15.12.2011 8351

Проблема идентичности современного учителя: социальной, профессиональной и личностной

 

В ситуации нестабильности общества, неблагоприятном стечении социальных условий, изменении структуры группового и индивидуального сознания происходят основные процессы, свойственные массовому сознанию, которые Г.М.Андреева обозначила следующим образом:

1. глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов;

2. изменение системы ценностей;

3. кризис идентичности

Анализируя социальную ситуацию современного общества К.А. Абульханова-Славская ставит проблему «как сохранить личности определенность в социальных условиях неопределенности, изменений и разрыва социальных связей». Обращаясь к проблеме идентичности современного учителя, мы проанализировали многие исследования, в которых несмотря на разницу целей, гипотез, теоретических подходов и методов рассматривается тенденции и закономерности трансформации идентичности у представителей различных возрастов, профессий, этносов, этнических групп. По определению П.Бергера и Т.Лукмана, идентичность, безусловно, является ключевым элементом субъективной реальности. Подобно всякой субъективной реальности, она находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Идентичность формируется социальными процессами.

Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Этот исследователь выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:

1. чувство идентичности - это чувство личного тождества и исторической непрерывности личности;

2. сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой;

3. переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.

Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно, как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающими это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении (Э. Эриксон, 1996). Э. Эриксон выделял: а) эго-идентичность и более широкое понятие идентичности; б) позитивную и негативную идентичность. Рассматриваются статусные модели, в которых выделяются различные параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса-состояния поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значимых целей, ценностей, убеждений (Дж. Марсиа).

Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем, определенных жизненных сфер. Таким образом, в каждый момент жизни человек имеет смешанное состояние идентичности и отнесение его к тому или иному статусу достаточно условно. Д. Маттесон ввел понятие «многофазового кризиса». Он обнаружил, что в разных областях, или сферах жизни, идентичность развивается по-разному. Кроме того, исследования показали, что различные проблемы возникают в различные, характерные для них периоды жизни (например, проблема независимости - в раннем подростковом возрасте). А. Ватерман считал, что формирование идентичности - не единичный акт, а серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности и убеждения, предлагал модель развития идентичности, согласно которой, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т.е. возвращаться на более низкий уровень. Даже имея достигнутую идентичность, человек может вновь испытать кризис и ввергнуться в диффузное состояние.

Исследование идентичности проводится в рамках символического ин-теракционизма и исходит из «концепции Я» Дж. Мида. Под идентичностью, или «Я», исследователь понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Рассматривая проблему соотношения социальной детерминации идентичности и свободы личности, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Идея Дж. Мида о наличии типов идентичности - социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке - развивается И. Гофф-маном. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой человек принадлежит; 2) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека (например, отпечатки пальцев), во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия.

Л. Краппман систематизировал идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности. Он рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуации взаимодействия. Представления принимающих участие во взаимодействии партнеров о значении одних и тех же символов различны, часто противоречивы.

По Ю. Хабермасу, Я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей. Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность (концепция баланса идентичности).

Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символического интеракционизма (выделение двух аспектов идентичности -ориентированного на социальное окружение и ориентированного на уникальность человека; представление о взаимосвязи между этими аспектами, а также о необходимости приложения определенных усилий со стороны индивида для поддержания идентичности) получили развитие в исследованиях когнитивно ориентированных авторов X. Тэджфела и Дж. Тэрнера.

Г. Брейкуэлл по-иному решает проблему соотношения личностной и социальной идентичности. С точки зрения реальной динамики, личностная и социальная идентичности - не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней.

Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. Содержательное и ценностное измерения расширяются в течение жизни. Однако это расширение не обязательно сопровождается усложнением и разработанностью структурной организации идентичности. Содержательное и оценочное измерения идентичности развиваются в соответствии с особенностями социального опыта индивида.

Теоретические подходы к этой проблеме не противоречат, а скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности, которые помогли нам рассмотреть феномен идентичности учителя. В последнее время появились специальные работы социологов-теоретиков, в которых проблема личностной идентичности рассматривается в контексте глобальных социальных перемен. Ю.Л. Качанов, поднимая проблему ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений, показывает, что социальная практика не есть простое следование нормам и правилам, но и не воплощение экзистенциальных «проектов будущего», а реализация ансамбля диспозиций, сформированного в процессе жизненного опыта и потому зависящего от позиции агента, его индивидуальной социальной траектории, пространственно-временной локализации практики.

