17.12.2011 1897

Сложные химические неорганические композиции и их взаимодействие с психотипологической структурой личности

 

Сначала уместно остановиться на характеристике химических композиционных веществ, раскрыв взаимосвязь в системе «структура-токсичность», как один из первых этапов исследовательского процесса, для того чтобы в последующем подтвердить или опровергнуть взаимосвязь и взаимозависимость в системе структуры химических композиций - конституционально-психотипологическая структура личности.

В современной химической и медицинской литературе сложные химические композиции встречаются под различными наименованиями, это и «композиты», и «вещества» с заданными свойствами, и «конструкционные вещества», которые объединяются по ведущему признаку: целенаправленное использование свойств разнородных элементов в пределах одного вещества. Современный научно-технический прогресс немыслим без специального синтеза композиционных веществ, обладающих не только новыми, необходимыми для науки и различных отраслей народного хозяйства физико-химическими свойствами, но и малоизвестными, малоизученными токсическими свойствами. Принцип синтеза этих веществ остается однотипным и сводится к созданию (усилению) нужных свойств в пределах одного вещества, получающегося из многокомпонентной смеси. К сожалению, с позиции промышленной медицины вообще и токсикологии в частности вещества этой группы и их производство, применение до сих пор не получили должной оценки с точки зрения биологических последствий на организм.

Значительный вклад в развитие научного направления, раскрывающего взаимосвязь между строением, физико-химическими свойствами химических веществ и характера (степени) их вредного действия, сделали ученые. Их работы позволили установить ряд общих закономерностей взаимосвязи между токсичностью элементов и местом их в периодической системе, конфигурационным строением, характером кристаллической решетки и т.п. Однако они не смогли объяснить всего многообразия возможных форм взаимодействия неорганических веществ с биологическим субстратом.

Основываясь на принципах концепции Г.В. Самсонова и результатах исследования И.Т. Брахневой, был осуществлен анализ зависимости в системе «структура - токсичность» в группе композиционных веществ, исходя из того, что существует зависимость между физико-химическими свойствами и токсичностью отдельных элементов и соединений.

Анализ многочисленных экспериментальных и клинических факторов свидетельствует, что один и тот же элемент, поступая в организм в составе различных соединений, несмотря на его аликвотные количества, проявляет токсический эффект в отношении органов и систем в разной степени выраженности.

К антропогенным факторам среды относятся факторы, создаваемые в результате деятельности человека. В их число входят химические загрязнения, выбрасываемые в воду, воздух и землю, отходы химических предприятий. На одного жителя Ставропольского края за год приходится более 140 кг выбросов вредных веществ, в том числе в г. Буденновске - около 80 кг, г. Ставрополе - около 50 кг.

Май 1956 года можно считать началом наблюдений за наиболее драматическими примерами влияния загрязнителей природы на человека. В клинику г. Минамата (префектура Кумамота, Япония) поступил больной с симптомами нарушений нервной систем. Природа этих симптомов была неизвестна. Веществом, вызывающим болезнь «Минамата», оказалась метилртуть, которая попадала в море со сточными водами химического завода. В результате заражения морских обитателей пострадало местное население, питавшееся морскими продуктами. Заболевание, которое, видимо, является неизлечимым, затрагивает центральную нервную систему и имеет экстенсивные симптомы как поведенческого, так и физического характера: резкие нарушения речи и движения, потеря слуха, сужение поля зрения и другие сенсорные нарушения, включая галлюцинации.

Все эти явления нарушают нормальное поведение вследствие искажения сенсорного входа или вследствие невозможности адекватной реакции на окружающую среду. Исследования на животных дали дополнительную информацию о последствиях воздействия метилртути на организм, иногда эти последствия могут проявляться в следующем поколении. Так, потомство мышей, подвергнувшихся воздействию этого вещества на раннем этапе беременности, во время послеродового развития не проявляло очевидных признаков нарушений: масса мозга, белок и другие показатели не изменялись. Возможно, позже будут найдены существенные отличия общей поведенческой активности и моторики между экспериментальной и контрольной группами.

Предельно допустимые экологические нагрузки (ПДЭН). Для оценки допустимости воздействия различных факторов на окружающую природную-среду весьма важным является определение допустимого порога вредных воздействий и учет зависимости «доза - ответная реакция». Под порогом допустимого воздействия на биологическую систему надо понимать не любые изменения экосистем, а лишь те, что могут вывести за пределы обычных физиологических колебаний исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих на данной территории (бионт).

Понятие «допустимые воздействия и нагрузки» на среду обитания - достаточно сложное. Любая возникающая в результате какого-либо воздействия аномалия в экологической системе, выводящая ее из нормального состояния, определяется как экологическая нагрузка. Допустимыми воздействиями можно считать такие, которые не приводят к изменению качества окружающей природной среды или меняют ее, не нарушая экологическую систему и не вызывая неблагоприятных последствий. Если нагрузка превышает допустимую, антропогенное воздействие причиняет ущерб популяции, экосистеме или биосфере в целом.

