29.01.2012 30937

Академические компетенции как предмет педагогического исследования

 

Компетентностный подход возник как альтернатива абстрактно-теоретическим знаниям.

Для целостного определения качеств профессионала - специалиста в своей профессиональной области - сегодня предлагают использовать интегративное понятие «ключевые компетенции».

Ключевые компетенции - это не просто система знаний, умений и навыков, а способность применить знания, умения, навыки в конкретной ситуации для эффективного решения задач (проблем).

Ключевые компетенции формируются преимущественно на основе знаний-инструментов, которые включают в себя человека познающего и стратегии познавательной деятельности, в отличие от знаний-описаний - совокупности конкретных научных сведений об окружающем мире (О.Н. Голубева, А.Д. Суханов).

Знания-инструменты имеют междисциплинарный характер (их нельзя механически запомнить) и служат главным средством для создания целостной картины мира, которая впоследствии находит адекватное отражение в знаниях-описаниях.

Вышеизложенное позволяет разграничить понятия «обучение» и «образование». Процесс обучения направлен на формирование конкретных (ограниченных) знаний, умений, навыков. Процесс образования - шире, сложнее, включает в себя освоение фундаментальных моделей, воспитание человека познающего (воспитание у студентов потребности и умений использовать знания-инструменты для целостного решения познавательных и профессиональных проблем, задач), что является одним из важнейших факторов формирования личности, обладающей целостным миропониманием.

Идея развития компетентности заключается в том, что знания, приобретаемые в вузе, должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретаемых человеком вне системы формального образования. Компетенции формируются в учебе, во всех других видах деятельности. Средствами формирования компетенций являются образование, профессиональная подготовка, семейное воспитание, социокультурная деятельность, которые составляют содержание непрерывного образования.

Таким образом, главная идея организации обучения, направленного на формирование компетенций, заключается в интеграции различных дисциплин в области формирования обобщенных умений решения познавательных и профессиональных задач.

В последние годы в научной литературе, в документах Минобразования России (в том числе и в рекомендациях, о которых говорилось выше) все чаще, наряду с термином «профессиональная компетентность», используется термин «компетенции».

Компетенции - способность субъекта целесообразно применить имеющиеся у него знания и умения в конкретной ситуации для эффективного решения поставленной задачи.

Образовательные компетенции - это не только знания, умения, навыки, но и способность (готовность) эффективно применять знания и умения в реальной ситуации. Образовательные компетенции - это знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности. С точки зрения А. Хуторского, «образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности».

Среди ключевых образовательных компетенций выделяют: ценностно-смысловую (ценностные ориентации, составляющие ядро мировоззрения); общекультурную; учебно-познавательную (компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности); научно-информационную; коммуникативную; социально-трудовую; компетенцию саморегуляции и рефлексии.

Ядром понятия «компетенция», как сказано выше, является способность (готовность) к практическому применению знаний, умений.

В психологическом аспекте такая готовность включает следующие компоненты: мотивационный (устремленность к успеху, направленность на обретение социально значимыми и профессионально важных качеств); эмоциональный (уверенность в собственных силах, удовлетворенность достигаемыми результатами); волевой (самоконтроль, саморегуляция); интеллектуальный (умственная работоспособность); операциональный (владение приемами и способами деятельности).

Одним из эффективных способов повышения мотивации студентов к овладению образовательными, и другими компетенциями является ориентация на достижение успеха, моделирование ситуации успеха. Участие студентов в научно-информационной деятельности, в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, учебные достижения, вторичная занятость - все это является важнейшими средствами достижения успеха, формирования профессионального достоинства личности, усвоения корпоративных норм поведения.

Прежде чем переходить к отбору ключевых компетенций, определимся с дефиницией этого понятия, его родовыми и отличительными признаками.

Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования, мы будем отличать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»:

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Там, где это возможно и необходимо, мы будем разделять эти понятия, имея в виду под компетенцией наперёд заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).

Соответственно, компетенция жестко коррелирует с культурным прообразом: так, например, культурно-досуговые компетенции рассматриваются как проявление европейской культуры, в то время как русская культура соотносится в большей степени с духовными компетенциями и общекультурной деятельностью.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

В этом же контексте функционирует и понятие «образовательной компетенции», понимаемой как «совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» (Хуторский А.В.). В этой связи, образовательные компетенции дифференцируются автором по тем же уровням, что и содержание образования.

