29.01.2012 2446

Педагогическая поддержка процесса формирования академических компетенций

 

Основные меры авторской методики формирования академических компетенций у студентов э можно классифицировать на организационно-педагогические, методические и психологические.

1. В группу организационно-педагогических мер входят: изменение характера деятельности библиотечно-справочных служб с целью формирования у студентов информационных компетенций, опыта работы в информационных сетях; организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода; применение информационных технологий в ходе самостоятельной работы.

Роль библиотечно-справочных служб в формировании у студентов информационных компетенций.

Для решения поставленных задач структура современной вузовской библиотеки должна быть иной: необходимо создание информационно-аналитического, маркетингового подразделений библиотеки, а также компьютерного центра.

Ряд наиболее распространенных форм и услуг, которые студенты хотели бы получить в библиотеках (в зависимости от частоты упоминания той или иной услуги) выглядит следующим образом: работа с учебной и научной книгой или научным журналом; ксерокопирование отдельных публикаций; использование компьютера в библиографическом поиске; получение широких информационных услуг; знакомство с новыми поступлениями; изучение иностранных языков; создание консультативных кабинетов по новым направлениям знания; овладение компьютерной грамотностью.

Обучение студентов разысканию литературных источников проводится в библиотеке с целью изучения правил работы в ней, методики поиска информации, обучения студентов работе с каталогом, картотекой. Особое внимание уделяется обучению технике работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, а также оформлению библиографических карточек, подбору и составлению списка литературы по теме.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели, задач и характера текста. Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать только существенно новое, составляющее основу знаний.

Быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Оно представляет активный сознательный процесс, в ходе которого анализируются факты, суждения, происходит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. В тех случаях, когда достигается совершенство, такое чтение частично переходит в аналитическое, которое мы отдельно не рассматриваем.

Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного, нежели медленное.

Не следует забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: углубленное, панорамное быстрое, выборочное, чтение-просмотр-сканирование.

Освоив методы быстрого чтения, человек всегда будет быстро читать, удерживая большой поток информации. Навыки быстрого чтения:

– помогут справиться с информационным взрывом;

– гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение;

– покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;

– помогут обрести новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

В работе с научной и популярной книгой большое значение имеет определенная система. Чтение такого рода книг может быть различным: просмотр, выборочное чтение, полное чтение и изучение.

Студентам необходимо объяснять, показывать, что выбор способа чтения зависит от цели. Составить о книге общее представление (степень научности, манеру изложения, стиль и т.д.) можно путем беглого просмотра. В систему первоначальной оценки книги входит просмотр книги (распространенный метод, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении).

Чтение учебника - это углубленное чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.

Записи при чтении вообще дисциплинируют читателя. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем воспринятого. Записанное лучше усваивается, прочнее откладывается в памяти. При записи прочитанного формируются навыки свертывания информации. Чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность, производительность труда.

Наиболее совершенным видом записи прочитанного является конспект. В качестве обязательного составного элемента в него включается план изучаемого произведения.

Обучение студентов конспектированию начинается с составления точного, тщательно продуманного плана. Хорошим можно назвать лишь тот конспект, который построен в полном соответствии с планом произведения.

Конспект включает тезисы, которые составляют основу его содержания. Тезисы не содержат фактического материала, приводимого в книге или произведении. Кроме того, в них внимание сосредотачивается на выводах автора, что придает записи некоторую отрывочность. Тезисы характеризуются также большей краткостью, сжатостью и категоричностью. Можно сказать, что конспект - это тезисы в несколько расширенном виде, а главное - дополненные рассуждениями и доказательствами автора.

Следовательно, чтобы студент умел хорошо конспектировать, нужно научить его правильно составлять план и тезисы. Наконец, в конспект входят и выписки: отдельные выдержки, факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из читаемой книги.

Студент должен уметь различать запись лекции и конспектирование книги. Отличие состоит в том, что при конспектировании мы работаем с печатным текстом, темп чтения зависит от читающего; можно остановиться, прочитать еще раз и подумать, чего нельзя делать при записи лекции.

