29.11.2011 12857

Обеспечение профессиональной компетентности специалистов управленческой сферы экономики

 

Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта специалиста экономической сферы. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой - происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые так же претерпевают изменения в современных условиях.

Нельзя не согласиться с В.А. Кан-Каликом, важным является и то, что образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их личностные качества брались за образец для подражания (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» («американский», «европейский» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии специалиста экономической сферы смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью. За второстепенным теряется главное - развитие личностных и профессиональных качеств специалиста сферы экономики в новых социально-экономических условиях.

Деятельность специалистов экономической сферы тесно связана с управленческой деятельностью. Всюду, где актуализируется необходимость в организации как вида созидательной деятельности, неизбежно появление такого феномена как управление.

По определению В.И. Жолдак, управленческая деятельность - специфический вид профессиональной деятельности. Если использовать ее оценку с антропологических позиций, то объяснением тому являются многие обстоятельства: во-первых, для ее исполнения необходим «особый» человеческий материал в том понимании, что у него наличествуют такие данные, как организаторские способности, незаурядный интеллект, положительное отношение к людям и природе; во-вторых, специалист должен иметь основательный культурологический тезаурс; в-третьих, ему необходимо обладать разносторонними специальными знаниями: экологическими, экономическими, финансовыми, правовыми, управленческими, психологическими, социологическими и т.д.; в-четвертых, все вышеназванные знания надо уметь технологично использовать в практической деятельности.

По словам В.Н. Мясищева, какие бы благородные или экономически выгодные цели не преследовал специалист, он неправомочен причинять какой-либо морально-психологический ущерб тем, с кем сотрудничает или действует в интересах личности и общества. Этим обусловлено то высокое требование к профессиональной компетенции, которое предъявляется каждому, кто стремится заниматься экономической деятельностью.

При всем различии должностных полномочий административных руководителей у них имеется общая основа управленческого поведения. Речь идет о едином понимании и неукоснительном соблюдении общих принципов управления. В литературе существует множество толкований этих принципов.

Столь повышенный к ним интерес практиков и теоретиков-управленцев обусловлен их особой важностью для менталитетной консолидации специалистов, работающих в области экономики.

Мы разделяем подход В.М. Шепеля  по общим принципам управления и относим их к специалистам экономической сферы. К ним можно отнести следующие:

Во-первых, компетентность: обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий;

Во-вторых, гуманность: человеколюбие и благородная нравственная мотивация служебного поведения, стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества;

В-третьих, ортобиотичность: осознание самоценности собственной жизни, неиссякаемый оптимизм, проявление заботы к природе;

В-четвертых, инновационность: вкус к поиску, стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение предложений;

В-пятых, прагматизм: работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

Осознанное принятие и неукоснительное соблюдение представленных принципов управления способствует координированному стилю поведения всех руководителей, действующих в рамках конкретной структуры. Подобная согласованность руководителей, как правило, положительно сказывается на ее функционировании как в «централизованном», так и «децентрализованном» состоянии. При этом экономическая целесообразность какого-то из названных организационных построений структуры подкрепляется идеологически единообразным пониманием руководителями своего управленческого амплуа. Вот почему следует придавать серьезное значение профессионализму экономиста как подтверждению его возможности заниматься данной деятельностью на достойном творческом и технологическом уровне. Отсюда и практическая полезность ориентации в приоритетных составляющих профессионализма современного специалиста.

Приоритетные составляющие современного специалиста экономической сферы:

- профессиональная востребованность;

- профессиональная пригодность;

- профессиональная компетентность;

- профессиональная удовлетворенность и самооценка;

- профессиональный успех.

Целесообразно раскрыть кратко содержание каждой позиции. Профессиональная востребованность заключается в том, что есть спрос в обществе, в конкретных отраслях экономики и государственной деятельности на управленческих работников. В различные времена количество людей, занимающихся управлением, было различно. С усложнением экономики и социальной сферы общества стимулировался рост видов управленческой деятельности, что способствовало увеличению числа управленцев. Профессиональная пригодность была раскрыта еще в 1913 году, когда вышла книга Г. Мюнстерберга «Психология и промышленная эффективность», посвященная вопросам профессионального отбора и ориентации. Г. Мюнстерберг разработал концепцию «экономической психологии» как психотехнической дисциплины. Ее назначением является психодиагностика личности (памяти, внимания, быстроты реакции, интеллекта), разработка мер по адаптации техники к человеку, обоснование рекомендаций по снижению производственной утомляемости. Так сформировалось понятие «профессиональная пригодность», то есть природное соответствие человека избираемому виду профессиональной деятельности - прежде всего по его соматическим и психофизиологическим данным, а затем склонностям и личным намерениям (лишь трое из десяти человек в мире правильно ориентированы в более трех тысячах профессиях, которые сегодня предлагаются людям). Изначально соответствующий выбранный вид профессии является предпосылкой ее доступного освоения, продуктивного исполнения и получения наибольшего личного удовлетворения. Например, менеджер должен обладать, наряду с набором специфических качеств, организаторскими способностями, которые в сорок раз реже встречаются в индивиде, чем математические и художественные способности. Поэтому, кто не обладает от природы организаторскими способностями, тем лучше не претендовать на управленческую деятельность. Любая небрежность по отношению высказанного совета неизбежно обернется значительными личностными и деловыми потерями каждого, не принявшего его всерьез.

