29.11.2011 6706

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности менеджеров

 

Рост фондовооруженности рабочих мест, увеличение инвестиций в личностное и профессиональное совершенствование кадров - всё это, по мнению С. Р. Пантелеев , объективизирует необходимость гуманизации труда. Чем значительнее научно-технические характеристики производства, тем ярче обрисовывается роль людей, в нем участвующих. Это одна из антропологических закономерностей развития экономики, перевода ее в цивилизованное состояние.

Профессиональная компетентность экономиста-менеджера - это составляющая профессиональной культуры, определяющая социальную ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, как отмечал В.А. Кан-Калик, и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым антропологические знания опредмечиваются в практических действиях; сформированная личная и профессиональная позиция, личная и профессиональная самооценка, определяющая активное, творческое отношение к деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию.

Высокие требования в современных условиях к профессиональной компетентности экономиста-менеджера предполагают. необходимость слушателям не только осваивать теоретические знания, но и практически их использовать (А.В. Садкова). Сила образованности не в том, что она составляет информационное достояние личности, а в том, как воздействует антропологическое знание на самого специалиста, насколько оно помогает ему совершенствовать трудовую деятельность, облагораживать окружающую среду, как природную, так и социальную.

Умение реализовать в экономической деятельности сформированную социально-профессиональную компетентность дает возможность специалисту верно выбрать социальную ориентацию. (В.М. Шепель) Более того, она становится фундаментом, на котором можно с успехом надстраивать другие антропологические приобретения специалиста, т.е. «вмонтировать» антропологический подход в менталитет современного специалиста экономической сферы, чтобы он стал основой его профессионального мировоззрения, исходной концептуальной позицией его управленческой деятельности.

Соблюдение антропологического подхода в профессиональной деятельности любого специалиста является актуальной жизненной необходимостью. В.Д. Шадриков считал, что от разумного использования данного подхода в значительной мере зависит успех реализации в широкой практике достижений современного научно-технического прогресса и их экономическая целесообразность. Как свидетельствует практика, профессиональная компетентность имеет непосредственное отношение к утверждению служебно-личностного статуса выпускника в деловом социуме.

В концепции В.М. Шепеля профессиональная компетентность специалиста выражена в контексте человековедческого направления и состоит из двух составных частей: чел'овековедческая образованность и человековедческая технологичность.

Человековедческая образованность - это система антропологических знаний, осознанных и ставших словесно-образной базой его менталитетной деятельности. (В.М. Шепель). Человековедческая образованность является важным условием самопроявления интеллектуально-творческого потенциала персонала управления.

В качестве составляющих данного информационного продукта, по мнению К. Хорни, можно представить следующие теоретико-прикладные знания: управленческая психология; управленческая педагогика; управленческая этика; управленческая социология; управленческая конфликтология; управленческая риторика; управленческая ортобиотика; управленческая имиджелогия.

Если принять во внимание, ссылаясь на В.М. Шепеля, что информационный тезаурс названных восьми теоретико-прикладных дисциплин включает в себя примерно более шестидесяти различных научных направлений, то не вызывает сомнения реальность и полезность освоения этих знаний специалистам экономической сферы.

Поскольку формирование профессиональной компетенции невозможно представить без сформированного гражданского мировоззрения, о чем говорил Н.С. Пряжников, обратимся к его сущности в контексте деятельности экономистов.

Специалисты экономической сферы, по словам Дж. Грейсона и К. СГДейли, как элитарный профессиональный слой общества, призваны быть носителями, прежде всего, гражданского мировоззрения. Благодаря ему они могут оказывать влияние на экономические механизмы общества, объединить людей на основе общечеловеческих ценностей. Мировоззрение может быть обыденным и научным. Они естественно сосуществуют в человеческой духовности как уровневые психические механизмы восприятия информации и определения субъективно-объективного отношения к ней. Кроме того, существует еще ценностное разделение мировоззрения на гражданское и профессиональное.

Для гражданского мировоззрения образующим критерием являются духовно-ценностные требования (А.В. Садкова), предъявляемые обществом к личности как гражданину, а для профессионального - духовно-ценностные требования, в соблюдении которых нуждается сама личность при участии в трудовой деятельности в условиях конкретного общества.

