18.12.2011 24538

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД

 

В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.

Данные органы создаются по возрастным, учебным, региональным и другим признакам и выполняют, на наш взгляд, определенные предупредительные функции в борьбе с правонарушениями, в том числе и оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних, исходя из своих уставных положений и посредством специальных форм и методов.

Прерогатива в решении задач профилактической деятельности возлагается на специализированных оперативных работников милиции, которые выполняют важнейшие предупредительные функции по борьбе с преступностью.

Так как профилактика преступлений среди несовершеннолетних представляет собой определенную область социального регулирования, то должна осуществляться системно, на всех уровнях.

По данным исследованиям В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, Т.С. Барило и др. ученых, преступность несовершеннолетних детерминирована как общественно-политической, социальной, экономической обстановкой, так и особыми причинами, связанными с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей, демографическими и другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим областям общественной жизни.

Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.

Таким образом, повышенную ответственность в организации правовоспитательной работы среди детей и подростков несут органы внутренних дел.

Одним из центральных направлений деятельности системы внутренних дел является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.

Основная задача органов внутренних дел - проведение действий по установлению и устранению причин преступлений несовершеннолетних и условий, способствующих их совершению.

Ведущим звеном ранней профилактики правонарушений среди подростков являются инспекции по делам несовершеннолетних, основная задача которых заключается в следующем: в принятии профилактических мер в отношении подростков на самой ранней стадии их преступного поведения; постановка на учет несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, уклоняющихся от учебы, занимающихся систематически бродяжничеством, ведущих аморальный образ жизни или совершающих незначительные правонарушения; постановка на специальный профилактический учет несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности; подростков, возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ, условно осужденные, освободившиеся из ВТК по отбытию срока наказания, подростки, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; постановка на учет семей, где родители ведут аморальный образ жизни и уклоняются от воспитания детей.

Основная задача отделов и отделений уголовного розыска - выявление и предотвращение замышляемых несовершеннолетними преступлений; осуществление комплекса воспитательно-предупредительных мер, устранение возможности посягательства, создание условий для добровольного отказа от преступного намерения. В арсенале деятельности данного подразделения выступают негласные оперативные методы и формы, которые относятся, прежде всего, к специально-криминалогической профилактике.

Важную роль в предупредительных мероприятиях играют инспектора профилактической службы внутренних дел. Основная задача их деятельности - проведение профилактической работы с лицами, ранее судимыми за совершение умышленных преступлений, уклоняющихся от трудовой деятельности, ведущими асоциальный образ жизни, принятие мер, воспрепятствующих негативному воздействию со стороны этих лиц на несовершеннолетних.

Важным звеном в системе внутренних дел в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются следственные отделы (следователи). Их задача состоит в том, чтобы всесторонне, объективно и полно исследовать все обстоятельства совершенного преступления, причины и условия его возникновения, принятие соответствующих мер к устранению этих причин и условий.

Решению задач профилактики требует овладение участниками профилактической работы, на наш взгляд, следующими знаниями, умениями, навыками:

- изучение личности подростка, условий жизни и воспитания его, своевременное выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает нравственные деформации, педагогическую запущенность;

- систематическая правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств педагогического воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения;

- выявление условий, способствующих развитию нравственных деформаций несовершеннолетних и снижение отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий;

- просвещение подростков с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики содержания учебных дисциплин по общественно-политическим, гуманитарным и естественным наукам, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, правоведению;

- просвещение подростков во внеучебное время и во внеучебной среде, пропаганда идей разумного и культурного быта и досуга;

- привлечение к просветительской работе государственно-общественных организаций, научных центров, здравоохранения.

Изучение личности несовершеннолетних, их семей, условий воспитания нами проводилось по специальной программе. Данная программа требует сотрудничества правоохранительных органов и образовательных учреждений. Реализация ее позволяет получить, на наш взгляд, исчерпывающие сведения о несовершеннолетних, условиях, в которых воспитывается подросток, его родителях, какая работа проводится с ним в образовательном учреждении и на этой основе разработать меры предупреждения асоциального поведения.