Профессиональная компетентность, как говорил Г. Мюнстерберг: управленческая деятельность - одна из древнейших общественных профессий. Вожаки племени, старосты общин, военные начальники, царствующие особы - все это реальные «управленческие должности», надобность которых обусловлена экономическим существованием людей, необходимостью организации их совместной деятельности и общественного состояния. Знания об управленческой деятельности и всего того, что с ней связано, плюс опыт их использования - составляют суть профессиональной компетентности менеджера.

Профессиональная удовлетворенность не может быть не связана с самооценкой. Трудовая деятельность является условием самореализации личностью своих природных и профессиональных данных. Чем адекватнее трудовая деятельность личностным данным, чем лучше они проявляются в ней, тем ярче высвечивается личность, столь удачно или продуманно избравшая конкретный вид профессиональной деятельности.

В силу явно выраженной специфики содержания и характера управленческой деятельности достижение профессиональной удовлетворенности теми, кто ею занимается, более затруднительно по сравнению с другими видами трудовой деятельности. Объясняется это тем, что успех руководителя - плод усилий не только его самого. Существенное значение в успехе руководителя имеют усилия тех людей, на которых он опирается в своей деятельности, согласованность их действий, проявленное ими к нему доверие.

Иными являются и критерии оценки результативности управленческого труда: достижение поставленных целей и задач; забота о здоровье и личном достоинстве людей; улучшение служебных (производственных) условий труда подчиненных; приращение своего профессионального мастерства и подчиненных; актуализация делового интереса у подчиненных к инновационным действиям; создание объективных и субъективных условий для перспективного развития деловой структуры.

Чем лучше представлены в деятельности экономиста указанные критерии, тем выше его удовлетворенность как профессионала. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, - писал Л.И. Уманский, - то счастье само вас отыщет». Правоту приведенных слов могут подтвердить многие специалисты, получающие удовлетворение от того, что им посчастливилось заниматься своим делом, в котором они наилучшим образом реализуют самих себя, например Г. Мюнстерберг.

Теперь профессиональный успех: одной из «непривлекательных» сторон управленческой деятельности является то, что даже значительные профессиональные успехи, в ней достигнутые, нередко не приносят менеджеру полноценного удовлетворения. Управленческая деятельность, как никакая другая, способствует воплощению в жизнь теми, кто ею занимается, своих амбиций и намерений. Вот почему эта деятельность присуща личностям. При соблюдении антропологического подхода в управлении профессиональная компетентность специалиста экономической сферы является основой его менталитетной ориентации.

Профессиональная компетентность - теоретико-прикладная подготовленность специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний. Наиболее активно она проявляется в общении и при воздействии специалиста на людей при выполнении своих профессиональных функций. Диапазон полезности профессиональной компетентности определяется еще и тем, что благодаря ей возможна полноценная самореализация менеджером своих личностно-деловых качеств и достижение наилучших профессиональных результатов, что связано с наличием сформированной адекватной личностной и профессиональной самооценки.

Профессиональная самооценка имеет большое значение прежде всего для таких видов деятельности, как управление, культура, образование, медицина, сервис, торговля и предпринимательство в самом широком смысле. Эту проблему наиболее подробно рассматривает И.М. Синяева. Данная компетентность приоритетна в деятельности имиджмейкеров и тех, кто занимается «паблик рилейшнз», задействован в средствах массовой информации. С осознанием ее повседневной ценности она в недалеком будущем станет неотъемлемой частью общей образованности и воспитанности людей.

Практически во всех школах бизнеса за рубежом преподаются специализированные человековедческие предметы: индустриальная психология, промышленная социология, предпринимательская этика, деловой спич. В некоторых американских технических учебных заведениях данные предметы составляют до 30% в общем учебном плане. Во многих университетах западных стран штатным расписанием предусмотрены лекции поэтов или художников, деятелей культуры. Давние традиции по правовой и психологической подготовке менеджеров имеют такие престижные школы бизнеса США, как Уортонская и Гарвардская. В них много времени уделяется проблемам, относящимся к упорядочению «человеческих отношений» на предприятиях и фирмах.

Заслуживающий внимания опыт по человековедческой подготовке специалистов экономической сферы имеется в Европейском институте административного управления - Фонтенбло во Франции, Международном институте развития управления и Международном институте управления в Швейцарии, в Барселонском институте высшего управленческого образования, в котором одним из традиционных предметов, направленных на формирование профессиональной компетентности является «Деловая этика». Общеизвестен Токийский центр подготовки менеджеров. Среди японских управляющих высшего звена более половины имеют инженерно-экономическое образование, а остальные - юристы, социологи, психологи. В Японии одним из крупнейших теоретиков по «человеческому фактору» является Коносукэ Мацусита -- основатель известной электротехнической корпорации.

Мы согласны с Дж. Пауэллом, что огромный интерес деловых людей цивилизованных стран к своей профессиональной компетентности специалистов объясняет ответственное отношение различных учебных структур к организации их обучения в этом направлении. Следует отметить, что оно часто осуществляется содержательно интегративно, а дидактически в виде различных практических занятий (разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, проработка различных сценариев, психотренинги). Привлекательность практических занятий (а им уделяется большая часть учебного времени) состоит не только в том, что активное соучастие слушателей позволяет эффективно усвоить определенные знания, но и овладеть технологиями их практического применения. Как справедливо отмечают опытные педагоги, самая глубокая концептуальная позиция лишена смысла, если не содержит в себе собственное инструментальное решение. Следует отметить некоторое несовершенство зарубежного опыта в этой области подготовки. Например, произвольность учебных заведений в выборе содержания теоретико-прикладных знаний, обеспечивающих специалисту, по мнению составителей учебных программ, должную антропологическую ориентацию. Нередко структура подготовки зависит от возможности подбора преподавательского состава, а в ряде случаев от «социального заказа» и умонастроений самих слушателей учебного заведения.

