29.01.2012 15622

Современные подходы к организации образовательного процесса в вузе

 

Одной из важнейших задач образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является задача достижения нового, современного качества образования. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Педагоги должны сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности студента. Данное положение означает, что сегодня уже нельзя ограничиваться понятием «знания, умения, навыки». Вот почему появилось новое понятие «современные ключевые компетенции» как условие для достижения высокого качества образования.

Высокое качество образования (соответствие требованиям потребителя) достигается в процессе образовательной деятельности студентов вуза. Учебная деятельность как важнейшая часть образовательной деятельности в настоящее время понимается в качестве специального объекта организации, управления, контроля. В процессе этой деятельности воспроизводятся накопленные человечеством знания, способы деятельности. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

В процессе учебной деятельности студенты овладевают обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Средствами учебной деятельности являются: а) интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, сравнение и др.); б) знаковые, языковые средства.

Продуктом учебной и исследовательской деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики. «Продуктом также является, - отмечает И.А. Зимняя, - внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах».

В плане понимания особенностей организации учебной и исследовательской деятельности студентов важно учитывать компонентный состав внешней структуры учебной деятельности: учебная мотивация, учебные задачи в определенных ситуациях (в различных формах заданий); учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

Учебная деятельность реализуется в цепи действий. Это означает, что учебная деятельность, учебные действия должны проектироваться в контексте будущей профессиональной деятельности. Эффективность этой деятельности будет зависеть от уровня мотивации, профессиональной направленности студентов: чем выше уровень развития профессиональной направленности, тем эффективнее учебная и исследовательская деятельность.

При организации учебной и исследовательской деятельности студентов (УИРС) сегодня особенно важно учитывать требования информационного подхода.

В компьютерной среде выделяют следующие три категории учебных действий: умственные действия с абстрактными понятиями; умственные действия с виртуальными объектами; действия с реальными объектами.

«В работе с компьютером складывается особый тип мышления, в котором на первый план выдвигаются умения анализировать исходные условия, строить иерархические структуры целей, проектировать и отлаживать на основе обратной связи алгоритмы этапов решения задач, выполнять учебные действия, используя компьютер как инструмент познавательного процесса, обобщить и перенасытить свернутые структуры из одной задачи в другую, анализировать и критически оценивать результаты». Способность свободно действовать в информационной среде можно выразить через понятие информационная компетентность. «Системно-деятельностная, когнитивная, коммуникативная, технологическая компетентности, - отвечает А. М. Коротков, - это элементы метапонятия «информационная культура».

На современном этапе развития образования особенно актуальным становится инновационный подход к организации учебной и исследовательской деятельности студентов, который предполагает введение инновационных методов обучения. «К числу критериев активных, в том числе инновационных, методов обучения можно отнести как минимум следующие: рефлексивный тип мышления, способность проектировать новые формы действия, умения выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы в ситуации неопределенности». При этом важно учесть, что активизация обучаемых возможна при условии, если им передается обобщенное понятие о механизмах употребления усвоенного способа деятельности в различных ситуациях (способы мышления, понимания, рефлексии, мышления - речи).

Инновационные технологии всегда способствуют активизации учебной деятельности. Одним из путей, средств данной активизации является проективное образование (проект, метод проектов получили новый импульс развития в современных условиях).

Проективное образование - это реальный способ воплощения на практике личностно-ориентированного подхода к организации процесса УИРС. В процессе очного образования студентам предлагаются для решения не только учебные задачи, задания, но и реальные проблемы, имеющие для студентов личностный смысл. «В отличие от традиционного, в том числе гуманистического, проективное образование является не просто личностноориентированным, то есть направленным на личность как объект обучения и воспитания, но выступает как личностно-центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого студента, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями».

В этой связи важно упомянуть задачу развития у студентов готовности к учебной и научной деятельности: планированию, умению организовывать свою деятельность, полноценно учиться, общаться.

Эффективность процесса формирования такой готовности в немалой степени зависит от многих условий: методического обеспечения, мастерства преподавателей, уровня развитости студентов, потенциальных возможностей образовательной среды. И все же главное из них - самостоятельная работа студентов, наличие у них такого качества, как самостоятельность.

Самостоятельность - ядро содержания понятия «компетентность» «Концепция профессиональной компетентности предполагает введение человека в общий культурный мир ценностей. В этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, профессионал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое пространство культуры».

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается созданием учебно-информационной, профессионально-ориентированной среды, предназначенной для достижения оптимальных условий для формирования специалиста. Такой подход называется средовым.