Следует стремиться, по возможности, все записывать своими словами, так как записанная своими словами мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

Различают два вида конспекта - простой и сложный. Простой конспект представляет собой сплошную запись без особого анализа и оценки текста. Составление сложного конспекта требует более высокого уровня умения работы с книгой. Здесь необходимы навыки расчленения текста, критического рассмотрения и обобщения прочитанного. Сложный конспект включает в себя, как уже говорилось выше, план, тезисы, цитаты.

Нередко содержание темы отражается в нескольких источниках. В этом случае конспект включает в себя наиболее существенное содержание отобранных источников, отражающих узловые вопросы темы. Такой конспект называется тематическим, он приближается к реферату.

Составление конспекта - значительный труд, требующий вдумчивой, целенаправленной работы, позволяющей придать завершающий, подытоживающий характер самостоятельной работе с книгой.

Студенты должны усвоить следующие требования к оформлению конспекта: писать аккуратно, каждую мысль начинать с новой строки, оставляя широкие поля для замечаний и дополнений. Рекомендуется выделять заголовки, подчеркивать наиболее важные положения. Приступая к составлению конспекта, надо, прежде всего указать выходные данные книги (статьи): фамилию автора произведения, полное название работы, год издания, наименование издательства. При конспектировании статей необходимо записать название журнала, газеты или сборника, где статья напечатана. В тексте конспекта следует обязательно отмечать страницы конспектируемой книги, чтобы в случае надобности можно было, руководствуясь конспектом, быстро отыскать в ней нужное место.

Записи не должны быть однообразными. Практикуются различные способы выделения текста в зависимости от их значимости: применение различного «шрифта», подчеркивание, замечания на полях, различные обозначения.

Вышеназванные умения и навыки работы с информацией имеют обязательный характер и служат основой для овладения более сложными способами образовательной деятельности.

Организация СРС в контексте компетентностного подхода.

СРС в учебной деятельности организуется на разных уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, преподавателя и, наконец, на индивидуальном уровне студента, от которого требуется умение правильно составить конкретный личный план работы на день, неделю, а иногда и на месяц, год вперед; умение правильно распределить свои усилия на овладение учебным материалом. В результате формируется коллективная заинтересованность всей учебной группы в качественном изучении дисциплины.

Задача преподавателя - тактично управлять процессом обучения: создавать и поддерживать соответствующую рабочую атмосферу, направлять деятельность в нужное русло, при необходимости корректировать действия студентов, помогать им выйти из затруднительного положения, задавать проблемные ситуации, ставить вопросы. При подобной организации занятий повышается активность, инициативность студентов, качество усвоения предлагаемых им сведений.

В процессе обучения характер самостоятельной работы, организованной в контексте НИД, системно развивается от простого к сложному. Развитие идет по трем направлениям. Во-первых, осваиваются все более сложные формы представления информации (аннотация -индикативный реферат; библиографический обзор - аналитический обзор; от «прозрачной» по структуре таблицы к более сложным ее разновидностям и т. д.). Во-вторых, усложняется само содержание информации. В-третьих, меняются формы контроля и управления: главной формой контроля становится самоконтроль.

Основным условием организации СРС является ее планирование.

При этом, во-первых, необходимо правильно определить главное в работе. При этом главное в СРС следует планировать ежедневно, а второстепенное - по мере необходимости и наличия времени. На изучение основных профессиональных и специальных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять не менее 80% всего времени СРС.

Во-вторых; некоторым студентам на период обучения предстоит изменить уклад своей обычной жизни, подчинить учебной деятельности почти все свое внимание, привычки, физические и духовные силы. Необходимо вести планирование на трех уровнях. Во-первых, намечаются долгосрочные планы на учебный семестр или четверть. Во-вторых, разрабатываются краткосрочные планы на неделю. И, наконец, составляются ближайшие планы - списки дел на каждый день.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.