Многовариантность в обучении допустима, когда речь идет о разнообразии форм и методов их обучения, о специализации подготовки. Например, если они хотят поупражняться по технике делового спича или закреплению своих лидерских позиций в трудовом коллективе, им оказывают соответствующие образовательные услуги. В целом же, принимая во внимание исключительную значимость профессиональной компетентности для специалиста экономической сферы, необходимо строго соблюсти стандарт знаний и умений, которыми он должен владеть, исходя из гуманистической целесообразности исполнения своих профессиональных функций.

Профессиональная компетентность специалиста ориентирована на его умственное и нравственное совершенствование, на воспитание открытого уважительного отношения к людям. Глубоко прав Ю. П. Анискин, один из исследователей экономической теории, утверждавший, что социальным идеалом истинно цивилизованного общества является такое его состояние, при котором ничья личность не приносилась бы в жертву интересам целого, при котором все интересы были гармонично примирены и все были одинаково свободны. Такова должна быть профессиональная логика понимания управленческой деятельности. Ею нельзя овладеть без эрудиции, охватывающей огромный пласт прошлого и настоящего антропологического знания, знакомство с которым начинается со школьной скамьи, затем продолжается в вузе, в системе повышения профессиональной квалификации и реализуется посредством постоянной работы над собой.

Достижение профессиональной компетентности невозможно без опоры на формирование определенных личностных качеств будущего специалиста экономической сферы деятельности. Анализ показывает, что понятие о личностных качествах специалиста не является окончательно определенным в настоящее время. В психолого-педагогических исследованиях, начиная с 20-х годов, складывалась тенденция исследования качеств, важных для выполнения какой-то одной конкретной профессии (Б.Г. Ананьев, Дж. Брунер, К.М. Гуревич, Д.П. Кайданов).

Исследовались отдельные качества, важные для успеха в конкретной профессиональной области. Понятие о качествах, важных для осуществления любой профессиональной деятельности, в настоящее время окончательно не определено. Так, Ю.К. Бабанский относит к таким качествам способности, мотивацию и общетрудовые качества личности, М.Д. Александрова - социальную направленность, подготовленность и физические качества.

Не существует комплекса качеств, важных для достижения успеха в какой-то отдельно взятой профессии, поскольку успеха в конкретной профессиональной области, а именно в области экономики, могут достигнуть работники с совершенно различными качествами, реализуя свой собственный индивидуальный стиль деятельности и обладая 4 профессиональной компетентностью. Особое значение имеет такое качество личности, как профессиональная самостоятельность.

Ясно, что профессиональная самостоятельность не является врожденным качеством личности, она формируется постепенно, по мере накопления опыта решения специфических профессиональных задач. Однако в процессе обучения можно и нужно влиять на динамику этого процесса. Основная задача вуза -выпускать специалистов, практически подготовленных к продуктивной профессиональной деятельности. Эта задача, по нашему мнению, выполняется не в полном объеме и с существенными недостатками, поэтому требует дополнения в процессе повышения квалификации.

Формирование профессиональной самостоятельности молодых специалистов в процессе послевузовской подготовки будет наиболее эффективным при условии разработки и реализации системы формирования профессиональной самостоятельности, включающей в себя: актуализацию профессиональной самостоятельности будущего специалиста экономической сферы как объективно существующего и жизненно необходимого качества его личности; целенаправленную активизацию практико-деятельностной подготовки; организацию регулярного самостоятельного выполнения слушателями постоянно усложняющихся учебных заданий; самостоятельную постановку и решение задач проблемного характера.

Во многих отраслях экономики темпы смены поколений техники и технологий стали соизмеримы (или даже опережают) темпам смены поколений работников, т.е. у современного молодого специалиста через десять лет серьезно устареют знания. Из этого следует, что реальностями сегодняшнего дня являются неизбежное систематическое повышение профессиональной квалификации специалистов непосредственно в процессе профессиональной деятельности, профессиональная мобильность, а при необходимости - переподготовка. Поэтому возникают новые педагогические задачи, которые оказывают влияние на систему вузовской подготовки специалистов в целом, что не противоречит с мнением таких ученых как Л.М. Митиной, В.Н. Мясищева и др. Это, прежде всего, проблема интенсификации преподавания учебных дисциплин, отказ от сложившейся в высшей школе узкоотраслевой системы подготовки специалистов и переход на многопрофильное обучение студентов, формирование «модели» подготовки специалистов, создание системы непрерывного образования.

В системе дополнительного профессионального образования необходимо не просто вооружать его специальными знаниями, но и формировать профессиональную самостоятельность как общественно необходимое качество личности, что требует специальной организации процесса обучения, помогающей молодому специалисту быстрее адаптироваться в новых для него условиях деятельности.

