28.11.2011 6676

Этническая идентичность

 

Термин «этнос» не так однозначен, как принято было считать ранее. Во всяком случае, российские психологи и этнологи продолжают методологическую линию, согласно которой этнос - это реальная социальная группа, которая сложилась в ходе длительного исторического развития общества. Важнейшими показателями этноса являются:

- общие черты;

- стабильные особенности культуры;

- единое самосознание.

Данное понимание этноса предполагает следующие постулаты:

- социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса и его культуру;

- индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации (см. подробнее: Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Б.А. Вяткин, А.Ф. Дашдамиров, А.Я. Зарипов, Д.Н. Карнышев, В.И. Козлов, А.И. Кузнецов, В.В. Пименов, Т. Тавадов, B.C. Файзулин, В.Р. Филиппов, В.Ю. Хотинец, Г.В. Шелепов и др.).

Ю.В. Бромлей высказал мнение, что «одна из характерных особенностей общего обыденного сознания этноса - наличие в нем, как и в обыденном сознании каждого человека, слоя, сформировавшегося безотчетно стихийно». Этот слой включает в себя все приобретенные и внушенные в процессе воспитания в конкретной этногруппе представления, взгляды, привычки и нормы поведения, которые не поддаются сознательному контролю. Данные формы самопроизвольные, стихийно усваиваются от старших поколений в виде естественных образцов поведения и выражения эмоций в определенных ситуациях.

А.Ф. Дашдамиров уверен, что осознание национальной принадлежности происходит благодаря включению этнических особенностей макро-и микросреды в процесс социализации данной личности. Нормы поведения группы закрепляются в личности в форме личностных установок. Национальная направленность отношения личности порождает восприимчивость к национальным традициям.

Данные постулаты допускают определенную модификацию этнических образований; кажущаяся устойчивость этносов на самом деле процесс непрерывного изменения.

Более свободны в своих предположениях относительно этноса представители символического интеракционизма - Г. Блумер, Л. Вирт, Т. Дастер,

Р. Парк, Т. Шибутани; по их представлениям социальный контекст определяет этничность индивида, а этнические отношения - это одна из форм социальных связей в процессе коллективного определения разнообразных ситуаций.

Инструментальное направление (Д. Белл, М. Бэнтон, М. Йенгер, А. Клэн, К. Митчелл, Ф. Мэйер, Дж. Окамура, Дж. Ротшильд, П.А. Соснин, Е.Н. Степанов, В.А. Тишков, М.П. Фишер, Д. Хоровиц и др.) интересно тем, что этничность представляется как способ формирования определенной группы для осуществления общих целей на основе убеждений в том, что у них (то есть у представителей какой-то группы) есть общее происхождение, сходные антропологические признаки, единство культурных представлений. Этническая общность, это социальная конструкция, которая появляется в результате целенаправленных усилий интеллигенции и политиков для осуществления социального комфорта.

В целом, в известных исследованиях этносы рассматриваются как реальные и устойчивые социальные группы, у которых имеется общность происхождения и определенная культурная специфика, своеобразная «узнаваемость» (X. Айзенк, Р. Гамбино, Э. Грили, Л.Н. Гумилев, У. Коннер, Э. Стюарт). Этничность формируется для того, чтобы распознавать «своих» и «не своих», то есть родственных и враждебных общностей. Отсюда и вытекает надситуативный характер этничности.

Разные подходы, но для социального психолога это, в сущности, не так и важно. Потому что этническая общность - это общность представлений о каких-либо этнообразующих признаках, но не сама по себе «культурная отличительность». Следовательно, с позиций социальной психологии под этносом следует понимать устойчивую реальную социальную группу людей, имеющую историю становления на определенной территории и которые осознают себя ее членами на основе каких-либо этнодифференцирующих признаков.

Как и любой феномен социального характера, этничность должна содержать определенные признаки, особенности; среди базовых особенностей этничности выделяют следующие:

1. Мифологичность, которая складывается из объединения мифов об общих культурах и истории (Г. Лебон).

2. Двойственность - этническая культура для «внутреннего использования» и «внешнего использования». При этом следует иметь в виду, что внутренняя этническая культура закрыта от постороннего наблюдателя и в этом смысле является своеобразным замком, который не дает возможности со стороны глубоко понять смысл тех или иных проявлений, действий представителей этноса (С. Лурье).

3. Конфронтационность обозначает, что этничность появляется и проявляется тогда, когда есть оппозиционность к другим этническим группам, враждебность, противопоставление (Б.Ф. Поршнев).

