28.01.2012 4104

Историко-педагогические аспекты подготовки педагога

 

Управленческая деятельность имеет многовековой опыт, но, несмотря на это, ее идеология претерпевает постоянные изменения, что свидетельствует об активной роли в ее формировании исторических преобразований, которые происходят в обществе. По мере наращивания людьми социальных и экономических достижений происходит непрерывное возрастание наукоемкости управленческой деятельности. Это проявляется как в заинтересованности науки в концептуальном обогащении управленческой деятельности, так и в тяготении многих практиков-управленцев к научному осмыслению своей деятельности, потребности в ее теоретическом обосновании.

Историко-педагогические аспекты подготовки педагога освещены в работах многих отечественных исследователей. На фоне многоаспектных исследований профессиональной подготовки педагога складывается новое научное направление - педагогический менеджмент. Учеными ведутся поиски в области определения управленческих функций; выявлению факторов, влияющих на эффективность процесса педагогического управления образовательным учреждением; развития подходов к управленческой организационной структуре. Данные исследования, посвященные проблемам педагогического управления образовательными учреждениями, обнаружили и необходимость приобретения определенных управленческих навыков и умений не только руководителями учреждений, но и педагогами.

Вместе с тем, мало разработанной является проблема управленческой подготовки будущих педагогов в системе высшего профессионального образования. Остается не выясненным вопрос о целях, содержании и способах реализации управленческой подготовки и внедрения в существующую профессиональную подготовку педагога.

Изучение историко-педагогической литературы позволяет сделать анализ наличия управленческого компонента в подготовке педагога в системе образования в России с XVIII по XX вв.

В работах И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева и др., посвященных профессиональной подготовке педагогов XVIII века, прослеживается мысль, что именно в этот период появилась потребность и создались условия для рождения отечественного педагога, обладающего конкретными предметными знаниями; качествами (культура, честность, кротость, трезвость мысли, добронравие, приличный внешний вид и др.); умениями (использовать различные формы обучения, соизмерять учебный материал с индивидуальными возможностями учащихся, правильно и чисто рассуждать, доказательно говорить и др.); функциями (передача элементарных знаний, обучение детей познанию полезных жизненных правил).

Профессиональная подготовка педагога XIX века предусматривает введение специальных учебных курсов «Училищеведение», «Школоведение», где образ отечественного педагога дополняется и элементарными управленческими знаниями, и такими управленческими умениями, как анализировать и организовывать собственную педагогическую деятельность. Профессиональные умения педагогов не являлись объектом серьезной педагогической подготовки. Основное внимание уделялось формированию профессиональных предметных знаний. Анализ работ П.Ф. Каптерева, А.И. Мищенко, А.П. Нечаева, Н.Н. Нечаева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой и др., посвященных проблемам подготовки педагогов позволяют сделать следующие выводы:

– подготовка педагогов осуществлялась на основе педагогических проектов, концепций;

– цель педагогической подготовки изменилась в направлении углубления изучения предметных и управленческих знаний (в содержание педагогической подготовки вошли такие новые элементы управленческих знаний как самоуправление, саморазвитие, организация местного самоуправления, управления) и формирование профессиональных умений, в том числе и управленческих (помимо умения организовывать и анализировать собственную педагогическую деятельность, уделялось внимание формированию нового управленческого умения -организовывать коммуникацию).

Первую треть XX века можно отнести к началу целенаправленного формирования образа отечественного педагога-менеджера образовательного процесса; основу содержания подготовки педагогов составляла интегративная модель университетского и педагогического образования, объединившая общенаучную, специальную и профессиональную психолого-педагогическую подготовку. Изучение работ П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого и др., посвященных проблемам профессиональной подготовки педагогов в период с 1917 года до середины 30-х годов XX века, государственных документов, выявило присутствие управленческого аспекта не только в подготовке педагога (в форме разрозненных управленческих знаний и единичных управленческих умений) и педагогических исследованиях, но и в государственных требованиях к педагогу.

В первой половине XX в. активно разрабатываются научные основы подготовки специалистов дошкольного образования: сущность подготовки воспитателей дошкольных учреждений, приемы и методы, принципы подготовки дошкольных работников (Г.Н. Фортунатов); содержание общей и специальной подготовки воспитателей (Е.Н. Аркин, В.М. Сухова, Е.И. Тихеева, С.Т. Шацкий); основные требования, предъявлемые профессией к личности педагога дошкольного учреждения (Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая).