Мы определяем профессиональную самостоятельность личности как интегративное, «стержневое» качество, определяющее способность принимать и реализовывать целесообразные обоснованные решения и готовность нести за них полномасштабную ответственность. Уровень развития профессиональной самостоятельности у конкретного индивидуума позволяет судить о том, насколько он способен повышать свою профессиональную компетентность в процессе овладения профессиональным мастерством. Поэтому формирование профессиональной самостоятельности будущего специалиста является ключевым условием дальнейшего непрерывного повышения профессиональной компетентности на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.

Профессиональная самостоятельность рассматривается через призму положений системно-целостного подхода, как считала Г.С. Никифорова т.е. как упорядоченное множество компонентов, чье единство выражает целостность.

Мы делаем вывод о том, что обучение в системе повышения квалификации должно быть системообразующим, включающим в себя наряду с формированием профессиональных качеств специалиста формирование целостной личности, способной к самосовершенствованию и самообразованию. Это, в свою очередь, становится возможным только при условии эффективного научно-методического обеспечения. В решении этой глобальной задачи - подготовке специалиста высокой квалификации - значительная роль отводится психолого-педагогическим и методическим дисциплинам.

Мы пришли к выводу, что обязательным условием формирования профессиональной компетентности является развитие профессиональной самостоятельности, которая должна диагностировать на основе соответствующих критериев и показателей.

Критерии профессиональной самостоятельности:

1. Сформированность потребностей к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности.

2. Наличие умений самостоятельно выделить цель, подобрать и использовать содержание и соответствующие ему формы и методы осуществления самостоятельной профессиональной деятельности.

3. Интенсивность (преобладание над другими) самостоятельных действий в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Показатели профессиональной самостоятельности:

1. Проявление активности в учебном процессе.

2. Самостоятельность в получении и применении профессиональных знаний и умений (без руководства и практической помощи извне).

3. Способность иметь, высказывать и грамотно обосновывать свою точку зрения независимо от суждений других.

Все это сделало возможным построение уровневой модели профессиональной самостоятельности. Эксперимент проводился в 13 академических группах, всего в эксперименте было задействовано 133 слушателя, которых условно разделили на «экспериментальную» и «контрольную» выборки.

Данные, полученные в ходе исследования, не противоречащие исследованиям У. Джемса, Ю.А. Цигарелли и др., помогли разработать методику педагогического эксперимента с целью оценки эффективности и работоспособности системы формирования профессиональной самостоятельности в практике изучения гуманитарных дисциплин.

Для определения уровня сформированности профессиональной самостоятельности целесообразно использовать метод экспертных оценок. Проведя глубокий анализ психолого-педагогической литературы и используя практические наблюдения, мы выделили 5 показателей:

- 1 показатель - самостоятельность в применении имеющихся знаний и умений;

- 2 показатель - качество имеющихся знаний и умений, их глубина, системность;

- 3 показатель - профессиональный интерес;

- 4 показатель - желание проявлять активность в процессе профессионального обучения;

- 5 показатель - способность иметь, высказывать и грамотно обосновывать свою точку зрения.

Затем группе экспертов из шести человек (преподаватели) было

предложено оценить слушателей по каждому из этих показателей по пятибалльной системе (с выставлением оценок от «1» до «5» баллов). Причем эксперты не знали, какие слушатели составили экспериментальную выборку, а какие - контрольную. По одной и той же схеме по каждому показателю были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Результаты этих экспериментов были подвергнуты первичной и вторичной статистическим обработкам.

В процессе реализации системы формирования профессиональной самостоятельности были внесены изменения в организацию учебной деятельности слушателей, в частности: объем систематизированных самостоятельных работ слушателей как на занятиях, так и вне их (в процессе получения новых профессиональных знаний и умений) существенно увеличился, наполнился новым содержанием и проводился под систематическим руководством преподавателя; учебная деятельность в процессе изучения педагогических и обществоведческих дисциплин была максимально приближена к реальным условиям применения знаний в профессиональной деятельности; вопросы и проблемы, возникающие в процессе обучения, решались в профессиональном контексте, с учетом конкретизации проблемы и специализации слушателей на основе актуализации профессиональной самостоятельности как важного качества личности.

Особое внимание нами уделялось разнообразным способам проблемного анализа изучаемого материала, опираясь при этом на выявление диалектических противоречий, присущих процессу формирования профессиональной самостоятельности, связанных с неверными или односторонними оценками явлений и ситуаций, возникающих в процессе учебной деятельности Института повышения квалификации.

В процессе формирования профессиональной самостоятельности необходимо целенаправленно демонстрировать слушателям движущую силу основного противоречия между постоянно возрастающими требованиями общества к разностороннему формированию личности и возможностями самой личности.

По форме организации все задания в ходе опытно-экспериментальной работы мы условно разделили на индивидуальные (распределяются между отдельными слушателями для самостоятельной проработки); групповые (ставятся перед небольшими группами слушателей и выполняются ими в процессе совместной деятельности); дискуссионные (ставятся перед всей аудиторией и выполняются в ходе обшей дискуссии между слушателями и преподавателем).

Для определения уровня сформированности профессиональной самостоятельности важно оценить степень самостоятельности выполнения слушателями предлагаемых заданий (чем меньше слушатель использовал постороннюю помощь при выполнении заданий, тем выше степень самостоятельности).

