01.12.2011 43811

Понятие психического выгорания и его структура

 

В настоящее время общепринятым является определение выгорания данное С. Maslach, S.E. Jackson. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющееся в профессиях социальной сферы». Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Оно проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева; появлении симптомов депрессии.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Это развитие негативных, черствых, безразличных установок; по отношению к людям. Она проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).

Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Предложенная C. Maslach трехфакторная модель выгорания в какой: то степени отражают специфику той профессиональной среды, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия; «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты. Структура теперь включает: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Японские исследователи считают, для определения выгорания к трехфакторной модели C. Maslach; следует добавить четвертый фактор»1пуо1уетеЩ» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение).

Согласно одномерной модели, «выгорание» - это состояние физического психического, и прежде всего эмоционального, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения (А. Pines и Е. Aronson, 1988). Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости».

Физическое истощение характеризуется низким энергетическим уровнем, слабостью, хронической бессонницей и широким рядом физических и психосоматических жалоб.

Эмоциональное истощение включает чувство беспомощности, безнадежности и обманутости, которое в экстремальной степени может привести к эмоциональному взрыву.

Психическое истощение - это развитие негативных установок по отношению к себе, своей работе и жизни в целом. Так как чрезмерные эмоциональные требования не ограничиваются службами, связанными работой с людьми, то выгорание также возникает и в других профессиональных группах (менеджмент) а также вне работы, в любви и супружестве, в политической активности.

Следовательно, с их точки зрения необходимо включить физические симптомы и не ограничивать рассмотрение возникновения выгорания службами, работающими с человеком.

A. Shirom считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты выгорания являются следствием поведения (купирование стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно - эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. Авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

Другая, двухфакторная модель выгорания принадлежит голландским исследователям D.V. Diredonck, W.B. Schaufeli, согласно ей в синдром «выгорания» входят:

-Эмоциональное истощение - «аффетивный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое самочувствие, нервное напряжение;

- Деперсонализация - «установочный» фактор, проявляющийся в изменении отношений к пациентам или к себе. Менее известное определение выгорания было предложено P. Brill. Он считает, что причина выгорания - неосуществимые ожидания. Определение Brill не допускает возможности возникновения выгорания вне профессиональной деятельности и выгорания среди лиц, страдающих психическими расстройствами (например, депрессией).

Он выделает три элемента, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания:

- дисфорические симптомы - больше включают эмоциональное, чем психическое истощение. К ним также относятся негативные установки по отношению к другим, уменьшение продуктивности и эффективности деятельности;

- несоответствие между ожиданиями и эмоциональными требованиями, предъявляемыми работой; играют главную роль в развитии выгорания;

- выгорание рассматривается как состояние связанное с работой, возникающее у «нормальных» индивидов, которые не страдают психопатологией и ранее функционировали на адекватном уровне.

Выше перечисленные авторы рассматривают выгорание как состояние. Однако, имеется и другая точка зрения, в которой выгорание рассматривается как процесс.

Так, С. Cherniss определил выгорание, как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе». В этом процессе он выделяет три стадии: 1-я стадия включает дисбаланс между ресурсами и требованиями (стресс); 2-я стадия - это непосредственное, краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; 3-я стадия состоит из целого ряда изменений в установках и поведении, таких как механическое (бездушное) обращение с клиентами и т.д.

На основе этого, С. Cherniss вводит новый элемент этиологии выгорания индивидуальный способ преодоления стресса. В случае если индивид использует адекватный способ преодоления стрессовой ситуации, то вероятность возникновения психического выгорания* уменьшается. Использование неадекватного способа преодоления стрессовой ситуации ведет к формированию феномена психического выгорания.

Как процесс увеличивающегося разочарования описали выгорание J. Edelwich и R. Brodsky. Они определили выгорание как «прогрессирующую потерю идеальных ожиданий, энергии и цели, как результат воздействия условий работы, связанных с помощью людям».

Выгорание также рассматривается как продолжительно протекающая, едва узнаваемая и по большей части отрицаемая неудача взаимодействия между личностью и средой, являющаяся источником медленного и скрытого процесса психологической эрозии. Процесс эрозии может продолжаться довольно долго и незаметно. D. Etzion отмечает, что выгорание - это медленно развивающийся процесс, который начинается без предупреждения и развивается почти неощутимо до какого-то времени. Внезапно и неожиданно человек начинает ощущать общее истощение и не способен объяснить эти негативные изменения предшествующим стрессовым воздействием.