Принимая во внимание созидательное предназначение деятельности экономистов в обществе, В.М. Шепель утверждал, что от уровня гражданственности их личных убеждений во многом зависит проявление или не проявление корыстных, корпоративных, а в ряде случаев и национальных интересов во имя обеспечения мира и справедливости в обществе в целом. Вот почему сформированное гражданское мировоззрение помогает экономистам достойно исполнять свой гражданский долг, т. е. профессионально активно влиять на историческую перспективу развития своей деловой структуры и всего общества.

В качестве структурообразующих компонентов «гражданского мировоззрения» по мнению В.М. Шепеля можно представить следующие (на примере менеджера, как одной из массовых в последние годы специальностей экономической сферы):

- абсолютное признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к суверену. Вся деятельность менеджера должна состоять из реальных поступков, свидетельствующих о его безоговорочном признании верховной ценности человеческой жизни как своей, так и всех других. В этом проявляется его антропоцентризм как мировоззренческое кредо. Предназначение личности, вера в ее созидательные возможности предопределяют стратегию и тактику служебного поведения менеджера, обусловливают человековедческий стиль его руководства.

- уважительное, бережливое обращение с природой, активная экологическая деятельность. Вся деятельность менеджера свидетельствует о его неразрывной связи с природой. Его профессиональные усилия всегда должны быть экологически просчитаны и обоснованы. Наша планета - наш общий дом, а потому так велика значимость каждого руководителя, заботящегося о его сохранении.

- строгое, неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных ценностей, незыблемость демократических прав и свобод. Вся деятельность менеджера - это последовательные усилия нравственного самосовершенствования и нравственного миссионерства. Кем бы он ни был по своей вере, как бы он ни относился к религии - он должен чтить общечеловеческие нравственные ценности (справедливость, миролюбивость, коллективность, трудолюбие и др.) и следовать им в своей жизни. Общаясь с людьми, он обязан уважительно относиться к их личным позициям, проявлять склонность к делегированию властных полномочий, корпоративность действий.

- обязательное законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к правопорядку. Вся деятельность менеджера - образец законопочитания и законопослушания. В этом залог его успешной управленческой деятельности, ибо, используя свою власть, он сам постоянно опирается на соответствующие законоположения. Чем грамотнее с правовой точки зрения его действия, тем профессионально эффективнее его деятельность и тем лучше его отношения с подчиненными и деловыми партнерами.

- стремление к овладению научными знаниями, совершенствование своих умений в их технологическом применении. Вся деятельность менеджера подпитывается новыми научными и практическими знаниями. Чтобы иметь моральное основание и психологическую уверенность быть во главе людей, рассчитывать на поддержку своих идей и выполнение служебных требований, следует очень много знать. Поэтому необходима постоянная работа над своим менталитетом, обращение к различным источникам информации, связь с наукой и лучшими представителями художественного творчества.

- непоколебимая вера в себя и в людей, постоянный оптимизм и увлеченность неординарными общественно значимыми целями. Деятельность менеджера - это живое олицетворение известного афоризма Н.К. Рериха: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!» Его влюбленность в жизнь вызывает восторг у тех, кто с ним соприкасается. Та щедрость, с которой он передает энергетику своего оптимизма людям, наилучшим образом свидетельствует об его истинной гуманности. Чем творчески незауряднее менеджер, тем ярче проявляется его пассионарская миссия, по мере реализации которой он обретает наивысшее удовлетворение от собственной жизни и от своей профессиональной деятельности.

Названные мировоззренческие ценности воплощаемы в жизнь (В.И. Жолдак). Каждое усилие по их освоению приближает менеджера к достойному исполнению своего гражданского долга. Настойчивость в их овладении и сопутствующий этому успех подарит ему моральное удовлетворение и душевное спокойствие, что наилучшим образом отразится на его профессиональной деятельности, на его отношении к самому себе.

Профессиональное мировоззрение менеджера являет собой конкретизацию его постулатов, их непосредственную привязку к идеологии и технологии управленческой деятельности. Профессиональное мировоззрение выступает как адаптация вышеназванных духовных ценностей к целевым и функциональным требованиям этой деятельности как деятельности прежде всего социально-организаторской.

Любой руководитель, по мнению Р.Л. Кричевского - не профессионал-одиночка, его успех напрямую связан с его умением ладить с людьми и увлекать их своими идеями. Однако успех руководителя предполагает наличие работоспособного коллектива, доброжелательных контактов с потребителями.