Степень самостоятельности выполнения заданий различается: низкая (обучающийся выполнял задания, получая постоянную помощь на всех этапах своей работы через постановку вопросов, осмысление заданий преподавателя); средняя (выполнение заданий с помощью преподавателя через систему наводящих вопросов); высокая (выполнение заданий без предоставления информации преподавателем или другими слушателями, но через актуализацию нужных знаний и умений с помощью незначительных вспомогательных вопросов к преподавателю и самостоятельного поиска нужной для выполнения заданий информации), - такая система оценки степени самостоятельности при выполнении конкретных учебных заданий во многом способствовала возможности осуществлять дифференцированный подход к формированию профессиональной самостоятельности у специалиста.

Было установлено в ходе опытно-экспериментальной работы, что о динамике развития профессиональной самостоятельности у специалиста в равной степени свидетельствуют: способности увидеть существенные вопросы там, где другим все кажется просто и понятно; умения логично и убедительно отвечать на вопросы; способность к рациональному выполнению поставленных заданий, т.е. умение наиболее полно выполнять задания с минимальными затратами на них времени и средств; профессионально обоснованно, грамотно и оригинально отстаивать свою точку зрения; способность к глубокому анализу собственных действий намного шагов вперед и умение делать из такого анализа правильные выводы.

Для проверки симметричности и нормальности распределения частных значений изучаемого признака, т.е. для оценки возможности применения к результатам педагогического эксперимента вторичных методов статистического анализа: t - критерия Стьюдента и X - критерия. - применялись первые методы математико-статистического анализа. И это позволило убедиться в том, что наши распределения симметричны и нормальны, были рассчитаны t - критерий Стьюдента и X - критерий каждой выборки по каждому показателю. Это дает основание сделать следующие выводы:

- у слушателей экспериментальной выборки наблюдается не только количественный рост средних оценок по каждому показателю в сравнении с контрольной выборкой (на основании проведенного анализа t-критерия Стьюдента следует, что в экспериментальной выборке средняя оценка каждого показателя по результатам формирующего эксперимента статистически достоверно выше, чем по результатам констатирующего эксперимента, в контрольной же выборке эти оценки статистически достоверно не различаются);

- сравнивая между собой значения X - критерия экспериментальной и контрольной выборок, видно, что гораздо более существенные улучшения в оценках по каждому показателю произошли у слушателей экспериментальной выборки, чем у слушателей контрольной выборки; об этом говорят отличающиеся почти в четыре раза значения X2 - критерия. Итоговый результат был получен с помощью той же самой программы: вычислялись средние экспертные оценки каждого слушателя по каждому показателю, а затем вычислялась средняя оценка каждого слушателя по всем показателям. После этого по полученным результатам определялось соотношение обучающихся, набравших в среднем по всем показателям от 0 до 3,5 баллов, от 3,5 до 4,5 баллов, от 4,5 до 5 баллов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: формирование профессиональной самостоятельности будет наиболее эффективным при условии разработки системы формирования профессиональной самостоятельности и реализации ее в практической учебной деятельности; взаимосвязи организационных форм и процесса обучения позволяют ориентировать учебный процесс на наиболее целостное и системное формирование творческой личности, обладающей высокими профессиональными, социально значимыми качествами; результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение, что поэтапная реализация предложенной системы формирования профессиональной самостоятельности с учетом исходного уровня сформированности этого качества у слушателей, конкретных целей для каждого этапа педагогических средств и условий, дает возможность для наиболее эффективного развития профессиональной самостоятельности как значимого качества личности, обеспечивает последовательный переход от репродуктивного к реконструктивному, а затем к творческому уровню профессиональной самостоятельности, что, в свою очередь, обусловливает успешность профессиональной подготовки и способствует эффективному формированию всего комплекса профессионально важных качеств специалиста экономической сферы.

Теоретическими предпосылками разработки понятия системы профессионально важных качеств являются ведущие положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, определяющие системно-деятельный подход к изучению личности в целом и к построению концептуальных моделей ее различных подструктур. Развитие положений теории деятельности позволяет в настоящее время органично использовать различные подходы к изучению личности таких психологов, как B.C. Мерлин, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, избегая эклектичности и реализуя системно-деятельный подход к изучению и формированию личности.

Согласно этому подходу, мы рассматриваем систему профессионально важных качеств специалиста, как иерархически организованную структуру со связями взаимозависимости и соподчинения между ее отдельными элементами. В качестве элементов в данной структуре выступают различные качества личности и индивидуальные особенности человека.

Надо сказать, что такое качество личности, как мотивационно-ценностное отношение, включающее в себя мотивы, побуждающие слушателей выбирать ту или иную специализацию, ценности, обуславливающие привлекательность и престиж различных специализаций, установки личности, определяющие профессиональные интересы и склонности, является системообразующим качеством в системе профессионально важных качеств будущего специалиста сферы экономики. Кроме мотивационно-ценностного отношения в систему профессионально важных качеств входят такие элементы, как комплекс качеств личности, способствующих успешному выполнению любой профессиональной деятельности (например, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.п.); комплекс общих способностей человека; адекватная самооценка собственных возможностей и качеств.

Следовательно, под профессионально важными качествами специалиста экономической сферы деятельности мы будем понимать личностные качества субъекта деятельности. Но нельзя не отметить, что в последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление одного свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности набор профессионально важных качеств может быть достаточно специфичен. Нас же интересует личностные качества специалиста сферы экономики. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности. Многие рекомендации апробированы и их практическая ценность подтверждена.

Итак, указанное направление исследований нельзя жестко отграничить от второго направления, несколько утратившего популярность в нашей стране в последнее десятилетие, - от изучения целостной личности в профессиональной деятельности.

