25.11.2011 19117

Ценностное отношение к здоровью: структура и развитие

 

Учитывая недостаточное внимание, уделяемое современной образовательной системой категории «отношение», остановимся на ней более подробно. Понятие отношение введено не так уж давно. Как известно, И.П. Павлов говорил о том, что высшая нервная или психическая деятельность устанавливает тончайшие отношения организма к внешнему миру. В.М. Бехтерев рассматривал первичную деятельность и соотношение организма со средой и предложил объективный термин - соотносительная деятельность. В физиологии к тому моменту жизнь организма была поделена на жизнь питания, или вегетативную, и жизнь отношений или жизнь психическую. Таким образом, психология отношений в некотором смысле связана с физиологией. Однако в отечественной психологии понятие «отношение» получило известность лишь со времени трудов А.Ф. Лазурского, развившего учение об экзопсихике как отношении человека к своей среде. Даже в крупнейшем современном труде по психологии СЛ. Рубинштейна «Основы общей психологии», в котором автор широко опирается на понятие отношения, анализа этого понятия нет. Таким образом, понятие нужно, но вместе с тем место для него в системе психологических понятий было найдено не сразу.

Большой вклад в развитие категории «отношение» внес ученик А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищев. Сравнительный анализ воззрений двух учёных на проблемы строения и развития личности и категорию отношения как важнейшего понятия при их разработке, проведенный А.А. Яковлевой, показывает, что в общепсихологической теории отношений В.Н. Мясищев существенно развил понятие отношения, впервые введённое А.Ф. Лазурским, при этом сохранив его принципиальный подход к психологическому изучению человека - интерес к индивидуальности, восприятие психики человека как целого, принцип активности индивида в приспособлении к среде, индуктивный путь получения психологического знания: от практики к теории.

Н. Мясищев фактически разводит понятие собственно отношений, как «скрытой переменной», и внешние проявления отношения в реакциях, переживаниях и действиях субъекта, у А.Ф. Лазурского же они не разведены.

В вопросе о параметрах характеристики любого отношения внешне опять наблюдается полное разногласие. У А.Ф. Лазурского это - наличие отношения, его форма, объём, степень дифференцированности, у В.Н. Мясищева - сознательность, эмоциональность, активность и относительная устойчивость. Однако здесь определяющую роль играет точка отсчёта в составлении характеристики: А.Ф. Лазурский составляет гипотетический план исследования отношений человека, В.Н. Мясищев уже пытается найти место отношений личности среди других образований: отличить их от сходных явлений установки и мотива. При этом параметры, указанные А.Ф. Лазурским, отчётливо проступают в классификации отношений В.Н. Мясищева (форма), в теории развития личности (расширение системы отношений и увеличении дифференцированное), в различении действенного и вербального отношения (пассивная и активная форма осуществления), в разграничении эмоционально окрашенного отношения и безразличного (параметр наличия отношения у А.Ф. Лазурского).

Принципиально различными оказываются взгляды ученика и учителя на место системы отношений в структуре личности. А.Ф. Лазурский признаёт ядром личности эндопсихику человека, В.Н. Мясищев - экзопсихику. Более того, если для А.Ф. Лазурского понятия психики и личности практически тождественны, то В.Н. Мясищев разграничивает их, указывая, что личность есть высшее психическое образование, принадлежащее к области потенциального психического. Таким образом, В.Н. Мясищев отождествляет понятия личности и системы отношений, или экзопсихики.

Из конкретно-психологического описательного понятия в концепции А.Ф. Лазурского категория отношений в теории В.Н. Мясищева превратилась не только в теоретический объяснительный принцип, но и приобрела методологическое значение. Следуя традициям рефлексологии В.М. Бехтерева, А.Н. Мясищев рассматривал «отношение» как общий принцип изучение организма. В широком смысле психику можно рассматривать как форму соотношения, а на уровне человека отношения (так как отношение предполагает существование активного субъекта) организма со средой. В этом смысле понятие «отношение» становится некоторой синтетической категорией, позволяющей рассматривать человека в единстве трёх уровней его взаимодействия с действительностью: физиологического (условно-рефлекторная временная связь), психического (психические отношения) и социального (социальные и межличностные связи субъекта с другими людьми).

