01.12.2011 3120

Физкультурное образование в высшей военной школе

 

Образование в сфере физической культуры в высших военных заведениях, по сложившейся классификации, можно отнести к неспециальному. Как во многом весьма сложная область человеческой деятельности, вооруженные силы имеют исторически сложившуюся необходимость в данном виде образования. Сформировавшись в качестве органического вида образования в целом, в силу объективной потребности военнослужащими в систематической и целенаправленной физической подготовке и сугубо специальной практической деятельности, требующей достаточного уровня физического развития и высокого уровня физической готовности, овладение необходимым уровнем знаний, умений и навыков в области физической культуры, является жизненной необходимостью. На этапе обучения в вузах для будущих офицеров данный вид физкультурного образования является наиболее организованным и регламентированным способом физического воспитания и приобщения к физической культуре.

Современные теоретики физической культуры, такие как В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.Ф. Курамшин, Г.М. Соловьев, считают, что образование в данной сфере осуществляется в основном в трех аспектах:

1. Общее «двигательное образование», или базовое физкультурное образование, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний.

2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредельных и предельных уровнях двигательной активности.

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает создание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятельности человека во имя его гармоничного физического развития, укрепления здоровья, создание базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях жизни, труда, быта. В высшем военном образовательном учреждении преобладание второго аспекта направления образования в сфере физической культуры характеризует специфику и назначение образования.

В своем общекультурном значении физкультурное образование в высшей военной школе выполняет следующие задачи:

1. Познавательную задачу, обеспечивающую передачу знаний в области физической культуры от одного поколения другому.

2. Социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности.

3. Культуро-образующую, обеспечивающую развитие самой физической культуры.

4. Гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека.

Степень значимости каждой задачи имеет ярко выраженный оттенок особой педагогической важности и ответственности при формировании личности курсанта в процессе обучения.

Таким образом, для достижения цели современного физического воспитания - формирование физической культуры личности - необходимо решить, согласно методологии педагогики, воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи, назначение которых в процессе обучения в вузе определяется целостностью педагогического процесса.

Итак, основным рабочим документом, определяющим направление, объем и содержание образовательного компонента в сфере физкультурного образования в военном вузе, является учебная программа.

Существующая учебная программа адаптирована к требованиям руководящего документа, «Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации» разработанного в 1978 году и незначительно дополненного и переработанного в 2001 году.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» входит в состав социо-гуманитарных предметов изучаемых в обязательном курсе военного вуза и включает в себя следующие разделы:

1. Теоретический раздел.

2. Организационно- методический раздел.

3. Практический раздел.

Общее количество часов, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на освоение учебного материала по данной дисциплине, и осуществление его контроля составляет 408 академических часов.

Задача теоретического раздела - формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения курсантов к физической культуре, а также овладение согласно требованиям Госстандарта специальными знаниями. Необходимость которых продиктована для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения адаптивного и творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. По объему, за пять лет обучения в вузе существующая программа предполагает восемнадцать часов лекционных занятий, то есть менее пяти процентов общего бюджета времени.

При рассмотрении перечня тематики лекционных занятий можно проследить значительный уклон в специфическое профессионально- прикладное направление физкультурного образования. Особое внимание уделено тем разделам и информации, которой воспользоваться для индивидуального физического воспитания практически невозможно по ряду причин: начиная с третьего по пятый курс, курсанту предоставляется информация, содержащая сугубо военную административно-командную прикладную направленность. Отсутствие алгоритма ее использования и, самое главное предназначение ее для инженерно-технического состава вызывает недопонимания, и отсутствие познавательного интереса у обучаемых.

Вдобавок ко всему, количество времени, выделенного на выполнение всех методологических основ, принципов и закономерностей дидактики в педагогическом процессе получения теоретических знаний в области физической культуры, как подтверждают исследования Г.М. Соловьева, является крайне недостаточным. Данная проблема усугублена немаловажным аспектом, противоречащим процессу фундаментализации знаний, то есть в отсутствии теоретических групповых и семинарских занятий, а также тем что, лекционный материал рассредоточен по семестрам таким образом, в результате которого полностью отсутствует возможность добиться желаемого кумулятивного эффекта процесса приобретения знаний.