Уже в 1930-1940-ые годы в зарубежной психологии началось понимание того, что изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно, и исследователи, такие как Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, В.М. Синельников ограничивали себя такими рамками и неизбежно заходили в тупик. Это повлекло за собой переход к многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала. В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего, изучение путей становления личности профессионала.

Нельзя не согласиться с Дж. Брунером, что при всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные качества практически для любого вида деятельности.

Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания. А также несколько более специфические качества, такие, как эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра -интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности, как утверждал Дж. Брунер. Хотя эти психологические феномены не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики, в частности, индивидного, - целесообразно остановиться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, рассматривающие личность более широко включают эти свойства в одну из ее подструктур. Во-вторых, особенности нейродинамики являются базой для целого ряда профессионально важных качеств личности: эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки и настолько с ними связаны, что не могут быть удалены из рассмотрения.

Нельзя не согласиться с Ю.А. Цигарелли, для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватной высокой самооценки.

Несомненно, по мнению X. Хекхаузена, самооценке в профессиональной деятельности в области экономики отводится важная роль. Общая успешность профессиональной деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и с ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих специалистов, особенно в период профессиональной подготовки. Как утверждал А. Р. Фонарев, по мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала экономической сферы деятельности на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности. Роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.

Нельзя не согласиться с Б.М. Тепловым, самооценка во многом определяет формирование целого ряда профессионально важных качеств специалиста экономической сферы. Так, склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется «отношением к риску». В экспериментальных исследованиях А. Кондрацкого показана связь отношения к риску с успешностью профессионального обучения. Во всех случаях неблагоприятными являются крайние значения выраженности этого свойства. Высокие оценки приводят к тому, что деятельность профессионала детерминируется потребностями аффективного плана; типичная недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей. Низкие оценки связаны с боязнью принятия решений, медлительностью, пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятное прогнозирование в деятельности. Результат - существенное снижение общей эффективности.

Нельзя не согласиться с Л.М. Митиной, эмоциональная устойчивость специалиста экономической сферы деятельности, как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента, чаще - как личностные характеристики, профессионально значимы во многих видах деятельности. Подобная же зависимость чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью.

Свойства экстра - интроверсии принято считать профессионально важным (Пантелеев С. Р.) прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми, каковой иногда и является экономическая деятельность. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы, имеющей место и в экономической деятельности. Есть данные, что интроверсия связана с более высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты же стремятся к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В тоже время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожным реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее точны, ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность экстравертов.

Среди собственно личностных свойств специалиста экономической сферы, чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов, таких как А.В. Батаршев, Л.В. Бороздина, В.А. Кан-Калик, А.Т. Ростунов, как одно из свойств, характеризующих направленность личности. Ответственность влияет на процесс и результат профессиональной деятельности в экономике, прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

Американские экономисты Дж. К. Грейсон и К. О'Делл, решая вопрос о непосредственной связи образования в стране с ее конкурентоспособностью на мировом рынке, особо выделяли необходимость развития личностной сферы специалистов, овладение ими навыками социального поведения. Здесь уместно так же сослаться на удачный доклад Американской ассоциации речевой коммуникации, подготовившей развернутые рекомендации по ведению дискуссии и развитию навыков говорения, слушания, расшифровке элементов невербального поведения, которыми должен владеть выпускник американской школы. Кстати сказать, Дж. Брунеру, развитие способности рассуждать и дискутировать является целью школьного обучения. Эти способности помогут также молодому поколению удержаться не только под натиском изобилия информации, но и в общении с инакомыслящими, в среде которых каждому приходится как-то выживать. И здесь уже уместно говорить не только о социально-психологической компетентности, но и об эмоциональной (поведенческой) гибкости.

По словам Ж. Годфруа, современная социокультурная ситуация требует от личности профессионала больших резервов самообладания и саморегуляции. И в частности, речь в данном случае может идти о центральном механизме саморегуляции - феномене самоэффективности как важном факторе профессионального развития.

Воспринимая самоэффективность, как восприятие человеком способности мобилизовать собственные мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченных целей, как показывают исследования Н.А. Батурина, не достаточно обладать определенными психологическими характеристиками, обусловливающими успешность выполнения той или иной деятельности, требуются еще и твердая уверенность человека в способности реализовать их в соответствующей ситуации.

Опираясь на исследования А.И. Липкиной и Л.А. Рыбак, следует упомянуть, что имеются вполне однозначные данные, касающиеся влияния самоэффективности на выбор карьеры в экономической сфере деятельности и ее дальнейшее развитие. Обнаружено, что чем сильнее уверенность людей в их возможностях, тем больше вариантов карьеры они рассматривают в качестве возможных, тем выше интерес, который они проявляют к этим возможностям, тем лучше они готовят себя образовательно для выполнения различных профессиональных дел и тем более они успешны в них.

Опираясь на результаты теоретических и экспериментальных исследований профессионально важных качеств личности, мы считаем, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества в любом виде профессиональной деятельности, что не противоречит учениям С. Р. Пантелеева, А.Т. Ростунова, В.М. Синельников.

Согласно К. Роджерсу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи.

Профессиональная деятельность специалиста в области экономики, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы начинает получать аналогичную оценку и в нашей стране (Уманский Л.И.).