Личность представляет собой систему многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отношений; ее характер выступает как совокупность наиболее устойчивых из них, проявляющихся в ставших привычными для личности способах поведения. Опираясь на это понимание, В.Н. Мясищев выдвинул мысль о том, что превращение отношений, характеризующих определенные обстоятельства жизни человека, в его собственные отношения - обязательное условие образования структуры его характера, к этому же выводу приходит и Б.Г. Ананьев.

Итак, в своём развитии теория отношений А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева прошла путь от утверждения о существовании психологических отношений как эмпирического факта к постулированию ведущей роли отношений в развитии и функционировании личности. Многие положения вышеупомянутой теории актуальны и на сегодняшний день. Однако следует говорить и о некоторой эволюции категории отношения. Прежде всего, подчеркивая преломление объективных отношений личности с объектами окружающего мира через внутренний мир, ныне употребляют термин «субъективное отношение». Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом.

В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

В психологии существует группа понятий, для которых, с точки зрения Б.Ф. Ломова, понятие «субъективное отношение» является родовым. Например, «личностный смысл» раскрывает субъективное отношение в смысловом аспекте, в его связи с общественно выработанными значениями, смысловая установка в мотивационном, чувства - в аффективном, ценностные ориентации - в аспекте общей направленности личности, отношения личности (по В.Н. Мясищеву) определяют субъективную позицию личности в окружающей ее действительностию

Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели. На исходном этапе существуют: во-первых, потребность личности, во-вторых, объект или явление мира и, в-третьих, та или иная объективная связь между ними. Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате чего объективное в своей основе отношение приобретает характер субъективного отношения личности. В случае, когда речь идет о здоровье, модель приобретает такой вид: во-первых, потребность в здоровье, во-вторых, состояние здоровья или явление мира, влияющее на здоровье и, в-третьих, объективная связь. При этом объективная связь между потребностью в здоровье и состоянием здоровья или явлением мира на него влияющим преломляется через индивидуальный опыт, полученный человеком в условиях временного снижения показателей здоровья, и через индивидуальную систему потребностей, удовлетворение которых невозможно без данной.

Таким образом, субъективное отношение человека к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством».

В приведенной выше схеме потребность выступает как форма связи организма с внешним миром. Одновременно потребность представляет собой основной вид отношения человека к объективной действительности. Она является основным видом отношения человека к окружающему, потому что отражает связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами. Как всякое отношение, она подразумевает избирательную связь человека с различными сторонами окружающей действительности. Как всякое отношение, она потенциальна, т. е. выявляется при действии объекта и при известном состоянии субъекта. Как всякое отношение и даже более чем другой вид отношений, она характеризуется активностью. Если можно условно говорить о безразличном или пассивном отношении, то к потребностям этот термин неприменим даже условно, так как потребность или существует как активное отношение или не существует вовсе.

От того, какие у человека потребности, какие из них выражены сильнее, какие слабее, насколько далеко они отстоят друг от друга по содержанию, в большой мере зависит своеобразие системы отношений. Личностные отношения к различным сторонам действительности становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения. Сами отношения в целом являются своеобразной психологической проекцией ценностно-потребностной сферы человека, сущность которой сильнее всего дает себя знать в его поступках. «Истинные отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. Данный факт представляет дополнительную сложность анализа системы отношений в целом и отношения к здоровью в частности.

Потребность в здоровье имеет в разные возрастные периоды одинаково большую, но, во-первых, потенциальную ценность, актуализирующуюся в состоянии болезни, а, во-вторых, ценность, различную по смыслу. В среднем возрасте (до 35 лет) здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. Во втором периоде среднего возраста оно имеет самостоятельную ценность. В пожилом возрасте здоровье ценится за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи.

Учитывая, что потребность в здоровье ярко выражена во всех возрастных периодах и именно потребность определяет активность личности, следует задать вопрос, почему люди по-разному заботятся о здоровье?

