25.11.2011 9788

Акцентуации характера, их классификация

 

Акцентуации характера представляют собой усиление отдельных черт характера до такой сильной степени, при которой адаптационные возможности субъекта значительно снижаются в условиях эмоциогенной ситуации. В.Я. Семке утверждает, что «среди усиленных характерологических черт могут оказаться как позитивные, так и социально негативные личностные свойства».

Аномалия в литературе по психиатрии толкуется как отклонение от нормы (в качестве примера приводится психопатия). Если аномалия есть отклонение от нормы, следовательно, должно существовать понятие психической нормы или гармонии. Однако понятие психической нормы или психической гармонии (что представляется равнозначным) образует один из рубежей противоречий как в среде психиатров, так и между психиатрами и психологами.

П.Б. Ганнушкин утверждал, что «гармонические» натуры по большей части есть плод воображения», а коли нет нормы, то нет и эталона, от которого возможны отклонения, поэтому в психическом плане возможны только здоровье или болезнь. В.Я. Семке вместе с тем все же считает возможным выделить критерии, позволяющие сформировать понятие гармонической личности: «Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного)...» О норме, как о балансе сил возбуждения и торможения говорят и другие психологи.

Если обратиться к физиологии как основе всех процессов жизнедеятельности, в том числе и психических процессов, то окажется, что понятие гармонической личности основывается на возможности равновесия между информацией об объективных параметрах раздражителя и его субъективных характеристиках, что равнозначно балансу между силами возбуждения и торможения.

В.Д. Небылицын писал в этой связи: «Термин «уравновешенность», принятый в павловской школе, относится специально к одному случаю баланса, именно к соотношению между двумя «силами» - между силой нервной системы относительно возбуждения и силой относительного торможения».

Б.С. Братусь, присоединяя свой голос к сторонникам определения психической нормы как баланса сил возбуждения и торможения, писал: «между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития», которые не являются нормой и вместе с тем не переходят границы патологии.

Психиатры склонны полагать, что такие психотические черты личности, как акцентуации относятся не к аномалии, а к норме. Но для психолога утверждение подобного рода есть повод для полемики, поскольку акцентуации в психологии относят к аномалиям.

Относя акцентуации характера к норме, психиатры вместе с тем считают, что акцентуированные личности сходны с лицами, отличающимися психопатическими чертами. Сходность такого рода затрудняет на практике диагностику психического состояния.

Вопрос о понятии психической нормы и о том, можно ли считать акцентуацию нормой или аномалией остается дискуссионным. Так, А. Е. Личко, неоднократно повторяя, что акцентуация - это не аномалии, а норма, начинает главу вторую своей книги разделом «Нарушения поведения как проявления аномалий характера», где пишет: «нарушение поведения, его отклонения от общепринятых норм является основным проявлением как психопатий, так и в подростковом возрасте - акцентуаций характера». И далее автор фактически отождествляет аномалии с акцентуациями: «Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения...». Конечно, можно сказать, что А.Е. Личко выделяет акцентуации, называя их все-таки не аномалиями, а крайними вариантами нормы, но все же выдержки их работы этого видного российского психиатра дают возможность судить о противоречивости суждений среди психиатров, дающей повод некоторым психологам отстаивать точку зрения о аномальном происхождении акцентуаций.

Классификация акцентуаций характера весьма дробна и довольно объемна. Наиболее подробно она описана в монографии А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Приведем их краткое описание. Акцептуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (А.Е. Личко).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Акцентуации характера представляют собой усиление отдельных черт характера до такой сильной степени, при которой адаптационные возможности субъекта значительно снижаются в условиях эмоциогенной ситуации. В.Я. Семке утверждает, что «среди усиленных характерологических черт могут оказаться как позитивные, так и социально негативные личностные свойства».

Аномалия в литературе по психиатрии толкуется как отклонение от нормы (в качестве примера приводится психопатия). Если аномалия есть отклонение от нормы, следовательно, должно существовать понятие психической нормы или гармонии. Однако понятие психической нормы или психической гармонии (что представляется равнозначным) образует один из рубежей противоречий как в среде психиатров, так и между психиатрами и психологами.

П.Б. Ганнушкин утверждал, что «гармонические» натуры по большей части есть плод воображения», а коли нет нормы, то нет и эталона, от которого возможны отклонения, поэтому в психическом плане возможны только здоровье или болезнь. В.Я. Семке вместе с тем все же считает возможным выделить критерии, позволяющие сформировать понятие гармонической личности: «Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного)...». О норме, как о балансе сил возбуждения и торможения говорят и другие психологи.

Если обратиться к физиологии как основе всех процессов жизнедеятельности, в том числе и психических процессов, то окажется, что понятие гармонической личности основывается на возможности равновесия между информацией об объективных параметрах раздражителя и его субъективных характеристиках, что равнозначно балансу между силами возбуждения и торможения.

В.Д. Небылицын писал в этой связи: «Термин «уравновешенность», принятый в павловской школе, относится специально к одному случаю баланса, именно к соотношению между двумя «силами» - между силой нервной системы относительно возбуждения и силой относительного торможения».