4. Объединяющая особенность; по мнению Р.Г. Абдулатипова, этничность следует понимать, как «...своеобразную форму солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач».

Далее следует отметить эмоционально-нормативную особенность, многие страхи, чувства достоинства, гордости, обид - это, прежде всего, глубокая связь с этносом и обязательства по отношению к нему, все, что заставляет жертвовать во имя этноса, народа даже в ущерб своим личным интересам.

Наконец, рост этничности тесно связан с ростом этнической напряженности и нетерпимости. Это вызвано тем, что этничность очень чувствительна к изменениям межэтнической атмосферы. Здесь следует понимать, что этническая общность является межпоколенной, а это, в свою очередь, означает ее устойчивость во времени и необходимой для человека, поскольку общность помогает, ориентирует, защищает, дает общие жизненные ценности.

В социальной психологии важное внимание уделяется таким понятиям, как социальная идентичность и этнические формы взаимодействия внутри группы.

Принято считать, что исследование идентичности, как зафиксированного феномена, начал У. Джемс, в своей работе «Принципы психологии» он представил концепцию самотождественности, осознание своих границ и места в мире, места на социальной лестнице. Именно У. Джемс показал, что человек представляет себя в двух плоскостях - в личном (личностная самотождественность) и в социальном (множество социальных индивидов). Но термин «идентичность» появился после работ Э. Эриксона и Э. Фромма. По мнению Э. Фромма, чрезвычайно сильным движущим мотивом поведения является стремление человека избежать одиночества. Он хочет ощущать себя частью окружающего мира.

И вновь следует обратиться к социальным нормам; простые вначале в силу того, что обслуживали достаточно примитивную среду жизнеобитания, они со временем сильно усложнились (В.Ф. Шевчук). Именно этот факт имел в виду Э. Фромм, так как считал, что с усложнением социальной жизни человек все более усиливал свою индивидуальность. И в то же время, человек все сильнее чувствовал свою зависимость от социальной среды, поэтому одиночество - наихудшее наказание из всех придуманных человечеством. Редуцирование социальных связей приводит к одичанию и гибели цивилизаций, а не только отдельного человека.

Социальная идентичность в психологии как понятие обычно «связывается» с именем Г. Тэджфел. Это когнитивистское направление; согласно данной теории, группа - это совокупность индивидов, воспринимающих себя членами одной и той же категории. В результате достигается определенная степень согласованности в оценке группы и членства в ней. Тэджфел считает, что идентичность является когнитивной системой, которая регулирует поведение и состоит из двух подсистем: личностная идентичность и социальная идентичность. Эти две идентичности достаточно противоречивы по отношению друг к другу, они как два полюса. Проявляются в пределах четырех континуумов: поведенческого, аттитюдов, когнитивного, убеждений.

В психологических исследованиях принято выделять именно эти два вида идентичности, которые рассматриваются как две грани идентичности. Это дихотомическая ось, полюсами которой и являются эти две идентичности, а процессы идентификации осуществляются в движении от одного полюса к другому. Если исследователи обращают внимание на проблемы самовыражения, выбора, например, то они переходят на полют личностной идентичности. И, наоборот, когда рассматривают место человека среди группы, среди других, изучают ценности и эмоции социальной общности, этноса, например, исследуют социальную идентичность.

В этом заключается большая трудность методологического и методического плана. Исследователи не до конца сошлись во мнении, что эти два вида идентичности можно развести, спорят о соподчиненное™ их, пересечении, доминировании одной над другой (Л. Зучер, Г. Маркус, С. Стукер, Э. Эриксон и др.).

Смена идентичности сопровождается нарушением поведения. В 1992 г. началось резкое увеличение преступности по всем параметрам и видам (см. ниже), что вызвано новыми критериями в оценке социальной и личностной составляющей населения. Определение «советский человек» являлось базовой составляющей и прочно укоренилось в массовом и индивидуальном сознании. «Советский человек» как понятие являлось важнейшей категорией идентификации, обозначало принадлежность человека к великой нации с такими признаками, как сила, защищенность, независимость и др. Как только системный кризис поразил экономику, распался Советский Союз, данные признаки исчезли, и большинство людей тяжело переживают кризис идеиточности, испытывают кризисные и предкризисные состояния, испытывают чувство незащищенности и различные фобии.

