12.12.2011 3132

Повышение квалификации кураторов студенческой группы в колледже

 

Появление института педагогов-кураторов можно отнести к 1871 году, когда в России официально утвердили классных наставников согласно новому Уставу гимназий и прогимназий. Создатели данной системы исходили из того, что общие цели воспитания подрастающего поколения не могут реализовывать только учителя-предметники и родители.

В системе профессиональной школы нашей страны процесс подготовки педагогов-кураторов начал более или менее заметно развиваться лишь со второй половины 19 века. Большинство этих учебных заведений составляли низшие ремесленные школы и школы ремесленных учеников. Во многих школах мастера были малограмотны, повышению их квалификации не уделялось достаточного внимания. Исключение составляли немногочисленные привилегированные профессиональные заведения, созданные либеральной общественностью или находящиеся под «высоким» покровительством. Их нередко возглавляли высококвалифицированные творческие работники, благодаря которым и стала осуществляться подготовка специалистов, занимающихся воспитанием и обучением.

Формой живого обмена опытом и своеобразным повышением квалификации стали съезды специалистов профессионального образования. Эти съезды созывались как официальными правительственными учреждениями, так и различными общественными организациями. Наибольшее значение в развитии повышения квалификации педагогов имели три всероссийских съезда русских деятелей по профессиональному образованию, созванные по инициативе Русского Технического общества (1 съезд - 1889-1890 годы, 2 съезд - 1895-1896 годы, 3 съезд - 1903-1904 годы). В работе съездов участвовало более пяти тысяч человек. Такое большое количество участников свидетельствовало о высоком интересе к возможности коллективного обсуждения вопросов работы профессиональной школы и подготовки ее сотрудников .

В 90-е годы 19 века впервые в педагогической печати был поднят вопрос о подготовке классных наставников, основанной не просто на опыте и способностях педагога, а на передовых педагогических принципах. Инициатором организации этого процесса был С.В. Волженский. В одной из своих работ он писал: «...деятельность классных наставников, несомненно, должна быть основана не на одном только практическом такте, а на отчетливых научных данных. Теория знакомит с здравыми началами и рациональными приемами воспитания».

В начале 20 века предпринимались попытки обобщения передового опыта классных наставников. Представители экспериментальной педагогики того времени (А.П. Нечаев, В.П. Вахтеров, В.П. Острогорский, В.М. Бехтерев) предлагали концепцию подготовки и переподготовки педагогов, связанную с работой специальных курсов, экспериментальных учебных заведений, съездов, изданием литературы. С.Т. Шацкий организовал работу Опытной станции как формы организации системного повышения квалификации педагогических кадров для воспитательной работы, овладения навыками профессионально-педагогической деятельности, педагогической техникой. Это в последующие годы явилось основой теоретического обоснования идеи повышения квалификации классных руководителей, педагогов-кураторов.

В первый период существования советской школы (1917-1918 годы) работа по перевоспитанию старых кадров учителей, в соответствии с требованиями новой власти, осуществлялась путем организации многочисленных курсов, съездов, конференций, учительских собраний. На них учительству разъяснялись цели и задачи единой трудовой школы, обсуждались и разрешались актуальные методические и организационно-педагогические вопросы.

Широкое распространение получила в то время такая форма повышения квалификации, как самокурсы педагогов, проводившиеся в период школьных каникул с целью повышения их общеобразовательных и педагогических знаний. Руководители самокурсов совместно со школьными работниками-слушателями намечали содержание работы указывалось, что участие в педагогических кружках, организуемых в каждом районе для вовлечения всех педагогических работников в творческую и активную работу по осуществлению принципов, положений и программ новой школы, обязательно для всех педагогов. Занятия кружковцев проводились один раз в месяц. На этих занятиях разъяснялись теоретические и практические вопросы учебно-воспитательной работы.

С годами потребность учреждений профессионального образования в педагогических кадрах все более возрастала. Для этих учреждений необходимы были преподаватели, хорошо подготовленные теоретически, знающие производство и основы воспитательной работы. Но Главпрофобр констатировал, что из 228 профессиональных школ, давших сведения за 1924 год, 104 сообщили, что испытывают недостаток в педагогических кадрах, 62% преподавателей этих школ работали по совместительству, не имели необходимой подготовки. По данным Всесоюзной школьной переписи на 15 декабря 1927 года в профессиональных школах преподавательские кадры с высшим и незаконченным высшим образованием составляли 64%, инструкторский персонал более чем на 80% имел низшее образование.  Именно эта категория работников обязана была пройти переквалификацию, получить необходимую факультеты при технических учебных заведениях особого успеха не имели и, просуществовав несколько лет, были закрыты. Вполне себя оправдало постоянное повышение квалификации педагогических кадров на местах, в самих профессиональных учебных учреждениях, и на специальных факультетах при педагогических высших учебных заведениях.