Можно назвать две причины такого поведения:

1. Различное протекание жизненных процессов определяется ритмическим характером напряжения потребностей. В зависимости от условий жизни потребность нарастает, обостряется, удовлетворяется и угасает. Безусловно, такая динамика тем более выражена, чем более органический характер имеет потребность. Однако можно говорить о том, что в определенных условиях (например, состояние болезни самого человека или его близких) потребность в здоровье обостряется, а при благополучии в данной области не столько угасает, сколько снижается.

2. Потребность изначально выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенной деятельности. Для того чтобы такая потребность стала основой для целенаправленного поведения, она должна получить определенность в отношении отвечающих ей внешних объектов (опредметиться) и тем самым передать функцию организации деятельности предмету, способному ее удовлетворить, - мотиву. Момент, дающий начало этому процессу, характеризуется как «встреча потребности с предметом», как «чрезвычайный акт» в ее развитии. При этом, чем выше степень напряжения потребности, тем более вероятно, что последняя приведет к формированию доминирующего очага мотивации.

Исходя из сказанного выше, общественно значимым является такое отношение к здоровью, которое обеспечит актуализацию потребности в здоровье и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.

Как показывает проведенный нами теоретический анализ, с развитием представлений о важности категории «отношение» в поведении человека, определяющем, в том числе и его здоровье, появился ряд терминов, обозначающих то отношение к здоровью, которое следует развивать, которое «нужно» социуму и самому человеку для преодоления сложившегося кризиса здоровья. Для обозначения вышеуказанного отношения используются такие определения как «ответственное», «осознанное», «ценностное», «позитивное», «рациональное», «грамотное», «правильное». Попробуем разобраться в терминологии.

Ответственность может быть рассмотрена как «осуществляемый в различных формах внутренний или внешний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил».

Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование. По мнению Д.В. Колесова, оно включает: отношение к здоровью как к ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

На наш взгляд данная структура ответственного отношения не отражает принципиальных моментов смысла данного термина. Применение термина «ответственное отношение» очерчивает положительный знак такого отношения. Однако отношение к здоровью как к ценности в данном случае детерминировано извне требованиями общества. Любая же внешняя детерминация качественно уступает внутренней. Ценность здоровья здесь выступает как «навязанная» ценность. Более того, по уже указанным выше причинам человек никогда не использует в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

В.М. Кабаева предлагает использование термина «осознанное отношение» к здоровью. Согласно ее мнению, отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Субъект, владеющий здоровьем - это сам гражданин. Здоровье принадлежит ему на правах личной собственности. Он может по своему личному и свободному выбору улучшать или, наоборот, ухудшать свое здоровье.

Когда человек самостоятельно и осознанно распоряжается своим здоровьем, он фактически реализует право на свое здоровье. Он реализует самостоятельно и ответственно свой потенциал, свои возможности развития. Ограничения вводятся в нескольких случаях: во-первых, когда ущемляются интересы других граждан; во-вторых, когда речь идет об ограниченно дееспособных гражданах, в частности, детях.

Соглашаясь с определением отношения к здоровью, данному В.М. Кабаевой, а также ее рассуждениями относительно необходимости самостоятельно и осознанно распоряжаться своим здоровьем, мы считаем нужным обратить внимание на существенный недостаток ее концепции.

Безусловно, без осознания своего отношения к чему-либо вообще и к здоровью в частности, невозможно изменить поведение человека в сторону улучшения. Тем не менее, мы считаем, что при применении понятия «осознанное отношение к здоровью» не очерчивается его знак (позитивное или негативное отношение), поэтому, с одной стороны сохраняется право выбора собственной позиции, а с другой, возникает опасность осознанного ухудшения здоровья. В таком случае возникает вопрос: «Действительно ли обществу для решения проблемы здоровья достаточно осознанного отношения к здоровью?»

Термин «ценностное отношение», согласно нашим представлениям, так же, как и термин ответственное ограничивает знак: такое отношение является позитивным. Более того, в данном случае речь однозначно идет о внутренней детерминации поведения, о ценности здоровья для себя, исходя из личной значимости.