Б.С. Братусь, присоединяя свой голос к сторонникам определения психической нормы как баланса сил возбуждения и торможения, писал: «между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития», которые не являются нормой и вместе с тем не переходят границы патологии.

Психиатры склонны полагать, что такие психотические черты личности, как акцентуации относятся не к аномалии, а к норме. Но для психолога утверждение подобного рода есть повод для полемики, поскольку акцентуации в психологии относят к аномалиям.

Относя акцентуации характера к норме, психиатры вместе с тем считают, что акцентуированные личности сходны с лицами, отличающимися психопатическими чертами. Сходность такого рода затрудняет на практике диагностику психического состояния.

Вопрос о понятии психической нормы и о том, можно ли считать акцентуацию нормой или аномалией остается дискуссионным. Так, А.Е. Личко, неоднократно повторяя, что акцентуация - это не аномалии, а норма, начинает главу вторую своей книги разделом «Нарушения поведения как проявления аномалий характера», где пишет: «нарушение поведения, его отклонения от общепринятых норм является основным проявлением как психопатий, так и в подростковом возрасте - акцентуаций характера». И далее автор фактически отождествляет аномалии с акцентуациями: «Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения...». Конечно, можно сказать, что Личко выделяет акцентуации, называя их все-таки не аномалиями, а крайними вариантами нормы, но все же выдержки их работы этого видного российского психиатра дают возможность судить о противоречивости суждений среди психиатров, дающей повод некоторым психологам отстаивать точку зрения об аномальном происхождении акцентуаций.

Классификация акцентуаций характера весьма дробна и довольно объемна. Наиболее подробно она описана в монографии А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Приведем их краткое описание.

Гипертимный тип (Г). Отличается хорошим, даже повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, энергичностью, активностью, стремлением к лидерству, притом неформальному. Обладает неустойчивостью интересов, присуща неразборчивость в выборе знакомств, в силу чего могут оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистичные планы на будущее. Плохо переносят одиночество, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном - встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение пробуждается рано и отличается силой. Быстро увлекаются, но и быстро охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко возникают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Циклоидный тип (Ц). Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психического расстройства - циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни. В гипертимной фазе циклоидные подростки ничем не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессия падает на зиму или на весну, а гипертимные периоды - на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.

Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения и момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности глубоки и искренни, особенно к тем лицам, которые сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствует отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано у них на лице. Дети почти всегда наделены эмоциональной лабильностью, Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Астено-невротический тип (А). Так же встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаще всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки.

Сенситивный тип (С). У этого типа две главные черты - большая впечатлительность и комплекс собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области морально-этических и волевых качеств. Среди посторонних и в незнакомой обстановке проявляют замкнутость, робость и застенчивость. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные контакты, но с тем, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ник алкоголизации, ни к делинквентному поведению склонности не обнаруживают. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации - стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности. Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 1618 лет - вступление в самостоятельную социальную активность. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Психастенический тип. (П). Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы - при первых же требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей служат выдуманные предметы и ритуалы. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. В подростковом возрасте алкоголизация и делинквентность не присущи. Но при взрослении могут обнаружить, что алкоголь способен снимать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение и тогда могут к нему пристраститься. Из-за чрезмерного педантизма, мелочной принципиальности, доходящей до деспотизма, нередко плохо совмещаются с представителями почти всех типов акцентуаций характера, кроме шизоидов, которые внешне могут никак не реагировать на их поведение. Считается, что мелочный педантизм психастеников также служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее.

Шизоидный тип (Ш). Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты - эта неспособность тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Внутренний мир почти всегда закрыт от других и заполнен увлечениями и фантазиями, последние предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются- силой, постоянством, и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Самооценка обычно не полная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке всегда подчеркивается нонконформизм. У близких могут вызывать недовольство своей молчаливостью и сдержанность, но когда дело заходит о хобби, могут быть даже многоречивы. В своих симпатиях часто тяготеют к эмоционально лабильным, может быть, чувствуя в их характере то, чего им самим недостает.

Эпилептоидный тип (Э). Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело - с гневом и агрессией. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику - от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Самооценка обычно однобокая - представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.

Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неудовлетворенный эгоцентризм нередко приводит к яростной оппозиционности. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип (Н). Главная черта - нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом. С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, употребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям, к будущему равнодушны. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Самооценка неверная - приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип (К). Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все» стараться, чтобы у них все было «как у всех» - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся продуктом своего окружения. «За компанию» легко спиваются. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте не проявляется - его расцвет падает на пик социальной зрелости, то есть, на 30-40 лет. В подростковом возрасте представители этого типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуацию. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности - своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Пробуждается подозрительность, склонность повсюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однако не все сочетания описанных типов возможны. Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены прежде всего эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а так же, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный, и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут так же быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

 

АТОР: Есаян М.Л.