22.11.2011 4176

Значение арттерапии

 

Очевидная необходимость использования в психотерапии и психокоррекции такого мощного эмоционального фактора, которым является искусство и творчество, неоспорима на сегодняшний день. В настоящее время утверждение «арттерапия - это продукт нашего века» - правомерно. Сегодня в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арт-терапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения.

Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее действием:

1. Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2. Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного реагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация.

3. Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.

Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.

В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии. На наш взгляд важны креативистические представления. Согласно взглядам А.П. Гольдштейна, творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению А. Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность разрушена, отсутствует, и искусство может быть одним из способов восстановления. Творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты.

Физическое и физиологичекое влияние арттерапии заключается в том, что активное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Здесь непосредственное воздействие на организм оказывает и цвет, и линии, и формы. Работы де Фере открыли зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. В странах каллиграфического письма (Китай, Япония и др.) с давних времен для лечения нервных потрясений применяются рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

В целом показания к арттерапии достаточно обширны, тем более что ее применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое воздействие искусства живописи и музыкотерапии позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах. Арттерапию можно использовать как седативное средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания. Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции, оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.

Противопоказания к арттерапии: состояния, не позволяющие школьнику определенное время усидеть за рабочим столом, или когда учащийся мешает сверстникам. Это маниакальное возбуждение, расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

 

АВТОР: Капиева К.Р.