Однако наиболее показательными в обсуждении компетентностного подхода по-прежнему остаются два недостаточно оцененных обстоятельства, выявившихся в процессе дальнейших обсуждений.

Причины введения в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов - компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций - научно обоснованы учеными стран Европейского Союза в середине 80-х гг. минувшего столетия (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо и др.).

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Последние три конструкта объединяются нами в метаобразовательный концепт - ключевые квалификации.

Компетентности, в отличие от обобщенных, универсальных знаний, имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компететности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания.

Компетентность - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Рассмотрим модель профессиональной образовательной программы (ПрОП). Предлагаемая нами ПрОП должна сформировать у студентов следующие основные компетенции:

1) способность продемонстрировать знание основ и истории базовых дисциплин;

2) способность правильно использовать методы и технические навыки в рамках дисциплины, что предполагает повышенное внимание к организации разного рода практических занятий и самостоятельной работы студентов;

3) способность воспринять новую информацию в избранной профессиональной сфере и дать ее толкование (это требование обеспечивается большим объемом общеэкономических дисциплин, позволяющих выпускнику легко ориентироваться в избранной области, а также в будущем продолжить свое образование по смежным направлениям подготовки);

4) умение продемонстрировать понимание общей структуры профессионального информационного поля и связей между его частями (формирование этой компетенции осуществляется через такие формы активности, как спецсеминары, практики, письменные работы, в том числе выпускная квалификационная работа);

5) способность оценить качество исследований и информации в данной предметной области, понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий, что обеспечивается изучением специальных дисциплин, в том числе дисциплин по выбору студентов;

6) способность осуществлять профессиональную деятельность в быстроменяющемся информационном поле (возможность этого обеспечивается введением в ПрОП дисциплин организационного модуля).

Первые две из названных компетенций являются инструментальными, с третьей по пятую - системными, шестая носит межличностный характер.

Определение компетенции как единицы социализации (процесса присвоения, освоения человека социальных норм и ценностных ориентиров) позволяет прогнозировать более гибкое социальное поведении индивида, комфортность его пребывания в обществе, об эффективности (для себя и для общества) исполнения им определенных социальных ролей, об успешном функционировании в социуме. Индивид осваивает, принимает социальные нормы и ценностные ориентации (социальные ориентиры). Благодаря последним способен воспроизводить усвоенные способы деятельности в нестандартной ситуации, адаптируя к ним ранее усвоенные алгоритмы. Компетенция интерпретируется как социокультурная умелость, способность встраиваться в ситуацию, читать социальные тексты. Обе трактовки понятия «компетентность» включают два аспекта: когнитивный и операциональный, неразрывно связанные между собой. Компетентность в этом случае объединяет в себе знание и способность его реализации. В первом случае знание выступает как предписание, как усвоенная норма. Во втором - эта норма осознана и включена в контекст личности.

Компетентность ученика предполагает целый спектр его личностных качеств. Как отмечается в «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Иными словами, компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. Таких качеств целый веер - от смысловых и мировоззренческих (например, зачем мне необходима эта компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю её в жизни).

Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а также при проектировании учебников и учебного процесса. Какие именно ЗУНы, способы деятельности и по отношению к каким предметам деятельности должны применяться учеником? В каких учебных курсах? Как часто? В какой последовательности? В какой связи с другими компетенциями? Ответы на эти вопросы требуют соответствующих исследований.

Мы выделяем следующие функции компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам образования:

По отношению к личности ученика:

– отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

– характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его «обособленности» и практической подготовленности;

– задают минимальный опыт предметной деятельности;

– развивают возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных;

– многомерны, т. е. охватывают все основные группы развиваемых личностных качеств ученика;

– представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся;

– в совокупности определяют и отражают функциональную грамотность ученика.

По отношению к ЗУНам:

– не противостоят ЗУНам, находятся в отдельной плоскости по отношению к ним, имеют с ними сопересечения;

– включают в себя «связки» ЗУНов, объединяемых на определённых основаниях, например, по отношению к конкретным объектам или процессам;

– связаны со способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности по междисциплинарному кругу вопросов;

– обеспечивают овладение комплексной образовательной процедурой, имеющей личностно-деятельностный характер.

Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенции». Компетенции для студента - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены и состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции:

– название;

– тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);

– круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

– социально-практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);

– смысловые ориентации студента по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);

– знания о круге реальных объектов;

– умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;

– способы деятельности по отношению к ним;

– минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции (по ступеням обучения);

– индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности студента (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трёхуровневую иерархию компетенций:

– ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

– общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

– предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций мы определяем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлении и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с различными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), студент должен уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студента каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции студента будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования:

– реальные объекты изучаемой действительности;

– общекультурные знания об изучаемой действительности;

– общеучебные умения, способы деятельности.

