05.01.2012 3872

Активность и ее роль в структуре интегральной индивидуальности

 

Изучение активности человека и ее стилей в структуре и развитии интегральной индивидуальности является одним из ведущих направлений в Пермской школе психологов. Они связаны с многочисленными теоретическими (в том числе фундаментальными) и эмпирическими исследованиями, выполненными под руководством Б. А. Вяткина.

Сложной проблемой является само соотношение понятий «активность» и «деятельность». С одной стороны отмечается, что «деятельность» шире понятия «активность», а с другой - деятельность есть активность, связанная с «производством» и реализацией целей, т.е. в данном случае понятие «активность» оказывается шире понятия «деятельность».

По мнению А.Н. Леонтьева включение активности в схему деятельности является сложной задачей, в концепции С. Л. Рубинштейна деятельность, лишь одна из форм активности человека наряду, например, с созерцанием. Таким образом, прослеживаются две основные линии решения проблемы взаимоотношений понятий «активность» и «деятельность». Одна из них (линия А. Н. Леонтьева, А. Г. Асмолова, В. А. Петровского) рассматривает активность, как внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности. Другая линия (С. Л. Рубинштейн, И. А. Джидарьян) рассматривает активность как «посредника» между деяниями личности и требованиями общества, как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к самодвижению, самоизменению, саморазвитию.

Л. Я. Дорфман рассматривает активность как основной способ взаимодействия интегральной индивидуальности с миром. При этом интегральная индивидуальность реализует себя как система через формы активности, которые имеют внутренние источники детерминации (ментальное поведение и самодеятельность). По мнению автора, активность есть основной способ существования ИИ, ее взаимодействия с миром, т.е. активность есть жизнедеятельность.

В зарубежных исследованиях не проводятся различия между активностью и деятельностью, исключением в этом плане являются исследования немецких психологов. Среди этих исследований следует отметить, прежде всего, работы, выполненные под руководством И. Ломпшера. В этой научной школе, тесно связанной с «линией» А. Н. Леонтьева, с концепцией учебной деятельности Д. Б. Эльконина и развивающего обучения В. В. Давыдова, активность представлена в одной ее основной форме - деятельности и учебной деятельности. В работах под руководством X. Хекхаузена и Ю. Куля исследуются проблемы мотивационной и волевой активности.

У К. Левина, активность человека, его поведение определяются определенным соотношением личностных качеств субъекта и окружающей среды в едином «поле», которое они образуют. В данной теории «среда» - не довлеющий над субъектом фактор, а «внешнее поле» конкретных сил и воздействий, а «личность» - «внутреннее поле» систем напряжений. Эти два поля, в свою очередь, образуют единое «динамическое поле», в котором его объекты обладают способностью притягивать или отталкивать человека («валентностью»). Если человек подчиняется валентности объекта, то его отличает не волевое, но ситуативное (реактивное) поведение. Если же он действует в соответствии с внутренними потребностями, его активность становится произвольной, субъектной.

Среди западных исследований активности человека и ее детерминации можно выделить работы в рамках проблемы внешней и внутренней мотивации и связанной с ней проблемой внешней и внутренней активности. В соответствии с этим Э. Деси выделяет активность, инициированную внутренней (интринсивной) и внешней (экстринсивной) мотивацией. В первом случае речь идет о бескорыстной ориентации на процесс и содержание самой активности, во втором - на награду. А. Маслоу, представитель гуманистической психологии, подчеркивает, что в человеке от рождения заложена определенная структура потребностей, в том числе, в потенции, потребность в самоактуализации, то есть в стремлении человека к самосовершенствованию и достижению вершин своих возможностей - «люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». С точки зрения А. Маслоу, человек совершенно свободен и ответственен за решение выбора образа жизни. Эта свобода отчетливо проявляется в том, что человек, определив свой потенциал, сам решает, насколько активно он будет стремиться к его актуализации, т.е. - будет ли он сам строить свою жизнь, будет ли он ее субъектом.