Одним из продуктивных способов решения этой задачи может служить организационно-деятельностная игра, в которой проясняются цели, ценности, смыслы самостоятельной работы и формируется инновационный опыт отношений между студентами и преподавателями. Игра может быть включена в программы спецкурсов, научно-методических конференций, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации.

Применение информационных технологий связано не только с прямым формированием информационных компетенций, но и с развитием информационных потребностей.

На базе информационных потребностей и установок формируется система умений и развитых, на их основе способностей, составляющая технологический уровень информационной культуры, который реализуется в информационной деятельности. Процесс информационной деятельности, связанной с умением личности использовать информационные ресурсы общества, можно представить в такой последовательности: постановка цели; формирование предметной области интересов; осознание потребности в информации и формулировка запроса; поиск информации в документных и других информационных источниках; анализ и синтез информации, соотнесение ее с объемом накопленного знания и социальным опытом индивида; оценка, критическое и творческое переосмысление информации; практическое использование конечного результата деятельности.

Будущий специалист должен также научиться на основе свертывания и развертывания информации вступать в различные информационные контакты, осуществлять информационный обмен и общение, организовывать информационные базы в виде личных библиотек, картотек, компьютерных банков данных.

2. В группу методических мер обеспечения эффективности процесса формирования у студентов академических компетенций входят: целенаправленная работа в ходе учебных занятий (на лекциях, семинарах, в ходе практики, подготовки дипломных проектов); методическое обеспечение самостоятельной работы; разработка современных контролирующих методик.

При организации обучения в контексте научно-информационной деятельности семинарские, практические занятия в структурном отношении представляют собой последовательную смену проблемных ситуаций, в которых выполняются самостоятельные задания - индивидуально, в группах, фронтально. Основой предлагаемых заданий являются предварительно собранные самими студентами сведения, организованные ими в форме информационного продукта, а также подготовленный преподавателем дидактический раздаточный материал (учебные тексты, карточки для индивидуальной, групповой и фронтальной работы). Преподаватель активно участвует в ходе занятия, реализуя мотивационную и управленческую функции.

Роль семинара как формы организации вузовского занятия исключительно велика, прежде всего, потому, что оно, по сути, организуется на основе максимального включения студентов в самостоятельную работу при подготовке к нему и столь же максимальной их активности в процессе обсуждения вопросов темы на самом занятии. В процессе подготовки к семинару студенты вырабатывают у себя такие важные навыки работы с литературными источниками, как отбор материала и его логическая обработка в соответствии с уяснением определенной проблемы, литературное оформление результатов при подготовке к семинару (составление плана, тезисов, конспектирование, выписки и т.д.).

Цель семинара будет определять и наиболее эффективные в этом случае методы его проведения. В зависимости от целевой направленности и методов ее реализации семинарские занятия можно подразделить на такие наиболее общие их виды: конференция, семинар-беседа (собеседование), дискуссия, комбинированный семинар.

Практически все курсы вузовской подготовки специалиста сопровождаются практическими занятиями. На младших курсах практические занятия являются своеобразной школой умственного труда.

Эти занятия включают в себя такие виды работ, как: выполнение типовых расчетов; лабораторные и другие работы, которые носят преимущественно тренировочный характер (решение задач, приобретение умений в пользовании оборудованием; проверка знаний, полученных на лекциях, семинарах и самостоятельно). Вследствие этого формы практических занятий могут быть разными: наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта, составление разработок (планов, программ, мероприятий) учебно-воспитательной работы с детьми, решение познавательно-практических задач, типовые расчеты. Методическое обеспечение.

Любая самостоятельная работа эффективна, если она хорошо оснащена учебником, монографией, оборудованием (например, компьютерными программами, пособиями по автодидактике, таблицами, другими иллюстративными материалами, аудиовизуальными средствами).

