22.11.2011 5483

Архитектурное проектирование в процессе гражданского воспитания студента

 

Перед системой высшего образования сегодня актуализируются принципиально новые задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной и географической среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество.

Ключевые идеи, принимаемые мировой системой образования, не идут вразрез с ментальными основами российской гражданственности, духовной основой которой всегда являлся патриотизм, а лишь повышают профессиональную мобильность и социальную защищенность личности. Такими идеями выступают солидарного развития, социокультурной толерантности, глобальной социально-экономической дисциплины и ответственности, институционального закрепления права и морали. Данные факторы характерны и для государственных, и для коммерческих высших учебных заведений, несмотря на различия в структурной и социально-психологической окраске.

Степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап.его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель.

Можно выделить основные факторы, способствующие достижению вершин профессионализма специалиста архитектора: задатки, одарённость, способности, талант, условия семейного воспитания, воспитание и развитие в начальных, средних и старших классах - допредстартовый период; воспитание, образование, обучение в профессиональном учебном заведении - предстартовый период профессионализма; самодвижение к вершинам профессионализма в самостоятельной деятельности на протяжении профессиональной жизни - старт, оптимум, финиш.

Становление личности будущего специалиста-архитектора существенно зависит от использования в системе высшего образования современных технологий обучения с опорой на психолого-акмеологические резервы личности. В них важно проектировать и обеспечивать в деятельности целостность и единство реализации общегосударственной и личной целей образования; оптимально моделировать средства и результаты развития личных целей, ценностей и смыслов в сочетании с формированием понимания гражданской ответственности за результаты своей будущей профессиональной деятельности.

При этом личность тем успешней берёт рубежи своего профессионального становления, чем в большей мере система образования учитывает фактор государственной, общественной значимости будущей профессиональной деятельности.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни и системы ценностей, толерантном восприятии альтернатив и подготовке к действиям в рамках закона.

Основными методами, средствами и формами могут быть: использование интерактивных методов («Открытый микрофон», «Дискуссионные качели»); правовых лекториев по обсуждению острых вопросов современности («Законопослушание и свобода выбора», «Педагогика национальных отношений»); проведение тематических вечеров («Я - гражданин России», «Солдатская слава»); организация «круглых столов» («Истоки русской духовной культуры», «Национальные и общечеловеческие ценности»); проведение кинолекториев лучших российских исторических фильмов.

2. Формирование политической культуры, навыков противодействия к проявлениям политического, религиозного и культурного экстремизма в молодежной среде. Основные формы и средства: проведение бесед и дискуссий в академических группах («Национальное достоинство и веротерпимость», «Патриотизм и национализм», «Культурное богатство России» и др.), знакомство с деятельностью местных и высших органов государственной власти (экскурсии в Госдуму, Совет Федерации, Конституционный суд).

3. Формирование у студентов интереса и потребности к самосовершенствованию качеств гражданина, выбору собственного пути. Развитие через привлечение к участию в научных конференциях по гражданской тематике, в конкурсах профессионального мастерства, через организацию научно-исследовательской работы над курсовыми и дипломными проектами по общественным проблемам и гражданской тематике, через разработку студентами (на спецкурсах) методических материалов для проведения воспитательной работы по проблемам гражданского воспитания.

Отечественный и зарубежный опыт гражданского воспитания дает возможность предложить понятийно-терминологический аппарат воспитания в духе гражданственности:

- гражданство, гражданственность;

- патриотизм, интернационализм, космополитизм;

- «проотечественная» и «пропланетарная» ветви в сознании молодежи;

- менталитет, российский менталитет;

- веротерпимость, толерантность;

- глобализация, поликультурное образование;

- национализм, шовинизм, расизм, фашизм, антисемитизм;

- формирование национального и многонационального сознания и самосознания;

- формирование опыта межнационального общения и поликультурной позиции;

- умение жить и трудиться в полиэтнических и многонациональных средах;

- обеспечение единства национального и общечеловеческого в воспитании молодежи.

Для обеспечения оптимизации учебно-воспитательного процесса в данном направлении целесообразно определить ряд необходимых требований к разработке содержания образования:

- опора на развитие критического мышления студентов;

- научный плюрализм в оценке альтернативных точек зрения и ценностей;

- тесная связь предлагаемого материала с современными социально-экономическими условиями и реальными жизненными ситуациями и проблемами молодых людей;

- анализ конкретных текущих событий, фактов жизни страны с точки зрения прав человека;

- использование игр, направленных на кооперацию, поиск консенсуса;

- вариативно-дифференцированный подход к месту проведения учебно-воспитательной деятельности (аудитория учебного заведения, музей, центр социального обслуживания, парк).