В широком смысле понятие «среда» - это совокупность условий, обеспечивающих развитие, социализацию и воспитание человека. Под обучающе-воспитывающей средой понимают образ функционирования конкретного образовательного учреждения или нескольких учреждений одного типа. В таком случае обучающе-воспитывающая среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных и морально-психологических компонентов, информационно-технологических ресурсов. Если иметь в виду среду одного образовательного учреждения, то такую среду называют локальной образовательной средой.

Локальная образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, это единство пространственно-предметных и социально педагогических компонентов, когда каждый такой субъект осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды. Качество такой среды определяется качеством ее пространственно-предметного содержания, качеством отношений, качеством связей между ее элементами.

Наряду с термином «обучающе-воспитывающая среда», употребляются и такие, как «информационное пространство», «информационная среда», «информационное поле».

Информационное пространство - это мир, в котором живет человек, т. е. объективная и субъективная реальность. Объективная потому, что она существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества.

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых осуществляется его деятельность. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды: если эта деятельность является образовательной, то и среда будет являться информационно-образовательной. Поэтому учебная деятельность протекает в учебной информационной среде дисциплины (предмета), вуза. «Информационная среда, - отмечают исследователи, - в отличие от информационного пространства, требует специальных мер по своему созданию».

Выделение информационной среды как сегмента образовательной среды позволяет сделать вывод о необходимости выделения информационной деятельности как самостоятельного вида деятельности.

Информационная деятельность не только имеет прикладной характер - выступает в качестве условия успешности учебной и научной деятельности, но имеет и самостоятельное значение - развивает определенные личностные качества, требует специфических знаний, умений: умения работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации).

Другой характерной особенностью информационной деятельности является то, что она лишь содержит потенциальные возможности для усвоения информации, однако индивид должен уметь получить, извлечь эту информацию, перевести ее в личное знание. Эти умения формируются в процессе обучения.

Конкретная информационная среда учебной деятельности формируется преподавателями (педколлективом учебного заведения), государством (социальный заказ). «Правильно организованная учебно-информационная среда позволяет учащимся, - отмечают специалисты, - адаптировать ее к себе, и в этом ее принципиальное отличие от реальной информационной среды, в которой такая адаптация не всегда возможна. Информационная среда может изменяться, совершенствоваться, но для этого требуются целенаправленные воздействия». Более того, без продуманных, целенаправленных мер, информационная среда не только не будет развиваться, но может даже препятствовать развитию учащихся.

Характерной чертой развития современной науки является усиление интеграции гуманитарного и естественнонаучного направлений. Назрела потребность понимать мир природы и мир человека в целостности, т.е. рассматривать эти миры как сложную организованную систему.

Особенно важно реализовать принцип целостности в образовании, т.к. именно в образовании на протяжении столетий утверждался другой принцип - принцип разделения учебных дисциплин на гуманитарные и естественнонаучные, технические.

Внутри каждого вида знаний также нарастали дезинтеграционные процессы, что приводило к разобщенности внутренне единого знания. В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению этого недостатка, и при этом возрастает значимость гуманитарных наук.

В области образования на роль основного способа научного познания и инструмента проектирования педагогических систем все увереннее претендует теория педагогической интеграции (М. Н. Берулава, В.С. Безрукова, Ю.С. Тюнников, И.П. Яковлев и др.).

Педагогическая интеграция - это процесс и результат объединения в целостную систему ранее самостоятельных элементов педагогического знания, видов деятельности, прошлого и настоящего. Результатом интеграции являются новые педагогические объекты, имеющие собственную структуру.

Интеграция может осуществляться в соответствии с такими педагогическими целями, как формирование мировоззренческих представлений, развитие мышления, воспитание обобщенной мотивации, формирование новой системы понятий, развитие опыта решения комплексных задач, проблем, формирование опыта поисковой деятельности, создание интегративных курсов и т. д. Приемы интеграции - это действия, способствующие установлению связей между объектами новообразования: обобщение, экстраполяция, моделирование, унификация, универсализация. Средствами интеграции могут служить проблемные ситуации, комплексные программы, упражнения, задания.

Один из путей достижения целостности образовательного процесса в высшей школе - междисциплинарная интеграция, обеспечивающая подготовку современного специалиста, обладающего интегральным типом мышления. В качестве объектов интеграции выступают содержание фундаментальных дисциплин, образовательные технологии, междисциплинарные умения комплексного решения проблем. Результатом такой интеграции является готовность специалиста использовать методологический аппарат каждой отдельной дисциплины в интегративной связи с другими для решения задач (проблем) в познавательной и профессиональной деятельности, так как каждая познавательная задача (проблема) по своей сути является междисциплинарной, комплексной, и поэтому она объективно требует системного анализа, построения целостной модели ее решения.