Нередко СРС в учебной деятельности ограничивается работой с учебной литературой, выполнением устных и письменных заданий к аудиторным занятиям. Гораздо реже студентам поручается изготовление дидактических средств: раздаточного материала, таблиц, рисунков, моделей, аудиовидеозаписей, фотодокументов и т.п. В условиях информатизации образования особое значение приобретают такие задания, как привлечение к подготовке программного обеспечения, к участию в работе по созданию банка данных, базы знаний, к разработке других способов и средств хранения и распространения информации, к подготовке рекламы образовательных возможностей вуза.

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений, более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами при их самостоятельной работе.

Определенный вклад в решение этой задачи должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных учебных и методических пособий, которые по использованным в них способам представления знаний отходят от традиционного исполнения, характерного для большинства учебной литературы.

Вместе с тем учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции.

Управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно-логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны также дополняться методическими пособиями, выполняющими только руководящую и направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.

Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Вместе с тем мыслительную активность, позволяющую студенту полностью раскрыть свои способности и ускорить процесс усвоения получаемой информации, необходимо организовывать в процессе обучения.

Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации ставят обучающегося перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и его мышление.

Постановка обучающегося перед необходимостью выбора и принятия решения может быть реализована с помощью учебных пособий управляющего типа, в которых создаются условия для самоконтроля и самокоррекции в процессе самостоятельного изучения программного материала.

Такого рода пособие состоит из трех частей. Первая включает информационный текст, составленный на основании программы учебной дисциплины, изучая которую, студент получает возможность определить объем необходимого для усвоения материала. Если по данному курсу существует учебник, отвечающий учебному плану, то эта часть пособия может быть исключена.

Осуществление самоконтроля начинается со второй части пособия, содержащей вопросы к информационному тексту и выборочные ответы к ним, которые студент должен подвергнуть анализу. Перед вопросом приводится порция информации, которая концентрирует внимание на определенной части ранее изученного материала и из которой последовательно вытекает поставленный вопрос.

Работа со второй частью не предполагает усвоения новых знаний, но позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, практических занятиях и т.п.) с теми, которыми он овладел в ходе изучения информационного текста, представленного в первой части.

Выбрав и проанализировав ответ, студент обращается за подтверждением к третьей части пособия - консультациям-комментариям к предложенным ответам на поставленные в предыдущей части вопросы.

Консультации построены так, что в случае подтверждения достоверности ответа они развивают далее предложенную мысль, в случае же ошибочности его помогают найти верный путь и определить неточность. Самоконтроль с помощью консультаций дает возможность осмыслить ошибку и самостоятельно ее устранить.

Следует подчеркнуть, что указанные программированные материалы не исполняют роль теста для контроля знаний, так как предназначены для активизации познавательного процесса. Вместе с тем в данном случае выполняется и методическая задача: не разобравшись в вопросе, студент не получит новых сведений. Понимание этого заставляет его быть внимательным к вопросам и не пробрасывать их как вопросы на повторение.

Принимая решения и отбрасывая неверные ответы, студент встречается с необходимостью не просто усваивать информацию, а анализировать ее, исключать несущественное, делать выводы и таким образом подходить к верному ответу на поставленный вопрос. Студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием приемов самостоятельной умственной деятельности.

В качестве форм отчета о СРС могут быть следующие:

– оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях;

– решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;

– конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

– представленные тексты контрольной, курсовой работ и их защита;

– отчет о прохождении практики, отзыв и квалификационная характеристика за подписью руководителя базы практики и куратора практики;

– тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

– успешная сдача текущих курсовых, цикловых и комплексных экзаменов и зачетов, в том числе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

– защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;

– статьи, тезисы выступления и другие публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или факультета.

Как уже отмечалось выше, в часы КСР может проводиться работа и по СРС, в том числе по курсовым проектам (поэтапный контроль выполнения).

Чрезвычайно полезно использовать в часы КСР программированные материалы и компьютерные обучающие программы. Наблюдения показывают, что, помимо индивидуализации, они, как правило, повышают интерес к предмету и обеспечивают более прочные и глубокие знания. В часы КСР срабатывает момент соревнования, состязания, что активизирует и дисциплинирует студента.