Профессиональная идентичность может быть определена как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализма, обусловливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности.

Профессиональная идентичность включает в себя такие значимые вещи, как лексикон и манера общения, каноны одежды и отдыха. Вообще, чем сильнее корпоративная культура на предприятии, тем более полное самоописание получает человек. Учителя, вписавшиеся в сильную и гомогенную идеологию школы, обычно вполне довольны собой и, как правило, не стремятся к смене поля деятельности. Профессиональная идентичность работника снабжает его устойчивым самоописанием, ведущим к более высокому уровню социализации и адаптации. Новая идентичность обогащает эго работника.

Однако, как и у всякой нормы, у профессиональной идентичности есть патологическая форма, а именно, - трудоголизм. Невротичность трудоголика выражается в следующей симптоматике: постоянное пребывание на работе в течение более чем десяти часов в сутки (независимо от того, есть ли в этом производственная необходимость), отказ от полноценной личной жизни, нежелание отдыхать (такие люди не ходят в отпуск), приоритет профессиональной идентичности над всеми остальными (муж, жена, отец) и т.д. В этом случае работа становится неадекватной, навязчивой психозащитой.

Е.П. Ермолаева в статье «Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза» описывает профессиогенез как систему внутренних закономерностей развития и профессиональную динамику в разных координатах. Концепция данной работы составляет идея о цикличности профессионального развития как общей закономерности всех его аспектов, движущим фактором которого служит преобразующая деятельность, а регулятором -профессиональная идентичность. Основная цель преобразующей деятельности - преобразование жизненного пространства - может быть представлена в сознании профессионала в явной, или неявной форме. Стихийно этот процесс происходит в ходе любой деятельности, даже и не направленной собственно на преобразование, а преследующей цели жизнеобеспечения, удовлетворения материальных и духовных потребностей. Осознание цели профессионального труда как преобразовательной означает переход профессионала в более высокую категорию. Специальная постановка целей повышения эффективности преобразования жизненного пространства - это прерогатива профессионалов высшего класса. (Е.П. Ермолаева, 1998).

По мнению исследователей, последнее время происходит переосмысление самого понятия «профессионал». В прежней системе с плановой экономикой профессионалами считались квалифицированные специалисты; это были, по сути, тождественные понятия. Теперь, в условиях рыночной экономики, понятие «профессионал» включает не только высокое владение информационными, селективными, когнитивными и деятельностными компонентами профессионального пространства, но и умение побеждать в свободной конкурентной борьбе за оплачиваемое рабочее место. Профессионализм - это не только высшая форма владения мастерством, но и образ жизни, менталитет, мировоззрение, чувство причастности к профессиональному сообществу.

Индивидуальное профессиональное развитие, несмотря на различия в конкретных видах труда, имеет общую цель - субъекта, способного самостоятельно, качественно и своевременно осуществлять профессиональные функции с оптимальными психофизиологическими затратами. В реализации эта единая цель распадается как бы на два русла. Первое - сознание субъектом внутренних средств профессиональной деятельности: многоканальный процесс формирования специальных знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных в определенной предметной области, в ходе которого происходит расширение информационно-психологического пространства профессионала и поэтапное структурное изменение личности, повышающее автономное её поведение при решении профессиональных задач (т.е. закладываются основы внутренней идентичности профессионала). Второе - формирование внешних средств профессиональной деятельности, включающее процесс накопления фиксированных знаний и социальных регуляторов в данном профессиональном сообществе и развитие (информационное и технологическое) материальных средств труда в соответствующей предметной области, - обеспечивает расширение информационного пространства профессии и повышение внешней идентичности профессионала.

Профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессий и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Идентичными могут считаться профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом, в деятельности которых баланс стабилизирующих и преобразующих компонентов соответствует оптимальному уровню для данной профессии. Как регулятор, профессиональная идентичность выполняет стабилизирующую и преобразующую функции.

Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности - обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции, параметрами которой являются: константность (способность к сопротивлению изменениям), адаптивность (способность к разрушению неадекватных профессиональных стереотипов), дистантность (представление о месте профессии в семантическом, информационном и межкультурном профессиональном пространстве). Формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит «размытый характер», связанный с унификацией трудовых операций в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. В связи с этим необходимо отметить важную роль когнитивных регуляторов профессиональной деятельности при отражении субъектом объекта, условий деятельности, окружающего профессионального мира и себя как профессионала. В результате выявления существенных связей внутри и вне профессии формируются общая информационная основа деятельности, а также целостные эталоны типичных профессиональных событий и индивидуализированные концептуальные схемы профессионального поведения. Кроме того, более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в типичных обстоятельствах до моделей продуцирования творческих решений в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

Процесс индивидуального профессиогенеза имеет характерную особенность, отличающую его от биологических онтогенетических закономерностей. Эта особенность связана с действующим субъектом и состоит в том, что ломка старых профессиональных стереотипов в субъективном преломлении выражается в преодолении психологических барьеров, являющихся факторами, которые препятствуют преобразовательной активности, особенно если они приобрели опасную форму «привычки к бездействию». Подобные барьеры нарушают естественные закономерности профессиогенеза.

Е.П. Ермолаева указывает на психологические проблемы профессионального маргинализма как утраты профессиональной идентичности в ситуации социогенного профессионального кризиса. Она считает, что в основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какое жизненные задачи он решает посредством профессии. При этом известные механизмы профессиональной идентичности не отражают полностью реальных процессов, зависящих от всей совокупности социальных (а не только профессиональных склонностей и способностей) условий и собственного опыта профессионала (Е.П. Ермолаева, 2001).

Реальная психология конкретного учителя определяется ведущим идентификационным основанием, в выборе которого субъект не свободен: он личностно детерминирован и зависим от культурных, социальных, корпоративных, информационных, экономических факторов.

Массовый профессиональный субъект (т.е. количественное превалирование в профессиональной популяции того или иного ментально-нравственного типа профессионалов) зависит от преобладающего в обществе ведущего основания идентификации, что, в свою очередь, обусловлено следующими параметрами ситуации профессиональной идентификации: а) стабильностью (устойчивое функционирование - конструктивная стабильность, либо застой - деструктивная стабильность; б) изменчивостью (конструктивная изменчивость - развитие, прогресс, либо деструктивная изменчивость -разрушение, регресс); в) определенностью (однозначность законов преобразования ситуации); г) фрустрированностью (конфликтность, стрессогенность); д) терминальностью (кризисность, хаотичность); е) витальностью (важностью для физического выживания).

Масштабные профессиональные кризисы в массовом порядке продуцируют профессиональных маргиналов, отвергающих или негативно оценивающих свою прежнюю идентичность; это снижает уровень зрелости общества в целом и, в частности, его способность преодолевать кризисы, образуя своеобразный «порочный круг». Сдвиг баланса между профессионалами и маргиналами в сторону маргинализма снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что в сфере педагогичеких профессий означает переход черты безопасности профессионала для общества.

Любой профессиональный кризис - это кризис идентичности личности, у которой объективная необходимость в профессиональной переориентации вступает в конфликт с субъективной потребностью в сохранении прежней идентичности. Профессиональный кризис в качестве внутреннего конфликта переживается личностью тем сильнее, чем более высокий статус имеет профессиональная идентичность в структуре идентификационных оснований личности.

Стабилизирующая роль профессиональной идентичности социально обусловлена и различна в разные эпохи и в разных культурах. В логике концепции профессиогенеза маргинализация наступает при потере или размывании идентификационных оснований в индивидуальном и общественном профессиональном сознании.

Профессиональный маргинализм - это не просто банальный непрофессионализм как недостаточность или неадекватность профессиональных знаний и умений; это, прежде всего, личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали. И, наоборот, внутреннее отнесение себя к морали другой среды, профессиональной или внепрофес-сиональной.

Феномен профессионального маргинализма типичен на всех уровнях социально-профессиональной структуры нашей сегодняшней реальности и одинаково возможен в разных сферах профессионального труда. Но особую значимость он приобретает в социально-ориентированных профессиях.