Как показывают данные нашего исследования, не всегда родители в силу недостаточного уровня психолого-педагогической подготовки, занятости на работе, или просто нежелания заниматься воспитанием детей оказывают должное внимание своим детям. Это обуславливает необходимость использования правоохранительными органами целенаправленных, систематических, педагогических, правовых знаний, использование всех форм и методов работы с семьей с целью оказания помощи в формировании правовой личности. Поэтому особое место в профилактической работе в нашем исследовании отводилось деятельности правоохранительных органов с неблагополучными семьями, как первыми институтами социального поведения детей. По данным психолого-педагогических исследований Г.М. Миньковского, по степени их отрицательного влияния на подростков выделяют следующие группы семей:

1-я группа - родители, поведение которых дает бесспорные основания для лишения родительских прав: хронические алкоголики, морально распущенные лица, родителей, систематически принимающие недозволенные методы воздействия на детей;

2-я группа - родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и демонстрирующие плохой пример младшим;

3-я группа - «проблемные семьи», где родители конфликтуют друг с другом и уклоняются от воспитания детей;

4-я группа - «педагогически слабые семьи», в которых родители видят свои функции исключительно в удовлетворении престижных запросов детей.

Таким образом, ранняя профилактика асоциального поведения подрастающего поколения должна начинаться в семье и заключаться в организации систематического целенаправленного воспитательного воздействия в отношении поведения ребенка.

Как отмечают авторы, профилактика преступлений среди несовершеннолетних - это осознанная, преднамеренная деятельность, предусматривающая достижение промежуточных и конечных целей, осуществляющихся комплексно на всех уровнях, применительно к характеру и иерархии причин преступности под непосредственным воздействием стимулирования антикриминогенных факторов. Все обозначенные структурные подразделения органов внутренних дел соподчинены по уровням профилактики задачам, функциональным признакам, субъектам предупредительной деятельности и многими другими признаками.

По объектам профилактического воздействия система органов внутренних дел интегрирует три родственные одноуровневые подсистемы специально криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних: среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений; среди несовершеннолетних, которые нигде не учатся и не работают, ведущих асоциальный образ жизни.

Эффективность профилактики преступлений среди несовершеннолетних, как показало наше исследование, зависит от следующих условий:

- своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может подвергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе.

Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация сказалась на поведении личности.

- упреждаемость. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть.

Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу - залог предупреждения асоциального поведения подростка.

- дифференцированность. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.

- последовательность. Последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность.

- комплексность. Способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательное взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

- соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение       своевременности, достаточности, законности профилактических мер.

Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует организации оптимальных психолого-педагогических условий:

- опору на положительные стороны подростка;

- участие ученического коллектива (через общественные органы и органы самоуправления);

- планирование и программирование как обязательный элемент организации профилактической работы;

- обязательный контроль за подростками (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных заведениях;

- неотвратимость общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел рассматривается нами не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений.

Совместные мероприятия проводились нами в ходе нашего исследования по следующим направлениям профилактической работы:

- обеспечение сотрудничества правоохранительных органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер;

- разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями;

- профессиональная подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, вооружение их всем комплексом педагогических средств борьбы с правонарушениями;

- совместная организация родительского всеобуча;

- организация и методическое обеспечение правового воспитания подростков;

- организация непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактической деятельности;

- проведение совместных мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды.

Работа над указанными направлениями способствовала достижению следующих результатов:

- преодолению педагогической запущенности подростков;

- формированию у них интереса к избранной профессии;

- воспитанию активной жизненной позиции;

- вовлечению подростка в общественно-полезную деятельность;

- направлению подростка к осознанным действиям посредством переключения его интересов (занятия спортом, туризмом, художественной самодеятельностью, компьютерные клубы, военно-патриотической работой, интеллектуальным играм и другим видам деятельности);

- участию подростков в органах ученического самоуправления;

- работа в общественных организациях.

Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени.

Осуществляя действия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, они также стимулируют профилактическую деятельность государственно-общественных организаций, культурных и образовательных учреждений, которые решают частные задачи предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Поэтому в этом случае, мы рассматриваем деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних как открытую систему, так как помимо внутренней интеграции структурных подразделений между собой важное значение приобретает и внешнее сотрудничество с другими учреждениями в процессе проведения профилактических мероприятий. Такое взаимодействие, на наш взгляд, способствует повышению качества профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает надежность и устойчивость системы органов внутренних дел в процессе жизнедеятельности.