Нельзя не согласиться с А.В. Батаршевым , что социально-экономические преобразования, происходящие в современной рыночной экономике, актуализируют значение антропологической привлекательности всех видов трудовой деятельности. Проявляется это в возрастании спроса у людей на получение физического и духовного удовольствия от занятия трудом, в осознанном стремлении к экономической независимости. Труд, в процессе которого соблюдены эргономические, эстетические и этические требования, оказывает облагораживающее воздействие на весь образ жизни людей.

Подчеркивая общественно-направленный характер управленческой деятельности экономиста-менеджера (Грейсон Дж., Делл К.), еще раз обратим внимание на то, что наряду с гражданским мировоззрением в сознании такого специалиста складывается профессиональное мировоззрение. Оно как бы состоит из набора «гуманистических заповедей», представляющих философско-этический инструментарий, повседневное использование которого в управленческой деятельности гарантирует ему добропорядочную репутацию и деловой авторитет. Среди них:

- Личное достоинство каждого работника - неприкосновенно для менеджера. Достоинство - это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех.

- Постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, интересы, мечты. Ключ подхода к человеку - всестороннее его познание. Благодаря этому можно помочь ему проявить свои лучшие личностно-деловые качества, укрепить веру в самого себя.

- Главное в общении менеджера - завоевать доверие людей. Без доверия невозможно быть профессиональным руководителем. Оно является морально-психологической основой его авторитета.

- Справедливость и совесть в союзе с волей - гарантия порядочности менеджера. Одной из глубинных особенностей психологии россиян является их тяготение к справедливости и совестливости. Они являются мощнейшими внутренними силами человека, которые успешно противостоят накоплению в его сознании дурных мыслеформ. Чтобы усилить проявление справедливости и совести, необходим постоянный волевой тренинг.

- Введение в оборот интеллектуального потенциала людей - показатель профессионального мастерства менеджера. Управленческий успех менеджера определяется конкурентоспособностью его идей. Однако они только тогда могут быть эффективно реализованы, когда каждый работник станет, говоря словами Вейса Дэвида, «причастен к борьбе за то, чтобы превратить суетное существование человека в нечто более ценное, нечто лучшее, нечто такое, что для всех было бы свято». Бесценен руководитель, который, умея толково соображать, постоянно упражняет своих подчиненных в проявлении ими своих мыслительных возможностей (мышления, памяти, воображения) и нетривиально их поощряет.

- Личный пример в непрерывности личностного и профессионального самосовершенствования - свидетельство ресурсной надежности менеджера.

Самосовершенствование - извечная человеческая проблема, успешное решение которой во многом обусловлено энергетической мощностью честолюбия личности. Личный пример руководителя всегда увеличивает кредит доверия людей к нему. Тем более, когда речь идет о его неустанной работе над собой, результаты которой благоприятно отражаются на его служебном общении и профессиональных успехах.

Рассмотрев составляющие гражданского и профессионального мировоззрения современного экономиста, несложно удостовериться в том, что в них отражены общечеловеческие нормы его общественного и профессионального поведения, которые были исследованы А.В. Батаршевым, В.И. Жолдак, А. Я. Хараш и др., и получили признание. Все они являются общепризнанными правилами наиболее значимых жизненных моделей поведения экономистов. (Те, кто руководит людьми и имеет право воздействовать на них экономически и морально-психологически, должны быть людьми особого духовного устройства (Р. Л. Кричевский), т.е. они всегда должны мыслить масштабно и последовательно соблюдать ценностный приоритет управленческой деятельности - способствовать облагораживанию условий жизнедеятельности людей. Реально это проявляется в их мудрости и отсутствии зависти. Они душевно трепетны и обладают нравственной волей, помогающей им не поддаваться лукавству своих недоброжелателей и головокружению от собственных успехов.

Дидактические аспекты формирования профессиональной компетентности специалиста (Г.С. Никифорова) мы видим в ряде основных направлений в процессе повышения квалификации. Эти направления основываются на общепедагогических принципах.