Теоретико - экспериментальное направление разработки проблемы активности в Пермской психологической школе осуществляется под руководством Б. А. Вяткина и связано с изучением роли активности в структуре ИИ, т.е. представление об активности исходит из понимания ее как меры взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как такого способа самовыражения и самосуществования личности в жизни, при котором достигается (или нет) ею качество как целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта.

Проявления активности у человека весьма разнообразны. Как правило, различают такие ее разновидности, как моторная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, социальная и т.д. Очевидно, что не все они в одном и том же возрасте, в одной и той же деятельности (учебной, трудовой, игровой, спортивной, художественно - творческой) являются равнозначными для развития индивидуальности. Вероятно, в каждой деятельности, в каждом возрастном периоде развития какой-то один или одновременно несколько видов активности в силу большей значимости для развития индивидуальности в данных условиях выступают как ведущая активность обладая при этом системообразующей (гармонизирующей) функцией в структуре ИИ. В исследовании Н. Н. Шестакова получены данные, позволившие заключить, что интеллектуальная активность может выступать в качестве опосредующего звена в структуре

ИИ старшеклассника. В группах испытуемых, отличающихся по степени выраженности интеллектуальной активности, выявлены различные структуры корреляционных связей между разноуровневыми свойствами ИИ. Аналогичные выводы были сделаны Д. О. Смирновым в ходе исследования религиозной активности в структуре ИИ представителей различных религиозных конфессий и неверующих.

В работе Д. С. Корниенко посвященной вопросу коммуникативной активности, установлена неравномерность генетико - средовых влияний на вариативность свойств, составляющих симптомокомплексы коммуникативной активности в разных возрастах - по отношению к свойствам индивида обнаружена высокая генетическая детерминация, по отношению к свойствам личности - детерминирующее влияние среды.

В разных видах спортивной деятельности в исследованиях И. Е. Праведниковой и Ю. Я. Горбунова экспериментально подтверждены предположения о том, что индивидуальный стиль моторной активности опосредует характер взаимосвязей между свойствами нервной системы и темперамента, индивидуальный стиль волевой активности является опосредующим звеном во взаимосвязях свойств нервной системы и личности. Результаты исследования П. В. Токарева свидетельствуют о том, что индивидуальный стиль эмоциональной активности проявляется в доминирующих мотивах, своеобразии отношения к соревнованиям и соперникам, в предпочтениях тех или иных эмоций. Исследования коммуникативной активности, выполненные на материале подростков (С. А. Васюра), и осужденных (В. И. Шмыков) также свидетельствуют в пользу гипотезы о системообразующей роли стиля активности в структуре ИИ. В этом же ключе и с аналогичными результатами было проведено исследование роли ценностных ориентации, выражающих социальную активность, в структуре ИИ у старших школьников (Н.А. Кирилова).

На основании материалов названных исследований Б.А. Вяткиным дана характеристика стиля активности как системного, многоуровневого и многокомпонентного образования, обусловленного определенным симптомо-комплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, направленного на достижение успеха в деятельности.

Применительно к характеристике ИСД и общения выделение вида ведущей активности Б. А. Вяткиным и М. Р. Щукиным рассматривается в контексте внутренних условий индивидуального стиля. Индивидуальный стиль активности ими характеризуется как фактор, обеспечивающий взаимодействие разноуровневых свойств ИИ, или, образно говоря, фактор, избирательно стягивающий к себе необходимые для осуществления деятельности свойства ИИ. Б. А. Вяткиным и М. Р. Щукиным выдвинуто предположение о том, что индивидуальный стиль активности выступает в качестве одного из основных каналов реализации системы внутренних условий деятельности.

Как отмечает А. А. Волочков, теоретико-экспериментальные исследования индивидуальных стилей свидетельствуют о том, что исследовательский интерес постепенно смещается от изучения стилей деятельности к стилям активности.

В Пермской школе психологов стили деятельности и активности рассматриваются в рамках системного подхода как системообразующие звенья в опосредовании и гармонизации разноуровневых связей интегральной индивидуальности. При этом становление, проявление и развитие, видоизменение стилей деятельности и активности рассматриваются, прежде всего, как проявления внутренней по источникам детерминации субъектной активности.

 

АВТОР: Дуванская М.К.