И.П. Подласый выделяет следующие методические приемы, используемые педагогом (воспитателем) при проведении профилактических мероприятий среди несовершеннолетних:

1. Непримиримая позиция и предъявление категорических требований, активное принуждение выполнять их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов.

2. Необходимо устранять не последствия, а причины, вызывающие неправильное поведение. Если эти причины устранены и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений у подростков.

3. Необходимо установить непрерывный мониторинг, то есть систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Пропагандировать политику «кнута и пряника». Сочетание указаний с увещеваниями, просьбами, советами, разъяснением, убеждением, пробуждением чувства долга, раскаяния, стыда должно быть совместно с предостережениями, наказаниями.

5. Действия педагога должны восприниматься подростками как справедливые («за дело») и соразмерны совершенному поступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать личность несовершеннолетнего, носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься подростками как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание неадекватной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем, могут переживаться ими сильнее, чем поощрения за него.

7. Применение угрозы наказанием должно быть реальным. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.

Методические приемы, используемые педагогом в профилактической деятельности среди несовершеннолетних:

- ничего не изменить в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;

- если трудно, хватайся ни за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;

- выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним;

- не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;

- не слишком радуйся, если сразу получится. Избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.

Таким образом, для каждой формы асоциального поведения несовершеннолетнего в профилактической работе специальными правоохранительными органами используются достаточно эффективные методы и приемы профилактической работы.

В проводимой нами профилактической работе применялись те методы, приемы, которые способствовали предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию нравственных качеств личности. Среди них:

1. Убеждение и переубеждение в сочетании с нравственным поведением. Вовлечение подростков в различные виды общественно-полезного труда, в строительные бригады, производственную практику, маркетинговую деятельность и др.

Переубеждение связано с показом неправильности убеждений несовершеннолетних, раскрытии тех качеств личности, отрицательно влияющих на жизнь окружающих людей.

2. Выражение доверия. Использование данного метода требует соблюдения принципа индивидуализации. Как отмечал В.А. Крутецкий, воспитывать доверием можно тогда, когда «уверен в том, что дурные черты у школьника (подростка) не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции».

3. Опора на положительные качества. Для несовершеннолетних, как людей с неустоявшейся психикой, характерны как отрицательные, так и положительные качества, из которых наиболее ярко выражены энергичность, настойчивость, эмоциональность, а при создании определенных условий - любознательность, увлеченность и других качеств. Несмотря на это и они имеют негативную направленность, которую необходимо устранять.

4. Переключение энергии несовершеннолетнего из области отрицательной деятельности в положительную, увлечение каким-нибудь интересным для него делом, проблемой, посещением подростком секции, клуба.

5. Поощрение и наказание применяются с целью помочь несовершеннолетнему осознать свои недостатки, понять их недопустимость, научить контролировать поведение. Поощряются только те действия и поступки, которые требуют от подростков трудолюбия, воли, затраты сил и времени.

Порицание требует мудрого сочетания строгости и доброты: важно, чтобы подросток почувствовал не только справедливую строгость, но и заботу о себе.

Перечисленные методы нашли свое применение в разнообразных формах воспитательно-профилактической работы, способствующих предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, приобщению их к общественно полезной деятельности.

В ходе проведения эксперимента мы применяли следующие формы организации воспитательно-профилактической работы:

1. Участие несовершеннолетнего в работе различных специализированных кружков и секций, способствующих развитию мышления, инициативы, физических качеств, улучшению дисциплины.

2. Участие в массовых мероприятиях, охватывающих большое количество человек:

а) общественно полезный, производительный труд (работа на строительных и сельскохозяйственных объектах и в составе производственных бригад, деятельность по благоустройству города);

б) экскурсии на государственно-общественные организации;

в) участие в благотворительных акциях;

г) коллективное подведение итогов учебной, общественно полезной деятельности.

Для успешной профилактической работы необходим специальный подбор форм, методов воздействия на каждого подростка, то есть разработанная педагогическая технология.

Анализ отечественных исследований в педагогике позволил нам представить технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних по следующим классификационным характеристикам:

По уровню применения: отраслевая, макротехнология, так как характеризует педагогически целесообразную деятельность системы работы внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

По философской основе: разрабатываемая технология -гуманистическая, признающая человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.