Основным направлением, на наш взгляд, является единство воспитания и обучения, всегда бывшего одним из принципов работы отечественного просвещения (Р. Л. Кричевский). В последние годы воспитание в учебных заведениях фактически пущено на самотек (Шавир П.А.), наблюдается явный крен в сторону приоритета образования. При этом предполагается даже, что определенный уровень воспитанности и нравственности складывается сам собой на базе знаний и вообще получаемой информации. Это противоречит тому факту, что именно воспитание, как сознательная, целенаправленная деятельность образовательного учреждения создает благоприятные условия для освоения знаний. Нет этих условий - не будет и эффективного обучения. Ведь, прежде всего должна сформироваться установка на обучение, что достигается преимущественно воспитательными средствами.

Далее мы выделяем фундаментальность образования специалиста по менеджменту в совокупности гуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки (И.Д. Ладанов). Здесь необходимо определить оптимальный план работы в условиях Учебного центра повышения квалификации, ибо надо хорошо знать отечественный и мировой опыт в единстве и взаимодействии, а не копировать западные образцы. Тем более что западная система образования сейчас переживает серьезный кризис и многие специалисты ищут выход в богатом опыте советской системы образования, в том числе в целостности, доступности и фундаментальности образования.

Следует остановиться на дифференциации и индивидуализации учебного процесса, которые рассматривали М.А. Ларионова, Л.М. Митина, Е. И. Савонько и др., где большое внимание уделяется организации самостоятельной работы слушателей. Форм, методов и средств обучения при этом немало: проблемные лекции, лекции-диалоги; индивидуальная работа на семинарских, практических занятиях; организация спецсеминаров и практикумов; подготовка докладов и рефератов; выполнение курсовых и дипломных работ; постановка экспериментов, моделирование, деловые игры и т.д.; анкетирование и тестирование студентов; конкурсы научных и творческих работ, дискуссии, пресс-конференции и др.

Современная ситуация как никогда фактически требует «поштучной» подготовки специалистов-менеджеров (А. Я. Хараш), с перспективой перевода большинства слушателей на индивидуальное обучение (по усложненной программе).

Важным дидактическим аспектом формирования самооценки специалиста и средством закрепления теоретических знаний, по мнению В.И. Жолдак, является совершенствование практики в соответствии с деятельностным принципом подготовки.

Из сказанного выше вытекает необходимость систематического обновления, уточнения и изменения содержания обучения - в соответствии с темпами научно-технического прогресса, социальными, политическими и культурными преобразованиями (А.В. Батаршев, М.А. Ларионова и др.). Объем информации постоянно растет, а время обучения практически не меняется, поэтому основной путь совершенствования учебного процесса - его интенсификация за счет системной и логикоструктурной упорядоченности всех дисциплин, обобщения частных данных, ликвидации дублирования и параллелизма, применения активных методов обучения, создание учебно-методических комплексов по предметам и т.д. Все это является необходимым условием и особенностью работы по формированию профессиональной компетентности специалиста.

Логическим завершением системы повышения квалификации специалиста является активное его включение в процесс самообразования и самовоспитания, о которых говорил X. Хекхаузен, взаимно дополняющих друг друга. По нашему мнению, систематический контроль за самостоятельной работой и ее постоянное усложнение, позволяет за время обучения сформировать у большинства слушателей благоприятные посылки для самосовершенствования. Решению этой задачи способствует постижение на собственной практике истинного смысла жизни, развития системы ценностей и идеалов, определенный уровень самосознания, волевой сферы, усвоения методики саморазвития. Особую роль играет умение работать с книгой, справочниками, словарями и другой литературой.

В процессе непосредственного самопознания, как говорил В.Э. Чудновский, слушателями широко применяются такие приемы, как рефлексия (размышление о себе), самонаблюдение, самоанализ и самооценка, осуществлению которых способствует реализация его способностей, знаний, умений и навыков. Существенную роль играют приемы опосредованного самопознания: сравнение, сопоставление, анализ результатов собственной деятельности.

Таким образом, по мнению А. Р. Фонарева, формирование профессиональной компетенции специалиста в процессе повышения квалификации обеспечивается за счет таких направлений и особенностей организации деятельности как:

- единство воспитания и обучения,

- фундаментальность учебной подготовки, ее дифференциации и индивидуализации,

- связи теории и практики,

- интенсификации обучения,

- овладения навыками самовоспитания и самообразования.

Можно констатировать тот факт, что слушатель, в ходе обучения становится равноправным (с преподавателем) субъектом учебно-воспитательного процесса (Е.И. Савонько). В системе ДПО имеются все предпосылки для перехода от субъектно-объектных отношений между преподавателями и слушателями к равноправным субъектно-субъектным отношениям, в рамках которых не только слушатель учится и развивает свои личностные качества, но и преподаватель получает много полезного от общения со своими обучаемыми.

