29.01.2012 5300

Содержание и проблемы региональной системы дошкольного образования

 

Перестройка дошкольного образования связана с общими изменениями, происходящими в обществе. «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, 3.П. Петровский) дает возможность перестроить содержание работы ДОУ и проводить работу по воспитанию общечеловеческих ценностей - добра, красоты, истины. Основные цели воспитания и обучения в детском саду связываются с развитием личности ребенка, формированием их умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности. Гуманизация и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду осуществимы по следующим направлениям:

– изменение формы общения с детьми (от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка);

– обновление формы и содержания обучающих занятий (занятия познавательного цикла, занятия по изобразительной деятельности, музыкально-ритмические);

– насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;

– преобразование предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей: сделать так, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материал для привлекающего вида деятельности, для реализации своих замыслов.

В течение длительного периода и теоретики, и практики в области дошкольного образования руководствовались в своей деятельности единой педагогической программой, реализуемой в рамках государственных детских садов. За это время было получено достаточно большое количество негативных результатов и осознана необходимость принципиальных изменений.

На сегодняшний день существуют и продолжают появляться ДОУ разного типа: государственные дошкольные учреждения, кооперативные детсады, семейные, инновационные центры и экспериментальные площадки, сады-гимназии и т. д. Разработаны новые программы: «Развитие», «Радуга» Ю. Змановского «Здоровье», региональная программа «Планета детства» (своего рода концепция развития дошкольного воспитания и образования по различным блокам).

Существует также множество различных педагогических концепций, авторских методик (Эльконина, Занкова, Монтессори и др.), педагогических технологий, которые имеют интересные результаты и наработки. Все они основаны на современных подходах к воспитанию и обучению детей. Предусматривается создание в детском саду условий, обеспечивающих детям психологический комфорт и их всестороннее развитие. Основными принципами, положенными в основу программ, являются следующие положения:

– уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

– создание условий для развития индивидуальности каждого малыша;

– обеспечение атмосферы психологического комфорта;

– учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

– наличие свободного пространства для проявления личности и индивидуальности воспитателей.

Последний принцип поднимает проблему профессиональной этики в контексте творчества воспитателей, которое не должно негативно влиять на свободу, психику и личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Важно помнить, что дошкольное детство - это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию социальной среды, на котором строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека.

Вышла в свет региональная программа «Планета детства». В работу по внедрению этой программы в г. Ставрополе включились: дошкольный центр «Родничок», эстетические центры «Искорка», «Золотая рыбка», «Золотой ключик» и другие ДОУ города.

Намечаются следующие этапы совместной деятельности ученых и дошкольных работников. Новые типы дошкольных учреждений настолько специфичны, что требуют особого преломления известных программ. Наиболее актуальной является разработка программ для одаренных детей, для детей, имеющих проблемы в развитии, детей с различными заболеваниями.

В настоящее время в г. Ставрополе работает 4 ДОУ нового типа, 8 экспериментальных площадок, которые занимаются разработкой и апробацией программ по актуальным проблемам воспитания и обучения детей. Одним из инновационных дошкольных учреждений является дошкольный эстетический центр эстетического воспитания «Золотая рыбка», педагоги которого глубоко убеждены, что на воспитание ребенка в первую очередь оказывает влияние окружающая среда. Переступив порог центра, ребенок попадает в мир прекрасной сказки, где ему никогда не скучно. Каждый ребенок выражает себя по-своему: один - через хореографию; другой - через музыку; третий - через народно-прикладное искусство.

Здесь дети могут реализовать свой творческий потенциал на занятиях и в кружках эстетического цикла: «Театр и дети», «Умелые руки (ТМ)», «Природа и фантазия», «Там, где музыка живет», «Радуга» и др.

Приобщение дошкольников к изначальным культурным ценностям, возрождение духовности является основным направлением работы других дошкольных центров, работающих в этом направлении. При всем многообразии подходов к работе с детьми по приобщению их к духовной культуре своего народа, приоритет остается за устным народным творчеством. Мудрые по мысли, но доступные по содержанию, эти произведения легко усваиваются, хорошо запоминаются, оказывая сильное воспитательное воздействие на ребенка.