Педагогический гуманизм состоит в создании благоприятных условий для развития личности подростка, раскрытия его внутренних потенциалов, бережного отношения к его индивидуальности.

По ведущему фактору психического развития: система внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает учитывать влияние биогенных (наследственный код), социогенных (социальный опыт человека), психогенных (психологических процессов и механизмов саморазвития и самосовершенствования) факторов. Комплексность позволяет обеспечить целостное воздействие на личность и своевременно скорректировать поведение несовершеннолетнего.

По научной концепции: деятельностная - основные исследователи - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Данная концепция основывается на трех принципах: первый - представление о психике не просто как отражение окружающего мира, системе образов, а как системе действий; второй - признание социальной природы психического развития человека; третий - единство материальной и психической деятельности. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних предполагает процесс активно - исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения проблем, достижения положительного в правовом плане результата.

Суггестопедагогическая концепция предполагает в профилактической работе использование вербальных и невербальных средств внушения. Реализация данной концепции в системе деятельности внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, на наш взгляд, предполагает:

- установление естественной обстановки доверия;

- высокий авторитет, выдающиеся личные качества воспитателя, сила убеждения;

- постоянная положительная эмоциональная поддержка за счет эстетических и комфортных условий; доверительное отношение друг к

другу;

- «погружение» в воспитательные мероприятия, положительные примеры в правовом плане социального поведения человека;

- формирование веры в осуществимость задач профилактики правонарушений;

- двуплановость при введении информации: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.

По ориентации на сферы и структуры индивида: основана на идеях формирования сферы эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) в профилактической работе среди несовершеннолетних, а также на теоретические положения самоуправляющих механизмов (СУМ), а также на идеи формирования действенно-практической сферы личности (СДП).

По характеру содержания и структуры: воспитывающая. Профилактическая работа направлена, прежде всего, на воспитание правовой культуры личности, нравственно-ценных качеств.

По виду социально-педагогической деятельности: воспитательная, помощи, поддержки, коррекции.

По типу организации и управления: классическая, вербальная (аудио-видео) технология.

По организационным формам: рассматриваемая технология предусматривает групповую и индивидуальную деятельность, что позволяет ей реализовать личностно-ориентированный подход в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

По подходу к личности несовершеннолетнего и воспитательной ориентации: опирается на личностно-ориентированную, гуманно-личностную, технологию сотрудничества, так как данные концепции характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью.

Наиболее важной идеей гуманно-личностной педагогики, на основе которой строится технология профилактически правонарушений среди несовершеннолетних, является признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, уважению прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.

Сотрудничество в процессе профилактической работы позволяет строить субъект-субъектные отношения между педагогом (воспитателем) и подростком. Участники взаимодействия совместно вырабатывают цели, содержание, дают анализ результатов совместной деятельности.

Таким образом, антропоцентрические технологии способствуют реализации в системе деятельности внутренних дел по профилактике преступлений прогрессивных педагогических идей.

По преобладающим методам и средствам является проблемной, диалоговой, трудовой. Их использование в профилактической деятельности дает возможность уделять внимание каждому подростку, создавать оптимальные психолого-педагогические условия для индивидуального развития несовершеннолетних детей, препятствовать их противоправному поведению в обществе.

Диалог в системе взаимоотношений позволяет разнообразить виды, формы общения и деятельности между субъектами.

По направлению модернизации и отношению к традиционным воспитательным системам: разрабатываемая технология является полидидактической, поскольку объединила идеи и принципы ряда педагогических клнцепций: педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации социально-воспитательных отношений; технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков, молодежи; технологии на основе усиления и развития социально-воспитательных функций субъектов социальной сферы.

По категории объектов является технологией компенсирующей педагогики (поддержки, коррекции, выравнивания и реабилитации и др.).

Данная технология реализуется в разработанной нами программе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, под которой мы понимаем документ, отражающий совокупность общесоциальных, целенаправленно-педагогических и организационных и специально-криминалогических мер. Базой профилактической работы являются крупномасштабные мероприятия, проводимые органами внутренних дел по совершенствованию условий жизни и воспитания подрастающего поколения, повышения культуры и сознательности населения.

 

АВТОР: Гуров Д.В.