В настоящее время в теории педагогики (Н.В. Кузьмина, А.Т. Ростунов и др.), а так же в вузовской практике учебно-воспитательный процесс рассматривается как сложная организационно-методическая система, которая формирует личность будущего специалиста, и, на функционирование которой, в свою очередь, оказывают влияние ее структурные элементы, объективные и субъективные факторы.

Структурные элементы системы, их взаимосвязь и взаимообусловленность определены работами С. Н. Иконникова, Н.Д. Левитова и др. Наиболее четко, наглядно они представлены в «дидактической клетке» Ю.А. Конаржевского, которая рассматривается автором как единство следующих составных частей: учебно-воспитательной задачи, содержания образования, методов обучения и формы организации учебной деятельности.

Что касается условий эффективности функционирования системы, то они, судя по анализу литературы таких авторов как В.М. Кузнецов, Н.Д. Левитов, Ж. Пиаже и др., крайне разнообразны:

- поэтапность формирования знаний, умений, желаемого качества и т.п.;

- особенности психических процессов, личностный смысл учения;

- актуализация процессов самопознания, самовоспитания и самооценки;

- диалогичность процессов взаимодействия студентов и преподавателей;

- педагогическая технология;

- материальная база и пр.

Анализ факторов эффективности, по мнению Ю.А. Конаржевского, позволяет разбить их на четыре условные группы:

- Условия, которые определяются личностными качествами обучаемых (тип личности, особенности восприятия, памяти, мышления; мотивационная структура личности, ее ценностные ориентации и пр.);

- Условия, которые определяются личностными качествами педагога (тип личности, особенности психических процессов, система ценностей, самооценка и пр.);

- Условия, связанные с межличностным взаимоотношением и общением преподавателя и обучаемых (стиль общения, активность во взаимодействии, совпадение стилей обучения и преподавания и пр.);

- Материально-технические условия организации педагогического процесса.

Вопросы взаимосвязи структурных элементов организационно методинамической системы (В.И. Жолдак) и эффективных условий ее функционирования, особенно условий, относящихся ко 2-й и 3-й группам, изучены недостаточно. Кроме того, в традиционной педагогике бытует представление о первичности системы и вторичности необходимых для ее функционирования условий. Тем самым отдается предпочтение механическому подходу, исповедующему жестко структурированный процесс обучения и развития личности.

Такой подход преобладает в отечественной педагогике и педагогике ближнего зарубежья (В.М. Синельников, Ю.А. Цигарелли и др.). Например, концепция контекстно-значимого обучения А. А. Вербицкого признает приоритет целей и содержания образования, от которых напрямую зависит выбор методов и форм организации обучения. Взаимоотношения же и взаимодействия обучаемых и преподавателей рассматриваются только как одно из средств социальной подготовки обучаемых. Но они, по мнению автора, никоим образом не определяют содержания образования, а через него формы организации учебной деятельности и методы обучения.

На наш взгляд, что не противоречит взгляду Ю. А. Конаржевского, дидактическая клетка, т.е. фиксируемые элементы системы, наполнена некоей психологической субстанцией, которая не только позволяет системе функционировать, но, и определяет сами элементы, входящие в систему. Можно утверждать, что тип личности преподавателя влияет на отбор им содержания учебного материала и определение цели учебно-воспитательного процесса. Творческая личность, в отличие от ригидной, обладая большей степенью свободы, индивидуальностью, собственной точкой зрения на ту или иную проблему, используя в качестве основы базисные знания, подчеркивает в случае необходимости их спорность, неоднозначность, привлекает материал гипотетического плана, дает нетрадиционное видение проблемы. Демократический стиль общения педагога, по нашему мнению, чаще всего определяет выбор преподавателем методов обучения, характеризующих свободой общения, непринужденностью обстановки, активностью участия обучаемых (В.М. Кузнецов), что предполагает в отличие от авторитарного стиля наличия субъект - субъектных отношений между преподавателем и обучаемыми.

Таким образом, можно предположить, ссылаясь на мнение Н.В. Кузьминой, что педагог сознательно или же интуитивно отбирает цели и содержание образования, методы обучения, формы организации деятельности соответственно своим личностным особенностям.