Дошкольный центр «Искорка», определив проблему, начал разработку сквозных программ, преодолев разрыв между теорией и практикой. Разрабатывается комплексная программа сквозного характера, название которой «Восхождение к духовности». Предполагая формирование духовного целостного ядра личности ребенка-творца. Программа делает акцент на освоении технических навыков.

За последние десятилетия во многом был забыт и отвергнут тот богатейший опыт государственного образования, который формировал интеллектуального человека, с широким кругозором, с глубокой мыслительной деятельностью. Это воспитание готовило людей с ярким, целеустремленным характером, чувством добра и порядочности, верой в себя и в людей. Возможности формирования такого человека были заложены в системе светского воспитания. Само понятие «светское воспитание» включает в себя возможность хорошего воспитания, отвечающего требованиям изысканного этикета. Эта проблема разрабатывается коллективом педагогов дошкольного учреждения «Радуга», который представлен теперь как центр светского воспитания. При разработке программы педколлектив руководствовался следующими принципами: приоритет интересов ребенка; сочетание индивидуальной и групповой работы с детьми; опора на позитивные начала в нравственном и физическом развитии ребенка; учет возможностей и потребностей детей.

Исходя из этих принципов, педагоги определили следующие направления в содержании деятельности: этико-эстетическое; нравственное; экологическое; интеллектуальное; трудовое; физкультурно-оздоровительное направление.

В настоящее время педагогическим коллективам предоставлена возможность творческого осмысления положительного опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования и поиска педагогических технологий, способствующих развитию личности ребенка.

Так, имеющиеся методические наработки, анализ новых авторских программ, опыт практической работы позволили образовательному центру «Эрудит» выбрать в качестве приоритетного направления работы развитие интеллектуальных способностей школьников. Определение этой проблемы как предмета специального педагогического руководства изменило статус ДОУ, преобразовав его в инновационный тип. За основу взяты программа развивающего обучения Л. Венгера, опыт семьи Никитиных, педагогическое наследие М. Монтессори. Программа экспериментальной работы ориентирована на развитие умственных способностей детей. При таком подходе кардинально меняются способы обучения: оно приобретает событийный характер, через разнообразные виды деятельности. Перед детьми ставится система последовательно-усложняющихся задач, которые требуют ситуативных способов решения. Освоение окружающего мира ребенком происходит, прежде всего, через различные виды игр. Это вызывает массу положительных эмоций и умение весело, непринужденно учиться, учиться видеть и понимать мир вокруг, общаться со взрослыми и сверстниками, говорить, мыслить и творить.

Творческие способности лучше всего обнаруживаются в развивающих играх, играх, моделирующих сам творческий процесс. Содержание такой работы существенно отличается от содержания форм привычного обучения (показа, рассказа, объяснения, повторения) и сводится к следующему: как можно раньше окружить малыша такой обстановкой, такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность; ребенок погружается в мир игры, в которой волен выбирать сферу деятельности, а постепенное возрастание трудности заданий позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Детские учреждения города Ставрополя, выделяя валеологический блок как доминирующий, внедряют в практику основные его положения. Цель программы: сформировать понимание ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни. Программа состоит из двух частей: «Вопросы обо мне» и «Путешествие по континенту здоровья». Она требует соответствующего построения процесса воспитания и обучения, творческого поиска оригинальных и эффективных педагогических технологий и форм работы с детьми.

Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что в центре внимания общественных организаций и средств массовой информации встали экологические проблемы. Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Задача педагогов - обогатив ребенка знаниями, научить его быть милосердным, любить и беречь свою землю.

Экологическое образование - это новое направление в педагогике дошкольного детства. И основное в нем - это осознание правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Дошкольное и начальное образование - важнейшие звенья в системе непрерывного образования. Одним из новых подходов в решении проблем воспитания и обучения является создание комплекса «Детский сад - школа». В этом направлении работают ДОУ №1 и № 66 г. Ставрополя. Важным в развитии ребенка-дошкольника в период его подготовки к школе является разносторонность. Задача взрослых - организовать деятельность ребенка так, чтобы все окружающее вызывало у него эмоциональный отклик, живой интерес. Наиболее эффективная форма - интегрированные занятия, где сочетаются самые различные виды деятельности, что предоставляет детям свободу выбора, самотворчества, выдумки, фантазии.