Таким образом, большинство авторов, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, желаниями и идеалами индивида. и требованиями суровой повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться неосознаваемыми.. Путь, по которому индивид справляется с этими, стрессами, является критическим для; развития выгорания.

В отечественной литературе также имеются некоторые данные о «сгорании» (термин аналогичного содержания), существующем среди людей; профессий типа «человек-человек» (по классификации Е.А. Климова). В данном случае «сгорание» определяется через симптомы физического утомления и эмоциональной истощенности в ответ на действия, производственного стрессора, но, что важно отметить - связанного с межличностными отношениями. Будучи зафиксированным, явление «сгорания» в нашей стране активно не изучалось. Однако в последние годы в отечественной литературе вновь появилось понятие «выгорания». Процесс выгорания возникает на: отдельных периодах профессионального развития и в большинстве случаев рассматривается как, «болезнь общения»; Так, А.А. Китаев-Смык считает, что такая болезнь общения, как «выгорание» возникает вследствие душевного переутомления. Это своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязанности входит отдача душевного тепла, эмоциональное «выкладывание». По его мнению, проявления «выгорания» таковы: приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, возникновение конфликтов с партнерами по общению в результате переноса раздражения на окружающих; потеря человеком; представлений о ценности жизни, безразличие. Несмотря на некоторое сужение понятия «выгорание», такое его определение не противоречит пониманию содержания» явления, и отражает основные его характеристики; о которых говорилось ранее: эмоциональное истощение, отдаление от окружающих, потеря, личностных смыслов.

Интересный подход к рассмотрению выгорания как процессуального феномена представлен в работах Бойко В.В.. Он рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм? психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.

Рассматривая симптомы, характерные для синдрома выгорания S. Kahili предложил выделять 5 ключевых групп симптомов: 1) эмоциональные, 2) физические, 3) поведенческие, 4) когнитивные и 5) социальные.'

E.Maher в своем обзоре обобщает другой перечень симптомов выгорания: а) усталость, утомление, истощение; б) психосоматические недомогания; в) нарушения сна; г) негативное отношение к клиентам; д) негативное отношение к своей работе; е) скудность, репертуара рабочих действий; ж) злоупотребление химическими агентами (кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, лекарствами); з) переедание или отсутствие аппетита; и) негативная Я-концепция; к)агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, гнев); л) упаднические настроения несвязанные с ними эмоции (пессимизм, чувство безнадежности, апатия).

Таким образом, анализ имеющихся определений психического выгорания и сопутствующих ему симптомов позволяет сделать вывод о том, что выгорание -это устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц- не страдающих психопаталогией.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что разнообразие' случаев «выгорания», симптоматики, определений и последствий данного явления зачастую порождает непонимание специфичности феномена «психического выгорания». Выгорание приравнивается к стрессу,, разочарованию работой, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству, к синдрому хронической усталости. Во избежание подобных затруднений попытаемся развести понятие «выгорания» и сходных феноменов.

Выгорание и рабочий стресс. Некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс. Стресс определяется Г. Селье как «неспецифический ответ организма на воздействие стрессоров, психический или соматический аффект». Формулировка- такого определения базируется на объективных индикаторах, таких, как телесные и биохимические изменения, появляющихся в ответ на любое воздействие. Согласно данной теории, стресс характеризуется наличием трех основных этапов: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение (исчерпание психофизиологических ресурсов). Некоторые исследователи пытались приравнять «выгорание» к третьей стадии стресса (истощение), которой предшествует стойкий, и неподдающийся контролю уровень возбуждения.

Главное отличие стресса и «выгорания», несмотря на сходство третьей фазы стресса и симптомов «выгорания» состоит в том, что стресс - реакция неспецифического характера, тогда как «выгорание» происходит лишь в определенных случаях. Соотношение между выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгорание кроется, прежде всего, в длительности этого процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки. зрения Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики, человека, выгорание же является срывом в адаптации. По определению выгорание является длительным процессом, поэтому относительное различие этих двух процессов можно сделать, если рассмотреть их в процессе развития во времени. Оба понятия могут быть определены ретроспективно, если адаптация успешно достигнута - это рабочий стресс, если произошло ухудшение адаптации - это выгорание.