При соблюдении названных выше условий гражданское воспитание может выступить в качестве ментальной основы подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности, тем самым расширяя перспективы этой подготовки до социально значимых границ.

Бурные процессы реформирования современного общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно потребовали от системы высшего образования страны иных принципов управления, нового содержания образования, формирования социально-зрелого молодого поколения граждан России. Проблема воспитания гражданского самосознания будущих архитекторов имеет свою актуальность также в рамках политики государства, где немаловажную роль играют умение ориентироваться в социуме, понимать свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, защищать свои права и выполнять гражданские обязанности.

Одним из приоритетных направлений в воспитании гражданского самосознания в высшей школе является процесс формирования у студентов правовой и политической культуры. То, что в странах с длительной правовой традицией воспитывается самой практикой жизни, рождается в семье, возникает как бы естественно, в наших условиях должно быть предметом целенаправленного формирования. Это требует серьезной и систематической работы. Ведь полноценный гражданин своего государства должен знать законы государства, историю отечества, разбираться в политических и экономических вопросах.

Под воспитанием гражданского самосознания понимается находящаяся в рамках образовательно-воспитательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у студентов-архитекторов уважения к праву, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели гражданского воспитания конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с неизвестным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, гражданское самосознание рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

При этом общие образовательно-воспитательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования.

Изменения, происходящие в мире и в России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на процесс воспитания и образования молодежи, требуют мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Приоритетной задачей образования и воспитания в высшей школе архитектурного направления становится создание такой совокупности условий развития студентов, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире общечеловеческих ценностей. Воспитанник современной высшей архитектурной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями - критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Выполнению поставленной задачи как нельзя лучше, на наш взгляд способствует использование в организации и содержании гражданского воспитания средств архитектурного проектирования. И прежде всего потому, что именно архитектура в ходе исторического развития России была и продолжает оставаться одним из главных факторов становления или разрушения человека как гражданина и патриота своей страны. Архитектура воздействует на гражданское сознание и самосознание молодежи многими способами: многовековыми традициями в строительстве и отделке зданий, памятников истории и культуры, в планировке населенных пунктов, промышленных и рекреационных зон; через воплощение в архитектурных проектах этнического, регионального и общероссийского колорита и, наконец, через отношение самих людей к архитектуре (восстановление и разрушение зданий и памятников, стройка в соответствии с государственным заказом и потребностями общества и др.).

Архитектор является представителем творческой, художественной сферы. Своим отношением к предметно-пространственной среде, к искусству, своим вкусом он воспитывает окружающих его людей, утверждает современное понимание красоты и совершенства форм. Красота объекта, по мнению архитектора, есть ощущение человека, воспринимающего гармонию окружающего мира, которая в свою очередь отражает законы материального мира.

Архитектор, создавая свои произведения, становящиеся частью культуры определенной эпохи того или иного народа, представляет в сфере прсюктирования и строительства интересы человека как члена общества (с его психологическими, эстетическими потребностями). Таким образом, деятельность архитектора выходит за рамки только проектирования и строительства и, по существу, оказывается гуманитарной деятельностью.

Масштабы вхождения архитектора в жизнь могут быть различными - от интерьера индивидуального жилого дома до целого региона, во всех случаях его социально-культурная миссия остается одинаково важной. Отсюда становится понятной важность мировоззренческой зрелости архитектора, его способности чувствовать и находить профессиональное выражение для общих социально-культурных ценностей.

Кроме того, архитектура не только связана с культурой, но и сама по себе является фрагментом культуры. Создавая предметно-пространственную среду, архитектор стремится с ее помощью повлиять на отношение к ней людей. Эта задача архитектуры выводит ее из разряда прикладных видов творчества. Подобную функцию архитектуры можно было бы назвать культуро-созидательной, т.е. имеющей свои закономерности и особенности внутри определенной исторической культуры, начиная с древних времен и до наших дней.

Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в воспитании соответствующего материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития «Я» человека как сложноорганизованного относительно «Я» других людей.

Немаловажное значение в образовательном процессе имеет использование интерактивных методов. Основные задачи интерактивных ' методов предусматривают получение молодыми людьми ценностных установок на: уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, а также отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами. В системе воспитания гражданского самосознания будущих архитекторов целесообразно использовать диалоговые, активные и интерактивные методы. Сама речь студента представляет главную ценность и материал для работы.