В образовательной системе «Детский сад - школа» создаются сквозные программы и планы. Претворение их в жизнь требует высокой подготовки педагогов, профессионализма, наработки усложненных тематических планов, конспектов интегрированных занятий, выбора методов активного обучения. К настоящему времени между программами детского сада и начального школьного обучения существует разрыв. Нет плавного перехода от одной ступени деятельности ребенка к другой. Обучение детей с 5-6 лет по адаптированным к возрасту школьным программам позволит обеспечить эту преемственность. При этом главная проблема - сохранение и укрепление здоровья детей. Несмотря на то, что статус дошкольных учреждений меняется, педагоги учитывают психологические особенности детей и строят свою работу с учетом того, что основной вид деятельности - игра. На основе непрерывности и преемственности образовательного процесса разработан комплекс «ЛИК» (личность, интеллект, культура).

Проблемы воспитания и обучения в современной школе изменились. Стало очевидным, что сам по себе факт формирования предметных знаний, умений, навыков не обеспечивает развивающего эффекта обучения. Приоритетным должно стать целенаправленное физическое и психическое развитие личности. Детское учреждение призвано создать для этого благоприятные учебно-педагогические условия.

Учебно-методическая работа «ЛИК» основана на применении лучших современных методик, передового опыта признанных педагогов. Коллектив ищет свои подходы в обучении и воспитании, изучая опыт ученых-практиков Л. Занкова, Ш. Амонашвили, Сухомлинского, Эльконина. Одним из важнейших требований является осознание педагогом различий между обучением и воспитанием. Если обучение - это главным образом передача знаний, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения.

Давно замечено, что трудности, встающие на пути внедрения нового, творческого, необычного только лишний раз подтверждают значимость этого нового и необходимость движения вперед. В этом плане зарекомендовала себя программа занятий ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. ТРИЗ - это попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические. Здесь важен принцип самостоятельного мышления. А правильный ответ со временем найдется. Это позволит в детском саду расширить кругозор путем подачи информации в различных игровых формах. Для успешной работы в этом направлении педагог должен обладать нестандартным мышлением и воспитывать детей не по принципу «делай, как я», а по принципу «иди в том же направлении».

В соответствии с этими позициями весь педагогический процесс в детском саду может быть условно разделен на три блока:

– блок учебной деятельности (специально организованное обучение в форме занятия);

– блок совместной деятельности воспитателя с детьми. Освоение разных видов деятельности. Воспитатель может сам вызвать активность детей, быть навязчивой и жесткой. Формы ее разнообразны (чтение, беседы, слушание, рассматривание, настольные игры, совместное рисование, труд, экскурсии, подвижные игры и т. д.). Для этого блока создается среда, позволяющая воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому переходить от одной подгруппы к другой;

– блок самостоятельной деятельности детей. Здесь идет саморазвитие ребенка. Он свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам, наклонностям. Ребенок получает возможность самореализации.

Таким образом, в условиях свободы творчества, вариативности программ по воспитанию и обучению детей необходимо соблюдать ряд требований, без которых невозможно обеспечить полноценное развитие и психическое благополучие ребенка: пересмотр отношения к детям на все формы общения; формирование у детей общечеловеческих ценностей; использование традиционных и нетрадиционных форм развития детей; использование разных видов детской деятельности; сведение количества занятий до разумного минимума; замена фронтальных занятий подгрупповыми; учет индивидуальных особенностей, детей.

Только с учетом этих требований возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

В настоящее время учеными-педагогами разработана концепция развития дошкольного образования г. Ставрополя. На ее основе будет подготовлен ряд социальных программ по проблемам детства, современные образовательные программы для ДОУ, рекомендации родителям.

В современных условиях все большее значение приобретает регионализация образования. Выделение регионального уровня образования из федерального требует разработки собственной стратегии в соответствии с местными социально-экономическими, этнографическими и другими условиями. Одной из важнейших задач, которые выделил комитет по социальным проблемам администрации города Ставрополя в области образования, является определение цели, структуры, путей интегрирования и взаимодействия всех образовательных компонентов, а также анализ педагогических факторов, которые способствуют созданию целостной системы, входящей в региональную образовательную систему.