Другим отличием стресса и выгорания является то, что выгорание характерно для людей, имеющих высокий уровень достижений. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди прекрасно могут работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, однако последний можно считать относительно самостоятельным феноменом.

Синдром психического выгорания и синдром хронической усталости (СХУ). Оба эти синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации и, несмотря на видимую схожесть, симптомов, существуют значительные отличия. СХУ связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях, приобретением функционального подхода, к другому человеку (отношение как к объекту), а следовательно, и к себе. Синдром же психического выгорания приобретают профессионалы, которые изначально обладают большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека, фанатично преданные своему делу.

Кроме того, утомление возникает в самых различных ситуациях, тогда как выгорание чаще всего проявляется при работе с людьми как результат неудовлетворения эмоциональных, душевных потребностей человека.

Отличие заключается еще и в том, что СХУ может возникнуть и1 у детей, тогда как психическое выгорание может сформироваться только в условиях профессиональной деятельности.

В медицине синдром хронической усталости рассматривается как заболевание, определена его вирусная природа и способы его лечения. Синдром же психического выгорания заболеванием не является. Все психовегетативные и психосоматические проблемы, наблюдаемые при этом, выступают следствием возникновения психического выгорания.

Оба этих феномена различаются и по длительности течения и периодичности возникновения. СХУ длится в течение 6 месяцев, после чего в организме человека могут возникнуть необратимые изменения и при неоказании соответствующей помощи привести к инвалидизации человека. После лечения симптомы СХУ могут исчезнуть, но никто не застрахован от их повторения при несоблюдении соответствующих превентивных мероприятий. Выгорание же представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс, каких либо данных за периодичность его возникновения нет.

Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий синдрома психического выгорания и синдрома хронической усталости не верен, и выгорание можно считать самостоятельным феноменом.

Несмотря на то, что в настоящее время существует относительно единая точка зрения на сущность синдрома психического выгорания, механизмы выгорания описываются с разных позиций. Для объяснения феномена психического выгорания' в зарубежной литературе существуют три основных подхода: индивидуальный, интерперсональный и организационный.

Представители интерперсональных подходов считают причиной выгорания асимметрию отношения между работниками и клиентами, т.е. подчеркивается важность межличностных взаимоотношений в возникновении «выгорания». Однако представители данного подхода высказывают разные мнения о причинах выгорания.

К этому подходу можно отнести работы С. Maslach (С. Maslach), которые рассматривают выгорание как негативный индивидуальный опыт, вплетенный в контекст межличностных взаимоотношений на работе. Она считает, что основной причиной выгорания являются напряженные взаимоотношения профессионала и реципиента: Выгорание в данном случае есть результат эмоциональной перегрузки, вызванной взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело, прежде всего с людскими проблемами, несущими, в себе отрицательный эмоциональный заряд, которые тяжелым бременем ложатся на их плечи. Такая ситуация переживается-работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении отношения к себе и другим. Поэтому первоначально она рассматривала выгорание только в профессиях, связанных с помощью другим: медики, учителя, полицейские и т.д. В своих более поздних работах она высказывает мысль о том, что этот феномен может возникать не только в профессиях связанных с работой с людьми.

Интересной является точка зрения D.H: Harrison, который рассматривает выгорание как феномен, связанный с восприятием индивидом собственной социальной компетентности и эффективности в межличностных взаимоотношениях с клиентом. Автор рассматривает «социальную компетентность», как ощущение своей способности успешно взаимодействовать с другими и, таким образом, влиять на социальную среду. В основе этой модели лежит мотивация профессионала на оказание помощи другим. Если профессионал теряет ощущение своей способности быть полезным для других, возникает выгорание. Однако одной мотивации на помощь недостаточно для того, чтобы быть успешным и эффективным в достижении профессиональных целей, для этого необходимы благоприятные условия профессиональной среды и определенные личностные характеристики.

По мнению Hochschild А. в основе выгорания лежит степень идентификации личности. Он предлагает различать два типа эмоциональных усилий, которые может проявлять человек:

1) поверхностные эмоциональные усилия, когда индивид симулирует эмоции, которые в действительности испытывает, используя вербальные и невербальные сигналы

2) глубокие эмоциональные усилия как попытка действительно почувствовать эмоции, которые от тебя ожидают.