Экологические проблемы, которые так остро встали перед человечеством во второй половине XX столетия, также находят большое отражение в содержании гражданского самосознания. Это значит, что проблема воспитания экологического сознания будущего специалиста-архитектора высокой гражданской культуры должна стать одной из главнейших.

Важное место отводится профилактике наркомании и других негативных привычек, повышение образовательной мотивации формированию ценностей здорового образа жизни. Доброй традицией стало во многих университетах проведение дней здоровья, конкурсов рисунков, плакатов, просмотры и обсуждение видеофильмов. Важным фактором профилактики наркомании и других вредных привычек среди молодежи является создание условий для отдыха и занятости ребят в каникулярное время.

Сложившаяся в обществе ситуация, связанная с изменением нравственных идеалов и ориентиров, особенно болезненна для подрастающего поколения. Гражданское самосознание - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит это стихийно или целенаправленно в рамках воспитательно-образовательного процесса. Гражданское самосознание является залогом того, что мораль и право станет регулятором жизни личности растущего человека, а не помехой, препятствием на пути реализации его личных задач.

В современных условиях именно гражданское самосознание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которой смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

В течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации основные факторы ее только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, а сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации - это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности (Г. С. Батищев)

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита, но найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллективного формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Под обучением понимается не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Более эффективным является включение компонентов гражданско-правового образования в тематику различных предметов и внеаудиторных мероприятий, а также соответствующая организация уклада жизни высшей школы. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у студентов представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях. Однако не существует канонической трактовки демократических ценностей. В любом современном демократическом обществе, в силу своей специфики и традиций, существуют разные подходы к морали и ценностям. Эти различия часто становятся источниками конфликтных ситуаций.

Специфика содержания гражданского-правового образования и воспитания позволяет реализовывать его в следующих формах:

- предметная, где основу составляют курсы «Обществознание»;

- межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего и профессионального образования (история, архитектурное проектирование);

- воспитательная;

- институциональная (т.е. организация вузовского сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование);

- проектная и другие.

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданско-правового образования и воспитания, исходя из собственных возможностей и особенностей студенческого коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен для высшей школы архитектурного направления комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании и воспитании студентов-архитекторов, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной архитектурной высшей школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития студентов, сделать воспитание гражданственности и гражданского сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у студентов-архитекторов в высшей школе (а они носят междисциплинарный характер), избежать перегрузки студентов в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами гражданско-правового образования и воспитания являются: политические знания, правовые знания, социальные знания, экономические знания, экологические знания, основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Перед современной высшей школой ставится задача формировать у молодых людей не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, базовые компетенции. Данное понятие включает в себя как, знания, умения и навыки, а также результаты обучения, систему ценностных ориентации студентов-архитекторов, особенности их социального поведения, привычки и т. д.

Сам характер базовых компетенций, их востребованность в различных сферах политической, трудовой, учебной деятельности, в семье, общении и т.д. делают развитие межпредметного подхода приоритетным.

Средствами гражданского образования можно формировать следующие ключевые компетентности: компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.). Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.). Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.) и другие.

Реализация целей и задач гражданско-правового образования возможна при создании в образовательном учреждении целостной системы такого образования, которая обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания гражданско-правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание гражданско-правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей студентов.

Основная задача гражданско-правового образования - ознакомление молодежи с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе. Необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества. Важную роль играет формирование понятий о своей Родине, семье, своей родословной, а также обучение навыкам толерантного общежития (отношения с однокурсниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Основные формы, используемые в работе со студентами - наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Студентов необходимо научить:

- исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы и события, анализируя информацию, поступающую из различных источников;

- выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии или явлении; вносить вклад в исследовательскую работу в группе, принимать участие в дискуссиях и дебатах;

- оценивать опыт, идеи и взгляды других людей, объяснять свое отношение к ним;

- формулировать собственные нормы и ценности, оценивать свой вклад в различные виды деятельности;

 

- договариваться, устанавливать конструктивные отношения с окружающими;

- принимать активное и осознанное участие в жизни группы, университета;

- использовать исследовательские навыки, навык рефлексии, а также социально-коммуникативные навыки в процессе принятия решений.

Важное значение приобретает практическая направленность деятельности студентов-архитекторов в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие молодежи в разработке и практическом воплощении собственных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.

Условием решения образовательных и социальных задач гражданского образования и воспитания являются следующие направления.

I. Создание новых учебных курсов, программ, учебных материалов, обеспечивающих получение знаний в области гражданского образования и воспитания.