Применение любого из вышеперечисленных терминов для обозначения того отношения к здоровью, которое следует развивать, казалось бы, является допустимым, поскольку каждый из них подчеркивает отдельную сторону этого отношения: ответственность перед обществом, осознанность и ценность для себя. И все-таки обществу необходимо такое отношение к здоровью, которое было бы одновременно осознанным, ценностным и ответственным. В таком случае проблема выбора термина сохраняется. На наш взгляд понятие «осознанное отношение» является более общим, чем понятие «ценностное». Осознанность может быть рассмотрена как общее свойство негативного, ценностного, ответственного отношения к здоровью, а при целенаправленном осуществлении процесса развития ценностного отношения к здоровью выступать в роли одного из его важных этапов. Осознанность отношения к здоровью необходима, но недостаточна для преодоления сложившегося кризиса. В свою очередь ответственное отношение есть более чем вероятное следствие ценностного. Таким образом, направив усилия на развитие ценностного отношения к здоровью, одновременно мы обретем его осознанность и ответственность. Ценностное отношение к здоровью следует рассматривать как центральный элемент валеологической культуры личности. В свою очередь, валеологический компонент необходимо понимать как составляющую культуры личности в целом.

Сказанное выше проливает свет на эволюцию понятия «отношение» и понимание ценностного отношения как общественно значимого, оставляя в тени аспект рассмотрения его как многоуровневой категории, способной при наличии необходимых условий к совершенствованию и развитию, что является недопустимым, поскольку непосредственно связано с возможностью изменения поведения человека в области здоровья.

Как и любая многоуровневая категория, отношение в целом и отношение к здоровью, в частности, имеет свою структуру. Структура (от лат. Structure -строение, устройство, связь) - это определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо. По мнению Г.С. Никифорова, к основным составляющим любого отношения к здоровью относятся когнитивная, поведенческая и эмоциональная.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью заключается в осознании собственного состояния. На понимание своего состояния как здорового или болезненного влияют многие факторы социальной и психологической природы, например, психологическая компетентность личности.

Поведенческая составляющая реализуется в поступках человека, его активности. Присущая человеку активность может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижении. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении. Повышенное, бодрое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, защищает от болезней и создает основу для выздоровления у больных. С другой стороны, ощущения своего здоровья, своих душевных и физических сил, телесного благополучия являются фактором, предрасполагающим к устойчивому, радостному, работоспособному настроению.

Настроение отражает особенности телесного, душевного и духовного бытия человека.

Физическое состояние человека всегда так или иначе отражено в настроении. Чувственную основу настроения образуют, согласно СЛ. Рубинштейну, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интероцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью непосредственно связана с определенными социальными представлениями о здоровье, господствующими в конкретном сообществе. Эмоциональная составляющая предполагает использование внутриличностных ресурсов, доступ к которым может быть в силу различных причин затруднен. Поведенческая составляющая определяется характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его ресурсам проявляется индивидуально-личностное своеобразие, субъективность, то когнитивный и поведенческий компоненты - это в значительной степени интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяется характером распространенных социальных представлений и выработанных культурой стратегий или практик оздоровления. Иными словами, культура, формируя эталонные представления о здоровье и оздоровительные техники, так или иначе определяет, как следует воспринимать состояние своего здоровья и что предпринимать для его укрепления.

Исходя из представлений о трех взаимосвязанных составляющих, можно предположить, что содержание и согласованность этих составляющих у людей с разным отношением к здоровью будет отличаться. Определение структурных характеристик ценностного отношения к здоровью, выделение показателей указанных характеристик и выбор методик их изучения представляют собой одно из направлений исследования ценностного отношения к здоровью, разрабатываемых в настоящее время. На наш взгляд, поскольку развитие ценностного отношения к здоровью преследует цель изменения поведения человека в данной области, подходить к исследованию данной проблемы целесообразнее через изучение подструктур сознания, определяющих поведение.

Отношение к здоровью иногда обозначают термином «валеоустановка». Однако, если понятие «установка» применять в том исходном смысле, который оно приобрело в классических экспериментах Д.Н. Узнадзе, то речь идет о «целостном состоянии Субъекта», которое не является сознательным, но представляет «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания». Здесь имеет место не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а «момент ее динамической определенности», т. е. направленности на определенную активность. Соответственно, валеоустановка определяет личность в ее направленности на поддержание здоровья и преодоление болезни; она характеризуется готовностью к определенному способу восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих здоровье Субъекта.