В обоих случаях - возможны негативные последствия. В первом случае конфликт между истинно испытываемой эмоцией и требуемой эмоцией ведет к выгоранию, так. как уменьшаются эмоциональные ресурсы индивида (эмоциональное истощение) и усиливается; цинизм, отчуждение (деперсонализация).

Во втором случае может возникнуть самоотчуждение, так как человек боится потерять свое «Я». Это приводит к тому, что теряется способность испытывать истинные эмоции, так как глубокие эмоции требуют чрезмерной энергии, а это уменьшает энергетические ресурсы индивида.

По мнению Hochschild и при низкой идентификации как в первом случае, и при чрезмерной идентификации - может возникнуть выгорание.

Голландские социальные психологи Е. Buunk и W. Schaufeli попытались рассмотреть проблему выгорания с позиций социального сравнения. Главным их тезисом является то, что выгорание развивается как следствие межличностных отношений на работе и чтобы> понять его развитие необходимо обратить внимание на то, каким образом индивид воспринимает, интерпретирует поведение других. Они выделили два аспекта процесса социального взаимодействия, которые относятся к выгоранию: социальное сравнение и симптом заражения. Оба эти аспекта рассматривались ими как самостоятельные подходы к пониманию процесса выгорания.

Механизмом возникновения выгорания они считают усиление тенденции к аффилиации в условиях стресса. Под воздействием стрессовых факторов работники стремятся быть в обществе других людей и оценивать, свою деятельность, исходя из ее сравнения с результатами других. Процесс социального сравнения внутри рабочих объединений способствует развитию выгорания. Причем степень выраженности выгорания примерно одинакова у всех членов группы. Ими предлагается несколько механизмов «заражения» выгоранием. Один из них - это феномен «групповой поляризации», который описывает тенденцию члена группы изменять свое отношение к проблеме на негативное, если большинство членов данной группы относятся к ней негативно, что способствует развитию выгорания.

Другой механизм заключается в том, что коллеги; являются своеобразной моделью для имитации симптомов выгорания. В условиях стресса люди начинают воспринимать симптомы выгорания коллег как своеобразную норму поведения и начинают ей соответствовать. Наличие вербальной коммуникации не обязательное условие для эмоционального заражения. Здесь немаловажную роль играют предшествующие выгоранию негативные эмоциональные состояния.

Выдвинув положение о том, что восприятие симптомов выгорания у коллег способствует развитию его у работников, авторы отнюдь не утверждают, что все люди находятся под одинаковым влиянием симптомов, воспринимаемых в других. Чувствительность к выгоранию будет зависеть от ряда личностных особенностей и мотивационных факторов.

Таким образом, общим для всех подходов данного направления является рассмотрение выгорания как следствие сильного эмоционального напряжения, возникающее в процессе межличностного взаимодействия на работе.

В исследованиях относящихся к индивидуальному подходу основное внимание обращается на симптомы, которые испытывают индивиды, подвергнувшиеся выгоранию. В качестве главной причины выгорания рассматриваются фрустрированные ожидания и цели. Часто авторы пытаются анализировать выгорание с точки зрения традиционных психологических теорий, таких, как психодинамическая теория, когнитивно-психологическая или теория научения, или менее распространенных, к которым можно отнести теорию сохранения ресурсов или теорию деятельности. (Н. Freudenberger,1974; J. Edelwich и А. Brodsky, 1980; S.T. Meier,1983; S. Hobfoll и J. Freedy, S. Hobfoll и A. Shirom, 1993 и др.). Большинство из этих моделей выгорания не подтверждены эмпирическими данными.

Так, например, работа Н. Freudenbrger не содержит непосредственно психологического объяснения выгорания. Он приводит случаи психического здоровья и нездоровья. Согласно Н. Freudenbrger, выгорание - это состояние утомления или фрустрации, которое было вызвано беззаветной преданностью делу, стилем жизни или способом взаимоотношений, которые не привели к ожидаемому и предполагаемому вознаграждению. По мнению авторов, выгорание развивается, когда индивиды свято верят в идеализированный, образ своего «Я» как динамичной, не истощаемой и суперкомпетентной личности. В результате они теряют контакт с другой «реальной» частью своей личности. Выгоревший индивид слишком долго, слишком неистово преследует чрезмерно идеализированный Я - образ, что ведет к истощению всех его энергетических ресурсов.