При определении ПДЭН необходимо учитывать состояние индивида, популяции, сообщества, экологической системы и фоновое загрязнение биосферы в целом. Значения ПДЭН опираются на понятие устойчивости экосистемы или отдельных ее звеньев и уровней, если резерв прочности отсутствует. Определение допустимой нагрузки имеет большое значение при проектировании и осуществлении хозяйственной деятельности, при строительстве городов, рекреационном развитии регионов; при определении приоритетов в деятельности по защите человека и природной среды в зонах интенсивного антропогенного воздействия и разработке мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; при построении оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды.

К сожалению, подавляющая масса сообщений о состоянии здоровья детей в экологически неблагополучных регионах основывается на суммарных показателях загрязнения атмосферы без учета класса опасности веществ, без специально запланированного изучения их действия на детский организм. Конечно','1 нельзя оспаривать тот факт, что в «грязном», городе дети болеют чаще, чем в дачных условиях, но именно такой вывод делают авторы многих научных сообщений.

Общепринятыми гигиеническими нормативами, регламентирующими безопасное для человека загрязнение биосферы, являются ПДК химических4 агентов. Проблема, однако, заключается в том, что безопасного загрязнения окружающей среды не бывает. Кроме того, гигиенические нормативы ПДК вредных веществ в биосфере разработаны на основе изучения реакции взрослых людей и даже экспериментальных животных.

Одной из важных характеристик эволюционного процесса явилась способность реагировать как единое целое на изменения; внешней окружающей среды, свойство, которое известно как поведение. В основе изучения живых организмов изначально было предположение, что определенные образцы поведения, часто называемые «инстинктивными», генетически предопределены. Эти образцы возникают вне возможности обучения через опыт: они химически «запрограммированы» генетическим материалом. Во время жизни организм приобретает другие образцы поведения; все это происходит с помощью процессов, которые также ограничены генетически определенными потенциальными возможностями и включают большое число биохимических процессов. Подобные рассуждения явились основой для изучения конституционально-психотипологического реагирования на химические факторы экологической среды обитания.

Тесная связь внешней и внутренней химических сред с поведенческими характеристиками живого организма в ходе продолжительного эволюционного процесса предполагает, что такая взаимосвязь была важна для выживания организма. Можно также предположить, что изменение одного из этих факторов вызывает изменение других. Основной причиной изменения поведения являются нейрохимические процессы, которые протекают в нервной системе, особенно в центральной нервной системе, тонкая организация которой обеспечивает возможность осуществления множества таких процессов.

Давно известно, что поведение человека изменяется в зависимости от химической природы окружающей среды обитания. Независимо от путей проникновения в человеческий организм химические вещества влияют на протекание нейрохимических и биохимических процессов в организме. Существует много доказательств того, что небольшое изменение поведения появляется задолго до его проявлений на биохимическом уровне. В результате проведения нейро-фармакологических и психофармакологических исследований появился огромный объем информации, который следует тщательно изучить [Russell R.W., 1966; Kumar R., Stolerman LP., Steinberg H., 1970]. Воздействие химических веществ на окружающую среду проявлялось медленно и часто последствия такого действия вызывали серьезное беспокойство.

Поиск связей между биохимическими процессами в организме и способностью организма реагировать как единое целое на среду обитания, так называемая способность к поведенческой приспособляемости, социально-психологической адаптации имеет особое значение. Вне зависимости от причины - генетических нарушений, недостаточного питания, проникновения экзогенных веществ - изменение нормальных связей между этими двумя свойствами организма увеличивает опасность заболеваний и угрожает выживаемости.

Сложные химические неорганические композиции (СХНК) представляют собой новый класс химических веществ, получаемых в результате направленной (контролируемой) дефектности электронно-кристаллической структуры исходных компонентов под влиянием высоких температур, и других способов воздействия [Щербаков Г.Г., 1984]. Следовательно, в формировании композиционных веществ основное значение принадлежит активаторам и специальным способам обработки, которая обеспечивает ту или иную степень дефектности кристаллической и электронной структуры, усиление диффузий атомов и кристаллов в нужных пределах для получения заданных свойств. К СХНК относятся люминофоры, в синтезе которых наряду с хорошо изученными металлами (свинец, ртуть, цинк, кадмий), все чаще применяются редкие металлы (селен, теллур, титан, лантан, иттрий), щелочноземельные и другие элементы.