Профессиональные маргиналы и идентичные профессионалы занимают полярные позиции как в континуумах профессионального самосознания (самоотрицание, конформизм, обособление, самоотождествление), так и в способах выхода профессионала из кризиса (деструктивный, адаптивный, эгоцентрический, преобразующий).

Превалирование профессионального маргинализма в общественном сознании может выступать как фактор социальной опасности, разрушающий социально значимые профессиональные структуры и отношения. Профессия для маргинала - лишь средство достижения иных, внепрофессиональных личностных целей, а не способов гармоничного сосуществования человека в деятельности, объективная цель которой не принимается им в качестве самоцели, т.е. не становится осознанной личностно значимой целью с достаточно-высоким статусом и иерархической структурой ценностей.

Сущностный признак маргинализма как психологического явления заключается в том, что при внешней формальной причастности к профессии, -внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).

В России сильны исторические корни профессионального маргинализма - комплекс условий, препятствующих обретению профессиональной идентичности: социальный остракизм таланта, идеология общинности, властный и чиновничий произвол, злоупотребление служебным положением.

Напротив, у действующих профессионалов маргинализм как ментальное несоответствие, не идентичность сознания и профессиональной этики чаще обусловлен неадекватно направленной мощной активностной реакцией субъекта на существующие несообразности в профессиональной сфере: не путем их устранения или конструктивной самокоррекции, а путем нарушения профессиональных функций и норм.

Все множество признаков профессионального маргинализма группируется вокруг четырех свойств как обязательных его качеств или атрибутов, а сами признаки - лишь разные варианты воплощения «ядерных» свойств, конкретизация в различных профессиональных ситуациях единого явления - профессионального маргинализма. Эти свойства следующие:

1. неадекватность ментальной базы профессии, выступающая в двух формах: а) ригидность как приверженность отжившим профессиональным установкам; б) подмена ментальности - замена профессиональной ментальной обывательской, политической, «целесообразной», элитарной, псевдопатриотической и т.д.;

2. «потребление профессии» - отношение к ней не как к «конструктивной цели», а как к средству удовлетворения личных потребностей;

3. имитация: а) профессиональной деятельности (демонстрирование внешней атрибутики профессии); б) профессионального сознания (смысловая трансформация и двойная мораль);

4. «эффект края» - свойство маргинализма как «пограничного пребывания» человека в профессии: безразличие - фанатизм, узость - глобализация, деидеологизация - сверхидеологизация, пассивность - агрессивность, косность - непрочность и т.д.

В какой-то момент (или период времени) каждый человек может быть психологически идентичным профессионалом, и тогда он проявляет высокий уровень соответствия своих личных качеств требованиям деятельности и профессиональной этике. Вопрос лишь в том, как долго и насколько устойчиво он сохранит эту идентичность: индивидуально различна степень выраженности идентичности и продолжительность этого периода.

Поскольку в чистом виде маргинализм - это «краевой эффект», но в норме (в стабильном обществе) число профессиональных маргиналов относительно невелико; но близлежащая зона (потенциального маргинализма) является резервом для массового профессионального маргинализма в изменяющемся обществе.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что феномены личностной и профессиональной идентичности являются сложными, многомерными образованиями, детерминирующими ход формирования личности в процессе приобретения профессии.

Феномен профессионального маргинализма типичен на всех уровнях социально-профессиональной структуры нашей сегодняшней реальности и одинаково возможен в разных сферах профессионального труда. Но особую значимость он приобретает в профессии учителя.

Классификации различных типов идентичности основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. Способность к изменению идентичности связана с использованием психологических механизмов компенсации и адаптации, защитных механизмов, стратегий. На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как процесса решения жизненно значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни (самоопределение) будет вносить вклад в формирование структуры идентичности в качестве её элемента. Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения ими выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

Вышесказанное позволило определить проблемы идентичности учителя. Одним из факторов, препятствующим успешной деятельности учителя, может стать деструктивность социальной, личностной и профессиональной идентичности. Справедливо предположить, что социальная среда, профессиональная педагогическая деятельность оказывают многомерное влияние на постоянство-изменчивость личности и ее свойств, в том числе деформируют социальную, личностную и профессиональную идентичность учителя.

 

АВТОР: Глушкова Н.И.