01.12.2011 7536

Компоненты педагогической диагностики в высшей военной школе

 

Для обеспечения целостности, эффективного взаимодействия компонентов диагностики, следует рассматривать и осуществлять педагогическую диагностику в высшей военной школе используя системный подход, как систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Выделяемые нами на основе подхода Н.В. Кузьминой компоненты педагогической диагностики в целом совпадают с теми компонентами, о которых идет речь в педагогической литературе. В то же время, выделяемым компонентам педагогической диагностики присущи и особенности, связанные со спецификой их проявления в условиях высших военно-учебных заведениях. Эти особенности обусловлены, прежде всего: особым правовым статусом и характером взаимоотношений военнослужащих в военно-учебных заведениях; спецификой содержания, организации, средств, условий, функций и задач деятельности, как в целом ВС РФ, так и непосредственно конкретных ВВУЗов, спецификой подготовки специалистов по различным специальностям и уровням в ВВУЗах.

В группе функциональных компонентов следует выделить следующие основные компоненты: задачи, функции, виды, направления педагогической диагностики, формы и средства.

Первый структурный компонент - цель педагогической диагностики. Цель - это один из основных элементов, составляющих содержание деятельности, это «заранее мыслимый результат сознательной деятельности,... сознательный образ результата» Результаты диагностики могут быть как непосредственные, так и опосредованные. В качестве непосредственных результатов следует рассматривать достижение необходимого уровня знаний, представлений об объектах диагностики. В качестве опосредованных результатов следует рассматривать достижение на основе полученных знаний об объектах диагностики необходимого уровня личностного развития, обученности, воспитанности, психологической и, в целом, профессиональной подготовки участников военно-педагогического процесса. Таким образом, в качестве цели педагогической диагностики в высшей военной школе следует рассматривать обеспечение, на основе распознавания и учета индивидуальных и групповых особенностей участников военно-педагогического процесса, условий для всестороннего развития личности, эффективного обучения, воспитания, психологической и профессиональной подготовки военнослужащих.

Второй структурный компонент - педагогический диагноз (как составная часть информации, ради усвоения которой создается система).

Педагогический диагноз представляет собой заключение об основных психолого-педагогически значимых характеристиках участников, явлениях педагогического процесса. Более полно педагогический диагноз можно определить как заключение об обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностях участников педагогического процесса и его компонентов, направленное на обеспечение результативности данного процесса и достижение педагогических целей. Диагноз должен не просто ставиться по результатам диагностической деятельности, но и предполагать соотнесение выявленных характеристик с их проявлениями в жизненных ситуациях, в образовательном процессе.

При формулировке диагноза следует учитывать мнение Л.С. Выготского о том, что серьезной ошибкой является попытка подходить к диагнозу как установлению ряда симптомов или фактических данных. Он подчеркивал, что при научном диагнозе, базирующемся на известных симптомах, идя от них, мы констатируем некий процесс, лежащий в основе этих симптомов. То есть, при формулировании педагогического диагноза мы должны учитывать не только наличие симптомов, но и вызывающие их причины. При этом следует иметь в виду, что возможна, с одной стороны, чрезмерная общность и неопределенность выводов диагноза, а с другой - слишком большая их категоричность и однозначность. И то и рруоее затрудняет возможности совершенствования педагогического процесса, объектов диагностики.

При формулировании диагноза необходимо учитывать, что выявляемая в ходе диагностики информация отличается определенной степенью неточности. Специалисты отмечают, что может существовать разница между достоверностью полученных в конкретном обследовании данных и достоверностью вывода.

Следует учитывать, что выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании наблюдений, экспериментов, других методов, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и одному из возможных способов интерпретации данных.

Педагогический диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников. При этом в диагнозе не просто отражается сумма полученной информации об объекте диагностики, но делается заключение о процессах, лежащих в основе выявленных характеристик, То есть при формулировании диагноза должен происходить переход от явления к сущности, от формы к содержанию.

Следует также отметить, что диагноз должен ставиться педагогом в соответствии с его профессиональной компетенцией. При этом желательно, чтобы формулировка диагноза содержала и прогноз - профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития объекта диагностики. Формулирование прогноза возможно в двух направлениях: 1) при условии, что по результатам диагностики будут своевременно проведены необходимые педагогические воздействия; 2) при условии, что таких воздействий проведено не будет.