Данный подход в сфере образования получил название гуманистического. Его западные представители (Р. Берне, К. Роджерс и др.) считают, что каждый учитель призван самостоятельно отыскать путь наиболее эффективного применения своих возможностей. При этом не следует забывать, что от личностных качеств преподавателя, в огромной степени зависят межличностные отношения, которые играют огромную роль в процессе обучения и формирования личностных качеств обучаемых, в том числе и самооценки. Из опыта работы Института повышения квалификации, анализа просмотренных занятий, мы видим, что эффективность работы преподавателя определяется его умением создать в аудитории теплую, доброжелательную обстановку, которую следует считать оптимальной для протекания учебного процесса и развития личности слушателей. Кроме того, мы выяснили, что слушатели, с которыми работают преподаватели, отличающиеся гибкостью и любовью к экспериментированию, обладают существенно более позитивной Я - концепцией, чем слушатели, преподаватели которых являются ярко выраженными догматиками.

В результате целого ряда наших наблюдений, мы зафиксировали некоторые особенности, свойственные «хорошему» преподавателю, в плане восприятия окружающих (В.А. Поляков). Для такого преподавателя внутренняя психологическая сторона дела важнее внешней; слушатели и их реакция являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности; слушатель всегда представляет для него личность, обладающую достоинством. Таким образом, опираясь на исследования А.В. Садковой, позитивное восприятие преподавателем слушателя и самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его работы, результатом которой будет не только хороший профессионал, но и развитая личность с положительными личностными качествами и адекватной самооценкой.

Преподаватели, не любящие свою работу, к сожалению, такой факт зафиксирован М.Я. Виленским, испытывающие чувство личной или профессиональной неадекватности, непроизвольно создают в аудитории атмосферу, соответствующую этим ощущениям. Нередко они ведут себя чрезмерно жестоко, авторитарно, пытаясь защититься агрессивностью. В других случаях, они наоборот, чрезмерно пассивны, легко уклоняются от цели урока, безразличны к процессу обучения, результатам и всем моментам, связанным с формированием личности будущего специалиста. Экстремальные установки и представления, связанные с самим собой, порождают у преподавателя и экстремальные формы поведения - от агрессивных и враждебных до пассивных и заискивающельстивых, от стремления, во что бы то ни стало, уличить обучаемых в ошибке до полного равнодушия к их знаниям, что отрицательно скажется на формировании личностной и профессиональной самооценки обучаемых.

Многие позитивные характеристики преподавателей ассоциируют с, предложенным в свое время А. Маслоу, понятием самоактуализации. Развивая это положение А. Маслоу, в частности замечает, что наиболее эффективными являются те учителя, которых отличает тенденция к самоактуализации. Это подтверждается исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Т. Ростунова, где прямо показано, что преподаватели с тенденцией к самоактуализации являются наиболее эффективными. На наш взгляд, средством самоактуализации в педагогической деятельности в образовательной структуре является, в первую очередь, творчество преподавателя, связанное с разработкой форм, методов, целей и содержания обучения, а так же с решением проблем межличностного взаимодействия, стиля общения и пр.

Ориентация на личностные качества преподавателя определяет стиль преподавания, который оказывает прямое воздействие на формирование самооценки слушателя (А.Т. Ростунов). Помимо этого, условием, которое является необходимым для формирования самооценки, является стиль обучения. Мы придерживаемся той точки зрения, нет методов и видов деятельности, которые были бы хороши для всех.

Необходимость заполнения дидактической клетки субстанцией из области межличностных отношений, по мнению Ю. А. Конаржевского, означает ' интеграцию в педагогическом процессе материального и идеального, интеграцию исторически сложившихся подходов - личностного и деятельностного.

Как отмечает Р. Берне, «невозможно по-настоящему понять причины эффективности работы педагога, не принимая во внимание таких факторов, как мотивационные аспекты поведения всех участников учебного процесса; обусловленность поведения учителей и учащихся установками и ценностями, побуждениями и потребностями, которые свойственны им за пределами школы; принципиальная множественность возможных интерпретаций взаимодействия, происходящего в ходе обучения, благодаря которой обучение нельзя рассматривать как механический процесс, организуемый с помощью набора однозначных предписаний».