Правильной организации самостоятельной работы студентов способствует контроль, реализующий обучающую, воспитывающую и прогностическую функции преподавания в учебном процессе. Как одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, контроль в то же время позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач:

– получать информацию о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности студентов;

– получать информацию об эффективности методов, форм и способов учебно-воспитательной деятельности;

– соотносить план, процесс и результаты деятельности;

– обеспечить следование определенным образцам деятельности;

– соблюдать ограничения в поведении и деятельности, нарушение которых может отрицательно сказаться на результатах деятельности;

– наблюдать за работой студентов с целью корректирования их деятельности.

Форм контроля много (просмотр конспектов лекций, проведение контрольных недель, коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, применение рейтинга, парный контроль, взаимоконтроль), и они должны быть приведены в систему.

Для этого составляется общий график, придающий самостоятельной контролируемой работе целостный характер. Составление подобных графиков и выставление отметок студентам за выполнение заданий позволяют в ходе учебного процесса видеть, какой студент справляется с заданием в обучении, а какой нет, какими знаниями и умениями он уже овладел, какими предстоит еще овладеть. График вывешивается на кафедре. Рядом с ним находится график консультаций преподавателей. Каждый студент может иметь четкое представление об учебном процессе, заданиях, днях самостоятельной работы на полугодие.

Если кафедрами контроль осуществляется в целях обеспечения наивысшего эффекта изучения студентами дисциплин, читаемых преподавателями, то факультетский контроль проводится с целью правильного распределения «временного бюджета» студентов при их подготовке по дисциплинам различных кафедр. Деканат вправе предложить студентам анкету для еженедельного заполнения. С помощью саморегистрации каждый студент отмечает количество часов, отведенных им в течение недели на самостоятельную работу по изучаемым дисциплинам. Эти данные позволяют увидеть среднюю величину реальной самостоятельной работы студентов, а также ее состояние по каждой дисциплине.

Контроль со стороны преподавателя должен быть дополнен самоконтролем и самооценкой студента. Выделяют несколько стадий самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая - отсутствие всякого контроля. Обучающийся ничего не усвоил, поэтому ничего не может контролировать. Это четко наблюдается, когда студент регулярно не готовится к занятиям, не выполняет их, не отвечает на вопросы. В этом случае преподаватель вызывает его на консультацию, помогает составить график работы и сформировать оценочное действие. Вторая стадия - полный самоконтроль. В этом случае студент проверяет правильность и полноту воспроизведения изученного материала. Сам высказывает оценочное суждение, определяет качество усвоения, сам в состоянии исправить неточности. На третьей стадии осуществляется выборочный самоконтроль. Контролируется самое главное. Студент продумывает порядок восполнения пробелов. Четвертая стадия - скрытый самоконтроль, отсутствие видимого контроля. Вместе с этим - высокий уровень подготовки к занятиям, выполнение самостоятельной работы. Ответы и оценочные суждения студентов характеризуются логичностью, аргументированностью, завершенностью, полнотой.

Существуют приемы оперативного контроля знаний. На лекциях проводятся «творческие пятиминутки»: в конце лекции студентам задается вопрос, проверяющий усвоение только что прослушанного материала. В начале эффективны 7-10 минутные предметные диктанты по предыдущему материалу.

Применяют простые варианты безмашинного программированного контроля. Например, при проверке результата самостоятельной работы по изучению сущности воспитательной задачи и требований к ее постановке, задаются вопросы: «Как Вы понимаете «воспитательную задачу»? Это направление в воспитательной работе; результат деятельности; ожидаемое изменение личности, отдельного ее качества; перечень мероприятий; программа действий». Ответ, верно отражающий сущность воспитательной задачи, на них лишь один. Проверка, включающая 5-6 таких вопросов, занимает не более 15 минут.