В 20-е и 30-е годы складываются важнейшие формы повышения квалификации: педагогические советы, предметные методические комиссии и объединения в школах и в районах, создаются районные педагогические кабинеты. Благодаря созданию системы повышения квалификации в тот период, удалось добиться улучшения организации педагогического процесса и применения более совершенных методов учебной и воспитательной работы в профессиональной школе.

В 30-е годы повышение квалификации педагогов стало находиться под бдительным вниманием партийных и государственных органов Советского государства. В сентябре 1931 года было опубликовано решение ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», которое в значительной мере относилось и к работе профессиональных учебных заведений того времени. В нем прослеживается тенденция представления учителя-воспитателя как работника «идеологического фронта», проводника воли партии, в этом ключе и организовывалось повышение квалификации.

Определение концептуальных основ повышения квалификации педагога к воспитательной деятельности как специальной воспитательной работе связано с именем А.С. Макаренко. «Необходимо пересмотреть программы подготовки учителя со стороны специальной подготовки к воспитательной работе». Эту особую подготовку в профессиональных учебных учреждениях проходили не только учителя, но и старые квалифицированные рабочие, относящиеся к типу «мастеров», хорошо владевшие навыками труда, хотя педагогически совершенно не подготовленные.

В 1940 году была организована система государственных трудовых резервов, которая создала благоприятные условия для повышения уровня подготовки педагогических работников, в том числе и занимающихся воспитанием учащихся в профессиональных учебных заведениях.

В годы Великой Отечественной войны, по понятным причинам, снизилось качество подготовки многих воспитателей, мастеров, преподавателей, повлекшее за собой недостатки в их учебно-воспитательной работе. С учетом этого, после окончания Великой Отечественной войны подготовка педагогов профессиональной школы развернулось особенно интенсивно. В августе 1945 года Совнарком СССР принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в системе трудовых резервов», в котором отмечались недостатки в ее деятельности, и намечалась программа их устранения с помощью методических органов различного уровня. Первое время повышение квалификации было направлено главным образом на оказание помощи мастерам и преподавателям, - бывшим производственникам в овладении так называемым педагогическим минимумом, который они должны были усвоить в относительно короткие сроки и сдать соответствующий экзамен. Что касается непосредственной помощи им, как кураторам в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, то она зачастую сводилась к их коллективной разработке по раз и навсегда принятым стандартным рецептам.

Большое значение в развитии форм и системы повышения квалификации специалистов, осуществляющих воспитательную работу, имеет утвержденное в июле 1947 года «Положение о методической работе в системе трудовых резервов». В соответствии с этим документом целью повышения квалификации педагогов является: оказание повседневной помощи воспитателям; разработка вопросов методики воспитательного процесса; систематическое повышение деловой квалификации и идейно-политического уровня воспитателей; изучение и распространение опыта работы лучших воспитателей. Особый интерес представляет специальный раздел, посвященный индивидуальной работе с воспитателями в целях их повышения квалификации.

В 1951 году Министерство трудовых резервов издало приказ № 2 «Об организации учебно-производственных и учебно-методических советов», который обязывал создать в профессиональных учреждениях работу учебно-методических советов, а также областных методических кабинетов в направлении повышения квалификации мастеров и преподавателей как воспитателей (кураторов), изучения, обобщения и внедрения их передового опыта. Директорам училищ и школ вменялось в обязанность проводить постоянный контроль за качеством процесса повышения квалификации в вверенных им учебных заведениях, постоянно изучать и обобщать опыт воспитательной работы мастеров и преподавателей, внедрять в практику передовой опыт воспитания, подтягивать весь педагогический коллектив до уровня передовиков, на учебно-методических советах училищ и школ систематически обсуждать опыт работы лучших мастеров, преподавателей, добившихся в воспитании подрастающего поколения.