Можно констатировать (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н.), что психологические особенности деятельности специалистов в области экономики изучены достаточно полно, поэтому следует смело говорить о требованиях к уровню развития личностных качеств будущих специалистов, предъявляемых сложившейся социально-экономической ситуацией.

Разные авторы предлагают свою структуру личностных качеств экономистов. Например, Р.Л. Кричевский, ссылаясь на Р. Стогдилла, выделяет такие качества как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность; А.Г. Шмелев с соавторами: интеллект, компетентность, активность, энергию, самоконтроль, коммуникабельность; А.У. Хараш - самостоятельность суждений и решений, способность принимать и осваивать новое, сосредоточенность на деле (деловая направленность), уважение к личности другого человека, умение найти индивидуальный подход к каждому, готовность к содействию и сопереживанию, «диалогичность», т.е. постоянную готовность выслушать и понять другого человека, учесть его точку зрения при принятии собственного решения. Среди мешающих качеств перечисляются конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность, формализм, эгоцентризм, «монологичность». Таким образом, у многих авторов мы встречаем сходные черты, выделяемые как наиболее важные для руководителя: интеллект, самостоятельность, активность, умение работать с людьми и др. Следует иметь в виду, что разные уровни и профили экономистов могут вносить специфику в этот перечень.

Опираясь на исследования А.В. Батаршева, В.П. Беспалько, А.А. Бодалева, Дж. Брунера, Р.Л. Кричевского, К. Роджерса и др., нами проведен анализ, в ходе которого был выделен ряд качеств, наиболее важных для успешного осуществления профессиональной деятельности в экономике. В первую очередь это достаточно высокий интеллект. Он обеспечивает умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, систематизировать и обобщать ее, быстро схватывать смысл документов, распоряжений, четко формулировать цели деятельности, прогнозировать развитие ситуации, оценивать последствия своих решений, организовывать деятельность других людей, строить логическую систему доказательств при необходимости убедить подчиненных в своей правоте. При этом важной чертой мышления руководителя предприятия является возможность продуцировать новые идеи, уметь видеть элементы новизны и творчества в деятельности других людей («охота за идеями»), что ближе всего к понятию креативности. Не менее важны системность, аналитичность мышления, его гибкость и пластичность, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменениях ситуации, а так же готовность к обучению, освоению новых знаний, приемов и способов работы.

Среди личностных особенностей мы выделяем следующие качества, не противоречащие идеям К.А. Абульхановой-Славской, И.Д. Ладанова и др., необходимые будущему специалисту в сфере экономики: доминантность (умение влиять на других людей), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей, а искать способы их преодоления, деловая направленность, стремление брать ответственность на себя. Стоит отметить также активность, умение управлять своими эмоциями и поведением.

Необходимо выделить среди динамических особенностей психических процессов, наиболее важных для будущих специалистов, такие как -способность к длительной напряженной работе (высокая работоспособность), скорость мышления, умение быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного ее вида на другой, эмоциональную уравновешенность, избежание импульсивных реакций. (Садкова А.В.)

Таким образом, сделав выводы из исследований В.Д. Шадрикова, В.М. Шепель и др., мы выделяем три основных блока профессионально важных личностных качеств специалистов экономической сферы деятельности: интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления), личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность) и динамический (сила и лабильность нервных процессов).

Мы считаем, что личностные качества не даны человеку изначально, они формируются в ходе овладения профессией и определяются спецификой задач, содержание которых зависит от специализации, рабочего поста, сферы деятельности, и это не противоречит исследованиям С. Н. Иконникова, Е.А. Климова, М.А. Ларионовой. Данные качества не стоит абсолютизировать, поскольку некоторые из них изменчивы и могут варьироваться в зависимости от специфики социально-психологических условий профессионального самоопределения.

Требования социально-экономической ситуации, предъявляемые к уровню развития личностных качеств специалиста экономической сферы (В.М. Шепель), предполагают, прежде всего, высокий профессионализм и компетентность (А.Т. Ростунов). Иногда теоретики и практики по-разному воспринимают эти понятия. В одном случае - это высококвалифицированный специалист, в другом - хороший организатор. Но всегда на первое место выдвигаются следующие важнейшие факторы успеха в деятельности экономиста (Л. И. Анцыферова, Н.С. Пряжников ):

1. Желание и интерес человека заниматься экономической деятельностью;

2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);

3. Гибкость, нестандартность оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;

4. Оптимальное сочетание раскованности и ответственности в характере;

5. Способность предвидеть последствие решений, интуиция.

Как видно, эти пять качеств преуспевающего специалиста экономической сферы деятельности представляют собой собственно психологические качества личности.

Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обуславливающих эффективность работы специалиста в области экономики, позволяет выделить следующие необходимые качества и черты личности (Л.М. Митина):

- Доминантность - умение влиять на подчиненных, т.е. властность, честолюбие, стремление к лидерству.

- Уверенность в себе;

- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, т.е. умение контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

- Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

- Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск, но риск разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

- Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

- Независимость, самостоятельность в принятии решений;

- Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

- Общительность, умение взаимодействовать, общаться с людьми.

По мнению Б.Ф. Ломова, исходя из требований социально-экономической ситуации специалисту экономической сферы также требуется: способность управлять собой; разумные личные цели и четкие личные ценности, упор на постоянный личностный рост и самосовершенствование; изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; умение формировать эффективные рабочие группы.

Наличие у специалиста - экономиста четких личностных ценностей и разумных личных целей - крайне важно для его деятельности.