Как указывает В.Н. Мясищев, установка (динамический стереотип) полностью определяется прошлым опытом. «Сознательное отношение, вырастая из прошлого ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя».

Исходя из сказанного выше, валеоустановку можно определить как психическое образование, включающее три компонента, соответствующие, но не идентичные таковым по содержанию в структуре сознательного отношения:

1. Когнитивный - представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни;

2. Эмоционально-оценочный - эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка;

3. Поведенческий - стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни.

Таким образом, существуют два взаимосвязанных вида субъективного отношения к здоровью: осознанное (сознательное) и неосознанное (валеоустановка). Исследуя проблему развития ценностного отношения к здоровью мы ведем речь о развитии сознательного отношения, рассматривая существующие установки личности, как одно из условий, определяющих эффективность указанного процесса.

Проблеме ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни посвящены исследования Е.В. Водневой, Т.В. Сущенко, B.C. Кучменко, В.Н. Беленова, С.А. Чайникова, Л.Н. Овчинниковой. Анализ работ этих авторов позволил выделить в них ряд интересующих нас особенностей.

Во-первых, все названные авторы формулируют проблему ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как проблему его формирования. Мы формулируем эту же проблему как проблему развития ценностного отношения к здоровью. Выявленное отличие требует пояснений. Поскольку формирование - это субкатегория развития, применяемая к социально-культурным структурам и представляющая собой оформление (обретение формы) и совершенствование (обретение совершенного образа), то термины «формирование» и «развитие» не противоречат друг другу. Однако удивителен тот факт, что ни в одной из указанных работ нами не встречено ни определение термина «формирование», ни позиции авторов о соотношении терминов «формирование» и «развитие».

Во-вторых, отдельные авторы (С.А. Чайников и Л.Н. Овчинникова) формулируют проблему как проблему формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, а не к здоровью. Как указывает Л.Н. Овчинникова, здоровый образ жизни это одновременно и терминальная (инициирует становление потребностей в здоровой жизни), и инструментальная ценность (служит средством сохранения здоровья). А подобная двойственность, по ее мнению, подтверждает возможность перехода ценностей-целей в ценности-средства и наоборот, описанную В.П. Бездуховым. Мы в данном случае придерживаемся точки зрения В.Н. Беленова, заключающейся в том, что формирование потребности в здоровом образе жизни происходит в процессе реализации ценностного отношения к здоровью. Здоровый образ жизни - это проявление ценностного отношения к здоровью, инструмент достижения здоровья, и он не может рассматриваться как терминальная ценность. Поэтому следует вести речь о развитии ценностного отношения к здоровью. По причине первостепенности ценностного отношения к здоровью, а не к здоровому образу жизни, не обоснованы, на наш взгляд, и утверждения С.А. Чайникова о том, что аксиологическая функция здорового образа жизни реализуется не непосредственно, а опосредовано через систему установок и личностных отношений.

В-третьих, во всех случаях формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, авторы исходят из представлений о структурных компонентах отношения к здоровью. На наш взгляд, проблему развития ценностного отношения к здоровью необходимо рассматривать на уровне подструктур сознания, определяющих поведение.

В-четвертых, у названных авторов отмечается двойственность позиции относительно того, может ли здоровье выступать как терминальная ценность. Так, например, В.Н. Беленов придерживается мнения П.В. Бундзена и считает, что здоровье, хотя и является высшей ценностью, но не может быть целью (самоцелью) жизни. Л.Н. Овчинникова, следуя методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, который является автором рассматриваемой классификации ценностей, понимает здоровье как терминальную ценность и отмечает по результатам исследования низкий уровень представленности здоровья в списке терминальных ценностей. По нашему мнению, здоровье должно быть одной из главных целей в жизни, самоцелью. Иначе здоровье будет использоваться в качестве средства (а не выступать условием, как указывает В.Н. Беленов) достижения всех остальных значимых ценностей и отношение к нему не будет ценностным.