Особо следует обратить внимание на подготовку пособий, ориентирующих преподавателей и студентов на активные методы работы с содержанием образовательной области, развитие творческих способностей учащихся, приемов критического мышления (практикумы, сборники познавательных задач, рабочие тетради, хрестоматии).

  1. Внедрение новых подходов и методик преподавания, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности.

Гражданское образование и воспитание может быть реализовано лишь при использовании тех методов и стиля обучения и воспитания, которые построены на взаимоуважении преподавателя и студента, профессионализации процесса обучения. В методике учебно-воспитательной работы следует предусмотреть возможность участия студентов в обсуждении различных проблем общественной, политической, культурной, экономической жизни. Необходимо научить молодых людей обосновывать •свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Очень важна здесь позиция педагога: он должен признавать право студентов высказывать собственное мнение, принимать критику процесса обучения, если она обоснована и доказательна, не оставлять без внимания нарушения прав студентов со стороны администрации, коллег, родителей.

Атмосфера преподавания курсов, имеющих гражданственную направленность, таких как архитектурное проектирование, должна отличаться профессионализмом, строиться на высоком эмоциональном уровне. Необходимо стремиться создать такой стиль обучения, при котором студент является соучастником процесса образования и воспитания, где есть место открытому выражению мнений и гарантирована их свобода, главенствуют честность, открытость и справедливость. Поскольку гражданское образование и воспитание неизбежно предполагает изучение общественных проблем современной жизни, а процесс обучения не может быть свободным от влияния индивидуальных и коллективных идеологических пристрастий, преподаватель должен информировать учащихся о возможно большем спектре оценок, мнений и взглядов, не навязывая им собственных убеждений и предлагая самим определить идеологические приоритеты. Особенно важным является воспитание уважения к праву, нормативным документам, институтам государственной власти, недопущение идей насильственного изменения государственного строя Российской Федерации.

Организация учебно-воспитательного процесса в сфере гражданского образования и воспитания невозможна без определения основных принципов оценивания учащихся, развития их социальных компетентностей и уровня подготовки. Среди важнейших принципов оценивания выделяются следующие:

1. Значимость. Оценивать следует лишь наиболее значительные, ожидаемые результаты обучения, воспитания и деятельности студентов.

2. Адекватность. Он означает, что оценка знаний, умений, навыков, ценностей должна быть адекватна целям и результатам обучения и воспитания. Этот принцип также означает, что оцениваемые знания, умения, навыки студентов должны носить неформальный, а практический характер и студенты готовы их применить в жизнь. Кроме того, оценивание результатов обучения и воспитания должно осуществляться в динамике.

3. Объективность. Оценивание не должно носить формальный характер, необходимо придерживаться идеи объективации его. Объективность достигается путем тщательного подбора очень точных и конкретных критериев оценки.

4. Интегрированность. Оценивание должно быть интегрировано в процесс обучения и воспитания, оно должно стать его составной частью. Несправедливо требовать от студента то, чему преподаватель не научил его. Вообще, следует стремиться к тому, чтобы оценивание и сама оценка носили воспитывающий характер и способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания.

5. Открытость. Оценивание должно быть открытым, его критерии и стратегия известны студентам заранее. Открытость также предполагает привлечение к разработке критериев и способов оценивания самих студентов, а также возможность оценивания ими собственной деятельности. Применение данного принципа сделает процесс более объективным и справедливым.

6. Ясность. Формы оценивания, его цели и процесс должны быть просты и ясны студентам, доступны и удобны в применении. Оценивание должно стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, а также их учебную и социальную активность. Оценка должна создавать возможность обучать, воспитывать, а не только оценивать.

Справедливая, адекватная и выстроенная в соответствии с вышеперечисленными принципами система оценивания будет не только стимулировать учебную и познавательную деятельность студентов, но и способствовать формированию гражданской ответственности, готовить их к исполнению роли граждан.

III. Изменение уклада высшего учебного заведения, обеспечивающего студентам приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом.

Эффективное гражданское образование и воспитание невозможно без организации жизни ВУЗа в соответствии с нормами демократии и через механизмы права. Решение этой задачи возможно при соблюдении следующих условий:

- идея приоритета прав личности должна пронизывать атмосферу учебного заведения - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю организацию ВУЗа;

- демократизация управления ВУЗа, усиление его педагогического потенциала, создание возможностей для гражданской деятельности студентов не только в учебном процессе, но и вне его;

- создание в ВУЗе среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников жизни ВУЗа, общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

- создание в ВУЗе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развития студенческого самоуправления, моделирование в школе институтов демократии;

- создание в ВУЗе среды самосовершенствования и обновления;

- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности;

- изучение, учет и поддержка общественного мнения. Формирование демократического климата в высшем учебном

заведении должно охватывать всех участников образовательного процесса как прямых, так и косвенных: администрация, преподаватели, студенты, родители, общественные организации, органы управления образования, органы местного самоуправления.