Исходя из жизненных наблюдений, практики и разнообразных клинических данных, В. Франкл пришел к заключению, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков.

В. Франкл выделил три группы позитивных смысловых ценностей: ценности творчества, переживания и отношения.

Ценности творчества реализуются через один из основных видов деятельности - труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. По словам В. Франкла, понимание смысла собственного труда делает его значительно более продуктивным и творческим.

В. Франкл ко второй группе отнес ценности, реализуемые в переживаниях, проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, произведения искусства, природа. К числу ценностей переживания относится, прежде всего, чувство любви, одухотворяющее и наполняющее глубоким смыслом человеческие взаимоотношения.

Третья группа ценностей связана с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не может изменить. То, как личность относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, является мерой ее состоятельности. В. Франкл отмечает, что человеческое существование, по сути своей, благодаря наличию ценностей отношения, не может оказаться бессмысленным.

Каждый человек, по словам В. Франкла, реализует ценности то одной, то другой группы, выполняя свое предназначение и неся ответственность за реализацию уникального смысла своей жизни. Характерно, что вопросы о смысле жизни возникают и в юности, и в зрелом возрасте, что является нормальным проявлением роста личности.

Очень важным качеством специалиста в области туризма, менеджера, является способность к сопереживанию, эмпатии, т.е. эмоциональной отзывчивости, чувствительности и вниманию к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего не возможна ее полная самореализация. (Анцыферова Л. И.) Поэтому, развитие эмпатии сопровождает личностный рост, а это одно из требований социально-экономической ситуации, и становится одним из его ведущих признаков.

Психологическая характеристика деятельности специалиста экономической сферы предопределяется ее следующими специфическими особенностями (Хейне П.):

1. Большим разнообразием содержания профессиональной активности, в то время как возможности овладеть различными видами деятельности сферы экономики у одного человека, ограничены;

2. Повышенной ответственностью за состояние ресурсов и результаты деятельности (за себя, других, за дело в целом, состояние финансов, за принятые решения);

3. Творческим характером работы. При обычном дефиците информации, времени и средств;

4. Особой ролью коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность экономиста протекает посредством общения, работы с людьми;

5. Высокой общей нервно-психической напряженностью.

Так, если исходить из того, что существует сам феномен личности специалиста экономической сферы, а, следовательно, и некая, соответствующая ему психологическая структура (хотя, безусловно, мы можем его анализировать лишь как некий рисунок поведения и взаимодействия с другими людьми), то необходимо рассматривать целый комплекс характеристик, как считал Хейне П.: организаторские качества; коммуникативные качества, нравственно-этические характеристики отношения к другим людям, мотивационные факторы; волевую сферу, так называемый практический интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики.

Нельзя ни согласиться с Б.Ф. Ломовым, качествами, которые противопоказаны экономисту, являются повышенная чувствительность, высокая тревожность и неуравновешенность, неадекватность личности, отсутствие целей, энтузиазма, неспособность проявить себя, недостаток интереса к конкретному виду бизнеса.

Ядром структуры личности специалиста экономической сферы деятельности, по мнению В. Франкла, являются организаторские способности, анализ которых еще является проблемной областью. Тем не менее, в исследованиях Л. И. Уманского выделяются три основные подструктуры, включающие ряд качеств, необходимых, на наш взгляд, специалисту в области экономики.

1. Организационная проницательность. Она включает:

- Психологическую избирательность, т.е. внимание к тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

- Практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию специалиста использовать данные о психологическом состоянии коллектива на решение практических задач;

- Психологический такт, т.е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентации. (Л.И. Уманский)

2. Эмоционально-волевая действенность. Это тот самый гипнотизм «влиятельности», способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из таких факторов, как:

- энергичность, способность «заражать» и заряжать подчиненных своими желаниями, устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

- требовательность, способность добиваться «своего» при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

- критичность, способность обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности исполнителей. (Л. И. Уманский)

3. Склонность к организаторской деятельности. Она включает:

- готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью;

- самочувствие в процессе организаторской деятельности, т.е. «тонус» (стеничность чувств), удовлетворенность и работоспособность.

Переход от централизованной экономики к рыночным отношениям требует принципиального изменения системы управления объектами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Поэтому социально-экономическая ситуация требует, а конкретно работодатели предпочитают иметь дело с кандидатами, которые ярко демонстрируют:

- способность к общению;

- умственные способности, профессиональные навыки и самоуверенность;

- желание взять на себя ответственность;

- инициативу и руководящую жилку;

- высокий энергетический потенциал и воображение;

- стремление к самообразованию;

- способность улаживать конфликты и справляться со стрессом;

-стремление к достижению цели;

-способность вести конкурентную борьбу;

-организаторские способности и аналитический ум;

-способность обращать внимание на детали;

-умение принимать решения, убеждать других;

- стремление сделать карьеру. (Л. И. Уманский)

Так в современных условиях человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности фирмы, то от наличия перечисленных выше личных качеств зависит успех компании. (Митина Л.М.)

Таким образом, требования социально-экономической ситуации к уровню развития профессиональных и личностных качеств специалиста экономической сферы достаточно высоки, как говорил Н.С. Пряжников, и требуют от вузов серьезной работы по их формированию, что окажет положительное влияние на становление личности будущего менеджера и явится решающим фактором на пути к его успеху.

 

АВТОР: Зарубина О.А.