспитания в условиях быстро меняющейся российской действительности. Разрабатываются региональные программы развития плюрализма и вариативности воспитательных практик, расширения инициативы субъектов учебно-воспитательного процесса, усиления личностно-деятельностной направленности образования, организации целостного пространства, оптимизации процессов социализации. Однако, многообразие воспитательных стратегий само по себе недостаточно для обеспечения воспитательных задач. В 90-е годы в российской практике появилось множество концепций и школ, часто противоположных по мировоззренческим позициям, целевым установкам, методам воспитания детей. Отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания становится сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций в этой области. Между тем, государство несет ответственность за состояние воспитания детей, так же как и за реализацию прав человека и гражданина. Очевидно и то, что гражданское, патриотическое воспитание составляет особый государственный интерес.

Исследования и проекты должны предусматривать системный анализ воспитания молодежи в России, создания современного комплекса технологии и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создания соответствующей информационной сети.

В последние годы существенно снизился воспитательный потенциал общества, государства, образования. Система воспитательной деятельности прежнего образца была в основном утрачена, в то же время новые ее механизмы еще только формируются.

Главная забота педагогов состоит в том, чтобы совместно со студентами, родительским активом и попечительскими советами, не без помощи государственных и неправительственных структур, определить воспитательное пространство, «зоны» воспитания гражданственности и поддерживающие этот процесс организационно-педагогические, программно методические, технологические и управленческие средства и способы его обеспечения.

Необходимо на всех уровнях научного познания и практики постоянно отслеживать реальные изменения в динамике отношений государственных и общественных структур, реальном гражданском потенциале различных сфер социума, в опыте общественных движений и организаций, а также учитывать исторические традиции и менталитет российской гражданственности, общезначимые для нашего времени концептуальные разработки.

Деятельность, ориентированная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, получает все более активную поддержку государственных культур, научных организаций, средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях. В структуре психолого-педагогических исследований, осуществляемых институтами РАО, ее региональными отделениями и соответствующими кафедрами высшей школы, определены фундаментальные комплексные программы и проекты прикладных разработок, предусматривающих углубленный социокультурный и психолого-педагогический анализ реальной ситуации, раскрытие и осмысление сущности гражданского воспитания личности.

Наряду с научными исследованиями определенный вклад в концептуальную разработку и программирование этой работы в системе образования и других структурах социума вносят межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», ассоциации «Гражданин», «Гражданское общество» и другие инициативные сообщества.

Гражданское воспитание сегодня - это вовсе не учебный предмет; это вся окружающая среда, атмосфера образовательно-воспитательного учреждения, совместные со специалистами проекты, реальное участие в жизни своего поселка, города Важно сделать так, чтобы молодые люди научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их. Гражданское воспитание - это система образовательных и воспитательных усилий, призванная сопровождать и поддерживать человека на протяжении всей его жизни.

Общая стратегия воспитательной деятельности, включающей педагогов, психологов, социальных педагогов, молодых волонтеров из числа самих студентов, состоит в раскрытии внутреннего потенциала каждого посредством создания условий, способствующих его самореализации, формированию гражданских позиций.

 

АВТОР: Карпанина Е.В.