Кардинальные преобразования всегда затрагивают идентичность личности, потому что происходит изменение образа «Я». Это выражается в незаметных сегодня понятиях, как «наш завод», «наша улица», «наша страна» и т.д. Замена этих понятий на «мой завод», например, невозможна, потому что у завода есть собственник. Следовательно, идентичность, как форма самовыражения в ментальности россиянина с традиционной общинной психологией, очень сложная; кумык должен считать, что ему принадлежит эта земля, калмык - та, казачество, якуты и т.д. Страна разорвется на частные идентичности, и не будет общей идентичности, объединяющей людей всех национальностей в Федеративном государстве.

Принципиально важно понять, что индивидуальная идентичность и социальная идентичность - понятия, разведенные искусственно. Потому что личность не может пребывать в социальном вакууме, она развивается в группе, отсюда и сложности; в то же время, если личность на вопрос «Кто Я» отвечает - «Умный», «Энергичный» и т.п., то значит индивидуальная идентичность - это обращение индивида внутрь себя, но не вовне. Если же на этот вопрос индивид отвечает, «Я - кумык», то это значит, что идентичность индивида проявляется в социальном плане, она направлена вовне.

Г. Тэшфел социальную идентичность рассматривал, как ту часть индивидуальной Я-концепции, которая вытекает из познаний индивида о собственном групповом членстве, принадлежности к социальной группе (этносу, например) вместе с ценностями и эмоциональными проявлениями данного членства. Следовательно, социальная идентичность - категория индивидуальная, но вытекающая из статуса, социальной роли и позиции. В этом направлении очень важным представляется исследование сословности, как важнейшего параметра идентификации. Сословность закрепляется в нормах поведения. В.Ф. Шевчук показал, что с развитием общества происходит поляризация социальных норм. Они начинают охранять и обслуживать отдельные слои. Например, по кодексу Ману, брамин, вышедший по преданию из головы верховного существа, получал право повелевать всеми другими кастами. Каста воинов создана для повиновения и службы браминам. Каста торговцев обязана поддерживать своей промышленной деятельностью два высших класса. Наконец, судра, имеющий низкое происхождение из ступни брамы, должен служить всем, не думая о награде. Жизнь воина оценивалась в четыре раза дешевле жизни брамина, жизнь судры в 12 раз дешевле жизни купеческой. Судра занимал в животной иерархии место вслед за слоном и лошадью.

В Византии со времен Константина все придворные и многочисленные чиновники были разделены на 9 рангов, и каждый носил особый титул (так называемые «титулованные особы»).

1. Gloriosi (высокопревосходительные) - это были консулы.

2. Nobilissimi (высокоблагородные) - принцы крови.

3. Patricii (бароны).

4. Illustres (просвещенные).

5. Spectabiles (досточтимые).

6. Glarissimi (славнейшие).

7. Perfectissimi (совершеннейшие).

8. Egregii (превосходительные).

9. Comites («тайные советники»).

Земные нормы поведения были выработаны раньше, чем пала Республика Богов на небе, поэтому с установлением монотеизма нормы поведения при дворе Императора автоматически (вместе с чинами) перешли и на придворный небесный штат. В 553 г. на втором соборе в Константинополе закрепили положение, согласно которому ангелы - не равны между собой. Великое множество их было разделено на девять ликов, из которых каждые три составляют один чин.

1. Серафимы.

2. Херувимы.

3. Престолы.

4. Власти.

5. Добродетели.

6. Силы.

7. Начала.

8. Архангелы.

9. Ангелы (вестники).

Нормативное поведение ангелов, согласно инструкции небесной канцелярии, следующее:

«Ангелы живут с Богом в тесном и личном общении. Оно проявляется: в бесконечной преданности; совершенном подчинении; исключительной любви; полном и радостном самоотречении; непоколебимой верности; ненарушимом послушании; глубоком почтении; бесконечной благодарности; в молитве, выражающейся в непрестанном славословии; постоянном возвеличении; священном воодушевлении».

Точно такого же радостного послушания от придворных и чиновников требовали и Византийские императоры. Об этом всегда мечтали короли, президенты и чиновники всех рангов... И не только мечтали, но претворяли, как могли, закрепляя свое исключительное положение особым статусом - дворянством, баронством..., а чтобы закрепить такое сословное исключительное положение, придумали легитимизацию, то есть узаконивание незаконного в истоках положения.

Собственное уважение может высоко подниматься и падать, все зависит от положения Героя, которому мы поклонялись и равнялись на него. Если Героя пытались очернить, это, в определенные моменты, сплачивало людей. Но если существовала доказательная база и достаточное время, Герои в глазах человека переставали быть таковыми. Тогда индивидуальная идентичность распадалась, начинался поиск новых Героев, которые социальная среда любезно предоставляет личности.