J. Edelwich и A. Brodsky рассматривают выгорание как: процесс четырехэтапного прогрессирующего разочарования:

1. Энтузиазм. Вначале профессионал полон энергии, усердно трудится и работа занимает важное место. На этом этапе человек является энтузиастом, который обладает большими надеждами и нереалистичными ожиданиями.

2. Стагнация. Высокие ожидания значительно уменьшаются. Вместо сверхидентификации; с реципиентами акцент переносится на удовлетворение собственных потребностей. Становятся более важными вопросы денег и продолжительность рабочего дня.

3. Фрустрация. Из-за возрастающей беспомощности возникает фрустрация. Идеалистичные ожидания первой стадии не оправдались, а также не удовлетворены многие личные потребности второй стадии. На этой стадии внешние факторы, такие как низкая зарплата, недостаточная поддержка руководства, конфликты, в организации - играют сокрушительную негативную роль. Обычно: на этой стадии наблюдается проявление аффективных, когнитивных и физических симптомов.

4. Апатия. Профессионал физически и умственно отходит от работы. Временами наблюдаются прогулы, уменьшается количество < социальных контактов с коллегами, в то же время на психическом уровне отмечается эмоциональная отчужденность, цинизм и безразличие.

Основная идея этого подхода заключается в том, что внутренние идеалистические ожидания личности фрустрируются повседневной реальностью. В результате этого возникает процесс выгорания..

Описанием этих четырех стадий J. Edelwich и A. Brodsky внесли свой вклад в понимание выгорания, как динамического процесса, который развивается во времени постепенно. Движущая сила этого процесса - противоречие между мечтами и реальным миром. Эта модель также интуитивна и не подкреплена эмпирическим материалом.

В русле индивидуального подхода интересна модель выгорания предложенная H.J. Fischer. Он рассматривает выгорание как нарцистическое личностное расстройство. Индивиды, которые чрезмерно идеализируют свою работу и сталкиваются с постоянным разочарованием, могут выйти из затруднительного положения либо уменьшив свои идеалы, либо оставив эту работу. Однако некоторые люди, кандидаты на выгорание, вместо того, чтобы уменьшить свои идеалы или искать новую работу, удваивают свои усилия для того, чтобы достичь своих нереалистичных целей. Это нарцистическая иллюзия своего превосходства и исключительности, по мнению H.J. Fischer, может привести к выгоранию. Н.J.Fischer не согласен с теорией J.Edelwich и A. Brodsky, которые рассматривают выгорание как потерю идеала. Напротив, он считает, что вместо того, чтобы отказаться от идеала, выгоревшая личность тщательно пытается его сохранить и дорого за это платит.

S.T. Meier в рамках когнитивно-бихевиорального подхода рассматривает выгорание как результат целого набора, неверных ожиданий, которые не соответствуют настоящей рабочей ситуации. Выделяют три вида ожиданий: ожидание подкрепления, ожидание результата, ожидание эффективности. Этот подход, основанный на теории научения, иллюстрирует на теоретическом уровне, что различные виды ожиданий могут играть различную роль в возникновении выгорания. Эта модель также не подкреплена эмпирическим материалом.

Еще одним представителем индивидуального подхода является A. Pines. Опираясь на экзистенциальную психологию A. Pines предложила мотивационный подход к выгоранию. Она рассматривает выгорание как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере, в котором главную роль играет потребность индивида к смыслу и значению. Автор считает, что выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников профессий социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они в наибольшей степени* подвержены выгоранию. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию (A. Pines, Е. Aronson, 1988). Главная идея этой; модели заключается в том, что выгоранию могут подвергаться только индивиды с высокой первоначально мотивацией. Личность без этой внутренней мотивации может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгореть.

Таким образом, экзистенциальный подход рассматривает выгорание как конечный результат постепенного процесса разочарования:. Источником выгорания является чувство недостижимости, незначимости своей работы, незначительности своих усилий.

Экзистенциальный подход к источникам выгорания является довольно перспективным и находит своих сторонников в отечественной психологии (Гришина Н.В., 1997). Проведенное В.Е. Орлом с сотрудниками исследование на профессионалах, работающих в систем! ИТК УВД,' показывает наличие связи между «эмоциональным выгоранием» и «работоголизмом», что подтверждает положения экзистенциального подхода.