Важным аспектом работы с педагогическим диагнозом является тщательное определение того, кому и в какой форме следует сообщать о диагнозе и прогнозе развития объекта диагностики. Не менее важно, знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей, перевести формулировки диагноза на понятный этим людям язык, используя (по возможности, и не выхолащивая смысл диагноза) доступную для них терминологию.

Третий структурный компонент педагогической диагностики - методы педагогической диагностики, как способы достижения целей. В определенной степени эти методы следует соотнести с классификацией предложенной Б.Г. Ананьевым. В зависимости от назначения (решаемых задач) методы диагностики целесообразно сформировать в следующие группы:

1. Методы сбора диагностической информации - наблюдение, оп рос (основные формы опроса: устный - беседа, интервью и письменный анкетирование, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), контент-анализ, анализ результатов деятельности. Использование этих методов позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов военно-педагогической практики, измерение уровня их развития.

2. Методы обработки и оценивания диагностической информации: - количественные (шкалирование, рейтинговое оценивание) и качественные методы обработки диагностической информации. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализации, например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни сформированности этого явления (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное описание данных уровней. Данная группа методов включает:

2.1.Методы обработки диагностической информации. Наиболее часто в профессиональной деятельности офицеров-педагогов применяются простейшие математические формулы: нахождение среднего арифметического, математического (отклонения) ожидания, коэффициента корреляции и т.д. Вместе с тем наметилась тенденция все более активного использования компьютерной техники для обработки диагностической информации в высшей военной школе и, следовательно, методов математической обработки информации, методов статистики - многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа, и т. д.

2.2 Методы шкалирования (ранговые и счетные шкалы). При диагностировании уровня развития явлений широко применяются трехбалльная, пятибалльная, семибалльная шкалы, а также шкалы одностороннего и двухстороннего построения.

2.3Методы рейтингового оценивания с помощью определения рейтингов обучающихся, самооценок, метода независимых характеристик или семантического дифференциала. Суть этих методов заключается в сопоставлении диагностических данных между собой относительно заранее фиксированных групп по степени выраженности (развитости) параметра исследуемого явления или процесса.

3. Методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений, наиболее часто встречающиеся в практике высшей военной школы: педагогическая (служебная, психологическая) характеристика; карта профессионального психологического отбора с заключением; заключение об объеме знаний и уровне сформированности навыков и умении у военнослужащих; заключение об уровне профессиональной подготовленности военнослужащих, об уровне использования профессионального опыта; заключение об уровне психологической подготовки военнослужащих; заключение об уровне воспитанности военнослужащих, заключение об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в военно- учебном заведении и его подразделениях.

Данные заключения формулируются в следующих основных формах представления и накопления результатов диагностики: а) текстовые формы: характеристики, аттестации, отзывы, отчеты, протоколы, рекомендации, журналы учета успеваемости, педагогические дневники, личные дела, заключения; б) графические формы: статистические таблицы, диаграммы, различные профили, модели, графики, карты оценки личности, социограммы; в) компьютерные формы: базы данных, результаты обработки тестов и т.д.

4. Методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования и т.д.

5. Методы проверки достоверности результатов диагностики: экспертный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д. Эти методы предназначены для защиты результатов диагностики от искажений.

В практике педагогической диагностики перечисленные методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга, их осуществление конкретизируется в частных методиках диагностики.

Четвертый структурный компонент педагогической диагностики -объекты педагогической диагностики. Это те люди, процессы и явления, на познание и преобразование которых направлена диагностическая деятельность. Объекты педагогической диагностики, на наш взгляд, следует подразделить на две группы: объекты процессуального плана и объекты личностного плана.

К объектам процессуального плана необходимо отнести: военно-педагогический процесс в целом; его составные части - личностное и профессиональное развитие, обучение, воспитание, психологическая подготовка; используемые формы, методы, виды, способы, приемы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки; а также условия протекания военно-педагогического процесса.

К объектам диагностики личностного плана следует отнести участников педагогического процесса: воинские коллективы, военнослужащих, их характеристики социально-демографические, социально-психологические (групповые мнения, настроения, ролевая структура, взаимоотношения), психологические (психические процессы, состояния, свойства, уровень развития и        психологической подготовки ), образовательные и профессиональные (уровень обученности), морально-нравственные и поведенческие (уровень воспитанности).