В соответствии с приказом № 27 от 23 января 1950 года Министерством трудовых резервов в марте 1951 года было утверждено Положение об учебно-методических кабинетах республиканских, краевых, областных и городских управлений. В Положении указывалось, что основная задача учебно-методических кабинетов заключается в организации повышения квалификации и обмене опытом работников учебных заведений Министерства трудовых резервов и содействии систематическому улучшению учебно-воспитательной и политикемассовой работы. Следует отметить, что Положение регламентировало организацию повышения квалификации воспитателей посредством кустовых методических объединений. Кустовые методические объединения создавались в районах, территориально отдаленных от учебно-методического кабинета, они организовывались на базе одного из наиболее передовых заведений и охватывали всех работников данного региона.

Система повышения квалификации работников образовательных учреждений трудовых резервов, в том числе и педагогов-кураторов, окончательно оформилась в феврале 1954 года, когда руководство ими возглавило Главное управление профессионального образования. Особое внимание оно уделяло повышению педагогической квалификации воспитателей, мастеров, преподавателей и руководящих работников училищ. Большая роль в повышении квалификации педагогических работников отводилась педагогическим советам, методическим комиссиям, индивидуальной форме повышения квалификации, методическим совещаниям и конференциям. Педагогический совет был введен вместо действовавшего ранее учебно-методического совета. Отличительная черта нового органа повышения квалификации заключалась в том, что он должен был охватить всех педагогических работников учебного заведения. Важным нововведением являлось также то, что методические совещания и индивидуальная подготовка рассматривались как равноправные и самостоятельные формы повышения квалификации, проводимые в учреждениях профессионального образования.

Большое принципиальное значение имело Положение о педагогических конференциях, которые являются одной из форм вовлечения всех педагогических работников в творческую разработку важнейших теоретических и практических вопросов учебно-воспитательной работы.

Следует отметить еще одно новшество, появившееся в 50-е годы, которое касалось повышения квалификации педагогических работников. Это специальные педагогические кабинеты, ставшие центрами по организации повышения квалификации в профессиональном учебном заведении.

Таким образом, говоря о достижениях системы трудовых резервов в организации повышения квалификации педагогических кадров, в том числе и кураторов, нужно отметить ее системный характер, связь с практикой воспитания, вовлечение каждого работника учебного заведения в активную деятельность по совершенствованию профессионального уровня.

Среди недостатков, характерных для организации повышения квалификации педагогов в системе трудовых резервов, необходимо отметить, по крайней мере, следующие: чисто инструктивные мероприятия преобладали явно над мероприятиями творческого характера, не организовывалась экспериментальная проверка творческих гипотез; повышение квалификации нередко проводилось шаблонно, не дифференцированно; на качестве процесса повышения квалификации не могло не сказаться отсутствие разработок по проблемам педагогической компетентности мастеров производственного обучения, преподавателей, их готовности быть кураторами. Именно этим в значительной мере вызвана практика механического переноса опыта общеобразовательной школы в организацию повышения квалификации классных руководителей в условия учреждений профессионального образования, поверхностное решение вопросов связи теории и практики воспитания в деятельности работников данных учреждений. Надо сказать, что, отмеченные недостатки еще не изжиты полностью и сегодня, несмотря на большой положительный опыт организации повышения квалификации кураторов, накопленный за последние годы колледжами.

В 60-е - 70-е годы от куратора требовалось не только усвоение определенной суммы знаний, но и овладение опытом творческой исследовательской деятельности. В.А. Сухомлинский призывал учителей: «Не бойтесь исследований. В самой основе педагогический труд -настоящий творческий труд - стоит близко к научному исследованию». Повышение квалификации кураторов в тот период получило особое развитие: вышел в свет ряд приказов, распоряжений, постановлений, положений, касающийся этой проблемы. В 1974 году состоялась Вторая Всесоюзная конференция по научной организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях профессионально-технического образования, которая выработала методические рекомендации в целях дальнейшего улучшения системы повышения квалификации работников, занимающихся воспитательной работой, и всемерного развития их педагогического творчества.

В начале 80-х годов были сделаны значительные продвижения в многостороннем изучении проблемы повышения квалификации кураторов. Отчетливо прослеживается тенденция на широкое использование методов педагогического стимулирования их творческих поисков. Группа ученых НИИ общего образования взрослых АПН СССР (Ленинград) - С.Г. Вершловский, Ю.Н. Калюткин, В.Г. Онушкин и другие создали научно-обоснованное программное обеспечение процесса профессионального совершенствования педагога в сфере воспитания.