В рамках индивидуального подхода S. Hobfoll и J. Freedy рассматривают психического выгорания с точки зрения теории «Сохранения ресурсов? (COR). Согласно - этой; теории люди имеют глубоко укоренившуюся мотивацию? обладать, сохранять и защищать то, что они ценят. Те объекты, предметы, возможности и т.д., которые они ценят, называются ресурсами. По мнению S. Hobfoll и J. Freedy, выгорание чаще возникает когда ресурсы тратятся или их не получают. В этом: случае, чтобы восстановить ресурсы или предотвратить, их потерю индивид вовлекается в активное преодоление этой, ситуации. Если индивид эффективно справляется со стрессовой ситуацией, то срабатывает позитивная обратная связь, улучшается здоровье и индивид приобретает новые ресурсы. Если не справляется, возникает затянувшийся стресс или выгорание - «процесс истощения и изнашивания энергии личности или комбинация физических жалоб, эмоционального истощения и: когнитивное изнашивание, которое развивается постепенно во времени».

Попыткой применения психодинамической концепции K.F. Юнга к выявлению источников выгорания являются работы А. - М. Garden. Она считает, что выгорание связано с соответствием! работы типу личности по Юнгу. Она является одной из немногих исследователей; кто не согласен с трехкомпонентной структурой выгорания, предложенной С. Maslach. Напротив А. - М. Garden считает, что только эмоциональное истощение является внутренней составляющей выгорания, в то время как деперсонализация- артефакт выборки профессий социального обслуживания. Вторым моментом ее концепции является тезис о том, что выгорание есть специальное развитие в психике динамических процессов для восстановления равновесия и/или роста личности. Таким образом, она считает, что выгорание - это не столько негативный, сколько позитивный, развивающий личность процесс. Хотя первое положение автора частично и подтверждается исследованиями, но в целом подход не имеет достаточного эмпирического обоснования.

Таким образом, главным, что объединяет между собой; все приведенные выше подходы, является то, что они рассматривают необходимым условием возникновения выгорания наличие сильных сознательных или бессознательных мотивов. Если существует несоответствие между намерениями профессионала и реальностью то возникает стресс, а применение личностью; неадекватных стратегий преодоления или истощение ресурсов индивида или организации приводит к: выгоранию.

В работах, относящихся к организационному подходу, основное внимание сфокусировано на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. Сторонники данного подхода рассматривают выгорание как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организацию в целом.

Одним из наиболее популярных является подход С. Cherniss, который выдвинул предположение, что понятие самоэффективности может служить как унифицированная концепция для интеграции большинства исследований по проблеме выгорания. Согласно С. Cherniss, самоэффективность заключается в чувстве своей компетентности и уверенности индивида в том, что он способен контролировать те события; которые влияют на его жизнь. Успешность и независимость в достижении поставленных целей повышают чувство самоэффективности, а неудачи - ведут к психологическому неуспеху, снижению самоэффективности и, наконец, к выгоранию. С. Cherniss вводит понятие «профессиональной самоэффективности», под которой понимает способность личности хорошо справляться с выполнением профессиональных ролей. С. Cherniss выделяет три различных компонента профессиональной самоэффективности: профессиональное мастерство как уровень выраженности профессиональных умений и навыков; способность устанавливать хорошие взаимоотношения; с другими в своей деятельности; способность оказывать влияние на политику внутри организации.С. Cherniss особенно отмечает важность третьего компонента, так как возможность влиять на социальные и политические вопросы деятельности организации часто игнорируется.

Источником подхода С. Cherniss послужили лонгитюдинальные исследования по изучению профессионалов различных областей социальной сферы, только начинающих свою профессиональную карьеру. Он установил, что основная причина выгорания у новичков кроется в том шоке, который они испытывают, когда их идеальные представления о работе, их ожидания и стремления сталкиваются с реальностью, с той обстановкой, которая сложилась в организации. Предложенная им модель начального этапа профессионального становления выделяет восемь факторов рабочей среды, которые продуцируют стресс или способствуют возникновению выгорания. Наличие или отсутствие этих факторов в работе может приводить или не приводить к «шоку реальности» и выгоранию.