Особо необходимо подчеркнуть, что при всей сложности и многогранности объектов педагогической диагностики, прежде всего она должна иметь гуманистическую направленность - обращенность в первую очередь к конкретному человеку - военнослужащему, со всей сложностью его личностного мира. Конкретного военнослужащего необходимо рассматривать как главную ценность в системе диагностики. Это означает, с одной стороны (со стороны командно-преподавательского состава ВВУЗа), что проведение диагностической деятельности должно основываться на уважительном отношении к человеку, искреннем внимании к нему, заботой о нем, стремлении узнать и познать человека с соблюдением такта и этических норм. С другой стороны (со стороны самого военнослужащего), гуманистическая направленность системы диагностики означает, что проведение диагностической деятельности должно способствовать личностному развитию и самоутверждению человека, его профессиональному самоопределению, формированию у военнослужащего социально-значимых и профессионально-важных моральных и психологических качеств.

Пятый структурный компонент педагогической диагностики - субъекты диагностики. Под субъектами педагогической диагностики мы будем понимать людей, занимающихся активной познавательной деятельностью в отношении объектов диагностики в педагогических целях. В качестве субъектов педагогической диагностики в высшей военной школе следует выделить, прежде всего, военнослужащих и служащих постоянного состава ВВУЗов, проводящих диагностическую деятельность. К постоянному составу высшего военно-учебного заведения относятся: руководящий, научно-педагогический (преподавательский состав и научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный и инструкторский составы, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также личный состав воинских частей, подразделений и служб обеспечения и обслуживания. Также к субъектам педагогической диагностики следует отнести должностных лиц органов военного управления, осуществляющих контро ль (проверки) деятельности ВВУЗов. Принимают участие в педагогической диагностике в качестве субъектов и представители переменного состава ВВУЗов (курсанты и слушатели), в ходе выполнения обязанностей командиров учебных подразделений, проведения стажировок, выполнения военно-научных работ и проведения учебных занятий.

Главным субъектом педагогической диагностики являются офицеры, как профессионалы осуществления педагогической деятельности, как преподаватели, воспитатели, руководители.

Важнейшей задачей формирования системы педагогической диагностики в ВВУЗе является создание психолого-педагогической службы, которая в свою очередь, выступит в качестве наиболее организованного субъекта педагогической диагностики. Эта служба может быть создана первоначально на внештатной основе с включением в ее состав представителей: отдела воспитательной работы (психолога ВВУЗа); группы профессионального психологического отбора (начальника и специалистов группы); кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (преподавателей психологии и педагогики); учебного отдела (должностных лиц, осуществляющих контроль занятий); командования факультетов (заместителей по воспитательной работе); медицинской службы (врачей - психиатра, невропатолога, психофизиолога, психотерапевта); факультетов (внештатных психологов). В целом уже в настоящее время существует необходимость создания такой службы на штатной основе в ВВУЗе.

В зависимости от объектов и субъектов педагогической диагностики, она может иметь индивидуальный и коллективный характер.

Выделенные структурные компоненты системы педагогической диагностики, взаимодействуя между собой в деятельности участников педагогического процесса, образуют функциональные компоненты системы педагогической диагностики в ВВУЗе.

В группу функциональных компонентов необходимо включить следующие основные компоненты: задачи, функции, направления, виды, формы и средства педагогической диагностики.

Цель как структурный компонент педагогической диагностики находит свою конкретизацию в задачах как функциональном (проектировочном) компоненте педагогической диагностики. Задача - это «цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств». Выделяют задачи практические и теоретические.

К теоретическим задачам относят те, которые направлены на познание действительности. Для педагогической диагностики такие задачи следует определять исходя из того, что познается и в каких условиях. Эти задачи, применительно к педагогической диагностике в высшей военной школе, назовем познавательными. К ним можно отнести следующие задачи:

- определение индивидуальных и групповых особенностей, уровней обученности, воспитанности, личностного развития, психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов (абитуриентов, курсантов, слушателей, выпускников, преподавателей и т.д.);

- формирование целостного представления о личности конкретного военнослужащего, а также о воинских коллективах;

- определение результативности и эффективности педагогического процесса и его компонентов в целом в военно-учебном заведении и в его подразделениях,

- определение на основе анализа и оценки выявленной информации (сформированного диагноза) целесообразных педагогических воздействий.

К практическим задачам относят те, которые направлены на непосредственное преобразование действительности. Эти задачи при рассмотрении педагогической диагностики соответственно, следует определить как преобразовательные. В общем виде к преобразовательным задачам педагогической диагностики в высшей военной школе России следует отнести:

- повышение эффективности процессов обучения, воспитания, личностного развития, психологической подготовки военнослужащих;

- повышение эффективности педагогического процесса в военно-учебном заведении, в целом в высшей военной школе России в результате осуществления педагогических воздействий (преобразований) на основе выявленных индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса (педагогического диагноза).

