18.12.2011 3312

Философско-методические аспекты использования компьютерных технологий в сфере образования

 

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда и обучения, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на мировоззрение людей и идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему социально-философские и философско-методологические аспекты развития электронной вычислительной техники заслуживают пристального внимания.

Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и педагогической науке, отражающей сущностные характеристики предметной области своего исследования - педагогической деятельности.

Интеграция педагогики, науки по своей сути общественной, не только с другими общественными науками (социологией, психологией, логикой, этикой, эстетикой и т.д.), но и с науками естественными, техническими - ведущая тенденция совершенствования системы научно-педагогических знаний. Указанная тенденция просматривается и при изучении проблемы взаимодействия человека с компьютером в сфере образования, которая при всей своей самостоятельности и важности является, по существу, лишь частью более общей социально-философской проблемы «человек-машина» - центральной проблемы современной научно-технической революции. При этом категория «машина» носит собирательный характер, обозначая любые технические устройства, использующиеся в качестве средства повышения эффективности целесообразности человеческой деятельности.

Решение социально-философских проблем компьютеризации в сфере образования, в связи с проникновением в эту сферу идей, методов и технических средств информатики - задача тем более актуальная. Речь идет не только о технических характеристиках компьютера - их быстродействии, объеме памяти, надежности и т.д., а, прежде всего, об эффективности использования компьютерной техники в педагогической, по своему существу социальной, практике.

Выдвигая это положение и подчеркивая его важнейшее методологическое значение для педагогической науки, следует вместе с тем обратить внимание на то, что попытки прямого переноса тех или иных философских концепций, общенаучных методологических принципов и особенно методов и методик, заимствованных без должной, собственно педагогической интерпретации из смежных отраслей знаний и привнесенных в педагогику непосредственно, оказываются чаще всего недостаточно эффективными. Сама жизнь, повседневная педагогическим практика, как правило, отвергает те или иные механически заимствованные из других наук новшества, проникшие в педагогику без должного основания правомерности их использования для решения специфических педагогических проблем. Поэтому целесообразно исследовать философские проблемы компьютеризации в сфере образования более продуктивным путем: отталкиваясь от потребностей педагогической пауки и практики и учитывая специфику многоплановой педагогической деятельности.

Такой подход предопределяет последовательность рассмотрения соответствующих вопросов: прежде всего, необходимо выявить сущность и основные направления педагогической деятельности, а затем попытаться обосновать в принципиальном плане, на философско-методологическом уровне, возможности эффективного взаимодействия человека с компьютером на каждом из обозначенных направлений.

Категория «педагогическая деятельность» адекватно отражает соответствующие педагогические реалии в трех предметных областях. (Соколов В.М., Захаров Л.Н., Соколов В.В., Гребнев И.В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994).

Во-первых, это традиционно понимаемый учебно-воспитательный процесс, в котором педагог-практик, учитель, в повседневной целенаправленной педагогической (учебно-воспитательной) деятельности осуществляет свои социальные функции.

Во-вторых, это сфера научно-исследовательской деятельности педагогов-ученых, занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.

Наконец, третья область педагогической деятельности охватывает сферу педагогического управления на разных его уровнях - от управления отдельным учебным заведением до управления системой народного образования в целом или ее подсистемами.

Необходимо отметить, что решение непреходящей по своей научной и практической значимости, но существенно обострившейся в настоящее время (в условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса) проблемы оптимизации и интенсификации педагогической деятельности, независимо от конкретной сферы ее приложения, органически связано с решением задачи всестороннего, надежного и оперативного информационного обеспечения этой деятельности.

Таким образом, в сфере учебно-воспитательной деятельности компьютер выступает и как средство обучения (воспитания, развития) и как объект изучения, а общая социально-философская проблема «человек-компьютер» фактически сводится к выявлению взаимоотношений «учитель-компьютер», «ученик-компьютер» и, что следует отметить особо, «учитель-ученик» в условиях компьютеризации обучения. (Сластепин В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. - М.: Прометей.).

При рассмотрении информатизации образования появляются такие термины, как компьютеризация, информатизация, информационные технологии.

Компьютеризация - это внедрение компьютеров в некоторую область деятельности человека, сопровождающееся заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютеров.

Информатизация - это построение информационного общества, усиление роли достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности. Компьютеризация является одной из главных частей более широкого процесса информатизации общества. Вместе со всемерным развитием систем связи она служит технической основой информатизации общества.

Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Новые информационные технологии в образовании - технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении этой техники и специального программного, информационного и методического обеспечения.

Информатизация образования - процесс подготовки граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и другой информационной техники.

Информатизация образования является составной частью и необходимым условием информатизации российского общества.

На коллегии Министерства Образования Российской Федерации, посвященной вопросу о ходе реализации Программы информатизации в Российской Федерации, отмечалась важность видов работ по отбору технических средств, предназначенных для реализации процесса информатизации образования. В этом плане предлагается создание Совета по отбору и сертификации средств информационных технологий. (Колмогоров А.П. Математика в ее историческом развитии).

Программно-методическое обеспечение является также одним из основных факторов, определяющих информатизацию образования. Педагогическая ценность и качество педагогических программных средств зависит от того, насколько полно учитывается при их разработке комплекс психолого-педагогических требований, предъявляемых к ним.

Информационная культура педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями средств информационных технологий и умение использовать их в учебном процессе - еще один важнейший фактор информатизации процесса обучения.

Выделяют совокупность обязательных умений и навыков педагога, которые определяют его информационную культуру, необходимую для эффективного применения средств новых информационных технологий в учебном процессе. Педагог должен стремиться к возможно более полному использованию персонального компьютера и других средств информационных технологий, имея в виду различные аспекты их применения.

Информационная культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского цикла и в управлении образования.

Без использования информационных технологий трудно решить сложные задачи разработки педагогического мониторинга, которые в этом случае выступают как мощные инструментальные средства разработки информационной системы. Под педагогическим мониторингом понимается такая форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, которая обеспечивает непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогноза развития этих педагогических систем.

Таким образом, для эффективной организации информационных потоков, связанных с деятельностью вуза по реализации многоуровневого педагогического образования, оперативного доступа к базам данных и знаний по этой проблеме необходимо использование современных компьютерных коммуникаций, развития компьютерных телекоммуникаций в образовании.

 

АВТОР: Грицык В.А.