Резкое изменение общественно-политической ситуации в стране в 90-е годы 20 века, в том числе в образовании, обнаружило, что для многих современных педагогов деятельность воспитания является невостребованной в их профессии. В тот период некоторые педагоги предлагали устраниться вообще от воспитательных функций образовательных учреждений в процессе обучения, следовательно, и от повышения квалификации кураторов. Возможно, это явилось естественной реакцией на чрезмерную заидеологизированность советской системы образования и ее аспекта, касающегося повышения квалификации, или желанием построить обучение и воспитание по западному образцу, столь популярному в те годы. Но так или иначе подобные предложения остались лишь предложениями. Существенно новое понимание воспитания и повышения квалификации работников, занимающихся им, представлено в исследованиях В.А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. В 90-е годы ряд научных работ ученых Ставропольского края А.Г. Ахвердова,  В.И. Горовой, В.П. Казначеева, В.А. Шаповалова, В.К. Шаповалова, И.А. Шаповаловой был посвящен различным аспектам проблемы непрерывного профессионального образования педагогов, повышению кадрового потенциала учреждений профессионального образования. Их исследования позволяют сделать вывод, что непрерывность и преемственность процесса повышения квалификации кураторов в современных условиях может быть обеспечена только при условии эффективного функционирования и развития системы непрерывного профессионального образования педагогов, в частности в колледже. Она играет особую роль, поскольку более динамична и способна быстрее реализовать изменения социально-экономических условий, имеет интенсивный курс обучения и прочее.

Повышение квалификации кураторов как составная часть непрерывного профессионального образования педагогов базируется на нормативных документах, специально предназначенных для повышения квалификации персонала профессиональных учебных учреждений. Министерство образования России дает характеристику специалистов в области воспитания, в том числе и кураторов колледжа. Его должностные обязанности определены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.08.1995 №46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда от 22.11.1995г. №65. Куратор может хорошо знать эти требования, более того, он мог изучать в свое время частные методики воспитания, однако это само по себе еще не гарантирует высоких результатов в воспитательной работе. Помимо общей педагогической подготовки актуальное значение имеет повышение квалификации куратора. Обеспечение повышения квалификации своих работников является одной из основных функций управления колледжем как педагогической системой. Администрация образовательного учреждения обязана создать куратору необходимые условия для повышения его квалификации и профессионального мастерства.

С помощью анкетирования, тестирования и наблюдения определился уровень подготовки кураторов, предварительно разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Балл «3» - высший уровень готовности, балл «2» - средний уровень, балл «1» - низкий уровень. Предлагаемый алгоритм оценивания означает, что каждый из перечисленных параметров оценивается дифференцированно, так как можно знать, но не уметь; можно знать и уметь, но бездействовать. Поэлементная оценка готовности куратора к воспитательной деятельности, а также дифференцированный подход к ней повышает объективность оценивания.

Итоги тестирования таковы: кураторы обеих групп имеют низкий уровень готовности («1») к конструктивной деятельности - 58%, прогностической деятельности - 61%, диагностической деятельности -64%о, рефлексивной деятельности - 70%, проектировочной деятельности -72%о. Несколько выше показатели уровня готовности (поставили оценку «1») к коммуникативной - 48%», организаторской - 49%, целеполагающей -52%>, коррекционной деятельности - 53%.

Из участвующих в тестировании 56% знают, но не умеют или не применяют на практике указанные в тестовой карте виды деятельности куратора.

В результате анкетирования выявлено, что особые сложности кураторы обеих группы испытывают в следующих направлениях воспитательной работы: «Здоровье» - 54%>; «Интеллект» - 55%; «Нравственность» - 62,5%; «Досуг» - 62,5%.

Из методов и приемов воспитания наиболее систематически используемыми являются: внушение, похвала, замечание, поучение, обсуждение ситуации в группе, повышение голоса. Эпизодически применяются личностно-ориентированные методы и приемы воспитания (9%>) такие, как организация успеха, ситуация выбора, игры, просьба, возложение ответственности, поручение.

Наблюдение и анализ работы кураторов показали: для большинства их них планирование - это не очень простая и понятная процедура. Они считают, что план нужен для администрации колледжа, и поэтому не находят в этом своего интереса и смысла: 63% проверенных планов работы составлены формально.