Даже без дополнительного содержательного анализа тематики лекционных занятий можно выявить ряд существенных разногласий в количественно-качественном содержании существующего и требуемого, согласно современному образовательному стандарту, информационного объема, необходимого для обеспечения интеллектуального (теоретического) уровня обучаемого, что в дальнейшем мотивировало бы его практическую реализацию знаний. В тематике лекций полностью отсутствуют такие разделы, как социально-биологический, основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, недостаточно представлены основы здорового образа жизни, неубедительно представлена роль физической культуры в обеспечении здоровья.

Единственно верный вывод, который можно сделать исходя из анализа представленного теоретического раздела, это присутствие одностороннего образовательного эффекта, что, безусловно, негативно сказывается при формировании специальных знаний и навыков, и соответственно имеет отражение на мотивационной составляющей организации самостоятельных занятий. Без наличия знаний, а самое главное алгоритма их применения в послевузовской жизни офицера, существует возможность в нанесении больше вреда, чем пользы при организации самостоятельных занятии.

Следующий дидактический раздел носит название организационно-методический, основная задача которого формирование у курсанта в процессе обучения командно-прикладных знаний и навыков. Как можно проследить, содержание тем, объем информации, а также распределение по семестрам и годам обучения имеет те же негативные и неадекватные особенности, противоречащие требованиям Государственного образовательного стандарта. В программе недостаточно представлена тематика, обеспечивающая овладение операционными методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Например, отсутствует методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания, методических основ занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью, овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения.

Одно из важнейших условий закрепления и совершенствования недостающих тематик это их многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, т. е. воссоздание проблемных ситуаций и комплексное решение их с помощью самостоятельно созданного алгоритма. Особенность осуществления педагогического процесса при реализации организационно-методического раздела состоит в том, что данный раздел полностью изучается непосредственно в ходе практического занятия, а для элементарного освоения и приобретения опыта составления простейших методик самостоятельных занятий и т.д., необходимо проведение специальных теоретических занятий, которые также отсутствуют в существующей учебной программе.

Таким образом, как показывает практика, а также анализ литературных источников, в которых исследования ученых изучавших состояние и пути совершенствования физического воспитания, свидетельствуют, что существующий подход к построению учебного процесса, его организации, планированию, распределения программного материала и времени на освоение его разделов и подразделов, (Ю.Н. Денисов, 1958; П.П. Смирнов, 1973; В.В. Чунин, 1973; В.Г. Подольский, Б.Н. Пенцик, 1973; П.Ф. Протасов, 1977; В.А. Масляков, 1977; И.И. Баринов, 1978; В.Н. Нестеров, 1980; Э.М. Снастин, 1981; Г.М. Соловьев, 1989, и другие), недостаточно функционально обеспечивает процесс формирования знаний и интеллектуальных способностей в сфере физической культуры.

Практический раздел, осуществляющий непосредственно развитие физических качеств, приобретение и формирование специальных двигательных умений и навыков, представлен в учебной программе исходя из требований НФП-2001 года, определяется спецификой военно-профессиональной деятельности личного состава, и имеет особенности, которые отражены в специальных задачах рода (вида) Вооруженных сил.

Непосредственно для Военно-Воздушных Сил, в частности, для слушателей и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-технического состава авиационных воинских частей, специальными задачами физической подготовки является: преимущественное развитие общей и силовой выносливости, ловкости, быстроты и силы, слаженности в коллективных действиях.

Практический раздел по спортивной классификации разделен на следующие темы:

1. Гимнастика и атлетическая подготовка: основа занятий которых направлена на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости.

2. Рукопашный бой: занятия по рукопашному бою направлены на формирования навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитания смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Данный раздел включает три комплекса приемов рукопашного боя, начальный, общий и специальный, а также два специфичных набора действий с оружием и без оружия.

3. Преодоление препятствий: занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнении специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно- силовой выносливости.

3. Ускоренное передвижение и легкая атлетика: занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, воспитание волевых качеств. В состав данного раздела включено порядка восьми упражнений, начиная от бега на короткие дистанции и заканчивая марш-броском в полной амуниции.

4. Военно-прикладное плавание: занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование специальных навыков, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости. В разделе изучают два упражнения, плавание в обмундировании и в спортивной форме одежды вольным стилем.

5. Спортивные и подвижные игры: занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки.