Рядом исследователей был осуществлен анализ зависимости в системе «структура-токсичность» в группе композиционных веществ [Щербаков Г.Г., 1984; Боев И.В., 1990], исходя из того, что существует зависимость между физико-химическими свойствами и токсичностью отдельных элементов и соединений (металлы подгруппы цинка, халькогены, халькогениды).

Следовательно, токсические свойства СХНК зависят от физико-химической структуры конкретной композиции. Физико-химическая структура обусловливает характер токсического действия наиболее активного элемента. Этим объясняется однотипность повреждений соединениями кадмия, независимо от их структуры. В то же время степень повреждающего действия сложных композиций находится в тесной зависимости от электронно-конфигурационного строения и зависящих от него химических связей. Таким образом, композиционные вещества в отличие от простых соединений кадмия обладают меньшим повреждающим влиянием. Последнее не должно создавать иллюзию в отношении существующей токсичности кадмий-содержащих сложных химических композиций.

Таким образом, СХНК обладают способностью в большей или меньшей степени проникать через гематоэнцефалический барьер, оказывать малопредсказуемое или непредсказуемое токсическое действие на организм человека, изменять нейрохимические и нейро-метаболические реакции, нарушать нейро-эндокринный гомеостаз, что способствует формированию и закреплению различного рода аномальных проявлений.

С 1982 г. Ставропольской государственной медицинской академией на территории Ставропольского края и бывшего СССР была реализована программа по изучению психического здоровья рабочих химических комбинатов и жителей промышленных регионов, которая осуществлялась под научным руководством профессора И.В. Боева. С 1990 г. под его эгидой проводились исследования по изучению психологического здоровья подростков Ставропольского края, тогда же стала создаваться экспериментальная и теоретическая база для развития экологической психологии. В результате клинико-психопатологических и патопсихологических, иммунологических и гистоморфологических обследований рабочих завода химических реактивов г. Шостки (Украина), НИОГГИК (г. Долгопрудный), а также химических комбинатов г. Ставрополя. И.В. Боевым были выявлены нейротоксический поражающий эффект СХНК, гепатотоксический, иммунотоксический, им же были раскрыты этиопатогене-тические механизмы гепатоцеребрального синдрома токсического происхождения у рабочих химической промышленности.

О.А. Ахвердовой на экспериментально-психологическом материале изучения подростков Ставропольского края впервые была показана зависимость психологической устойчивости подростков к деструктивной экологической среде обитания от конституционально-биологической основы личностно-характерологической структуры психотипа.

К.Р. Амлаевым был подтвержден иммунотоксический, кардиоток-сический, гепатотоксический и нейротоксический эффекты кадмийсодержащих и свинецсодержащих неорганических химических соединений.

О.И. Боева на значительном материале, используя цитоэнзимохим-ческий анализ лейкоцитов, подтвердила деструктивное воздействие субтоксических доз кадмийсодержащих и свинецсодержащих неорганических химических соединений, доказав на гистоморфологическом уровне развитие гепатозов и гепатитов у рабочих, контактирующих с неорганическими химическими соединениями.

В.В. Уваровым на клинико-психопатологическом и патопсихологическом материале была подтверждена высокая вероятность развития донозо-логических нервно-психических нарушений у рабочих химической промышленности, а также выделены условия, которые необходимы для формирования пограничных нервно-психических расстройств у обследуемых, контактирующих с субтоксическими дозами сложных химических неорганических композиций.

В.А. Якшиным на клинико-психопатологическом уровне была подтверждена экологозависимая пограничная нервно-психическая патология, осложнявшая клиническую картину лиц, переживших реактивные состояния в результате терроризма, насилия.

А.В. Кочергиной установлено, что жертвы терроризма из экологически неблагоприятных регионов отличаются более сложной структурой психологических реакций на стресс и быстрой их трансформацией в психопатологические расстройства по сравнению с жертвами терроризма из экологически благоприятных регионов.

Э.В. Терещенко подтвердила зависимость психологического и психического здоровья от условий проживания в благоприятной или неблагоприятной эколого-химической среде.

В учебно-методическом пособии для врачей-интернов и клинических психологов «Многовекторный клинический анализ экологозависимых заболеваний у работников химической промышленности и жителей экологически неблагоприятных регионов» И.В. Боев, К.Р. Амлаев, А.А. Можейко, А.А. Зубов подтверждают возможность использования многовекторного анализа при сплошном обследовании различных субпопуляций для экспресс-диагностики донозологических расстройств и ранних признаков пограничных психических нарушений, обусловленных неблагоприятной эколого-химической средой обитания.

Таким образом, за последние два десятилетия силами сотрудников Ставропольской государственной медицинской академии и Ставропольского государственного университета успешно разрабатываются теоретические основы и практические методы диагностики и профилактики, лечения и психокоррекции экологической медицины и экологической психологии.

 

АВТОР: Гюлушанян К.С.