Данный подход представляет собой своеобразную промежуточную ступень между интерпесональными концепциями выгорания, индивидуальным подходом и организационными концепциями. С одной стороны, он предполагает, что низкая оценка своей эффективности по трем компонентам профессиональной самоэффективности будет способствовать возникновению выгорания. Данное положение делает его концепцию довольно близкой экзистенциальному подходу, изложенному выше. С другой стороны, подчеркивается важность организационных составляющих, что делает его подход довольно близким к организационным.

J. Winnubst в своих работах анализирует, взаимосвязь между организационной структурой, социальной поддержкой и выгоранием. Он выделяет две основные организационные структуры: бюрократическую и профессиональную; Каждая из этих организационных структур создает особую организационную культуру. Так, бюрократическая структура организации, которая характеризуется стандартизацией работы и формализмом; увеличивает конформизм. Профессиональная структура, которая характеризуется стандартизацией навыков и слабой формализацией, имеет тенденцию к увеличению творчества и автономии. Согласно J. Winnubst, система социальной поддержки тесно связана с организационной структурой. Поскольку при бюрократической структуре организации иерархия и авторитет играют важную роль и большинство коммуникаций - вертикальные, то выгорание вызывается эмоциональным истощением из-за рутины, монотонности и недостатка внимания; со стороны руководства. В профессиональной же структуре организации, главными принципами являются работа команды и хорошее руководство. В ней имеются как вертикальные, так и горизонтальные взаимодействия, поэтому причиной выгорания будет скорее потеря четкой структуры и продолжительная борьба, конфликты внутри данной организации (ролевые проблемы).

Другим подходом в этой области является подход к выгоранию как вирулентному процессу (R.T. Golembiewski и др.).. Авторы делают особый акцент на опасных последствиях этого феномена, который приводит к ухудшению здоровья и соматическим заболеваниям, снижению продуктивности деятельности. Он считает, что феномен выгорания присущ практически всем профессиям:. R.T. Golembiewski рассматривает выгорание как процесс, который включает 8 фаз. Причем эти фазы не демонстрируют динамику развития,выгорания, а скорее классифицируют людей по степени отрицательного влияния выгорания на них. Динамику развития процесса «выгорания» определяет взаимовлияние стрессоров работы. В целом все это ведет к ухудшению здоровья и снижению продуктивности деятельности, неся негативные последствия не только для индивида, но и для организации в целом. Важным моментом этой концепции является то, что выгорание обусловлено плохими условиями рабочей среды и негативно отражается на организации.

Несмотря на большие различия,- эти подходы сходны в том, что на возникновение процесса психического выгорания оказывают большое влияние организационные факторы. Все они отмечают, что выгорание имеет негативный эффект не только для индивида, но и для организации.

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина - личностные черты или характеристики; деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это - отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и; профессии. Определенной; попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует остановиться на подходе С. Maslach и М. Leiter. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания.

Основная идея подхода, предложенного С. Maslach и М. Leiter, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо' от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми, в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее. настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в' некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и не решаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и, работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п.

Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания.

В ряде работ ставилась проблема взаимодействия разных групп; факторов, вызывающих выгорание. Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция; вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды.

Таким образом, анализ литературы по проблеме психического выгорания позволяет констатировать, что нет единого теоретического подхода, который бы охватил весь комплекс аспектов выгорания. Каждый из этих трех подходов затрагивает отдельную сторону изучения процесса возникновения феномена выгорания ив то же время они переплетаются между собой. Так, во всех подходах отмечается, что выгорание возникает при наличии сильной и изначальной мотивации, обуславливается влиянием затяжного стресса, фрустрирующей рабочей среды и его развитие поддерживается вследствие использования; неадекватных стратегий преодоления стресса. Однако, в этих подходах мало внимания уделяется личностным характеристикам, способствующим развитию выгорания, а также много гипотетических предположений о влиянии того или иного фактора на процесс выгорания было выдвинуто без подтверждения их эмпирическими исследованиями.

Что касается отечественной психологии, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался. Имеется небольшое количество работ, в которых он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

Подводя итог анализу источников психического выгорания, можно отметить, что обилие подходов и направлений при рассмотрении этого феномена обусловлено воздействием большого числа факторов, его вызывающих. В связи с этим» важным аспектом при изучении психического выгорания является рассмотрение конкретных исследований, посвященных анализу взаимосвязи выгорания и внешних и внутренних факторов, проявляющихся в профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Большакова Т.В.