Значение междисциплинарного подхода к проектированию образовательного процесса заключается в том, что он позволяет заложить объективную основу для управления качеством образования, прогнозирования его результатов: обеспечить синтез знания, убеждения и практического действия, повысить теоретический уровень, осмысленность принимаемых молодыми специалистами решений; преодолевать «предметные» стереотипы мышления, его «разрывность», несоответствия между теоретическими знаниями и практическими умениями.

В этой связи особую значимость приобретает проблема интеграции традиционных и инновационных методов учебно-познавательной деятельности. Их взаимоотношения должны строиться на принципе дополнительности.

Такая интеграция предоставляет дополнительные возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Например, благодаря повышению доли используемых мультимедийных средств повышается наглядность и доступность обучения. Благодаря использованию электронных средств образовательный процесс становится интерактивным, что в свою очередь ведет к повышению интенсивности, продуктивности учебных занятий. Такая интеграция ведет к повышению активности коллективных форм деятельности, к повышению роли самостоятельной работы.

Работа преподавателей в ситуации интеграции должна быть направлена «на создание благоприятных условий для индивидуализации», интенсификации образовательного процесса, на обеспечение контроля познавательной деятельности, на развитие мотивации у студентов к применению современных инновационных технологий.

Одним из важнейших требований к организации образовательного процесса по-прежнему остается принцип целостности. Причиной неудач многих попыток совершенствования образовательного процесса является локальный подход, когда за отдельными элементами, частями теряется целое.

В содержательном отношении целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования накопленного опыта знаний; знаний способов действия; умений и навыков; опыта творческой деятельности.

В аспекте нашего исследования особенно важно обратить внимание на организационные требования к проектированию целостного процесса: единство процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога).

Реальным способом преодоления фрагментарности образования и обеспечения его условности может стать, отмечают ученые, проективное образование, в котором его субъектом становится сам учащийся. Учащийся, студент в таком случае сам проектирует направление своей жизнедеятельности. Такое образование получило название проективное. Проективное образование предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой в соответствии с лучшими образовательными потребностям.

Особенность проективного образования заключается в том, что его основной единицей становятся не учебные задачи, задания, а имеющие для студента личностный смысл проблемы, которые являются жизненно реальными и, поэтому, актуальными для учащихся.

В этой связи становится актуальной задача формирования проектной культуры.

«Проектирование - это самостоятельная работа студентов, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и расчетно-графических навыков при решении практических проблем с использованием последних достижений науки и техники, в том числе и новых информационных технологий».

Педагогическое проектирование имеет в виду: а) обоснованную постановку целей и задач, разработку программы; б) разработку основных этапов будущей деятельности (собственно проекта); в) создание конструкта (графиков, планов, конспектов). При этом «активизация учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается созданием учебно-информационной, профессионально-ориентированной среды, подчиненной достижению оптимальных условий для формирования проектной культуры будущих специалистов».

Проективное образование связано с методом проектов, история возникновения которого восходит к началу 20-х годов прошлого века. Однако сегодня этот метод переживает новое рождение в новых условиях, с широким внедрением информационных технологий.

В современном понимании метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Важнейшая черта этого метода - нацеленность на получение конкретного результата. Результат этот может быть получен, когда учащиеся проявляют способность самостоятельно мыслить, творчески решать проблемы.

Умение пользоваться методами проектов - это показатель высокой квалификации преподавателя.

Основными требованиями к использованию методов проектов являются следующие:

– наличие значимой в научно-исследовательском плане задачи, проблемы, которые необходимо решить (такая значимость становится тем больше, если проблема имеет для учащихся личностных смысл);

– самостоятельная (индивидуальная или групповая) деятельность учащихся;

– применение активных и интерактивных способов решения проблем;

– структурирование содержательной части проекта;

– применение исследовательских методов;

– обсуждение методов исследования;

– сбор, систематизация и анализ полученных данных;

– подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

– выводы, выдвижение новых проблем исследования

Основным смыслом, результатом реализации указанных подходов к организации образовательного процесса должен стать высокий уровень качества образования - его соответствие ожиданиям потребителя. Достижение качества - это и процесс, и его результат. Следовательно, качество может иметь степень, уровень.

Качество - это совокупность свойств объекта, обуславливающая выполнение его функционального назначения.

Под качеством образования понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» (С.Е. Шишов, В.А. Кальней).

Контроль качества - это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Такая проверка позволяет своевременно предсказать недопустимое понижение качества и принять соответствующие меры. Суть контроля качества заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с требованиями нормативных документов, т.е. проведение оценки качества.