Познавательные и преобразовательные задачи педагогической диагностики носят общий характер и предполагают дальнейшее уточнение в задачах более частного характера. Именно эти, частные задачи, непосредственно определяют практическое проведение диагностической деятельности, так как иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Частные задачи педагогической диагностики. В целом, их можно объединить в следующие группы частных задач:

1. выявление и сбор психолого-педагогически значимой информации, характеризующей участников педагогического процесса и сам этот процесс;

2. обработка и анализ собранной информации;

3. использование диагностической информации;

3. оценка результативности диагностики;

4. накопление и хранение диагностической информации.

Каждая из выделенных пяти групп частных задач педагогической диагностики имеет свою структуру и непосредственно состоит из совокупности частных задач. Рассмотрим данную структуру.

1. Группа задач выявления и сбора психолого-педагогически значимой информации, характеризующей частников педагогического процесса,  элементы и сам процесс. В эту группу входят следующие частные задачи:

1.1 Выявление в ходе диагностирования психолого-педагогически значимой информации.

1.2 Сбор информации, дискретное или целостное изучение объектов диагностирования.

1.3 Отбор информации для характеристики объектов диагностики.

2. Группа задач по обработке и анализу собранного диагностического материала:

2..1 Оперативная и точная обработка собранной информации.

2.2. Определение степени достоверности, точности распознавания значимой информации об объекте диагностики в процессе педагогической диагностики.

2.3. Проведение объективного и всестороннего анализа диагностического материала.

2.4 Определение педагогического диагноза.

3. Группа задач по использованию диагностической информации:

3.1. Обеспечение эффективного влияния на педагогический процесс и его компоненты и участников на основе использования диагностической информации и педагогического диагноза.

3.2. Осуществление психолого-педагогического воздействия по результатам диагностики.

4. Группа задач по оценке результативности диагностики:

4.1. Оценка результатов проведения педагогической диагностики и педагогических воздействий на ее основе.

4.2. Определение необходимости и содержания коррективов в проведении педагогической диагностики.

5. Группа задач по накоплению и хранению диагностической информации:

5.1. Систематизация и учет диагностических материалов.

5.2. Хранение и последующее использование диагностических материалов.

Достижение намеченных результатов в процессе решения задач диагностики обеспечивается реализацией функций педагогической диагностики. Соответственно, следующим функциональным компонентом являются функции педагогической диагностики. Функции диагностики определяют отношения участников и взаимодействие явлений в рамках педагогического процесса и в отношениях с внешней средой. Основными функциями педагогической диагностики являются:

а) функция распознавания - осуществление восприятия и распознавания индивидуальных и групповых характеристик участников педагогического процесса, его компонентов и их состояния;

б) контрольно-оценивающая - осуществление контроля педагогического процесса, его участников, оценки состояния объектов, степени соответствия диагностируемых объектов заданным параметрам;

в) объясняющая - объяснение состояния диагностируемого объекта, степени его развития и уровня отклонения от какого-либо норматива, причин данного состояния, и факторов на него влияющих;

г) информационная - предоставление участникам педагогического процесса полученной диагностической информации, а также помощи в интерпретации полученной диагностической информации, ее разъяснение;

д) интегрирующая - объединение характеристик, знаний о состоянии диагностируемого объекта, уровне его развития, полученных различными участниками педагогического процесса;

е) прогностическая - предвидение и обоснование перспектив и возможностей дальнейшего развития объектов диагностики;

ж) предписывающая - обоснование и определение путей психолого- педагогического воздействия на диагностируемый объект;

з) формирующая - осуществление психолого-педагогических воздействий по формированию качеств личности военнослужащих в процессе диагностики и по ее результатам;

и) обратной связи - оценка качества, эффективности диагностики и ее коррекция на основе получения и анализа информации о результатах диагностики и проведенных на ее основе педагогических действиях;

к) побуждения к самосовершенствованию - восприятие и осмысление результатов диагностики способствует возникновению у военнослужащих стремления к самообразованию, самовоспитанию, личностному развитию.