Управление системой образования в городе будет эффективным, если будут организованы социологические исследования, которые дадут научное представление о состоянии и изменении в образовании, о возникающих трудностях, о путях их преодоления. Такие исследования позволяют придать системе управления опережающий характер.

Прогностический подход к проектированию и функционированию образовательной системы в городе может включать комплексное социологическое обследование системы образования, изменений потребностей в образовательных услугах, выявление и обобщение инновационной педагогической деятельности. Полученные данные могут использоваться в качестве постоянно действующего на территории города мониторинга с целью прогнозирования важнейших тенденций развития городской системы образования.

Полученная информация может служить основой для разработки проекта развития системы образования в городе. Содержание проекта могло бы включать теоретико-методическое обоснование модели, ее прогнозирование на программирование длительную перспективу. Исследования, проводимые по предлагаемому проекту, охватывали бы не отдельные компоненты, а велись в комплексе, что позволило бы создать систему непрерывного образования «дошкольное учреждение - школа - вуз». Именно высококвалифицированные специалисты совместно с ведущими руководителями органов образования, практическими работниками инновационных педагогических учреждений могут проводить комплексные междисциплинарные межотраслевые исследования и выработать систему показателей развития образования в городе, прогрессивности частных педагогических поисков, информирующего потенциала инноватики, оказывающей наибольшее влияние на дальнейшее поступательное развитие образования. Осуществление широкомасштабных проектов всесторонней модернизации образования в городе возможно лишь при высоком уровне профессиональной квалификации большинства педагогов.

Повышается роль лицензирования образовательных учреждений. Представление материалов в экспертную комиссию можно рассматривать не только как необходимость в связи с приходом к новому типу учреждения, но и как возможность подвести итоги собственной деятельности и спрогнозировать направление ее дальнейшего развития.

В реализации образовательных программ должна быть предусмотрена координация с другими социальными сферами: здравоохранением, культурой, социальной защитой.

Социально-научный подход к дальнейшему развитию образования в городе является залогом роста его интеллектуального творческого потенциала.

Комитет по социальным проблемам администрации города Ставрополя является новой управленческой структурой, объединяющей руководство с различными социальными сферами. Это дает возможность по-новому решать и проблемы дошкольного образования. Возникает необходимость и возможность разработки городской программы развития дошкольного образования, которая может включать:

1. Исследовательский компонент, который предполагает конкретное изучение проблем семьи, здравоохранения, образовательных услуг, культурного досуга и т. д., по обеспечению развития дошкольника и адаптации его к общественной жизни. В настоящее время в городе работают 14 дошкольных учреждений нового типа на базе детских садов, 8 экспериментальных площадок, которые занимаются разработкой различных проблем обучения и воспитания;

2. Социальный компонент. Включает пропаганду реальной городской образовательной политики, оказывающей влияние на развитие института семьи, дошкольного образования, а также разработку планов реализации обучения детей дошкольного возраста, создание благоприятных социально-психологических условий их личного становления;

3. Правовой компонент. Должен предусматривать разработку механизма защиты детства, обеспечивающего на региональном, городском уровне систему законодательных актов по правовой и социальной защищенности детей;

4. Образовательный компонент. Определяет основные приоритеты социальной политики в области дошкольного образования. На основании данных социологического мониторинга можно выделить наиболее актуальные проблемы, требующие серьезного внимания и планомерного разрешения. Среди них: поддержка инновационной деятельности ДОУ, социальной сферы материнства и детства, разработка мероприятий по экологическому воспитанию развития детей, оказание квалифицированной и медицинской помощи семье и др. С этой целью в дошкольных учреждениях работают консультационные пункты.

Основные задачи дошкольного центра светского воспитания «Радуга» заключаются в следующем: создание колоритных условий для эмоционального, интеллектуально-личностного развития каждого ребенка; подведение его к пониманию мудрости, красоты, целесообразности окружающего мира, пробуждение желания и потребности беречь и улучшать его, знакомство с сокровищницами мирового искусства - музыкой, живописью, театром - с целью воспитания эстетической отзывчивости в душах детей (развитие коммуникативных умений и навыков, речевого этикета, эстетического вкуса, творческих способностей и потребностей), что в конечном итоге позволит сформировать морально-этические качества личности.