Следует разделить общие (общеобразовательные) и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Если первые в большей мере относятся к тематическому общепредметному содержанию образования, например, к овладению общенаучными понятиями и категориями, то вторые - к собственно учебному процессу, владению студентами самоорганизацией, планированием, рефлексией, самооценкой и другими аналогичными способами деятельности.

Для удобства проектирования образовательных компетенций сгруппируем общеучебные умения, навыки и способы деятельности в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.;

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки студента, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности и т.п.

Перечень групп качеств опирается на целостное представление о студенте как о существе, имеющем физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющие, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому эти качества личности - сквозные по отношению к перечисленным блокам качеств.

Проделанная аналитико-синтетическая работа по изучению сущности понятия «компетенция» позволяет определить состав компетентностей, являющихся компонентами академической культуры.

Таким образом, компетентности - это укрупненные единицы на макроуровне компетентностного подхода. Компетенции - это составные части каждой из компетентностей, выделяемые на мезоуровне компетентностного подхода.

В свою очередь в каждой отдельной компетенции можно увидеть операциональные умения и навыки (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т.д.), выделяемые на микроуровне компетентностного подхода.

Успешность формирования, развития ключевых компетенций (в том числе и учебно-познавательных, научно-информационных) зависит не только от дидактического, учебно-методического, но и психологического обеспечения образовательного процесса.

Психологическое обеспечение образовательного процесса включает: психологическую диагностику и типологизацию студентов по психологическим особенностям, создание условий для личностного и профессионального развития, систему мер мотивации студентов к учебно- познавательной и научно-информационной деятельности; психодиагностический контроль достижений студентов.

Таким образом, психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляется путем целенаправленного и планомерного использования психологических знаний в организации и управлении процессом формирования образовательных компетенций.

В целом можно сделать следующие выводы:

Непрерывное образование (образование через всю жизнь) требует от специалиста готовности к профессиональному саморазвитию, социальной и профессиональной мобильности. По этой причине одна из главных целей образования - научить учиться, самостоятельно добывать знания, т.е. сформировать академическую культуру.

Существуют различные научные подходы к организации образовательного процесса, направленного на формирование академической культуры. Для нашего исследования в качестве теоретических основ его организации послужили личностно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы, контекстный подход (организация образования в контексте профессиональной деятельности), информационный подход.

Систематизирующая роль принадлежит компетентностному и междисциплинарному подходу (при условии их тесной интеграции, целостности).

Другим важным выводом служит утверждение о том, что эффективным механизмом реализации личностно-ориентированного подхода является концепция проективного образования (проективная педагогика), т.к. благодаря методу проектов достигается высокое качество образования.

Интегративным понятием, обобщающим комплекс, систему компетенций, является понятие «академическая культура», которое включает в себя в качестве подсистемных следующие компетентности: информационную, языковую, интеллектуально-эвристическую, рефлексивную, способность к научной организации труда и другие.

Из комплекса таких компетентностей следует выделить в качестве системообразующих первые три - информационную, языковую, интеллектуально-эвристическую. Эффективность их формирования определяется степенью разработанности сущности, механизмов реализации компетентностного подхода.

Естественным генетическим прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения. В этой же логике, компетентностный подход воспринимается как своеобразное противоядие против многопредметности.

В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. При этом в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия выдвигается понятие «ключевые компетентности», поскольку оно обладает интегративной природой, объединяя знание, навыки и интеллектуальную составляющую образования.

Из ряда сторон профессиональной компетентности, упоминаемых во множестве работ, можно выделить следующие.

1. Актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способности продуктивного владения современными компьютерными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности).

2. Когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, новый инструментарий, новые информационные и компьютерные технологии, выявлять информационную недостаточность, способность к успешному поиску и освоению, использованию необходимой и достаточной научной информации, умение учиться и учить других).

Компетентность интегрирует в себе три аспекта - когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). При этом, индивид не только освоил заданные извне ценностные ориентиры. Он является индивидуальностью, обладающей способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал неопределенности, выбора (веера возможностей), должна находить резонанс в культурном и социальном опыте студента. Образовательная компетенция предполагает, что студент не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

 

АВТОР: Горденко Н.В.