IV. Создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования и воспитания.

Исходя из понимания сущности и приоритетов гражданского образования и воспитания, необходимо определить базовые умения и навыки педагога-организатора гражданского образования.

Педагог должен выступать не в роли инструктора и наставника, а стать организатором учебно-воспитательной деятельности студентов. Ему должны быть присущи демократический стиль работы и поведения. Преподаватель должен знать и понимать сущность, назначение, основные направления гражданского воспитания и образования, обладать такими качествами, как коммуникативность, искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства. Необходимым является умение осуществлять межпредметный подход в гражданском образовании и владение методикой, использование активных и интерактивных методов обучения; умение предупреждать и разрешать конфликты, а также способность к самообучению, умение осуществлять выбор учебных программ, учебников, методического обеспечения учебного процесса; владеть культурой толерантного поведения, лидерскими умениями, в частности, умением создавать команду, вести дискуссию; обладать культурой проектной деятельности, осуществлять обучение, ориентированное на личность.

В процессе подготовки педагогических кадров для гражданского образования и повышения их квалификации помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний принципиальное значение приобретают знания основ теории социализации через гражданское образование и воспитание; основных форм современной организации учебной деятельности студентов (тренинги, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т. д.), а также основ демократии и прав человека, современных теорий демократизации высшей школы, процесса обучения и управления высшей школой; возрастного подхода, как одно из условий гражданского воспитания и образования; основ конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров) и другие.

Важное значение приобретают формы развития личностных качеств самого педагога, ценностные ориентации его личности, поэтому подготовка и повышение их квалификации должна предусматривать: формирование активной гражданской позиции педагога; ценностное самоопределение личности преподавателя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности; формирование демократического стиля педагогической деятельности, который включает позитивную направленность на студентов, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование образовательного и воспитательного процесса; развитие коммуникативной культуры педагогов.

В процессе подготовки и повышения квалификации педагогов принципиальное значение имеет выбор методов обучения. Они должны носить обучающий характер, вовлекать преподавателя в процесс учебной деятельности, носить интерактивный характер.

Гражданственность оценивает отношение человека к обществу, это нравственная характеристика личности. Настоящего гражданина отличают высокие человеческие качества - способность понять другого человека, активно сопереживать горестям и радостям других людей, прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Разве не аксиома, что доброта, способность к состраданию, чувство милосердия - родовые признаки человека? Участившиеся случаи ничем не оправданной жестокости среди детей, подростков и молодежи лишний раз убеждают в необходимости формирования доброго, отзывчивого, милосердного человека.

Человек - это главная ценность, отношением к которой выверяется гражданская зрелость каждого. Отношение к другим людям не будет иметь законченности, если не будет сформировано осознание себя, собственной личности среди других людей. Насколько педагог сможет проникнуть в сущность этой системы отношений, настолько он окажется способным формировать широкие связи с жизнью, гражданскую позицию личности. Таким образом, не занимаясь «качествами», педагог формирует «качества», формируя отношения. Обратимся к любому социально важному качеству человека, и мы увидим скрытое в нем отношение к определенной ценности, а значит, обнаружим и стратегию формирования данного качества:

- воспитать дисциплинированность невозможно, если не формировать отношения к свободе как ценности жизни человека; нарушая дисциплину, мы посягаем на свободу другого человека, а соблюдая дисциплину, расширяем рамки свободной деятельности окружающих нас людей;

- честность, столь желательное качество и высоко ценимое в мире, но столь редкое среди людей, тоже не воспитывается автономно: оно показатель развитого достоинства как отношения человека к своему «Я».

Как же в современных условиях в нашей стране можно воспитывать достойных граждан и патриотов? Первый и, наверное, основной путь - это формирование нужных качеств в ВУЗе, где студент-архитектор находится большую часть своего времени, через учебный процесс, через основные дисциплины каковой является архитектурное проектирование (лекции, семинары, внеаудиторные мероприятия). Второй путь - это проведение различных патриотических мероприятий и гражданских акций.

Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у человека любовь и привязанность к семье, родному дому, улице, городу; формировать в нем чувства хозяина -бережное отношение к родной природе и всему живому.

 

АВТОР: Карпанина Е.Н.