Представленный выше обширный перечень разделов и упражнений обеспечивает всестороннее физическое развитие курсанта при соблюдении многочисленных педагогических, физиологических и психологических принципов и закономерностей. В течении каждого семестра обучаемые обязаны сдать нормативы по 12-13 упражнениям из различных разделов. В течении первого года обучения курсанты проходят этап ознакомления и разучивания всех упражнений, то есть осуществляется процесс начального формирования двигательных умений и навыков. В течение остальных четырех лет обучения с дифференцированным, в сторону возрастания количественным ростом нормативов осуществляется тренировка и контроль нормативов. В семестре по учебной программе в среднем 12-14 практических занятий в сетке расписаний, и 5-7 во вне учебное время. В результате получается учебное время каждого занятия процентов на 50 % занято процессом индивидуального принятия педагогом контрольного норматива, что значительным образом снижает общую двигательную плотность занятия и информационную составляющую педагогического процесса.

Результатом данного педагогического процесса и содержания, по дисциплине «Физическая подготовка», наблюдается ситуационная подготовленность курсанта к сдаче практических нормативов. Программой не предусмотрено получение курсантом глубоких теоретических знаний, которые в дальнейшем способствовали бы формированию специфичных интеллектуальных новообразований, позволяющих осуществлять индивидуальный процесс самостоятельных занятий в области физической культуры.

Есть смысл, для более полного анализа, рассмотреть содержание образования в сфере физической культуры, предлагаемое курсанту военного вуза, с точки зрения параметров, которые характеризуют любое содержание образования не зависят от конкретной учебной дисциплины и удовлетворяют требованию диагностичности, т. е. допускают качественную и количественную оценку. К этим параметрам относятся:научность изучения предмета; сложность содержания; трудность содержания; качество усвоения -осознанность; прочность усвоения.

Рассмотрение данных параметров позволит нам с более высокой эффективностью и технологичностью осуществить анализ сущностных характеристик образовательного компонента в учебной программе.

Научность содержания дисциплины многими учеными, в сфере физической культуры, принято связывать со степенью абстракции, что в дальнейшем позволяет проследить взаимосвязь между ступенями абстракции содержания дисциплины и формированием типа мышления обучаемого.

Ступень «А» - феноменологическая. Данная ступень содержания учебной дисциплины включает простое описание фактов и явлений, каталогизацию их качеств и свойств.

Ступень «Б» - аналитико-синтетическая. Содержание учебной дисциплины предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания явлений на качественном или полу-качественном уровнях, возможно формирован^ и реализация процесса прогнозирования хода явлений.

Ступень «В» - прогностическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины предполагает изучения количественной теории явлений, моделей процессов, использование аналитического представления законов и свойств.

Ступень «Г» - аксиоматическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины характеризуется высокой степенью общности, охватывает большой объем материала, позволяет производить точный и долгосрочный прогноз явлений.

Существующее содержание образования физического воспитания в высшей военной школе, исходя из представленной учебной программы, и соответствующего педагогического процесса, согласно современным установкам физического воспитания можно отнести к ступени абстракции «А», задача которого формировать эмпирический тип мышления обучаемого. Основой данного типа мышления является опора на авторитарные источники и использование жестких схем мышления, не позволяющих осуществить интеллектуальное развитие и творческое применение ценностей физической культуры на практике.

Сложность содержания обучения соотносится с понятием «ступень абстракции» и формируется по принципу доступности обучения и предусматривает определение стимулирующей меры трудности педагогического задания. Достижение полного, с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями обучаемых, характеризует оптимальную меру трудности.

В существующей практике физического воспитания курсантов практический раздел учебной программы вызывает трудность, как показывают проведенные исследования, в частности результаты экзаменационных сессий, у 60-70 % обучаемых первого и второго курса и 40-50 % у курсантов старших курсов. Особую сложность вызывают упражнения направленные на развитие силовой и общей выносливости, которые требуют постоянной тренировки, нахождения в хорошей физической форме и предварительной доармейской спортивной подготовки.

Проведенный социологический опрос, в котором было задействовано более 1000 респондентов разных курсов обучающихся, представил следующие результаты:

1. Занимались спортом до поступления в вуз более пяти лет и имеют спортивный разряд мастер спорта, кандидат в мастера спорта, первый разряд - 5 %.

2. Занимались спортом до поступления в вуз три года и менее и имеют второй спортивный разряд и ниже - 20 %.

3. Занимались спортом до поступления в вуз год и менее и не имеют спортивных разрядов - 30 %.

4. Вообще не занимались спортом (не считая обязательной школьной программы по физической культуре) - 40-50 %.

В данной ситуации для многих обучаемых учебная программа, в частности ее практическая часть, представляет сложность в течении всех лет обучения.