В-пятых, все перечисленные авторы анализируют проблему формирования ценностного отношения к здоровью с точки зрения педагогики. Поэтому, несмотря на накопленный опыт изучения ценностного отношения к здоровью, по-прежнему отсутствуют четкие представления о психологических составляющих указанного процесса. В большинстве случаев авторы останавливаются на психологических представлениях о структуре отношения к здоровью и философской концепции ценностного отношения М.С. Кагана. При чем в работе В.Н. Беленова присутствует даже попытка оценить интегральное понимание ценностного отношения как мировоззрения (М.С. Каган) с позиций структурных компонентов каждого конкретного отношения, что вскрывает недопонимание автором и одной, и другой теории. Вызывает сомнение и приведенный В.Н. Беленовым перечень ценностей, которые создает здоровье (например, материальные, физические), поскольку названные ценности существуют и сами по себе. Хотя, возможно, объяснением применения термина «создает» является согласие автора с критериями «важности» и «подлинности» ценности Парсонса. Мы совершенно согласны с утверждением необходимости для изменения отношения к здоровью такой деятельности, которая предполагает участие испытуемого в деятельности как полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку именно такая деятельность сопровождается напряженной работой его сознания (В.Н. Беленов, B.C. Кучменко). Выявленные в исследованиях Л.Н. Овчинниковой и Е.В. Водневой педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью - это, по сути дела, характеристики, которым, по мнению авторов, должны соответствовать средства эффективного формирования указанного отношения. Признавая тот факт, что условия, влияющие на эффективность процесса развития ценностного отношения к здоровью, должны учитываться при разработке средств его развития, мы считаем, что каждое условие требует самостоятельного экспериментального изучения.

В-шестых, работы указанных авторов посвящены формированию ценностного отношения к здоровью у разных социальных групп: у дошкольников (Е.В. Воднева), у школьников (Е.В. Воднева, B.C. Кучменко, В.Н. Беленов), у педагогов высшей школы (С.А. Чайников), у руководителей образовательных учреждений (Т.В. Сущенко), у будущих учителей (Л.Н. Овчинникова). Наибольший интерес для нас представляет исследование Л.Н. Овчинниковой «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни будущего педагога» как опыт изучения рассматриваемой проблемы. Наряду с уже отмеченными выше нашими расхождениями с автором во мнениях, касающимися понимания здорового образа жизни как самостоятельной ценности и описания условий формирования ценностного отношения к здоровью, могут быть отмечены еще некоторые вопросы.

В работе Л.Н. Овчинниковой поставлена цель выявления, определения и обоснования условий формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога и разработка технологической модели процесса. Однако, на наш взгляд, условия - это составная часть разрабатываемой модели, что и подтверждает дальнейшее ее описание автором. Согласно предложению автора, технологическая модель должна предусматривать систему показателей сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога, распределенных по трем уровням: низкому, среднему и высокому. Показателем высокого уровня сформированности поведенческого компонента, по мнению Л.Н. Овчинниковой, может служить изменение хотя бы одного компонента поведения, зафиксированное по результатам анкетирования (вопрос: «Изменялось ли как-то Ваше поведение?»), а показателем среднего уровня сформированности может выступить неудачная попытка изменения поведения. Оценивая полученные изменения на основании выделенных показателей, автор делает заключение о том, что в большинстве случаев после эксперимента испытуемые обладают средним уровнем сформированности ценностного отношения к здоровью.

Формирование - это субкатегория развития, а развитие подразумевает акт развития, который либо совершается (тогда отношение к здоровью становится ценностным), либо не совершается (тогда отношение к здоровью не является ценностным). Исходя из этой точки зрения выделение низкого, среднего и высокого уровней сформированности ценностного отношения само по себе не правомерно. В таком случае можно вести речь либо о сформированности ценностного отношения к здоровью (стадиальное развитие), либо о накоплении позитивных изменений, предшествующих акту развития, переходу на новую стадию (функциональное развитие).