Среди индивидуальных особенностей, характеризующих человеческую личность, основное место занимает ее направленность (Р. Берне), т.е. отражающиеся в поведении и психике отношения человека к действительности, к миру, к другим людям, к самому себе (присущие ему потребности, интересы, мировоззрение, идеалы). Исходным же побуждением к деятельности являются его потребности.

Одной из высших потребностей человека, как считал Л. И. Божович, является познавательная потребность - это осознаваемая человеком необходимость в приобретении определенных знаний, порождающая у него стремление овладеть ими для решения возникшей познавательной или практической задачи.

Л.И. Божович говорил, что могучими движущими силами общественного развития, научно-технического прогресса являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Решающее значение противоречия имеют и в развитии личности. Известно, что развитие и формирование личности протекает в условиях ее взаимодействия со средой. Внешние противоречия, возникающие между личностью и средой, являются как бы толчком, который вызывает внутреннюю активность психики, приводит в движение внутренние противоречия. Эти внутренние противоречия и являются собственно движущими силами развития личности и отдельных ее качеств.

Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу необходимо, по мнению Ю.А. Конаржевского, чтобы они определялись самим ходом учебного процесса, а «внешние влияния», организуемые преподавателем, актуализировали определенные познавательные потребности обучаемого, обусловливали его внутреннюю активность, направленную на разрешение данного противоречия.

В формировании у слушателей стремления удовлетворять свои познавательные потребности и интересы путем самообразовательной деятельности, как считал В.М. Кузнецов, основными движущими силами являются следующие внутренние противоречия в их различных сочетаниях: между возникшей у слушателя необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него на данный момент знаниями (их недостаточность); между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания непосредственно во время учебных занятий; между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной проблемы.

Собственно основное противоречие здесь состоит в следующем: слушатель получает большое количество информации из разных источников, у него возникают проблемы, требующие решения (В.М. Кузнецов). Эти вопросы по своему характеру и научной глубине сплошь и рядом выходят за пределы обусловленного учебными программами объема содержания образования. Для разрешения этих противоречий слушатели Института обращаются к различным дополнительным к учебному процессу средствам удовлетворения своих познавательных потребностей и интересов и в частности к самообразованию.

Каждый человек, по мнению А.Т. Ростунова, занимающийся своим профессиональным самосовершенствованием, нуждается в одобрении, в положительной оценке своей деятельности. Этим определяется психологический комфорт, уверенность в себе, в своих силах. Успешное решение познавательных задач, да еще снискавшее похвалу преподавателя и одобрение, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющееся переживание удовлетворения интеллектуальной деятельностью становится ненасыщаемой, устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренний характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и выступает специфической побудительной силой самообразования.

Опираясь на исследования В.И. Жолдак можно сделать вывод, что немаловажным дидактическим аспектом формирования профессиональной компетенции специалистов является самообразовательная деятельность, которая обусловлена их обучением и самовоспитанием и определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

Настоящее время предъявляет к специалистам высокие требования, акцентируя внимание на умении сотрудника своей фирмы адекватно оценивать себя и конкретную ситуацию, делать правильный выбор, быть предприимчивым (Митина Л.М.). Другими словами, необходимы специалисты в области экономики с определенными «рыночными» качествами. Развитию и формированию таких качеств, способствует организация самостоятельной работы процессе освоения учебных дисциплин.

Данная деятельность, что отражено в трудах К. Роджерса, требует четкого руководства и корректировки со стороны преподавателей. Самостоятельную работу мы рассматриваем как наиболее важный элемент подготовки будущих специалистов, формирования познавательной активности слушателей. Самостоятельная работа является также элементом воспитательного процесса: у слушателей формируется самостоятельность мышления, развиваются практические навыки, повышается культурный уровень.

Повышение потенциала специалиста-менеджера будет целенаправленным и эффективным, если он сам под влиянием преподавателя осознает последовательную смену трех этапов совершенствования своей индивидуальной самостоятельной работы над предметом: работа под руководством преподавателя при минимальной активности студентов (низший этап); сотрудничество преподавателя и слушателя, при котором работа по планированию и анализу результатов изучения материалов идет параллельно, совместно с преподавателем (промежуточный этап); индивидуальное планирование самим слушателем, он становится субъектом учебной деятельности, ее творцом, активность слушателя оптимальна и выходит за рамки учебного процесса, а консультации с преподавателем происходят по инициативе слушателя (высший этап).