При разработке программы деятельности центра коллектив руководствовался следующими принципами: приоритет интересов ребенка и его благополучия, гуманизация и демократизация взаимоотношений и всего педагогического процесса, сочетание индивидуальной и групповой работы с детьми, опора на позитивные начала в нравственном и физическом развитии, учет возможностей и потребностей детей. Растить человека восприимчивым к прекрасному - это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики и морали, совершенствования отношений людей к обществу и друг к другу.

Основная задача дошкольного образования заключается не только в том, чтобы формировать у детей объем знаний и умений, но главным образом в том, чтобы всемерно развивать формы личной активности дошкольников, их самостоятельность, широкий и устойчивый интерес к процессам общественной жизни страны. Коллективы работников педагогического университета и культурно-образовательного центра «Росинка» создали концепцию и программу учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения на основе российской этнологии по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к истории России и ее культуре, к формированию у детей подлинного русского характера, устремленности в будущее. Основная цель программы обучения и воспитания в культурно-воспитательном центре «Росинка» - формирование личностной позиции гражданина России. Ведущими задачами выступают такие, как воспитание творческой личности, формирование чувства преданности и любви к своей Родине, к своему краю, городу, развитие потребности в познании русской культуры, природы, людей своей страны.

Экономические и политические перемены в России вскрыли накопившиеся противоречия во всех сферах, включая образование. В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что образование закреплено законодательно в соответствии с международным правом, а система образования основывается на совокупности преемственных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Само слово «преемственность» подчеркивает, что каждая ступень образования должна быть непосредственным продолжением предыдущей ступени и основой для последующей.

Традиционная структура образования основана на знании основ наук, что не соответствует современным требованиям. Ориентация на приобретение суммы знаний в определенной области науки и на творческое их применение в практической деятельности не ориентируют на новую парадигму образования, углубляя противоречие между потребностями личности, общества и ее системой. При таком подходе образование не рассматривается как первоочередная ценность, а профессиональная среда продолжает мириться с невысоким уровнем образованности специалистов, хотя недостаточная образованность и культура специалистов усугубляют застой в производстве и общественных отношениях, понижают интеллектуальный потенциал страны и, следовательно, сдерживают развитие общества.

Социологами установлено, что чем выше уровень образования человека, тем более явно проявляется у него потребность в дальнейшем пополнении своих знаний в личностном и профессиональном саморазвитии.

Программы образовательных структур комплекса «ДОУ - школа - вуз» направлены на реализацию общих целей образования. Это - самореализация, удовлетворение потребности в новых знаниях, общение, самовыражение, воспитание отношений. Их интеграция основана на следующих методологических принципах:

– целостность, единство уровней образования, призванное обеспечить достижение определяющей цели и задач по каждой ступени (уровню), которые сводятся к главному осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;

– преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности, а впоследствии - и профессиональное становление обучающегося;

– предвидение, внесение в учебные планы и программы требований госстандарта, содержательная наполняемость которых определяется с учетом возможностей детей и запросов региона;

– опережающее развитие - содержание и постановка педагогического процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению;

– интеграция уровней образования на разных образовательных ступенях, начиная с дошкольного, по вертикали обеспечивают поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия для взаимодействия с другими учреждениями, в том числе с учреждениями культуры.

Таким образом, интегративный учебно-научный комплекс «ДОУ - школа - вуз», в котором все звенья интегрируются и реализуют идеи непрерывного образования, выступает как инновационное, ориентированное на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности.

В детском саду есть условия для обучения детей 6-летнего возраста, поэтому выведение части классов из школы в детский сад создает более благоприятные условия для обучения учащихся в школе и первоклассников в ДОУ, что способствует сохранению здоровья шестилеток, продлевает им радость детства и, в определенной мере, отодвигает негативное влияние подростков. В последние годы возросло количество родителей, которые просят давать образование 6-и и 7- летним детям в условиях ДОУ по «сквозной» программе дошкольного и начального общего образования.