Если все же предположить, что выделение уровней сформированности ценностного отношения к здоровью может иметь место, выбранные автором показатели не соответствуют описанным уровням сформированности ценностного отношения к здоровью, поскольку изменение одного компонента поведения не может быть свидетельством высокого уровня сформированности ценностного отношения к здоровью, а неудачная попытка изменения поведения - свидетельством среднего уровня сформированности. Таким образом, из-за «занижения» показателей получены необъективные «завышенные», хотя и статистически подтвержденные результаты. Справедливее было бы по завершению эксперимента оценивать не изменение уровня сформированности ценностного отношения к здоровью, а отмечать наличие позитивных изменений в структурных компонентах отношения к здоровью. Развитие ценностного отношения к здоровью - длительный, сложный процесс, который не может быть столь эффективно осуществлен в результате непродолжительного эксперимента.

Подводя итог анализа современных исследований (2001-2004 гг.), посвященных проблеме развития ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, необходимо отметить не освещенность вопроса о психологической сущности указанного процесса, недостаточное раскрытие механизмов и средств развития ценностного отношения к здоровью, неполную экспериментальную изученность условий его развития, что свидетельствует о важности изучения психологических составляющих рассматриваемого процесса, подтверждает актуальность настоящего исследования и обосновывает его цель.

Развитие представляет собой процесс качественных изменений существующей реальности, переход из одного состояния в другое, более совершенное.

Исходное отношение личности к здоровью, определяется сложившейся системой потребностей, индивидуальными характеристиками, а также усвоенными традициями, нормами, ценностями и характеризуется использованием привычных для человека способов поведения в области здоровья. Привычному поведению соответствует привычное состояние организма на физическом и эмоциональном уровнях. Под действием внешних (направленное или ненаправленное социальное воздействие, неизвестные ранее явления мира и другие факторы) или внутренних (изменение состояния здоровья) причин может происходить изменение в подструктурах сознания, определяющих поведение. В таком случае человек испытывает ощущение дискомфорта и стремится вернуться к привычному состоянию, поэтому производится поиск причин возникшей ситуации: анализу подвергаются поступившая информация, привычные способы поведения, исходное отношение к здоровью и определяющие его факторы.

В результате описанной деятельности может измениться отношение личности к здоровью. Однако подструктура отношений чрезвычайно устойчива, поэтому часто отношение остается неизменным, а, следовательно, осуществляется возврат к привычным способам поведения. Устойчивость подструктуры отношений поддерживается действием механизма обесценивания поступающей информации. Если изменение отношения к здоровью все же произошло, оно приводит к изменению поведения в позитивную или в негативную сторону. Изменяя поведение, человек применяет новые способы поведения. Эти способы могут стать привычными (данная форма поведения может фиксироваться как своя собственная).

Внешние и внутренние причины, изменяющие состояние организма многообразны, поэтому процесс осознания собственного состояния и анализа его причин может протекать у каждого человека бесконечное множество раз. И только совокупный результат многократных повторений данного процесса определяет отношение личности к здоровью в целом. Таким образом, отношение к здоровью складывается постепенно, в течение длительного промежутка времени.

Ценностное отношение к здоровью представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностыо знаний и представлений о здоровье как о ценности, позитивной валеологической активностью, осознанностью отношения к здоровью, терминальным характером ценности здоровья, сформированностыо умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее длительным позитивным изменением поведения.

Приведенная выше схема позволила нам выявить и описать психологическую сущность, механизм и психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью (внутриличностные условия и средства изучаемого процесса).

Психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности:

- изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;

- изменение состояния организма на эмоциональном уровне;

- осознание собственного состояния и поиск его причин;

- позитивное изменение отношения к здоровью;

- позитивное изменение поведения в области здоровья;

- использование новых позитивных способов поведения;

- превращение новых способов поведения в привычные;

Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Действие указанного механизма опосредовано психологическими составляющими (внутри-личностными условиями и средствами) развития ценностного отношения к здоровью.

Внутриличностными условиями, влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью выступают индивидуальные характеристики (уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притязаний, мотивация к успеху и избеганию неудач) как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности (в первую очередь, потребность в здоровье) как форма связи организма с внешним миром; усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта личности, определяющие специфику исходного отношения к здоровью.

Средствами развития ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора содержания информации являются соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в будущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значимость получаемой информации, выступает активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов.

 

АВТОР: Белинская Т.В.