Самостоятельная работа, по мнению К. Роджерса, является и основой моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе вуза.

Для того чтобы слушатели регулярно и эффективно выполняли поставленные перед ними задачи, сохраняя при этом интерес к работе, говорил К. Роджерс, необходимо первоначально определить и поставить перед ними цель работы, программу действий, имеющую для них ясную логику работы, заранее обозначенные контрольные точки (нормативы). Преподаватель должен осуществлять при этом постоянный публичный контроль, который влияет не только на уровень знаний слушателя в социальной области, но и на формирование самооценки специалиста.

Методика проведения самостоятельной работы предусматривает как индивидуальную работу, так и работу в малой группе (В.П. Беспалько). Преподаватель выбирает методику в зависимости от объема самостоятельной работы, конкретной тематики, учитывает индивидуально дифференцированный подход к слушателям. В малой группе рекомендуется выполнять практические работы, ряд творческих работ, анализ ситуаций, подготовка и участие в конкурсах, а также допускается выполнение практических работ при условии их большого содержания и практически значимого объема материала.

Необходимо сказать, и это не противоречит мнению К. Роджерса, о стремлении личности к своего рода самосовершенствованию определенных качеств (повышению уровня умственного развития, имеющихся знаний или умений), самообразование можно рассматривать как направление самовоспитания, где огромное значение имеет внутренняя позиция слушателя, т.е. осознание занимаемого им в жизни положения и своих устремлений в этом отношении.

Следовательно, самостоятельная работа является одним из основных направлений формирования профессиональной компетентности и самооценки специалиста и формирования потенциала личности.

В свою очередь, как отмечали Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, М. О. Мдивани, для педагогики в познании и формировании личности обучаемого уровневые характеристики его мотивационно-потребностной сферы, свойств, творческих возможностей (потенциала личности) приобретают важный смысл.

Понятие «потенциал личности» достаточно широко используется в различных научных дисциплинах (Н.С. Пряжников). Особо необходимо оно, когда рассматриваются вопросы достижения вершин личностного и профессионального развития человека (акмеология), когда требуется обобщенное определение реальных, в том числе предельных возможностей развития человека как личности, с ее адекватной самооценкой и как профессионала.

Можно выделить, по словам В.И. Жолдак, ряд основных потенциалов личности, формирующихся в процессе ее развития: биологический потенциал; психический потенциал; личностный потенциал.

Разновидностью личностного потенциала выступает личностно-профессиональный потенциал, который направлен на положительную реализацию личности в рамках избранной ею профессии (Н.С. Пряжников). В научной литературе встречаются и другие разновидности личностного потенциала: духовный, трудовой, деловой, творческий.

Важнейшим условием, обеспечивающим решение задач по становлению самооценки, по мнению А.В. Морозова, является личностно-ориентированный подход к обучению каждого обучаемого, создающий максимально благоприятную обстановку для наращивания творческого потенциала слушателей, овладения им навыками учебной, практической и самообразовательной деятельности. При этом технология становления самооценки слушателей, как комплекс методик, средств и форм призвана обеспечить личностный рост каждого, формирование у них психологических качеств и получение специальных знаний, способствующих выработке ими позиций, позволяющих установить степень соответствия личностных предпосылок к деятельности в сфере экономики.

В результате анализа взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе образовательной деятельности, мы пришли к выводу, который не противоречит высказываниям В. И. Моросановой, что метод группового тренинга оказывает наиболее действенное влияние на формирование знаний и умений в профессиональной области и способствует становлению адекватной самооценки специалиста.

К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, например у Н.И. Козлова, обусловленных различными теоретическими ориентациями, но ключевая и ведущая идея, объединяющая почти все имеющиеся в практической психологии подходы, одна: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала, изменение, трансформация человеческого Я в изменяющемся мире.

В научной литературе, например у Р. Бернса, для обозначения разнообразных форм групповой работы используется большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокорекционые группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Подобное положение с неустоявшимися терминами с относительной новизной этой области практической деятельности и в очень большой степени - с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения - с другой.

Опираясь на исследования А.Т. Ростунова, А. Р. Фонарева, В.Э. Чудновского и др., наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина, впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение», мы пользуемся им, подразумевая под тренинговыми группами все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего преподавателя (психолога) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и самооценки).

 

АВТОР: Зарубина О.А.