Проведенное исследование показало, что кураторы контрольной и экспериментальной группы имеют приблизительно равные в процентном отношении показатели, их подготовленности к профессиональной деятельности, испытывают одинаковые трудности в приоритетных направлениях работы, используют минимальное количество форм, методов, приемов воспитания. Таким образом, низкие показатели подготовки кураторов, не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним тарифно-квалификационной характеристикой по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.

Данная ситуация характерна не только для колледжей, на базе, которых проводилось исследование. Накопившиеся проблемы повышения квалификации кураторов в системе начального и среднего профессионального образования не раз становились объектом обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах краевого и федерального уровней. Статистические данные говорят о том, что: 68% работников профессиональных училищ и колледжей имеют недостаточные знания в области педагогики, психологии и методики, 62% педагогов не владеют навыками планирования воспитательной работы, 58% испытывают сложности в организации воспитательных мероприятий, 57% не умеют применять на практике различные виды своей профессиональной деятельности. К ним, в основном, относятся инженерно-технические работники среднего и высшего уровня образования, не имеющие педагогического или инженерно-педагогического образования. Причины столь низкого уровня подготовки специалистов, занимающихся воспитательной работой в системе начального и среднего профессионального образования, называются в числе прочих следующие:

- отсутствие в регламентирующих документах требования к наличию педагогической квалификации преподавательского состава профессиональных учебных заведений. В логической цепочке: профессиональная квалификация (базовое или «первое» образование) -педагогическая квалификация (педагогическая подготовка или «второе» образование) - совершенствование профессионального мастерства среднее звено зачастую просто отсутствует. И, как следствие, налицо сравнительно низкий уровень базовых педагогических навыков и подготовленности среди кураторов;

- подготовка кураторов существует отдельно от системы получения базового образования, а зачастую также и от системы повышения их квалификации. Это создает брешь между тремя компонентами цепи подготовки исследуемой категории кадров системы начального и среднего профессионального образования: профессиональная квалификация (базовое или «первое» образование) - педагогическая квалификация (дополнительная подготовка или «второе» образование) -повышение квалификации (совершенствование профессионального мастерства);

- переподготовка кадров для получения педагогической квалификации не финансируется ни на региональном, ни на федеральном уровнях управления образованием. Более того, в соответствии с законом об образовании Российской Федерации, «второе» образование платное. Следовательно, учебные заведения, если они хотят иметь высококвалифицированных сотрудников, должны оплачивать их переподготовку, но в данный момент многие не могут себе этого позволить;

- отсутствие на уровне федеральной и региональной политики эффективной системы повышения квалификации кураторов для колледжей, включая планирование, контроль, наблюдение за развитием и прочее.

Все перечисленное создает объективные условия для организации эффективного процесса повышения квалификации кураторов в самих колледжах. Сегодня существуют необходимые условия для организации повышения квалификации кураторов в колледжах. В практике этих учреждений широко применяются разнообразные формы повышения квалификации, и по мере усложнения задач педагогики колледжи непрерывно совершенствуют эту работу. Колледжи ищут и применяют такие средства повышения квалификации, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия для успешной реализации поставленных целей, касающихся как непрерывного профессионального образования самих педагогов, так и всего воспитательного процесса в целом. Данное направление в деятельности колледжей эффективней там, где есть специальное финансирование, но не везде оно имеет место. Это является проблемой для подавляющего большинства колледжей. Чтобы соответствовать запросам педагогов, студентов, колледжи создают методическую, учебную, материальную базу для организации повышения квалификации кураторов. В случае отсутствия прямого финансирования колледжей на повышение квалификации кураторов из средств федерального и регионального бюджетов, они сами организуют повышение квалификации этой категории педагогических работников, финансируя ее из собственных внебюджетных средств. Руководство колледжей, понимая, что повышение квалификации призвано оказывать всемерную помощь кураторам в улучшении содержания, организации, методики воспитания студентов, создает особую систему внутреннего повышения квалификации кураторов. Трудность при ее создании заключается в невозможности слепого копирования школьной подготовки кураторов из-за специфики кадрового состава колледжей, а именно из-за отсутствия педагогической квалификации у большинства работников. Даже назначение работника на должность куратора в колледжах, весьма затруднительно из-за низкого уровня его педагогической подготовки.

Колледжи лишь отражают общие тенденции в проблемах повышения квалификации кураторов как составной части всей системы непрерывного образования педагогов. Выявленные проблемы повышения квалификации кураторов, заключающиеся в низких показателях их профессионализма.

 

АВТОР: Васильева Л.М.