Теоретическая часть учебной программы имея низкую информативно-содержательную часть, по сути является формальным выполнением требований руководящих документов в силу многих причин:

1. Отсутствие специальной учебно-методической литературы соответствующей современным требованиям.

2. Несоответствие теоретической и научной подготовки преподавательского состава кафедры (кафедра не имеет ни одного преподавателя имеющего ученую степень).

3. Дидактически несовершенного учебного процесса преподавания существующего теоретического блока, заключающегося в применение форм, методов и средств, не обеспечивающих познавательный интерес обучаемых.

4. Отсутствие образовательной программы соответствующей требованиям современного Государственного образовательного стандарта.

Трудность содержания обучения возможно оценить в соответствии с уровнем оценки усвоения опыта учащегося, определить который наиболее эффективно можно с помощью характеристики уровней разработанных В.П. Беспалько и адаптированных для физического воспитания Г.М. Соловьевым, рассмотрение которых позволит осуществить оценку степени усвоения не только теоретического курса, но и двигательных действий курсанта вуза в процессе обучения.

Первый уровень называется ученическим. Считается, что учебный материал усвоен на ученическом уровне, если учащийся справился с заданиями, в которых заданы цель, условия и необходимые действия для ее решения. Учащийся узнает в задании ранее полученную им информацию об объектах, условиях, процессах, действиях и успешно выполняет задание.

Второй уровень - типовой. Считается, что учащийся усвоил материал на типовом уровне, если при заданных цели и условиях задания, он умеет применить для его выполнения ранее освоенные действия.

Ученический и типовой уровни характеризуют репродуктивное освоения учебного материала.

Третий уровень - эвристический. Считается, что учащийся усвоил материал на эвристическом уровне, если при заданной цели, но нечетко определенных условиях он может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи.

Четвертый уровень - творческий. Считается, что учебный материал усвоен на творческом уровне, если при задании общей формы цели необходимо исследовать условия, разработать и реализовать действия приводящие к достижению цели.

Эвристический и творческий уровни характеризуют продуктивное освоения материала.

Как свидетельствует анализ уровня физической подготовленности курсантов различных курсов по результатам экзаменационных сессий, эвристический и творческий уровень усвоения учебного материала показывает: практического 50-70 %, теоретического менее 5 % обучаемых.

Качество освоения - осознанность, возможно различить по трем условным ступеням:

- первая ступень осознанности означает, что для обоснования выбора способа действия используется информация, относящаяся только к изучаемой дисциплине;

- вторая ступень осознанности предполагает, что для обоснования выбранного способа действий используется аргументы из одной или нескольких дисциплин, близких к изучаемой;

- третья ступень осознанности позволяет учащемуся использовать для обоснования выбора наилучшего способа решения проблемы аргументы, опирающиеся на широкие междисциплинарные связи.

Анализ представленного состава и содержания теоретического материала позволяет обучаемым находиться на первой степени или второй ступени осознанности при изучении, что является крайне недопустимым фактом для создания должных условий, обеспечивающих требуемый уровень образованности согласно современного Госстандарта.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в раннее пройденный и в новый материал. В рамках образования прочность - есть длительность сохранения в памяти усвоенных знаний от окончания обучения до момента непосредственного их применения. В нашем конкретном случае применительно к физическому воспитанию прочность усвоения учебного материала можно оценить по критериям, разработанным М.Я. Виленским, и выражающим степень сформированности и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

1. Степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

2. Интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

3. Характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

4. Выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

5. Степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

6. Проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

7. Уровень физического совершенства и отношение к нему;

8. Владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

9. Системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, прочность усвоения учебного материала, качество соответствующего педагогического процесса, а так же выше перечисленные параметры характеризуются сформированностью физической культуры личности, которая, в свою очередь, определяется, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям.

Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь, как считает М.Я. Виленский, как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней индивидуально каждого обучаемого.

В соответствии с перечисленными выше критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности, представленных в иерархии, предложенной М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, и уточненной Г.М. Соловьевым, которые выглядят в следующей морфологии: ситуативный, уровень начальной грамотности, уровень образованности, творческий уровень.

Можно установить, что содержание и непосредственно сам педагогический процесс физического воспитания курсанта военного вуза обеспечивает проявление сформированности физической культуры личности курсанта, в современной классификации обозначенный как уровень начальной грамотности.

 

АВТОР: Белов А.К.