Кризис социальной идентичности, как его определяют Г. Тэшфел и Д. Теренр, - это утрата позитивной определенности группового членства. Э. Эриксон в рамках эпигенетического принципа определяет кризис идентичности как поворотный момент в развитии личности, это ситуация выбора между позитивной и негативной линиями развития, прогрессом и регрессом. Принципиально важно, что кризис идентичности является негативным фантомом в развитии личности, неважно, как его определяют и что понимают в его базисе. В.Н. Павленко понимает кризис как рассогласование определенной гармонии, той гармонии, в которой находилась личность до начала кризиса. Возникновение дисгармонии вносит противоречия в сознание. Отражением субъективно переживаемого кризиса социальной идентичности является наличие осознаваемого или неосознаваемого рассогласования между стремлением индивида к идентификации с основными социальными общностями и невозможностью осуществлять это в необходимой степени. Основными общностями следует считать этническую и гражданскую.

Утрата идентификации с большими общностями (этносами, например), безусловно, приводит к конфликтам и противоречиям, в чем мы убеждаемся после распада Советского Союза. Именно такие проблемы в современной социальной психологии чаще всего рассматриваются. Разрушение национальной и этнической идентичности тесно связано с социально-политическими процессами в стране.

Актуализация идентичности зависит от степени осознания индивидом себя как члена группы. Поэтому, в разных ситуациях один и тот же человек осознает себя и как личность, и как член сообщества, группы.

Концепция идентичности является одной из главных в социальной теории Э. Эриксона, ему принадлежит понятие «кризис личностной идентичности».

В настоящий момент известны все концепции этапов этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, М. Мид, Ю.П. Платонов, М.В. Харитонов, Г.Г. Шпет и др.). Выделяется две основные причины роста этнической идентичности: поиск ориентиров и стабильности в информационно насыщенном нестабильном мире и интенсификация межэтнических контактов - прямых (перемещения людей) и опосредованных (технология и связь). В сущности, последние десятилетия во всем мире серьезно повлияли на этническую идентификацию глобальные социально-политические изменения, затронувшие не только отдельные этносы, но даже континенты, и гетерогенность - гомогенность этнического окружения (ситуация межэтнического общения) дают индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп.

Исследователи подчеркивают, что этническая идентичность более четко осознается при условии, если знания приобретаются раньше, и если ребенок живет в полиэтнической среде. Но точность этих знаний и позитивность социальных установок зависит от того, к большинству или меньшинству относится группа. Этнические меньшинства имеют большой выбор стратегий при определении своей этнической идентичности. Одна их стратегий заключается в пересмотре критериев сравнения. Основными формами этой стратегии являются поиск новых оснований для сравнения, выбор для сравнения еще менее успешных и еще более слабых групп и восстановление таким путем субъективного благополучия. Другая стратегия заключается в принятии правильной самоидентификации вместе с негативной оценкой своей группы. При этом формируется негативная этническая идентичность, но ее человек переадресует другим членам группы, а не к самому себе. Есть еще одна стратегия - сменить группу. Данные стратегии соответствуют линейной модели идентичности. Но в реальной жизни члены группы меньшинства или выходцы из межэтнических браков имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических групп.

Выделяют и другие социально-психологические стратегии защиты и сохранения позитивной этнической идентичности:

- усиление этнической интолерантности в контакте с далекими культурами;

- формирование локальной этнической идентичности;

- предпочтение личной идентичности групповой (смысл в том, что чем выше личная идентичность предпочитается групповой, тем позитивнее автостереотипы);

- увеличение культурной дистанции с конкурирующим этносом;

- осознание необходимости консолидации по этническому признаку;

- организация центров общины;

- коллективная стратегия социальной конкуренции.

Мы не ставили перед собой цель дать полное описание теорий и концепций, в которых так или иначе этнос и идентичность (личностная или этническая) являются объектом или предметом. Важно было показать, что данные понятия являются очень важными, определяющими для темы нашего исследования. Но даже такое беглое описание теоретических представлений об этнической идентичности показывает, что все исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой этническая идентичность находится под влиянием социокультурных условий. Чем глубже проникает человек в систему взаимоотношений с членами данной общности, тем больше усваивает способы поведения группы, тем больше вероятность совместных действий. Хотя, некоторые исследователи придают важное значение формам выраженности этнической идентичности, например, маргинальная, моноэтническая, биоэтническая, множественной идентичности и др. (А.Б. Мулдашева, А.В. Сухарев и др.).

 

АВТОР: Байсонгуров И.Б.