22.11.2011 12934

Психолого-педагогическая характеристика студентов ВУЗа как социально-возрастной категории

 

Гражданская культура личности в условиях профессионального образования студентов представляет собой процесс и результат самоосознания студентом системы политических, правовых, духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, существующих в конкретном гражданском обществе. Эти ценности посредством их системного познания и личностно значимого осмысления в процессе обучения превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности - к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.

Вопросы создания условий непрерывного развития личности с учетом этапов ее взросления освещены в работах В.В. Давыдова, Л.П. Дашковской, Е.Б. Кравцовой, В.Г. Кудрявцева, Л.Ф. Сербиной и др. Процесс гражданского воспитания является сложным и длительным: от формирований отдельных представлений (дошкольный, младший школьный возраст), поиска идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения (подростковый возраст) к становлению гражданского мировоззрения и культуры (юношеский возраст).

Границы юношеского возраста связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Молодой человек должен принять на себя ответственность за устройство своей жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. В этот период развитие молодого человека приобретает новый характер, так как уже больше не связано с заметным физическим ростом и приобретением набора необходимых когнитивных навыков. Развитие в этом возрасте определяется преимущественно по социальным и культурным ориентирам. Молодые люди стремятся к самостоятельности, экономической независимости, равноправию в обществе. В свете этого основным социальным ориентиром для них является достижение статуса полноправного, благополучного гражданина.

Результатом гражданской направленности учебно-воспитательного процесса в современном ВУЗе станет повышение адаптированности специалиста в профессиональной деятельности и обществе, улучшение его ориентированности в общественных процессах, развитие способности противостоять негативным явлениям в обществе и оздоровлении микросреды, повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Успех процесса гражданского воспитания определяется степенью социальной зрелости студента, уровнем сформированности его социального характера, что в свою очередь зависит от того, как сам студент воспринимает воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего специалиста.

По мере формирования и развития возрастает определенность направленности и активность жизненной позиции. Человек становится личностью, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия по отношению к стране. Гражданская позиция личности формируется постепенно. Прежде чем достигнуть зрелости, она проходит ряд ступеней социального развития. Первая из них заключается в умении выделять себя из окружающей социальной среды, переживать идентичность с самим собой в отношении своего прошлого, настоящего и будущего, в представлении индивида о самом себе. Другими словами, речь идет о «Я-концепции», которая формируется только в социальном общении, во взаимодействии человека с человеком.

Вторая ступень характеризуется пониманием: кроме «Я», есть еще и «Другие», и это требует определенного самоограничения, умения считаться с правами и свободой этих «других». Данная ступень социального развития -важнейший этап нравственного становления личности, который, по словам Э.Канта, определяется умением свободно подчинять свое «Я» нравственному закону. Личность, не достигнувшая этой ступени социального развития и живущая лишь своими интересами, оказывается на позиции крайнего индивидуализма, который, как принцип отношения человека к человеку, антигуманен, и как норма отношения к обществу антидемократичен, а как семейная традиция - глубоко аморален.

Следующая ступень социального развития личности характеризуется тем, что она осознает себя частью определенной общности («Мы»). Чем шире социальная общность, интересами которой живет индивид (семья, группа сверстников, учебный или трудовой коллектив, нация, страна, планета в целом), тем в большей степени состоялся он как личность. На этом этапе происходит формирование гражданских качеств, когда человек «работает над собственным счастьем, трудясь над счастьем других», приходит осмысление высших целей жизни («если я только для себя, то зачем я?»). Не случайно экзистенциалисты, замыкающиеся на личности как самоцели, не видят смысла жизни и сводят ее к «ожиданию смерти».

Наконец, четвертая ступень социального развития личности заключается в том, что после «ухода» от себя в общественные структуры она возвращается к своему «Я», но уже на новом, высшем уровне. Этот этап характеризуется стремлением к самосовершенствованию, максимальной самореализации личности. Он включает самопознание, адекватное самоопределение, постоянное образование, самообразование и самовоспитание, активную жизненную позицию.

При этом личность сознает себя членом общества и то, что ее саморазвитие - вклад не только и не столько в себя, но и в окружающих, ибо полноценное развитие каждого - условие полноценного развития всех.

К гражданским качествам личности относят политическую грамотность, понимание того, что происходит в мире и в стране в настоящее время и что нас ожидает в ближайшем будущем. Общественная активность, бескорыстие в защите общественных интересов связаны с такими категориями нравственности, как патриотизм, гуманизм, коллективизм, честность.

Не менее важно гражданское воспитание молодого поколения и для прогресса общества, чему способствуют такие качества, как убежденность, инициатива, бескорыстная защита общественных интересов со стороны граждан. Как показывают исследования, на гражданскую позицию молодежи, ее интересы, идеалы и ценностные ориентации, прежде всего, влияет социально-экономический строй, определяющий и систему образования, и социальную среду. Таким образом, и в наши дни первая задача педагогов - формировать у молодежи направленность на коллективизм, дружбу и товарищество, взаимопомощь, любовь к своей стране, высшие духовные ценности. Именно эти качества личности будут надежным фундаментом для гражданской позиции юношей и девушек. Такая направленность личности определяет ее отношение к людям, стране, производительному труду, к семье, дает осознание социальной и личной ценности, создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, помогает не только выжить, но и достойно выстоять молодежи в наше непростое время.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в социально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Представители биологического направления, считают личность сугубо природным существом, все поведение объясняют действием присущих ему от рождения потребностей влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализирует благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни.

Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать их. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материала, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит путем формирования более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества и возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности;

- трудовая, охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).

Гражданское воспитание, происходящее в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленньгй и контролируемый (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В свете этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов воспитания с целью развития личности.

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.п.)

Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач вызвано необходимостью развития личности Формирование личности - это процесс и результаты, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств, формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И.Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

Юность - это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей - работа по выбранной специальности, учеба в ВУЗе, иногда создание семьи - всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать все писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время, обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.

В 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечал Д.Б.Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет. Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша и старший подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным категориям.

Социальная ситуация развития в юности - ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16 - 17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19 - 20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в ВУЗе, поиски работы и для юношей служба в армии. Мы не будем рассматривать редко встречающиеся варианты - уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и др., коснемся лишь возможностей «бегства» от общества.

Особое внимание следует уделить обучению в ВУЗе. По данным санкт-петербургских психологов, в начале 90-х годов в нашей стране резко снизилась ценность образования, школьники перестали относиться к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов наметилась другая тенденция: образование снова входит в систему ценностей.

Работа привлекает, прежде всего, приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность ощутить себя по-настоящему взрослым, кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Мотивы поступления в ВУЗ определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправлен в ВУЗ родителями и его обучение оплачено, а свою задачу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктивной.

Стиль студенческой жизни в западной психологии связывают с особой субкультурой. Ф. Раис выделяет 4 типа субкультур колледжей.

Первый тип, называемый студенческой субкультурой, превращает колледж (ВУЗ) в загородный клуб. Основным содержанием жизни становятся вечеринки и свидания, выпивка, автомобили, спорт, а учебные предметы отходят на второй план.

Второй тип - профессиональная субкультура - предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе профессиональную подготовку и продвижение; образование приобретается так же, как необходимые продукты в магазине.

Третий тип - академическая субкультура - ее ценности не диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы.

И, наконец, четвертый тип - нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыслие, ее создают интеллектуальные «социальные мятежники», студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них нелегко выбрать определенную деятельность. По данным опросов, проводимых сотрудниками управлений труда и занятости, многие не могут четко указать требования к своей будущей работе, не имеют ясной цели. Если же есть представление о будущей работе и сделан выбор, порой трудно найти соответствующее место.

Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий (X. Ремшмидт).

Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны.

Как было сказано выше, после окончания школы и в начале самостоятельной жизни продолжается выбор пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Основные линии онтогенеза обусловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира.

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (атавистические аналоги простого и легкого и простого и трудного жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения; «выбор» предопределен самой гедонистической установкой. В случае простого и легкого жизненного мира она реализуется посредством паразитического существования. Одним из его вариантов является существование за счет родителей. Неспособность к систематическому труду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, приводит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни.

Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга (супруги). Этот вариант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличение количества браков совсем юных молодых людей со зрелыми женщинами, он не так редок и у юношей.

При атавистическом аналоге простого и трудного жизненного мира гедонистическая установка реализуется через механизм терпения. Жизненный мир подконтролен принципу реальности, выступающему как принцип отложенного удовольствия. Здесь для обеспечения существования, сведенного к удовольствиям и развлечениям, приходится прибегать к той или иной активности, т. е. к соответствующей деятельности.

Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в криминальных структурах. Другой вариант - выполнение простой, не требующей ответственности работы.

Еще один вариант рассматриваемой линии онтогенеза - вступление в брак, в котором ради реализации гедонистической установки необходимо выполнение тех или иных обязанностей, которые могут оказаться и обременительными.

Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию конъюнктуры, моды, других внешних условий и обстоятельств.

Духовно-нравственная и сущностная направленность личности предполагает в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни является создание счастливой семьи, ВУЗ или место работы, когда не выбираются по принципу близости от дома или каким-либо иным соображениям, не связанным с интересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются упорством и настойчивостью.

Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленности личности (М.М. Пришвин).

Старший подростковый и юношеский возраст - первый период взрослой самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа, у кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то, что жизненный мир и мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности.

Формирование гражданственности этой возрастной категории идет параллельно с когнитивным развитием и во многом обусловлено им. Психологи отмечают, что когнитивное развитие студентов высших учебных заведений отличается закономерностью изменений в процессе мышления, последовательностью определенных стадий. Проведенное нами исследование также подтвердило наличие следующих стадий:

- авторитарное, дуалистическое мышление: студенты ищут истину и стремятся к знаниям, делят весь мир на две категории (хорошо -плохо, правильно - неправильно);

- релятивистское мышление: студенты признают разнообразие мнений, а также права человека на мнение, отличное от мнения большинства;

- самостоятельно выбранная позиция: студенты принимают на себя ответственность за выбор собственных ценностей, взглядов, своего образа жизни.

Изучение научной литературы и данные, полученные в ходе опытной экспериментальной работы, подтвердили наличие перечисленных стадий и в процессе гражданского воспитания и становления личности студентов.

 

АВТОР: Капранина Е.Н.