В 50-70-е годы интенсивно изучаются: требования к подготовке специалистов с высшим образованием (Ю.С. Алферов и Е.Г. Осовский, Н.В. Кузьмина и Н.В. Кухарев, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.; изучение структуры педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В. А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.).

Выделенные В.А. Сластениным компоненты готовности к педагогической деятельности: мотивационно - ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный); определение готовности как психическое состояние, наличия у субъекта образа структуры осознании его выполнение, стало толчком изучения педагогической культуры (в том числе и управленческой) в подготовке специалистов.

В.И. Ядэшко, Л.В. Поздняк разработаны комплексные исследовательские программы формирования личности будущего специалиста дошкольного образования. В их работах для нас представляет интерес выводы, касающиеся анализа учебного плана подготовки специалистов дошкольного воспитания, вопросов подготовки организаторов дошкольного образования, организации педагогического процесса по сквозному принципу.

В то же время достаточно активно ведутся психолого - педагогические исследования подготовки специалистов дошкольного образования (Е.В. Гладкова, О.В. Драгунова, В.Л. Лысова, Е.Н. Панько, Л.И. Разборова и др.) и различные подходы к классификации профессиональных умений специалистов, определению структуры и методики их формирования. Эта проблема представлена и в работах (В.П. Дубовой, Т.С. Комаровой, Е.А. Панько и др.), исследовавших функции педагога дошкольного учреждения, разработавших вариант профессиограммы воспитателя детского сада, системный подход к совершенствованию подготовки специалистов. Вопросы подготовки организаторов дошкольного образования (Л.В. Поздняк, К.Е. Прахова и др.).

Изучая исследования 90-х годов, посвященные профессиональной подготовке педагогов, можно сказать, что нет единого подхода к описанию этого процесса. Например, в работах Л.Г. Богославец, О.О. Киселевой, выделены признаки профессиональной подготовки: целостность, дифференцированность, поэтапность организации; готовность к профессиональной деятельности рассматривается как результат подготовки, отражающей ее структуру - мотивационный, личностный, содержательный, процессуальный компоненты.

В работах М.Б. Бобровой, В.А. Лысовой обосновываются модели и структуры дидактической подготовки будущих педагогов дошкольного образования. С точки зрения их исследований, эту модель составляют следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный. Выделяются эмоциональноволевой, когнитивный, деятельностный, креативный компоненты дидактической подготовки. Проблемам подготовки педагогов дошкольного профиля в условиях педагогического училища посвящены исследования М.Л. Палавандишвили, Н.Н. Ставриной и др.

Современные маркетинговые исследования образовательных услуг позволяют сделать вывод о необходимости переориентации деятельности ДОУ на потенциальных заказчиков - родителей и детей, что предполагает быстрый сбор и анализ необходимой информации (маркетинг), внедрение в образовательный процесс ДОУ новых специальностей, образовательных услуг (управление нововведениями), осуществление оперативной обратной связи (рефлексия), которая является основой нововведения, обеспечивает данному процессу технологичность и развивает системность педагогического мышления.

Таким образом, изучение подготовки педагогов с XVIII по XX вв., теоретический сравнительный анализ управленческо-педагогической деятельности, рассмотрение ее под углом зрения управленческих функций и результаты маркетинговых исследований, позволяют говорить не только о новом направлении педагогической деятельности - педагогическом менеджменте, но и о выделении педагогического менеджмента в качестве объекта профессионального освоения педагогами.

Итак, историко-педагогический анализ управленческого компонента в подготовке специалиста образования, выявил: четкую тенденцию изменения образа отечественного педагога от «чистого» предметника к педагогу-менеджеру образовательным процессом; наличие управленческого компонента в содержании профессиональной подготовки педагога в разделе отдельных дисциплин: «Училищеведение», «Школоведение» (XIX в.); «Организация местного самоуправления и управления» (начало XX в); «Основы управления педагогическими системами», «Основы управления дошкольным образованием» (середина XX в.).

 

АВТОР: Горюнова Т.М.