Субъект-субъектные отношения педагога с детьми содействуют включению их в творчески развивающую среду; приобщают к общечеловеческим, духовным и образовательным ценностям и навыкам коммуникативного общения.

Разрушение старого не должно осуществляться без ясных перспектив на будущее, без полной координированности старых и новых систем и их воздействия на личность. Критерием целостности педагогической системы является установление не только горизонтальных, но и вертикальных связей, что обусловливает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой свободной и позитивно-настроенной личности.

Исследование показывает, что конкретные задачи инновационных образовательных учреждений включают в себя:

– наиболее полное развитие у субъекта познания любви к истине, гибкости мышления;

– вооружение знаниями, умениями и навыками с позиции принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях;

– заботу об укреплении духовного и физического здоровья человека, гармоническое, разностороннее формирование личности, т. е. равноценное развитие спортивных, прикладных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей;

– формирование жизнеутверждающей социальной открытости;

– подготовку к жизни в гармонии с природой;

Структура дошкольного, школьного и высшего образования должна обеспечить более высокий уровень образования, способствовать повышению культурного уровня, цивилизованности, интеллигентности современного человека, осознанно готовить его к социальной защищенности в будущей самостоятельной жизни. Реализация этих задач предусматривает изменение педагогических технологий, образовательно-воспитательного процесса в инновационных дошкольных учреждениях.

Совершенно закономерно создание новообразовательных комплексов «детский сад - школа - вуз», которые позволяют в новом свете рассмотреть императив «познай себя сам» и определить его место в педагогическом процессе. Целью создания таких принципиально новых комплексов является удовлетворение многообразных культурно-образовательных, духовных, этических запросов личности ребенка и родителей, «выращивание» так называемой интеллектуальной элиты. Создание адаптивной модели образовательной системы «детский сад - школа - вуз» в плане непрерывности образования переводит задачу перманентного развития личности в практическую плоскость и представляет собой объективную необходимость современности.

Основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т. е. его обогащение, направление наиболее значимыми для дошкольника и школьника формами и способами деятельности.

Так, в детском саду №1 уже с 4-х лет дети изучают английский язык, идет раннее знакомство с историей живописи, графики, приобщение к национальному культурному достоянию, проводятся занятия по истории Государства Российского.

Хореография, астрономия и геометрия для малышей, экология и фольклор - это все тоже в детском саду. Дети усваивают необходимый объем знаний, что явится хорошим базовым подспорьем для дальнейшего обучения в школе.

Большое значение в связи с этим приобретает личность педагога. Поэтому организованы дополнительные образовательные услуги по риторике, истории культуры, иностранного языка и др. с привлечением специалистов из вузов. Таким образом, используются все общественные инфраструктуры в качестве учебной аудитории.

В связи с изменениями социальной ситуации развития ребенка, включенного в систему раннего предметного обучения, изменяется и роль педагога в образовательном комплексе. Он не только «универсальный» носитель культуры и знаний, но и психолог, чувствующий и понимающий душу ребенка.

Реализация обозначенных подходов требует от педагогов инновационных образовательных комплексов, умения составлять программы и разрабатывать совершенные технологии обучения.

Второй год в детском саду № 65 г. Ставрополя проводится работа по проблеме социализации и развития личности ребенка дошкольного возраста.

На первоначальном этапе был разработан пакет документов, на основе которых предусматривался переход обычного детского сада в режим функционирования как школы развития. В нем особо выделены вопросы укрепления материально-технической базы, повышения профессионального мастерства всех работающих воспитателей и учителей-предметников как важнейшие условия успешного решения поставленной проблемы.

В первую очередь предусматривалась разработка, апробация и внедрение новых авторских программ, которые способствовали бы более успешному развитию ребенка. Первоначальные варианты таких программ уже созданы, рассмотрены на методическом объединении и используются в работе.

В целях более активного и эффективного включения в процесс работы по социализации и развитию детей и родителей в штат детского сада - школы развития введены должности социальных педагогов семейного типа (в настоящее время они занимаются созданием социальных историй всей семьи и на каждого ребенка). Составляется характеристика микрорайона, которая позволит подойти к использованию воспитательных возможностей социума с научных подходов.