Эффективны интерактивные контролирующие компьютерные программы, позволяющие не только выявить пробелы в знаниях студентов, но и проводить анализ характерных ошибок, классифицировать их, выдавать индивидуальные рекомендации студентам о необходимости повторения конкретного материала той программы. Они дают преподавателям обобщенную информацию о динамике процесса усвоения материала, о состоянии усвоения определенных разделов курсов в каждой группе и на факультете в целом. Достаточно большой выбор вариантов позволяет использовать программы и для проведения самоконтроля в любое удобное для студента время. В этом случае целесообразно использовать тесты.

Если многоуровневая образовательная система широко вводит свободный выбор во всех видах учебной деятельности, то сразу возникает проблема подбора адекватной системы контроля. Наиболее эффективной, как показывает опыт, является рейтинговая система, обладающая потенциальными возможностями для преодоления недостатков традиционной системы контроля (субъективность, слабая дифференциация и др.). Рейтинг может быть введен для одной дисциплины, одного курса, одной специальности, факультета, вуза. Для его внедрения должна быть проделана значительная по объему подготовительная работа.

3. Меры психологической поддержки процесса формирования академических компетенций.

Меры эти направлены на повышение мотивации студентов на овладение академическими компетенциями, на развитие их интеллектуально-креативных, рефлексивных возможностей, познавательных интересов.

Результатом применения этих мер является формирование индивидуального стиля деятельности, устранение разрыва между процессом усвоения знаний и практическим их применением.

В систему данных мер входят моделирование ситуации успеха, постановка перспектив (ознакомление с моделями карьерного роста), выявление самоограничений, становящихся психологическими барьерами в овладении компетенциями.

Особенно важна роль констультирований, побуждающих студентов к учению, убеждающих, что без конкретных знаний об учебной деятельности будущий профессионал не может состояться. Важным средством психологической поддержки процесса формирования компетенций служит консультирование. Если студенты не приходят на консультацию - это признак плохой методики ее организации, показатель того, что они проявляют пассивность в самостоятельной работе по данной дисциплине или не подготовлены к ней. Для этой работы можно выбрать из студентов помощников, консультантов. Это «знатоки» по отдельным проблемам курса, с ними проводится отдельная работа. По нескольким проблемам студенты готовят вопросы, консультанты отвечают на них. Оцениваются как ответы, так и вопросы. Характер и глубина студенческих вопросов есть показатель интереса к изучаемому предмету и уровня их готовности к самостоятельной деятельности.

Умение грамотно и корректно сформулировать вопрос - одно из важнейших умений самоуправления познавательной деятельностью. Вопрос - это форма выражения того «незнания», которое должно быть восполнено в процессе решения творческой задачи (самостоятельной работы). Целенаправленно развивать данное умение можно при любой форме организации учебного процесса. Так, на лекции преподаватель сам формулирует его структуру, чтобы показать направление поиска ответа; на семинарских занятиях студенты составляют вопросы по прочитанной лекции и т. д. При этом анализируется характер вопроса - воспроизводящий, уточняющий, направленный на получение новой информации, на выявление причинно-следственных связей. В качестве средств стимулирования мы применяем коллективные консультации (объяснение общих требований, способов учения, сообщение о результатах диагностики).

Один из источников развития положительных мотивов самостоятельной работы (и в целом учения) находится в тех отношениях, которые складываются между участниками учебного процесса. В целях их развития рекомендуется использовать различные формы учебной работы студентов (групповые, фронтальные, индивидуальные). Успешному овладению технологией самостоятельной работы способствует, как показывает опыт, работа в статических, динамических, вариационных парах по выполнению разнообразных заданий: выставить оценки друг другу, попросить партнера по работе проверить качество выполнения задания, продолжить работу, начатую соседом, задать другому вопросы, провести оппонирование, взаиморецензирование. Сочетание этих форм в ходе различных занятий, использование при этом возможности включения каждого студента в роль обучающего, делегирование преподавателем части своих функций студентам - все это развивает не только умение работать самостоятельно, но и умение работать в группе.

 

АВТОР: Горденко Н.В.