Мерами свойств объекта контроля, определяющими его качество, являются показатели качества. Для установления качества объекта необходимо определить фактическое и эталонное значение показателя качества. Тогда под оценкой качества будем понимать сравнение фактического значения показателя качества с эталонным, установленным государственными требованиями.

Процедура оценки качества состоит из совокупности следующих операций: выбор номенклатуры показателей качества; выявление эталонных значений показателей качества; выбор метода установления фактических значений показателей качества; установление фактических значений показателей качества; сравнение фактических значений с эталонами значений; описание результатов оценки качества.

Выбор номенклатуры показателей качества и их эталонных значений зависит от цели, поставленной при оценке качества. Например, при аттестации образовательного учреждения (ОУ) номенклатура показателей качества задана федеральным нормативным документом «Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации ОУ», а эталонные значения показателей качества - требованиям ГОСов. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей качества являются измерительный и экспертный.

Контроль качества является обязательной составляющей системы управления образовательным процессом. Под управлением качеством понимают систему мер по организации и развитию образовательной среды, т. е. систему мер по воздействию на условия и факторы, влияющие на качество.

Новым понятием, обобщающим сложную систему работы по управлению качеством, является понятие «мониторинг качества образования».

Мониторинг качества образования - это систематическая регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на федеральном, региональном и местном уровнях.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценка педагогических действий, оценка степени достижения поставленных целей, установление причин отклонений, прогнозирование развития образовательных систем. Кто является субъектом мониторинга в вузе? В первую очередь кафедра. На общевузовском уровне осуществлять мониторинг должна методическая служба. Именно она должна осуществить переход от традиционного сбора сведений к образовательному мониторингу, предполагающему постоянное слежение за состоянием системы образования на основе целостной и достоверной информации, добываемой и обрабатываемой с использованием современных технологий.

Образовательный процесс можно оценивать по качеству преподавания, содержания программ, учебно-методического обеспечения и т.д. Вместе с тем критериями оценки качества могут быть наличие творческой атмосферы, этика отношений между преподавателями и студентами, личностные характеристики выпускников вуза, их востребованность на рынке труда.

Однако крайне редко пока применяется такой критерий, как организация самостоятельной работы: характер заданий для самостоятельной работы, соотношение аудиторной и самостоятельной работы, информационное обеспечение самостоятельной работы, ее контроль, управление. Оценка качества образовательного процесса должна быть дополнена оценкой качества личной компетентности студентов - знаний, готовности успешно применять знания и умения на практике, ответственность, физический и психофизиологический потенциал.

Высшим уровнем качества является компетентность специалиста, его способность к эффективной профессиональной деятельности.

При оценке качества необходимо учитывать условия, факторы, влияющие на качество учебной, научной и информационной деятельности: уровень подготовки абитуриентов, оснащенность учебно-методическими комплексами, компьютерами, методиками исследований, лабораторной базой; мотивация студентов; использование информационных технологий; организация самостоятельной работы; уровень подготовки преподавателей.

Некоторые исследователи считают, что качество преподавания не сводится к качеству подготовки преподавателя, а основывается на комплексе личностных свойств, отношений, способностей, внутренней мотивации преподавателей, их чувстве корпоративной общности.

Уровень мастерства преподавателя можно оценить через определение его ключевых компетенций и технологию их оценки.

В качестве таких компетенций могут выступать, например, следующие компетенции: общая и личная значимость формируемых знаний, умений, навыков и качеств, способов продуктивной деятельности; формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций; создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта; мотивация к самосовершенствованию.

Оценкой качества служит система «зачетных единиц». Зачетная единица - условная величина, отражающая объем знаний и практических навыков по отдельным учебным дисциплинам, полученных во время аудиторных занятий (на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях) и при самостоятельной работе.

Зачетные единицы, увеличение роли самостоятельной работы стимулируют студентов к освоению различных способов поиска и сбора необходимой информации по изучаемой дисциплине, ориентируют преподавателей на совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса в целях его индивидуализации, придания ему личностно-ориентированной направленности.

Проделанная работа по изучению современных научных подходов к организации образовательного процесса в вузе, обеспечения его целостности и высокого качества позволяет сделать вывод о том, что одним из важнейших принципов личностно-ориентированного подхода является опора на активность, самостоятельность, творческую направленность личности студентов. Интерактивными понятиями, способными выразить описанные подходы и ориентирующими педагогов на усиление практической направленности изучаемых дисциплин, являются понятия «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход».

 

АВТОР: Горденко Н.В.