Функциональным компонентом, связанным с реализацией целей, задач и функций педагогической диагностики являются направления педагогической диагностики. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

1. диагностика обученности;

2. диагностика воспитанности;

3. диагностика индивидуальных психологических особенностей и личностного развития обучающихся;

4. диагностика социально-психологических явлений в учебных коллективах;

5. диагностика педагогической деятельности.

Выделенные направления педагогической диагностики осуществляются через определенные виды диагностики с использованием форм и средств педагогической диагностики.

Важным функциональным компонентом педагогической диагностики являются виды педагогической диагностики, такие как:

а) предварительная педагогическая диагностика, заключающаяся в определении особенностей личностного развития, уровня подготовки, обученности и воспитанности абитуриентов, поступающих в ВВУЗ или вновь прибывших обучающихся. Определение рекомендаций и принятие управленческих решений по пригодности к обучению, его профилю тому или иному виду профессиональной деятельности объекта диагностики;

б) оперативная, предполагающая оперативное определение, выявление психолого-педагогических характеристик объектов диагностики для экстренного принятия управленческого решения, определения воспитательных мер, коррекции психолого-педагогических воздействий;

в) контрольная, включающая целенаправленную проверку хода образовательного процесса, выявление результативности процессов обучения, воспитания в ВВУЗе и его подразделениях, при этом уточняются известные характеристики обучающихся, динамика их развития, определяется их актуальное состояние со стороны специально назначенных для контроля (проверки) должностных лиц. Цель - уточнение информации о состоянии образовательного процесса, уровне подготовки обучающихся и педагогов;

г) текущая, заключающаяся в решении диагностических задач в обычных, текущих условиях осуществления педагогического процесса. Проводится путем постоянного, ежедневного, на каждом занятии и т.д. выявления, анализа и оценки психолого-педагогических характеристик (особенностей) объектов диагностики, и отчета данных характеристик в образовательном процессе. Целью повседневной диагностики является непрерывное распознавание текущего состояния объектов диагностики;

д) итоговая педагогическая диагностика, которая проводится в конце учебного семестра, учебного года, периодов обучения, а также по окончании изучения разделов учебной программы. Она осуществляется на специальных формах проверочных занятий, основными из которых являются экзамены и зачеты. Цель - определить объем, глубину и качество знаний, навыков и умений, полученных обучающимися за определенный период;

е) исследовательская диагностика, включающая углубленное, наиболее квалифицированное изучение состояния участников, содержания, организации, результативности образовательного процесса, его элементов в ВВУЗе, на кафедрах, ПМК, факультетах, курсах, в учебных группах и т.д.

Следующими из рассматриваемых функциональных компонентов являются формы и средства педагогической диагностики.

Формы педагогической диагностики - формы организации диагностических процедур. К основным формам педагогической диагностики в высшей военной школе следует отнести: психологическое и педагогическое тестирование, анкетирование, наблюдение, эксперименты, анализ документов, беседы, экзамены, зачеты, устные опросы, письменные контрольные работы, рефераты, доклады, фиксированные сообщения, дневниковые записи, журналы наблюдений, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные и контрольные работы, отчеты но войсковой стажировке и ремонтно-эксплуатационной практике, выпускные квалификационные работы (дипломные работы и проекты), самоконтроль обучающихся. Конкретное применение перечисленных форм зависит от многих факторов: от цели, задач, содержания, методов, времени и места психолого-педагогической диагностики, количества объектов диагностики.

Средства педагогической диагностики - это материальные объекты (средства, устройства), предназначенные для организации и осуществления (сбора, обработки, представления, передачи, хранения) педагогической диагностики (диагностических данных).

К средствам педагогической диагностики следует отнести, прежде всего:

- протоколы обследования;

- диагностические бланки (бланки методик, тестов, листы ответов, опросные листы, экзаменационные билеты, карточки-задания и т.п.);

- дидактические и психодиагностические системы для ПЭВМ;

- аппаратные средства диагностики (периметр, адаптометр; аудиометр, глазомерная линейка, прибор измерения скорости реакции и т.п.);

- автоматизированные системы обучения и контроля;

- средства вычислительной техники (компьютеры, калькуляторы);

- средства множительной техники (принтеры, ксероксы, сканеры, ризографа, типографское оборудование);

- магнитофоны и проекционная аппаратура;

- схемы, таблицы и т.д.

Таким образом, нами были выделены и рассмотрены основные, наиболее существенные компоненты педагогической диагностики в высшей военной школе России. Данные компоненты образуют систему педагогической диагностики, взаимодействуя между собой.

 

АВТОР: Ефремов О.Ю.