Одновременно социальные педагоги проводят диагностирование внутрисемейных отношений, выявляют воспитательный потенциал семей, дифференцируют семьи на определенные типы, что позволит затем более грамотно разработать программы воздействия на них.

В ходе диагностики выявляется положение ребенка в семье (комфортность, дискомфортность), структура семей, их функционирование. Социальные педагоги гуманизируют также взаимоотношения семей как систем с воспитательно-образовательным учреждением.

Большое внимание уделено при построении воспитательно-образовательного процесса личностно-ориентированному подходу к ребенку. Этим занимается психолог. Проводятся срезы в динамике по выявлению интеллектуального уровня развития детей, комфортности их положения в первичных коллективах.

Одним из основных типов образовательных учреждений, создающих необходимые условия для гармоничного развития личности, является комплекс «сад - школа», соединяющий в себе дошкольное учреждение с группами развивающего обучения и начальную школу 1-й ступени общего образования с продленным днем.

Такой комплекс должен помочь детям развить не только интеллектуальные, но и духовные и физические задатки, реализовать интересы и склонности, выработать нравственные убеждения, терпимость, понимание приемов деятельности в коллективе; научить бережному и заботливому отношению к окружающей среде; создать условия для успешного обучения на всех ступенях, для развития независимого творческого мышления, для удовлетворения духовных потребностей; поощрять самоактуализацию и самореализацию, уверенность в себе, стремление брать на себя ответственность.

Принципы деятельности комплекса «сад - школа»: подход к ребенку как субъекту всех видов деятельности, присущих дошкольному и младшему школьному возрасту; совместная поисковая деятельность при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий с педагогом. Коллективное решение детьми учебных задач в процессе позволяет им понять условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков.

Приоритетное значение имеют умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие (такое единство влияет на развитие детей, их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самостоятельности), подготовка кадров, умеющих воспитывать и обучать детей в соответствии с принципами развивающего обучения.

Главная цель образовательного процесса состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития в качестве самоизменяющегося субъекта учения. Так как «субъект учения» - это человек, умеющий учить себя, самостоятельно ищущий средства расширения границ известного, доступного, необходимо, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное содержание образования в комплексе «сад - школа» составляют способы самоорганизации собственной деятельности как формы развития личности, задаваемые в ходе усвоения основных видов человеческого сознания: научного, художественного, нравственного, правового. При этом важно учитывать, что с началом обучения в первом классе двигательный режим ребенка значительно изменяется, возрастает объем статической нагрузки.

Высокий уровень учебно-воспитательной работы во многом зависит от уровня педагогического мастерства специалистов-педагогов. Каждый из них разрабатывает авторскую программу своей деятельности на учебный год, пополняет теоретические и практические знания через разнообразные формы методической работы, через мини-педсоветы.

Установка на «самоценность» детства, отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых его интересам и склонностям форм обучения не исключает обучения, использования специфических видов деятельности (рисования, конструирования, игры) как основных способов становления личности ребенка в шестилетнем возрасте.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников способствует постепенному переносу интереса и увлеченности игрой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается.

Взаимосвязанность в работе учителя и воспитателей позволяет обеспечить качественный подход к обучению детей. Зная методику работы с первоклассниками-шестилетками, воспитатели, проводят дифференцированную работу с детьми во второй половине дня. Воспитатель является связующим звеном между учителем и родителями, в работе с которыми применяются такие формы, как встречи со специалистами (преподавателями английского языка, этики, хореографии), анализ физического состояния детей в начале и середине года, тестирование родителей по вопросам функциональной и психологической подготовленности ребенка к школе, встречи и беседы за круглым столом с привлечением научных сотрудников.

Положительные результаты в решении задач всестороннего развития детей, обучающихся в первом классе дошкольного учреждения, возможны только при условии правильно организованной, четко отлаженной системы педагогического процесса, методического руководства.

Таким образом, инновации в сфере дошкольного образования региона имеют глубокий характер: изменяется структура детских садов, обновление содержания педагогических процессов, вводятся новые технологии образования и обучения, построенные в соответствии с закономерностями психологического и физического развития современного ребенка, с учетом результатов психологического диагностирования.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.